Фауст характеристика образа фауста. Иоганн Гёте "Фауст": описание, герои, анализ произведения

На протяжении всего произведения Фауст проходил удивительный путь, полный разочарований, боли, а также радости и неожиданных открытий.Этот человек продал свою душу дьяволу ради того, чтобы познать основы мироздания. Ему мало обычных, обыденных знаний, которыми располагают почти все. Он жаждет большего, стремится к раскрытию тайн, получению новых откровений. Фауст научился ценить знания. Как это похоже на многих представителей человечества, желающих знать тайны, раскрывать их и готовых за это отдать даже то, что дорого.Образ Фауста является противоречивым в самом начале - то он воодушевлен, то его мучают сомнения и в дальнейшем решается на самоубийство, думая что жизнь прошла напрасно. Фауста одолевают совершенно разные, даже противоположные чувства и эмоции.Такой период проходит тот, кто понимает, что окружающая реальность - это не предел, в ней нет границ, а значит, нужно отправляться в полет, нырять в глубины неопознанного. Фауст олицетворяет собой постоянное движение, постоянный труд, посредством всего этого можно познать не только окружающий мир, но и самого себя.Фауст был одержим познанием истины. Многие ищут ее, иногда подсознательно, но все же ищут. Неважно, какие сейчас времена - фаустовские или современные, внутренняя сущность стремится освободиться от лжи, получить истину, знания. Он посвятил свою жизнь исследованиям, но понял, что это ничего не даст, не приведет к истине, так как она не состоит из фактов, расчетов и доказательств. Именно поэтому Фауст решился на такой рискованный поступок - продать свою душу дьяволу.Герой Гете готов платить любую цену, он страдает, переживает взлеты и падения - это сильный и волевой человек, который несмотря ни на что идет к тому, чего желает его душа. Но для достижения чего-либо не хватит просто вдохновения и мечтаний, потому что придется пройти отчаянный путь испытаний и трудностей.Положительным качеством этого персонажа является стремление быть свободным и счастливым, а также помогать этого достигать и другим людям. Образ Фауста неразрывно связан с темой смысла жизни, поэтому наблюдая за героем, начинаешь размышлять о собственной жизни, о ее смысле и значении, есть ли в ней то ценное, что видел Фауст в своей? Можно ли так же отдаться мечтам, погоне за чем-то новым и нераскрытым? Фауст жил беспечно, удовлетворяя свои желания, но когда ему представилась возможность построить плотину, он понял, что был рожден для этого дела, это его настоящее предназначение и смысл жизни. Так и в каждом человеке заложен дар, который нужно в себе раскопать, раскрыть, чтобы он стал ступенькой, а затем основой для новой жизни.Также у этого героя можно научиться ценить все, что было в жизни, не жалеть об этом, а принимать все, как должное, находить в этом настоящее счастье. Особенно примечательно то, что имя Фауста в переводе с латинского означает счастливый и удачливый. Прожитая жизнь Фауста была яркой, она не прошла даром для самого героя. Конечно, есть вероятность после всех поисков остаться без желаемых ответов, но лучше такая жизнь, чем мир иллюзий.Но одна вещь отличает Фауста от других людей. Он нашел то, что искал, сумел достичь единения с природой, понял, что является ее неотъемлемой частью. В конце жизни герой полностью удовлетворен -«Остановись мгновенье, ты прекрасно!». Кто теперь может похвастаться таким достижением? Таким осознанием, внутренней полнотой и самодостаточностью? Увы, немногие. Он показал, что за обычной, серой жизнью, земными целями и мечтаниями, есть то, что можно достичь и оно досягаемо, главное пойти этому навстречу.

Фауст - це головний герой величної трагедії з двох частин, яку написав Йоганн Вольфган фон Гете. Твір вражав читачів і літераторів нашої країни, але перекласти повністю його зміг лише Микола Лукаш. Ця трагедія вражає й захоплює кожного, хто намагається осмислити й пізнати її глибину.

Головним героєм є високоінтелектуальна людина, яка прагне зрозуміти, як влаштований Всесвіт. Фауст - це персонаж, який уособлює все людство. Всі прагнення героя втілені в одній особі. Протягом цілого твору автор створює певні ситуації, коли Фауст повинен вибирати між добром і злом. Такий прийом є корисним для читачів, бо дає можливість побачити поведінку героя в різних ситуаціях.

Ким насправді був Фауст? Однозначно можна сказати, що він - це професіонал своєї справи. Герой та його батько лікували людей, рятували їх від хвороб. Міщани поважали його за це. На початку твору, коли Фауст та його помічник Вагнер йшли містом, то люди проявляли повагу до головного героя: вони кланялися йому та поступали дорогу.

Фауст - це інтелектуал і людина, що вміє не тільки говорити, але й діяти. Головний герой твору перекладає Новий завіт на німецьку мову.

Фауст незадоволений життям. Він хоче відчути справжню насолоду існування. Мефістофель допомагає йому в цьому: робить його молодшим. Головний герой твору стає красивим, кров його кипить, і він готовий на різноманітні подвиги. Перший важливий крок у новому тілі - це відкриття себе новим почуттям. Фауст закохується в молоду дівчину, яка виросла в маленькому містечку й була дуже працьовитою. Її звали Маргарита або Гретхен. Він зустрів красуню, коли та поверталася з церкви. Саме тоді герой зрозумів, що таке справжнє кохання. За допомогою Мефістофеля, Фауст зміг приворожити серце дівчини й відчути душевну красу.

Упродовж усього твору Фауст подорожує разом з Мефістофелем. Він прислуховується до його думок і легко піддається впливу. Прикладом цього може слугувати випадок з Валентином, братом Маргарет. Останній, зустрівши Фауста, кидається відразу в бій. Головний герой, послухавшись Мефістофеля, приймає виклик і заколює брата коханої. Якщо би Фауст був далекоглядніший, то смерті можна було б уникнути.

Незважаючи ні на що, Фауст намагається повернути Маргарет. Він з’являється у в’язницю й хоче врятувати дівчину від покарання. Вона розповідає йому про жахливу річ, яку вчинила: убивство дитини. Він благає її покинути це жахливе місце й утекти разом із ним. Гретхен була дуже рішучою й запевнила, що покориться Божому суду.

В кінці твору Фауст знову стає старим, але він має ще велику мету. Його мрія - це побудувати греблю. Він вірить Мефістофелю, який скликав усіх для приготування могили. Фауст хоче відновити землю, яку затоплюють морські хвилі. Головний герой забуває, що зв’язався з демоном. Він сподівається, що Мефістофель здійснює його мрію, і Фауст говорить заповітні слова про те, щоб зупинилася мить.

Автор зображує проблему добра й зла. Сам Фауст знаходиться в центрі конфлікту. Думки головного героя є високі, він прагне допомогти людям, але водночас він чинить зло й підштовхує людей на гріх. Фаусту вдається зберегти чистоту душі й здолати нечисту силу. На мою думку, цим автор підкреслює, що рано чи пізно добро перемагає зло.

Помітили помилку? Будь ласка, виділіть її мишкою та натисніть CTRL + ENTER .

Фауст – главный герой одноименной трагедии Гете. История его трагической жизни положена в основу сюжета произведения. Он – разочаровавшийся в науке и жизни, старый ученый-энциклопедист, на грани самоубийства, но встречается с потусторонними силами, злым духом Мефистофелем, и обретает новую жизнь.
Если главная идея народного Фауста заключается в предостережении от антихристианского и аморального поведения человека, который продался дьяволу, то у Гете направлен на создание фигуры человека, которая является олицетворением важнейших мировоззренческих тезисов и внутренних противоречий просветительской идеологии.
Действительно, с одной стороны Фауст олицетворяет идеал просветительских представлений о развитом человеке того времени: любопытном и деятельном, свободном в мыслях и не предвзятом во взглядах, который постоянно жаждет новых знаний, пополняли бы его опыт и расширяли кругозор.
В отличие от ученых-схоластов, знающих жизнь только по книжкам, он хочет воплотить свои стремления в жизнь, сделать процесс познания инструментом преобразования мира, что, в конце концов, служило бы общественному благу. Общественное благо, как конечная истина, которая определяет смысл существования человеческой личности, главная мысль, к которой приходит Фауст, и которую он провозглашает в последнем своем монологе.
С другой стороны образа Фауста присущ скепсис относительно всесилие человеческого разума и безграничности познания, который характерен для завершающей фазы просвещения. Гете не идеализирует Фауста. Автору импонирует величие духовных стремлений героя, но он видит и его ошибки. Поэтому Фауста часто называют своеобразным двойником Гете. Образ Фауста Олицетворяет все сомнения и поиски мысли и мечты, которые волновали Гете.

(No Ratings Yet)

  1. Фауст – историческая личность. Он проживал на территории Германии в первой половине XVI столетия, был ученным, занимался магией и астрологией. Его образ впервые появился в немецкой народной книге XVI века,...
  2. Фауст – ученый, который ищет смысл человеческого существования, связь всего в природе. Он выучил философию, юриспруденцию, медицину, богословие и много других наук, чтобы ответить на свои главные вопросы. Он учит...
  3. В трагедии “Фауст”, поэт, изобразил главного героя, Как человека высших духовных порывов. Фауст занимается поиском способа существования, в котором сольются в единое фантазия и реальность, душа и тело, небесное и...
  4. РОЛЬ ЗЛОГО НАЧАЛА В СУДЬБЕ ФАУСТА Любуясь гармоничной красотой окружающего мира, невольно задаешься вопросом: а кто же создатель всего этого великолепия? Подумать только, в бесконечном просторе Вселенной планета Земля –...
  5. Одним из центральных протагонистов романа Гофмана “Крошка Цахес” выступает Студент Бальтазар. В отличие от других персонажей, Образ Бальтазара более позитивный и мечтательный. Молодой человек противопоставляется обществу обывателей введено, обывателей, один...
  6. Образ Аркадия Ивановича Свидригайлова занимает в романе особое место. С одной стороны, это аморальный бесстыдный человек с собственной жизненной “философией”, которая заключается в бесконечных поисках наслаждений (бесспорное проявление “гедонизма”). Он...
  7. Творческая история трагедии “Фауст”- дело всей жизни Й. Гете, итог не только немецкого, а и европейского Просветительства. Недаром она переведена на многие языки. Трагедия “Фауст” называют “поэтическим завещанием человечеству от...
  8. АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Кристофер Марло (christopher marlowe) 1564-1593 Трагическая история доктора Фауста (The tragical history of doctor faustus) – Трагедия (1588-1589, опубл. 1604) На сцену выходит хор и рассказывает историю Фауста:...
  9. Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина, “милый идеал” автора, образ настолько значимый в романе, что, безусловно, во многом правы те, кто считает: роман надо было назвать ее именем. Пушкинская Татьяна...
  10. Юлий Капитоныч Карандышев. Среди действующих лиц обращает на себя внимание персонаж со странным сочетанием имени Юлий (так звали римских импераоров), отчества – Капитоныч и фамилии Карандышев (по словарю В. Даля,...
  11. Простодушный (Простак) – молодой гуронец, который приплыл во Францию на английском корабле. Свое имя он получил из-за того, что всегда говорил просто и прямо, и делал так, как считал нужным....
  12. Античный философ Сенека сказал: “Тяжелые времена – пробный камень доблести”. Андрей Соколов, герой рассказа М. Шолохова “Судьба человека”, был испытан теми бедствиями. Герой так говорит о себе: “На то ты...
  13. Один из центральных образов злых сил, безусловно, является образ Фейгина. Это старый опытный бандит, “воспитывая” Оливера, “рассказывал о грабежах, которые он совершал смолоду”. Он имел несомненные черты вожака; мог узнать,...
  14. Порфирий Петрович – следователь-интеллектуал, который ведет дело об убийстве Алены Ивановны и Лизаветы, а потому интересуется лицами, которые могли быть причастны к преступлению, в том числе и Раскольниковым (поскольку у...
  15. Еще одним важным для понимания проблематики произведения является Образ Максима Максимовича. Это не молодой, бывалый штабс-капитан: “На вид ему было лет 50, смуглое лицо выдавало его уже давнее знакомство с...
  16. Сергей Сергеевич Паратов. Буржуазные веяния перекроили души и вывернули наизнанку доблести дворянства. Блестящим барином, человеком широкой души предстает Сергей Сергеевич Паратов. В манерах, поведении Паратова нередко проявляются привлекательные черты –...
  17. Олицетворением всего русского, доброго и круглого называет в романе автор Платона Каратаева. Этот крестьянин, оторванный от своей привычной среды, – образец “естественного” человека, воплощение народной нравственности. Он живет в гармонии...
  18. Жизнь и взгляды Константина Левина занимают в романе “Анна Каренина” значительное место. В этом персонаже воплощены некоторые биографические черты автора. Но следует помнить, что Левин не просто эго писателя, а...
  19. Когда посвящаешь чему-то свою жизнь, то непременно почувствуешь непрерывное влечение к созданному. Это как твой ребенок – ты его ласкаешь и любишь, беспокоишься за его будущее и отводишь ему в...
  20. В социуме часто появляется глубокие мысли о чем-то величественном и необъятном. Одной из таких является мысль о Боге. В течение жизни люди делают и плохие, и хорошие поступки, но перед...
  21. ВЫРАЖЕНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИДЕЙ ЭПОХИ В ТРАГЕДИИ И. В. ГЕТЕ “ФАУСТ” В исторической смене культурных эпох просветительство обращает внимание напряженной концентрацией идей в ограниченном временном пространстве. Новый читатель в эту...
  22. Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.6. Сложность барочного образа Барокко представляет очень сложный образ, данный обязательно в его художественном нагромождении. В этом плане образ страдает сложностью в сочетании полярных...
  23. Говоря о замысле и цели своего будущего произведения, Тургенев признавался: “Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встретил на то, что мне чудилось...
  24. Иоганн Вольфганг Гете был самым выдающимся представителем Просвещения в Германии рубежа XVIII-XIX веков. О себе он писал: “У меня громадное преимущество благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда...
  25. Глава 6. Жан-Батист Поклен (Мольер) и жанр комедии в Новом времени 6.5. Многосторонность комедийного образа Мольер не упрощает образ своего героя. Драматург не отрицает и того, что Дон Жуан может... НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ (по драме А. Н. Островского “Гроза”) “Гроза” А. Н. Островского – не только вершина его драматургии, это крупнейшее литературно-общественное событие русской жизни накануне реформы 1861 года....
Характеристика образа Фауста

Главная тема трагедии «Фауст» Гете - духовные поиски главного героя - вольнодумца и чернокнижника доктора Фауста, продавшего душу дьяволу за обретение вечной жизни в человеческом обличье. Цель этого страшного договора - воспарение над действительностью не только с помощью духовных подвигов, но и мирских добрых дел и ценных открытий для человечества.

История создания

Философская драма для чтения «Фауст» писалась автором в течение всей его творческой жизни. Она основана на наиболее известной версии легенды о докторе Фаусте. Идея написания - воплощение в образе доктора высших духовных порывов человеческой души. Первая часть была закончена в 1806 году, автор писал ее около 20-ти лет, первое издание состоялось в 1808 году, после этого она претерпела несколько авторских доработок при переизданиях. Вторая часть была написана Гете в преклонные годы, а издана приблизительно через год после его смерти.

Описание произведения

Открывают произведение три вступления:

  • Посвящение . Лирический текст, посвященный друзьям молодости, которые составляли круг общения автора во время его работы над поэмой.
  • Пролог в театре . Оживленный спор Директора театра, Комического актера и Поэта на тему значения искусства в обществе.
  • Пролог на небесах . После рассуждения о разуме, данном Господом людям, Мефистофель заключает с Богом пари о том, сможет ли доктор Фауст преодолеть все трудности пути применения своего разума исключительно на благо познания.

Часть первая

Доктор Фауст, понимая ограниченность человеческого разума в познании тайн мироздания, пытается покончить с собой, и только внезапные удары пасхального благовеста мешают ему осуществить этот замысел. Далее Фауст со своим учеником Вагнером приводят в дом черного пуделя, который превращается в Мефистофеля в образе странствующего студента. Злой дух поражает доктора своей силой и остротой ума и искушает благочестивого отшельника вновь изведать радости жизни. Благодаря заключенному договору с дьяволом Фауст вновь обретает молодость, силу и здоровье. Первым искушением Фауста становится его любовь к Маргарите - невинной девушке, впоследствии поплатившейся жизнью за свою любовь. В этой трагической истории Маргарита не единственная жертва - также случайно от передозировки снотворного зелья погибает ее мать, а брат Валентин, вступившийся за честь сестры, будет убит Фаустом на дуэли.

Часть вторая

Действие второй части переносит читателя в императорский дворец одного из античных государств. В пяти актах, пронизанных массой мистико-символических ассоциаций,сложным узором переплетаются миры Античности и Средневековья. Красной нитью проходит любовная линия Фауста и прекрасной Елены, героини древнегреческого эпоса. Фауст и Мефистофель путем различных уловок быстро становятся приближенными ко двору императора и предлагают ему довольно нестандартный выход из сложившегося финансового кризиса. Под конец своей земной жизни, практически незрячий Фауст предпринимает строительство плотины. Стук лопат злых духов, роющих ему могилу по приказу Мефистофеля, он воспринимает за активные строительные работы, переживая при этом мгновения величайшего счастья, связанного с великим делом, реализованным во благо своего народа. Именно в этом месте он просит остановить мгновение своей жизни, имея на это право по условиям контракта с дьяволом. Теперь ему предопределены адские муки, но Господь, оценив заслуги доктора перед человечеством, принимает иное решение и душа Фауста отправляется в рай.

Главные герои

Фауст

Это не просто типовой собирательный образ прогрессивного ученого - он символически представляет собой весь род людской. Его сложная судьба и жизненный путь не просто аллегорически отражаются во всем человечестве, они указывают на моральный аспект существования каждой личности - жизнь, труд и творчество на благо своего народа.

(На изображении Ф. Шаляпин в роли Мефистофеля )

Одновременно дух разрушения и сила противостоящая застою. Скептик, презирающий человеческую природу, уверенный в никчемности и слабости людей, не способных справиться со своими греховными страстями. Как личность, Мефистофель противостоит Фаусту неверием в добро и гуманистическую сущность человека. Он предстает в нескольких обличьях - то шутника и балагура, то слуги, то философа-интеллектуала.

Маргарита

Простая девушка, воплощение невинности и доброты. Скромность, открытость и душевная теплота притягивают к ней живой ум и мятущуюся душу Фауста. Маргарита - образ женщины способной на всеобъемлющую и жертвенную любовь. Именно благодаря этим качествам она получает прощение от Господа, несмотря на совершенные ей преступления.

Анализ произведения

Трагедия имеет сложное композиционное построение - она состоит из двух объемных частей, первая имеет в составе 25 сцен, а вторая - 5 действий. Произведение связывает в единое целое сквозной мотив странствий Фауста и Мефистофеля. Яркой и интересной особенностью является трехчастное вступление, представляющее собой завязку будущего сюжета пьесы.

(Образы Иоганна Гёте в работе над "Фаустом" )

Гете основательно переработал народную легенду, лежащую в основе трагедии. Он наполнил пьесу духовно-философской проблематикой, в которой находят отклик близкие Гете идеи Просвещения. Главный герой трансформируется из чародея и алхимика в прогрессивного ученого-экспериментатора, восстающего против схоластического мышления, весьма присущего эпохе Средневековья. Круг проблем, поднимаемых в трагедии, весьма обширен. Он включает в себя размышления над тайнами мироздания, категориями добра и зла, жизни и смерти, знания и морали.

Итоговый вывод

«Фауст» - уникальное произведение, затрагивающее извечные философские вопросы наряду с научно-социальными проблемами своего времени. Критикуя недалекое общество, живущее плотскими удовольствиями, Гете при помощи Мефистофеля параллельно высмеивает систему немецкого образования, изобилующую массой бесполезных формальностей. Непревзойденная игра стихотворных ритмов и мелодики делает «Фауст» одним из величайших шедевров немецкой поэзии.

Фауст . Имя происходит от латинского слова faustus — счастливый, удачливый. Образ Ф. сопровождал Гёте всю жизнь, первоначальный набросок трагедии «Прафауст» относится к 1773—1775 гг.; трагедия в целом была завершена в 1831 г. (последние поправки были сделаны Гёте незадолго до смерти, в 1882 г.). По мере того как продвигалась работа над трагедией, образ Ф. приобретал все более грандиозное философское измерение. В окончательном варианте трагедии Ф. выступает как представитель всего человечества, его неукротимой жажды жизни, воли к знанию, созиданию и творчеству. Необычайные масштабы предстоящей драмы выясняются уже в «Прологе на небе», где за душу Ф. начинают спор небеса и ад. Господь Бог и Мефистофель. Гёте сам отмечал сходство этого пролога с библейской «Книгой Иова», где о душе Иова спорят Бог и сатана. На протяжении всей трагедии Ф. проходит через ряд метаморфоз. В первой части предстает Ф., многоопытный ученый и мудрец эпохи Реформации, который овладел всеми науками своего времени, но глубоко разочаровался в книжном знании. Он хочет постичь «вселенной внутреннюю связь». Но именно этого не может дать абстрактная наука. Ф. тесно в своей рабочей комнате, он страстно рвется к людям, к живой природе. Мы видим его на прогулке, среди простонародья, и в общении с природой (сцена «У ворот»): на этих прогулках Ф. сопровождает Вагнер, его педантичный, ограниченный ученик. Тема «Ф. и природа» — одна из ключевых тем всего произведения. Ф. - человек сильных, титанических порывов (не случайно его образ так увлекал Гёте в юности, когда он работал над трагедиями «Прометей» и «Магомет»). Именно беспредельная страсть Ф. к овладению тайнами природы, к знанию, к постижению мира и людей заставляет Ф. согласиться на договор с Мефистофелем. Главная черта Ф. — вечное беспокойство, поэтому он выдвигает особое условие договора: черт выиграет лишь в том случае, если Ф. пожелает «остановить мгновенье». Но Ф. уверен, что этого никогда не будет. Отныне Ф. предстоит пройти через ряд искушений и чувственных соблазнов. Вначале - это грубая попойка в погребке Аэрбаха. Затем волшебный напиток, изготовленный на кухне ведьмы, возвращает ему молодость и юный безудержный пыл. Одно из важнейших событий первой части — встреча Ф. с Маргаритой. Любовь к этой юной девушке преображает и безмерно обогащает Ф., впервые после бесплодных одиноких умствований в нем пробуждается простая человечность. Однако мир Маргариты слишком узок для Ф., и в его душе возникает трагическое раздвоение. Страсть к Маргарите и козни Мефистофеля ведут Ф. к тяжким преступлениям: он повинен в гибели матери Маргариты и убийстве ее брата Валентина. После этого Ф. вынужден со своим спутником бежать из города; Мефистофель вовлекает его в разнузданный шабаш сатанинских сил («Вальпургиева ночь»). Однако и в этот критический момент, когда Ф., казалось бы, запутался в тяжких прегрешениях, его воля к добру оказывается сильнее. Раскаяние в содеянном, безмерное сострадание к Маргарите в какой-то мере очищают его душу, он предпринимает отчаянную, хотя и безнадежную попытку вызволить Маргариту из тюрьмы. Вторая часть «Фауста» заметно отличается от первой; образ Ф. обретает здесь принципиально новый смысл. Гёте неоднократно подчеркивал, что Ф. не только является героем произведения в обычном смысле слова, его образ необходим для понимания единства трагедии. Все более расширяются — в сравнении с первой частью — сферы деятельности Ф.: это и государственная деятельность, и философские споры, и погружение в мир изначальных эллинских преданий и мифов, греческой красоты и, наконец, неутомимый созидательный труд, отвоевывающий новые земли у моря. Стремление Гёте охватить во второй части громадный промежуток истории — от античности до первой четверти XIX в. — заставляет его постоянно прибегать к аллегориям. Работая над второй частью, Гёте в октябре 1826 г. сообщал В. Гумбольдту, что она охватывает «три тысячи лет, от падения Трои до взятия Миссолунги» (города, где умер Байрон).




Top