Увлечения ребенка в 3 года. Осторожно: кризис трех лет. Видео: Развиваем мелкую моторику: пальчиковая гимнастика для самых маленьких

За праздничным столом на почетном месте сидит Ваш нарядный ребенок, а перед ним красуется торт с тремя свечками. Целых 3 года прошло с того радостного дня, когда в семье появился малыш. Они были непростыми и для родителей, и для ребенка. Но все трудности преодолены, а значит, каждый может отведать кусочек вкусного лакомства. Завтра наступит новый день и всю семью ждут очередные испытания, трудности и проблемы, радости и неожиданности.

Физическое развитие

Физически ребено5 в трехлетнем возрасте развивается медленнее, чем в предыдущие 2 года. Вес достигает от 13 до 16 кг, а рост составляет от 91 до 99 см. Девочки чаще опережают мальчиков по весу примерно на 0,5 кг. Ребенок к трем годам заметно вырос и похудел, так как значительно увеличилась его двигательная активность. Дети постоянно находятся в движении. При этом аппетит несколько снизился. Ведь вокруг столько много интересного! Вдруг что-то упустишь, пока занимаешься таким привычным делом как сидение за столом! Но именно этот возраст является переломным для маленького организма, и он нуждается в полноценном витаминизированном питании. Порой родителям стоит большого труда и фантазии накормить ребенка необходимыми продуктами. Ведь большинство детей едят уже самостоятельно, и зачастую становятся переборчивыми в еде. Тем не менее, следует постараться обеспечить поступление в детский организм всех необходимых веществ.

Нервно-психическое развитие

В трехлетнем возрасте психическое развитие отличается важными изменениями – проявляется характер маленького человечка. Специалисты сравнивают по сложности этот период жизни с подростковым возрастом. Ребенок начинает ощущать себя личностью, проявлять свою самостоятельность. Для родителей это является неожиданностью. Только вчера ребенок слушался беспрекословно. А сегодня вдруг появилось «Я». Учащаются капризы, часто портиться настроение, особенно если ребенок не получает от родителей того, чего ему хочется в данную минуту. Для родителей важно проявить в этот момент максимум любви, терпения и внимания к своим детям, тогда перемены в характере пройдут более мягко и не займут длительный период времени. А если взрослые пытаются всеми силами препятствовать и высмеивать стремление к самостоятельности, то это в будущем может привести к плачевным результатам, а именно: к неуверенности и потере способности на самостоятельные решения.

Что должен уметь ребенок в 3 года?

Физическое развитие. В течение первых трех лет жизни малыш из беспомощного существа превратился в маленького человечка. Он умеет вставать и ходить, уверенно бегать, висеть на перекладине, крепко уцепившись за нее руками. А к трем годам зависимость от родителей становится все меньше.

С каждым днем возрастает координация движений и ребенок способен к освоению довольно сложных навыков:

  • ходит на цыпочках, сохраняя при этом равновесие;
  • стоит на одной ноге;
  • освоил ходьбу по лестнице – самостоятельно поднимается и опускается, чередуя ноги;
  • способен перепрыгнуть через небольшие препятствия;
  • спрыгивает с небольшой высоты;
  • уверенно бегает;
  • берет и бросает предметы, используя их по назначению.

Такой уровень физического развития позволяет научить ребенка кататься на трехколесном велосипеде, сделать первые шаги на лыжах. Детки быстро осваивают катание на коньках и санках. Если есть возможность, то не лишним будет заняться с ребенком плаванием в бассейне или водоеме. А какую радость принесет совместная игра в футбол или в другие подвижные игры с мячом! Ведь ребенку уже под силу овладеть необходимыми движениями.

Такие занятия хорошо развивают крупную моторику ребенка. Дети становятся более ловкими, они начинают владеть своим телом, им удается то, чего раньше они не в состоянии были сделать. Но следует уделять большое внимание и дальнейшему развитию мелкой моторики. Благодаря ей ребенок познает мир, она согласовывает работу костно-мышечной и нервной системы. Существует масса пособий, которая поможет родителям в этом вопросе. А такие простые предметы как пластилин, пуговицы, липучки, молнии, ватные палочки, камушки всегда найдутся в любом доме и пригодятся для занятий по развитию мелкой моторики.

Нервно-психическое развитие. В трехлетнем возрасте ребенок:

  • знает свое имя, возраст, пол;
  • усвоил картинки в любимых книжках и легко находит идентичные предметы в доме и на улице;
  • достаточно хорошо владеет речью, и она становится понятной не только близким, но остальным людям;
  • ребенок использует в речи сложные предложения с придаточными словами;
  • начинает задавать вопросы «Когда? Почему?»
  • знает буквы, может складывать слоги и даже читать несложные книжки;
  • знакомится с цифрами;
  • не только знает геометрические фигуры, но и правильно использует их по назначению;
  • четко определяет минимум четыре основных цвета;
  • в играх появляется ролевой момент;
  • самостоятельно придумывает сложные сюжетные постройки;
  • способен нарисовать карандашом или вылепить из пластилина несложные предметы;
  • нуждается в расширении круга общения, проявляется интерес к сверстникам;
  • самостоятельно одевается и застегивает пуговицы или молнию на одежде;
  • умеет сидеть за столом, пользоваться ложкой, пить из чашки;
  • овладел элементарными санитарно-гигиеническими навыками – моет руки и умывается, полощет рот и чистит зубы, вытирается своим полотенцем, пользуется носовым платком или салфеткой по мере надобности, без постороннего напоминания;
  • перешагивает через палку, поднятую на высоту до 38 см;
  • стал осознавать такие чувства как голод, холод, усталость.

Малыш подрастает . Ему уже пошел четвертый год. Если он умеет делать все то, о чем сказано выше, то это ваша общая заслуга, Ваш большой труд. Останавливаться на достигнутом нельзя. Не следует забывать о режиме ребенка. Для правильного развития необходим дневной отдых в течение полутора часов и достаточный ночной сон, который должен длиться 10 часов. Очень важен режим питания. Ребенку необходимо получать в полном объеме все нужные для развивающего организма продукты питания. И, самое главное, любовь и внимание семьи. Уделяйте ребенку больше времени. Тогда и физическое и нервно-психическое здоровье малыша будет в полном порядке.

Большинство современных родителей очень много внимания уделяют раннему развитию детей, понимая, что до трех лет ребенок легко обучается в процессе игры, а после ему становится намного сложней усваивать новую информацию без хорошей начальной базы. И перед многими взрослыми встает вопрос: что должен знать ребенок в 3 года? Ответ на него, а также все об особенностях развития детей в этом возрасте вы узнаете из этой статьи.

Осторожно: кризис трех лет

Считается одним из первых ребенка, у всех он протекает по-разному, но все равно имеет место. Связан он с тем, что в этом возрасте начинается процесс становления самосознания малыша - старая картина действительности устаревает, а на ее место приходит новая. Для того чтобы избежать лишних конфликтов, стрессов и знать, как помочь ребенку в этот период, важно понимать следующие возрастные особенности детей 3 лет:

  • Появляется потребность в самостоятельной деятельности: ребенок отделяется от взрослых, а действительность, ранее ограниченная в основном предметами и семейным кругом, становится миром взрослых людей.
  • Ребенок начинает противопоставлять себя взрослым, перестает слушаться и протестует против норм поведения, привитых ранее.
  • Именно в этот период малыш усваивает разницу между "хочу" и "должен", а обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными.
  • В этом возрасте активно развивается самооценка, на которую очень сильно влияет отношение взрослых.

Новые возможности

Но кроме сложностей поведения появляются полезные, увеличивающие способность к обучению особенности ребенка 3 лет:

  • Коммуникативная готовность: ребенок начинает взаимодействовать с другими людьми, руководствуясь правилами и нормами.
  • Когнитивная готовность: формируется благодаря которому дети способны думать о предметах и проводить сравнительный анализ, даже когда они их не видят.
  • Эмоциональное развитие: ребенок начинает управлять эмоциями, в том числе справляется с агрессией.
  • Появляется способность к счету и чтению.

Взаимодействуя с окружающей действительностью, ребенок познает мир и развивается, задача взрослых - помочь ему. При обучении важно учитывать и использовать что-то ребенок может сделать с помощью взрослых, а то, что он научился делать самостоятельно, должно вовремя становиться пройденным этапом.

Оценка речевого развития

До пяти лет речь развивается очень интенсивно, поэтому важно контролировать, не отстает ли ребенок, а при необходимости помогать ему. Для оценки развития речи существует следующий список того, что должен знать ребенок в 3 года:

  • Словарный запас составляет около тысячи слов.
  • При обозначении предметов, людей и животных практически используются полноценные слова, а не звуки или сокращенные варианты.
  • Различает и правильно употребляет приставочные глаголы (прибежал, убежал, выбежал).
  • Он умеет называть предметы, используя обобщающие слова ("фрукты" вместо "груша" и "яблоко").
  • Осваивает названия деталей предметов (может сказать, что у кастрюли есть дно и ручки).
  • Сопоставляет слова и понимает, что такое синонимы.
  • Придумывает собственные слова из уже ему известных.
  • Обращает внимание на неправильное произношение других детей, при этом сам звуки может проговаривать тоже неверно.
  • Умеет говорить так, что его может понять любой взрослый.

Как развить связную речь

Дальнейшее 3 лет включает: увеличение словарного запаса, тренировку правильности произношения звуков и построение предложений. Главная цель всех занятий - совершенствование связной осмысленной речи. Для этого можно заниматься по специальным журналам-пособиям с красочными картинками и упражнениями.

К сожалению, рассчитывать на долгую усидчивость ребенка нельзя, но можно запомнить основные задания для детей 3 лет и выполнять их с использованием понятий из реальной жизни:

  • Дома можно называть предметы и подбирать на примере игрушек, обуви, посуды и любых других вещей.
  • На прогулке можно говорить ребенку прилагательные и просить найти предметы им соответствующие, например, "высокий" (малыш указывает на дом) или "красная" (может быть машина). Преимущество такого упражнения в том, что малыш может найти в реальном мире гораздо больше подходящих вещей, чем на картинках.
  • На улице и дома можно задавать ребенку вопросы про предметы, которые он видит, например, где они находятся, какого цвета, зачем нужны и другие.


Учим стихи

В три года ребенок должен уметь запоминать и повторять 3-4 слова, которые сказал взрослый. Благодаря этой способности можно начинать учить стихи. Они тренируют память, внимание, развивают речь, обогащают словарный запас, расширяют представления о мире, а также помогают ребенку вырасти целеустремленным и уметь доводить начатые дела до конца.

Стишок для детей 3 лет не должен быть слишком большим: достаточно двух четверостиший. Прежде чем начинать учить стихотворение, взрослый должен его выразительно рассказать и обсудить содержание с ребенком. При желании можно нарисовать к тексту картинки. Каждое четверостишье учится по одной схеме: взрослый медленно проговаривает первую строчку и просит ребенка повторять за ним, пока он ее не запомнит. Затем учится вторая строчка и соединяется с первой, потом третья прибавляется к первым двум. Затем запоминается последняя, и первое четверостишье готово. Когда две части выучены, они соединяются, и стих читается целиком.

Легкий стишок для детей 3 лет о наступлении зимы:

Утром подошел к окну,
Удивился: "Ну и ну!
Спать я осенью ложился,
За ночь мир преобразился!

Шубки белые надели
И деревья, и дома.
Это значит, в самом деле
Ночью к нам пришла зима!"

Самые первые математические понятия

Первое знакомство с математикой начинается намного раньше, чем кажется, и от того, насколько оно будет успешным, зависят дальнейшие отношения ребенка с этой сложной наукой. Поможет оценить полноту представлений следующий список того, что должен знать ребенок в 3 года в сфере математики:

  • Уметь сравнивать предметы по ширине, длине, толщине и высоте.
  • Использовать в речи понятия "много" и "один", грамотно согласовывать их с существительными.
  • Уметь считать на пальцах до трех.
  • Знать и называть основные геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник и сравнивать предметы по форме.
  • Знать и употреблять в речи понятия: маленький, большой, меньше и больше.
  • Уметь сравнивать количество предметов.
  • Уметь находить предмету пару по заданному признаку.


Проверка познаний об окружающем мире

Некоторые родители недооценивают возможности своих трехлетних детей и не дают нужный объем нагрузки, а усиленные занятия начинают в период подготовки к школе и сталкиваются с нежеланием ребенка обучаться, потому что познавательная активность уже угасла. Для предотвращения подобных проблем важно вовремя выяснить, что должен знать ребенок в 3 года об окружающем мире, а при необходимости заполнить пробелы.

Ребенок в этом возрасте должен:

  • Знать, как выглядят и называются домашние и дикие животные.
  • Понимать, кто такие птицы, насекомые и рыбы, а также уметь называть по три-четыре представителя каждого класса.
  • Знать по три-четыре названия деревьев и цветов.
  • Уметь различать фрукты, овощи, грибы и ягоды, а также знать их основные названия.
  • Иметь представление о таких природных явлениях, как ветер, дождь, радуга, снег.
  • Знать и уметь называть части суток.
  • Иметь понятие о материалах, из которых сделаны окружающие вещи.

Оцениваем развитие мышления и моторики

Ребенок в три года должен уметь выполнять следующие действия:

  • собирать изображение из 2-4 частей;
  • видеть и объяснять несоответствие на картинке;
  • определять лишний предмет и обосновывать свой выбор;
  • объяснять, чем предметы похожи, а чем различаются;
  • разрезать бумагу ножницами;
  • отделять кусочки от пластилина и делать из них колбаски и шарики;
  • рисовать точки, кружки и различные виды линий;
  • заниматься пальчиковой гимнастикой.

Как развить мелкую моторику

Наиболее полезной для развития моторики считается лепка для детей 3 лет, но проявлять к ней интерес ребенок начинает намного раньше, например, когда воодушевленно размазывает кашу по столу. Лепить можно из пластилина или слоеного теста. Занятия помогают также развивать речь и закреплять имеющиеся представления об окружающем мире. Лепить можно при желании хоть каждый день, но и двух раз в неделю вполне достаточно. Для того чтобы занятия стали более увлекательными и не слишком сложными для ребенка, можно делать заготовки из бумажных основ и подбирать подходящие истории или стихи.


Цель первого опыта работы с пластилином: научить ребенка отрывать от него кусочки и лепить их на бумагу, можно нарисовать деревья и украшать их разноцветными листьями. На втором занятии нужно научиться катать шарики, можно украшать елочку новогодними игрушками. Во время третьего урока ребенок практикуется в раскатывании колбасок, из них можно будет сделать радугу или Для трехлетнего возраста этих простых приемов вполне достаточно.

Конечно, все дети индивидуальны и у них разный уровень способностей. Но именно от родителей зависит, как эти способности будут использованы. Важно внимательно следить за успехами ребенка, оценивать его уровень развития и постоянно давать новые и более сложные, но не менее интересные задания для детей 3 лет в игровой форме.

В этой статье:

В три года и три месяца развитие ребенка позволяет ему освоить езду на трехколесном велосипеде без помощи взрослых. Кроме того, в этом возрасте дети самостоятельно умеют кататься на качелях, скатываться на санках с небольших горок. Они проявляют огромный интерес к сверстникам, с удовольствием меняются игрушками, играют в совместные игры.

Малышам в три года и три месяца все еще сложно выполнять несколько действий одновременно. При этом детей отличает смелость и даже отчаянность: практически все трехлетки не боятся воды, высоты, с удовольствием идут на риск, если чувствуют поддержку взрослого. Трехлетние малыши очень энергичны, они много бегают, танцуют, прыгают, с удовольствием играют с мячом.

Особенности познавательного развития трехлетки

В три года и три месяца малыш знает несколько основных цветов, а также пытается определить некоторые из оттенков. Если попросить кроху найти на картинке тот или иной цвет, он это с энтузиазмом сделает.

Малыши в три года и три месяца демонстрируют активное познавательное развитие. Они играют с игрушками-вкладышами, вкладывая меньшие в большие,

забавляются с пирамидкой, собирая ее в нужном порядке - по цветам колец или по размеру.

В этом возрасте развитие ребенка можно ускорить, подбирая для него игры на основе плоских геометрических фигур, например трапеции, круга, квадрата, треугольника. Дети в три года и три месяца уже умеют отличать их друг от друга, более того, они смогут сориентироваться и в конфигурации объемных фигур, подбирая, например, подходящие для них отверстия.

Как еще выражается познавательное развитие ребенка после трех лет? Вот основные его навыки в этой сфере:

  • ребенок умеет, играя, на ощупь определять геометрические фигуры и называть их;
  • собирает пирамидку из более чем 10 колец;
  • складывает мозаику по рисунку или схеме;
  • умеет называть большие, маленькие предметы, давая название тому, что между ними - «средний»;
  • складывает простые пазлы из нескольких частей;
  • запоминает место, где стояла спрятанная взрослыми игрушка, и указывает на нее;
  • имитирует письмо и чтение взрослых;
  • дорисовывает недостающие детали на рисунках;
  • рисует геометрические фигуры;
  • рисует авторские картинки, объясняя, что на них изображено;
  • лепит простые фигуры;
  • делает несложные аппликации по шаблонам.

После трех лет дети проявляют живой интерес к ролевым играм, с удовольствием играя роли взрослых, например мамы, папы или воспитателя. В процессе игры малыши фантазируют, придумывают правила, активно задействуют предметы и игрушки-заместители.

Особенности социально-эмоционального развития малыша

В три года и три месяца социально-эмоциональное развитие ребенка переходит на новый уровень. Для малыша в этот период очень важно ощутить поддержку и одобрение взрослых. Дети стараются быть более самостоятельными и независимыми, не боятся проявлять инициативу,

искренне расстраиваются, если что-то получается не так, как было задумано, и гордятся, когда все идет по плану.

Особенно ярко в этом возрасте проявляется чувство доминирования над сверстниками. Малышам после трех лет очень важно доказать себе и взрослым, что они лучше всех, независимо от того, будет это соперничество в беге наперегонки с такими же малышами или лазанье по гимнастической лестнице.

Трехлетний малыш любопытен и проявляет интерес ко всему, что его окружает. Интересно, что долговременная память крохи основывается на пережитых впечатлениях, срок хранения которых может превышать год или полтора.

Одно из достижений ребенка четвертого года жизни - это контроль эмоций. В людных местах ребенок уже умеет сдерживать крики и истерики, старается соблюдать правила поведения, слушает просьбы взрослых и пытается их выполнять.

Непослушание кроха проявляет в случае намеренного ограничения его желаний, а также непонимания взрослыми того, что он хочет до них донести. Ребенок настаивает на своем и искренне расстраивается, если его наказывают или ругают.

Поступая, по его мнению, плохо, ребенок мучается от стыда и угрызений совести. Он знает, что сделал что-то не так, и уже предвидит отрицательную реакцию взрослых на свой поступок. Также малыши умеют оценивать поступки и поведение других детей, осуждая их или ободряя.

В этом возрасте нормальным для малышей является проявление самых разных эмоций, начиная от ревности и заканчивая гневом или радостью. Малыш уже умеет применять на деле

не речевые способы общения, использует мимику, жесты, позы и выразительные движения.

Примечательно также и то, что в три года и три месяца кроха отлично понимает юмор, с удовольствием слушает сказки, песенки, рассказы, переживает эмоции главных героев, проявляя желание обсудить их поступки со взрослыми.

В три года и три месяца малыши особенно эмоционально отзывчивы, позитивно реагируют на пение и музыку, пробуют танцевать, соблюдая ритм, хлопают в такт музыке в ладоши и притоптывают. Предпочтение дети отдают веселой музыке, ярким картинкам. Малыши проявляют интерес к рисованию и лепке, просто обожают подвижные игры.

Как развивается речь у ребенка?

В три года и три месяца малыши уже достаточно уверенно говорят, в их активном словаре много новых слов, которые они используют при общении, а также для выражения чувств, желаний, впечатлений.

В речи трехлетнего ребенка преобладают простые, грамматически верно составленные предложения. В некоторых случаях в ней начинают появляться придаточные предложения. Очень часто ребенок комментирует собственные действия.

В три года и три месяца речевое развитие ребенка сопровождается совершенствованием его устной грамотности. Кроха уже изменяет слова по падежам и числам, знает вопросительные слова, пополняет запас прилагательных и наречий, использует предлоги. Ребенок слушает взрослых, запоминает и повторяет целые фразы из песен, сказок и стихов, старается произносить звуки и слова максимально правильно.

В этом же возрасте у детей появляется желание рифмовать. Они с удовольствием придумывают рифмы, изобретают собственные детские слова, непонятные взрослым, и следят за реакцией на них окружающих. Малыши охотно вступают в диалог как со взрослыми, так и с детьми, называют животных, насекомых, предметы и явления на картинках, дают им простые описания.

Очень часто именно в три года родители принимают решение отдавать малышей в детские сады, считая, что они достаточно окрепли и их психоэмоциональное развитие позволяет им общаться со сверстниками и воспитателями без присутствия родителей. Тем не менее не все дети даже в три года и три месяца готовы к поступлению в детский сад. Развитие каждого малыша индивидуально, поэтому, прежде чем принимать такое решение, не помешает проконсультироваться с детским врачом.

После трех лет продолжается активное физическое развитие ребенка, что выражается в изменении пропорций его тела, улучшении физических качеств. Кроха вытягивается в росте, становится более координированным, быстрым и выносливым. У него многое получается, а главное, он практически не устает, пытаясь быть постоянно в движении.

Чтобы развитие крохи протекало правильно, родители должны позаботиться об организации для него правильного режима дня, желательно с дневным сном или хотя бы отдыхом.

Если планируется оформление ребенка в детский сад, то нужно постараться максимально приблизить домашний режим дня к садовскому. Кроху нужно будет будить не позднее восьми утра, кормить завтраком не позднее девяти, ходить с ним на прогулки два раза в день, обязательно приучать к самостоятельности в отношении соблюдения правил гигиены, если до сих пор за это отвечали взрослые.

Нелишним будет погулять с крохой вблизи того садика, куда он будет оформлен, познакомиться с воспитателем, детками. Такие простые действия помогут ребенку подготовиться к поступлению в детский сад, и его последующая адаптация будет быстрой и безболезненной.

К 3 годам ваш ребенок становится намного более умелым, ловким и самостоятельным, чем в первые годы своей жизни. Ему уже не требуется помощь во всем, он успешно научился сидеть, ползать, ходить и бегать. Теперь наступает время новых знаний и умений. Итак, какими же навыками обладают трехлетние малыши? Давайте узнаем это!

К основным умениям детей в 3 года можно отнести следующие:

  1. Развитие ребенка в 3 года предполагает знание им основных цветов и геометрических фигур, предметов посуды, мебели и пр.
  2. Он уже различает понятия «большой/маленький/средний», «далеко/близко», группирует предметы по цвету и форме.
  3. Начинается более осознанное общение со сверстниками: совместные игры, в том числе ролевые, умение обмениваться игрушками. Но при этом у некоторых детей уже проявляется стремление проводить некоторое время в одиночестве, что совершенно нормально для ребенка.
  4. Дети этого возраста обычно уже освоили трехколесный велосипед и санки.
  5. Они знают и выполняют основные требования гигиены, в том числе самостоятельно чистят зубы.
  6. Трехлетки проявляют необыкновенную сообразительность и настойчивость в своих желаниях.

Нужно отметить также, что ни один из перечисленных навыков не является на 100% обязательным. Иными словами, каждый ребенок к указанному возрасту может владеть только некоторыми из этих навыков, а остальные освоить и гораздо позже, что обусловлено индивидуальностью каждого человека.

Нормы физического развития детей 3 лет

Навыки самообслуживания ребенка становятся всё более совершенными: он уже может покушать без посторонней помощи, причем достаточно аккуратно, и раздеться, умеет пользоваться носовым платком и салфеткой. Трехлетние малыши обычно с удовольствием оказывают посильную помощь родителям и могут выполнить поручение из 2-3 действий (принеси, поставь, отодвинь).

Не должно вызывать сложностей выполнение двух действий одновременно (к примеру, хлопнуть в ладоши и топнуть ногой). Также развитие детей 3-4 лет предполагает умение удерживать равновесие, стоя на одной ноге, шагать по ступенькам, бросать и ловить предметы, перепрыгивать через препятствия.

Особенности психического развития ребенка 3 лет

Очень эмоциональным восприятием отличается 3 лет, ведь их ощущения сейчас необыкновенно яркие. Это происходит благодаря особой стадии развития органов чувств, в частности, зрительных. К примеру, цвета и оттенки ребенок видит намного четче, чем в возрасте 2 лет, и уже может их дифференцировать.

Быстрыми темпами развиваются внимание и память малышей, а также их мышление. Последнее выражается в основном действенными методами (то есть ребенок решает поставленные задачи только в процессе работы с ними), а словесное мышление еще только формируется. Воображение у трехлеток очень яркое и бурное, малыш без труда может перевоплотиться в героя сказки или собственной фантазии.

Что касается развития речи у ребенка 3 лет, то она заметно прогрессирует. Появляются сложные предложения, а слова уже изменяются по падежам и числам. Ребенок выражает словами свои мысли, чувства и желания. 3 года – возраст «почемучки»: у большинства детей появляются вопросы познавательного характера об окружающей обстановке. Ребенок способен легко запоминать короткие стишки и песенки, а в играх он пользуется ролевой речью (говорит и за себя, и за игрушки). Также малыши начинают называть себя местоимением «я», а не по имени, как это было раньше.

К 3 годам ребенок переходит от младенчества к детству, он становится дошкольником, начинает больше общаться со сверстниками, приходя в коллектив детского сада. Всё это накладывает свой отпечаток на уровень развития малыша, побуждая его осваивать новые умения.

В этом возрасте ребенок растет уже не так активно, как до года. И все же в 3 года девочки набирают вес от 13 кг до 16 кг 700 граммов. Мальчики могут весить от 13, 7 кг до 16 кг 100 граммов. Если вес ребенка не дотягивает до этих цифр или чуть больше, беспокоиться не стоит. Хуже, если рост ребенка идет скачками: в одном месяце он стремительно поправляется, в потом так же быстро худеет. Тогда нужно обратиться к врачу-эндокринологу.

Рост ребенка в 3 года варьируется от 90 см до 1 метра. Мальчики растут чуть быстрее, чем девочки.

Чтобы ребенок в 3 года лучше рос и развивался, нужно соблюдать его режим сна и отдыха. В 3 годика малыш должен спать не меньше 11 часов ночью, ложился спать не позже 21.00. Дневной сон пока еще никто не отменял: нужно устраивать такой отдых не меньше 1-1,5 часа.

Ребенок в 3 года – речевое развитие

Если ваш ребенок не очень разговорчив, то, скорее всего, ситуация изменится в ближайшее время. В этом возрасте речь развивается достаточно быстро, и ребенок всего за месяц-два может наверстать упущенное. В возрасте от 3-х до 4-х лет ваш ребенок должен уметь следующее.

  • Называть свое имя и возраст
  • Выговаривать от 250 до 500 слов
  • Отвечать на простые вопросы
  • Составлять предложения из пяти-шести слов и говорить полными предложениями
  • Говорить четко
  • Рассказывать простые сказки и истории

Ребенок в 3 года: развитие мыслительных процессов

Ваш ребенок в 3 года начинает задавать много-много вопросов. "Почему небо голубое? Почему у птиц есть перья?" Вопросы, вопросы и снова вопросы! Хотя родителей время от времени это может раздражать, задавать вопросы для этого возраста - абсолютно нормально. Поэтому возраст от трех до пяти называют возрастом почемучки. В дополнение к постоянным вопросам "почему?" ваш 3-х летний малыш должен уметь следующее.

  • Правильно называть знакомые цвета
  • Играть и фантазировать более творчески, чем раньше
  • Выполнять три простых команды взрослых подряд
  • Помнить сказки и песенки и рассказывать самые простые из них
  • Любить сказки и песенки, особенно перед сном
  • Понимать простые числа и считать до пяти
  • Сортировать предметы по форме и цвету
  • Отгадывать загадки, которые соответствуют возрасту ребенка
  • Узнавать знакомых людей и детей на фотографиях

Двигательные навыки ребенка в 3 года

Двигательные навыки ребенка в 3 года продолжают активно развиваться. С 3-х до 4-х лет ваш ребенок должен уметь.

  • Подниматься вверх и вниз по лестнице, чередуя ноги – идти шаг за шагом
  • Бить по мячу, бросать мяч, ловить его
  • Прыгать на одной и двух ножках
  • Довольно уверенно крутить педали и кататься на трехколесном велосипеде
  • Стоять на одной ноге до пяти секунд
  • Идти вперед и назад довольно легко
  • Наклоняться, не падая при этом

Моторика ребенка в 3 годика

Ваш ребенок становится уже более гибким, и его мелкая моторика улучшается. В этот момент его развития ребенок должен уметь слудующее.

  • Интересоваться цветными книжками с большими картинками и переворачивать страницы в книге
  • Использовать соответствующие возрасту ножницы, резать бумагу под контролем взрослых
  • Рисовать круги и квадраты
  • Рисовать человека с двумя-четырьмя частями тела (головой, руками, ногами)
  • Писать несколько больших букв
  • Строить башню из девяти или больше кубиков
  • Одеваться и раздеваться без посторонней помощи
  • Закручивать и откручивать крышку на банке
  • Рисовать несколькими цветами

Ребенок в 3 года – эмоциональное и социальное развитие

Ваш 3 - летний малыш становится более независимым физически и эмоционально. У него уже реже случаются истерики, когда вы оставляете его с няней или в детском саду.

Кроме того, ваш 3-х - летний малыш становится все более социальным. Ваш ребенок теперь умеет играть и мириться со своими друзьями, что-то делать по очереди, и может показывать простые навыки решения своих первых детских проблем.

В 3 года ваш ребенок должен обладать следующими социальными навыками.

  • Подражать родителям и друзьям
  • Показывать привязанность к знакомым семьи и друзей
  • Понимать, что такое "мое" и "его / ее"
  • Показывать широкий спектр эмоций, таких как грусть, печаль, гнев, счастье или скука

Кроме того, вы уже можете заметить, что воображение вашего ребенка все больше развивается. Это может быть и хорошо и плохо для вас. Фантазия и разыгрываемые ребенком спектакли становятся более интересными, но ваш ребенок может также начать демонстрацию нереальных страхов, например, как вера в то, что чудовище прячется в его шкафу.

Ребенок в 3 года: когда есть повод для беспокойства?

Все дети растут и развиваются в своем природном темпе. Не волнуйтесь, если ваш ребенок развивается быстрее или медленнее. Главное – по мере того как ваш ребенок становится старше замечать прогресс в его развитии. Если вы видите. Что задержка в развитии вашего ребенка все-таки есть, обратитесь к врачу.

Признаки задержки развития у трехлетних детей включают:

  • Неспособность бросить мяч, прыгать на месте или ездить на трехколесном велосипеде
  • Частые падения и трудности ходьбы по лестнице вверх и вниз
  • Неспособность удерживать карандаш между большим пальцем и следующими двумя пальцами; не может нарисовать круг.
  • Не может использовать предложение с более чем тремя словами и неправильно использует местоимения "я" и "ты"
  • У ребенка часто текут слюни и есть проблемы с речью
  • Ребенок не может сложить больше четырех кубиков
  • Ребенок без взрослых может испытывать крайнее беспокойство
  • Ребенок не участвует в играх и ему не нравится фантазировать
  • Ребенок в 3 года не играет с другими детьми и не реагирует на членов семьи
  • У ребенка большие проблемы с самоконтролем, когда он сердится или расстроен. Он часто устраивает истерики
  • Не понимает простых команд взрослых
  • Избегает зрительного контакта
  • Не может сам одеваться, спать и ходить в туалет

Если ребенок в три года отказывается делать то, что делал раньше, это тоже может быть признаком нарушения развития. Чтобы вовремя помочь вашему ребенку, обратитесь к врачу.




Top