Егор летов год рождения. Летов игорь федорович

Биография и эпизоды жизни Егора Летова . Когда родился и умер Егор Летов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты музыканта, фото и видео .

Годы жизни Егора Летова:

родился 10 сентября 1964, умер 19 февраля 2008

Эпитафия

«Вот и всё, что было -
Не было и нету.
Все слои размокли,
Все слова истлели…»
Из песни Егора Летова

«На другом берегу много яркого света,
Птицы в Ирей летят да сиянье несут.
На другом берегу начинается лето.
Ты вернулся домой. Нас пока еще ждут».
Из стихотворения Андрея Шталя, посвященного памяти Летова

Биография

Первый масштабный и по-настоящему успешный концерт «Гражданской обороны» состоялся в 1988 г. в рамках Тюменского фестиваля альтернативной музыки. На то время группа уже имела практически всесоюзную популярность, но знали ее скорее с кассетных записей. По воспоминаниям очевидцев, Егор Летов вышел на сцену в бушлате и широченных клешах и начал петь «гадости о Ленине».

Будущий лидер отечественной контркультуры родился в Омске в семье военного и медсестры. После школы хотел было продолжать обучение, но так никуда и не поступил. А между тем работал художником-оформителем пропагандистских стендов при заводах, продавцом музыкальных пластинок, дворником и т. д. В это же время началась и его музыкальная деятельность: сначала в рамках проекта «Поп-механика», а затем и в группе «Посев» - прародительнице знаменитой «Гражданки».

Творчество Егора Летова, насквозь пропитанное дерзостью и бунтарством, сразу же привлекло внимание агентов КГБ. После нескольких лет угроз и преследований Летова все же упрятали в психлечебницу, где в целях «карательной психиатрии» на протяжении трех месяцев пичкали сильнодействующими психотропными препаратами. Как позже признавался сам Летов, выжить помогло одно лишь творчество. В больнице Егор помногу писал, так что к концу срока лечения у него накопилось достаточно материала для дальнейшей работы.

Егор Летов (справа) в составе группы «Гражданская оборона»


Однако же по выходе из больницы оказалось, что сотрудничать Летову особенно не с кем. Органы приложили все усилия, чтобы изолировать Егора от общества или, скорее, общество от него. Главного друга и соратника Летова - Константина Рябинина - забрали в армию, а с остальных друзей взяли подписку о невзаимодействии. Пришлось Летову продолжать студийную работу на поприще «Гражданской обороны» в одиночку. Удивительно, но именно этот период в истории группы оказался самым плодотворным и успешным.

Егор Летов умер в возрасте сорока четырех лет от сердечной недостаточности. Жена музыканта утверждает, что при жизни Летов перенес не один инфаркт, но никогда не обращался в больницу. Медицинская экспертиза показала, что смерть Летова, вероятно, была мучительной. Похороны Егора Летова состоялись в родном Омске на Старо-Восточном кладбище. Ныне на могиле Летова установлен скромный памятник с изображением иерусалимского креста, похожего на нательный крестик Егора.

Линия жизни

10 сентября 1964 г. Дата рождения Егора Летова (Игоря Федоровича Летова).
1980 г. Летов создает панк-группу «Посев».
1984 г. «Посев» перерождается в знаменитую «Гражданскую оборону».
1985 г. Музыкант попадает в психиатрическую лечебницу и проходит курс так называемой карательной психиатрии.
1987 г. Выходит ряд альбомов «Гражданской обороны»: «Хорошо!!», «Красный Альбом», «Тоталитаризм», «Некрофилия», «Мышеловка». Группа достигает всесоюзной популярности.
1990 г. Летов приостанавливает выступления в составе «Гражданской обороны» для работы над другими проектами.
1993 г. Студийная и концертная деятельность «ГО» возобновляется.
2007 г. Выходит последний и лучший, по мнению Летова, альбом «ГО» «Зачем снятся сны?».
19 февраля 2008 г. Дата смерти Егора Летова.
21 февраля 2008 г. Дата похорон Летова.

Памятные места

1. Город Омск, где родился и вырос Егор Летов.
2. Общеобразовательная средняя школа № 45, где учился Летов.
3. Омский шинный завод, где работал Егор после окончания школы.
4. Ритуальный зал Омской городской клинической больницы № 1 им. А. Н. Кабанова, где состоялось прощание с музыкантом.
5. Старо-Восточное кладбище в Омске, где похоронен Летов.

Эпизоды жизни

Поговаривают, что Летов родился в каменных конюшнях Колчака, переоборудованных под казармы для военных. Лишь через год после рождения ребенка семье Летовых выделили квартиру на окраине Омска на улице, бывшей несколькими годами ранее взлетной полосой аэродрома. Глухой спальный район, соседи - бывшие заключенные, постоянный разбой и поножовщина - примерно в таких реалиях взрастал будущий лидер контркультуры.

Всякий раз, когда Летов возвращался из Москвы в Омск, то увозил с собой несколько десятков килограмм книг. Потом запирался в своей квартире и читал их месяцами напролет.
Летов почитал творчество Хантера Томпсона, Хармса, Миллера, но вне конкуренции всегда оставался Достоевский.

Сергей Летов - старший брат Егора - тоже весьма знаменитая личность. В аристократических кругах его почитают как великолепного джазового саксофониста.

Завет

«Не теряйте надежды и совести, не впадайте в грех уныния, не складывайте оружия, не опускайте рук. Хватит заживо гнить в своих уютных капканах. Покиньте свои пыльные, затхлые закоулки - выйдите на свет безбожный, вдохните полной грудью. Родина ждeт вас - безнадeжно-молодых, отчаянных и непокорных. Требуйте и достигайте невозможного! Наступите на горло своей тоске, апатии, лени. Казните свой страх. Действуйте так, чтобы Смерть бежала от вас в ужасе. Мир держится - пока ещe держится! - на каждом из нас - живом и непобедимом. И пусть нас мало - нас и всегда было немного - но именно мы двигали и движем историю, гоним еe вперeд по сияющей спирали. Туда, где времени не было, нет и не будет. В вечность. Так не позорьте же себя и своe будущее. Встаньте!»

Выступление Егора Летова на мемориале Башлачева (1990 г.)

Соболезнования

«Он никогда не забывал, зачем живет…»
Наталья Чумакова, жена

«Егор Летов был самым ярким и гениальным из нонконформистских музыкантов, он стал настоящим классиком русской культуры с точки зрения поэзии, музыки и гражданской позиции. И одновременно Егор - это приговор системе, и ныне существующей политической, и внутричеловеческой… Смерть Егора - громадная потеря лично для меня».
Александр Дугин, политик и философ

«Егор Летов - это, может быть, единственный человек, который придумал абсолютно оригинальную и интересную рок-музыку на русском языке, причем без всяких фольклорных спекуляций. На меня очень сильно повлияло его поэтическое и музыкальное творчество. Я, честно говоря, не знаю, что такое русский панк-рок и существует ли таковой вообще, - в любом случае мне нет до него особого дела. «Гражданская оборона» всегда держалась особняком и принадлежала, на мой взгляд, не какому-то мифическому русскому панку, но мировой рок-н-ролльной культуре. И смерть Егора Летова - это, безусловно, большая для нее утрата».
Максим Семеляк, журналист

«…Я всегда считал и считаю сейчас, что в России были только два человека-явления, одинаково ярких и мощных, но друг от друга не зависящих - это Боря Гребенщиков и Егор Летов. По поводу его ухода я думаю, что у Егора произошло некое освобождение и его увлекательное путешествие продолжается - просто в несколько другом измерении».
Ник Рок-н-ролл, музыкант

«Борис Гребенщиков, говоря о Башлачеве, охарактеризовал его как художника, чья миссия - исследование проклятия русской души и вынесение этого беса на поверхность, чтобы знать, с кем воевать. Я то же самое могу сказать про Егора Летова - с оговоркой, что он занимался этим исследованием глубже и последовательней. С уходом Егора это поле экспериментов над человеческим сознанием опустело. На этом поэте держалась вся экзистенциальная сущность нашей рок-музыки».
Александр Липницкий, культуролог и тележурналист

«…Со смертью Егора какая-то часть эпохи закончилась, для меня он был крайней чертой, некой границей свободы, вдали которой уже полный беспредел».
Юрий Шевчук, музыкант

Выпуск программы «Музыкальная инъекция», посвященный памяти Егора Летова

Егор Летов (Игорь Фёдорович Летов, 10.09.1964 – 19.02.2008) – российский поэт, музыкант, саундпродюсер. Наибольшую известность получил как основатель и лидер группы « ». Является ключевой фигурой сибирского андерграунда. Младший брат джазового саксофониста Сергея Летова. Автор ряда сольных альбомов и сборника стихотворений.

Биография Егора Летова

Игорь Фёдорович Летов родился 10 сентября 1964 года в Омске. Мать будущего музыканта работала военным врачом, отец – бывший военный, участник Великой Отечественной войны. Окончив десятый класс средней школы №45 Омска поступил в городское ПТУ но вскоре был отчислен за непосещаемость. Работал художником на Омском шинном и Омском моторостроительном заводах, а также дворником и штукатуром на стройке. В 1982 году начал заниматься музыкой, вместе Андреем Бабенко и Евгением Деевым основав проект «Посев».

Творческая биография

В период с 1982 по 1984 год Летов записывал магнитоальбомы в составе группы «Посев» (большинство записей не сохранилось). Осенью 1984 года вместе с Андреем Бабенко и Константином Рябиновым основал группу «Гражданская Оборона», некоторое время существовавшую параллельно с «Посевом». С середины 80-х годов становится одним из наиболее влиятельных независимых музыкантов СССР, а впоследствии и России.

После выпуска первых магнитоальбомов Егор Летов подвергся репрессиям со стороны властей. Местные органы КГБ не желали терпеть в Омске не подчиняющегося властям вольнодумца и поместили его на принудительное лечение в психушку, откуда он был вызволен благодаря старшему брату Сергею, пообещавшему рассказать о гонениях на музыкантов в Советском Союзе западным журналистам. По возвращении из лечебного учреждения Егор возобновил деятельность «Гражданской Обороны», в одиночку записав ряд магнитоальбомов 1987 и 1988 года.

В 1987 году под маркой «Г.О.» Летов записывает альбомы «Мышеловка», « », «Хорошо!!», «Некрофилия» и «Красный Альбом», самостоятельно играя на всех инструментах и выступив в качестве звукорежиссёра и саундпродюсера. Таким же образом были записаны альбомы 1988 года – « », «Так Закалялась Сталь» и «Боевой Стимул». В декабре 1988 года на домашней студии Сергея Фирсова в Ленинграде Егор записывает акустический бутлег «Русское Поле Эксперимента».

В 1989 году, во время работы над циклом « » Летов записывает два акустических сольника – «Всё Как У Людей» и «Вершки И Корешки». Одновременно с этим он помогает своей тогдашней сожительнице Янке Дягилевой записать альбомы «Домой!» и «Ангедония». После её смерти в 1991 году вместе с Константином Рябиновым на основании сохранившихся записей Егор доделывает последний альбом Янки – «Стыд и Срам».

Проект «Егор и Опизденевшие»

Весной 1990 года Летов распускает «Гражданскую Оборону», мотивируя тем, что не хочет становиться частью попса. Сыграв последний концерт коллектива в Таллине, Егор возвращается в Омск, где спустя некоторое время начинает работать над новым материалом, впоследствии изданным под маркой «Егор и Опизденевшие». Первый альбом нового проекта был записан в 1990 году и получил название «Прыг-Скок».

Во время работы над диском Егор Летов часто путешествует по Уралу и во время одной из таких поездок его кусает энцефалитный клещ. В течение месяца музыкант балансирует на грани между жизнью и смертью, на всё время болезни лишаясь сна и выдерживая температуру под 40º. В конечном итоге болезнь отступает и Егор возвращается к активной творческой деятельности.

В 1993 году в рамках проекта «Егор и Опизденевшие» выходит одна из лучших работ Летова – двойник «Сто Лет Одиночества». Спустя некоторое время музыкант объявляет о возрождении группы «Гражданская Оборона», в составе которой выступает вплоть до своей смерти в 2008 году. Параллельно Егор даёт сольные акустические концерты, исполняя на них песни из ранних альбомов.

Личная жизнь Егора Летова

Во второй половине 80-х годов Летов сожительствовал с Яной Станиславовной Дягилевой. По воспоминаниям соратников, отношения были непростыми и часто доходили до скандалов. Многие обвиняли Егора в смерти Янки, считая, что именно он довёл её до самоубийства, факт которого так и не был доказан.

В 90-х годах гражданской женой Летова была Анна Волкова, подруга Янки, в настоящее время жена клавишника группы «Калинов Мост» Александра «Анаксагора» Владыкина. Она принимала участие в записи ряда альбомов «Гражданской Обороны». В частности, играла на электроскрипке в «Сто Лет Одиночества» и подпевала в альбомах « » и « ».

С 1997 года женой Егора стала Наталья Чумакова. Она же являлась бас-гитаристкой последнего состава «Г.О.», а сейчас занимается реставрацией сохранившихся записей коллектива.

Смерть Егора Летова

Музыкант скоропостижно скончался 19 февраля 2008 году в 16:57 по омскому времени. На момент смерти Егору было полных 43 года. В качестве причины смерти называлась внезапная остановка сердце. Егор Летов похоронен на Старо-восточном кладбище Омска рядом с могилой матери.

Дискография Егора Летова

Егор Летов является автором и продюсером всех альбомов группы “Гражданская Оборона”. Он же является одним из главных основателей проекта “Коммунизм”, выпустившего более десяти студийных работ. Также Егор записал ряд сольных пластинок.

Сольные альбомы

  • , 1988
  • Вершки и Корешки, 1989
  • Всё Как У Людей, 1989

Егор Летов был страстным футбольным болельщиком. Про себя говорил, что «вырос из футбола, все детство играл, полузащитником-диспетчером». На протяжении жизни его пристрастия менялись, но «болел» он всегда профессионально. Разбирался в футбольной тактике, с жаром мог расписать преимущества и недостатки той или иной команды.

Дольше всех продлилась у Летова страсть к ЦСКА. Должно быть, сказывалось влияние отца-военного. В последние годы стал болеть за Сhelsea. Как ни странно, он связывал свои симпатиии к этому клубу с именем Абрамовича: «Во-первых, меня поразил сам факт, что впервые за всю историю российского бизнеса человек потратил деньги не на говно, а создал реально нечто великое практически на пустом месте и сразу. А во-вторых, мне нравится, как играет Chelsea, даже сейчас, это самая тотальная война в премьер-лиге. Может, это не столь красиво и размашисто, как Manchester, зато более яростно и бескомпромиссно. И в-третьих, мне очень нравятся такие игроки, как Терри, Лэмпард, Чех, Дрогба».

В футболе Летов видел больше, чем просто игру. В интервью журналу Rolling Stone признавался: «А вообще для меня футбол - это не спорт, это рок-н-ролл, панк-рок, экстремальный вид искусства, философия и политика».

Егор Летов - советский и российский музыкант и поэт, основатель группы «Гражданская оборона ».

Биография Егора Летова

Егор Летов родился 10 сентября 1964 года в Омске. Мать Егора была врачом, а отец военным, прошедшим Великую Отечественную войну, позднее занявшим должность секретаря райкома КПРФ. У Егора также есть старший Сергей - музыкант и саксофонист.

После окончания школы Летов переехал в Подмосковье к своему брату, чтобы поступить в московское строительное ПТУ. Однако вскоре после поступления он был отчислен за неуспеваемость и вернулся в родной город. В 1982 году Егор создал рок-группу «Посев », названную в честь общественно-политического журнала.

Спустя два года Летов сформировал группу «Гражданская оборона ». Вскоре после создания группа стала популярна и за пределами Сибири. В 1985 году Летов был принудительно госпитализирован в психиатрическую лечебницу, где пробыл в течение нескольких месяцев.

К началу 1990-х годов группа «Гражданская оборона» записала несколько альбомов и стала одной из самых популярных советских рок-групп. В мае 2007 году вышел последний альбом группы, под названием «Зачем снятся сны?», который позднее был признан лучшим альбомом Летова .

19 февраля 2008 года музыкант скоропостижно скончался в возрасте 43 лет по причине остановки сердца.

В память о Егоре Летове было снято несколько документальных фильмов и было издано несколько томов со стихами музыканта. На данный момент Летов является одним из самых ярких представителей русского рока и ключевой фигурой в «сибирском андеграунде».

Вспоминаем Егора Летова. Своими воспоминаниями и мнением о нем с нами делятся:
Вадим Кузьмин (Чёрный Лукич), лидер группы «Сионизм» Игаль Розенберг, Илья Мамонтов группа «Эпидемия», лидер группы «Гулаг» Павел Григорьев,а также Валентин (Джек) Сохарев (группа «Медведь Шатунъ»).

Солдатами не рождаются…

В детстве он 14 раз перенёс клиническую смерть. Он никогда не боялся смерти, она шла с ним нога в ногу. Он знал её в лицо. Для кого-то он был великим музыкантом, для кого-то поэтом, писателем, философом… У него было много талантов. Для меня Игорь Фёдорович Летов был солдатом, который воевал в мирное время. Хотя почему был? Егор продолжает жить, он остался в сознании тысяч людей. Ведь тот, кто не боится смерти, не может умереть! И чтобы он оставался живым хотя бы для меня и ещё нескольких человек, прочитавших мои размышления, я решил написать о нём. «Что ещё можно писать о Летове?! ВСЁ уже сказано!» - скажут многие из вас. Можно. Можно писать о нём бесконечно, и всё равно всего не раскрыть. Он был очень неординарной личностью, постоянно противоречил своим словам, менял взгляды во всём: в политике, в музыке, в жизненной позиции. Но неизменным оставался один принцип: «Я всегда буду против!» Он был против идеалов, стереотипов, системы, против себя самого. Из-за этого принципа многие пытались сломать его, но ни психиатрическая лечебница, ни непонимание, ни даже угроза смерти не сломали его. Он оставался всё тем же солдатом, что и был раньше.

На песнях Егора выросли и воспитаны многие рок музыканты, может даже благодаря Егору они и стали таковыми. Я решил узнать у этих самых музыкантов, кто же такой Летов для них. Конечно, многие из них просто проигнорировали мою просьбу, но некоторые любители «Гр.об.» согласились немного поговорить об Игоре Фёдоровиче.

Никто не мог так точно сказать о Егоре, как человек, знавший его лично, это хороший поэт, музыкант, ну и просто замечательный человек - Вадим Кузьмин, также известный, как Чёрный Лукич.

-Скажите, как Игорь Фёдорович и «Гражданская оборона» повлияли на молодёжь, ведь его слушали тысячи?

Мне сложно судить как он повлиял на молодёжь того времени, так как я уже не был молодёжью. Одно могу сказать: панки, которые слушали Летова, переняли у него много нигилизма. Хотя он и не был таковым. Наши ребята вообще были очень добрыми. Могу сказать про себя. Очень сильно повлиял. Потому что многие коллективы, если их можно так назвать, поиграли, надоело и бросили. А Егор был «одержим» музыкой. Он был готов творить днями и ночами, что меня в нём, как в музыканте, очень привлекало. Упорство и талант сделали своё дело. Из него «выросло» очень много групп. Мы сотрудничали с ним, но, в конце концов, разбежались. Но, я считаю, хорошо, что так случилось, так как наше творчество сильно отличалось от музыки Летова. Это как в букете: если все цветы одинаковые, то букет не будет таким красивым, как с разными цветами.

-Егор часто противоречил себе. Менял взгляды. С чем это связано?

Очень интересный вопрос. Менял взгляды он, наверно, потому, что был человеком сильно увлечённым. Ему было достаточно прочитать одну книгу, чтобы поменять свою точку зрения. Так, например, в политике. В юности был ярым анархистом. Позже стал одним из основателей НБП. Я тоже поддерживал национал-большевиков, но не верх партии, а простых ребят, которые борются за права народа. Но все наши ребята всегда поддерживали советскую власть и очень хорошо к ней относились. Я вообще считаю, что СССР развалили воры и предатели. Но как сказал Черчилль: «Кто в молодости не был радикалом - у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором - у того нет ума.»

--А какие отношения были у вас с Летовым? Вы были друзьями или просто сотрудниками по цеху?

В 87-м – начале 88-го мы очень дружили, я думаю, что были даже лучшими друзьями. Но с середины 88-го мы практически перестали общаться. Мы могли не видеться годами. Может быть из-за того, что он не умел признавать своих ошибок. У него был талант перевернуть всё так, что он был ни при чём. Он мог привести кучу аргументов, и всех убедить, что он один только и прав. А ещё у него была какая-то врождённая самоуверенность, что ли. Игорь всегда был лидером, и пытался всех держать в кулаке. Это в какой-то мере и хорошо, но не в дружбе. Я бы даже сказал, что он был узником собственных идей.

-А как у него было с алкоголем и наркотиками?

В юности он вообще не пил. В то время как мы с манагером курили, да и Кузя покуривал, он даже к сигарете не притронулся. Позже немножко выпивал, но это не было постоянно, это были единичные случаи. Что касается наркотиков, то, как мне кажется, он больше говорил об этом. Может, когда он начал играть психоделику, он попробовал несколько раз, чтобы почувствовать, что это такое, но это тоже были единичные случаи. Но это чисто моё мнение, не знаю, как было на самом деле. Помню, мы давали концерт толи в Москве, толи в Питере, и после концерта зашли в бар отдохнуть, выпить. Так в то время как все выпивали, Егор просто сидел за столиком. За вечер одну бутылку пива выпил. А вообще, мы больше пили.

-Что насчёт вас? Как ваша музыка изменилась за это время? Понятно, что с возрастом вкусы меняются, но в какую сторону?

Даже не знаю. Как-то после записи первого альбома, мы сидели и прослушивали, что получилось, и, после записи, я сказал: «Всё, буду играть детские песенки». Так вот, по сегодняшний день играю. Я бы большинство своих песен именно так бы и назвал. Но я, наверно, единственный человек из всех наших ребят, который играл то, что действительно хотел. И по сей день играю. Я не ограничиваю себя рамками. Когда-то играл панк, но теперь это стало неинтересно. Просто играю то, что хочу и всё.

-Не менее интересно сказал лидер группы «Сионизм» Игаль Розенберг:

-Игаль, скажи, кто для тебя Егор Летов?

Прежде всего - самый оригинальный и влиятельный рок музыкант пост советского пространства. Человек, равного которому по масштабам творчества не только в экс СССР, но и во всём мире очень мало. Лично же для меня Егор - очень важный духовно человек, повлиявший на меня как на музыканта и вообще как человека. Ну и, конечно, я Игорю Фёдоровичу благодарен за затыкание рта всем технарям и формалистам от рока. Он доказал, что даже если ты не умеешь особо технично играть на музыкальных инструментах, ты можешь многого добиться.

-Как он повлиял на молодёжь тех лет?

Я вообще-то с трудом представляю, как Летов влиял на вашу молодёжь? Могу сказать про тех, с кем я рос. Влияние, конечно, было большим. В основном у подобающей молодёжи. Гопота у нас Летова не слушала, больше Круга. В музыкальном плане Летов - фигура тотальная. Трудно быть фанатом «Гражданской Обороны» и, допустим, ДДТ.

-Можно ли его музыку считать панк-роком? И Егора – панком?

Не знаю. Вопрос из серии "был ли Боб Дилан хипом?". На основании что хипари его любят и сам Дилан любил ЛСД и траву. Летов видимо поначалу сам хотел быть панком. Потом это стало, наверное, не актуально. В любом случае между Гражданской Обороной и, допустим, Грин Дей ничего общего нет...

-Какой вклад он внёс в советский (русский) рок?

Я не знаю что такое русский рок. Если я, например, - еврей, израильтянин, напишу песню на русском языке, будет ли это русским роком? Считаю Егора фигурой международного масштаба, значение которого ещё предстоит осмыслить. Он внёс огромный вклад в рок музыку. Но если смотреть шире, то - это редкое оправдание существования рок музыки в вашей стране.

-А почему его слушало столько молодёжи?

Не думаю, что большое количество молодёжи его слушало. Думаю, Летовские рейтинги были пониже, чем у Алисы или даже у Юры музыканта. Это вот как раз и создавало эксклюзивный клуб любителей "ГО".

-Очень интересная точка зрения у Ильи Мамонтова (группа «Эпидемия»)

-Услышал его еще в школе, под начало спада пика популярности - год 92й-93й, наверное. Явление было настолько сильным, что его имя и фамилия стали именем нарицательным практически сразу. Не менее нарицательным стало и известное изображение ("Все идет по плану"), так же как и символика и имидж и даже детали имиджа. Это было настолько ни на что не похоже и влиятельно, что часто поглощало знакомых полностью. Я знал обладателей огромных коллекций его бесчисленных записей, так же людей, слушавших его песни ежедневно, или начинавших творить под влиянием его творчества. Однозначно можно сказать, что единожды послушав Егора, его невозможно ни с кем перепутать. Я даже не могу определить его стиль. Панк же, - скорее, описание образа жизни или модное слово, которое привлекало молодежь, тем более, в конце 80-х этот термин стал очень обсуждаться. Думаю, что если они и называли себя так, то только по началу. Прожив какое-то время и послушав музыки, я пришел к выводу, что суть подавляющего большинства советско-российского рока в музыке - это заимствование из западной культуры, которое зачастую оторвано от реальности, в силу своей инородности. Так вот, Егор Летов - это одно из немногих явлений, отражающих именно советско-российские реалии, явление по настоящему показывающее, каким является рок в СССР и России. Даже по части оборудования и продюссирования - это 100% отечественное явление. Говорить о вкладе бессмысленно, так как, по сути, он и является олицетворением советско-русского рока. О влиянии «ГО» сложно сказать, я его представляю скорее неким транслятором, рупором эпохи и ярким представителем и создателем жанра. По этому, каждый находил свое в его творчестве, которое часто служило катализатором для переживаний. Кроме того, его сложно воспринимать буквально, это скорее энергетический посыл, в первую очередь и передача атмосферы, причем ограниченным набором средств. Я считаю Егора человеком, которому уделили внимание меньше, чем следовало. И совершенно точно самым ярким и оригинальным представителем именно отечественной рок-музыки.

-Несколько строчек написал лидер группы «Гулаг» Павел Григорьев:

Для меня Егор Летов - талантливейший музыкант, поэт и художник. Его музыка насквозь пропитана духом бунтарства 90х. Такие люди, как Егор, рождаются раз в сто, а может и в тысячу лет... Он не просто за кем -то повторял, он основал свой стиль - сибирский панк рок. На почве творчества Игоря Фёдоровича, мы создали панк проект "ГУЛАГ". Молодежь его любила и продолжает любить. Наверно, за бунтарский дух. На мой взгляд, Летов - это самый яркий представитель русского рока, абсолютно не похожий ни на одну группу.

-Но среди рок музыкантов не все так думают о Егоре Летове. Так, например, считает Валентин (Джек) Сохарев (группа «Медведь Шатунъ»):

-Я Летова не любил. Не как автора, а как феномен. Янка на его фоне была гораздо харизматичнее. Но "Мышеловку" и "Прыг-скок" я всегда считал шедеврами, до которых многим и мне ещё очень и очень далеко. Для меня Егор Летов никем не являлся. Может только одним из немногих авторов, чьими парой-тройкой альбомов я был вполне доволен. Да, какой-то вклад в музыку он внёс, но величину этого вклада обсуждать дело неблагодарное. Да и на молодёжь он повлиял сокрушительно. Больше половины моих друзей и знакомых, слушали и боготворили "ГО". За 20 лет из-за алкоголя, наркотиков и самоубийств я потерял 17 человек. Но он был таким популярным из-за того, что в начале 1989 года Юрий Юлианович Шевчук всем уже приелся. Молодёжи нужен был другой, обновлённый флаг. А тут и выскочили как черти из табакерки, с одной стороны - Ласковый май, с другой - Гражданская оборона. Короче говоря "Гражданская Оборона" была самой настоящей попсой, только рычащей и плохо записанной. А попсу наш народ всегда любил. Также потому, что творчество Летова было универсальным. Кто хотел, слышал в нём матерные панк-рок песенки про нашу русскую правду-матку, кто хотел - заумности всякие философско-эзотерические. В общем, так получалось, что творчество Летова было востребовано довольно разными слоями населения.
Каждый видел Егора Летова таким, каким хотел. В этом и заключается его неповторимость. Не обязательно, как мне кажется, любить «Гражданскую оборону», не обязательно даже быть поклонником таланта самого Егора, но важно просто не забывать его…Пусть Егор живёт хотя бы в нашем сознании…

Интервью Летова.

Запись концерта 20 лет гражданской обороне.

Мелеховец Дмитрий, г. Пинск




Top