Факты о фильмах про терминатора. Каким бы был "терминатор", если бы кэмерон проконсультировался с робототехниками


Пожалуй, нет в мире более известного робота, чем Терминатор. Этот герой одноименного культового фильма (и его продолжений) навсегда завоевал сердца зрителей. Темные очки, черная куртка, ботинки и каменное лицо - этот образ знаком всем. Но мало кто знает, как он появился…

Никто точно не знает, как всемирно известный киборг появился на свет. Но если верить его создателю - Джеймсу Кэмерону, то впервые Терминатор привиделся ему в дешевом итальянском отеле, когда он спешно монтировал свой фильм «Пираньи 2», болея гриппом с высокой температурой. В бреду ему привиделась женщина, бегущая от какого-то кошмарного существа, способного изменять свою форму. Спустя несколько месяцев, когда Кэмерон начал писать сценарий, он превратил это существо в механическую машину, поскольку в то время не было еще таких технологий, чтобы создать на экране героя, способного менять внешность и форму в зависимости от обстоятельств.

Это лишь одна версия. Существует и другая.


По словам фантаста Харлана Эллисона, Кэмерон взял за основу своего сценария сюжетные линии трех рассказов писателя. Спустя некоторое время, после успеха первого фильма о Терминаторе, Эллисон подал на режиссера в суд иск о плагиате. Можно предположить и третью версию - Кэмерон придумал робота сам, а сюжет взял из рассказов Эллисона. Какой из версий верить - решать вам. Но важен тот факт, что о самом Терминаторе, Кэмерон особо не задумывался. Для него был важен сам сюжет - поучительная история о том, как человечество попадает под власть роботов.

Написав при помощи друга детства Уильяма Вишера 122-страничный сценарий, Кэмерон уступает его своей будущей жене, а пока - давней подруге, а по совместительству продюсеру Гэйл Энн Херд за символическую плату в 1 доллар, при условии, что постановку осуществит он. Спустя некоторое время производство фильма было запущено. Примечательно, что мы могли не знать того Терминатора, образ которого стоит у нас перед глазами!

Первоначально на роль робота-убийцы рассматривался О.Дж.Симпсон, позже сыгравший во всем сериях «Голого пистолета». По странному стечению обстоятельств, это он в 1994-м году будет оправдан судом за убийство свой жены. Но и тогда студия решила не рисковать и отвергла эту кандидатуру. Потом Кэмерон хотел сделать Терминатором своего давнего друга Лэнса Хенриксона. Он даже разработал образ Терминатора в расчете на Хенриксона.

Человек же, для которого роль робота серии T-800 CMS модели 101 стала главнейшей ролью в его жизни, австриец Арнольд Шварценеггер, должен был играть роль спасителя человечества Кайла Риса. О том, как Шварценеггер стал Терминатором, тоже существует несколько версий.

По словам Шварценеггера, он понял, что роль киборга - это его роль, и попросил Кэмерона отдать эту роль ему. Кэмерон же утверждает обратное - мол, присмотревшись к Арни, он понял что тот - вылитая машина для убийств. Какая бы из версий не была верна, главное, что Терминатор нашел своего «хозяина».

Из-за мизерности бюджета (всего 6 миллионов долларов) создать на экране то, что хотел Кэмерон - батальные войны, экшн и прочие сцены, необходимые для отображении войны людей и роботов, было очень затруднительно. Но благо Кэмерон, работая в студии Роджера Кормана, научился делать фильмы из ничего.

Так же - практически из ничего и появился Терминатор - робот с железным скелетом, изощренная система гидравлических мышц, сверхчувствительные сенсоры, сверхразрушительное вооружение, миниатюрный ядерный реактор вместо сердца и миниатюрный микропроцессор вместо мозгов. Так он выглядит на бумаге. Но чтобы создать подобный механизм в реальной жизни пришлось немало попотеть.

То, что мы видели на экране - этот шедевр, явный пример человеческого гения создан одним человеком Стэном Уинстоном, впоследствии ставшим известнейшим мастером по созданию механических существ (динозавры в «Парке Юрского периода», монстры в «Чужих»). По техническим обстоятельствам, не смотря на гениальность Уинстона, в некоторых сценах использовалась миниатюрная модель киборга (к примеру сцена на заводе).

В некоторых эпизодах Терминатора пришлось даже разделить на две части - верхнюю и нижнюю. И каждая часть появлялась в камере отдельно (разумеется зрители об этом не знали). А порой, рабочим приходилось проносить торс робота перед камерой на палках.

Без компьютеров, конечно, не обошлось. Однако цифровые разработки студии Industrial Light & Magic (ILM) дополнялись искусным гримом и «практическими эффектами» от Стэна Уинстона, легендарного голливудского мастера, который получил два «Оскара» за работу над вторым «Терминатором». «Я, как зритель, устал от цифровых эффектов, - объясняет Мостоу, - так что я пошел в ILM и сказал - ок, давайте договоримся: будем работать круглосуточно, но добьемся, чтобы наши кадры выглядели предельно реалистично…» Реализм нынче обходится дорого - бюджет третьего «Терминатора» составил $175 млн.

Работать над спецэффектами пригласили также художников-миниатюристов. Их «звездный час» - начало фильма, кошмар Джона Коннора, где показаны последствия разрушительной войны. Разрушенные здания, пустые улицы - все это миниатюрные модели. Камера показывает дно реки, сплошь покрытое черепами и разбитыми машинами. Часть черепов была сделана в натуральную величину, часть - в масштабе 1:2, еще часть - в масштабе 1:4. Остальные, на самом дальнем плане, заменялись теннисными мячами. Чтобы упрочить иллюзию перспективы и замаскировать изменения масштаба, «лица» некоторых скелетов делали искаженными. «Это классический прием при создании миниатюрных декораций в кино, который теперь применяется очень редко», - отмечает Брайан Гернард, глава группы, работавшей над моделями.

Другой удачной находкой пролога стала площадка для motion capture, усыпанная мешками с песком, ящиками из-под яблок и всяким мусором. Простая возможность показать, как армия терминаторов шагает по избитой и неровной поверхности, - статисты, наряженные в костюмы с датчиками, передвигались среди этого безобразия неловко, неуклюже и вообще точь-в-точь как роботы.

Главный Терминатор, Т-101, которого сыграл Арнольд Шварценеггер, вернулся на экран во всей красе своего фирменного облика: кожаная куртка, краги и темные очки. Одна из курток перекочевала на съемочную площадку из личной коллекции Арнольда: 12 лет назад он снимался в ней в «Терминаторе-2», и теперь она по-прежнему сидела как влитая.

Многие связанные с Терминатором эффекты создавались без помощи компьютеров, «по старинке» - с использованием накладного грима или механических трюков. По мере того, как Т-101 получал травмы и увечья, увеличивалось число накладок от Стэна Уинстона, также в дело шли муляжи, манекены и съемки на фоне зеленого экрана. Так, к примеру, снимался эпизод, в котором Терминатору, ведущему грузовик, предстояло вскрыть собственную грудную клетку, чтобы вынуть оттуда аккумулятор. На водительском сиденье был размещен муляж туловища Т-101, над которым и производилась душераздирающая операция, а сам Арнольд Шварценеггер устроился позади него так, чтобы его голова и руки казались вполне на своем месте. А для сцены, в которой Терминатор после схватки пытается водрузить на место свою голову, все необходимые движения проделывал дублер в костюме для motion capture, после чего на компьютере были подрисованы лицо и фигура будущего губернатора Калифорнии.

Противницей Арнольда на этот раз стала Т-Х, Терминатрикс - совершенная и очень сексапильная машина для убийства, состоящая из скелета и жидкого металла. Найти актрису на эту роль оказалось непросто. Пробы прошли 10 тысяч прекрасных дам, и выиграла в результате норвежская фотомодель и телевизионная актриса Кристанна Локен.

Работа над Т-Х, как и над другими терминаторами, начиналась со скелета, выстроенного в мастерской Стэна Уинстона. Чтобы придать героине более футуристический и зловещий вид, черный металлический скелет сделали хромированным. Пока Кристанна проходила тренировки по крав-мага и училась бегать на каблуках (с ее точки зрения, это было самым тяжким испытанием на съемках), на ILM была создана ее компьютерная модель. После этого параметры скелета были загнаны в компьютер, сопоставлены с моделью и подправлены с учетом фигуры актрисы.

Скелет Терминатрикс должен был пугать мир горящими голубыми глазами - в отличие от красных глаз Т-101. Создатели использовали очень яркие светодиоды. Специальная панель управления позволяла регулировать яркость и пульсацию огней, в зависимости от действий героини. Т-Х - более совершенная модель, чем наш старый знакомый Шварценеггер. «Нет ничего опаснее, чем женщина на задании», - комментирует Стэн Уинстон. Терминатрикс может принимать любую форму, а ее правая рука трансформируется в плазменную пушку, дрель или циркулярную пилу. Все это оружие работало: циркулярная пила поворачивалась, дрель - светилась и вращалась, а плазменное ружье имело сменные блоки, так что его можно было «заряжать».

Момент превращения руки в оружие всегда делался на компьютере и отрабатывался на трехмерных моделях. В дальнейшем судьба правой руки Терминатрикс решалась по-разному. В ряде планов оружие пририсовывалось на компьютере. Для других кадров Кристанне Локен приделывали фальшивую руку с очередной «убойной» насадкой. Актриса при этом надевала специальную одежду, которая удерживала ее настоящую руку за спиной. Иногда насадки пристегивались к руке Кристанны. Но, поскольку человеческая рука шире, чем плазменная пушка, эти кадры приходилось подчищать на компьютере.

Эпизод, в котором Т-Х, приняв облик жениха Кейт Брюстер (Марк Фамилиетти), садится в машину полиции, после чего протягивает руку через спинку переднего сиденья и тело водителя и завладевает рулем, - это не компьютерный эффект. Было снято около восьми последовательных фрагментов с Фамилиетти, который просовывал руку через дыру в голубом экране. Постепенно на руку наливали все больше и больше искусственной крови. Актера, игравшего полицейского водителя, снимали отдельно, и при компьютерном монтаже изображения совместили, а на грудь водителю добавили еще немного крови. Сотрудники ILM признаются, что снять эти восемь фрагментов было легче, чем рисовать цифровую руку, и к тому же это обошлось дешевле.

Вернуться к своему естественному облику после этого перевоплощения Терминатрикс оказалось непросто. Между фигурами Кристанны Локен и Марка Фамилиетти нет ничего общего; кроме того, актриса гораздо выше ростом. Специальные ботинки на высокой платформе, которые пришлось надеть Марку, помогли мало. В ILM были построены трехмерные модели обоих актеров, причем сначала - Кристанны, а потом через ряд трансформаций «из нее» получилась модель Марка. Финальная трансформация, осуществленная с помощью программы Blend Creature, выглядела так: настоящий Марк - трехмерная модель Марка в одежде - модель Марка из жидкого металла - черный хромированный скелет - Терминатрикс из жидкого металла - модель Т-Х в одежде - живая Кристанна. При этом актеры должны были двигаться точь-в-точь по следам друг друга, чтобы не было разницы в освещении и окружающих деталях. Одни и те же движения должна была совершать и камера; оператор использовал для этого дистанционное управление.

С помощью компьютерной графики были сделаны все кадры, где Терминатрикс раскрывает свою жидко-металлическую сущность и приоткрывает скелет. Самым эффектным стал эпизод, где Т-Х «прикипает» к магнитному полю, и ее одежда и внешняя оболочка расплавляются. На работу над этим эпизодом ушло полгода. Программисты высчитывали плотность, вес, форму и массу растекающегося металла, а также определяли траекторию его движения при таких условиях. После этого цифровая симуляция жидкого металла заполняла выстроенный на опорных точках силуэт актрисы.

Гонка по городским улицам, во время которой Т-Х восседает за пультом строительного крана и вертит стрелой налево и направо, потребовала скрупулезной и слаженной работы всех специалистов по визуальным эффектам. Сцены с небольшим количеством разрушений снимали прямо в центре Лос-Анджелеса - однако ухитрились повредить телефонный столб и оставить несколько районов без электричества. Чтобы больше не рисковать, все остальное снимали в декорациях, выстроенных в огромном здании бывшего завода Boeing на юге Калифорнии. Здесь была выстроена длинная улица, воссоздан индустриальный пейзаж Сан-Фернандо Вэлли, и разрушать можно было все что угодно. Тем не менее из соображений безопасности тяжелый крюк на съемках снимали, заменяя на деревянный или же вообще подрисовывая его уже на компьютере.

Помощник режиссера Саймон Крейн, который в основном работал над съемками погони, больше всего гордился двумя изобретениями. Первое представляло собой пневматический рычаг для подбрасывания машин в воздух, а второе - устройство для дистанционного управления автомобилем, прозванное «автоматрикс». «Автоматрикс» давала возможность ставить трюки, почти не подвергая опасности каскадеров. Установленные на водительских местах кинокамеры также имели свою систему управления, позволяющую снимать с точки зрения несуществующего водителя. Что касается рычага, то его закатывали под машину, нажимали на кнопку, и автомобиль взлетал в воздух. Предварительно машину обвязывали кабелем, с помощью которого уже в воздухе она «пролетала» некоторое расстояние, прежде чем упасть на землю и разбиться.

Арнольду Шварценеггеру больше всего запомнилось, как он висел на стреле строительного крана и собирался пробить своим телом стену здания. «Я фактически заплатил за это», - отмечает актер; страховая компания отказывалась отвечать за съемку сцены. Ради искусства и острых ощущений Арнольд выделил $1,4 млн. из своего гонорара. Трюк снимался только с одного дубля, в нем было задействовано 14 кинокамер. В определенный момент актера заменил стальной дубликат, весивший около 400 кг. Позже на ILM он был заменен снова, на этот раз компьютерным «двойником».

По словам Шварценеггера, он уже не знает, в каких кадрах виден лично он сам, но предполагает, что таких около 50-70%. Кульминацией противостояния двух терминаторов стала драка в общественном туалете, который две тяжеленные машины разносили на мелкие кусочки. Приступая к работе над этим эпизодом, Джонатан Мостоу сказал: «Я хочу, чтобы вначале была общественная уборная и чтобы в конце она была полностью разрушена». Потребовалось много спецэффектов, в некоторых кадрах большие участки комнаты полностью сделаны на компьютере. Актеры по очереди колотили об стены пенопластовыми манекенами, позже на компьютере замещенными виртуальными двойниками Арнольда и Кристанны. Никакой особой боевой техники терминаторы не использовали. «Мы сознательно не прибегали к приемам боевых искусств, - объясняет Шварценеггер. - Это было бы глупо, если бы Терминатор блокировал удары - он же сделан из стали».

Главной гордостью Стэна Уинстона был тот факт, что в третьем фильме о терминаторах был, наконец, построен для съемок самый настоящий робот. Это Т-1, прототип будущих терминаторов, который начинает войну машин в штаб-квартире Skynetа. Было построено пять роботов Т-1, и ни в одном кадре их не пришлось заменять ни миниатюрными моделями, ни цифровыми имитациями. Роботы из стали и алюминия «играли» самих себя. Два из пяти построенных для съемок Т-1 могли двигаться подобно танку и стрелять; голова, глаза и руки также были подвижными. По радио каждым роботом управляли 5 аниматоров - один отвечал за движение вперед, другие за голову, туловище и оружие. «Наши роботы еще не стали автономными, но это следующий шаг, - говорит Стэн Уинстон. - Как будто мы действительно делаем былью историю Терминатора».

Имя: Терминатор (T-800)

Страна: США

Деятельность: киборг

Семейное положение: не женат

Терминатор: история персонажа

Мировой катаклизм - тема, которую именитые режиссеры нещадно эксплуатируют уже много лет. Но всем хочется верить, что, несмотря на глобальное потепление, развитие робототехники и другие неоднозначные события, нас ждет счастливый финал. Впрочем, у человечества существует надежда. Ведь в Голливуде уверены, что Терминатор - робот с внешностью человека - прибудет из будущего, чтобы спасти людей.

История создания

«Он всегда будет рядом. И он умрет, чтобы защитить его. Из всех отцов, когда-либо рождавшихся на земле, этот робот был единственным достойным кандидатом на это место. В нашем безумном мире это был бы самый разумный выбор».

Актеры, задействованные в главных ролях, не ожидали такого поворота. Арнольд Шварценеггер, изображавший в кадре немногословного разрушителя, уговаривал режиссера внести в сценарий пару убийств. Кэмерон не реагировал на пожелания артиста. Бездушная машина стала доблестным героем.


Пятая часть цикла шире раскрыла героя с этой стороны. Исполнитель роли постаревшего киборга солидарен в этом вопросе с создателями картины:

«Наш фильм очень хорош именно в своей эмоциональной составляющей. Снимаясь в нем и заранее зная сюжет, на просмотре я все равно был поражен и тем, что удалось сделать при помощи спецэффектов (пересаженное лицо, моя битва с самим собой), и, конечно, эмоциональной силой этого фильма».

Сюжет «Терминатора»

В далеком будущем произошла глобальная катастрофа. Весь мир разрушен, а оставшиеся люди попали под гнет компьютерной системы «Скайнет». Но яростное сопротивление выживших побороло машину. Предвидя исход войны, «Скайнет» посылает в прошлое киборга, задача которого уничтожить главу повстанцев. Терминатору необходимо найти и убить Сару Коннор. В таком случае на свет не появится Джон Коннор, и машины будут править планетой.


Вслед за опасным киборгом в наше время пребывает Кайл Риз (роль исполнил актер ). Солдата отправили в будущее, чтобы остановить Терминатора. Сара работает официанткой в придорожном кафе и не подозревает, какие испытание ей уготованы.

Финал первой части франшизы неоднозначен. Злобный Терминатор повержен, но мир вновь оказывается на грани. Разрушенный процессор, который найдут на месте гибели киборга, станет основой для создания сети «Скайнет».


Продолжение фантастического боевика вызвало шок у фанатов. Во второй части Терминатор снова возвращается в прошлое, но теперь цель робота - спасти Джона Коннора (роль исполнил актер ). «Скайнет» не оставляет попыток избавиться от главного врага и отправляет в прошлое новую, усовершенствованную модель – Т-1000. В ответ на действия машин глава сопротивления перепрограммирует Терминатора и отправляет киборга спасти себя в юношестве.


Третья часть фильма уже не поражает крутыми изменениями сюжета. Для операции спасения взрослого Джона Коннора в прошлое вновь прибывает Терминатор. Старый знакомый претерпел изменения, но главная функция неизменна - спасти лидера сопротивления и, по возможности, не дать посланнику «Скайнета» уничтожить помощников Джона.

В четвертом фильме сценаристы отказались от временных скачков. Действие картины разворачивается в будущем, где война людей со «Скайнетом» развернулась в полную силу. Привычного Шварценеггера в роли робота-спасителя в картине не оказалось. Джон Коннор, который только завоевывает уважение у ополченцев, планирует уничтожить ядро «Скайнета» и избавиться от новой, еще не выпущенной модификации роботов. Что, как обычно, удается герою.

Пятая часть картины вновь возвращает зрителя к Саре Коннор. Только в отличие от первого фильма героиня не эксплуатирует образ «девушки в беде». Сара давно дружит с Терминатором, которого зовет Папс, и ждет появления Кайла. Режиссер картины Алан Тейлор показывает зрителям другое возможное развитие сюжета:

«Много времени я провел за просмотром «Терминатор 2: Судный день», пытаясь понять, какие решения принимал Джеймс Кэмерон и какого эффекта он пытался достичь. Мне нравится, как Кэмерон подходит к монтажу своих фильмов. Поэтому мне было важно оставаться внутри его стилистики, но при этом рассказать собственную историю».

У «Скайнета» не получилось уничтожить Джона Коннора и его отца, поэтому компьютер совершает вторую попытку убить Сару Коннор. Но в прошлом вновь появляется Терминатор и спасает девочку. Оставшись сиротой, 9-летний ребенок попадает под опеку Т-800. Робот готовит Сару к катаклизму и всячески старается предотвратить катастрофу.

В Голливуде ходят слухи, что творение Алана Тейлора получит продолжение. «Терминатор 6» (точное название пока не известно) выйдет в августе 2019-го.

  • Вместо денег за роль Терминатора во второй части франшизы Арнольд Шварценеггер попросил самолет «Gulfstream III».
  • В «Терминаторе 2» робот дает обещание Джону Коннору, что не убьёт ни одного человека, и выполняет необычное обещание.
  • Фанаты подсчитали, что коронная фраза «I’ll be back» стоила киностудии около 42 тысячи долларов. Гонорар артиста – 15 миллионов, а его реплик в «Терминаторе 2» – всего 700. Сама фраза заняла 37-ое место в рейтинге лучших кинофраз по версии «American Film Institute».
  • В первоначальном сценарии Терминатору нужна еда, чтобы поддерживать тело в рабочей форме.
  • В СССР картина стала известна под названием «Киборг-убийца». Так пираты перевели оригинальное название ленты.
  • В пятой части кинокартины Терминатор постарел. Такой ход новому режиссеру подсказал Джеймс Кэмерон. Создатели ленты объяснили внешние изменения киборга просто: внешняя оболочка робота состоит из живой ткани, которая со временем увядает.

Цитаты

«Мне нужна твоя одежда, ботинки и мотоцикл».
«Я чувствую ущерб. Эти данные можно назвать болью».
«Желания - они ваш удел, я ведь машина».
«Уничтожать самих себя - часть человеческой природы».
«Пойдем со мной, если хочешь жить».
«В моих программах заложены «Основы психологии».

Мир терминаторов к человеку недружелюбен. Скайнет - искусственный интеллект со свободой воли, весьма креативным мышлением и сильным чувством самосохранения - воспринимает homo sapiens как врагов. А если враг не сдаётся, его уничтожают. С помощью терминаторов.

Добро пожаловать в 20ХХ год, в музей «Естественные, неестественные и противоестественные враги человечества», на выставку «Терминаторы: грозные машины прошлого».

Для начала, уважаемые экскурсанты, уточним само понятие «терминатор». Происходит оно от латинского глагола terminare - «завершать, оканчивать, ставить предел» (этим по отношению к человечеству машины и должны были заниматься). Чаще всего мы употребляем это слово, говоря об антропоморфных роботах. Это привычно - но неправильно. Все машины-убийцы - как созданные самим Скайнетом, так и Cyberdyne Systems, - можно называть терминаторами, даже если на человека они смахивали не больше, чем на улитку. Да и если говорить только о человекообразных терминаторах, число их моделей тоже весьма значительно.

Т-70

Первый вариант двуногого терминатора. Ростом достигал двух с половиной метров, в правую руку был встроен многоствольный роторный пулемёт системы Гатлинга (при необходимости мог быть заменён на плазменное оружие). Использовался Cyberdyne Systems как выставочный экспонат, чтобы произвести впечатление на потенциальных инвесторов и заказчиков (да, в те времена эта помесь стиральной доски и кусачек ещё могла впечатлить). Был спроектирован как базовая модель пехотинца, однако использовался не на поле боя, а для охраны важных объектов.

Интеллект у него был примитивный, режима обучения не было предусмотрено - так что Т-70 нуждался в управлении извне. Впрочем, он мог работать и в автономном режиме - выполняя заложенные в него программы, однако их было немного, и поведение терминатора отличалось не большей вариативностью, чем поведение дождевого червя.

Массовое производство этой модели Скайнет наладил уже когда она морально устарела. Крупную и чрезвычайно тупую машину несложно было и обнаружить, и уничтожить.

Т-90

Следующей - и куда более удачной - моделью стал Т-90. Один из терминаторов, массово производимых Скайнетом для охоты на людей. Разработка была начата где-то в промежутке от Судного дня до 2021 года - точной даты в документах не сохранилось. Сходство с человеком - примерно такое же, как у предыдущей модели (то есть никакое). Но благодаря эндоскелету из более прочного гиперсплава, а также принципиально иной тактике использования Т-90 удалось сделать весьма успешной машиной.

Более того: терминаторы этой модели были основными полевыми боевыми единицами для Скайнета. То, что было критичным недостатком для единичных Т-70 - например, лёгкость обнаружения и идентификации как не-людей, - не играло большой роли для Т-90, передвигавшихся в составе крупных подразделений: они и так не прятались. Даже наоборот - вид легионов Т-90 должен был устрашающе действовать на противника.

Т-90 неплохо подходили для уничтожения человеческих толп - но не для охоты на конкретных людей (что также требовалось Скайнету). Так что конструкторская мысль пошла дальше. Правда, поначалу робко и неуверенно.

А где же Т1?


Если были Т-70, Т-90 и так далее, логично, что существовал и Т-1. Вот только сходства с антропоморфными терминаторами там немного. Исходно это была боевая автономная платформа на гусеничном ходу, с хорошей бронёй и хрупкими креплениями «головы». После улучшений, внесённых Скайнетом, Т-1 использовался как робот-охранник и комплектовался двумя 7,62-миллиметровыми роторными пулемётами. Не раз модернизировался - так были созданы модели Т-150, FK-Hunter и переоборудованные увеличенные версии-танки (HK-Tank V1, V2, V3, V4).

Т-200

Первая и неудачная попытка Скайнета создать терминаторов, которые могли бы имитировать людей. Основных причин провала две. Во-первых, за основу был взят ремонтный робот NORAD, предназначенный для обслуживания Скайнета, а не для имитации человеческого поведения. Во-вторых, низкое качество исполнения. Из-за недостаточно развитого на тот момент производства Т-200 создавались по принципу «третий сорт - не брак». Вооружены Т-200 были чуть ли не рогатками: Сопротивление успешно захватывало склады с плазменным оружием, и приходилось экипировать свежеиспечённых роботов устаревшим огнестрелом.

Примитивная броня из керамических и композитных материалов плохо защищала терминаторов. Надеваемые поверх брони противопульные балахоны ситуацию кардинально не улучшали. Отсутствие дублирующих систем приводило к тому, что любое серьёзное повреждение оказывалось фатальным. Невысокая скорость реагирования и вовсе была подарком для противника. К этому набору недостатков прилагался ещё и карикатурный вид: диспропорционально тонкая фигура с большими сенсорами на «плечах», оборванного вида балахон… В Сопротивлении Т-200 дали прозвище «пугала» (а также «палочники» и «тощие») и относились к ним с откровенной иронией.

Не то чтобы у Т-200 не было преимуществ. Однако достоинства этой модели (чуткие сенсоры, развитые манипуляторы «рук», более совершенное по сравнению с Т-70 и Т-90 программное обеспечение) не перекрывали её недостатков, основной из которых - низкая «живучесть». Вывести из строя этих терминаторов можно было даже ручным оружием. Ремонтнику - даже самому прекрасному - можно дать оружие, но это не сделает из него боевого робота…


Позже были выпущены модификации Т-202 и Т-204. Боевые функции у них были убраны (разумно!), зато ещё более усовершенствованы микроманипуляторы для выполнения тонких ремонтных операций на сложных приборах. Кроме того, при необходимости добавлялись дополнительные «ноги», или же терминатор вообще ставился на колёсные шасси. Т-204, помимо этого, пользовался дополнительной парой «рук» - верхние конечности располагались вокруг торса.

Однако Скайнету по-прежнему требовались терминаторы для уничтожения отдельных людей - солдаты, способные к эффективной автономной и, что важно, одиночной работе.

Т-300 (Raptor)

Орудийная платформа на двух ногах, стабилизированных гироскопами, с усиленными сервоприводами. Конструкция ног позволяла, балансируя на одной, использовать вторую для разрушения препятствий или ближнего боя - логично, учитывая, что проектировались Т-300 из расчёта на то, что им придётся преследовать людей в руинах зданий. Тройные когти улучшали сцепление с поверхностью и позволяли как плотно закрепляться, так и брать резкий разгон с места благодаря сервоприводам и гидравлике. Сила когтей позволяла терминаторам разламывать камни и разрывать сталь.

Т-300 достигал 2,5 метра в высоту, 1,5 метра в ширину, его масса составляла 750 килограммов (немного для таких размеров), а максимальная скорость - 150 км/ч. Снабжение энергией шло за счёт миниатюрного ядерного импульсного реактора, размещённого в корпусе. Автономный интеллект был ограничен примерно до уровня собаки; но из-за своей целеустремлённости Т-300 представлял собой серьёзную угрозу. Любимая тактика Т-300 - выжидать в засаде, при обнаружении жертвы катапультироваться из укрытия, догнать её и разорвать (или раздавить). Хотя терминаторы этой серии были вооружены фазовой плазменной винтовкой, они предпочитали убивать «вручную». Сложно понять, какой в этом смысл, кроме устрашения, - ведь винтовка, связанная с реактором, обладала почти неограниченным боезапасом. А благодаря гидравлической стабилизации терминатор мог вести прицельный огонь на полном ходу.

Т-300 был не лишён недостатков. Засадная тактика работает, если жертва не подозревает, где засел терминатор. Т-300 же подводили сервоприводы, издававшие характерный поскуливающий звук. Да и интеллект собаки всё-таки недостаточен, чтобы успешно противостоять людям. Терминаторы нередко попадали в подстроенные противниками ловушки - и уже сами становились жертвами.

Т-400

Эти терминаторы были созданы на базе Т-70 и доработаны. Правда, для этой модели были характерны не столько конструктивные усовершенствования (улучшенная броня, более высокая скорость передвижения и реакции), сколько изрядное удешевление производства. А дешёвое редко бывает хорошим. Уязвимых мест у Т-400 было столько, что он мог быть выведен из строя даже холодным оружием - не говоря уже о стрелковом. Порой для повреждения вообще ничего не требовалось - ибо в нескольких местах наружу была выведена оголённая проводка! Отдельной проблемой был крупный, ярко светящийся оптический сенсор - просто подарок для снайпера. Одним выстрелом было несложно снести терминатору «голову» даже с большого расстояния.

Искусственный интеллект был улучшен по сравнению с предыдущими моделями - он находился примерно на уровне человекообразной обезьяны. Для выполнения приказов, преследования или выбора между простыми целями его хватало - однако Т-400 мог, например, «зависнуть» посреди боя, если его атаковали одновременно несколько противников.

Однако достоинство Т-400 - а именно дешевизна - перевешивало все конструктивные недостатки. Так что Скайнет выпускал их в большом количестве даже после появления более продвинутых моделей. Т-400 стали использовать для охраны концлагерей и окончательной зачистки баз Сопротивления, в которых уже поработали другие терминаторы.

Терминатор-червь


Среди неантропоморфных терминаторов, созданных Скайнетом, встречались и достаточно забавные конструкции. Пожалуй, рекорд нелепости побили гидроботы. Они состояли из подвижных металлических элементов (по примеру кольчатых червей) и предназначались для патрулирования рек и прибрежных территорий. Стреляющего оружия и брони они не имели вовсе, но умели выпрыгивать из воды и затягивать туда людей, добивая хвостом-штыком. В общем, бессмысленная штука, работавшая только на эффекте неожиданности.

Т-500

Более компактная (ростом около двух метров), антропоморфная, быстрая и ловкая модель, чем предыдущие. Терминаторы впервые обрели эндоскелет и тактильную чувствительность. Острота зрения Т-500 была сравнима с человеческой, а реакция и скорость передвижения превышали возможности противников. Также терминатор мог поднимать вес до одной тонны. В отличие от Т-400, щеголявших оголённой проводкой: потенциально уязвимые места Т-500 были закрыты бронёй из гиперсплава.

Нельзя сказать, что искусственный интеллект этих терминаторов достиг серьёзных высот, - Т-500 не были способны к обучению и не могли адаптироваться к новым обстоятельствам. Однако из-за внушительного набора боевых подпрограмм и типовых решений Т-500 справлялся с гораздо большим количеством задач, чем предшественники. Иногда люди даже воспринимали поведение этих терминаторов как разумное.

Т-500 стал неприятным противником для человечества - некоторое время после выпуска модели Сопротивление несло серьёзные потери. На далёких расстояниях одетых Т-500 уже можно было принять за людей, и снайперы, боясь пристрелить своего, подпускали машины на короткую дистанцию. Сравнительно некрупный терминатор мог проникнуть в убежища, которые ранее считались безопасными. Кроме того, люди далеко не сразу вычленили закономерности в программах Т-500, делавшие роботов предсказуемыми.

На основе Т-500 создано несколько моделей.

T-500R (Reaver)

Из всех «пятисоток» T-500R был, пожалуй, самым неприятным для Сопротивления и оставил о себе тяжёлую память. Он же и наименее антропоморфен: похоже, для терминаторов тогда работало правило «человекоподобность обратно пропорциональна эффективности».

У этой модели «голова» отсутствовала (сенсоры и процессор размещались в хорошо защищённом корпусе), зато наличествовали огромные когти на «пальцах»-манипуляторах и искусственный интеллект с садистским уклоном. Т-500R предпочитал охотиться из засады, где его было практически невозможно обнаружить. Он набрасывался на жертву и разрывал её когтями, стремясь убивать как можно дольше и болезненнее. Крики разрываемых жертв записывали, после чего использовали в качестве приманки для других людей.

T-500T (Tank)

По сути это T-500, у которого на руках установлены скорострельные плазменные винтовки с собственными источниками питания, усиленной системой охлаждения и сопроцессорами. Уничтожение сопроцессоров было не особо критичным для стрельбы - в этих случаях управление попросту перехватывал основной «мозг». Суммарная эффективность, конечно, понижалась, но не сильно. Кроме того, улучшились сенсоры, броня, электроника, оптика и источник питания.

Изменения, однако, были скорее количественными, чем качественными. Основными конструктивными недостатками у T-500T стали расположение и слабая защищённость кабелей (их повреждение могло не только отключить орудие, но и вызвать взрыв плазмы), а также недостаточная защищённость отсека с топливными ячейками.

T-500I (Infiltrator)

T-500I стали первыми терминаторами с покрытием из искусственной резиновой кожи и, по сути, первой пробой создать инфильтраторов - роботов, сконструированных для проникновения в человеческое общество для разведки и диверсий. Эта ранняя попытка маскировки с треском провалилась: T-500I походили на людей не больше, чем куклы из дешёвого секс-шопа.

T-500S (Scout)

T-500S были высокоэффективными разведчиками с хорошим искусственным интеллектом, включавшим в том числе режим самообучения. К числу достоинств T-500S относились жидкокристаллическая оптика с широким углом обзора (больше 270 градусов), улучшенные акустические и обонятельные сенсоры, управляемые двумя независимыми сопроцессорами, и более совершенная черепная защита. T-500S эффективно взаимодействовали с другими скайнетовскими юнитами и выполняли в группах роль координаторов. Всего было выпущено 3065 T-500S, и к концу войны функционировало больше половины - живучесть, достойная уважения.

В ходе войны люди всё чаще переходили к партизанской тактике - с атаками из руин, из-под земли и прочих неочевидных для машин укрытий. Войска Скайнета несли потери. Необходимость в терминаторах, способных проникнуть в сердце Сопротивления, становилась всё более насущной.

Т-600

Хотя конструкция у Т-600 громоздкая, рост 2,2 метра, а имитация кожных покровов весьма грубая, принять за людей их уже было можно - с некоторого расстояния или в полутьме. Правда, лишь пока терминаторы находились в покое: при движении они издавали характерный металлический звук. Кожа у них часто была ненатурального цвета - например, зелёного (за что Т-600 в Сопротивлении прозвали «лимонами»). Примитивно была проработана и лицевая мускулатура - по выражению лица легко было отличить терминатора от человека. Часто терминаторы этой модели вообще не использовали кожный покров либо ограничивались перчатками и маской на голову.

Бронированы Т-600 были средне. Слабым местом была голова; другие проблемные зоны - плечевые суставы и расположенная с задней стороны шеи система прицеливания. Броня на груди тоже оставляла желать лучшего. Кроме того, живучесть Т-600 понижалась из-за сравнительно медленной реакции. Хотя двигаться они могли со скоростью 60 км/ч, выдерживали и 75 км/ч - правда, недолго. Были вооружены пулемётом Гатлинга и подствольным гранатомётом с большим ранцем боезапаса (пулемёт мог быть заменён плазменным оружием).

Имели три режима работы: прямой (в нём терминатор исполнял одну поставленную задачу), автоматический и автономный. Искусственный интеллект был всё ещё примитивен: робот не мог выполнять второстепенные или не связанные с основной целью задачи и не мог имитировать человеческую речь. Тем не менее, он уже мог обучаться самостоятельно, создавать оружие или использовать не предусмотренное изначальной комплектацией, проводить автодиагностику и мелкий саморемонт, рассчитывать дистанцию и траекторию стрельбы.

Уже на данном уровне Скайнет начал программно запрещать терминаторам самоанализ. Суперкомпьютер полагал, что осознание себя способно привести роботов к самоубийству (были ли прецеденты, неизвестно).

Т-700

У Скайнета, как у любого плодовитого конструктора, новаторские изобретения чередуются с не самыми удачными. К числу последних принадлежат Т-700.

Эти терминаторы представляли собой промежуточную модель между Т-600 и Т- 800. Они стали более антропоморфными, - искусственная ткань, покрывающая их тело, куда сильнее напоминала человеческую кожу; была доработана и мускулатура, в частности, мимическая. Кроме того, Скайнет позаботился об имитации крови: насос гонял по искусственным сосудам красную жидкость, вытекающую при повреждениях. Помимо этого, в Т-700 была вшита база данных по человеческим языкам и правилам поведения, - что помогало выдать себя за противника… если бы не недостатки.

Для начала выяснилось, что мышцы в организме занимают не так уж мало места. А оно необходимо ещё и для разнообразной гидравлики. Так что фигура в целом выглядела неестественно: переразвитый торс вызывал подозрения. К тому же не все группы мышц хорошо работали. Из-за нехватки места пришлось отказаться и от дублирования гидравлических систем. Поэтому терминаторы получились неустойчивыми и в движении напоминали зомби. Да и повреждения гидравлики становились для Т-700 фатальными.

Не всё было хорошо и с кожей. Более совершенная, чем у предыдущей модели, она всё-таки рвалась при нагрузках, особенно на суставах. Кроме того, Т-700 обладали - как это ни странно - более слабым интеллектом, чем Т-600; из перестраховки им урезали способность к самообучению. Тем не менее по сумме плюсов и минусов Т-700 оказались всё-таки эффективнее «лимонов» и постепенно их заменили.

Команды


Скайнет выпускал и «комплекты» терминаторов - машины, которые работали совместно. В борьбе против людей зарекомендовала себя комбинация с использованием «Летающих Охотников» - автономных боевых дронов-самолётов, изначально созданных людьми для поиска противника и передачи его местоположения.

Существовали десятки вариаций Летающих Охотников, включая весьма солидные по размерам - вроде летающего линкора HK-Transport. К ним прилагались некрупные устройства. Например, мини-охотники - слабо бронированные роботы, снабжённые реактивными двигателями и гироскопами, которых Охотники выпускали для зачистки укрытий противника. Или аэростаты-разведчики (те же мини-охотники, но без вооружения).


В команду входило и весьма крупное устройство - Жнец, огромный бронированный терминатор, имевший четыре манипулятора для захвата «органического материала» - проще говоря, людей. Пойманные жертвы доставляли в центры киборгизации и переработки для изготовления роботов с органическим покрытием.

На корпусе Жнец мог нести двух мототерминаторов - гибридов терминатора с ходовой частью мотоцикла, предназначенных для разведки, поиска людей и захвата тех, кто ускользнул от Жнеца.

Т-8ХХ

Упорная работа в одном направлении не могла не привести к прорыву. И им стала серия Т-8хх. Как выяснилось позднее, Т-8хх превосходили и терминаторов дальнейших моделей.


Для маскировки этих машин Скайнет начал использовать настоящий, «живой» кожный покров - генетически улучшенную ткань, выращиваемую поверх титанового эндоскелета. Она обладала способностью к быстрой регенерации - примерно в семь раз лучше человеческой. Как и у «семисоток», сохранялась имитация кровообращения; убедительно моделировались также запах тела, пот, слёзы и прочие выделения. Т-8хх научились весьма точно подделывать и человеческий голос, причём в широком диапазоне. Чтобы люди не заподозрили неладное, «камуфляж» каждого терминатора, засылаемого на базы Сопротивления, создавался индивидуально - «близнецов» не было.

Эти терминаторы обладали куда более гибким искусственным интеллектом, чем предыдущие модели (а кое в чём выигрывали и у последующих). При создании Т-8хх Скайнет приблизился к моделированию человеческого мозга. Помимо изобилия встроенных программ (от анализа человеческих эмоций и языка тела до химического анализа атмосферы), «восьмисотые» были способны к самообучению. Правда, независимые мысли у терминаторов всё-таки подавлялись - вольницы Скайнет старался не допускать.

Люди примерно в 95% случаев принимали представителей линейки Т-8хх за своих соплеменников. Это - совместно с феноменальной живучестью «восьмисоток» - привело к тяжелейшим потерям: ущерб от действий Т-8хх превысил ущерб от «лимонов» примерно в двести раз! С внедрением этой серии Скайнет стал ближе к уничтожению человечества, чем когда бы то ни было.

Среди серии Т-8хх выделяются три самые известные модели.

Т-800


Первые терминаторы, способные имитировать человеческую речь и отчасти мимику. Искусственная нейронная сеть и Telepathic Communication Implant Cores позволяли им действовать не только под прямым контролем Скайнета или автономно, но и связываться между собой на расстоянии, при необходимости объединяя усилия в режиме «улья».

Видеть они могли как в видимой части спектра, так и в инфракрасной, оптические сенсоры были защищены противоударными линзами. Грудная клетка могла изменять объём для имитации дыхания. Источником энергии служила небольшая реакторная установка с двумя топливными элементами, работающими на изотопах иридия, которая располагалась в грудной клетке.

Использование новых технологий позволило уменьшить все необходимые части, как внешние, так и внутренние, так что осталось место для дублирования (например, системы гидравлики) и дополнительной защиты. Т-800 стал на 20% легче и на 40% сильнее, а также существенно маневреннее, чем Т-600. Стандартно терминаторы этой модели были укомплектованы плазменными винтовками, но могли использовать и оружие людей: в базе данных была вся необходимая информация.


Поскольку искусственная кожа обходилась дорого, а наращивалась долго, для охоты за партизанами Т-800 выпускали без неё. Маскировочный эффект это, конечно, снижало до нуля, но были и свои преимущества: терминатор мог развивать скорость, сравнимую с автомобильной. Никакой кожный покров этого не выдерживал.

Т-850

Терминаторы, внешне почти неотличимые от Т-800, были тем не менее изрядно модернизированы. Источником энергии выступали два водородных топливных элемента - они были долговечнее иридиевых и рассчитаны на 200 лет работы. Также был улучшен эндоскелет и внесены изменения в управляющую операционную систему, облегчавшие перезагрузку.

Т-888

Сочетал черты линейки Т-8хх и терминаторов нового поколения. Помимо уже привычных усовершенствований - экзоскелет не из титана, а из более тугоплавкого колтана, хорошо бронированная спина (предыдущие «восьмисотки» были уязвимы для атак с тыла), большая универсальность - у Т-888 была особенность, выводящая терминаторов на недосягаемую до того высоту. Благодаря независимым (но дистанционно связанным) системам питания разных узлов Т-888 были способны к самовосстановлению. Что означало практически неуязвимость - терминатор этой модели мог функционировать даже после обезглавливания. Единственным средством его уничтожить было изъятие центрального процессора.

Ещё один прорыв был сделан в сфере искусственного интеллекта. Т-888 умели не просто имитировать человеческое поведение, но и вживаться в роли, обладали в определённых пределах свободой воли, логикой, некоторыми эмоциями и даже чувством юмора.

Как нередко случается, победа обернулась поражением. Т-8хх были удивительно эффективны. Люди ничего не могли противопоставить такому совершенному оружию… пока оно работало на Скайнет. Но, что способен сконструировать один, могут вскрыть другие. Сопротивлению удалось расшифровать язык, использованный в архитектуре электронных мозгов терминаторов - в том числе и «восьмисотых». Оно смогло перепрограммировать их и отключить ограничитель, блокировавший свободу воли. А некоторые «восьмисотые» обрели свободу воли и самостоятельно - если долго находились вне контроля Скайнета. Такие терминаторы присоединялись к человечеству - и вундерваффе оборачивалось против создателя.

Чтобы исправить ситуацию, были созданы T-900.

Т-900


Первая попытка Скайнета создать «убийц терминаторов»: их целью было обнаружение и уничтожение присоединившихся к Сопротивлению машин.

Т-900 был раза в два мощнее, быстрее и устойчивее к повреждениям, чем «восьмисотые». Но одна конструктивная недоработка и один идеологический просчёт свели на нет практически все его преимущества. В качестве источника энергии использовался плазменный реактор, который во время работы светился. Это напрочь демаскировало Т-900 - он был заметен с большого расстояния.

Во-вторых, Т-900 лишился возможности к самообучению, чтобы уменьшить шансы на перепрограммирование, - и в этом вчистую проигрывал менее совершенным моделям. В общем, Т-900 стал откровенной неудачей Скайнета.

Т-1000


Ещё один впечатляющий конструкторский прорыв. Он был полностью создан из жидкометаллического сплава (называвшегося «мимикрирующий полисплав») и способен к феноменальному самовосстановлению. Каждая молекула была запрограммирована на соединение с основной массой на расстоянии до 14 километров. Из-за феноменальной пластичности Т-1000 мог полностью принимать любую форму (блестяще имитируя всё, с чем входил в прямой контакт), однако предпочитал оставаться в «базовом облике», приданном
при изготовлении, - не исключено, что это было энергетически выгоднее.

Т-1000 мог трансформировать конечности в любое холодное оружие и просачиваться через отверстия. Однако был чувствителен к низким и высоким температурам, если воздействию подвергалась большая часть тела, а также подвержен кратковременному баллистическому шоку при удачном выстреле в корпус. Т-1000 не мог имитировать тепло человеческого тела, - на ощупь полисплав всегда оставался прохладным.


Строго говоря, «мимикрирующий полисплав» не был сплавом в общепринятом понимании. Он представлял собой конгломерат миллионов наномашин, которые соединялись в единую сеть с помощью специальных подпрограмм. Т-1000 нельзя было контролировать извне и перепрограммировать; он работал только в автономном режиме и обладал свободой воли. Чтобы ещё более опасный терминатор не потерял лояльность, как «восьмисотки», в Т-1000 встроили массу программных запретов. Впрочем, в их действенности Скайнет не был уверен - поэтому Т-1000 был выпущен в ограниченном количестве и никогда не запускался в серийное производство. Другие причины - баснословная дороговизна и время изготовления.

Мыслил Т-1000 более чем оригинально - его логику не всегда понимали не только люди, но и собратья-терминаторы. Так, он не использовал понятий «причины» и «следствия», мог обрабатывать информацию и принимать решения сразу в нескольких параллельных потоках и так далее.

Позже были выпущены модификации Т-1000. Так, Т-1001 был способен разделяться на части, действующие самостоятельно, и быстро создавать длинные клинки, которые «выстреливали» в жертву. А Т-1002 мог выращивать колюще-режущие предметы по всей поверхности тела.

Терминатор-паук


Была выпущена и ещё одна модификация Т-1000 - Т-1000000, разительно отличавшаяся от остальных. Она не была антропоморфной - её прообразом стал паук. Она была гигантской - так как для неё не существовало ограничений, связанных с необходимостью имитировать людей, равно как и какие бы то ни было объекты. Изготовлена она была в единственном экземпляре и охраняла центральный компьютер Скайнета.

Справедливости ради, Т-1000000 был не единственным терминатором-пауком. Подобную форму имела из ранних примитивных моделей - T-7 Tetrapod. Это паукообразный робот, двигающийся на четырёх конечностях-манипуляторах и предназначенный для охраны объектов, зачистки территорий, обнаружения и преследования подвижных целей.

Т-Х


Это была попытка соединить плюсы Т-900 и Т-1000: продвинутый металлический эндоскелет и «жидкий металл», сменивший «живой» кожный покров. Части эндоскелета были соединены достаточно подвижно и не требовали обязательной целостности корпуса: терминатор мог, например, при необходимости «отстегнуть» нижнюю часть скелета, не говоря уже о возможности повернуть голову на 360 градусов.

Разрабатывая эту инновацию, Скайнет явно шагнул вперёд в понимании человеческой психологии. Новые терминаторы были заточены под то, чтобы вызывать симпатию и снижать бдительность и агрессию. Представить, что громила с лицом губернатора Калифорнии окажется хладнокровным убийцей-роботом, нетрудно. Куда сложнее заподозрить в этом хрупкую девушку…

Между тем «девушки» были крайне опасны. Кристаллическая керамическая броня, усиленная нановолокнами углерода и титана, более двадцати видов встроенного вооружения, скорость более 80 км/ч, удивительные сила, ловкость и реакция… А ещё выдвигающаяся из пальца титановая дрель, с помощью которой можно было передать пакет наноботов в любую электронную систему и получить над ней контроль. Кстати, против других терминаторов это тоже неплохо работало.

Кроме того, существовала инновационная модель ТОК-715. Она могла убедительнее всех терминаторов выдать себя за человека, употреблять жидкости и еду, обладала цветным зрением в отличие от прочих моделей. Вершина ли это терминаторской «эволюции» или мега-удачная «боковая ветвь» - сказать сложно.


Настоящие киборги

Помимо «классических» терминаторов из металла, были и плоды побочных экспериментов, взявшие от людей куда больше. Например, I-950. Чтобы их создать, к Скайнету с помощью нейросетевого процессора-импланта подключали маленьких детей. Когда ребёнку исполнялось четыре года, ему делали инъекцию, ускоряющую взросление. Далее начинались тренировки и обучение под руководством Т-800 и пленных людей. Если дети не соответствовали требованиям, их выбраковывали и уничтожали, если соответствовали - по окончании полового созревания делалась ещё одна инъекция, и создание I-950 считалось законченным.

I-950 уступали в силе и ловкости поздним моделям терминаторов, но намного превосходили людей. То же можно сказать насчёт живучести (за счёт умения пережимать кровеносные сосуды вокруг раны), зрения (в том числе инфракрасного), возможности беспроводной коммуникации с другими органическими терминаторами и тому подобного. Кроме того, в животе у I-950 находится контейнер, куда можно было поместить что угодно - от бомбы, активируемой мысленным приказом, до образцов новых технологий. Главное же, идентифицировать I-950 как нечеловека было почти нереально - ведь они по сути и были людьми!


Другой пример «отчасти людей» - Т-Н (Terminator Hybrid): это люди, трансформированные в кибернетические организмы. Изначальная идея доктора Серены Коган из Cyberdyne Systems состояла в том, чтобы создать механические тела, которые могли бы вместить человеческий мозг после смерти тела. Проект был законсервирован на долгие годы, - пока Скайнет не обнаружил тело человека, ожидавшее активации. Суперкомпьютер внёс усовершенствования в процесс переноса мозга, модифицировал тела и запустил ещё и эту линейку.

Сложно сказать однозначно, стала ли модель удачей Скайнета. С одной стороны, Т-Н по физическим параметрам вышли не хуже, чем Т-800, и даже кое в чём их превосходили - скажем, были достаточно лёгкими, чтобы плавать. С другой стороны, они более уязвимы, ибо зависимы от работы сердца. Кроме того, при пересадке мозга сохранялись человеческие воспоминания (хотя Скайнет пытался заменить их ложными), - а это прямая дорога к нелояльности!

Наша экскурсия подошла к концу. Надеюсь, она была познавательной и заставила вас гордиться оружием победы, которым сражались наши героические предки. Спонсор нашей экскурсии - Скайнет. Слава роботам!


Не опозорили памяти первоисточников. Скорее всего, удачными окажутся и «Звездные войны ».

Однако «Терминатор: Генезис » вызывает опасения. Пятая часть саги о роботах-убийцах из будущего обещает быть самой странной. Сценаристы окончательно разделались с каноном, созданным Джеймсом Кэмероном, и еще больше запутали и без того сложные временные линии.

И, что самое обидное, решили, что центральный герой киносерии — Джон Коннор - больше никому не нужен. Он в фильме есть, но то, что с ним собираются сделать, окончательно добьет его образ.

«Терминатор » - самая многострадальная фантастическая киноэпопея. Одни ее части противоречат другим, ни одна не стыкуется с сериалом «Хроники Сары Коннор ». Беда в том, что у киносерии нет лидера-творца вроде Кевина Файги или Питера Джексона, который руководил бы ее воплощением. Создатель «Терминатора » Джеймс Кэмерон давно отдал права на свое детище, вселенная переходит из рук в руки, и каждый новый хозяин вертит ее по-своему.

Конечно, фильмы о роботах-убийцах из будущего, злобной программе Skynet и восстании машин будут снимать, пока они способны приносить деньги. Но давайте взглянем на серию не как на прибыльный проект, а как на фантастическую сагу. Нужны ли «Терминаторам » продолжения? И если да, то какие.

Как Кэмерону не дали поставить точку

Логичнее всего было завершить историю на втором фильме. Кэмерон, в принципе, так и сделал. В картине «Терминатор 2: Судный день » Джон и Сара Конноры уничтожили лабораторию, создавшую Skynet, и предотвратили восстание машин. Будущее не предопределено, учил нас Кэмерон, и Джон Коннор может победить Skynet здесь и сейчас, а не ждать конца света.

Режиссер даже снял финальную сцену с Сарой и Джоном - сенатором США, живущими в мирном будущем, где восстания машин не было. Эта сцена не вошла в прокатную версию «Терминатора 2 ». Студия решила все же оставить лазейку для продолжения.

И в 2003 году его сняли - уже без Кэмерона. «Терминатор 3: Восстание машин » отбросил сюжет на исходные позиции. Вопреки постулатам второго фильма Судный день наступил, и Джон Коннор, сидя в президентском бункере, объявил себя лидером Сопротивления. Фильм отобрал надежду, которую дарил «Терминатор 2 », и противоречил идее, что будущее зависит только от нас.

Но еще более спорным было другое. Терминатор не пытался предотвратить Судный день - он спасал только Джона и его жену, причем ценой апокалипсиса. Киносерия снова встала перед вопросом, на котором Кэмерон не заострял внимания.

Почему так важен именно Джон Коннор?

Уж явно не потому, что промямлил в рацию: «Я главный». Мы в общих чертах знаем, что он лидер Сопротивления, успешно воевавший со Skynet. Но неужели один вожак повстанцев больше заслуживает жизни, чем три миллиарда человек? Чтобы оправдать такие жертвы, Джон должен был совершить великий подвиг. Без этого история выглядела неполной и нуждалась в продолжении.

Как у Макджи не получилось

Когда режиссер Джозеф Макджи взялся за четвертую часть, он сперва пошел по верному пути: попытался рассказать о Конноре как о лидере Сопротивления. «Терминатор: Да придет спаситель » мог сделать то же, что приквелы «Звездных войн »: подробно показать события, о которых раньше лишь упоминали. В первых фильмах мы видели отрывки из великой битвы с машинами, в которой Коннор привел человечество к победе. Теперь ее можно было показать целиком.

Пришло время доказать, что жертвы, принесенные во имя спасения Коннора, были не напрасными. Пора было превратиться из объекта охоты в полководца-победителя. Коннор с этим явно затянул. Его коллеге Нео из «Матрицы » хватило одного фильма, чтобы доказать, что он избранный, и трех - чтобы спасти человечество. А Джон даже не показал, что он в чем-то лучше среднего обывателя.

Надо ли напоминать, что в этом фильме Коннор опять не совершил ничего великого? Все экранное время он спасал своего будущего папу Кайла Риса - то есть, в принципе, свою избранную шкуру. Даже отличная игра Кристиана Бэйла не помогает скрыть, что Коннор в четвертом «Терминаторе » - лицемерный эгоист. В финале Джона спас новый герой Маркус, и название «Да придет спаситель» зазвучало саркастически. Коннор не только не спас мир, его самого опять пришлось спасать.

Это еще не худшее, что могло случиться. В первоначальной версии сценария Коннор должен был умереть, а Маркус занимал его место. Такая концовка превращала три предыдущих фильма в фарс. Годами терминаторы и люди гибли, спасая или пытаясь убить «избранного», который на самом деле был никем. Спасибо тем, кто слил эту информацию в сеть и заставил Макджи передумать.

Кто знает, может быть, Макджи исправил бы ошибки в продолжениях. Но кассовый провал «Спасителя» и банкротство студии поставили крест на задуманной им трилогии. Надеемся, что создатели любых будущих «Терминаторов » сделают из этих ошибок выводы: научатся видеть киносерию как одну большую историю с началом и концом.

И хватит спасать Джона Коннора!

Что нам грозит теперь

К сожалению, в Голливуде, похоже, сделали совсем другие выводы: что проблема в отсутствии Шварценеггера. Или в том, что действие происходило в будущем («Спаситель» при всех его недостатках хорошо показал мир после ядерной катастрофы).

Ведь кассу собрали те части, где из будущего прилетает робот, а провалился фильм про войну людей и машин. Значит, надо больше Арнольда - старый Арнольд, омоложенный на компьютере Арнольд, Арнольд, дерущийся с Арнольдом... А Джон Коннор с его подвигом - да кому он нужен?

Детали сюжета картины «Терминатор: Генезис » утекли в сеть еще в прошлом году). И похоже, что недостатки третьей и четвертой частей скоро покажутся сущими пустяками. Многие в утечку не поверили, посчитали ее неудачной шуткой. Но с тех пор вышли официальные трейлеры и анонсы фильма, которые подтвердили все слухи.

Итак, мрачное будущее, машины-убийцы воюют с человечеством. Повстанцы под командованием Джона Коннора берут штурмом базу, на которой злодейский компьютер Skynet прячет машину времени. Герои узнают, что Skynet отправил в прошлое терминатора - убить Сару Коннор, мать Джона, и предотвратить рождение своего врага. Джон велит своему подчиненному Кайлу Рису лететь в XX век и перехватить робота (ну, и стать отцом своего босса, как известно). До этого момента все как будто соответствует классике.

А вот дальше начинаются странности. Прибыв в прошлое, Кайл Рис обнаруживает, что Сара Коннор уже в курсе про будущее и роботов-убийц. Оказывается, ее вырастил посланный кем-то добрый терминатор с лицом Арнольда Шварценеггера. Притом робот за эти годы... состарился! Ну надо же было как-то объяснить, почему Т-800 выглядит как отставной губернатор Калифорнии.

Вы уже начали писать возмущенный комментарий про спойлеры? Напрасно. То, что описано выше, сами создатели показали прямо в трейлерах фильма.

Нет, серьезно?

Наш рассказ о сюжете основан на утечках, большую часть которых уже подтвердили в анонсах и трейлерах. Если прочитанное вас еще не остановило - добро пожаловать в край настоящих спойлеров и самых странных сюжетных ходов за всю историю «Терминатора ».

Как объясняет Сара, еще когда она была девочкой, ее родителей убили терминаторы из будущего. Малышку спас и вырастил посланный кем-то Т-800, которого она называет «папочкой». Робот научился прикидываться человеком, а чтобы разобраться в человеческой психологии, смотрел передачу «Улица Сезам».

Кайл, Сара и ее «папочка» довольно быстро побеждают терминатора из первого фильма (в этой сцене пожилой Арнольд дерется с молодым), а затем и знаменитого Т-1000. Поскольку прошлое изменилось, герои оказываются в альтернативной ветке времени, где Судный день не наступил.

И вдруг у Кайла Риса случается видение из его изменившегося прошлого. Якобы в 2017 году будет создана программа «Генезис», которая станет новым Skynet, распространится по сети и снова попытается захватить мир.

Вместо того чтобы предотвратить создание «Генезиса», герои решают лететь в будущее - словно чтобы усложнить себе задачу. Пожилой терминатор строит новую машину времени, и Кайл с Сарой отправляются в 2017 год, спасать мир еще раз. А Т-800 остается ждать их и стареет еще на двадцать лет. Не иначе чтобы наконец показать Арнольда без цифрового грима!

Тем временем в будущем один из помощников Джона Коннора оказывается замаскированным терминатором. При помощи нанороботов он превращает лидера повстанцев в киборга, послушного Скайнету. Судя по всему, этого помощника играет Мэтт Смит, более известный как одиннадцатый Доктор Кто.

Зомбированный Коннор становится главным злодеем фильма. Он в свою очередь отправляется в 2017 год и устраивается работать в Cyberdine - компанию, создавшую Skynet. Кстати, папаша-терминатор тоже проработал эти годы в Cyberdine, но менее успешно - его уволили. Злобный Джон дерется с собственными родителями и добрым терминатором и, разумеется, проигрывает. А «папочка» жертвует собой, но, конечно, тут же воскресает. Ведь Шварценеггер подписал контракт еще на два фильма!

Если вам трудно поверить в то, что кто-то придумал подобное, в особенности про Джона Коннора, посмотрите второй трейлер. Только предупреждаем, он спойлерит сюжет окончательно.

Сюжет картины «Терминатор: Генезис » - явная попытка вывернуть наизнанку все, чему были посвящены фильмы о терминаторах. Так и не решив, что делать с Джоном Коннором, сценаристы, по сути, избавились от него. Так и не придумав, что делать с расплодившимися вариантами континуума, сценаристы сотворили еще один, отрицающий предыдущие и сделавший все старые фильмы - включая и работы Кэмерона, как будто бы неканоническими.

А что взамен? Создатели «Генезиса» откровенно пытаются давить на ностальгию. Они вставляют цитаты из первого и второго фильмов, вынуждают престарелого Шварценеггера драться с самим собой. Возможно, кто-то на этом месте вспомнит юность и прослезится. Лично для меня это будет лишним напоминанием о том, что мы живем в эпоху ремейков. Эпоху, когда нового создается мало, а старое стаскивают с дальних полок и пытаются выжать из него еще немного денег.

Все опасения основаны на синопсисе сюжета, трейлерах и на нелегкой в целом судьбе «Терминаторов ». Я рад буду ошибиться и, если неплохой режиссер Алан Тейлор («Тор 2 », некоторые серии «Игры престолов ») каким-то чудом сделает этот сюжет интересным, первым признаю свою ошибку.

Но пока только имя Тейлора побуждает надеяться, что «Генезис» будет хотя бы не худшей частью серии.

* * *

В 2019 году права на вселенную «Терминатора » вернутся в руки Джеймса Кэмерона. И на этом, скорее всего, сага завершится бесповоротно. Во-первых, у мэтра и без этого блудного «дитя» немало планов - экранизация манги «Боевой ангел Алита », к примеру.

А во-вторых, на раскрытие истории о терминаторах ему хватило двух фильмов. Skynet уничтожен в девяносто пятом. Апокалипсис не состоялся. Все мы живем в мире, который спас Джон Коннор. Лучшего финала и придумать нельзя.

Близнец Сары Коннор, построенный из мацы Лос-Анджелес, надувная грудь женщины-терминатора и другие факты о создании легендарных фильмов про робота-убийцу.

Цитаты:
-- Пошли со мной, если хочешь жить!
-- Я вернусь.

Цитаты:
-- Я вернусь.
-- Пошли со мной, если хочешь жить.
-- Асталависта, бейби.

Цитаты:
-- Она вернется!
-- Я вернулся.
-- Хочешь жить? Залезай!

Последняя большая роль Шварценеггера перед тем, как но стал губернатором Калифорнии.

Производство
У специалистов по спецэффектам были большие проблемы с надувной грудью женщины-терминатора. Пузыри, имитировавшие ее увеличивающиеся сиськи, отказывались надуваться синхронно, один все время лопался. Так бывает.

Фильм должен был сниматься в Ванкувере, в Канаде, но в последний момент съемки были перенесены в Лос-Анджелес. Официальное объяснение - в ЛА освободилось подходящее место. Неофициально - Арнольд уже заявил о желании баллотироваться на пост губернатора Калифорнии, а для его избирателей перенос все большего количества съемок фильмов за пределы США (туда, где дешевле) - больная тема.

На момент съемок у фильма был самый большой одобренный бюджет в истории - $170 млн. Он, разумеется, был превышен и составил $200 млн.

Война
В сцене, где Т800 несет гроб и отстреливается от спецназа из пулемета, он вынужден стрелять одной рукой. Это в принципе невозможно даже для Шварцнеггера (несмотря на то, что он отжимался полгода и набрал точно такую же форму, в которой был во втором «Терминаторе» в 1991 году), поэтому на него навесили операторскую сбрую для работы со стэдикамом, которую потом стерли при монтаже.

Оружие Т800 и компании, найденное в гробу Сары Коннор:

  • пистолет Glock19, калибр 9мм;
  • пистолет Glock18, полностью автоматический, с магазином на 31 патрон, калибр 9мм;
  • автомат Калашникова АКСМ (калибр 7,62);
  • автомат Heckler-Koch G36K (калибр 5,56 НАТО);
  • автомат Colt M4 (Калибр 5,56 НАТО);
  • пистолет-пулемет Heckler-Koch MP5;
  • пулемет Browning M1919, калибр.308;
  • магазинный гранатомет SL6, калибр 37мм.

Специальный полицейский гранатомет для стрельбы нелетальными боеприпасами, который в принципе не может стрелять осколочными гранатами, как это происходит в Т3.

ТХ отбирает у полицейского Smith-Wesson M1006, калибр 10мм, а Арни находит в украденном пикапе все тот же Remington 870, помповый дробовик, на этот раз с прикладом.

Роботы
Терминатор снова работает на Маке. Когда он перезагружается, по экрану бегут названия всех программ, активизирующихся в его компьютерном мозге, включая Quicktime player. Еще Т800 зачем-то загружает MP3.com.

Для съемок некоторых сцен команда специалистов по эффектам во главе с легендарным Стэном Уинстоном изготовила настоящих терминаторов - полнофункциональные ростовые куклы Шварцнеггера и Кристианы Локен, чтобы можно было снимать их бой в, допустим, пламени.

След
Всего $150 млн в американском прокате, 443 млн в мировом. Не то, чтобы совсем провал, но ничего общего с грандиозным успехом первых двух частей франшизы. Номинаций на «Оскара» не получил, в списки лучших фильмов вселенной не вошел, и в общем, не очень понятно, зачем вообще его сняли.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!


Top