Джон Рёскин - Избранные мысли Джона Рёскина. Джон Рёскин биография

Образованиях в ландшафте посещаемых стран.

Среди его работ наиболее известны «Лекции об искусстве» (англ. Lectures of Art , ), «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» (англ. Fiction: Fair and Foul ), «Английское искусство» (англ. The Art of England ), «Современные художники» (англ. Modern Painters, - ), а также «Природа готики» (англ. The Nature of Gothic , ), знаменитая глава из «Камней Венеции», изданная впоследствии Уильямом Моррисом отдельной книгой. Всего Рёскиным написано пятьдесят книг, семьсот статей и лекций .

Рёскин - теоретик искусства

Рёскин многое сделал для укрепления позиций прерафаэлитов , например, в статье «Прерафаэлитизм» (англ. Pre-Raphaelitism , ), а также сильно повлиял на антибуржуазный пафос движения. Кроме того, он «открыл» для современников Уильяма Тёрнера , живописца и графика, мастера пейзажной живописи. В книге «Современные художники» Рёскин защищает Тёрнера от нападок критики и называет его «великим художником, дарование которого я оказался способен оценить при жизни».

Рёскин также провозглашал принцип «верности Природе»: «Не от того ли, что мы любим свои творения больше, чем Его, мы ценим цветные стекла, а не светлые облака… И, выделывая купели и воздвигая колонны в честь Того … мы воображаем, что нам простится постыдное пренебрежение к холмам и потокам, которыми Он наделил наше обиталище - землю» . В качестве идеала он выдвигал средневековое искусство , таких мастеров Раннего Возрождения , как Перуджино , Фра Анжелико , Джованни Беллини .

Неприятие механизации и стандартизации нашло отражение в теории архитектуры Рёскина, акценте на значимости средневекового готического стиля . Рёскин восхвалял готический стиль за его привязанность к природе и естественным формам, а также за стремление осчастливить труженика, которое он, как и приверженцы «готического возрождения» во главе с Уильямом Моррисом , видел в готической эстетике. Девятнадцатый век пытается воспроизвести некоторые готические формы (стрельчатые арки и т. п.), чего оказывается недостаточно для выражения истинного готического чувствования, веры и органицизма . Готический стиль воплощает те же моральные ценности, что видятся Рёскину в искусстве, - ценности силы, твердости и вдохновения .

Классическая архитектура в противоположность готической архитектуре выражает моральную бессодержательность, регрессивную стандартизацию. Рёскин связывает классические ценности с современным развитием, в частности с деморализаторскими последствиями промышленной революции , отражающимися в таких феноменах архитектуры, как Хрустальный дворец . Вопросам архитектуры посвящено много работ Рёскина, однако наиболее выразительно свои идеи он отразил в очерке «Естество Готики» («The Nature of Gothic») из второго тома «Камней Венеции» (The Stones of Venice) 1853 года, вышедшем в разгар бушевавшей в Лондоне «Битвы стилей». Помимо апологии готического стиля, он выступал в нём с критикой разделения труда и нерегулируемого рынка, отстаиваемых английской политэкономической школой.

Воззрения на общество

Преподавая рисование в Рабочем колледже Лондона, Джон Рёскин подпал под влияние Томаса Карлейля . В это время его начинают скорее интересовать идеи преобразования общества в целом, а не только теория искусства. В книге «Последнему, что и первому» (Unto This Last, 1860), обозначившей оформленность политико-экономических воззрений Рёскина, он выступает с критикой капитализма с позиций христианского социализма , требуя реформ в образовании, всеобщую занятость и социальную помощь инвалидам и людям преклонного возраста. В 1908 году это произведение Рёскина было переведено на гуджаратский язык индийским политическим деятелем Мохандасом Ганди под названием «Сарводайя».

В 1869 году был избран первым почётным профессором искусств Оксфордского университета , для студентов которого собрал коллекцию произведений искусства в оригиналах и репродукциях. Рёскин также приобрёл большую популярность в среде ремесленников и рабочего класса - особенно в свете основания им выходившего с 1871 по 1886 годы ежемесячного издания «Fors Clavigera» («Письма к рабочим и труженикам Великобритании»). Совместно с Уильямом Моррисом и прерафаэлитами он стремился открыть рабочим индустриальных районов красоту ремесленного производства и победить дегуманизирующие последствия механизированного труда при помощи художественно-промышленных мастерских , где применялся бы только творческий ручной труд. Сам Рёскин возглавил первую такую мастерскую, носящую название Гильдия святого Георга.

Личный кризис

В 1848 году Рёскин женился на Эффи Грей . Брак оказался неудачным, супруги разъехались и в 1854 году получили развод, а в 1855 году Эффи вышла замуж за художника

Английский искусствовед, писатель, родился в Лондоне 8 февраля 1819 г. Его отцом был совладелец компании, торгующей вином. Семья была благочестивой, и домашняя религиозная атмосфера наложила заметный отпечаток на формирование личности Джона. Отец был неравнодушен к искусству, в 13-летнем возрасте Джон много путешествовал с семьей по Европе. Будучи учеником британских художников Дж. Хардинга и К. Филдинга, Рёскин достиг на этом поприще немалых успехов. Объектом его изображения чаще всего являлась архитектура. Особый интерес он проявлял к готике. Во время путешествий обычно включал в свои записи сведения о геологических образованиях, замеченных в ландшафте тех или иных местностей.

С 1836 г. Джон Рёскин - студент Оксфордского университета, Крайст-Черч-колледжа. В 1839 г. он стал обладателем Ньюдигейтской премии за лучшую поэму, написанную на родном языке. Весной 1840 г. ему пришлось прекратить обучение из-за открывшегося кровотечения, которое врачи связывали с туберкулезом. В 1841 г. Рёскин обратился к сочинению, написанному им в 17 лет, и стал писать к нему дополнение. В результате на свет появился масштабный труд «Современные художники». Первый из пяти томов был опубликован в 1843 г. Посещение Европы впервые без семьи обогатило его впечатлениями, легшими в основу второго тома, вышедшего в 1846 г. Интерес к готической архитектуре вылился в издание в 1849 г. работы «Семь светильников архитектуры», после чего Рёскин все внимание сосредоточил на архитектуре Венеции, где он вместе с супругой в течение двух зим копил материал для книги о камнях этого города.

По возвращении на родину искусствовед стал активным защитником художников-прерафаэлитов, которые подверглись общественной критике после выставки в академии. Определенный период биографии пришелся на работу Рёскина преподавателем столичного Рабочего колледжа. Прочитанный курс лекций «Политическая экономия искусства» (Манчестер, 1857 г.) свидетельствовал о смещении акцента с «чистого» искусствоведения к социальным преобразованиям. Развившая эту тему книга «Последнему, что и первому» свидетельствовала о сформированности политико-экономических воззрений Рёскина. Он предлагал реформировать систему образования, обеспечить всеобщую занятость, оказывать помощь инвалидам и старым людям. Эта же книга стала отражением его духовного кризиса. С 1860 г. депрессия стала постоянной спутницей писателя.

В 1869 г. Рёскин - первый почетный профессор искусств Оксфорда; им была собрана предназначенная для студентов богатая коллекция различных произведений искусства. С 1871 г. стало ежемесячно выходить его издание «Fors Clavigera», главной аудиторией которого были трудящиеся, ремесленники страны. В нем Рёскин пропагандировал ремесленное производство, призывал к его возрождению, рассказывал о местах, где могли бы быть созданы мастерские и т.п. Издание, выходившее по 1886 г., еще больше укрепило его популярность в этой социальной среде.

Душевное здоровье Рёскина постепенно ухудшалось, и к концу 1873 г. это стало отражаться на его преподавательской деятельности. Во многом это было связано с бурной несчастливой жизнью. Через 5 лет у него развилось тяжелое психическое заболевание, проявлявшееся приступами, но, тем не менее, не лишившее его памяти. С 1885 г. последний период жизни Рёскина связан с пребыванием в северном Ланкашире, собственном имении Брентвунд, где он оставался до самой смерти. На протяжении 1885-1889 гг. он написал свою последнюю работу - автобиографию под названием «Прошлое», которая считается одним из самых интересных его сочинений. Умер Рёскин 20 января 1900 г., оставив после себя 5 десятков книг, 7 сотен лекций и статей. Его творчество во многом повлияло на мировоззрение таких известных людей, как Оскар Уайльд, У. Моррис, Ганди, М. Пруст, Л. Толстой.

Биография из Википедии

(также Ра́скин , англ. John Ruskin; 8 февраля 1819, Лондон - 20 января 1900, Брентвуд) - английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт; член Арундельского общества. Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX - начала XX века.

Биография и творчество

Джон Рёскин родился 8 февраля 1819 года в семье богатого шотландского торговца хересом Д. Дж. Рёскина. Дед, Джон Томас Рёскин, был коммерсантом, торговал ситцем. В семье царила атмосфера религиозного благочестия, оказавшая значительное влияние на последующие взгляды писателя. Еще в юности много путешествовал, причем дневники путешествий обязательно включали заметки о геологических образованиях в ландшафте посещаемых стран.

Поступил в Оксфордский университет, и впоследствии сам читал там курс искусствоведения. Став лектором, он настаивал на необходимости изучения геологии и биологии будущими пейзажистами, а также на введении практики научного рисования: «В погожие дни я посвящаю немного времени кропотливому изучению природы; при непогоде я за основу беру лист или растение и рисую их. Это неминуемо ведет меня к выяснению их ботанических названий».

Среди его работ наиболее известны «Лекции об искусстве» (англ. Lectures of Art, 1870), «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» (англ. Fiction: Fair and Foul), «Английское искусство» (англ. The Art of England), «Современные художники» (англ. Modern Painters, 1843-1860), а также «Природа готики» (англ. The Nature of Gothic, 1853), знаменитая глава из «Камней Венеции», изданная впоследствии Уильямом Моррисом отдельной книгой. Всего Рёскиным написано пятьдесят книг, семьсот статей и лекций.

Рёскин - теоретик искусства

Рёскин многое сделал для укрепления позиций прерафаэлитов, например, в статье «Прерафаэлитизм» (англ. Pre-Raphaelitism, 1851), а также сильно повлиял на антибуржуазный пафос движения. Кроме того, он «открыл» для современников Уильяма Тёрнера, живописца и графика, мастера пейзажной живописи. В книге «Современные художники» Рёскин защищает Тёрнера от нападок критики и называет его «великим художником, дарование которого я оказался способен оценить при жизни».

Рёскин также провозглашал принцип «верности Природе»: «Не от того ли, что мы любим свои творения больше, чем Его, мы ценим цветные стекла, а не светлые облака… И, выделывая купели и воздвигая колонны в честь Того … мы воображаем, что нам простится постыдное пренебрежение к холмам и потокам, которыми Он наделил наше обиталище - землю». В качестве идеала он выдвигал средневековое искусство, таких мастеров Раннего Возрождения, как Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини.

Неприятие механизации и стандартизации нашло отражение в теории архитектуры Рёскина, акценте на значимости средневекового готического стиля. Рёскин восхвалял готический стиль за его привязанность к природе и естественным формам, а также за стремление осчастливить труженика, которое он, как и приверженцы «готического возрождения» во главе с Уильямом Моррисом, видел в готической эстетике. Девятнадцатый век пытается воспроизвести некоторые готические формы (стрельчатые арки и т. п.), чего оказывается недостаточно для выражения истинного готического чувствования, веры и органицизма. Готический стиль воплощает те же моральные ценности, что видятся Рёскину в искусстве, - ценности силы, твердости и вдохновения.

Классическая архитектура в противоположность готической архитектуре выражает моральную бессодержательность, регрессивную стандартизацию. Рёскин связывает классические ценности с современным развитием, в частности с деморализаторскими последствиями промышленной революции, отражающимися в таких феноменах архитектуры, как Хрустальный дворец. Вопросам архитектуры посвящено много работ Рёскина, однако наиболее выразительно свои идеи он отразил в очерке «Естество Готики» («The Nature of Gothic») из второго тома «Камней Венеции» (The Stones of Venice) 1853 года, вышедшем в разгар бушевавшей в Лондоне «Битвы стилей». Помимо апологии готического стиля, он выступал в нём с критикой разделения труда и нерегулируемого рынка, отстаиваемых английской политэкономической школой.

Воззрения на общество

Преподавая рисование в Рабочем колледже Лондона, Джон Рёскин подпал под влияние Томаса Карлейля. В это время его начинают скорее интересовать идеи преобразования общества в целом, а не только теория искусства. В книге «Последнему, что и первому» (Unto This Last, 1860), обозначившей оформленность политико-экономических воззрений Рёскина, он выступает с критикой капитализма с позиций христианского социализма, требуя реформ в образовании, всеобщую занятость и социальную помощь инвалидам и людям преклонного возраста. В 1908 году это произведение Рёскина было переведено на гуджаратский язык индийским политическим деятелем Мохандасом Ганди под названием «Сарводайя».

В 1869 году был избран первым почётным профессором искусств Оксфордского университета, для студентов которого собрал коллекцию произведений искусства в оригиналах и репродукциях. Рёскин также приобрёл большую популярность в среде ремесленников и рабочего класса - особенно в свете основания им выходившего с 1871 по 1886 годы ежемесячного издания «Fors Clavigera» («Письма к рабочим и труженикам Великобритании»). Совместно с Уильямом Моррисом и прерафаэлитами он стремился открыть рабочим индустриальных районов красоту ремесленного производства и победить дегуманизирующие последствия механизированного труда при помощи художественно-промышленных мастерских, где применялся бы только творческий ручной труд. Сам Рёскин возглавил первую такую мастерскую, носящую название Гильдия святого Георга.

Личный кризис

В 1848 году Рёскин женился на Эффи Грей. Брак оказался неудачным, супруги разъехались и в 1854 году получили развод, а в 1855 году Эффи вышла замуж за художника Джона Эверетта Милле. Поводом для развода послужило то, что супруги не вступали в супружеские отношения. Этой истории посвящены канадский фильм «Страсть Джона Рёскина» (англ. The Passion of John Ruskin) и британский фильм «Эффи».

В конце 1850-х - 1860-е годы, в период острого религиозного кризиса, Рёскин пережил страстную влюбленность в девочку, а затем девушку из крайне религиозной протестантской семьи Розу Ла Туш (1848-1875). Он познакомился с ней в 1858 году, через восемь лет сделал предложение и получил окончательный отказ по настоянию её родителей в 1872. Через три года Роза умерла по неизвестной причине. История этой любви не раз упоминается в «Лолите» Набокова.

В 1870-х на этой почве у Рёскина участились приступы психической болезни, в 1885 году он уединился в своем имении Брентвуд в Озерном крае, которое уже не покидал до самой смерти.

Творчество Рёскина оказало значительное влияние на Уильяма Морриса, Оскара Уайльда, Марселя Пруста, Махатму Ганди, а в России - на Льва Толстого. В Новом Свете его идеи пытались воплотить в жизнь сеть утопически-социалистических коммун, включавших «Колонии Раскина» в Теннесси, Флориде, Небраске и Британской Колумбии.

Избранные полотна

  • «Каскады безумия. Шамони» (1849) Бирмингем, Галерея искусств
  • «Гнейсовые скалы в Гленфинлас» (1853) Оксфорд, музей Ашмолеон
  • «Ирис Фиорентина» (1871) Оксфорд, музей Ашмолеон

Избранная библиография

  • «Поэзия архитектуры» (The Poetry of Architecture , 1838)
  • The King of the Golden River (1841)
  • «Современные художники» (Modern Painters , 1843)
  • «Современные художники 2» (Modern Painters II , 1846)
  • The Seven Lamps of Architecture («Семь светочей архитектуры») (1849)
  • Pre-Raphaelitism (1851)
  • The Stones of Venice I (1851)
  • The Stones of Venice II and III (1853)
  • Architecture and Painting (1854)
  • Modern Painters III (1856)
  • The Harbours of England (1856)
  • Political Economy of Art (1857)
  • The Two Paths (1859)
  • The Elements of Perspective (1859)
  • Modern Painters IV (1860)
  • Unto This Last (1862)
  • Munera Pulveris (Essays on Political Economy) (1862)
  • Cestus of Aglaia (1864)
  • Sesame and Lilies (1865)
  • The Ethics of the Dust (1866)
  • The Crown of Wild Olive (1867)
  • Time and Tide (1867)
  • The Flamboyant Architecture of the Somme (1869)
  • The Queen of the Air (1869)
  • Verona and its Rivers (1870)
  • Aratra Pentelici (1872)
  • The Eagle’s Nest (1872)
  • «The Poets Day By Day» (1873)
  • Love’s Meinie (1873)
  • Ariadne Florentina (1873)
  • Val d’Arno (1874)
  • The Ethics of the Dust 1875
  • Mornings in Florence (1877)
  • «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» (Fiction, Fair and Foul , 1880)
  • Deucalion (1883)
  • St Mark’s Rest (1884)
  • Storm-Clouds of the Nineteenth Century (1884)
  • Bible of Amiens (1885)
  • Proserpina (1886)
  • Praeterita (1889)

Образованиях в ландшафте посещаемых стран.

Среди его работ наиболее известны «Лекции об искусстве» (англ. Lectures of Art , ), «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» (англ. Fiction: Fair and Foul ), «Английское искусство» (англ. The Art of England ), «Современные художники» (англ. Modern Painters, - ), а также «Природа готики» (англ. The Nature of Gothic , ), знаменитая глава из «Камней Венеции», изданная впоследствии Уильямом Моррисом отдельной книгой. Всего Рёскиным написано пятьдесят книг, семьсот статей и лекций .

Рёскин - теоретик искусства

Рёскин многое сделал для укрепления позиций прерафаэлитов , например, в статье «Прерафаэлитизм» (англ. Pre-Raphaelitism , ), а также сильно повлиял на антибуржуазный пафос движения. Кроме того, он «открыл» для современников Уильяма Тёрнера , живописца и графика, мастера пейзажной живописи. В книге «Современные художники» Рёскин защищает Тёрнера от нападок критики и называет его «великим художником, дарование которого я оказался способен оценить при жизни».

Рёскин также провозглашал принцип «верности Природе»: «Не от того ли, что мы любим свои творения больше, чем Его, мы ценим цветные стекла, а не светлые облака… И, выделывая купели и воздвигая колонны в честь Того … мы воображаем, что нам простится постыдное пренебрежение к холмам и потокам, которыми Он наделил наше обиталище - землю» . В качестве идеала он выдвигал средневековое искусство , таких мастеров Раннего Возрождения , как Перуджино , Фра Анжелико , Джованни Беллини .

Неприятие механизации и стандартизации нашло отражение в теории архитектуры Рёскина, акценте на значимости средневекового готического стиля . Рёскин восхвалял готический стиль за его привязанность к природе и естественным формам, а также за стремление осчастливить труженика, которое он, как и приверженцы «готического возрождения» во главе с Уильямом Моррисом , видел в готической эстетике. Девятнадцатый век пытается воспроизвести некоторые готические формы (стрельчатые арки и т. п.), чего оказывается недостаточно для выражения истинного готического чувствования, веры и органицизма . Готический стиль воплощает те же моральные ценности, что видятся Рёскину в искусстве, - ценности силы, твердости и вдохновения .

Классическая архитектура в противоположность готической архитектуре выражает моральную бессодержательность, регрессивную стандартизацию. Рёскин связывает классические ценности с современным развитием, в частности с деморализаторскими последствиями промышленной революции , отражающимися в таких феноменах архитектуры, как Хрустальный дворец . Вопросам архитектуры посвящено много работ Рёскина, однако наиболее выразительно свои идеи он отразил в очерке «Естество Готики» («The Nature of Gothic») из второго тома «Камней Венеции» (The Stones of Venice) 1853 года, вышедшем в разгар бушевавшей в Лондоне «Битвы стилей». Помимо апологии готического стиля, он выступал в нём с критикой разделения труда и нерегулируемого рынка, отстаиваемых английской политэкономической школой.

Воззрения на общество

Преподавая рисование в Рабочем колледже Лондона, Джон Рёскин подпал под влияние Томаса Карлейля . В это время его начинают скорее интересовать идеи преобразования общества в целом, а не только теория искусства. В книге «Последнему, что и первому» (Unto This Last, 1860), обозначившей оформленность политико-экономических воззрений Рёскина, он выступает с критикой капитализма с позиций христианского социализма , требуя реформ в образовании, всеобщую занятость и социальную помощь инвалидам и людям преклонного возраста. В 1908 году это произведение Рёскина было переведено на гуджаратский язык индийским политическим деятелем Мохандасом Ганди под названием «Сарводайя».

В 1869 году был избран первым почётным профессором искусств Оксфордского университета , для студентов которого собрал коллекцию произведений искусства в оригиналах и репродукциях. Рёскин также приобрёл большую популярность в среде ремесленников и рабочего класса - особенно в свете основания им выходившего с 1871 по 1886 годы ежемесячного издания «Fors Clavigera» («Письма к рабочим и труженикам Великобритании»). Совместно с Уильямом Моррисом и прерафаэлитами он стремился открыть рабочим индустриальных районов красоту ремесленного производства и победить дегуманизирующие последствия механизированного труда при помощи художественно-промышленных мастерских , где применялся бы только творческий ручной труд. Сам Рёскин возглавил первую такую мастерскую, носящую название Гильдия святого Георга.

Личный кризис

В 1848 году Рёскин женился на Эффи Грей . Брак оказался неудачным, супруги разъехались и в 1854 году получили развод, а в 1855 году Эффи вышла замуж за художника

Study of Leaves by John Ruskin

© John Ruskin 1869 by Elliot and Fry

© Study of Leaves by John Ruskin. This edition published by arrangement with Ruskin Foundation (Ruskin Library, Lancaster University)

© Предисловие. Виноградова Ю. В., 2015

© Издание на русском языке, оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2015

Предисловие

«Джон Рёскин один из замечательнейших людей не только Англии и нашего времени, но и всех стран и времен. Он один из тех редких людей, который думает сердцем, и потому думает и говорит то, что он сам видит и чувствует и что будут думать и говорить все в будущем». Так писал об английском историке искусства, философе, общественном деятеле Джоне Рёскине Лев Николаевич Толстой. Прославленный яснополенец нашел в трудах Рёскина много созвучного своим собственным взглядам и фактически стал одним из его популяризаторов в России.

Личность этого английского критика вызывала восхищение не только у русского графа, но и у многих его современников и мыслителей будущих поколений. Лекции, которые Рёскин читал в Оксфорде, собирали так много слушателей, что не всем хватало места даже в самой большой университетской аудитории. Среди более поздних его поклонников были Марсель Пруст, Оскар Уальд, Махатма Ганди. Деятельность Рёскина находит параллели в статьях Владимира Стасова и Бернарда Шоу.

Рёскин известен в первую очередь как критик и историк искусства, однако он также профессионально увлекался геологией, большое внимание уделял архитектуре, занимался вопросами экономико-политического и социального устройства общества, прекрасно рисовал и оставил большое графическое наследие, прежде всего архитектурных зарисовок. Такое разнообразие интересов роднит Рёскина с деятелями эпохи Возрождения и раннего Нового времени, несмотря на то что этот период в истории искусства он более всего критиковал и даже отвергал, предпочитая ему Средневековье.

Любовь же к искусству и природе Рёскин унаследовал от своего отца – преуспевающего виноторговца Джона Джеймса Рёскина, в семье которого в 1819 году и родился будущий великий критик. Рёскин-старший передал сыну не только свои увлечения, но и благочестивое отношение к Библии и любовь к серьезной литературе (в их доме почитали Гомера, Шекспира, Вальтера Скотта). А вместе с ними – огромное состояние, обеспечившее молодому Рёскину блестящее образование в Оксфорде и безбедную жизнь. Позже Рёскин напишет: «Задача отца – развивать ум ребенка, а задача матери – воспитывать его волю… Нравственное воспитание состоит в том, чтобы содействовать развитию способностей восторга, надежды, любви». Все это он сполна получил в родном доме.

Рёскин рано начал писать – уже в двадцатилетнем возрасте у него появились первые публикации по архитектуре. Тогда же он познакомился и увлекся творчеством Уильяма Тернера и написал целую брошюру в защиту живописца, в то время подвергшегося значительной критике. Его восхищение Тернером было настолько велико, что сегодня Рёскина называют не иначе как первооткрывателем для широкой публики этого художника. Тернеру к тому времени исполнилось почти семьдесят, он был членом-корреспондентом и профессором Королевской академии. Однако именно поддержка молодого Рёскина позволила художнику выстоять против давления викторианских установок в живописи и искусстве.

Еще большее значение его публикации имели для группы художников-прерафаэлитов. Рёскин фактически оформил в стройную теорию разрозненные воззрения молодых и смелых живописцев, во главе которых стояли Уильям Холмен Хант, Джон Эверт Миллес и Данте Габриэль Россетти. Критические работы Рёскина и ряд его публикаций для «Таймс» помогли художникам укрепить свои позиции, а сам критик был объявлен теоретиком прерафаэлитов, их наставником и другом. Результатом его исследований в области искусства стали не только отдельные статьи и лекции, но и пятитомный трактат «Современные художники».

Художественная критика Рёскина – это всегда критика вкуса, его публикации и лекции – попытка этот вкус улучшить, воспитать. «Вкус не только часть или указатель нравственности, – писал Рёскин, – но в нем вся нравственность. Скажите мне, что вы любите, и я скажу, что вы за человек». Тонкий эстет Рёскин в прямом разговоре с публикой поднимал не только и не сколько вопросы профессионального толка, сколько обращался к человеческой чувствительности, обыденной непредвзятости, ратовал за искусство, которое может сделать мир лучше, искусство, созданное во имя пользы, добра, справедливости. Порой его речи звучат слишком дидактично и безапелляционно, однако Рёскин – человек своего – викторианского – времени, воспитанный на строгой протестанткой морали и привыкший выдвигать высокие требования и к себе и к окружающим.

Позже интересы Рёскина из сферы искусствоведения переместились в область социального знания. Как всякий крупный мыслитель он не мог обойти вниманием несправедливость и несовершенство устройства современного ему общества. Сегодня его нередко называют основоположником английского социализма. В своих публикациях Рёскин призывал к различным реформам, в том числе в области образования, а также к изменению патриархальной роли женщины, что позволило бы ей реализовывать себя в публичной сфере вместо неизменного положения домохозяйки. Но главное, Рёскин критиковал технический прогресс, который, по мнению мыслителя, губил любимую им природу, разрушал памятники искусства и пагубно влиял на человеческие души. Его идеи порой вызывали насмешки, а сам профессор из Оксфорда нередко походил на чудака. Например, заказывал себе рубашки только из полотна, сотканного вручную, или настаивал на том, чтобы его книги печатали на ручном станке и ни в коем случае не возили по железной дороге.

Рёскин стремился возродить ручной труд и кустарные промыслы, полагая, что машинное производство обезличивает и труд, и самого человека. Его основные мысли изложены в труде «Политическая экономия искусства», написанном на основе лекций, который Рёскин прочитал в Манчестере в 1857 году, а также в книге «Последнему, что и первому». Он выпускал и специальное популярное издание, главной аудиторией которого были английские рабочие, ремесленники. «Никто не может научить чему-либо стоящему познания иначе, как работой рук» – писал Рёскин. Он даже основал Гильдию Святого Георгия – общину, основной задачей которой был возврат к земле и ручному труду. Как и любое утопическое образование, Гильдия просуществовала недолго, однако повлияла на дальнейшее возникновение подобных сообществ. При этом парадоксальный утопизм Рёскина состоял в том, что собственно литературных утопий он не писал, оставаясь в поле критики искусства, архитектуры, общественного устройства. В определенном смысле Рёскин выступал как идейный радикал своего времени, многие из его трудов современники без тени кокетства называли смелыми.

Всего же за свою долгую жизнь (он прожил восемьдесят один год) Джон Рёскин написал несколько десятков работ и сотни лекций – всего около тридцати томов. Однако в России известна лишь небольшая часть его наследия. Первые переводы появились на закате жизни Рёскина (он скончался в 1900 году). Были изданы работы «Воспитание. Книга. Женщина» (с предисловием Толстого), «Оливковый венок», «Последнему, что и первому», «Орлиное гнездо», первый том трактата «Современные художники».

На рубеже XX и XXI веков в России часть работ Рёскина переиздается, перевод других осуществляется впервые. Однако это по-прежнему лишь избранные страницы его трудов, в первую очередь те произведения, которые связаны с искусством (во многом благодаря возросшему в последние годы интересу к деятельности художников-прерафаэлитов). Век спустя переизданы «Лекции по искусству», прочитанные Рёскиным для студентов Оксфорда. Сегодняшнему читателю эти лекции не дадут четкого представления о художественной жизни Англии, в них нет ни системы и структурированной научной базы. Однако в них критик учит своих слушателей собственным трудом добывать знания и умения, учит глубокому восприятию искусства, ведь для профессора Рёскина прочувствовать произведение гораздо важнее, чем грамотно описать его.

Джон Рёскин (или Раскин) отличался многими талантами. Он был видным теоретиком искусства, художником, литературным критиком, поэтом и писателем, в чью прозу был влюблен даже Марсель Пруст. Всего Рёскин написал пятьдесят книг и семьсот статей и лекций, большинство из которых посвящено искусству в целом и архитектуре в частности.

Джон Рёскин родился 8 февраля 1819 года в Лондоне. Дед его торговал ситцем, а отец, бывший совладельцем фирмы по импорту хереса, вполне успешно этот продукт и продавал. Несмотря на приземленное занятие, отец Джона любил искусство, что, несомненно, повлияло и на сына, как и строгое религиозное воспитание, благодаря которому у Джона выработалось религиозно-этическое понимание жизни.

Когда Джону исполнилось тринадцать, семья начала активно путешествовать по Франции, Бельгии, Германии и Швейцарии. Во время путешествий Рёскин вел путевой дневник, в котором обязательно описывал геологические образования в странах, которые посещал. Намного позже, став лектором в Оксфордском университете, в котором сам и учился, он настаивал на том, что будущие пейзажисты обязательно должны изучать биологию и геологию, а так же практиковаться в научном рисовании: «В погожие дни я посвящаю немного времени кропотливому изучению природы; при непогоде я за основу беру лист или растение и рисую их. Это неминуемо ведет меня к выяснению их ботанических названий ».

Сам Рёскин рисунку учился у художников Копли Филдинга и Хардинга и под их руководством стал искусным рисовальщиком, правда, увлекала его в основном архитектура, особенно готическая. Что до Оксфордского университета, то обучение геологии у Бакланда Рёскину пришлось прервать из-за подозрений на туберкулез. Впрочем, опасения врачей не повлияли на другие увлечения. Еще до этого эпизода в «Архитектурном журнале» появляется первая публикация Рёскина «Поэзия архитектуры»; в 1839 году Рёскин получает Ньюдигейсткую премию за лучшую поэму на английском языке. В конце тридцатых годов Рёскин на щедрое содержание, выделенное отцом, начинает собирать картины Уильяма Тёрнера, творчеством которого увлечен довольно давно. В семнадцать лет Рёскин даже написал сочинение в защиту Тёрнера, которое годами позже вылилось в многотомный труд «Современные художники» — первый том вышел в 1843 году. Сам Тёрнер, говорят, едва ли улавливал смысл хвалебных речей своего горячего поклонника и даже не поддержал публикации первой из статей о себе, которую отец Рёскина послал художнику.

В 1845 году Рёскин отправляется в путешествие по Швейцарии и Италии, где приходит в восторг от религиозной живописи Фра Анджелико и Тинторетто. Этот восторг вылился во второй том «Современных художников», вышедший в 1846 году. Через три года Рёскин публикует сочинение, посвященное еще одной его страсти — готической архитектуре — «Семь светочей архитектуры». Труд, в общем-то, оставшийся невостребованным из-за наивного утопизма и старомодности Рёскина на фоне авангарда, социальных революций и прогресса науки и техники.

Рёскин, по настоянию отца, продолжает писать труд «Современные художники», читает лекции «Политическая экономия в искусстве» в Манчестерском университете, пишет на эту тему книгу «Последнему, что и первому». Он поддерживает реформы образования, особенно в сфере ремесел, ратует за всеобщую занятость и помощь инвалидам и старикам. В 1871 году он начинает издавать ежемесячное издание для рабочих Великобритании «Fors Clavigera», в котором рассказывает об учреждении Компании св. Георгия, которая должна была создавать мастерские, где бы применялся исключительно ручной труд, открывать рабочим красоту ремесленничества, а также свести на нет последствия промышленной революции.

Джон Рёскин за работой в Брентвуде, 1881.

В 1851 году в Академии состоялась выставка прерафаэлитов, которую приняли довольно враждебно. Рёскин встал на их защиту, написал статью «Прерафаэлитизм» и подружился с самым ярким представителем течения Джоном Эвереттом Миллесом, к которому впоследствии ушла жена Рёскина Эффи Грей. При этом в пятидесятые-шестидесятые годы Рёскин переживает влюбленность в Розу Ла Туш, которой на момент знакомства было всего десять лет. Когда девушке исполнилось 18, Рёскин делает ей предложение, но получает отказ. В 1872 году он пробует снова, и опять получает отказ, на этот раз окончательный. Через три года по неизвестной причине Роза умирает, и у Рёскина на этой почве приступы психической болезни, начавшиеся еще в шестидесятые, становятся чаще, в 1885 году он уединяется в своем имении, которое не покидает до самой смерти в 1900 году.




Top