Еврипид цитаты. Еврипид: афоризмы, цитаты, высказывания

древнегреческий драматург, крупнейший представитель классической афинской трагедии; написал около 90 драм, из которых до нас дошло 17 трагедий и сатировская драма «Киклоп»

480 - 406 до н. э.

божество

Когда божество хочет наказать человека, оно прежде всего лишает его рассудка.

друг

У истинных друзей всё общее.

жизнь

Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие не меньше ценят свою.

Жизнь есть борьба.

ласка

Лишь ласковый имеет дар пленять.

отец

Не может быть добрым рождённый от злого отца.

подлость

От дара подлых рук добра не жди.

разговоры

Когда двое говорят и один из них сердится, тот, кто уступает, умнее.

свобода

Звание свободного человека дороже всего.

страдания

Существует ли более сильное и более мучительное страдание, чем бегство из родной страны?

суд

Прекрасно сказано, что в споре двух сторон суд обе стороны обязан выслушать.

язык

Невоздержанный язык - худшее из зол.

От малой искры до пожара людей язык доводит.

на другие темы

Да, как ни дорога нам жизнь, одно ещё дороже: сознанье правоты.

Зачем, О смертные, мы всем другим наукам
Стараемся учиться так усердно,
А речь, единую царицу мира,
Мы забываем? Вот кому служить
Должны мы все, за плату дорогую
Учителей сводя, чтоб, тайну слова
Познавши, убеждая, - побеждать!

Как нельзя порицать за невольный проступок, так нельзя и хвалить за вынужденное благодеяние.

О Зевс! Зачем ты дал людям верные признаки отличить настоящее золото от поддельного, тогда как у человека нет на теле ни одной приметы, по которой можно было бы узнать мерзавца.

От подношений и боги становятся сговорчивыми.

Краткая биография


Эврипид, Euripides, 480 - 406 до н. э.) - великий древнегреческий драматург, считающийся (вместе с Эсхилом и Софоклом)одним из столпов греческой драмы. Особенно выделяет Эврипида яркое
изображение общечеловеческих страстей и страданий. Страдание у Эврипида иррационально, как иррациональна и сама жизнь. Если у его современников трагедия служила оправданием высших сил, управляющих миром, а страдания были наказанием за грехи, Эврипид не верит в благость высших сил. Он
потрясает зрителя изображением страдания, которое не может быть оправдано никаким высшим нравственным смыслом. Главной особенностью драматургии Эврипида является наиболее законченные и яркие женские образы. Так же не характерно отношение у рабам, которы изображены в его пьесах не бездушными статистами, а людьми, чьи человеческие каества и проявляние чувств, заставляют зрителей сопереживать бесправным и
отверженным. Его пьесы были образцом для подражания многих поколений драматургов. Эврипида переводили Корнель, Расин, Вольтер.

Афоризмы и высказывания

  • Любовь - это все, что у нас есть, и только любовью мы можем помочь друг другу
  • Хорошо быть богатым, хорошо быть сильным, но лучше всего - иметь много любящих друзей.
  • Когда добрые люди умирают, их доброта не погибает вместе с ними, но продолжает жить и после смерти.
  • Никогда не верь женщине, даже если она говорит правду.
  • Тот лучший пророк, кто пророчит хорошее.
  • Боги так же мало дают отчета в своих поступках, как и люди.
  • Твердо зная лучший путь, мы избираем худший.
  • Все должно быть общим между друзьями.
  • Да, как ни дорога нам жизнь, одно еще дороже: правоты сознанье.
  • Если ты ценишь свою жизнь, помни, что и другие не меньше ценят свою
  • Жизнь наша есть борьба.
  • Знание свободного человека дороже всего.
  • Истинной жизни нет без искусства.
  • Как нельзя порицать за невольный проступок, так нельзя и хвалить за вынужденное благодеяние.
  • Кого Юпитер хочет погубить, того он лишает разума.
  • Лишь ласковый имеет дар пленять.
  • От дара подлых рук добра не жди.
  • От подношений и боги становятся сговорчивыми.
  • Прекрасно сказано, что в споре двух сторон
  • Суд обе стороны обязан выслушать.
  • Не может быть добрым рожденный от злого отца.
  • Неразумен тот, кто больше стремится иметь богатство и силу, чем добрых друзей.
  • Нет худжего зла, чем дурная женщина, и нет лучшего блага, чем хорошая.
  • О, если бы людям возможно было производить детей как-нибудь иначе: если б не было женщин! Тогда человек не знал бы никаких неприятностей.
  • Люди не могли бы жить, если бы боги не дали бы им дара забвения.
  • Существует ли более сильное и более мучительное страдание, чем бегство из родной страны?
  • О Зевс! Зачем ты дал людям верные признаки отличать настоящее золото от поддельного, тогда как у человека нет на теле ни одной приметы, по которой можно было бы узнать мерзавца.
  • От малой искры до пожара
    Людей язык доводит...
  • ...Зачем,
    О смертные, мы всем другим наукам
    Стараемся учиться так усердно,
    А-речь, единую царицу мира,
    Мы забываем? Вот кому1 служить
    Должны мы все, за плату дорогую
    Учителей сводя, чтоб, тайну слова
    Познавши, убеждая - побеждать!
  • Невоздержанный язык - худшее из зол.
  • Когда двое говорят и один из них сердится, - тот кто уступает - умнее.
  • Истинное мужество - осторожность.
  • Не умершего следует вам оплакивать, а рождающегося для тяжкой борьбы с невзгодами жизни.
  • Нет худшего зла, чем дурная женщина, и лучшего блага, чем хорошая.
  • Король должен помнить три вещи: что он управляет людьми, что он обязан управлять ими согласно с законами, что он не вечно будет управлять.
  • У истинных друзей все общее.

Еврипид (480-406) – родился на Саломине. Происходил из знатного рода. Получил хорошее образование, знал философов. Был женоненавистником. Не проявлял рвения к службе, не участв. в обществ. жизни. Подвергался нападкам. В 408 г. уехал в Македонию к царю Архелаю. Написал 90 произведений, сохранилось 18 (из них одна сатирова драма).

Еврипид – «философ на сцене». Так его назвали древние критики. Писал длинные монологи на тему войны и мира или религии.

Новый тип трагедии.

Взаимоотношения людей стали ее основой. Бытовая и любовная тематика. До Еврипида только обозначались семейные отношения, любви не было. Она становится основным конфликтом, ведущим к гибели. Внутренний мир

Особенности трагедий:

Интрига (запутанный сюжет, причины в прошлом, одно на другое)

Брошенные дети («Ион»)

Новый женские типы – охвачены любов. страстью (Медея и Федра)

Хор теряет значение, становится оформлением

Роль пролога увеличивается. В конце бог из машины.

Произведения:

- «Медея » (431г.). Сюжет основан на мифе о походе Аргонавтов. Ясон в Колхиде добыл золотое руно с помощью дочери колхидского царя Ээта, волшебницы Медеи. Она убила его дядю, чтобы Яс. правил в Иолке. Но после этого Яс. с М. бежали в Коринф. Он изменил ей и решел жениться на дочери коринфского царя Креонт Главке. У Евр. М. впервые сама убивает детей. Место действия – Коринф перед домом М. Пролог, парод, 4 эп., 3 ст., эксод,. Яс. – эгоист и честолюбец. М. – умная яркая, вся жизнь в Ясоне. В конце она на колеснице от Гелия. Хор коринфских женщин.

- «Ипполит ». Основан на аттическом мифе о Тезее (афинский царь) и Федре (дочь Миноса и Пасифаи, вступившей в связь с быком и родившей Минотавра). Ипполит – сын Тезея от амазонки Антиопы, обожествленный герой, девушки перед замужеством приносили ему прядь волос. Место – Трезен перед дворцом. Пролог, парод, 4 эп., 3 ст., эксод. Ип. – положительный герой, «мудрец». Ф. – слабая, честная. В конце появляется Артемида, все объясняет. Хор трезенских женщин.

- «Электра » (ок. 413г.) Место – Аргос. Пролог, парод, 4 эп., 3 ст., эксод. Историю проклятия рассказывает пахарь, муж Электры. Клитемнестра убила мужа секирой, «предлог она имела» - убийство ребенка, двоеженство. Эгисф – вдохновитель. Ореста узнает кормилец отца по шраму над бровью. Делят между собой: Оресту-Эг., ей-мать. Ор. убивает фессалийским ножом. Кл. просил не убивать, обняла его, Ор. мечом в грудь. В конце Диоскур сообщает всю судьбу Ор. и Эл. Хор местных девушек.

- «Орест » (408г.) Место – Аргос. Пролог, парод, 4 эп., 3 ст., коммос.

Изображал людей такими, какие они есть. Эл. рассказывает о проклятье, начиная с Тантала, Ор. был покорен богу. «Нас Аполлон в жертву принес». Менелай – трус. Появляется Аполлон, говорит их судьбу. Просит почтить Тишину (Мир). Хор из 15 аргосских женщин.

Социальные взгляды:

Патриотизм

Против войны. Война возможна только как оборона. Война затевается из честолюбия или по легкомыслию, также из-за алчности и тщеславия.

Самопожертвование во имя счастья родины

Демократия, но не демагогия (Вестник в «Ор.»), порой рожд. тиранию

Чрезмерное богатство приводит к надменности, бедность принижает, озлобленность. Главное не происхождение, а нравственные св-ва людей (Эл. и Ор. о пахаре и его благородстве в «Эл.») Рабство – несправедливость

Дружба (Орест и Пилад в «Эл.» и «Ор.»). «Неразумен тот, кто больше стремится иметь богатство или силу, чем добрых друзей» («Геракл»). Религиозно-нравственные взгляды:

Божество – причина злоключений (Афродита губит Ипполита и Федру)

Снижение образа богов («Безбожник» - Аристофан). Боги не лучше, а иногда и хуже людей.

Миф в творчестве.

Использовал сюжеты из фиванского, троянского, аттического цикла, а также сказания о Геракле. Использовал редкие версии мифов («Медея»).

Образ Елены:

Классический образ

Невинная Елена, похищенная египетским царем и сохранившая верность мужу («Елена»).

Язык и стиль.

Влияние ораторского искусства. Речь: вступление, глав. часть и заключ.

(речь Медеи и Ясона, он разбивает все ее упреки, пости такой же диалог в «Троянках» - Елена говорит, что виновата Гекуба, родившая Париса). Развитие стихомифии. Язык проще, ближе к разговорному. Много изречений. Развитие музыкальных частей. Кантики – арии действ. лиц Благодаря Еврипиду появляется «новая бытовая комедия».

Еврипид - древнегреческий философ-трагик, самый младший в триаде знаменитых древнегреческих драматургов после Эсхила и Софокла .

Его родиной был Саламин, где он появился на свет приблизительно в 480 г. до н. э. В некоторых древних источниках указана точная дата его рождения - 23 сентября 480 г. до н. э., однако, скорее всего, она для придания большей значимости просто привязана ко дню, когда состоялась знаменитая морская битва, в которой греки победили персов. Упоминаются в качестве года рождения также 486 г. до н. э. и 481 до н. э. Считается, что его родители были зажиточными, но не знатными по происхождению людьми, однако этот тезис также подвергается сомнению рядом исследователей, т.к. есть данные о прекрасном его образовании, а также об участии в некоторых торжествах, куда была закрыта дорога простолюдинам.

В детские годы мечтой Еврипида были Олимпийские игры (он слыл способным гимнастом), однако слишком юный возраст помешал ему принять в них участие. Вскоре он стал учиться литературе, философии, ораторскому искусству, и его произведения красноречиво свидетельствуют о том, что он преуспел в этом занятии. Его мировоззрение во многом формировалась под воздействием учений Протагора, Анаксагора, Продика. Еврипид собирал книги в личную библиотеку, и однажды наступил момент, когда он решил писать сам.

Еврипид начал пробовать себя в творчестве в 18 лет, однако первое состязание в драматическом искусстве, в котором он решился принять участие с пьесой «Пелиад», относится к 455 г. до н. э. И лишь в 440 г. до н. э. он был удостоен высшей награды в первый раз. Приоритетной для него всегда оставалась творческая деятельность, он держался вдалеке от общественно-политической жизни страны и города, но не был к ней полностью безразличен. Известен и такой факт из его биографии, как особое отношение к прекрасному полу: несчастливый опыт двух браков сделал Еврипида в глазах окружающих настоящим женоненавистником.

Известно, что сочинял Еврипид до самой смерти; в древности ему приписывалось, по разным данным, от 75 до 92 пьес, а до нашего времени целиком сохранилось 17 драматических произведений, среди которых «Электра», «Медея», «Ифигения в Тавриде» и др. В исполнении Еврипида античная трагедия преобразилась: в ней стало больше внимания уделяться бытовой, частной жизни людей, их душевным страданиям; в произведениях можно увидеть отражение философских мыслей того времени. Новаторство, достоинства его творческой манеры не были оценены должным образом современниками. Из всех его многочисленных пьес на театральных соревнованиях получили награду только четыре. Именно это обстоятельство называют главной причиной того, что в 408 г. до н. э. драматург принял приглашение Архелая, македонского царя, и навсегда уехал из Афин. Этот правитель относился к знаменитому гостю чрезвычайно уважительно, оказывал ему огромные почести.

В 406 г. до н. э. Еврипид скончался, и обстоятельства его смерти назывались разные – например, заговор завистников, которые подкупили придворного, отвечавшего за царскую псарню: тот якобы спустил на Еврипида свору гончих. Говорили также, что драматурга, отправлявшегося на свидание к любовнице (или к любовнику), разорвали не собаки, а обезумевшие женщины. Современные исследователи склонны считать, что трагика, которому было уже за семьдесят, убила суровая македонская зима. В столице этой страны и похоронили Еврипида, хотя афиняне обращались к Архелаю с просьбой выдать для захоронения тело земляка. Столкнувшись с отказом, они выразили свое почтение, установив статую драматурга в стенах театра.

Именно после смерти творчество Еврипида приобрело наибольшую популярность, получило достойную оценку. Его считали самым популярным и знаменитым античным драматургом до V в. до н. э. Произведения младшего из великой триады оказали заметное влияние на римскую трагедию, более позднюю европейскую литературу, в частности, творчество Вольтера , Гете и других известных мастеров пера.




Top