Эжен делакруа краткая биография и творчество. Эжен делакруа, картины, биография

Введение. 2

«Свобода ведущая народ». 3

Интересные факты.. 8

Список литературы. 10

Введение.

Фердинанд Виктор Эжен Делакруа, 1798-1863 гг., живописец и график, представитель романтизма.

Родился 26 апреля 1798 г. в Сен-Морисе близ Парижа. Обучался в Школе изящных искусств в Париже. Дебютировал картиной «Данте и Вергилий» (1822 г.).

В 1823 г. художник обратился к теме борьбы греков против Турции. Результатом стада композиция «Резня на Хиосе» (1824 г.), в которой проявились талант и профессионализм автора. В 1827 г. написана картина. «Греция на развалинах Миссолунги». С этого времени Делакруа стал известен как исторический живописец-романтик. Художник создал ряд произведений на исторические сюжеты: картины «Казнь дожа Марино Фальеро» (1826 г.), «Смерть Сарданапала» (1827 г.), иллюстрации к произведениям В. Скотта; полотна «Битва при Пуатье» (1830 г.), «Битва при Нанси» (1831 г.), «Взятие крестоносцами Константинополя»(1840- 1841 гг.).

Помимо живописи, обращенной в прошлое, Делакруа рисует современную ему Францию. Портреты деятелей искусства, литераторов, а также литографии - то, над чем трудится художник в 30-х гг. Ещё в конце 20-х гг. он создал ряд иллюстраций к трагедии И. В. Гёте «Фауст», а также картину «Фауст в своём кабинете» (1827 г.).

Волнения в Париже летом 1830 г. явились темой для написания, пожалуй, самого известного полотна Делакруа - «Свобода на баррикадах» («28 июля 1830»). Оно было выставлено уже через год после подавления парижского восстания - в Салоне 1831 г.

В следующем году художник уехал на Восток, жил в Марокко и Алжире. Восточные мотивы составили значительную часть творчества Делакруа. В 1834 г. появились картины «Алжирские женщины», в 1854 г. - «Львиная охота в Марокко». В последние годы жизни художник председательствовал в жюри всевозможных выставок и салонов.

Умер он 13 августа 1863 г. в Париже. За свою жизнь Делакруа создал большое количество картин на исторические и бытовые темы, пейзажей, портретов (например, Жорж Санд, Ф. Шопена), натюрмортов. Художник также расписывал залы дворцов и капеллу в церкви в городе Сен-Сюльписе.

«Свобода ведущая народ»

В своем дневнике молодой Эжен Делакруа 9 мая 1824 года записал: "Почувствовал в себе желание писать на современные сюжеты". Это не было случайной фразой, месяцем раньше он записал подобную же фразу: "Хочется писать на сюжеты революции". Художник и раньше неоднократно говорил о желании писать на современные темы, но очень редко реализовывал эти свои Желания. Происходило это потому, что Делакруа считал: "…следует жертвовать всем ради гармонии и реальной передачи сюжета. Мы должны обходиться в картинах без моделей. Живая модель никогда не соответствует точно тому образу, который мы хотим передать: модель либо вульгарна, либо неполноценна, либо Красота ее настолько иная и более совершенная, что все приходится менять".

Красоте жизненной модели художник предпочитал сюжеты из романов. "Что же следовало бы сделать, чтобы найти сюжет? – спрашивает он себя однажды. – Открыть книгу, способную вдохновить, и ввериться своему настроению!" И он свято следует своему собственному совету: с каждым годом книга все больше становится для него источником тем и сюжетов.

Так постепенно вырастала и крепла стена, отделявшая Делакруа и его искусство от действительности. Таким замкнувшимся в своем уединении и застала его революция 1830 года. Все, что еще несколько дней назад составляло смысл жизни романтического поколения, мгновенно было отброшено далеко назад, стало "выглядеть мелким" и ненужным перед грандиозностью свершавшихся событий.

Изумление и энтузиазм, пережитые в эти дни, вторгаются в уединенную жизнь Делакруа. Действительность теряет для него свою отталкивающую оболочку пошлости и обыденности, обнаруживая настоящее величие, которое он никогда в ней не видел и которое искал прежде в поэмах Байрона, исторических хрониках, античной мифологии и на Востоке.

Июльские дни отозвались в душе Эжена Делакруа замыслом новой картины. Баррикадные бои 27, 28 и 29 июля во французской истории решили исход политического переворота. В эти дни был свергнут король Карл X – последний представитель ненавистной народу династии Бурбонов. Впервые для Делакруа это был не исторический, литературный или восточный сюжет, а самая настоящая жизнь. Однако, прежде чем этот замысел воплотился, ему предстояло пройти длинный и сложный путь изменений.

Р. Эсколье, биограф художника, писал: "В самом начале, под первым впечатлением увиденного, Делакруа не намеревался изобразить Свободу посреди ее приверженцев… Он хотел просто воспроизвести один из июльских эпизодов, как, например, смерть д’Арколя". Да, тогда было много совершено подвигов и принесено жертв. Героическая смерть д’Арколя связана с захватом повстанцами парижской ратуши. В день, когда королевские войска держали под обстрелом висячий Гревский мост, появился молодой человек, который бросился к ратуше. Он воскликнул: "Если я погибну, запомните, что меня зовут д’Арколь". Он действительно был убит, но успел увлечь за собой народ и ратуша была взята.

Эжен Делакруа сделал набросок пером, который, может быть, и стал первым наброском к будущей картине. О том, что это был не рядовой рисунок, говорят и точный выбор момента, и законченность композиции, и продуманные акценты на отдельных фигурах, и архитектурный фон, органически слитый с действием, и другие детали. Этот рисунок действительно бы мог служить эскизом к будущей картине, но искусствовед Е. Кожина считала, что он так и остался просто наброском, не имеющим ничего общего с тем полотном, которое Делакруа написал впоследствии.

Художнику уже становится мало фигуры одного только д’Арколя, бросающегося вперед и своим героическим порывом увлекающего повстанцев. Эту центральную роль Эжен Делакруа передает самой Свободе.

Художник не был революционером и сам признавал это: "Я мятежник, но не революционер". Политика мало интересовала его, поэтому он и хотел изобразить не отдельный мимолетный эпизод (пусть даже и героическую смерть д’Арколя), даже не отдельный исторический факт, а характер всего события. Так, о месте действия, Париже, можно судить только по куску, написанному на заднем плане картины с правой стороны (в глубине едва видно знамя, поднятое на башне собора Нотр-Дам), да по городским домам. Масштабность, ощущение необъятности и размаха происходящего – вот что сообщает Делакруа своему огромному полотну и чего не дало бы изображение частного эпизода, пусть даже и величественного.

Композиция картины очень динамична. В центре картины расположена группа вооруженных людей в простой одежде, она движется в направлении переднего плана картины и вправо. Из-за порохового дыма не видно площади, не видно и как велика сама эта группа. Напор толпы, заполняющей глубину картины, образует все нарастающее внутреннее давление, которое неизбежно должно прорваться. И вот, опережая толпу, из облака дыма на вершину взятой баррикады широко шагнула прекрасная женщина с трехцветным республиканским знаменем в правой руке и ружьем со штыком в левой. На ее голове красный фригийский колпак якобинцев, одежда ее развевается, обнажая грудь, профиль ее лица напоминает классические черты Венеры Милосской. Это полная сил и воодушевления Свобода, которая решительным и смелым движением указывает путь бойцам. Ведущая людей через баррикады, Свобода не приказывает и не командует – она ободряет и возглавляет восставших.

При работе над картиной в мировоззрении Делакруа столкнулись два противоположных начала – вдохновение, внушенное действительностью, а с другой стороны, уже давно укоренившееся в его сознании недоверие к этой действительности. Недоверие к тому, что жизнь может быть прекрасна сама по себе, что человеческие образы и чисто живописные средства могут передать во всей полноте замысел картины. Это недоверие и продиктовало Делакруа символическую фигуру Свободы и некоторые другие аллегорические уточнения.

Художник переносит всё событие в мир аллегории, отражаем идею так, как поступал и боготворимый им Рубенс (Делакруа говорил молодому Эдуарду Мане: "Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом проникнуться, надо Рубенса копировать, ибо Рубенс – это бог") в своих композициях, олицетворяющих отвлеченные понятия. Но Делакруа все-таки не во всем следует своему кумиру: свободу у него символизирует не античное божество, а самая простая женщина, которая, однако, становится царственно величественной.

Аллегорическая Свобода полна жизненной правды, в стреми тельном порыве идет она впереди колонны революционеров, увлекая их за собой и выражая высший смысл борьбы – силу идеи и возможность победы. Если бы мы не знали, что Ника Самофракийская была вырыта из земли уже после смерти Делакруа, можно было предположить, что художника вдохновлял этот шедевр.

Многие искусствоведы отмечали и упрекали Делакруа за то, что все величие его картины не может заслонить того впечатления, которое вначале оказывается лишь еле заметным. Речь идет о столкновении в сознании художника противоположных стремлений, что оставило свой след даже и в завершенном полотне колебание Делакруа между искренним желанием показать действительность (какой он ее видел) и непроизвольным стремлением поднять ее на котурны, между тяготением к живописи эмоциональной, непосредственной и уже сложившейся, привычной к художественной традиции. Многих не устраивало, что самый безжалостный реализм, приводивший в ужас благонамеренную публику художественных Салонов, соединяется в этой картине с безупречной, идеальной красотой. Отмечая как достоинство ощущение жизненной достоверности, которая никогда прежде не проявлялась в творчестве Делакруа (и никогда потом больше не повторилась), художника упрекали за обобщенность и символичность образа Свободы. Впрочем, и за обобщенность других образов, ставя художнику в вину, что натуралистическая нагота трупа на первом плане соседствует с наготой Свободы.

Эта двойственность не ускользнула и от современников Делакруа, и от более поздних ценителей и критиков. Даже 25 лет спустя, когда публика уже привыкла к натурализму Гюстава Курбе и Жана Франсуа Милле, Максим Дюкан все еще неистовствовал перед "Свободой на баррикадах", забывая о всякой сдержанности выражений: "Ах, если Свобода такова, если эта девка с босыми ногами и голой грудью, которая бежит, крича и размахивая ружьем, то она нам не нужна. Нам нечего делать с этой постыдной мегерой!"

Но, упрекая Делакруа, что можно было противопоставить его картине? Революция 1830 года отразилась и в творчестве других художников. После этих событий королевский трон занял Луи-Филипп, который старался представить свой приход к власти чуть ли не единственным содержанием революции. Многие художники, взявшиеся именно за такой подход к теме, устремились по пути наименьшего сопротивления. Революция, как стихийная народная волна, как грандиозный народный порыв для этих мастеров как будто вообще не существует. Они словно торопятся забыть обо всем, что видели на парижских улицах в июле 1830 года, и "три славных дня" предстают в их изображении вполне благонамеренными действиями парижских горожан, которые были озабочены только тем, как бы поскорее обзавестись новым королем взамен изгнанного. К числу таких произведений можно отнести картину Фонтена "Гвардия, провозглашающая королем Луи-Филиппа" или полотно О. Берне "Герцог Орлеанский, покидающий Пале-Рояль".

Но, указывая на аллегоричность главного образа, некоторые исследователи забывают отметить, что аллегоричность Свободы вовсе не создает диссонанса с остальными фигурами картины, не выглядит в картине настолько инородной и исключительной, как это может показаться с первого взгляда. Ведь остальные действующие персонажи по существу и по своей роли тоже аллегоричны. В их лице Делакруа как бы выводит на передний план те силы, которые совершили революцию: рабочих, интеллигенцию и плебс Парижа. Рабочий в блузе и студент (или художник) с ружьем – представители вполне определенных слоев общества. Это, несомненно, яркие и достоверные образы, но эту их обобщенность Делакруа доводит до символов. И аллегоричность эта, которая отчетливо ощущается уже в них, в фигуре Свободы достигает своего высшего развития. Это грозная и прекрасная богиня, и в то же время она дерзкая парижанка. А рядом прыгает по камням, кричит от восторга и размахивает пистолетами (будто дирижируя событиями) юркий, взлохмаченный мальчишка – маленький гений парижских баррикад, которого через 25 лет Виктор Гюго назовет Гаврошем.

Картиной "Свобода на баррикадах" заканчивается романтический период в творчестве Делакруа. Сам художник очень любил эту свою картину и приложил много усилий, чтобы она попала в Лувр. Однако после захвата власти "буржуазной монархией" экспозиция этого полотна была запрещена. Только в 1848 году Делакруа смог еще один раз, и даже на довольно длительное время, выставить свою картину, но после поражения революции она надолго попала в запасник. Подлинное же значение этого произведения Делакруа определяется вторым его названием, неофициальным: многие уже давно привыкли видеть в этой картине "Марсельезу французской живописи".

В 1999 году «Свобода» совершила перелёт на борту Эйрбас Белуга из Парижа на выставку в Токио через Бахрейн и Калькутту за 20 часов. Размеры полотна - 2,99 м в высоту на 3,62 м в длину - были слишком велики для Боинга 747. Транспортировка осуществлялась в вертикальном положении в изотермической барокамере, защищённой от вибрации.

7 февраля 2013 года посетительница музея Louvre-Lens, где выставлялась «Свобода», исписала нижнюю часть полотна маркером, после чего была задержана. 8 февраля реставраторы восстановили картину, потратив на это меньше двух часов.

Список литературы.

1. Делакруа, Фердинанд-Виктор-Эжен // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907. Дата обращения: 14.12.2015

2. "Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г . Дата обращения: 14.12.2015

3. Право и история художественной культуры: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / [В.Г. Вишневский и др.]; под ред. М.М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 431с. – (Серия «Cogito ergo sum»). Дата обращения: 14.12.2015

Эжен Делакруа

Илл. Эжена Делакруа «Свобода ведущая народ»

Фердинан Виктор Эжен Делакруа (фр. Ferdinand Victor Eugene Delacroix ; 1798-1863) - французский живописец и график. Ведущий представитель романтичного направления французской живописи.

Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года. Официально его папой числился Шарль Делакруа, бюрократ среднего ранга, но прогуливались упрямые слухи, что в реальности Эжен был незаконнорожденным отпрыском всесильного Шарля Талейрана, наполеоновского министра зарубежных дел, а потом главы французской делегации на историческом Венском конгрессе 1814-1815 гг. Вроде бы там ни было, однако мальчик рос сущим сорванцом. Друг юношества художника, Александр Дюма, вспоминал, что « к трём годам Эжен уже вешался, горел, утопал и травился» . К этой фразе требуется добавить: Эжен едва лишь не «повесился», ненамеренно обмотав вокруг шейки мешок, из которого кормили лошадок овсом; «горел», когда над его детской кроватью вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время купания в Бордо; «травился» наглотавшись краски-медянки.

Более размеренным оказались годы учёбы в лицее, где мальчишка показал огромные возможности в словесности и живописи и даже получал призы за набросок и познание традиционной литературы. Художественные наклонности Эжен имел возможность унаследовать от собственной мамы, Виктории, происходившей из семьи именитых краснодеревщиков, однако реальная страсть к живописи зародилась в нем в Нормандии - там он обычно аккомпанировал дядю, когда тот отчаливал, чтоб отрисовывать с натуры.

Делакруа рано пришлось задуматься о собственной предстоящей судьбе. Его предки погибли, когда он был совершенно молодым: Шарль - в 1805-м, а Виктория - в 1814 году. Эжена после чего выслали к сестре. Однако она скоро попала в труднейшее финансовое положение. В 1815 году парень оказался предоставлен сам для себя; ему необходимо было решать, как жить далее. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьер, Нарсиса Герена (1774-1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы роскошных искусств, где преподавал Герен. Тут царил академизм, и Эжен в отсутствие утомились писал гипсовые слепки и оголенных натурщиков. Эти уроки посодействовали художнику в совершенстве освоить технику рисунка.

Однако реальными институтами для Делакруа стали Лувр и общение с юными живописцами Теодором Жерико и В Лувре он очаровался работами старенькых мастеров. В то время там есть возможность было узреть много полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращенных их обладателям. Больше всего начинающего художника завлекали величавые колористы - Рубенс, Веронезе и Тициан. Бонингстоун, в свою очередь, познакомил Делакруа с британской акварелью и творчеством Шекспира и Байрона. Однако самое огромное воздействие оказал на Делакруа Теодор Жерико.

В 1818 году Жерико работал над картиной «Плот Медузы», положившей начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший собственному другу, стал очевидцем рождения композиции, ломающей все обычные представления о живописи. Позднее Делакруа вспоминал, что лицезрев законченную картину, он «в экстазе ринулся бежать, как безумный, и не имел возможность тормознуть до самого дома».

Первой картиной Делакруа стала «Ладьи Данте» (1822), выставленная им в Салоне. Вобщем, особенного шума (подобного хотя бы тому фурору, что произвел «Плот» Жерико), она не вызвала. Реальный фуррор пришел к Делакруа через два года, когда в 1824 году он показал в Салоне свою «Резню на Хиосе», описывающую страхи недавнешней войны Греции за независимость. Бодлер именовал это полотно «жутким гимном року и страданию». Многие критики также обвинили Делакруа в лишнем натурализме. Все же основная цель была достигнута: юный живописец заявил о для себя.

Последующая работа, выставленная в Салоне, называлась «Смерть Сарданапала», он как будто преднамеренно злил свох хулителей, практически смакуя беспощадность и не чураясь определенной сексапильности. Сюжет картины Делакруа взял в долг у Байрона. «Движение передано отлично, - писал один из критиков о его иной, похожей работе, - однако эта картина практически орет, угрожает и богухульствует».

Последнюю огромную картину, которую есть возможность отнести к первому периоду творчества Делакруа, живописец предназначил современности.

В июле 1830 года Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим, и это отыскало отражение в его «Свободе, ведущей народ» (у нас это произведение понятно также под заглавием «Свобода на баррикадах»). Выставленное в Салоне 1831года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, однако при всем этом немедля распорядилось снять ее, очень уж небезопасным казался ее пафос.

К этому времени роль бунтаря, похоже, надоела Делакруа. Стали явны поиски нового стиля.

Жажда вырваться из рамок повседневности тянула романтиков в экзотичные страны. В 1832 в составе французского посольства Делакруа едет в Марокко. Результатом были сотки зарисовок, 10-ки картин, запечатлевших страну, ее обитателей, костюмчики, обычаи, в том числе «Свадьба в Марокко» (1839-41, Лувр, Париж); «Султан Марокко» (1845, Музей в Тулузе); «Львиная охота» (1854, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и именитые «Алжирские женщины» (1833-34, Лувр, Париж). Написанная широкими рельефными мазками, картина представляет собой подлинное пиршество цвета. Энтузиазм к особенности содействовал развитию портрета, при этом Делакруа отдельно завлекали люди творческие (портреты Паганини, Шопена, Жорж Санд, Берлиоза).

Делакруа - один из последних величавых мастеров стенной живописи. Он исполнил три монументальных ансамбля: центральный плафон в галерее Аполлона в Лувре (1850); зал Мира в Парижской ратуше (уничтожен пожаром в 1871); две превосходные композиции в церкви Сен-Сюльпис (1861) - «Изгнание Илиодора из храма» и «Битва Иакова с ангелом». Делакруа много работал в графике; серия его литографий к «Фаусту» была одобрена самим Гете.

О литературном даре свидетельствует эпистолярное наследство Делакруа, также наинтереснейший ежедневник, который он вел с 1822, - подлинная летопись культурной жизни эры. Делакруа оказал огромное воздействие на юное поколение, в том числе на будущих импрессионистов, но в официальных художественных кругах к нему относились с подозрением и только в 1857 его избрали в члены Института (Академии), после 7 провалов. По многогранности таланта, по исступленной жажде воплощения он сравним с мастерами Ренессанса.

Первоисточники:

  • piplz.ru - биография Фердинана Виктора Эжена Делакруа;
  • ru.wikipedia.org - Фердинан Виктор Эжен Делакруа, биография, конец жизни;
  • krugosvet.ru - о Фердинане Викторе Эжене Делакруа.
  • «Свобода, ведущая народ» или «Свобода на баррикадах»

    Один из величайших французских живописцев и графиков, основоположник романтического направления в живописи.

    Автопортрет

    Художник Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugene Delacroix) родился в апреле 1798 года, в пригороде Парижа. Его отец, Шарль Делакруа, был видных общественным деятелем и экс-министром иностранных дел. Однако, ходили упорные слухи, что настоящим отцом художника был всесильный Шарль Талейран. Или даже сам Наполеон.

    Впрочем, маленькому Эжену все эти слухи были не интересны – он рос самым настоящим уличным сорванцом, который испытал на себе все радости детства. В последующем Эжена Делакруа определили в престижный лицей Людовика Великого, где у Delacroix Eugene выявили большие способности к словесности и живописи. Впрочем, поговаривали, что первым и настоящим учителем, который привил мальчишке любовь к живописи, был брат матери, который брал племянника на этюды в Нормандию.

    Очень рано молодому Эжену Делакруа пришлось серьезно задуматься о своём будущем: в 1805 году скончался отец будущего художника, а через девять лет скончалась и мать Эжена. После смерти матери Delacroix Eugene был отправлен в дом старшей сестры, а через год вообще оказался представлен самому себе.

    Эжен поступил учеником в мастерскую известного художника Пьера Нарсиса Герена, а через год стал учеником Школы изящных искусств, в которой Герен преподавал. Школа исповедовала классицизм и Делакруа нарисовал огромное количество гипсовых голов и обнажённых натурщиков. В школе молодой живописец познакомился с Теодором Жерико, который повез молодого друга в Лувр, где в те времена было огромное количество полотен, которые Наполеон захватил в странах Европы.

    Делакруа был просто очарован Рубенсом и Тицианом, Веронезе и другими известными мастерами. Настоящим открытием стала английская акварель, творчество Байрона и Шекспира.

    В 1818 году в «Салоне» была выставлена первая картина Эжена Делакруа «Ладья Данте». Увы, но эта картина не произвела особого впечатления на публику. И только два года спустя художник стал по-настоящему известным. Его картина «Резня в Хиосе» просто поразила публику. Delacroix Eugene даже обвинили в чрезмерном натурализме. А Бодлер определил это полотно «жутким гимном року и страданию».

    А молодой Эжен словно намеренно дразнил своих хулителей и недовольных критиков – его следующая картина « Смерть Сарданапала» снова рассказывала о человеческой жестокости. И рассказывала чрезвычайно откровенно.

    А вскоре, в 1830 году, Париж восстал против династии Бурбонов и уже в 1831 году в «Салоне» появилось полотно «Свобода, ведущая народ» (более известная, как «Свобода на баррикадах»). Эта картина была очень хорошо принята революционной публикой.

    Впрочем, Делакруа уже надоело дразнить публику и он занялся поиском нового стиля. С этой целью, в составе дипломатической миссии, он отправился в Марокко. Эжен и предположить не мог, что эта поездка станет судьбоносной для его дальнейшего творчества. Оказалось, что нет на белом свете придуманной цветастой восточной сказки, а есть мир патриархальный, погружённый в свои великие печали и заботы. Просто затерянный древний мир, который остановился в своём развитии много веков назад. Художник пишет сотни эскизов, чтобы сохранить первое впечатление от встречи с Востоком.

    Художник вернулся на родину, где публика встретила его очень благосклонно – последовало большое количество заказов, в том числе и заказов на украшение и роспись королевских дворцов и музеев. Целых двенадцать лет ушло только на создание фресок для церкви Сен-Сюльпис.

    С годами продуктивность художника снижалась, обнаружилась серьезная болезнь горла, которая то утихала, то обострялась. Художник стал появляться на приёмах и в салонах. Современники отмечали острый ум и неизменную элегантность манер живописца. Он получал награды, писал свои картины и фрески, купался в лучах славы и как-то не заметил, что «вышел из моды».

    В августе 1863 года художник скончался в своём парижском доме.

    Картины художника Delacroix Eugene (Эжен Делакруа)

    Ладья Данте

    Резня на Хиосе

    Смерть Сарданапала

    Вступление крестоносцев в Константинополь

    Убийство Льежского архиепископа

    Еврейская свадьба

    Обнаженная женщина, полулежащая на диване

    Охота на льва

    Борьба арабских лошадей

    Алжирские женщины

    Борьба гяура и Паши

    Султан Марокко и его свита

    Одалиска

    Марокканец, седлающий лошадь

    Невеста в Абидосе

    Гамлет и Горацио на кладбище

    Греция, на развалинах Миссолонги

    Мадмуазель Роз

    Луи Орлеанский, показывающий свою любовницу

    ХУДОЖНИК ЭЖЕН ДЕЛАКРУА

    Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года. Официально его отцом считался Шарль Делакруа, чиновник среднего ранга, однако ходили упорные слухи, что в действительности Эжен был незаконнорожденным сыном всесильного Шарля Талейрана, наполеоновского министра иностранных дел, а впоследствии главы французской делегации на историческом Венском конгрессе 1814-1815 гг.

    Как бы там ни было, но мальчишка рос сущим сорванцом. Друг детства художника, Александр Дюма, вспоминал, что « к трём годам Эжен уже вешался, горел, тонул и травился» . К этой фразе требуется добавить. Эжен едва не «повесился», нечаянно обматав вокруг шеи мешок, из которого кормили лошадей овсом; «горел», когда над его детской кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время купания в Бордо; «травился», наглотавшись краски-медянки.
    Марокканец седлающий коня

    Более спокойным оказались годы учёбы в лицее, где мальчик проявил большие способности в словесности и живописи и даже получал призы за рисунок и знание классической литературы. Художественные наклонности Эжен мог унаследовать от своей матери, Виктории, происходившей из семьи знаменитых краснодеревщиков, но настоящая страсть к живописи зародилась в нем в Нормандии - там он обычно сопровождал дядю, когда тот отправлялся, чтобы рисовать с натуры.
    Женщина в белых чулках


    Делакруа рано пришлось задуматься о своей дальнейшей судьбе. Его родители умерли, когда он был совсем юным: Шарль - в 1805-м, а Виктория - в 1814 году. Эжена после этого отправили к сестре. Но она вскоре попала в труднейшее финансовое положение. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе; ему нужно было решать, как жить дальше. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьер, Нарсиса Герена (1774-1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. Здесь царствовал академизм, и Эжен без устали писал гипсовые слепки и обнаженных натурщиков. Эти уроки помогли художнику в совершенстве освоить технику рисунка. Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодыми живописцами Теодором Жерико и В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращенных их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы - Рубенс, Веронезе и Тициан. Бонингстоун, в свою очередь, познакомил Делакруа с английской акварелью и творчеством Шекспира и Байрона. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.
    Натюрморт с омаром


    В 1818 году Жерико работалал над картиной «Плот Медузы», положившей начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную куртину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома»
    Медея

    В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его «Свободе, ведущей народ» (у нас это произведение известно, также под названием «Свобода на баррикадах»). Выставленное в Салоне 1831года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять ее, слишком уж опасным казался ее пафос.
    Свобода ведущая народ (Свобода на баррикадах)


    Последовали официальные заказы. Первой монументальной работой такого рода стали росписи, выполненные в Бурбонском дворце (1833-1847). После этого Делакруа работал над украшением Люксембургского дворца (1840-1847) и росписью потолков в Лувре (1850-1851). Двенадцать лет он посвятил созданию фресок для церкви Сен-Сельпис (1849-1861).
    Клеопатра и крестьянин
    С возрастом продуктивность Делакруа снижалась. В 1835 году у него обнаружилась серьезная болезнь горла, которая то утихала, то обостряясь, в конце концов и свела его в могилу. Делакруа не чурался общественной жизни, постоянно посещая различные собрания, приемы и знаменитые салоны Парижа. Его появление ждали - художник неизменно блистал острым умом и отличался элегантностью костюма и манер. При этом его частная жизнь оставалась скрытой от посторонних глаз. Долгие годы продолжалась связь с баронессой Жозефиной де Форже но их роман не увенчался свадьбой.
    Смерть Сарданапала


    В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа, в 1855-м наградили орденом Почетного легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа - в рамках Всемириной парижской выставки. Сам художник немало огорочался, видя, что публика больше знает его по старым работам, и лишь они вызывают ее неизменный интерес. Последняя картина Делакруа, выставленная в Салоне 1859 года, и законченные в 1861 фрески для церкви Сен-Сюльпис остались практически незамеченными.
    Это охлаждение омрачило закат Делакруа, тихо и незаметно скончавшегося от рецидива болезни горла, в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет.
    Одалиска


    Христос на Генисаретском озере


    Жорж Санд

    Шопен

    Резня на Хиосе

    Ладья Данте


    Заточение Хилона


    Греция умирающая на развалинах Миссолунги

    Гамлет и Горацио на кладбище

    Казнь дожа Марино Фальеро

    Поединок гяура с пашой


    Спальня графа де Морне

    Сирота на кладбище

    Портрет Паганини

    Марокканский шейх навещает свой клан


    Еврейская свадьба в Марокко

    Кающаяся грешница


    Ро-дил-ся в се-мье ди-пло-ма-та и государственного дея-те-ля. По окон-ча-нии Императорского ли-цея в Па-ри-же по-сту-пил в мас-тер-скую П.Н. Ге-ре-на (1816), за-тем в Шко-лу изящ-ных ис-кусств (1817). Изу-чал в Лув-ре ста-рых мас-те-ров (Ти-циа-на, П. Ве-ро-не-зе, П.П. Ру-бен-са), а так-же твор-че-ст-во со-вре-мен-ни-ков - Ж.Л. Да-ви-да, А. Гро. Был дру-жен с Т. Же-ри-ко, влия-ние ко-то-ро-го ощу-ти-мо в ран-ней кар-ти-не Делакруа «Дан-те и Вир-ги-лий» («Ла-дья Дан-те», 1822, Лувр, Па-риж), по-ра-зив-шей со-вре-мен-ни-ков ми-ке-ланд-же-лов-ской мо-щью об-ра-зов, мрач-ным тра-гиз-мом. Сме-лая жи-во-пис-ная ма-не-ра, не-за-ви-си-мость творческой по-зи-ции Делакруа рез-ко про-ти-во-стоя-ли ака-де-мическому клас-си-циз-му. Его про-из-ве-де-ния про-ни-за-ны энер-ги-ей эпо-хи, да-ют пред-став-ле-ние о её ат-мо-сфе-ре и на-строе-ни-ях: «Рез-ня на Хио-се» (1823-1824 годы, Лувр), «Гре-ция на раз-ва-ли-нах Мис-со-лун-ги» (1826, Му-зей изящ-ных ис-кусств, Бор-до) по-свя-ще-ны тра-гической борь-бе гре-ков за национальную не-за-ви-си-мость; под не-по-сред-ст-вен-ным впе-чат-ле-ни-ем Июль-ской ре-во-лю-ции 1830 года на-пи-са-на «Сво-бо-да на бар-ри-ка-дах» («Сво-бо-да, ве-ду-щая на-род», 1830-1831 годы, Лувр), где Делакруа изо-бра-зил се-бя сре-ди за-щит-ни-ков бар-ри-ка-ды.

    В 1825 году Делакруа со-вер-шил пу-те-ше-ст-вие в Анг-лию, где оз-на-ко-мил-ся с искусством Дж. Кон-стеб-ла, Р. Бо-нинг-то-на, при-сут-ст-во-вал на многих пред-став-ле-ни-ях пьес У. Шек-спи-ра. Бу-ду-чи круп-ней-шим пред-ста-ви-те-лем французского ро-ман-тиз-ма, Делакруа об-ра-щал-ся пре-имущественно к дра-ма-тическим сю-же-там, не-обыч-ным си-туа-ци-ям, силь-ным ха-рак-те-рам; мно-гие его творческие за-мыс-лы вдох-нов-ле-ны ли-те-ра-ту-рой - со-чи-не-ния-ми Дан-те, И.В. Гё-те (17 ли-то-гра-фий по мо-ти-вам «Фау-ста», 1827-1828 годы, одоб-рен-ные са-мим по-этом), В. Скот-та («Убий-ст-во епи-ско-па Льеж-ско-го», 1829, Лувр), Шек-спи-ра («Смерть Офе-лии», 1844, Лувр; се-рия ли-то-гра-фий «Гам-лет», 1834-1847 годы, и др.). Твор-че-ст-вом Дж. Бай-ро-на на-вея-но ги-гант-ское по-лот-но «Смерть Сар-да-на-па-ла» (1827, Лувр), в ко-то-ром цвет (со-че-та-ния ин-тен-сив-но-го кро-ва-во-крас-но-го и зо-ло-ти-сто-го то-нов) при-об-ре-та-ет ак-тив-ную эмо-цио-наль-ную вы-ра-зи-тель-ность и дра-ма-тизм. Делакруа ин-те-ре-со-вал-ся но-вей-ши-ми от-кры-тия-ми нау-ки в об-лас-ти цве-та, изу-чал за-ви-си-мость его от ос-ве-ще-ния, прин-ци-пы взаи-мо-дей-ст-вия цве-тов, за-ко-ны реф-лек-сов, до-пол-ни-тель-ных то-нов и т. д., пред-вос-хи-тив не-ко-то-рые от-кры-тия им-прес-сио-низ-ма.

    От-ве-чая об-ще-му для ро-ман-тиз-ма ин-те-ре-су к ис-то-рии (рас-цвет ис-то-рической дра-мы, ро-ма-на), чув-ст-ву со-при-ча-ст-но-сти ве-ли-ким со-бы-ти-ям, Делакруа соз-да-вал ис-то-рические по-лот-на - «Казнь до-жа Ма-ри-но Фаль-е-ри» (1826, со-б-ра-ние Уол-лес, Лон-дон), «Бит-ва при Пу-а-тье» (1830, Лувр), «Взя-тие кре-сто-нос-ца-ми Кон-стан-ти-но-по-ля» (1840-1841 годы, там же) и др. Делакруа от-ра-зил и свой-ст-вен-ный ро-ман-ти-кам ин-те-рес к Вос-то-ку: в 1832 году в со-ста-ве по-соль-ст-ва Фран-ции он со-вер-шил пу-те-ше-ст-вие в Ма-рок-ко, за-тем по-се-тил Ал-жир и Ис-па-нию. Ре-зуль-та-том по-ез-док яви-лись аль-бо-мы за-ри-со-вок и се-рия кар-тин, в ко-то-рых Делакруа пред-ста-ёт од-ним из главных мас-те-ров французского ори-ен-та-лиз-ма («Ал-жир-ские жен-щи-ны», 1833-1834 годы, Лувр; «Сул-тан Ма-рок-ко», 1845, Му-зей изящ-ных ис-кусств, Ту-лу-за; «Льви-ная охо-та в Ма-рок-ко», 1854, Эр-ми-таж, Санкт-Пе-тер-бург, и др.).

    Де-ко-ра-тив-ное да-ро-ва-ние Делакруа рас-кры-лось в цик-лах мо-ну-мен-таль-ных рос-пи-сей, ис-пол-нен-ных в Па-ри-же - в Бур-бон-ском (1833-1847 годы) и Люк-сем-бург-ском (1840-1846 годы) двор-цах, церкви Сен-Сюль-пис (1849-1861 годы), в Лув-ре (пла-фон га-ле-реи Апол-ло-на, 1850-1851 годы). В сво-ём «Днев-ни-ке», ко-то-рый Делакруа вёл с 1822 года, он опи-сал впе-чат-ле-ния от встреч с со-вре-мен-ни-ка-ми, мно-гие из ко-то-рых по-зи-ро-ва-ли ему для порт-ре-тов (Ф. Шо-пен, Г. Бер-ли-оз, Н. Па-га-ни-ни, Жорж Санд).

    Но-ва-тор-ское искусство Делакруа вдох-нов-ля-ло многих ху-дож-ни-ков XIX-XX веков свои-ми ис-ка-ния-ми в об-лас-ти цве-та, сво-бо-дой жи-во-пис-ной ма-не-ры, яр-ким тем-пе-ра-мен-том.

    Сочинения:

    Correspondance générale / Ed. A. Jou-bin. P., 1936-1938. Vol. 1-5;

    Мыс-ли об ис-кус-ст-ве, о зна-ме-ни-тых ху-дож-ни-ках. М., 1960;

    Днев-ник. М., 1961. Т. 1-2;

    Further corresponden-ce, 1817-1863 / Ed. L. Johnson. Oxf., 1991



    
    Top