Ван дамм в фильме хищник. Каким мог быть «Хищник»: другой дизайн и Ван Дамм в роли пришельца

Совсем недавно «Хищник» отпраздновал свое 30-летие. Юбилей фильма снова поднял один из самых животрепещущих вопросов современности: из-за чего Ван Дамма уволили со съемок «Хищника»? Несмотря на то, что с тех прошло уже три десятилетия, а Ван Дамм играл ходячий спецэффект, эта загадка почему-то по-прежнему волнует на удивление большое количество людей.

(Всего 9 фото + 1 видео)

По случаю 30-летия картины издание The Hollywood Reporter взяло интервью у многих участников съемок «Хищника» и опубликовало большой материал о фильме. В числе прочего там нашлось место и эпопее с Ван Даммом. Удивительно, но практически каждый опрошенный выдал свою собственную версию того, за что именно бельгийца выгнали со съемок. Так что я решил перевести эту часть. Думаю, кому-то это может показаться интересным или по крайней мере забавным.

Джеки Берч (кастинг-директор):

Жан-Клод Ван Дамм постоянно отирался у моего офиса, прыгал и демонстрировал свои движения, вымаливая работу. Он был никем. У него не было никаких ролей. И в конце концов я сказал Джоэлю Сильверу: «Он будет великолепен в роли Хищника, потому что никто не умеет двигаться, как он». Я говорю на полном серьезе, он удивительный человек. Он даже перенес свою мебель ко мне в гараж! Но ненадолго. Я слышал, что на съемках он постоянно жаловался и его уволили. А потом он вернулся и забрал свои вещи из моего гаража. А когда я встретил его в следующий раз, ему уже платили по 5 миллионов долларов за фильм.

Крейг Бэксли (режиссер второй съемочной группы):

Как-то раз Джоэл Сильвер и я шли по коридору отеля, а навстречу шагал Ван Дамм со своим помощником. Ван Дамм подошел и спросил: «Вы Джоэл Сильвер?» Тот подтвердил. После этого Ван Дамм воскликнул: «Посмотрите на это!» - и подпрыгнул. И клянусь богом, сделал в воздухе сплит, и его пах находился на уровне моих глаз - а мой рост составляет 6 футов. Он должен был сыграть существо, и компания под названием Boss разработала его дизайн. У него была голова муравья, и все это стоило целую кучу денег. И вот они взяли Ван Дамма и надели на него голову. А потом он психанул, схватил эту башку за 20 тысяч долларов, швырнул ее о пол и разбил. Джоэл крикнул: «Ху** ты творишь!», а потом сказал Жан-Клоду: «Больше ты никогда не будешь работать в Голливуде! Выметайся с моей съемочной площадки!» Вот и все.

Джон Дэвис (продюсер):

Изначально он играл Хищника, но потом мы поняли, что Хищник не может иметь рост в пять с половиной футов. Он должен был быть куда выше.

Ричард Чавес (актер, исполнитель роли Пончо):

Помню, как однажды мне в номер позвонил Джоэл Сильвер. Я, он и Ван Дамм сразу нашли общий язык, и я еще подумал, что он будет очень крут в роли Хищника. Но Ван Дамм хотел, чтобы его лицо было видно в кадре. И помню, как Джоэл сказал: «Спускайся, поговори с ним и убеди, что он играет пришельца и потому должен носить костюм!» И я спустился и потратил пару часов, пытаясь убедить его, ну вы понимаете, что он должен быть в костюме. «Все будут знать, что в этом костюме ты, Жан-Клод, потому что больше никто не умеет так двигаться». Я как мог пытался его убедить, но так и не сумел достучаться. А потом наконец его уломали, и Ван Дамм все же надел костюм и они отсняли дубль. Но когда люди из Fox посмотрели получившийся материал, то возненавидели его, решив, что Хищник похож на крысу - и он действительно так выглядел. И как только новости дошли до Джоэля, он отпустил Ван Дамма.

Билл Дьюк (актер, исполнитель роли Мака):

Кажется, они собирались наложить на его тело спецэффекты в процессе постпродакшна. Но для этого актер должен носить костюм, закрывающий все тело. А на съемках была 30-40-градусная жара, и Ван Дамм дважды потерял сознание из-за обезвоживания. Тогда Джоэл подошел и сказал: «Жан, я понимаю, что тут жарко, но мы попусту тратим время. Если ты еще раз вырубишься, мы тебя уволим». Жан сказал: «Я же не специально!», на что Джоэл ответил: «Мужик, это бизнес. Ничего личного». И вот прошло две недели, Ван Дамм висит на тросах посреди деревьев и снова теряет сознание. И тогда Джоэл подходит к нему и говорит: «Ты уволен!»

Джоэл Хайнек (специалист по спецэффектам):

Я был в трейлере Джоэля Сильвера, когда он вызвал туда на разговор Ван Дамма. Он зашел в трейлер, и Джоэл начал его отчитывать: «Перестань кикбоксировать (потому что Ван Дамм хотел делать именно это). Пойми, Хищник не кикбоксер». А Ван Дамм такой: «Я должен это делать, потому что именно таким я вижу Хищника». Ну а Джоэл сказал: «Значит, ты уволен. Выметайся отсюда». Ван Дамм ответил: «Поцелуй мои яйца!» - и ушел. Конец истории.

Как видим, истина где-то там. Актерская братия больше склоняется к технической версии увольнения, в то время как продюсерская - к персональным закидонам Ван Дамма. Но самое интересное, что это еще не все существующие версии того, что же там случилось. Когда у режиссера Джона Мактирнана недавно взяли интервью по поводу «Хищника», он прокомментировал участие Ван Дамма весьма мутной фразой: «Мы ничего с ним не сняли. Это все налажал его агент. Он пытался просунуть его в фильм, не имея ни малейшего представления, о чем он. Получилось глупо. Получилось очень глупо».

Не знаю, как у кого, но у меня после прочтения всего этого складывается ощущение, что на съемки зашел агент Джей, засветил всех нейрализатором, а потом рассказал каждому разную версию истории. Похоже, что раскрыть эту тайну могли бы лишь Малдер и Скалли. Кстати, это действительно могло бы стать неплохой идеей для эпизода «Секретных материалов»: получилось бы уж всяко интереснее унылой попытки возрождения.

Ну а в качестве бонуса вот еще одна версия истории с Ван Даммом. В этот раз от специалиста по спеэффектам Стива Джонсона.

Юбилей фильма снова поднял один из самых животрепещущих вопросов современности: «Из-за чего Ван Дамма уволили со съемок «Хищника»?». Несмотря на то, что с тех прошло уже три десятилетия, а Ван Дамм играл ходячий спецэффект, эта загадка почему-то по прежнему волнует на удивление большое количество людей.


По случаю 30-летия картины издание The Hollywood Reporter взяло интервью у многих участников съемок «Хищника» и опубликовало большой материал о фильме. В числе прочего, там нашлось место и эпопее с Ван Даммом. Удивительно, но практически каждый опрошенный выдал свою собственную версию того, за что именно бельгийца выгнали со съемок. Так что я решил перевести эту часть. Думаю, кому-то это может показаться интересным, или, по крайней мере забавным. Не судите строго за вольности моего перевода, оригинал можно найти по этой ссылке .



Джеки Берч (кастинг-директор): Жан-Клод Ван Дамм постоянно отирался у моего офиса, прыгал и демонстрировал свои движения, вымаливаю работу. Он был никем. У него не было никаких ролей. И, в конце концов, я сказала Джоэлю Сильверу «Он будет великолепен в роли Хищника, потому что никто не умеет двигаться как он». Я говорю на полном серьезе, он удивительный человек. Он даже перенес свою мебель ко мне в гараж! Но ненадолго. Я слышала, что на съемках он постоянно жаловался и его уволили. А потом он вернулся и забрал свои вещи из моего гаража. А когда я встретила его в следующий раз, ему уже платили по 5 миллионов долларов за фильм.

Крейг Бэксли (режиссер второй съемочной группы): Как-то раз Джоэл Сильвер и я шли по коридору отеля, а навстречу шагал Ван Дамм со своим помощником. Ван Дамм подошел и спросил «Вы Джоэл Сильвер?». Он подтвердил. После этого Ван Дамм воскликнул «Посмотрите на это» и подпрыгнул. И клянусь Богом, сделал в воздухе сплит и его пах находился на уровне моих глаз — а мой рост составляет 6 футов. Он должен был сыграть существо, и компания под названием Boss разработала его дизайн. У него была голова муравья и все это стоило целую кучу денег. И вот, они взяли Ван Дамма и надели на него голову. А потом он психанул, схватил эту башку за 20 тысяч долларов, швырнул ее о пол и разбил. Джоэл крикнул «Хули ты творишь!», а потом сказал Жан-Клоду «Больше ты никогда не будешь работать в Голливуде! Выметайся с моей съемочной площадки!» Вот и все.

Джон Дэвис (продюсер): Изначально он играл Хищника, но потом мы поняли, что Хищник не может иметь рост в пять с половиной футов. Он должен был быть куда выше.

Ричард Чавес (актер, исполнитель роли Пончо). Помню, как однажды мне в номер позвонил Джоэл Сильвер. Я, он и Ван Дамм сразу нашли общий язык, и я еще подумал, что он будет очень крут в роли Хищника. Но Ван Дамм хотел, чтобы его лицо было видно в кадре. И помню, как Джоэл сказал «Спускайся, поговори с ним и убеди, что он играет пришельца и потому должен носить костюм!». И я спустился и потратил пару часов пытаясь убедить его, ну вы понимаете, что он должен быть в костюме. «Все будут знать, что в этом костюме ты, Жан-Клод, потому что больше никто не умеет так двигаться». Я как мог, пытался его убедить, но так и не сумел достучаться. А потом, наконец, его уломали, и Ван Дамм все же надел костюм и они отсняли дубль. Но когда люди из Fox посмотрели получившийся материал, то возненавидели его, решив, что Хищник похож как крысу — и он действительно так выглядел. И как только новости дошли до Джоэля, он отпустил Ван Дамма.

Билл Дьюк (актер, исполнитель роли Мака): Кажется, они собирались наложить на его тело спецэффекты в процессе пост-продакшна. Но для этого, актер должен носить костюм, закрывающий все тело. А на съемках была 30 - 40 градусная жара и Ван Дамм дважды потерял сознание из-за обезвоживания. Тогда Джоэл подошел и сказал «Жан, я понимаю,что тут жарко, но мы попусту тратим время. Если ты еще раз вырубишься, мы тебя уволим». Жан сказал «Я же не специально!», на что Джоэл ответил «Мужик, это бизнес. Ничего личного». И вот прошло две недели, Ван Дамм висит на тросах посреди деревьев и снова теряет сознание. И тогда Джоэл подходит к нему и говорит «Ты уволен!».

Джоэл Хайнек (специалист по спецэффектам): Я был в трейлере Джоэля Сильвера когда он вызвал туда на разговор Ван Дамма. Он зашел в трейлер и Джоэл начал его отчитывать: «Перестань кикбоксировать» (потому что Ван Дамм хотел делать именно это). «Пойми, Хищник не кикбоксер». А Ван Дамм такой «Я должен это делать, потому что именно таким я вижу Хищника». Ну а Джоэл сказал «Значит, ты уволен. Выметайся отсюда». Ван Дамм ответил «Поцелуй мои яйца!» и ушел. Конец истории.

Как видим, истина где-то там. Актерская братия больше склоняется к технической версии увольнения, в то время как продюсерская к персональным закидонам Ван Дамма. Но самое интересное, что это еще не все существующие версии того, что же там случилось. Когда у режиссера Джона Мактирнана недавно взяли интервью по поводу «Хищника», он прокомментировал участие Ван Дамма весьма мутной фразой: «Мы ничего с ним не сняли. Это все налажал его агент. Он пытался просунуть его в фильм, не имея ни малейшего представления о чем он. Получилось глупо. Получилось очень глупо».

Не знаю как у кого, но меня после прочтения всего этого складывается ощущение, что на съемки зашел агент Джей, засветил всех нейрализаторам, а потом рассказал каждому разную версию истории. Похоже, что раскрыть эту тайну могли бы лишь Малдер и Скалли. Кстати, это действительно могло бы стать неплохой идеей для эпизода «Секретных материалов»: получилось бы уж всяко интереснее унылой попытки возрождения.

Ну а в качестве бонуса, вот еще одна версия истории с Ван Даммом. В этот раз от специалиста по спеэффектам Стива Джонсона .

12 июня 1987 года на экраны вышел «Хищник». Фильм Джона Мактирнана не претендовал на «Оскары» и не пытался поразить драматическими перипетиями или глубокой проработкой персонажей. Но он остался в памяти киноманов как эталон чистого боевика, где нет ни капли лишнего, как фильм, который можно показывать потомкам и гордо говорить: «Умели же раньше снимать!»

В этом месяце картина празднует 30-летие. Самое время вспомнить, как создавалось кино про инопланетного любителя сафари, имевшего неосторожность охотиться не на того человека.

Рождение охотника

Как и положено культовому фильму, «Хищник» начался с одной простой идеи. Настолько простой, что, услышав её, остальные сценаристы могли лишь схватиться за голову и задаться вопросом, почему сами до неё не додумались.

Идея возникла у братьев Джима и Джона Томаса - начинающих авторов, мечтавших покорить Голливуд. В своём дебютном сценарии братья собирались рассказать об инопланетном сообществе охотников, которые устраивают сафари в разных мирах. Но быстро поняли, что это не сработает: с чего бы зрителям сопереживать таким героям? Тогда братья упростили сюжет: в поисках острых ощущений инопланетянин прилетает на Землю, чтобы поохотиться за самым опасным видом на нашей планете - человеком. Из этой идеи вырос сценарий под названием «Охотник» (Hunter).

Раскадровка «Охотника»

Работа братьев Томасов имела много общего с итоговым фильмом, но детали заметно отличались. Начнём, пожалуй, с самого Охотника. Согласно первоначальному сценарию, по комплекции и силе он был ближе к человеку, чем в фильме. Вместо невидимости пришелец использовал камуфляж, который работал по принципу хамелеона и позволял ему сливаться с окружающими предметами. В густых джунглях Охотник чувствовал себя как рыба в воде, но был уязвим на открытом пространстве. Диалог в фильме, где Анна сравнивает призрачную фигуру с хамелеоном, - остаток этой идеи.

В качестве оружия Охотник использовал метательные снаряды - нечто среднее между дротиком и бумерангом. В его жилах текла оранжевая кровь. Когда Охотник лишался маски, выяснялось, что у пришельца бледно-розовые глаза, лицо, напоминающее человеческое, и прозрачная кожа, сквозь которую видно кровеносную систему.

Сцена с грязевым «камуфляжем» была уже в первой версии сценария

Главного героя в начальном сценарии звали лейтенант Алан Мэзени. Его отряд насчитывал девять человек, двое из которых погибали при штурме повстанческого лагеря. В фильме число героев уменьшили до семи - авторы решили, что нецелесообразно держать двух статистов без единой реплики. К тому же меньшая численность и отсутствие потерь подчёркивали крутизну отряда, и тем сильнее шокировала его беспомощность при встрече с Охотником.

Основные отличия между сценарием и фильмом начинались во второй половине. После гибели большинства своих людей Мэзени решал дать Охотнику бой. Он, Анна и раненный Рамирес (Пончо) располагались на прогалине, оставшейся после удара молнии, надеясь выманить Охотника на открытое пространство. Индеец Мигель (в фильме его зовут Билли) отправлялся к вертолёту за подмогой.

После почти суток ожидания Охотник наконец приходил за героями. Он убивал Рамиреса и Анну (в сценарии она успевала поднять оружие), Мэзени удавалось спастись. Придумав, как с помощью грязи сделать себя невидимым, лейтенант выслеживал пришельца и устраивал ему засаду. Герою удавалось ранить Охотника отравленной стрелой. Мэзени следовал за пришельцем по кровавому следу до его логова, где хранились собранные им трофеи - кожа, снятая с убитых коммандос и Анны.

В схватке герой смог обезоружить пришельца. Поняв, что проиграл, Охотник уходил на свой корабль, собираясь бежать с нашей планеты. Но Мэзени использовал оружие пришельца против него самого и взрывал звездолёт. В финале героя подбирал вертолёт с Мигелем - последним уцелевшим бойцом отряда.

А вот изначальная концовка отличалась от итоговой

Сбор бойцов

Написав сценарий, братья Томас столкнулись с серьёзной проблемой: они не могли никому его показать. По голливудским меркам они были никем - два неизвестных автора без связей и даже без своего агента. Ни один продюсер не стал бы тратить на них ни минуты, не говоря уж о том, чтобы читать сценарий. Братья нашли оригинальный выход: пробрались в офис студии 20th Century Fox и буквально подсунули свою рукопись под дверь одному из руководителей студии.

Томасам повезло: их работу прочитали и показали продюсеру Марку Дэвису. Тот оценил потенциал сценария и вовлёк в дело Лоуренса Гордона и Джоэла Сильвера. А Сильвер, только что спродюсировавший «Коммандос» с Арнольдом Шварценеггером, переслал сценарий Железному Арни, и тот согласился сыграть главную роль.

На должность режиссёра Сильвер выдвинул кандидатуру мало кому известного Джона Мактирнана. В своё время ему предлагали снять «Коммандос», но он отказался в пользу фильма «Бродяги», который стал его дебютом в кино. Картина провалилась в прокате, однако Сильвер считал, что Мактирнан оправдает возложенные ожидания.

Джон Мактирнан на съёмках «Хищника»

Правда, на всякий случай продюсеры подстраховались, решив, что в актёрскую группу фильма стоит включить своего человека. Засланным казачком стал Шейн Блэк, сценарист «Смертельного оружия». Блэк хотел попробовать себя в качестве актёра и попросил Сильвера дать ему небольшую роль.

Сильвер решил убить двух зайцев одним выстрелом: помочь Блэку и заполучить на съёмочную площадку «сценарного доктора», который при необходимости мог бы экстренно исправить сценарий. Причём практически бесплатно - ведь актёрский гонорар Блэка не шёл ни в какое сравнение с деньгами, что ему платили за сценарии. В итоге он сыграл Хокинса, ставшего первой жертвой инопланетянина. Правда, по словам Блэка, его услуги как сценариста не пригодились. Он лишь переделал некоторые фразы своего персонажа и придумал шутку про «эхо».

Шейн Блэк, будущий режиссёр «Железного человека 3», был в «Хищнике» простым актёром. Сейчас он снимает новый фильм франшизы

На роли остальных героев набрали физически подготовленных актёров, которые смотрелись бы в кадре так же солидно, как Арнольд. В те годы в Голливуде ходила шутка, что единственный, с кем ещё не дрался Рокки Бальбоа, это пришелец. Возможно, поэтому продюсеры единогласно выбрали Карла Уэзерса, известного по роли Аполло Крида в «Рокки», на роль ЦРУ-шника Диллона.

Индейца Билли сыграл Сони Лэндэм. Правда, роль ему дали при условии, что на площадке он будет находиться под присмотром телохранителя. Охранять требовалось не его, а других актёров - Лэндэм был известен буйным нравом. Роль Мака получил Билл Дьюк, уже работавший с Шварценеггером и Сильвером в «Коммандос». Нашлось место и двум бывшим военным. Сыгравший Блэйна рестлер Джесси Вентура в молодости служил в спецотряде американского флота. А исполнитель роли Пончо Ричард Чавес был настоящим ветераном Вьетнама.

Добро пожаловать в джунгли!

Съёмки стартовали в Мексике весной 1986 года и проходили в непростой обстановке. Пока герои сражались с пришельцем, съёмочной группе приходилось бороться с земными тварями - змеями, пиявками и вездесущими насекомыми. Климат тоже не облегчал задачу: изнуряющая дневная жара резко сменялась ночными заморозками. Для обогрева актёров использовали специальные лампы. Арни же, чтобы не замёрзнуть, пил «охотничий чай» - смесь чая, мёда, красного вина и шнапса.

Опасаясь подхватить заразу, Мактирнан не употреблял местную пищу и воду, питаясь только привезёнными продуктами. В результате этой диеты к концу съёмок он похудел на 10 килограммов. Его коллеги были менее осторожны и поплатились за это. Когда в отеле сломалась система очистки воды, большинство актёров слегло с расстройствами желудка. Не избежал этой участи и Арни - его чуть не госпитализировали.

В «Хищнике» снялись два будущих губернатора: Джесси Вентура в 1999 году возглавил Миннесоту, а Шварценеггер в 2003-м - Калифорнию. Сони Лэндэм боролся за пост губернатора Кентукки, но не прошёл праймериз

Подобно своим брутальным героям, актёры мужественно терпели невзгоды и даже соревновались в этом. Главным заводилой был Шварценеггер, который каждое утро устраивал изнурительные тренировки. К нему присоединялись и другие актёры - никто не хотел показаться слабым на фоне остальных. Находили они время и для розыгрышей. Например, костюмер как-то сказал Джесси Вентуре, что объём его бицепса больше, чем у Шварценеггера. Вентура обрадовался и предложил Арни на спор сравнить бицепсы. Победитель получал бутылку шампанского. К удивлению Вентуры, пари выиграл Шварценеггер. Оказалось, он сам подговорил костюмеров обмануть коллегу.

Но пускай Вентура и не дотянул до мистера Олимпии, именно ему выпала честь первым пострелять из самого крутого оружия в фильме - минигана. Чтобы снять эту сцену, технарям пришлось попотеть. Поскольку привод пулемёта работал от аккумулятора, через штанину Вентуры пропустили кабели питания. А чтобы актёра не опрокинуло отдачей, при съёмках сцен стрельбы использовалась специальная подпорка. Скорострельность оружия пришлось понизить в пять раз - с 6000 до 1250 выстрелов в минуту. Иначе вращение стволов было бы просто не видно на плёнке.

Минигана не было в сценарии, но создатели решили, что такому здоровяку, как Вентура, нужна пушка побольше

У режиссёра и продюсеров порой возникали творческие разногласия. Мактирнан тяготел к субъективной манере съёмки экшен-сцен с использованием движущейся камеры и энергичным монтажом. Из-за этого у него вечно возникали проблемы с операторами-американцами, не понимавшими, чего он хочет. Джон предпочитал работать с более прогрессивными в этом плане австралийцами. Продюсеры же склонялись к традиционному для тех лет стилю со статичной камерой и полным показом боевых эпизодов. Поэтому одну из самых сложных и дорогих сцен - штурм повстанческого лагеря - снял не Мактирнан, а режиссёр вспомогательной группы Крейг Бэксли.

Ван Дамм против обезьяны

Главной проблемой для создателей стал дизайн Охотника. Успех картины зависел от того, насколько пугающим выйдет монстр. Но студия весьма некстати решила сэкономить и поручила создание пришельца компании, затребовавшей намного меньшую сумму, чем конкуренты - в том числе оскароносная мастерская Стэна Уинстона, работавшая над «Чужими» и «Терминатором». Как известно, скупой платит дважды. Когда на съёмочную площадку впервые доставили Охотника, у Мактирнана вырвалось: «О чёрт. Похоже, у нас проблемы».

Изначальный дизайн Охотника

В первоначальном дизайне пришелец напоминал отпрыска богомола и Анубиса. Четырехпалое ящероподобное создание имело ноги рептилии, длинные руки и вытянутую шею, увенчанную небольшой головой с огромными жёлтыми глазами.


Трудности возникли и с исполнителем роли Охотника. На первый взгляд, в чём проблема? Кто угодно может напялить на себя костюм монстра, разве нет? Но это глубоко ошибочное мнение. От исполнителя этой роли требовались выносливость, физическая подготовка, отличная координация движений, и, как ни странно, умение играть. Находясь в крайне неудобном, жарком костюме и шлеме, через который почти ничего не видно, актёр должен был реагировать на действия других персонажей и двигаться так, чтобы зрители увидели именно смертельно опасного монстра, а не человека в неуклюжем резиновом комбинезоне.

Первым исполнителем роли Охотника стал знаменитый Жан-Клод Ван Дамм. Продюсеры надеялись, что благодаря своим навыкам - актёр и мастер единоборств одновременно - он сможет сыграть проворного и ловкого Охотника, убивающего коммандос в стиле ниндзя. Но они очень быстро пожалели о своём решении. Когда Ван Дамм появился на съёмочной площадке, стало ясно, что из-за разницы в росте он будет смотреться карликом на фоне Шварценеггера и остальных громил.

Жан-Клод Ван Дамм надеялся поразить зрителей своим знанием карате, а оказалось, что ему предложили работу простого каскадёра

Да и сам бельгиец разочаровался в проекте. Поначалу он наивно рассчитывал, что будет главной звездой фильма, и требовал, чтобы его имя в титрах шло рядом с именем Шварценеггера. Увидев красный костюм Охотника (его использовали для сцен с невидимостью), Ван Дамм вышел из себя, решив, что именно таким он и предстанет перед зрителями в кинотеатрах. Когда ему объяснили, что большую часть фильма Охотник будет невидимым, актёр разозлился ещё больше.

В итоге за пару дней Ван Дамм разругался с режиссёром и продюсерами, травмировал одного из членов съёмочной группы и был от греха подальше уволен. В фильм всё же вошла одна сцена, которую успели снять с Ван Даммом, - эпизод, где Мак видит Хищника в режиме невидимости у трупа Блэйна.

Таким красным тараканом приходилось наряжаться Ван Дамму. Реакцию актёра, хоть и грубую, можно понять

После этого кому-то из продюсеров пришла в голову светлая мысль надеть красный костюм на… обезьяну. Мартышка должна была скакать по деревьям, и после добавления эффекта невидимости эти кадры можно было бы использовать в фильме. Разумеется, ничего не вышло. Обезьяна отказывалась делать то, чего от неё хотели, и пыталась содрать с себя неудобный костюм.

С большими сложностями Мактирнан отснял несколько сцен с пришельцем, но всем было очевидно, что дизайн Охотника не работал. В итоге съёмки финального поединка Датча и инопланетянина отложили на потом. У создателей возникла проблема, которая могла поставить крест на всём проекте, - они вышли за рамки бюджета.

Стэн Уинстон спешит на помощь

К тому моменту фильм был отснят примерно на две трети. Собрав весь имевшийся материал, Мактирнан и продюсеры отправились на студию выбивать деньги на завершение картины. Их миссия увенчалась успехом. Простой сыграл позитивную роль в создании фильма. За время вынужденной паузы третий акт картины переработали, выбросив сцены с лагерем Охотника и уничтожением
звездолёта. Их заменили на более простой эпизод, где пришелец признавал Датча достойным соперником и решал драться с ним без оружия, и финал с системой самоликвидации.

Сэкономленные за счёт этого средства пошли на исправление дизайна Охотника. В этот раз создатели решили не жадничать и по совету Шварценеггера обратились к Стэну Уинстону. Тот радикально перекроил монстра. По словам Уинстона, облик пришельца был вдохновлён изображением воина-растафарианца, которое он увидел в офисе Джоэля Сильвера. Также он основательно переработал экипировку и вооружение Охотника. Вместо дротиков тот получил эффектную плазменную пушку со знаменитым трёхточечным прицелом.

А нижняя челюсть инопланетянина появилась благодаря Джеймсу Кэмерону. Уинстон и Кэмерон летели на премьеру «Чужих» в Японию, и Стэн по пути рисовал наброски пришельца. Взглянув на них, Кэмерон заметил, что всегда хотел увидеть в кино существо с мандибулами - жвалами как у насекомых. Уинстон решил, что это неплохая идея, и добавил её в дизайн.

Наброски Стэна Уинстона, последний - с учётом предложений Кэмерона

В качестве своеобразной награды за свои труды Уинстон получил… жаб. В один прекрасный день, поднявшись в свой гостиничный номер, он обнаружил, что по всей душевой скачут огромные земноводные. Уинстон сразу решил, что это дело рук Шварценеггера, известного своими розыгрышами, и решил не оставлять это без ответа. Он достал ключи от номера Арни, собрал всех жаб и подбросил их на кровать в спальне актёра. Кстати, в тот же самый день к Шварценеггеру приехала Мария Шрайвер, с которой он поженился как раз на съёмках «Хищника». История умалчивает, как молодожёны отреагировали на незваных гостей. На следующий день ни Уинстон, ни Шварценеггер ни словом не обмолвились по поводу жаб. Лишь десятилетие спустя Уинстон узнал, что Арни был тут ни при чём. Розыгрыш устроили работники его собственной мастерской.

Переработав образ пришельца, создатели также изменили название картины, чтобы избежать путаницы с одноимённым сериалом. Так Охотник стал Хищником. Вскоре был найден и новый исполнитель роли - Кевин Питер Холл, рост которого составлял внушительные 220 сантиметров. Позже Холл вернулся к роли инопланетного охотника в сиквеле картины. К сожалению, он скончался вскоре после его премьеры.

Кевин Питер Холл: таким был Хищник без маски

Сезон охоты открыт

Премьера «Хищника» состоялась 12 июня 1987 года. Зрители хорошо приняли фильм: он собрал в мировом прокате около 100 миллионов долларов при 15-миллионном бюджете. Критики были куда менее благосклонны. Многие ругали фильм за незатейливый сюжет и пропаганду насилия. Как это обычно бывает с культовыми лентами, позже отношение к фильму изменилось. С годами многие критики стали включать картину Мактирнана в списки лучших в своём жанре.

Ну а среди ценителей фантастических боевиков она уже давно считается классикой. Можно долго перечислять причины народной любви к картине. Тут и филигранная режиссура Мактирнана, который создал идеальный сплав экшена и саспенса, и набор колоритных персонажей, и инновационный дизайн Хищника, и прекрасный саундтрек Алана Сильвестри, и многое другое. Стоит упомянуть и лежащую в основе сценария формулу «охотник становится жертвой». Может, она и не отличалась новизной, но отлично сработала.

Холла можно увидеть в фильме и в человеческом образе: он сыграл пилота вертолёта в финале

Как и в случае с многими другими классическими боевиками 1980-х, на «Хищника» оказали огромное влияние попытки американского общества осмыслить последствия вьетнамской войны. Группа отлично подготовленных солдат сталкивается в джунглях с невидимым противником и, несмотря на огромную огневую мощь, ничего не может ему противопоставить. Единственный шанс выжить - изменить сами правила игры.

Благодаря всему этому «Хищник» сейчас воспринимается как один из определяющих фильмов десятилетия, без которого невозможно представить себе жанр.

* * *
Джон Мактирнан любил повторять, что по-настоящему великие монстры появляются на экране где-то раз в поколение. Авторам «Хищника», без сомнения, удалось создать такого монстра. Благодаря им мы знаем, что в тех деревьях определённо что-то есть.


Фильм «Хищник» , безусловно, занимает особое место не только в фильмографии Арнольда Шварценеггера , но и среди всех видных кинопремьер ’80-ых. Режиссёр Джон Мактирнан снял весьма нетипичное для своего времени кино, чей сюжет делал крутой поворот и превращал заурядный на первый взгляд боевик в напряжённый триллер, в котором до самой драматичной развязки зритель не был уверен в счастливом финале.

В немалой степени своему успеху фильм обязан первоклассной работе студии Стэна Уинстона , разработавшего дизайн и создавшего костюм пришельца. Однако знакомая нам внешность Хищника могла быть совершенно иной. И в честь отмечаемой сегодня 30-ой годовщины со дня премьеры легендарного боевика предлагаю вам узнать, как мог выглядеть смертоносный межпланетный охотник.


Карл Уэзерс с протезом оторванной руки и Жан-Клод Ван Дамм с рукой-рукавом

Прежде всего стоит упомянуть, что «Хищник» едва не стал фильмом о противостоянии Шварценеггера и Ван Дамма . На начальных этапах своего производства, концепция пришельца была совершенно иной. Это должен был быть весьма юркий соперник, опасный не только своей невидимостью, но и нечеловеческой прытью, позволяющей ему быть практически неуловимым в непроходимых джунглях. На роль именно такого Хищника и был утверждён 25-летний Жан-Клод Ван Дамм. Он недавно перебрался из Европы в Штаты, рьяно продвигал свою карьеру экранного мастера боевых искусств и, наверняка, считал огромным успехом попадание в большой проект с одной из ярчайших звёзд своего времени.

К сожалению, с началом съёмок его ждало большое разочарование.

По какой-то причине, начинающий актёр из Бельгии оказался не в курсе того, что одну половину фильма он будет в «прозрачном» камуфляже, а другую - в резиновом костюме и маской на лице. Недопонимание привело к росту напряжённости, которая усугубилась после того, как Ван Дамм увидел свой костюм. Это был кроваво-красный наряд, разработанный студией практических эффектов Boss Films , при виде которого вспыльчивый бельгиец, как вспоминал специалист по мейкапу Стив Джонсон , выпалил, что в нём он будет похож на какого-то супергероя. Красный цвет был выбран не случайно: в спектре цветов он находится по противоположную сторону от зелёного и это позволяло специалистам по спецэффектам на этапе постпродакшена заменить его, сделав «прозрачным» зелёным.

Иными словами, Ван Дамм считал, что будет демонстрировать мастерство владения карате в схватке с Арнольдом, а на деле ему предстояло выступить в роли едва ли не статиста, которого ещё и сделают невидимым.


Но его растущее недовольство пока никак не сказывалось на общем ходе съёмок, которые к тому моменту начались в окрестностях Мексиканского городка Паленке, известного развалинами древнего поселения индейцев майя. МакТирнан, Шварценеггер, другие актёры и съёмочная группа находились в лесах уже несколько недель. На протяжении этого времени были отсняты те сцены, в которых Хищник попросту не появлялся, а мастера Boss Films занимались созданием костюма пришельца. Наконец всё было готово, и в условленный день из США прямо в джунгли прибыл большой деревянный ящик с долгожданным содержимым. Как позже вспоминал режиссёр, «Мы взяли ломы, вскрыли посылку, достали содержимое, переглянулись и поняли, что у нас неприятности ».


Этапы создания оригинального дизайна Хищника: к онцепт-арт...

...миниатюрная модель...


...готовый костюм.


Ван Дамм в образе. На снимке видно, как его делали визуально выше коллег по съёмкам

Существо, которое должно было вселять ужас в зрителя и выглядеть способным на убийство целого отряда коммандос, имело крайне жалкий, в чём-то даже нелепый вид. «Как будто парень в костюме ящерицы и с головой утки » - так охарактеризовал увиденное Шварценеггер. Тем не менее, команда решила дать костюму шанс и проверить, как он будет смотреться в действии перед камерой. Сделав несколько пробных кадров, МакТирнан отослал их в Америку, снабдив короткой запиской «Вы же не хотите, чтобы мы продолжили вот с этим? ». Шварценеггер был полностью солидарен: «Беспокойство нарастало с каждой отснятой сценой. Существо попросту не работало, оно было скверным и неправдоподобным. Кроме того, игравший Хищника Ван Дамм был неустанным жалобщиком ».

Столкнувшись с перспективой разрушить серьёзный научно-фантастический хоррор неприемлемым внешним видом пришельца, студия принимает решение приостановить съёмки до момента, пока не будет найдено решение проблемы. К счастью, один из продюсеров ленты Лоуренс Гордон сумел договориться о выделении дополнительного финансирования, благодаря которому МакТирнан нанимает Стэна Уинстона . Будучи общепризнанным гуру визуальных, практических эффектов и грима, Уинстон только что закончил работу над фильмом «Чужие» , для которого создал аниматронную модель Королевы чужих и костюмы ксеноморфов, и находился в разъездах в поддержку фильма Кэмерона . Работу над дизайном Хищника Стэн начинал в пути и долго не мог решить, какой будет у Хищника голова и лицо. Во время одного из авиаперелётов Кэмерон предложил Уинстону добавить пришельцу челюсти-жвалы, наподобие тех, что есть у насекомых и ракообразных.


Рисунок Стэна Уинстона

Вслед за утверждением нового внешнего вида, встал вопрос о более широкой переработке всей концепции пришельца. Теперь хищник обладал куда более интересной внешностью и МакТирнан решил отдать намного больше экранного времени его некамуфляжному, непрозрачному обличию. Стало очевидно, что Ван Дамм, будучи актёром среднего роста, попросту неубедителен рядом со Шварценеггером, чей рост превышает 180 см. Вопрос о замене Брюссельского мускула уже не обсуждался и был делом решённым. Хотя по сей день нет никакой официальной информации о его увольнении. Всё произошло, если так можно сказать, естественным образом, хотя в последующих интервью Ван Дамм и заявлял, что покинул проект из-за опасности, грозившей его здоровью: «Костюм нужно было очень долго надевать, минут 20. Он был из толстой резины и я ничего не видел: было лишь небольшое отверстие для дыхания. В костюме были кабели, приводившие в движение челюсти, голову. Было тяжело сохранять равновесие. А потом меня попросили прыгнуть в костюме с высоты и я отказался, т.к. точно сломал бы ноги ».


Кевин Питер Холл примеряет костюм пришельца

Т.о. фильм покинул Ван Дамм, пробывший непосредственно на съёмках всего несколько дней. Его имя даже не было упомянуто в титрах, хотя многие сходятся во мнении, что на части кадров с прозрачным камуфляжем, вошедших в финальный монтаж фильма, запечатлён именно Ван Дамм. Вместо него был нанят актёр Кевин Питер Холл , чей рост составлял 220 см: картина наконец заполучила своё главное недостающее звено, в котором так нуждалось. Фильм был доснят за четыре недели и после своей премьеры стал большим кассовым хитом, войдя в десятку самых коммерчески успешных релизов года.


Промо фотосессия актёрского состава фильма. Второй слева - Шейн Блэк, в данный момент
снимающий новый фильм о Хищнике. Премьера - август 2018-го.

ПС: даже спустя десятилетия работа МакТирнана/Уинстона удерживает высокую планку качества. Педантичный, в чём-то даже максималистский подход авторов картины к поставленной задаче превратил Хищника в одного из наиболее узнаваемых киногероев, а сам фильм - в нестареющую классику. И дрянная версия первого костюма, массовое отравление съёмочной группы, вечно жалующийся Ван Дамм - очередное яркое подтверждение того, через какие тернии может пройти кино, прежде чем засиять одной из ярчайших звёзд на небосклоне икон жанра.




Top