Этот портрет составленный из пороков всего нашего. Григорий Печорин: характеристика романа, описание портрета героя


1. « Герой нашего времени » – первый психологический роман о незаурядной личности. Печорин как представить « портрета поколения ». Загадки образа Печорина (« Бэла » и « Максим Максимыч »). 2. « Журнал Печорина » как средство самораскрытия его характера (« Тамань », « Княжна Мэри », « Фаталист »). Любовь и дружба в жизни Печорина. 3. « Герой нашего времени » в оценке В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению.







Полное, подробное и глубокое изображение средствами художественной литературы внутреннего мира литературного героя: его чувств, эмоций, желаний, мыслей и переживаний. Существуют четыре формы психологического изображения: изображение человека извне – через речь, мимику, жесты, походку, портрет и другие внешние проявления внутреннего состояния; изображение характера изнутри – через внутренний монолог, память, воображение, сны, воспоминания, фантазии и т. д.; прямое авторское сообщение читателю о мыслях, чувствах, переживаниях героя с помощью слов, прямо называющих процессы, протекающие в сознании героев; важной формой психологизма является подтекст, когда читатель « сам чувствует все опущенное так же ясно и сильно, как если бы писатель сказал об этом ».





Зачем я жил? 16- го июня. « Княжна Мэри » « Тамань » « Княжна Мэри » « Фаталист » 1. Какой художественный смысл в том, что в этих главах рассказчиком выступает Печорин? 2. Каким предстаёт Печорин в « Журнале »? 3. В чём проявляется мастерство М. Ю. Лермонтова в создании психологического портрета Печорина?

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» написан в 1840 г. Это первый психологический роман в русской литературе, исследующий внутренний мир главного героя – молодого дворянина, военного офицера Григория Александровича Печорина.

Раскрытие образа

Образ Печорина раскрывается постепенно. Вначале мы видим его глазами Максима Максимыча, пятидесятилетнего штабс-капитана. Старик рассказывает автору о том, что имел удовольствие знать весьма странного человека Г.А. Печорина. Он, по его словам, не простой «малый», обладающий рядом необъяснимых противоречий: мог целый день охотиться под моросящим дождем, а мог простудиться из-за открытой форточки; способен пойти на кабана один на один, но при этом испугаться стука закрывающегося окна. Максима Максимыча удивляла его способность молчать часами, а порой рассказывать так, что «животики надорвешь со смеха».

Мы узнаем также о богатстве Печорина, о его особенном предназначении: «Есть этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться необыкновенные вещи!».

Проблема Печорина

Главная беда Печорина в том, что ему все быстро надоедает. В юности он обратился к свету, но высшее общество быстро наскучило ему, в образовании, которое он получал годами, Печорин не видит смысла. Надежда на обретение интереса к жизни на Кавказе также оказывается ложной: свист пуль тревожит его не более жужжания комаров. Бэла, юная черкешенка, была последним шансом для Печорина. Но оказалось, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни».

Внутренние противоречия героя выражаются и в его внешности, представленной читателю глазами странствующего офицера – автора-рассказчика, близкого герою по возрасту и социальному положению.

В главе «Максим Максимыч» мы видим главного героя стройным статным офицером в отставке, одетым по последней моде. Он среднего роста, светловолосый, но при этом с черными усами и бровями. В небрежности походки и отсутствии размахивания руками автор видит скрытность характера. На первый взгляд лицо Печорина кажется моложавым, но при лучшем рассмотрении автор замечает следы морщин, в улыбке же его присутствует что-то детское. Показательно, что глаза героя не смеялись, когда он смеялся. Это говорит о злом нраве либо о большом и тяжелом жизненном опыте.

Испытания Печорина

Как и многие другие литературные герои, Печорин проходит испытания любовью и дружбой, но не выдерживает их: убивает друга на дуэли, причиняет всем любящим его и любимым людям боль. Сам он говорит, что способен причинять людям лишь страдание, так как «ничем не жертвовал для тех, кого любил». Он индивидуалист по натуре, для реализации своих жизненных целей ему никто не нужен, он способен решить все свои проблемы самостоятельно.

Действительно, Печорин жесток со многими близкими людьми. Взять даже его встречу после долгой разлуки с Максим Максимычем – он отнесся к старику, который считал его сыном, как к чужому. Но необходимо отметить, что он жесток и с собой. Нет ни одного требования к окружающим, которое он не выполнял бы сам. Многие его несчастья, столкновения с обществом происходят по причине его максимализма, требования от жизни всего и сразу, но невозможности получения должного удовлетворения.

На мой взгляд, Григорий Александрович Печорин – человек достойный, умный, сильный духовно. Но он не может найти применения своим необъятным силам и возможностям в условиях современного ему общества, не имеющего никаких духовных ценностей.


Человеческая жизнь сложна и непредсказуема,ее течение определяют характер людей,образ жизни и общество,в котором они находятся.Многие писатели и поэты создавали свои произведения на реальных событиях,происходивших с ними и их современниками,чтобы как можно отчетливее и яснее передать все достоинства и пороки их поколения.Одним из таких произведений является роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»

Григорий Александрович Печорин – главное действующее лицо этого романа.С первых страниц мы видим героя как человека,выделяющегося своим поведением и внешностью от остальных.Он достаточно крепкого сложения, статен,красив,но выглядит старше своего возраста и глаза его « не смеялись,когда смеялся он!». Его поведение также иногда трудно объяснить: «В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут-а ему ничего.А другой раз сидит в комнате,ветер пахнет,уверяет,что простудился..»

По своей натуре Печорин-человек непостоянный и нелогичный.В главе «Тамань» он приезжает в отдаленное село и знакомится с местными жителями,которые незаконно занимаются торговлей и воровством.Героя абсолютно не касается сложившаяся там ситуация,но из-за особенности характера(или,возможно,от скуки) он вмешивается в их жизнь и навсегда разрушает давно сложившееся ее течение,рискуя при этом собственной головой.Он сам признает свою ошибку: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?Как камень, брошенный в гладкий источник,я встревожил их спокойствие и,как камень,едва сам не пошел ко дну!».

Своеобразно и противоречиво отношение Печорина к женщинам.На протяжении всего романа автор знакомит нас с тремя героинями-Белой,княжной Мэри и Верой,и к каждой из них главный герой относится по-разному.Бэла-дочь чеченского князя,которую Печорин крадет у отца.Он отчаянно добивается любви девушки,но когда та отвечает ему взаимностью,резко охладевает к ней.В разговоре со штабс-капитаном Максимом Максимовичем Печорин объясняет причину своего поведения: «Я ошибся:любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни..Если вы хотите,я еще ее,только мне с ней скучно..» В конце главы Бэла умирает,но Печорин относится к произошедшему равнодушно и вскоре уезжает.

Через несколько месяцев он останавливается в Пятигорске,куда приезжают отдохнуть и лечиться многие представители светского общество.Среди отдыхающих особенно выделяются княгина Лиговская и ее дочь Мери.Печорин решает овладеть и ее сердцем,тем более что в это же время в Пятигорске гостит и Грушницкий- приятель Печорина,который влюблен в молоденькую княжну.Такой поворот событий становится вдвойне интереснее,ведь для Печорина любовь – это игра,из которой он должен всегда выходить победителем.

Сначала Мери ненавидит главного героя,но по постепенно,сама не замечая этого,девушка влюбляется в Печорина,что ему только на руку.Герой понимает,что поступает дурно,играя с чужими чувствами,но он не привык себя по-другому.

Немного иначе Печорин ведет себя с Верой-его давней возлюбленной.Автор описывает его отношение к ней так: «Я ее не обману:она единственная женщина в мире,которую я не в силах был бы обмануть..воспоминания о ней останутся неприкосновенными в душе моей..»Частично из-за нее Печорин и начинает ухаживать за Мери,чтобы отвести от себя подозрения об отношениях с замужней Верой.Когда Вера покидает Кисловодск,Печорин,понимая,что никогда больше не увидит ее,сломя голову мчится вслед,но вскоре осознает,что нет смысла гнаться за потерянным счастьем.После дуэли с Грушницким он объясняется с обманутой им Мери и снова отправляется странствовать.

Отличительная черта Печорина-умение предвидеть ситуацию и предсказывать будущее.Так,в главе «Фаталист», он предвидит близкую кончину игроку,чудом уцелевшему после оружейного выстрела,и не ошибается.Но тем не менее это не мешает ему самому испытать судьбу,в одиночку захватив опасного бандита.В этом эпизоде опять отражается особенность Печорина и его поколения,ведь он не нашел своего места в жизни,поэтому не дорожит ею.Он сам делает такой вывод о своем жизненном пути: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно:зачем я жил?..верно,было мне назначение высокое..но я не смог угадать этого назначение..я вышел тверд и холоден,ка железо, и утратил навек лучший цвет жизни.»

В своем произведении Лермонтов описал главного героя как яркого представителя общества своего века.Раскрывая сложный и противоречивый характер Печорина,автор показывает нам его в разных жизненных ситуация х и заставляет нас убедиться в том, что Печорин-настоящий «герой нашего времени».

Обновлено: 2018-11-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1-B7; C1, C2.

Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но обыкновенно читателям дела нет до нравственной цели и до журнальных нападок, и потому они не читают предисловий. А жаль, что это так, особенно у нас. Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце её не находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии; она просто дурно воспитана. Она ещё не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела орудие более острое, почти невидимое и тем не менее смертельное, которое, под одеждою лести, наносит неотразимый и верный удар. Наша публика похожа на провинциала, который, подслушав разговор двух дипломатов, принадлежащих к враждебным дворам, остался бы уверен, что каждый из них обманывает своё правительство в пользу взаимной нежнейшей дружбы.

Эта книга испытала на себе ещё недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов. Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых... Старая и жалкая шутка! Но, видно, Русь так уж сотворена, что всё в ней обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!

Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурён, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нём больше правды, нежели бы вы того желали?..

Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить - это уж бог знает!

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Пояснение.

Лермонтова все­гда волновал во­прос создания об­ра­за дворянского героя 30-х годов, эпохи «мрачного десятилетия», когда пре­сле­до­ва­лась любая сво­бод­ная мысль и по­дав­ля­лось всякое живое чувство. Гри­го­рий Печорин живет без цели, без надежды, без любви. Все ему надоело, мир стал скучным, он пре­зи­ра­ет даже са­мо­го себя. Не­смот­ря на то, что Пе­чо­рин - сильная, волевая, ода­рен­ная натура, он, по его соб­ствен­но­му справедливому определению, - «нравственный калека». Лер­мон­тов говорит же­сто­кую правду о своем поколении, вскры­вая причины, на­зы­вая все сво­и­ми именами. Эта прав­да и есть болезнь, ко­то­рую нужно се­рьез­но лечить.

Лермонтовский роман - произведение, рожденное после декабристской эпохи. Попытка “ста прапорщиков” изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. В “Герое нашего времени” получили преломление напряженные раздумья писателя об общих закономерностях развития человечества и об исторических судьбах России. В романе, как и в стихотворении “Дума”, внимание Лермонтова сосредоточено на современной автору эпохе.
В образе Печорина Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора, “это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии”.
Образом своего главного героя автор остро ставил вопрос о судьбе незаурядной человеческой личности в эпоху безвременья, о безысходности положения в то время лучших молодых людей из дворянства.
Принадлежность к высшему кругу дворянского общества обусловила разобщенность с народом, полный отрыв от жизни народной. Неумение сблизиться с людьми других кругов общества привело Печорина сначала к одиночеству, а затем породило в нем индивидуализм и эгоизм. Ставя вопрос о трагичности судьбы незаурядных людей и о невозможности найти для них применение своим силам в условиях России 30-х годов, Лермонтов в то же время показал пагубность замыкания “в гордом одиночестве” (Белинский). В общественно-политических условиях 30-х годов XIX века богатые силы Печорина не могли найти себе применения. Он растрачивается на мелкие похождения. В дневнике записывает: “Зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение великое, потому что я чувствую в душе моей силу необъятную...”
Печорин -натура богато одаренная. Он рвется к действию, постоянно чувствуя необходимость найти сферу приложения своим силам. В повести “Княжна Мери” Печорин, не находя иного выхода для своей жажды деятельности, играет судьбами людей, но это не приносит ему ни радости, ни счастья. Всюду, где появляется Печорин, он приносит людям горе: покидают свой дом контрабандисты, убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Вера, умирает Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. “Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил...”
Раздумья Печорина о самом себе, его убежденность в том, что ему “было назначение высокое”, позволяют предположить, что он мечтал о судьбе человека, способного сыграть великую роль в жизни народов. В своем герое автор стремился воплотить собственные высокие порывы и серьезные духовные искания. Еще Белинский проницательно заметил, что Печорин внутренне близок самому поэту. Вступая в жизнь, Печорин мечтал прожить ее, как Александр Великий или лорд Байрон: “Мало ли людей, начиная жизнь, думают кончить ее, как Александр Великий или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными советниками”. Он категорически отрицал для себя возможность пройти через жизнь титулярным советником, мечтал о славе и о счастье.
Одна из основных черт его характера - противоречивость: у него разлад между чувством и мыслью, мыслью и делом. “У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку”, - записывает он. Противоречиями отмечен его характер, противоречивы и представления его. Сам Печорин признается, что в нем два человека: один живет в полном смысле слова, другой мыслит и судит его. Этот разлад Печорин считает нравственной “болезнью”.
Подчеркивая раздвоенность героя, Лермонтов как бы еще раз говорит, что Печорин - жертва не только непосредственно окружающей его среды, но и того общественного строя, в котором люди незаурядной одаренности морально задыхаются.
Однако, несмотря на осуждение автором печоринского эгоизма, все-таки центральной идеей образа Печорина является выделение его из окружающей среды как сильной, яркой, действенной и в то же время трагической личности.
Не случайно Белинский говорил о том, что “...в самих пороках Печорина поблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него”.
Никто до Лермонтова в русской литературе не давал такого глубокого анализа человеческой психики. Здесь до мельчайших подробностей “разработан и очерчен”, по выражению Чернышевского, характер Печорина, всесторонне раскрыты человеческие страсти. Созданный Лермонтовым образ героя своего времени является глубоким типическим обобщением. Автор отражал стремление самой передовой части русского общества избавиться “от болезни” и заставлял задуматься над способами и средствами изменения жизни.
Трагическая судьба Печорина исторически обусловлена. Лермонтовский герой лишен славного жребия декабристов. Он гибнет от тоски, от отсутствия сферы, где бы нашли реализацию его активность и великие возможности. Печорин - логическое звено в ряду “странных людей” е русской литературе, яркими примерами которых являются Чацкий Грибоедова и Онегин Пушкина.
“Печорин, - писал Белинский, - это Онегин нашего времени”. Как и пушкинский Онегин, Печорин - явление чисто русское, порожденное обстоятельствами русской жизни. Отличают Печорина от Онегина прежде всего его личные качества, возводящие его в ранг необыкновенного человека, ис- ключительной личности. В то же время Печорин, как и Онегин, воспринимается в едином ряду общеевропейской плеяды “сыновей века”.




Top