Евгений онегин воспитание татьяны лариной. Воспитание татьяны лариной сочинения и курсовые работы

Сочувствую но надо самому стараться отвечать на вопросы а то у тебя не останется баллов.
так вот ответ:
Детство ее прошло в обстановке патриархального быта, пропитанного привычками и «преданьями простонародной старины, в атмосфере деревенского простора и приволья. Родители мало заботились о ее воспитании и образовании, ничем не стесняли её естественного развития. Близость к народу, к обычаям воспитала в Татьяне «русскую душу» , народный, национальный строй её понятий и чувств. С детства она напиталась образами русского народного творчества, картинами русской природы. На Татьяну город не оказал обычного влияния.
Любовь к русской деревне проходит красной нитью через всю жизнь Татьяны. Перд отъездом она трогательно прощается, как со своими друзьями, с долинами, холмами, ручьями и лесами. А вот в Москве она
…Волненье света ненавидит,
Ей душно здесь … она мечтой
Стремиться к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединенный уголок,
Где льется светлый ручеек.
И даже став великосветской дамой, богатой и знатной, она остается верной своим прежним деревенским симпатиям и настроениям.
Татьяна не могла остаться в стороне от тех веяний и настроений, которыми была охвачена общественность той эпохи. Но они коснулись ее лишь в той мере, в какой они были направлены к раскрепощению личности, к освобождению ее чувств от стеснительных рамок светского общества, бытовых ограничений и устоев. Татьяна увлекалась романами Ричардсона и Руссо, в которых они воспевали свободную любовь как высший закон жизни. Именно поэтому любовь толкнула Татьяну на смелый по тому времени поступок. Она решила открыто высказать герою своего романа те чувства, которые её волновали и для выражения которых она нашла готовый язык в книгах. Этим она резко нарушила господствовавшие в дворянском обществе обычаи и правила.
Евгений Онегин... Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, "наследник всех своих родных". Ему не нужно было работать из-за куска хлеба, "труд упорный ему был тошен". Воспитание, полученное Евгением, было самое скверное. Он рос без матери. Отец, легкомысленный барин, чиновник, не обращал на сына никакого внимания, поручив его наемным гувернерам и гувернанткам. Они почти ничему не учили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шалостиОнегин получил типичное для аристократической молодежи того времени домашнее образование и воспитание француза-гувернера:

Monsieur I"Abbe, француз убогой
Чтоб не измучилось дитя
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
. Но получив самое поверхностное образование, Онегин, дважды пытался пополнить и расширить его. Во всяком случае, встретившись с Ленским, получившим высшее образование в лучшем университете Германии, Онегин мог спорить с ним по серьезным политическим, историческим и философским вопросам как равный с равным.
В Петербурге Онегин ведет пустую, бесцельную и бессодержательную жизнь. Встречи с друзьями в ресторане, посещения театра, балы, ухаживания за женщинами. Наука страсти нежной была основным содержанием его жизни.
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать

Татьяна Ларина символизирует собой образ русской девушки. Трудно понять душу россиянина, не будучи россиянином. Именно Татьяна предстаёт перед нами как символ загадочной русской души.

С самого детства она отличалась своей непохожестью на других. Её самобытность, иногда диковатость некоторым кажется гордыней, жеманством. Но это не так. Кроткий нрав, но сила характера проявляется и ещё больше подчёркивается на фоне сестры Ольги. Казалось бы, что может волновать юную девушку в дворянской семье. Разве присущи в такой оранжерейной обстановке глубокие мысли, способность рассуждать и анализировать. Лёгкость, беспечность должны были стать её спутниками, но всё сложилось иначе. Стремление к учёбе, саморазвитию сделали девушки сильной характером, глубоко мыслящей, сопереживающей. Частые уединения способствовали глубокому погружению в себя и самопознанию.

Первое чувство, нахлынувшее на Татьяну, поглотило её полностью. Она была готова к встрече любви. Поспособствовало этому чтение романов. И вот, образ человека, который соответствовал её вымышленному герою, предстал в реальности.

Татьяна, чистый и открытый человек, пошла навстречу чувству. Она приняла его и решилась на сложный, но необходимый шаг - признание.

Переборов девичью гордость, отважилась сделать первый шаг. Что же она получила взамен? Снисхождение со стороны блистательного Онегина к провинциальной девушке, гуманный поступок отказа. Первая любовь часто разбивает юношеские сердца. Но Татьяну это поражение сделало сильнее. Чувство не угасло, а только затаилось где-то в глубине души. Ничто не могло помешать ей любить Евгения, ни его равнодушие, ни жестокость, ни циничность, ни убийство Ленского . Любить нельзя за что-то, любить можно вопреки. Только тогда это любовь.

Татьяна чувственная, но гордая натура. Она не стала унижаться и просить любви Онегина. Она постаралась отстраниться и забыть. Только ей самой известно, что творилось в душе, какая борьба между разумом и сердцем бушевала. Разум позволил провинциальной девушке-дикарке превратиться в степенную даму, хозяйку салона. Нелюбимый муж даже на секунду не может сомневаться в нежности и верности супруги.

Сила любви, её красота наиболее красочно раскрывается в трагедии. Не суждено Татьяне быть с Онегиным. Любовь жива в её сердце, и, возможно, с течением времени только усилилась. Но, увы. Жертва любовью ради чести и обещанной клятвы у алтаря.

Основная тема романа - передовая личность в ее отношении к дворянскому обществу. Эта тема раскрывается Пушкиным в образах Онегина, Ленского, Татьяны - представителей дворянской интеллигенции.

Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Татьяна росла и воспитывалась в семье дворян-помещиков, верных «привычкам милой старины». С детства близким ей человеком была няня, простая русская крепостная женщина, с которой Татьяна делилась своими сокровенными мыслями и переживаниями. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к родной природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, естественность. От природы Татьяна умна, своеобразна, самобытна. С детства она отличалась от своих сверстников. Она была «дика, печальная, молчалива», «как лань лесная боязлива» и «…часто целый день одна сидела молча у окна», Пушкин говорит, что она была одарена «воображением мятежным, умом и волею живой и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным».

Ум и своеобразие натуры выделяют ее среди других в помещичьей среде и светском обществе и приводят к осознанию пошлости, праздности и пустоты жизни окружающих ее людей. Она мечтает о человеке, который бы внес в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев любимых романов. Таким показался ей Онегин, светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей своей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: «…Все было им полно, все деве милой без умолку твердит о нем»,

Но Онегин не понял всей силы и глубины чувства Татьяны. И не оценил его. Любовь приносит Татьяне одни страдания. В конце концов она уступает матери, и, повторяя судьбу многих женщин того времени, выходит замуж за нелюбимого человека.

Но в душе Татьяна осталась прежней. В свете она одинока: не нашла здесь того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся в столицу.

…Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад,

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…

Сцена последнего свидания Татьяны с Онегиным еще полнее) раскрывает ее высокие душевные качества: нравственную безупречность, верность долгу, правдивость. Повинуясь долгу, она принимает последнее роковое решение: отказывается от любви, личного счастья, навсегда связанного для нее с Онегиным.

Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русских женщин, нравственно безупречных, верных долгу, ищущих глубоко содержательной жизни. Такова Ольга Ильинская в романе Гончарова «Обломов», тургеневские героини: Наталья из «Рудина», Елена из «Накануне», жены декабристов, воспетые Некрасовым.

В.Г.Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни", так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека Евгения Онегина. Евгении Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых "лишних людей". Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он "до времени созрел", стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века - "хандру". Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь не способны воскресить его душу.

Образ Татьяны Лариной - противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.

Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной "привычкам милой старины", характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно: Ей рано нравились романы, Они ей заменяли все: Она влюблялася в обманы И Ртардсона и Руссо. Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней.

Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна. самобытна. От природы она одарена: Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нужным. Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: "...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем". Она решается написать Онегину любовное признание. Резкий отказ Евгения является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Татьяна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви. Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил "вольность и покой", был эгоистом и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны.

В Петербурге она становится княгиней; обретает всеобщее уважение и преклонение в "высшем свете". За это время она сильно меняется. "Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы" рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в "высшем свете" она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу: ...Сейчас отдать я рада, Всю эту ветошь маскарада. Весь этот блеск и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище...

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм. Главные черты характера Татьяны - сильно развитое чувстве долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным. Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины.

Цель урока:

1.Раскрыть образ Татьяны Лариной как пример девушки, воспитанной в христианском духе.

2.Показать, как христианское воспитание формирует из девушки идеальную жену.

3.Познакомить с понятиями: кротость, благочестие, послушание.

Оборудование :

  1. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Симфония».
  2. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка».
  3. Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
4.Иеромонах Порфирий (Левашов) «О воспитании девиц в духе истинно христианском».

Ход урока:

Беседа с учениками

Учитель : Татьяна рождена была русскими православными родителями - Дмитрием и Прасковьей Лариными. Семья жила по христианским заповедям: читала молитвы, отмечала религиозные праздники, соблюдала пост. Пожалуйста, найдите во 2 главе романа аргументы моего тезиса.

Ученик: Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели.

Учитель : Хорошо, спасибо. Ребята, читая роман «Евгений Онегин», мы наблюдаем быт и нравы русского поместного дворянского общества. Татьяна с раннего детства общается с простыми людьми, много времени проводит с няней Филиппьевной, кроткой и терпеливой женщиной. К сожалению, слово «кроткая» сейчас почти не употребляется. Пожалуйста, прочитайте в словаре С. И. Ожегова значение этого слова.

Ученик: Кроткий – незлобивый, покорный, смирный.

Учитель : А теперь найдите статью об этом понятии в «Симфонии» (стр.446)

Ученик: Христиане должны быть, как и их отец небесный, кротки. Кротость – плод истинной веры. Кротость – плод духовной мудрости. Христос поучает нас Своей жизнью кротости. По примеру Христа, кротко обходиться с обидчиками. Гнев гневом не гасится, а кротость и свирепых смягчает.

Учитель : Спасибо. Знайте, ребята, что кротость – великая духовная сила. За кротость Бог даёт счастье. Это хорошее русское слово, запомните его и употребляйте в речи. Старайтесь воспитать в себе это качество характера. Можно ли Татьяну Ларину назвать кроткой девушкой? Пожалуйста, прочитайте по ролям диалог Татьяны и няни и подумайте над моим вопросом (3 гл.)

Ученики: - Не спится, няня: здесь так душно.

Открой окно да сядь ко мне.

Что, Таня, что с тобой?

Мне скучно. Поговорим о старине…

Учитель : Благодарю вас. Вы выразительно читали. Кто хочет ответить на вопрос?

Ученик : Я думаю, что Татьяна - кроткая девушка, потому что покорно принимает объяснения Евгения Онегина в том, не нравится ему.

Учитель: Правильно. Пушкин любит свою героиню ещё и за смелость, за цельность натуры, за пламенное и нежное сердце. В письме, которое написала Татьяна Онегину, мы обнаруживаем все эти черты характера. Признавшись в своих чувствах, Татьяна ведёт себя как героиня зарубежного романа. Реальные бытовые нормы поведения русской дворянской барышни начала XIX века делали такой поступок немыслимым: она вступала без ведома матери в переписку с почти неизвестным ей человеком и первая признавалась в любви. Если бы Онегин разгласил тайну получения им письма, репутация Татьяны пострадала бы неисправимо. Скажите, в какой главе романа происходят изменения в судьбе Татьяны Лариной?

Ученик: Переворот в судьбе Татьяны происходит в 7 главе.

Учитель : Верно. Внешние перемены в её жизни – только следствие сложного процесса, который происходил в душе героини после отъезда Евгения Онегина. Не надеясь на новую встречу и взаимность, Татьяна делает решающий нравственный выбор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Она по-прежнему любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьёй. Слова героини в последнем монологе –

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна –

Новость для Онегина, но не для читателя: Татьяна лишь подтверждает выбор, сделанный ранее. Мы видим, что она сохранила прежние душевные качества, верность любви к Онегину и своему супружескому долгу. Татьяна Ларина поступила как благочестивая женщина – христианка, ведь она уже сделала однажды свой выбор. В книге Иеромонаха Порфирия «О воспитании девиц в духе истинно христианском» читаем: «Ничто так не возвышает женщину, как благочестие». Пожалуйста, найдите в «Симфонии» определение понятия «благочестие».

Ученик: «Благочестие есть свет и пример друг для друга для спасения. Путь благочестия – узкий путь. Узкий путь есть путь смирения, послушания, терпения, кротости. Признак благочестия – не только знать, но и жить по заповедям».

Учитель: «Жена благочестивая трудолюбива, скромна, благопокорлива, кротка, сострадательна, уважительна ко всем, примерная мать, добрая хозяйка и мужу верная спутница. Она как планета – спутница, привязанная к мировому пути своего мужа, с неуклонною правильностью и порядком будет обходить домашний быт его и разливать вокруг кроткий свет своих добродетелей и своего благоразумия. Какая честь для супруга, какое счастье для детей – иметь одному подругою, а другим матерью такое прекрасное существо». Такую идеальную жену нарисовал Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин» в образе Татьяны Лариной. В ней, благочестивой и целомудренной женщине, всё привлекательно. Как вы думаете, в чём состоит счастье человека и была ли Татьяна счастлива?

Ученик: В «Симфонии» (стр.1028) сказано: «Счастье истинное, которое внутри имеется. Счастье есть совесть спокойная. Счастье истинное – в благочестии. Счастье христианина – быть твёрдым в искушениях». Получается, что Татьяна счастлива тем, что не изменила мужу, сумела сохранить чистоту души и светлые воспоминания о любви.

Учитель : Закономерно, что в последней главе А.С.Пушкин прямо говорит читателям о том, что Татьяна Ларина отличается от светских дам, что её все любят и уважают.

К ней дамы подвигались ближе;

Старушки улыбались ей;

Мужчины кланялися ниже,

Ловили взор её очей.

А теперь, ребята, найдите, пожалуйста, в тексте любой главы романа и запишите в тетрадь понятия, о которых говорится в «Симфонии».

Ученик: Понятия из 1 главы: дружба, гордость, душа, достоинство, простота, скука, коварство, доброта, благородство, воспитание, трудолюбие, лицемерие, ревность, послушание, красноречие, молчание, лесть, лукавство.

Учитель: Молодцы. Подумайте, какие из этих качеств можно обнаружить в характере Онегина, а какие - в характере Татьяны?

Ученик : У Онегина: гордость, скука, коварство, благородство, воспитание, ревность, красноречие, лесть.

Ученица: У Татьяны: дружба, душа, достоинство, простота, доброта, воспитание, трудолюбие, лукавство, молчание, послушание.

Учитель: Молодцы. Пожалуйста, найдите в «Симфонии» статью о послушании. Прочитайте.

Ученик : Послушанием человек показывает свою веру. Господь и Бог Иисус Христос повиновался родителям.

Учитель: Хорошо. Ребята, я надеюсь, что вы понимаете, какую огромную пользу принесёт вам самовоспитание таких понятий, как кротость, послушание, совесть, благочестие, трудолюбие, скромность. Милые девочки, пусть эти важные духовно – нравственные качества, сформированные в Татьяне Лариной, семенами прорастут в ваших душах, станут для вас истинными, непререкаемыми правилами. И тогда вы счастливо и радостно проживёте в мире и согласии со своим будущим супругом.

Пожалуйста, помните о заветах настоятеля глинской пустыни игумена Филарета (Данилевского):

  1. Трудитесь.
  2. Очищайте душу от вредных помыслов.
  3. Не давайте даже входа в сердце скверным мыслям.
  4. Соблюдая чистоту сердечную, можете сохранить и телесную.
  5. Лучше малое исполнить как следует, чем много с небрежением.



Top