Евгений Базаров. Происхождение героя в романе «Отцы и дети

Базаров представляет собой силу,

которой могли бы позавидовать

люди каждого поколе-ния.

М. Салтыков-Щедрин

Выйдя в свет в 1862 году, роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» вызвал целую волну разнообразных, часто проти-воречивых откликов. Важно то, что никто из читателей, современников Тургенева, не мог остаться равнодушным к этому произведению. Однако роман актуален и сегодня, он волнует наши сердца, заставляет думать.

Я считаю, что главный герой этого произведения — Евгений Базаров — неординарный и очень сильный человек, мне близки многие его взгляды, интересна его судьба.

Это был «человек высокого роста в длинном балахоне с кистями». Длинное и худое лицо с широким лбом, боль-шими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета «выражало самоуверенность и ум». Вне-шность выдает в Базарове незаурядную личность, умную, решительную, но сдержанную. Красные руки без перчаток говорят о том, что Евгений привык и даже любит рабо-тать.

Действительно, познания Базарова в естественных на-уках высоки, он изучает химию, физику, медицину, зооло-гию, ботанику. Не желая ничего принимать на веру, этот человек добывает знания, постоянно проверяя их опыт-ным путем.

Занимаясь самообразованием и самовоспитанием, Ба-заров пришел к выводу, что принципы и догмы прошлого века уже устарели, и он пошел наперекор существующему строю: «А мы драться хотим!»

Наиболее полно Евгений раскрывается в схватке с Пав-лом Петровичем Кирсановым, и это столкновение двух поколений (по жизненным принципам и убеждениям) дает интересные результаты. Базаров является новой, разруши-тельной, освобождающей силой, в то время как Кирсанов — холодной, реакционной силой прошлого.

Евгений прав, когда говорит, что народу нужна воля и кусок хлеба, а не иностранные слова и пылкие речи. Он умеет разговаривать с мужиками и вызывать их симпатию и доверие. С другой стороны, он презирает народ, «коли он заслуживает презрения», за косность взглядов и невеже-ство, однако никогда не отрекается от него: «Он русский, а разве я сам не русский?»

Мне нравится в Базарове верность своим принципам, твердость убеждений, которые он замечательно умеет от-стаивать.

И все же, холодный и рациональный, Базаров мне ка-жется немного искусственным, поскольку все его эмоции подчинены строгому контролю разума. Но вот в его жизнь пришло чувство, которого он не ожидал в своем сердце и над которым всегда язвительно смеялся. Любовь перевер-нула всю его жизнь и привела к конфликту с самим собой, а такой Базаров вызывает у меня сочувствие и жалость. Имея высокие цели, Евгений убежден, что нельзя ставить всю жизнь на карту из-за женской любви, тем более нельзя раскисать от неудач, но не так-то просто освободиться от сильного чувства...

Неоднозначна и любовь Базарова к родителям, не все-гда проявляемая из-за разницы во взглядах и целях в жизни, иногда обидно-отчужденная, но на самом деле глу-бокая и нежная. Материал с сайта

Единственное, с чем я в корне не согласен, так это отно-шение Евгения к поэзии, музыке, живописи, вообще к ис-кусству, которые он считал чепухой, «художеством», «гни-лью», бесполезным занятием. Но ведь искусство всегда вдохновляло людей, утешало, радовало, поддерживало и возвышало, помогало пережить тяжелые и критические минуты — как же отказаться от него?! Да и потребитель-ское отношение Базарова к природе меня не устраивает. Однако в остальном, на мой взгляд, в облике Евгения Ба-зарова были собраны все те качества, которые характери-зовали демократически настроенных людей.

Роман был написан в то время, когда обозначился идей-ный разрыв между общественными классами, Базаров же представил собой то новое поколение, которое будет бо-роться за свое счастье и свою свободу. Он показал, что наступает новое время, и дети, в отличие от своих родите-лей, будут другими.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • чем базаров близок современному читателю
  • самовоспитание базарова
  • чем мне близок и интересен образ базарова?
  • занимаясь самовоспитанием базаров
  • чем мне близок и интересен базаров

Роман "Отцы и дети" - вершина художественного творчества Тургенева,одного из самых проницательных и прозорливых "художников слова." От начала и до конца своей творческой жизни он был чуток ко всему новому в русской действительности. Он умел подмечать и откликаться на все острые явления современности, ставить в своих произведениях именно те вопросы русской жизни, которые волновали общественную мысль. В своём романе Тургенев следует, можно сказать, по пятам событий, которые происходят в его стране. В самый канун реформы тысяча восемьсот шестьдесят первого года он показывает кризис жизненного уклада барина и мужика, необходимость уничтожения крепостного порядка. Давая общую оценку содержания "Отцов и детей", Тургенев писал: "Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса..." И вот этому либеральному дворянству автор противопоставляет образ главного героя, образ "нового человека" :бунтаря, разночинца, нигилиста.

В Евгении Базарове воплотилось новое жизненное явление, сложное, противоречивое, но,безусловно, революционное по своей сути. Он представитель новой волны, нового времени, он- "ветер перемен". О прошлом Базарова мы знаем мало, но понимаем, что этот человек прошёл суровую школу труда и лишений, прожил горькую, нелёгкую, тернистую жизнь. Сын лекаря, Базаров-человек из народа. "Мой дед землю пахал", -говорит он, не только не смущаясь, но даже гордясь своим происхождением. И именно это низкое социальное происхождение потребовало от него силы, упорства, целеустремлённости, чтобы "выйти в люди". Годы упорного труда сделали его образованнейшим человеком. Он окончил университет, ни "копейки лишней" не взяв у родителей. Знания его очень обширны, он был осведомлён в области медицины, химии, ботаники, зоологии.

Но Базаров не только напряжённо учился и постигал науки, он пытался ещё и воспитывать себя. Сколько предрассудков, привычек, укоренившихся с детства, пришлось ему побороть. Ведь нетрудно догадаться, какое воспитание получил Евгений в семье "отцов", с их религиозностью и весьма ограниченными интересами. В условиях общественного подъёма эта сильная и незаурядная личность искала для себя иные пути формирования. С полным правом Базаров говорит: "Всякий человек сам себя воспитать должен- ну, хоть как я, например..." Он "самоломанный". Он всего достигал сам активной физической и мыслительной работой. Пройдя тяжёлую школу нужды и труда, Евгений с честью выдержал все жизненные испытания. Труд дал ему независимость и самостоятельность. И как натура независимая, Евгений не склоняется ни перед какими авторитетами, всё подвергает суду мысли.

Базаров- материалист. Для него не существует то, что не несёт конкретного, материального начала. Он стремится ничего не брать на веру, всё проверять экспериментальным путём. Утверждая, что "природа -не храм, а мастерская», Базаров провозглашает необходимость её изучения и разумного вмешательства. Вся его философия состоит из одного главного положения -"человек- есть продукт природы!",. а следовательно он отрицает индивидуальность, духовное, нравственное начало человека.

И в этом отрицании проявляется нигилизм Базарова, родившийся в эпоху ломки общественного сознания. Он связан с утверждением материалистического миропонимания, с развитием науки, в первую очередь естествознания. Добролюбов писал о людях базаровского склада, что они решаются "ступить на дорогу беспощадного отрицания для отыскания чистой истины." И проповедуя это всеобщее отрицание, наш герой впадает в нелепую крайность. Он отвергает все вечные человеческие ценности: искусство, нравственность, любовь. Стоит лишь вспомнить его насмешливое отношение к творчеству Пушкина, к живописи, к поэзии. Дух отрицания и разрушений формирует в Базарове неудержимую, грубую, резкую натуру.

И всё-таки нельзя считать Базарова настоящим нигилистом. Для истинного нигилиста невозможна никакая деятельность. А Евгений занят расширением своего кругозора, научно-исследовательской работой. Он не отрицает того, что проверено опытом, практикой жизни. Его живой, ищущий ум пытается отыскать пути дающие возможность принести больше пользы человечеству, пути, ведущие к изменению и перестройке окружающего мира. Базарова не удовлетворяют мелкие улучшения жизни, частичные её исправления. Он требует уничтожения и замены самих основ современного ему общества. В непримиримом отрицании Базаровым всего крепостнического прошлого отразились революционные устремления передовой демократической молодёжи. В нигилизме Базарова сам автор справедливо усматривал проявления революционности. "Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером", -писал Тургенев. Базаров, как выразитель этих революционных идей, как человек, обладающий целеустремлённостью и глубокой убеждённостью,готовит себя к тому, чтобы сделать "много дел". Но какие это дела и к чему конкретному стремится Базаров, пока остаётся неясным. Да и он сам об этом ещё не думает, время не пришло. "В теперешнее время полезнее всего отрицание -мы отрицаем", -говорит Базаров. И смело отвергает все жизненные установки "отцов".

Но на одном отрицании нельзя построить ничего, в том числе и философии. Сама жизнь неизбежно опровергнет её, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании. Для Базарова же, человека-борца, человека с огромной силой воли, это отрицание выродилось в его одностороннее развитие, в глубокую крайность, которая привела к духовному одиночеству и к полной неудовлетворённости жизнью. Базаров порывает даже с теми, кто сочувствовал его взглядам, дорожил его дружбой, но не обладал ни силой его духа и воли,ни готовностью к предстоящей борьбе и в лучшем случае мог оказаться только ненадёжным попутчиком, как Аркадий. "Плохой союзник-не союзник", -говорил Добролюбов. Так рассудил и Базаров, порывая с Аркадием, в котором он видел "либерального барича". А можно ли было их взаимоотношения назвать настоящей дружбой? Возможна ли дружба без глубокого взаимопонимания, может ли она быть основана на подчинении одного другому? Базаров понимает это, он чувствует, что их пути должны разойтись. И замыкается в самом себе, потому что не может найти вокруг ни родственной души,ни человека, равного себе по силе.

А судьба продолжает испытывать героя. Ему предстоит пройти через самое трудное: он должен проверить свою идею любовью. В отношениях с Одинцовой Евгений впервые в жизни познаёт такие чувства, которые ставят его в тупик. И этот трудный внутренний процесс познания истинной любви заставляет его мыслить по-новому. Базаров понимает, что любовь обладает особой независимой силой, с которой он не способен справиться, а ведь Евгений привык быть хозяином своих переживаний. Человек твёрдых убеждений, он чувствует то, что сам всегда отвергал, он осознаёт в самом себе романтика. Но пожертвовать во имя любви своими убеждениями Базаров не может. Отношения с Одинцовой ставят Евгения перед выбором - мировоззрение, идеал или любовь. И впервые в жизни у героя нет ответа, впервые он не знает, что ему делать. Это приводит его к тяжёлому душевному кризису. Базаров борется с собственным сердцем. По его мнению, любовь – это слабость, а мужчина должен быть свиреп, силён духом. Поэтому он упорно сражается с любовью. Трудно сказать, чем бы всё это могло закончиться, не настигни его смерть от случайного заражения. Хотя заражение в этой ситуации не кажется таким уж случайным. Человек в подавленном душевном состоянии становится неосторожным. Но перед лицом смерти проявляется вся сила Базарова. Он не раскисает, стремится побороть в себе отчаяние. В нём чувствуется жажда жизни, сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти. Можно только преклоняться перед его душевной стойкостью.

Почему же писатель завершил роман смертью героя? Писарев так объясняет это: «Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает». Но его смерть изображена так, что можно не сомневаться: если б понадобилось, он сумел бы отдать жизнь во имя своего дела. «Умереть так, как умер Базаров, всё равно, что сделать великий подвиг…» - справедливо заметил Писарев. А в последних словах романа мы слышим взволнованный, проникновенный голос автора, пронизанный большим чувством к своему герою. Эти слова звучат как свидетельство нравственной силы и великого общественного значения этого образа. Тургенев писал: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели».

Не одно поколение читателей размышляло над романом «Отцы и дети», пытаясь правильно оценить Базарова. Но как бы ни складывалась эта оценка, очевидно одно: образ мятежного нигилиста будил мысль, заставлял каждого задуматься над своей собственной жизнью.

Текст сочинения перенесён на наш новый сайт -

Коллекция сочинений: Аркадий и Базаров

После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева” Отцы и дети» вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое произведение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что” плебей» все время издевает­ся над ними и морально оказывается выше их.

Демократы восприняли главного героя романа как злую пародию. Критик Антонович, сотрудничавший с журналом” Современник», назвал Базарова” асмоде-ем нашего времени». Но все эти факты, как мне кажет­ся, как раз и говорят в пользу И. С. Тургенева. Как на­стоящий художник, творец, он сумел угадать веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разно­чинца, который пришел на смену передовому дворян­ству.

Главная проблема, поставленная писателем в ро­мане, уже звучит в его названии:” Отцы и дети». Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений - вечная проблема классичес­кой литературы, с другой - конфликт двух социаль­но-политических сил, действовавших в России в 60-е годы: либералов и демократов.

Действующие лица романа группируются в зависи­мости от того, к какому из социально-политических ла­герей мы можем их отнести. Но дело в том, что глав­ный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря” детей», лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся во враж­дебном лагере.

Центральное место в романе занимает фигура но­вого человека - Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей, которые” драться хотят». Другие - люди старшего поколения, которые не разделяют революционно-демократических убеж­дений Базарова. Они изображены мелкими, слабо – вольными людьми с узкими, ограниченными интере­сами.

В романе представлены дворяне и разночинцы двух поколений -” отцов» и” детей». показывает, как действует демократ-разночинец в чуждой ему сре­де. В Марьине Базаров - гость, который отличается своим демократическим обликом от хозяев-помещиков. И с Аркадием он расходится в главном - в представ­лении о жизни, хотя поначалу они считаются друзья­ми. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимо­понимания, дружба не может быть основана на подчи­нении одного другому. На протяжении всего романа на­блюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову. Но все-таки Аркадий постепенно приобретал свое мнение и уже переставал слепо повто­рять за Базаровым суждения и мнения нигилиста. В спорах он не выдерживает и выражает свои мысли. Однажды их спор дошел чуть ли не до драки.

Разница между героями видна в их поведении в” империи» Кирсанова. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий сибаритствует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно сразу по его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме старается занимать­ся делом. Главное его дело - естественные науки, изу­чение природы и проверка теоретических открытий на практике. Увлечение науками является типичной чер­той культурной жизни России 60-х годов, значит, База­ров идет в ногу со временем. Аркадий - совершенная противоположность. Он ничем не занимается, из серь­езных дел его ни одно по-настоящему не увлекает. Для него главное - уют и покой, а для Базарова - не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратный, опрятный, хорошо одет, у него аристократические манеры. База­ров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказыва­ется во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде.

Крупное разногласие возникло между” друзьями» в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно” ученик» выходит из-под власти” учите­ля». Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет вра­гов.” Ты, нежная душа, размазня», - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвиж­ником.” Ученик» не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами как че­ловек нового поколения, которое пришло на смену” от­цам», не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий - человек, принадлежащий старому поколе­нию, поколению” отцов».

Писарев очень точно оценивает причины разногла­сий между” учеником» и” учителем», между Аркадием и Базаровым:” Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базаро­ва нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов».

Аркадий хочет быть сыном своего века и напялива­ет на себя идеи Базарова, которые решительно не мо­гут с ним срастись. Он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих опеки. База­ров относится к нему покровительственно и почти все­гда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.

Величайшее творение мастера психологии И.С. Тургенева. Он создал свой роман в переломную эпоху, когда передовые люди общества интересовались будущим России, а литераторы - поисками героя времени. Базаров (характеристика этого персонажа наглядно демонстрирует то, какой была самая развитая молодежь того времени) является центральным персонажем романа, к нему сводятся все нити повествования. Именно он самый яркий представитель нового поколения. Кто же он?

Общая характеристика (внешность, род занятий)

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха - вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде - один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) - врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Нигилизм Базарова

Базаров, характер которого, безусловно, является одним из самых ярких в литературе 19 века, придерживался одного из наиболее популярных учений того времени - нигилизма, что в переводе с латыни означает "ничего". Герой не признает никаких авторитетов, не склоняется ни перед какими жизненными принципами. Главное для него - это наука и познание мира опытным путем.

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои - это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа - это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа - "это мастерская, и человек в ней работник". В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника - Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

Отношения с родителями

Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность. Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может. В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.

Внутренний конфликт

Внутренний конфликт в романе очевиден. Он заключается в том, что герой начинает сомневаться в своей теории, он разубеждается в ней, но не может с этим смириться. Первые сомнения по поводу нигилизма возникают у Базарова, когда он встречает Ситникова и Кукшину. Эти люди называют себя нигилистами, но слишком мелки и ничтожны.

Любовная линия в романе

Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман "Отцы и дети". Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта - ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров - образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

Дружба

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание - вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

Смысл финала романа

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он "убивает" своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное - природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. "Мастерская" (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

В романе «Отцы и дети» происхождение Базарова описывается в точных деталях. Тургенев Иван Сергеевич старался передать все возможные черты его характера в определенных поступках и действиях. Для того чтобы читатель почувствовал существенную разницу и увидел некий «контраст» между героями, он ввел в сюжетную линию других персонажей, которые были полной противоположностью Базарова. Каким же он был на самом деле? Расскажем далее в статье.

Жизненная история

Происхождение Базарова в романе играет немаловажную роль. Его родители были строгими людьми, отец работал доктором и считал эту профессию очень престижной. Поэтому, когда Евгений подрос, в семье даже не стоял вопрос о том, на кого он будет учиться.

Мать представляла обедневший дворянский род, и в её поведении это можно было отчетливо проследить. Никаких утонченных манер и излишнего пафоса.

Именно эти черты и перенял у матери Базаров. Хоть он и безмерно любил своих родителей, ему всё-таки пришлось покинуть дом после обучения и вернуться только спустя три года. Евгений решился на такой шаг из-за того, что отцовские наставления мешали его карьерному росту и саморазвитию.

Излишняя строгость и опека привели к тому, что Базаров замкнулся в себе, но в то же время был самоуверенной личностью.

Своеобразное поведение

Происхождение Базарова в романе «Отцы и дети» неслучайное, автор стремился показать, насколько можно быть отрешенным от общества и при этом ставить себя на голову выше остальных.

Кроме Евгений не следовал правилам хорошего тона и отличался излишней грубостью.

В университете он познакомился с Аркадием Кирсановым, его манеры были полной противоположностью Базарова. Нельзя сказать, что эта дружба его сильно поменяла, но она сделала его намного мягче и терпимее к людям.

Отношения между Евгением и Аркадием и легли в основу романа, это был конфликт “двух миров”. Семья Кирсановых относились к либерально-консервативному течению, а Базаров - к демократам.

По сути, эти непростые отношения раскрывают на протяжении всего произведения нигилистическую природу, которую вынашивал всю жизнь Евгений Базаров. Происхождение его личностных убеждений и характера в целом зависело от окружающих людей и их отношения к нему.

Любимец детей

Хоть Евгений и отличался легкой грубостью, но окружающие молодого парня любили. В романе «Отцы и дети» происхождение Базарова описывают как появление человека, который соединяет в себе отрицательные и позитивные качества одновременно. Причем они проявляются очень ярко.

Крестьянские дети, которые находились в его окружении, прямо уплетались за ним по пятам. К примеру, соседский мальчик Митя признал обаяние Базарова и отметил, что он чувствует, когда человек любит детей.

Как врач Евгений Базаров, происхождение которого помогает понять особый смысл произведения, был великолепен, а его подход к больному отличался от других. Контакт между ним и клиентом возникал моментально.

Друзья также его любили и поражались тому, как он мог легко вывести любой разговор в нужное русло, этим он и подкупал, и прикрывал все свои недостатки.

Его друг Аркадий поражался трудолюбию Евгения. Он мог бросить все и побежать на работу ради того, чтобы помочь другим.

Главной чертой Базарова оставалась способность любить, несмотря на все нигилистические убеждения. Автор это показал в прекрасной романтической линии с Её независимый характер и подкупили и очаровали Евгения. Но на протяжении всего произведения этих двоих окутывала нерешительность.

Она была не готова к серьезным отношениям и терялась в сомнениях, а молодой человек не мог пойти на решительный шаг и признаться в своих чувствах. Виноваты оба, но Базаров всё время искал оправдания своим поступкам.

Дух русского человека

Базаров, происхождение которого было распланировано по пунктам, был приверженцем нигилизма - это человек, который отрицает все нормы поведения, традиции, ценности, нравственность и культуру. Он придерживался таких утверждений: жизнь не имеет истины, никакое действие не предпочтительнее любого другого, а также не существует высшего над нами создателя.

Для автора было важно передать дух нации, чтобы человек, который находится в другой стране и читает это произведение, смог понять, насколько разносторонним может быть русский человек. Его несокрушимый характер располагал к себе людей из разных слоев населения, неважно - бедный ты или богатый, можно найти подход к любому.

Ведь главное, к чему стремятся нигилисты - это «счастье», а вот насколько разумно идти по такому пути - это уже вопрос спорный. В любом случае цель была достигнута, и читатели смогли сделать для себя определенный вывод.

Самоуверенный нигилист Евгений Базаров, происхождение которого очень повлияло на становление личности, играет немаловажную роль в произведении. Его образ в романе содержит всю совокупность черт подобного типа и показывает, насколько излишняя грубость и нерешительность могут повлиять на судьбу человека.




Top