Фамильные черты характера семьи болконских. Cочинение «Семья Болконских

Князья Болконские являются представителями влиятельного рода Российской империи. Дворянское происхождение указывает на знатность при царском дворе. Об их богатстве ходила по Москве молва.

Семья Болконских в романе «Война и мир» представлена автором, как основа монархической власти России начала XIX века.

Старый князь Николай Андреевич Болконский

Его Сиятельство знала императрица Екатерина II, он служил при ее дворе генерал-аншефом. Князь имел аскетический вид, сухое тело и маленький рост, но былая военная выправка узнавалась в походке и четких шагах. В силу глубокого возраста соседи знали дворянина, как тяжелого в общении человека, называли богатым и скупым. Многие считали князя странным, его поведение иногда настораживало окружающих.

Генерал в отставке был крут в обращении с подчиненными и родными детьми. В пору рассвета сил его называли прусским королем, он слыл любимцем князя Потемкина. В годы правления Павла Николай Андреевич пал в немилость царя, был сослан в глубинку, где оставался до событий 1812 года. До Москвы надо было преодолевать 150 верст или при необходимости 60 верст до Смоленска.

Отсутствие городских условий жизни закалило старика, а нелюдимость вызывала у собеседников чувство страха, смешенное с глубоким почтением. Из Вены, как другу, Болконскому писал письма Кутузов, тот же посылал ему ответ при возможности. Генерала считали оригинальным придворным, наделенным умом и проницательностью.

Князь Андрей Болконский

Богатство не испортило характер молодого вельможи. Воспитание Андрея позволяет ему с достоинством появляться в знатных домах Петербурга. Военное образование стало основой формирования личности молодого князя. Герой постоянно находится в поисках смысла жизни, пытаясь избежать тяготы светской жизни.

Андрей женатый на племяннице Михаила Илларионовича Кутузова. Узы брака приносят мало радости мужчине, ему хочется достичь новых высот, реализовать себя в военном и политическом деле без высокого покровительства дяди жены. Отправившись на войну с французами в 1805 году, Андрею удается проявить себя героически ценой тяжелого ранения.

Возвращение домой в Лысые горы складывается трагически. Герой не успевает увидеть жену живой, она умирает в тот же день, родив на свет сына Коленьку. Молодой отец решает навсегда оставить военную карьеру. Его мировоззрение меняется с появлением сына. Болконский увлекается государственными реформациями, проводимыми министром Сперанским.

Взрослый Болконский влюбляется в юную Наташу Ростову и добивается взаимности. Помолвку приходиться разорвать, чтобы забыть несостоявшуюся любовь Андрей отбывает в Турцию, где застает его война.

Гибель Андрея Болконского

В 1812 году Болконский назначен командиром егерского полка, который прибыл на Бородинское сражение. Князь нервничал, потому что его солдат не пускали в наступление. Но снаряды врага долетали до рядов выстроенных воинов, вырывая их жизни из ровного строя. Командир полка не позволил себе падать на землю под шум летящих ядер.

Болконского достал осколок, разорвавшегося рядом снаряда. Ранение было тяжелым, но офицера довезли до Москвы отступающим обозом. Наташе и Андрею уготовано судьбой встретиться перед вечной разлукой. Глаза любимого мужчины навсегда закрылись через месяц после Бородинского сражения.
Андрей Болконский является любимым персонажем писателя, олицетворяющим патриотический образ защитников отечества.

Княжна Марья Николаевна

Старый князь Болконский воспитывал богатую наследницу в чрезмерной строгости, порой переходящей рамки здравого смысла. Большое значение отец придавал образованию дочери, лично преподавая уроки алгебры и геометрии.

Современники считали лицо девушки некрасивым, хотя сегодня внешность сочли бы неухоженной, без стиля и вкуса. Княжна унаследовала от отца худощавое тело, лишенное привлекательных женских изгибов талии и бедер. Глаза Марии Николаевны всегда выглядели грустно, она разглядывала себя в зеркало безнадежно.

Только умный человек мог уловить в ее взгляде истинный свет доброты и человеколюбия. За отсутствием грациозности придворной дамы крылась робость и природная женская прелесть, кротость. Особое место в мировоззрении княжны занимает религия, мудрая женщина способна распознать и оценить добрые человеческие качества.

Отсутствие женского авторитета формирует снисходительное отношение к деталям быта. На столе Марьи творится мужской беспорядок, что недопустимо для ее отца, у которого каждая мелочь знала свое место. Между отцом и дочерью складываются сложные взаимоотношения.

Невольно старый князь часто обижает родную воспитанницу, тиранит ее моральные силы, приводит в отчаяние. Марья Николаевна приносит в жертву личные интересы, до конца жизни отца украшает его старость. Свое счастье женщина встретит в 1812 году в лице Николая Ростова.

Княгиня Лиза Болконская

Лев Толстой с трепетом относится к жене Андрея Болконского, часто называет ее устами своих прсонажей маленькой княгиней. У нее маленькие губки и белые зубки. Очень мила!

Упомянув несколько раз, что героиня является племянница фельдмаршалу Кутузову, писатель отписывает только достоинства молодой женщины. Может быть, в силу состояния беременности Лизы автор создал образ без недостатков. Окружающие считают княгиню Болконскую милой. На званый вечер Шеррер она пришла со своим рукоделием, чтобы время провести с пользой.

Муж отзывается о Лизе благосклонно, упоминая, что с такими женщинами не приходится сомневаться в своей чести. Трагически потеряв Лизу, мужчина поменял мировоззрение, долгие годы находился в состоянии поиска смысла жизни.

Семью Болконских Лев Толстой представил читателю, как образец порядочности, чести и государственного самосознания.

Семья Болконских в романе «Война и мир» - одна из ключевых тем в изучении данного произведения. Ее члены занимают центральное место в повествовании и играют определяющую роль в развитии сюжетной линии. Поэтому характеристика данных действующих лиц представляется особенной важной для понимания концепции эпопеи.

Некоторые общие замечания

Семья Болконских в романе «Война и мир» является типичной для своего времени, т. е. для начала 19 века. Автор изобразил людей, в образах которых постарался передать умонастроение значительной части дворянства. При описании этих действующих лиц нужно прежде всего помнить о том, что эти герои - представители аристократического сословия рубежа веков, времени, которое было переломным в истории России. Это отчетливо и было показано при описании жизни и быта этого старинного рода. Их мысли, идеи, взгляды, мировоззрение и даже домашние привычки служат яркой демонстрацией того, как жила значительная часть дворянства в рассматриваемое время.

Образ Николая Андреевича в контексте эпохи

Семья Болконских в романе «Война и мир» интересна тем, что в ней писатель показал, как и чем жило мыслящее общество в начале 19 века. Отец семейства - потомственный военный, и вся его жизнь подчинена строгому распорядку. В этом образе сразу угадывается типичный образ старого вельможи времен Екатерины II. Он человек скорее прошлого, 18 столетия, чем нового. Сразу чувствуется, насколько он далек от политической и общественной жизни своего времени, кажется, что он живет старыми порядками и привычками, которые больше к месту для эпохи предшествующего царствования.

Об общественной деятельности князя Андрея

Семья Болконских в романе «Война и мир» отличается монолитностью и единством. Все ее члены очень похожи друг на друга, несмотря на разницу в возрасте. Однако князь Андрей более увлечен современной политикой и общественной жизнью, он даже принимает участие в проекте составления государственных реформ. В нем очень хорошо угадывается тот тип молодого реформатора, который был характерен для начала правления императора Александра Павловича.

Княжна Марья и светские барышни

Семья Болконских, характеристика которой составляет предмет настоящего обзора, отличалась тем, что ее члены жили напряженной умственной и нравственной жизнью. Дочь старого князя Марья была совершенно не похожа на типичных светских дам и молодых женщин, которые тогда являлись в высшем свете. Отец позаботился об ее образовании и обучил ее самым разным наукам, которые не входили в программу воспитанию барышень. Последние обучались домашнему ремеслу, художественной литературе, изящным искусствам, в то время как княжна под руководством родителя изучила математику.

Место в обществе

Семья Болконских, характеристика которой столь важна для понимания смысла романа, занимала видное положение в высшем свете. Князь Андрей вел достаточно активную общественную жизнь, по крайней мере до тех пор, пока не разочаровался в карьере реформатора. Он занимал должность адъютанта Кутузова, принимал активное участие в военных действиях против французов. Его часто можно было увидеть на светских раутах, приемах, балах. Тем не менее, с самого первого его появления в салоне известной светской дамы читатель сразу понимает, что в этом обществе он не свой человек. Он держится несколько в стороне, не очень разговорчив, хотя, судя по всему, является интересным собеседником. Единственный человек, с кем он сам выражает желание вступить в беседу, - его приятель Пьер Безухов.

Сравнение семей Болконских и Ростовых еще больше оттеняет особенность первых. Старый князь и его молодая дочь вели очень уединенный образ жизни и почти не покидали своего поместья. Тем не менее, Марья поддерживала связи с высшим светом, обмениваясь письмами со своей подругой Жюли.

Характеристика внешности Андрея

Описание семьи Болконских также имеет очень важное для понимания характера этих людей. Князь Андрей описан писателем как красивый молодой человек лет тридцати. Он очень привлекателен, держится превосходно, в общем - настоящий аристократ. Однако в самом начале его появления автор подчеркивает, что в его чертах лица было что-то холодное, отчужденное и даже черствое, хотя совершенно очевидно, что князь человек не злой. Однако тяжелые и мрачные размышления наложили черты его лица свой отпечаток: он стал угрюм, задумчив и неприветлив с окружающими и даже с собственной женой держится крайне надменно.

О княжне и старом князе

Описание семьи Болконских следует продолжить небольшой портретной характеристикой княжны Марьи и ее сурового отца. Молодая девушка имела одухотворенную внешность, так как она жила напряженной внутренней и умственной жизнью. Она была худа, стройна, однако не отличалась красотой в общепринятом смысле слова. Светский человек, может быть, вряд ли назвал бы ее красавицей. К тому же серьезное воспитание старого князя наложило на нее свой отпечаток: она была не по возрасту задумчива, несколько замкнута и сосредоточенна. Словом, она совершенно не походила на светскую даму. На нее наложил отпечаток тот образ жизни, который вела семья Болконских. Кратко его можно охарактеризовать следующим образом: замкнутость, строгость, сдержанность в общении.

Ее отец был худым человеком невысокого роста; он держался прямо как военный. Его лицо отличалось суровостью и строгостью. Он имел вид человека выносливого, который к тому же находился не только в прекрасной физической форме, но также был постоянно занят умственным трудом. Такая внешность говорила о том, что Николай Андреевич был человеком незаурядным во всех отношениях, что и сказывалось в общении с ним. Вместе с тем он мог быть и желчным, саркастичным и даже несколько бесцеремонным. Об этом говорит сцена его первой встречи с Наташей Ростовой, когда она в качестве невесты его сына посетила их поместье. Старик был явно недоволен выбором сына и потому устроил молодой девушке весьма негостеприимный прием, отпустив в ее присутствии пару острот, которые глубоко задели ее.

Князь и его дочь

Отношения в семье Болконских с виду никак нельзя было назвать сердечными. Особенно это сказывалось в общении старого князя с молодой дочерью. Он держался с ней примерно так же, как и с сыном, т. е. без всяких церемоний и скидок на то, что она все-таки девушка и нуждается в более мягком и нежном обращении. Но Николай Андреевич, по-видимому, не делал особой разницы между ней и сыном и общался с обоими примерно одинаково, т. е. сурово и даже жестко. Он был очень требователен к дочери, контролировал ее жизнь и даже прочитывал письма, которые она получала от своей подруги. На занятиях с ней он был суров и придирчив. Однако на основании вышесказанного никак нельзя говорить о том, что князь не любил свою дочь. Он был очень к ней привязан и ценил в ней все самое лучшее, но его из-за строгости характера не мог общаться иначе, и княжна это понимала. Она побаивалась своего отца, однако уважала его и во всем слушалась. Она принимала его требования и старалась ни в чем не противоречить.

Старый Болконский и князь Андрей

Жизнь семьи Болконских отличалась уединенностью и замкнутостью, что не могло не сказаться на общении главного героя с отцом. Их разговоры со стороны можно было бы назвать формальными и даже несколько официальными. Их отношения не казались душевными, скорее, беседы были похожи на обмен мнениями между двумя очень умными и понимающими друг друга людьми. Андрей держался с отцом очень почтительно, но несколько холодно, отчужденно и по-своему сурово. Отец, в свою очередь, тоже не баловал сына родительскими нежностями и ласками, ограничиваясь замечаниями исключительно делового характера. Он говорил с ним только по существу, намеренно избегая всего, что могло бы затронуть личные отношения. Тем ценнее финал сцены провод князя Андрея на войну, когда сквозь ледяную невозмутимость отца прорывается глубокая любовь и нежность к сыну, которую он, впрочем, тотчас постарался скрыть.

Две семьи в романе

Тем интереснее провести сравнение семей Болконских и Ростовых. Первые вели уединенный замкнутый образ жизни, были строги, суровы, немногословны. Они избегали светских развлечений и ограничивались обществом друг друга. Вторые же, напротив, были общительны, гостеприимны, веселы и жизнерадостны. Тем показательнее тот факт, что Николай Ростов в конце концов женился на княжне Марье, а не на Соне, с которой его связывала детская любовь. Должно быть, эти столь не сумели лучше разглядеть положительные качества друг друга.

Семья Болконских в романе """""""""Война и Мир".

Роман "Война и мир" - крупнейшее произведение мировой литературы. В нем одном сочетается прекрасное изображение исторических событий, великолепно изображена "Диалектика души", с большой точностью показаны исторические личности, и, наконец, отлично описаны несколько совершенно разных семей. Вообще весь роман протекает по нескольким параллельным сюжетным линиям, так или иначе переплетающимся. Значит и главных героев в романе несколько. А именно: Пьер Безухов, Наташа Ростова, Андрей Болконский. У Пьера семья не совсем большая: сестры, дочери его отца и его жена, которую он никогда не любил. Семья Ростовых гораздо больше, но не она нас интересует, нас интересует семья князя Андрея Болконского. Она поменьше семьи Ростовых, но это не преуменьшает интерес к ней читателя и автора. Наоборот, быт этой семьи описывается даже больше и лучше, нежели аналогичное описание, касающиеся Ростовых. Первый раз мы сталкиваемся с семьею Болконских в полном составе в конце первой части первого тома, когда все в Лысых Горах, в главном имении Болконских, ожидают приезда князя Андрея с женой. Уже с этого момента становится много, да можно сказать, что и почти все, ясно про эту семью, про всех их членов. Начиная старым князем, и заканчивая m-lle Bourienne. Прежде чем начать описание членов семьи, следует сказать, что каждый в семье Болконских чем-то по-своему особенный. Если провести параллель с Ростовыми, то сразу можно сказать: это совершенно разные люди. Ростовы - простые дворяне, добродушный отец, добрая мать, великодушный сын, беззаботные дети. Здесь же все совершенно иначе. Диктатор-отец - покорная дочь, боязливая невестка, и независимый сын. Это обзор всей семьи, который дает некоторое представление о Болконских. Образно можно представить себе Болконских как треугольник, на вершине которого находится отец, князь Николай Андреевич Болконский, на другой вершине Андрей, а не третьей княжна Марья Болконская с Лизой, женой князя Андрея. Это три фронта, три совершенно противоположные группировки (если так можно назвать одного-двух человек) в семье.
Князь Николай Болконский носил звание генерал-аншеф, то есть такое же, какое в то время было у Кутузова, с которым он был очень хорошо знаком. Несмотря на отмену запрета выезда из деревни, которую он получил от нового императора Александра, он никуда уезжать не собирался, поскольку его Лысые Горы были его настоящей империей, а он был в них императором, более того самодержавным диктатором. "С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно-требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек". Но несмотря на такое отношения князя к остальным был такой человек, архитектор Михайла Иванович, который всегда вместе с ним обедал, и которого князь уважал, несмотря на простое происхождение. Он "говорил, что все люди равны, и не раз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже нас с тобой. За столом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу." Это бесспорно более, чем странно, если взглянуть на его отношение к дочери и слугам. То же самое наблюдалось и позже, когда князь клялся, что женится на m-lle Bourienne, в ответ на просьбу князя Андрея на благословение на свадьбу с Наташей Ростовой. Это казалось абсурдом, но князь действительно стал приближать француженку к себе. Марья же в то время начала страдать еще больше. Робкая, тихая, не принесшая никому, даже самому противному таракану зла, умирает, чего не нужно было никому, даже князь Андрей очень страдает, несмотря на то, что он жену не любил так сильно, как впоследствии полюбит Наташу; "часа через два после этого князь Андрей тихими шагами вошел в кабинет к отцу. Старик уже все знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отворилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал, как ребенок". Этот отрывок доказывает, что даже он, суровый князь Болконский, успел очень привязаться к маленькой княгине. После ее смерти Марья осталась без хорошего друга, какой я успела стать княгиня Болконская для нее. А потом начинается и процесс разъединения и с m-lle Bourienne и с Жюли Карагиной. Лишь в самом коне приходит долгожданное счастье в лице Николая Ростова. Несмотря на попытки женить дочь, старый князь так и не смог при жизни этого сделать. Ведь помним случай, когда в Лысые Горы приехал князь Василий с своим сыном, красавцем Анатолем, который разобьет еще много женских сердец.
К 1812 году жизнь в семье Болконских для княжны Марьи стала почти невыносимой, князь стал уже стар, более ворчлив и придирчив к своей дочери. Все чаще на нее сыпался его беспричинный гнев, и он чуть не довел ее до побега из дома и скитаний. К княжне Марье постоянно приходили божьи люди, которых старый князь всегда прогонял, и за что всегда злился на дочь. Вообще князь полностью отрицал в людях праздность и религию, эти две неотъемлемые детали того времени были запрещены в империи князя Болконского, самому ему праздники заменяла работа за станком, а веру - постижение вершин математики. Такой же он хотел сделать и княжну Марью, но этого у него не получалось, из-за чего и происходили частые ссоры его с ней, хотя это и ссорой назвать сложно, ведь княжна всегда была в роли защищающейся, он никогда не посмела бы сама развязать с отцом ссору. И вот, в 1812 году, когда силы Наполеона были на подступах к Смоленску, а значит и к Лысым Горам, князь решил создать свое ополчение, что закончилось для него ударом, который стал причиной его скорой смерти. И именно смерть заставила князя Болконского извиниться наконец перед дочерью, при жизни такого никогда не было. Таким образом и заканчивается история империи, великой лысогорской империи князя Николая Андреевича Болконского.
А что же Андрей? Ведь именно он является одним из трех главных героев романа-эпопеи. Он, конечно же, тоже сын князя Болконского, но его окружение сильно отличается от его семьи. Он сам по себе великолепная, прекрасно показанная личность. Человек чести, независимый, ведущий правильный образ жизни, патриот, хороший друг и советник - таковым он является на протяжении всего романа, от первой встречи с Пьером в Петербурге, где мы впервые с ним подробно знакомимся, до взрыва ядра на Бородинском поле и его смерти рядом с Наташей. В то же время и у князя Андрея есть что-то противоречивое, как и у его отца: его стремление к славе. Как-то это не сочетается с его основными качествами. Но это у него продлилось не так долго, хотя он и думал об этом долго. Скоро настал переломный момент, переломная деталь в его жизни, после которой он говорил, что "не будет воевать даже, если французы будут стоять под Лысыми Горами". Это деталь - небо Аустерлица, один из красивейших эпизодов всего романа, незабываемый своей художественной красотой и мощью. Автор здесь показал все свое умения проникаться в состояние героев, быть на их месте: "Е совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!.." Просто потрясающий эпизод, каких нет нигде. Перед этим князь Андрей, осознавая на что идет, с мыслью "Вот оно!" бросился с флагом на встречу французам, чему последовали убегающие солдаты. Таким образом природа изменила жизнь князя Андрея, после этого он стал вести совсем другой образ жизни: стал жить в имении Богучарово и заниматься чисто хозяйственными делами. Все изменила опять красота окружающего мира, а именно дуб, простой старый дуб. И здесь нельзя удержаться от приличной по размерам цитаты: "на краю дороги стоял дуб. Вероятно в десять раз старше берез, составляющих лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это было огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанною корой [Е] только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. "Весна, и любовь, и счастие! - как будто говорил этот дуб. - И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман!Е". а потом, возвращаясь, князь Андрей увидел новую жизнь этого дуба, и решил, что и ему пора начать новую жизнь. "Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. [Е] "Нет, жизнь не кончена в тридцать один годЕ"". Таким образом, жизнь князя Андрея дважды радикально меняла природа, всей своей красотой.
Князь Андрей - это уже совсем другая тема, поэтому, наверное на этом стоит и закончить. Про семью Болконских нельзя говорить, как про нечто единое, поскольку там все совершенно разные, в отличие от Ростовых. Здесь дано краткое описание каждого члена семьи в отдельности и вместе с другими. Ведь семья Болконских - наиболее интересна в романе, как с художественной точки зрения, так и с чисто читательской, поскольку всегда интересно читать про людей столь сильно различающихся, но тем не менее живущих в одной семье.

Семья болконских:

Чтобы делать выводы о семье Болконских из романа Льва Толстого «Война и мир», нужно познакомиться с каждым ее членом отдельно, узнать его характер и привычки. Итак, начнем.

Князь Николай Болконский

Николай Андреевич Болконский – отец семейства Болконских, отставной генерал. Судя по описанию автора, это уже пожилой человек, хотя точный его возраст в романе не указан.

На протяжении произведения герой производит неприятное впечатление, потому что он, хотя очень умный и богатый, но очень скупой, к тому же в поведении заметны некоторые странности.

Свою злобу Николай Андреевич нередко срывает на дочери Марье. Князь Болконский неприятен еще и потому, что свою своенравность характера, граничащую с безумием, подкрепляет неверием в Бога. Жизненная позиция героя видна из этой цитаты: «Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум». Но куда заведет ум, движимый злобою и ненавистью? Однако, хотя князь Болконский и кажется грубым, перед своей кончиной он осознает ошибки, допущенные по отношению к дочери, и просит у неё прощения.

Предлагаем ознакомиться с Элен Курагиной в романе Льва Толстого “Война и мир”.

У героя романа двое детей: дочь Мария и сын Андрей, а также внук по имени Николенька. С их образами читатель познакомится в этой статье.

Андрей Болконский – сын князя Николая

В отличие от своего сурового отца, Андрей обладает положительными качествами, постепенно, на протяжении жизни, превращаясь в зрелого мужчину. Поначалу гордый и жесткий, он с годами становится мягче, сдержаннее. К тому же этот персонаж обладает не только силой воли, но и склонностью к самокритике.



Не будет лишним упомянуть и об отношении Андрея Болконского к крестьянам, из которых одним он заменяет барщину на оброк, а других отпускает в «вольные хлебопашцы».

Серьезным поводом к переменам в характере молодого человека послужила военная служба. Если в начале герой романа, отправляясь на войну с Наполеоном, жаждал получить признание и славу, то постепенно его отношение к этому вопросу меняется.

Он разочаровался в бывшем кумире Наполеоне, и решил, возвратившись домой, посвятить себя семье. Однако, Болконскому не в последний раз пришлось пережить подобные испытания. 1812 год стал фатальным для молодого Андрея, ведь в Бородинском сражении он получил смертельное ранение. Только перед уходом в вечность герой «испытывал сознание отчуждённости от всего земного и радостной и странной лёгкости бытия».

Мария Болконская – дочь Николая

Это очень богатая и знатная дворянка. Автор описывает её как очень некрасивую лицом, с тяжелой походкой, слабую телом, однако, с прекрасными глазами, в которых светились любовь и грусть: «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты…”

Что касается характера княжны Марии, то она была чистой, невинной девушкой, доброй, спокойной и кроткой, к тому же, умной и образованной. Еще одно качество отличает девушку: вера в Бога. Она сама признается, что одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек…”

Марья Болконская – женщина, готовая пожертвовать личным счастьем ради блага другого. Так, узнав, что мадмуазель Бурьен (о ней речь пойдет ниже) тайно встречается с Анатолем Курагиным, она решает устроить их брак. Естественно, из этого ничего не выходит, однако, подобным поступком только подчеркиваются положительные качества героини.

Лиза Болконская, маленькая княгиня

Лиза Болконская была женой Андрея Болконского, а также – племянницей генерала Кутузова. Она хорошенькая лицом, очень милая, веселая, улыбчивая женщина, однако, князь Андрей с ней несчастлив, хотя на людях и называет прекрасной. Может, причина кроется в том, что Лиза любит «глупое светское общество», к которому Болконский испытывает антипатию, а может, в нем не проснулись чувства к молодой жене, но ясно одно: супруга все больше и больше раздражает Андрея.


К сожалению, княгине Лизе так и не довелось испытать счастье материнства: при первых родах, к отчаянию мужа, она умерла. Сын Николенька остался наполовину сиротой.

Николенька Болконский

Он родился в 1806 году. К сожалению, мама умерла при родах, поэтому мальчик «жил с кормилицей и няней Савишной на половине покойной княгини, и княжна Марья большую часть дня проводила в детской, заменяя, как умела, мать маленькому племяннику…”

Ребенка, как своего, воспитывает княжна Марья, всей душой привязавшись к нему. Она сама обучает мальчика музыке и русскому языку, а по другим предметам для него нанимают репетитора по имени месье Десаль из Швейцарии. Бедный мальчик еще в семь лет пережил тяжелое испытание, ведь на его глазах умер отец.

После перерыва в описании с Николенькой снова можно встретиться на страницах романа. Теперь это уже пятнадцатилетний подросток, “…Кудрявый болезненный мальчик, с своими блестящими глазами, сидел никем не замечаемый в уголку, и, только поворачивая кудрявую голову на тонкой шее, выходившей из отложных воротничков…”

Хотя Николай со временем и забывает образ своего родного отца, но всегда с грустью и восторгом вспоминает о нем. Самым лучшим его другом является Пьер Безухов, к которому он особенно привязан.

Княжна Марья и сейчас переживает за подросшего племянника, ведь он очень боязлив и робок, до сих пор спит с лампадкой и дичится общества.

Мадмуазель Бурьен

Мадмуазель Бурьен, француженка, сирота, которую из жалости подобрал Николай Болконский, была компаньонкой жены Андрея Болконского – Лизы. Она любила маленькую княгиню, спала с ней в одной комнате, и слушала, когда та изливала ей душу. Но так было до поры до времени.
Не раз на протяжении романа мадмуазель Бурьен проявляла свои негативные качества. Во-первых, когда стала нагло флиртовать с Анатолем, который, хотя и оказывал ей знаки внимания, все же был женихом Марии Болконской. Во-вторых, когда во время войны с Наполеоном перешла на сторону неприятеля, чем вызвала гнев маленькой княжны, которая больше не подпускала к себе бывшую компаньонку.

Взаимоотношения членов семьи Болконских

Сложные и порой запутанные отношения членов семьи Болконских занимают в повести Льва Толстого свое особенное место. Здесь отражена жизнь трех поколений: старшего князя Николая Андреевича, его сына Андрея и дочери Марии, а также внука Николеньки. Каждый – со своим характером, привычками, взглядами на жизнь, но объединяет этих людей горячая любовь к Родине, близость к народу, патриотизм, чувство долга. Даже князь Николай Болконский, который с первого взгляда кажется грубым человеком, перед переходом в мир иной начинает просить прощения у дочери Марьи, на которую оказывал давление в течение жизни.

Семье Болконских присуща деятельность и активность, и не эта ли черта характера стала ключевой в создании их образов? Вдумчивый читатель сам постарается исследовать такой трудный, но интересный вопрос. И, конечно же, сделать для себя соответствующие выводы.

Семья Болконских в романе “Война и мир”: характеристика и образ героев

4.5 (90.91%) 11 votes

В романе «Война и мир» изображение ис-торических событий, «диалектики души» со-четается с описаниями нескольких совер-шенно разных семей, их судеб.

В семье Болконских каждый — личность.

Князь Николай Болконский носил звание генерал-аншеф, то есть такое же, какое в то время было у Кутузова, с которым он был очень хорошо знаком. Несмотря на отмену запрета выезда из деревни, которую он по-лучил от нового императора Александра, он никуда уезжать не собирался, поскольку Лы-сые Горы были настоящей его империей, а он был в них императором, более того — самодержавным диктатором. «С людьми, ок-ружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность, каких не легко мог бы до-биться самый жестокий человек». Но был та-кой человек, архитектор Михайла Иванович, который всегда вместе с ним обедал и кото-рого князь уважал, несмотря на простое про-исхождение. Он не раз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже, чем они. «За столом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу». Это, бесспорно, более чем странно, если обра-тить внимание на его отношение к дочери и слугам.

То же самое наблюдалось и позже, когда князь клялся, что женится на m-lle Bourienne в ответ на просьбу князя Андрея на благослове-ние на свадьбу с Наташей Ростовой. Это каза-лось абсурдом, но князь действительно стал приближать француженку к себе. Марья же в то время начала страдать еще больше.

Робкая, тихая, не принесшая никому зла, жена князя Андрея умирает. «Часа через два после этого князь Андрей тихими шагами во-шел в кабинет к отцу. Старик уже все знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отво-рилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал, как ребенок». Даже он, суровый князь Болконский, успел очень привязаться к маленькой княгине. После ее смерти Марья осталась без хорошего друга, какой успела стать для нее княгиня Болконская. А потом начинается и процесс разъединения и с m-lle Bourienne и с Жюли Курагиной. Лишь в самом конце она находит долгожданное счастье — Николая Ростова.

К 1812 году жизнь в семье Болконских для княжны Марьи стала почти невыносимой, князь стал еще более ворчлив и придирчив к своей дочери. Княжна Марья набожна, а князь полностью отрицал праздность и рели-гию. Эти две неотъемлемый детали того вре-мени были запрещены в империи князя Бол-конского, самому ему праздники заменяла ра-бота за станком, а веру — постижение вершин математики. Такой же он хотел сделать и княж-ну Марью, но это у него не получалось, из-за чего и происходили частые ссоры. И вот в 1812 году, когда Наполеон был на подступах к Смоленску, а значит и к Лысым Горам, князь умирает и перед смертью про-сит прощения у дочери. Так заканчивается история империи, великой лысогорской империи князя Николая Андреевича Бол-конского.

Князь Андрей — один из главных героев романа. Человек чести, независимый, патри-от, хороший друг и советчик — таков он на протяжении всего романа, от первой встречи с Пьером в Петербурге до взрыва ядра на Бородинском поле и его смерти. В то же вре-мя и князь Андрей проходит через противо-речия, как и его отец: ошибкой было его стремление к славе.

Перелом наступает после Аустерлица, ког-да он говорит, что «не будет воевать, даже если французы будут стоять под Лысыми Го-рами». Небо Аустерлица — первая вершина на пути князя Андрея. Эпизод выписан с нео-бычайным мастерством, тонким психологиз-мом: «...совсем не так ползут облака, поэто-му высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пус-тое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, ус-покоения. И слава Богу!..»

Природа изменила жизнь князя Андрея, и после этого он стал вести совсем другой образ жизни: поселился в имении Богучарово и занялся чисто хозяйственными делами. И вновь все изменила красота окружающего мира — князь Андрей увидел старый дуб: «На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составляющих лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанною корой... только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. «Весна, и лю-бовь, и счастье! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман!..» А по-том, возвращаясь, князь Андрей увидел но-вую жизнь этого дуба и решил, что и ему пора начать новую жизнь: «Старый дуб, весь пре-ображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца... Нет, жизнь не кончена в тридцать один год...» Андрей Болконский — герой ищущий, изменяющийся и потому по-ложительный у Л. Н. Толстого. Своей по-следней вершины он достигает на Бородин-ском поле, и автор сопоставляет как равные величины апофеоз духа князя Андрея и побе-ду всего русского народа, частью которого Болконский ощутил себя в сражении.

И старый князь, и Андрей, и Марья Болкон-ские — каждый из них интересен автору по-своему, каждый представляет определенный тип, но их объединяет особая духовность, носителями которой в романе являются лишь немногие герои. И можно сказать, что семья Болконских — отдельный, духовный центр романа «Война и мир».




Top