Евгений онегин роман в котором отразился век. «евгений онегин» - роман, «в котором отразился век

Роман "Евгений Онегин" занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Роман в стихах "Евгений Онегин" писался Пушкиным около 8 лет. Это были годы настоящей творческой зрелости поэта. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества времени правления царя Александра 1. В романе переплетены история и современные поэту события. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа - любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. Герои романа Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский, Ольга составляют две любовные пары. Но всем им не дано судьбою стать счастливыми. Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то, что они любят друг друга, они не могут стать счастливыми, не могут соединить свою судьбу. И. виноваты в этом не какие-нибудь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни. Над глубокими причинам этих ошибок заставляет Пушкин размышлять своего читателя. На простую сюжетную линию романа нанизано множество картин, описаний, показано множество живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами. У Пушкина все это "собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных" показывало эпоху... Какова же главная мысль, главная идея "Евгения Онегина"? Она состоит в том, что счастливо могут жить лишь люди мало думающие, мало знающие, у которых нет стремлений к высокому, духовному. Люди с чуткой высокой душой обречены на страдания. Они либо гибнут, как Ленский, либо вынуждены томиться "в бездействии пустом", как Онегин, либо молча страдать, как Татьяна. Пушкин отчетливо показывает, что во всех этих роковых ошибках виноваты не его герои, а та среда, та обстановка, которая сформировала такие характеры, которая сделала несчастными этих по существу или по своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей. Помещичий, крепостнический строй, непосильный, тяжелый труд крестьян и полное безделье помещиков и господ делали несчастными, коверкали жизнь не только крепостных рабов, но и лучших, наиболее чутких из дворян, помещиков. Эти печальные и горькие мысли о тяжелом неблагополучии всего жизненного строя выражены Пушкиным в последних грустных строках романа.

    «Евгений Онегин» - произведение о любви. Любовь у Пушкина - высокое, свободное чувство. Человек свободен в своем выборе и счастлив этим, но только не в этом романе. Хотя Татьяна и любила Онегина, но она не была с ним счастлива, она даже не получила...

    Каков он, современник Пушкина? Когда читаешь, а точнее - наслаждаешься чтением пушкинского шедевра, то кажется, что Александр Сергеевич писал о себе. Он называет своего главного героя «добрый мой приятель», среди друзей Онегина – друзья самого Пушкина,...

    Исправить нравы устаревшей нации так же трудно, как сделать белым черное дерево. Пифагор Говоря о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» как об «энциклопедии русской жизни», необходимо упомянуть эпоху, в которую жил и работал Пушкин и в которую развивались...

    В стихах Пушкина, справедливо замечает Н. А. Добролюбов, продолжая в этом отношении выводы Белинского, «впервые открылся нам действительный русский мир». «Открытие» в «Евгении Онегине» русской.действительности «русского«мира» - не только имело важнейшее...

    Владимир Ленский - наивный поэт и мечтатель, также не производит впечатления завзятого стрелка. Но трагичный финал нелепого события, пережитый героем литературное произведение как драма личного порядка, да, пожалуй, искреннее сожаление автор произведенияа...

Роман "Евгений Онегин" занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. Он является настоящим сокровищем классической русской литературы, произведением поистине мирового уровня.

Этот роман своеобразно и во всех гранях отражает особенный поэтический талант автора. Трудно определить главную мысль, главную идею "Евгения Онегина". Роман не принадлежит к тем произведениям, в которых автор или сам от себя, или устами кого-нибудь из действующих лиц высказывает свою идею, причем содержание произведения, все его действие должно подтвердить правильность этой идеи, убедительно ее раскрыть и развернуть во всех подробностях. С другой стороны, "Евгений Онегин" не похож и на такие произведения, в которых действующие лица так выбраны и охарактеризованы, события так развиваются, что для внимательного читателя мысль, идея автора сама как бы вытекает из содержания.

При чтении романа складывается впечатление, что автор ничего не хотел доказать и не имел никакой ясной идеи. Но в действительности Пушкин показал разнообразные картины русской жизни начала XIX века, нарисовал характерные для той эпохи типы представителей дворянского общества.

Автор изобразил действительность именно такой, какой она была в то время, во всей ее жизненной правде, ничего не подбирая специально и не сгущая нарочно никаких событий. Но если внимательно присмотреться, становится ясно, что жизнь, устроена неправильно. При таком жизненном устройстве счастливы могут быть только посредственные люди, интересы которых мелки и ограниченны. Например, отец Татьяны и Ольги и другие деревенские соседи Евгения Онегина проводят свою жизнь спокойно, в еде и питье, пустых разговорах и мелких хлопотах. Они довольны собой, ни к чему не стремятся, даже книг не читают, считая их "пустой игрушкой". Такова и Ольга, быстро забывшая погибшего на дуэли жениха-. Такова же и ее мать. Ее выдали замуж за нелюбимого человека, она смирилась, занялась хозяйством и вскоре стала даже получать удовольствие от такой жизни.

Люди же с высокими требованиями к себе и окружающим, тонко и сильно чувствующие, в этой жизни несчастны. Они или гибнут, как Ленский, или продолжают жить с опустошенной душой, как Онегин и Татьяна. Богатство и высокое положение в обществе, доставшиеся им по наследству, не облегчают жизнь и не приносят удовлетворения. Работать для достижения какой-нибудь высокой цели они не приучены, а особенности характера, воспитание и положение мешают им устроить свое личное счастье. Осознание ошибок приходит к ним слишком поздно. Онегин думал, что вольность и покой - замена счастью, но ошибался. Татьяна понимает, что поступила опрометчиво, поспешив выйти замуж за нелюбимого человека, ведь "счастье было так близко...".

Но во всех этих ошибках нельзя винить лишь самих героев. Их такими сделала среда. Обстановка, окружавшая их с рождения, сформировала их характеры, выработала определенный тип поведения. Именно среда, говорит Пушкин, сделала несчастными этих по существу и своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей.

Автор стремится показать крепостнический строй, при котором норма - непосильный крестьянский труд и безделье помещиков-крепостников. Такая норма калечит как крестьян, так и дворян, помещиков, даже самых лучших и гуманных из них. Это грустное убеждение в ненормальности жизненного уклада, в невозможности настоящего счастья, в том, что нет в окружающем поэта дворянском обществе благородных честных людей, отражается и в лирических отступлениях:

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей...

Того змия воспоминаний,

того раскаянье грызет.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами - себя...

Ему горько сознавать это, но предательства можно ожидать даже от порядочных людей, которые "без всякой злобы и затей" могут "стократ ошибкой" повторить слух или сплетню.

Самая емкая характеристика светского общества дана Пушкиным в конце шестой главы, где он изображает ту среду, которая так искажает и ожесточает даже самую чистую и благородную душу. Он делает вывод, что спасти от духовного разложения человека, воспитанного этой средой и вращающегося в ней, может только высокий поэтический дар - "младое вдохновенье".

Эти печальные и горькие мысли о тяжелом неблагополучии всего современного жизненного строя наиболее полно выражены Пушкиным в последних грустных строках романа, где поэт завидует людям, рано покинувшим жизнь с ее горестями:

Блажен, кто праздник жизни рано

Оставил, не допив до дна

Бокала полного вина,

Кто не дочел ее романа

И вдруг умел расстаться с ним,

Как я с Онегиным моим.

Тем не менее, автор не предлагает опустить руки и грустить о неосуществимости счастья. В его произведении много светлых картин, красоты в изображении жизни, природы; изображено много хороших, честных и высоких чувств, переживаний и поступков; при этом реалистично указаны все общественные причины неблагополучия жизни героев романа, все обстоятельства, создавшие характеры действующих лиц и предопределившие их судьбу.

Если бы А. С. Пушкин изобразил в своем романе «Евгений Онегин » только удивительные характеры Онегина и Татьяны, если бы он рассказал только об отношениях этих людей на протяжении всего романа, то и тогда роман был бы достоин бесконечного восхищения. Но величайшим достижением Пушкина является то, что он нашел и объяснил причину появления и развития в России таких людей. Причина эта - русское общество двадцатых годов XIX века.

Именно общество рождает, воспитывает, изменяет людей. В «Онегине» нашло наиболее полное отражение сословие, к которому принадлежал сам поэт, детьми которого были многие герои романа - дворянское сословие, «в котором выразился прогресс русского общества».

Жизнь светского человека до предела насыщена событиями. Он постоянно в действии, он всегда в обществе. И постепенно свет заменяет ему внутренний, духовный мир внешней суетой и блеском. Человек перестает быть самим собой, он умеет только «казаться». А для того чтобы казаться умным, обаятельным, обществу нужна самая малость: «легко мазурку танцевать и кланяться непринужденно».

Страшно подумать, что они и не живут в полном смысле этого слова, а создают видимость жизни. Как будто жизнь - большое представление в театре, а люди - актеры. Они не любят и не страдают, они играют влюбленных и страдающих. Только единицы понимают, что такая жизнь напрасна. Немногие, в которых «светская жизнь не убила чувств, а только охладила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям». И осознав это, не смогут больше вести светскую жизнь, не знают, как можно жить иначе, тоскуют и медленно умирают душой: «бездеятельность и пошлость жизни» душат их. Так появляется Онегин - внешне угрюмый, озлобленный. Но в душе живет поэзия, которую не сумел убить свет. Убегая от суеты и блеска, Онегин поселился в деревне, но и там столкнулся с обществом, ведущим такую же пустую жизнь, только более просто. Та же пустота, которую пытаются заполнить, правда, менее изысканными разговорами «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». «Онегину было дико в обществе Лариных, но образованность еще более, нежели светскость, была причиною этого». Пустота во внутреннем мире поместных дворян усугублялась их невежеством. И только в этом различие между балом в Петербурге и именинами в доме Лариных. Трудно представить себе, что в обществе Петушковых, Буяновых, Пустяковых могла появиться Татьяна - «редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы». Звучит парадоксально, но Татьяна несчастна отчасти и потому, что лучше, тоньше, умнее большинства окружающих ее людей.

Положение женщины в обществе - критерий, по которому можно судить, насколько общество развито, насколько оно прогрессивно. И если женщина не занимает в обществе никакого положения, если даже Татьяна - «…создание страстное, глубоко чувствующее », но «наглухо запертое в темной пустоте своего интеллектуального существования», если женщины, подобные ей, - «натуры гениальные» безжалостно убиваются бессознательным обществом, то ни о какой гуманности такого общества не может быть и речи. А ведь это сословие самое прогрессивное в России. Жизнь русского общества, которую так полно и выразительно описал Пушкин, оказывается невыносимой для лучших людей этого общества.

Эта жизнь прекрасна лишь для ничтожеств. Нетрудно понять, что общество, убивающее своих лучших представителей, обречено на гибель. Потому что лишь умные люди способствуют прогрессу, пустые и черствые - деградации.

Этот вывод подсказан Пушкиным. И сделать такой вывод можно, лишь ознакомившись детально и полно со всеми сторонами русской жизни того времени. Заслуга Пушкина в том, что, читая его роман, можно глубоко изучить русскую жизнь, энциклопедией которой является «Евгений Онегин».

Роман, в котором «отразился век и современный человек». Если бы А. С. Пушкин изобразил в своём романе «Евгений Онегин» только удивительные характеры Онегина и Татьяны, если бы он рассказал только об отношениях этих людей на протяжении всего романа, то и тогда роман был бы достоин бесконечного вос­хищения. Но величайшим достижением Пушкина является то, что он нашёл и объяснил причину появления и развития в России та­ких людей. Причина эта - русское общество двадцатых годов XIX века.

Именно общество рождает, воспитывает, изменяет людей. В «Оне­гине» нашло наиболее полное отражение сословие, к которому принад­лежал сам поэт, детьми которого были многие герои романа - дворян­ское сословие, «в котором выразился прогресс русского общества».

Жизнь светского человека до предела насыщена событиями. Он постоянно в действии, он всегда в обществе. И постепенно свет заменяет ему внутренний, духовный мир внешней суетой и блеском. Человек перестаёт быть самим собой, он умеет только «казаться». А для того чтобы казаться умным, обаятельным, об­ществу нужна самая малость: «легко мазурку танцевать и кланяться непринужденно».

Страшно подумать, что они и не живут в полном смысле этого слова, а создают видимость жизни. Как будто жизнь - большое представление в театре, а люди - актёры. Они не любят и не стра­дают, они играют влюблённых и страдающих. Только единицы понимают, что такая жизнь напрасна. Немногие, в которых «свет­ская жизнь не убила чувств, а только охладила к бесплодным стра­стям и мелочным развлечениям». И осознав это, не смогут больше вести светскую жизнь, не знают, как можно жить иначе, тоску­ют и медленно умирают душой: «бездеятельность и пошлость жиз­ни» душат их. Так появляется Онегин - внешне угрюмый, оз­лобленный. Но в душе живёт поэзия, которую не сумел убить свет. Убегая от суеты и блеска, Онегин поселился в деревне, но и там столкнулся с обществом, ведущим такую же пустую жизнь, только более просто. Та же пустота, которую пытаются заполнить, правда, менее изысканными разговорами «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». «Онегину было дико в обществе Лари­ных, но образованность ещё более, нежели светскость, была при­чиною этого».

Пустота во внутреннем мире поместных дворян усугублялась их невежеством. И только в этом различие между балом в Пе­тербурге и именинами в доме Лариных. Трудно представить себе, что в обществе Петушковых, Буяновых, Пустяковых могла по­явиться Татьяна - «редкий, прекрасный цветок, случайно вырос­ший в расселине дикой скалы». Звучит парадоксально, но Тать­яна несчастна отчасти и потому, что лучше, тоньше, умнее боль­шинства окружающих её людей.

Положение женщины в обществе - критерий, по которому можно судить, насколько общество развито, насколько оно про­грессивно. И если женщина не занимает в обществе никакого положения, если даже Татьяна - «… создание страстное, глубоко чувствующее», но «наглухо запертое в тёмной пустоте своего ин­теллектуального существования», если женщины, подобные ей, - «натуры гениальные» безжалостно убиваются бессознательным об­ществом, то ни о какой гуманности такого общества не может быть и речи. А ведь это сословие самое прогрессивное в России.

Жизнь русского общества, которую так полно и выразительно описал Пушкин, оказывается невыносимой для лучших людей этого общества.

Эта жизнь прекрасна лишь для ничтожеств. Нетрудно понять, что общество, убивающее своих лучших представителей, обрече­но на гибель.

Потому что лишь умные люди способствуют прогрессу, пус­тые и черствые - деградации.

Этот вывод подсказан Пушкиным. И сделать такой вывод мож­но, лишь ознакомившись детально и полно со всеми сторонами русской жизни того времени. Заслуга Пушкина в том, что, читая его роман, можно глубоко изучить русскую жизнь, энциклопеди­ей которой является «Евгений Онегин




Top