Из опыта работы «Роль педагога в работе с родителями. Мдоу "жемчужинка" п. гранитный

Татьяна Сердюк
Из опыта работы «Роль педагога в работе с родителями»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«» .

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитать настоящего человека непростое дело : оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков и высокой требовательности отца и матери к самим себе. Тем нимение ещё бытует такой предрассудок, что достаточно стать родителями , что бы быть воспитателями. Важно помнить справедливые слова о том, то «воспитатель сам должен быть воспитан» . Родителям надлежит вести своего ребенка нелегкой и длинной дорогой в большой и сложный мир знаний, чувств, труда. Только доброе, любящее сердце в тесном союзе с разумом обогащенным опытом и наукой , может успешно содействовать воспитанию, формированию юной личности.

Наша главная задача – подготовка подрастающего человека к жизни. И мы педагоги стремимся помочь родителям справиться с этой задачей.

«Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт , свою страсть, свои убеждения младшему поколению». А. С. Макаренко.

Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, входе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога , что особенно необходимо при подготовке детей к школе.

Семья играет важную роль в формировании личности человека. И перед нами стоит задача, помочь родителям воспитать своего ребенка.

Задачи :

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Активизировать и обобщать воспитательные умения родителей ; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях .

Современные родители достаточно образованны. У них есть доступ к педагогической информации , которая «обрушивается» на них из разных источников : теле – и радиопрограмм, сайтов Интернета. Несмотря на обилие разнообразных путей педагогического просвещения родителей , большая роль отводится педагогам детского сада , так как лучше воспитателя никто не знает особенностей детей группы. Педагоги рассказывают мамам и папам о том, как построены режимные процессы в детском саду, чем занимаются дети, показывают их достижения и рассказывают о затруднениях, индивидуальные особенности детей. Специалисты МДОБУ дают рекомендации по любым вопросам воспитания, связывают их с приоритетным направлением ДОУ, действующей программой обучения. Ни в одном издании или телепрограмме родители об этом не услышат .

Родителям приходится искать пути подхода к ребенку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций, выдвигаемые жизнью, но не всегда удается найти правильное решение, и в затруднительных случаях родители обращаются за советом к педагогу . И наша задача, помочь родителям . Воспитатели хорошо знают закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания и делают все возможное для оказания педагогической помощи родителям . Иногда сами родители отмечают , что знания у них есть, но они не умеют их применять, воспитывая ребенка. Я считаю, что мы должны помочь родителям использовать полученные знания, самостоятельно их добывать, анализировать собственную воспитательную деятельность. На это направлены разнообразные формы взаимодействия ДОУ и семьи, традиционные и нетрадиционные. Суть, которых обогатить педагогические знания родителей . В уголке для родителей разместила вот такое напутствие :

НАПУТСТВИЕ ЛЮБЯЩИМ МАМАМ И ПАПАМ

МУДРЫЕ МАМЫ И ПАПЫ!

Период привыкания к детскому саду- не самый легкий в Вашей жизни и жизни малыша. Вы наверняка будете волноваться о том, как он там, а он первое время будет сильно скучать по маме.

Не волнуйтесь – со временем все наладится. И в Ваших силах позаботиться, чтобы первая дорожка самостоятельности для Вашего крохи не была чересчур ухабистой и не страшили его ни лисы, ни волки, ни медведи.

А мы всегда готовы ответить на любые волнующие Вас вопросы. И мы желаем Вам удачи и педагогической грамотности .

Ваши воспитатели. Сердюк Т. Г.

В своей практике я использую не традиционные формы проведения родительских собраний - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей , оно проводится в форме дискуссии, обменом опыта . Тема проведения родительских собраний разнообразны, с учетом пожелания родителей . К индивидуальным формам отношу педагогические беседы с родителями ; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по возникающим вопросам по воспитанию детей. Планируя беседы с родителями , стремлюсь охватить по возможности все стороны воспитания. В результате беседы родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника, конкретные советы. Тематические консультации организую с целью, ответить на все вопросы, интересующие родителей . Часть консультаций посвящаем трудностям воспитания детей. Стремлюсь дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Это форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главной моей задачей в проведении консультации убедить родителей в том , что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Привлекая родителей к участию «Семинаров» , «Деловых игр» учу родителей анализировать собственные действия, видеть даже в мелочах педагогическое явление . Подходить к воспитанию как к серьезному и целенаправленном процессу. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всем происходящем в жизни, то и ребенок разделяет их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы. Бывают конфликтные ситуации в процессе взаимодействия с родителями воспитанников . Они могут возникнуть по разным причинам : родитель не удовлетворен положением ребенка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно – образовательного процесс в целом и т. д. Передо мной как воспитателя стоит задача найти правильный выход из сложившейся ситуации. Поэтому когда я провожу в группе семинар – практикум напоминаю родителям , что воспитание ребенка и организация его жизни начинаются, прежде всего с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создание высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Я не редко замечаю, что от семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий : ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий. Я работаю над проблемой взаимоотношений родителей дома . Веду журнал учета семей : многодетных, неполных, неблагополучных. Посещаю такие семьи дома. Знание особенностей семейного воспитания позволяет мне в беседе с родителями , дать им необходимые советы. К сожалению, есть такие семьи, где отец или мать допускают антисоциальные проявления. Обсуждаем с родителями вопросы , связанные с проблемой алкоголизма, курения в семье. Привлекаю внимание родителей к отдельным публикациям, в которых раскрывается вред пьянства, табакакурения отмечаются его отрицательные воздействия на здоровье ребенка. на его интеллектуальные и умственные способности. И такая проводимая работа дает результат . Родители прислушиваются к моим советам. Такие семьи стараюсь привлечь в проведении наших праздников, субботников, стараюсь, что бы они обязательно пришли на родительское собрание или семинар.

Подготовила папки передвижки, где родители могут найти для себя много полезной информации по вопросам обучения и воспитания детей.

В своей работе использую наглядно – информационные методы работы с родителями . Они знакомят родителей с условиями , задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся : рекомендации, памятки, домашние задания, выставки детских работ , фотовыставки, конкурсы, телефон доверия, папки передвижки. Соблюдая принцип «обратной связи» , родителям приятно , когда они видят стенд, на котором написано «Консультация по вашей просьбе» , «Спрашивали – отвечаем» , им нравится, что педагоги «идут на поводу» у родителей , которые будут чувствовать, что к их пожеланиям прислушиваются, им реально помогают в воспитании детей. Организовываю в группах педагогическую библиотеку для родителей , книги им выдаются на дом. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей .

Родители привлекаются к подготовке утренников, изготовляют поделки, шьют костюмы, принимают активное участие в конкурсах. Стали традиционными такие праздники с участием родителей в детском саду , как «День матери» , «День урожая» , «Встреча Нового года» , «А ну – ка мальчики» , «А ну – ка девочки» . Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса . Родители проявляют смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию .

Стало традиционным проведения «Дня открытых дверей» где родители имеют возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми , самим включиться в общение и деятельность детей. Родители , наблюдая деятельность педагога и детей , могут сами поучаствовать в играх, занятиях. Длительное наблюдение за ребенком в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание и в домашних условиях.

Умение понимать ребенка, его состояние и мотивы поведения позволяют воспитателям наиболее правильно определить соответствующий подход к нему. Поэтому в воспитании детей, нужен тесный контакт с родителями . Только совместная работа детского сада и семьи даст хорошие результаты. Над проблемой детский сад и семья я постоянно работаю , повышаю свой профессиональный уровень.

В своей работе , я считаю одной из важных тем «Роль педагога в работе с родителями » . Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека.

Планирование работы с родителями воспитанников и обучающихся – первый шаг на пути построения эффективного взаимодействия. Используя разнообразные формы проведения родительских собраний , вовлечения родителей в жизнь детского коллектива, педагог может добиться сплочения родительского актива . Совместные праздники, экскурсии, торжественные мероприятия, выставки семейного творчествапедагогический опыт изобилует примерами соединения педагогического , детского и родительского сообщества . В таком единстве дети понимают, что мир взрослых – надежный, крепкий, безопасный.

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей , мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам :

Выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов ;

Консультации для родителей ;

Составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей ;

Распределение ролей взрослых;

Подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен) ;

Составление памятки – помощницы для родителей и для детей ;

Индивидуальные встречи и консультации;

Изготовление атрибутов, пособий.

Приглашения для родителей .

ПРИГЛАШЕНИЕ

ДОРОГИЕ МАМЫ И ПАПЫ!

Праздник в детском саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и дети.

Дети хотят на празднике видеть Вас, самых дорогих для них людей. И делится своими впечатлениями, волнениями и радостными переживаниями.

Пройдут годы, дети могут забыть музыкальные произведения, которые звучали на праздниках, танцы которые они исполняли. Но они всегда сохранят в своей памяти тепло общение, радость сопереживание, которое они ощутили в эти минуты рядом со своими родными и близкими. Поэтому мы приглашаем вас на праздник не в качестве простого зрителя, а как дорогого гостя, самого любимого и близкого человека для наших детей. Они вас любят и ждут на праздник, который состоится ___

Так в нашем ДОУ прошла осенняя ярмарка, в которой активно участвовали и родители и бабушки и дедушки . Ими было принесено огромное количество разных вкусностей. Бабушки принесли красивые платки на плечи деткам. Был организован самовар на костре и массовое гуляние. Родители нашей группы , подошли к оформлению стола творчески. Были принесены, различные расписные дощечки и ложки. Из патиссонов были сделаны необычные цветы. Из маленьких тыковок были сделаны грибочки и ежики. Очень много было домашней выпечки, приготовленной руками наших мамочек. Благодаря тесному взаимодействию педагогов и родителей , ярмарка прошла весело. И самое главное, дети получили от этого мероприятия колоссальное удовольствие. Ко дню матери мной было проведено в группе мероприятие, на которое пришли все мамочки. Праздничная атмосфера царила с самого утра. Мамочки несли наряды для детей, а папы старательно надували шары для украшения группы. Мы с детьми подготовили и песню, и танец и выучили трогательные стихотворения про маму. Для мам были организованы конкурсы, в которых они охотно участвовали. Царила теплая, праздничная обстановка.

Я поделилась опытом работы с родителями . В группе необходимо наладить тесный контакт с родителями исоздать атмосферу общности интересов. Тогда у вас все получится.

Бурятский государственный университет

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курсов повышения квалификации младших воспитателей ДОО

«Младший воспитатель в образовательном процессе ДОО: содержание, методы, формы работы»

Объем часов: 36 часов

Пояснительная записка

Целевое назначение программы: совершенствование профессионального педагогического мастерства младших воспитателей в свете внедрения ФГОС ДО

Программа направлена на решение следующих задач:

· расширить информационно-познавательную компетентность младших воспитателей ДОО.

· систематизировать и обобщить знания по проблеме, формировать практические навыки работы с детьми.

· развивать педагогическую рефлексию и мышление младших воспитателей ДОО.

В учебный процесс включены разнообразные формы и методы активного обучения: лекции, семинары, практикумы, тренинги, групповые и индивидуальные консультации по проблемам, проектная работа. Предусматривается и самостоятельная работа слушателей по индивидуальным планам для подготовки к семинарам и зачету.

Младшие воспитатели, освоившие программу:

а) приобретают знания:

· об основных направлениях модернизации дошкольного образования в условиях введения ФГОС.

· о нормативных документах, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования

· об особенностях детей дошкольного возраста

б) осваивают умения:

· уметь организовывать самостоятельную деятельность детей;

· иметь достаточно ясное представление о методических основах воспитания и обучения детей;

Программа адресована младшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений

Условия освоения программы

Концептуальные подходы к разработке ФГОС дошкольного образования. Основные направления развития ребенка дошкольного возраста в ФГОС. Структура основной общеобразовательной программы ДОО. Обязательная и вариативная части образовательной программы. Основные образовательные области. Виды детской деятельности.

Проектирование образовательного процесса ДОО на основе принципов интеграции и комплексно-тематического планирования. Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы. Сочетание формы работы с детьми и детской деятельности. Модель взаимодействия специалистов ДОО.

Конвенция о правах ребенка.

Формы организации образовательной работы в педпроцессе ДОО. Совместная деятельность взрослого и детей: в ходе режимных моментов, в непосредственно образовательной деятельности (в процессе организации детских видов деятельности). Самостоятельная деятельность детей.

Тема 2. Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста

Понятие «возраст», новообразования каждого возрастного периода. Субкультура детства, её виды и формы.

Индивидуальные особенности развития личности ребёнка. Темперамент. Его роль в становлении личности. Типы темперамента ребёнка. Учёт индивидуально – типологических особенностей в воспитательной работе.

Особенности эмоционально-познавательного развития детей дошкольного возраста. «эмоциональное развитие», «познавательное развитие». Содержание и технология эмоционально-познавательного развития детей дошкольного возраста.

Понятие общения. Значение общения в становлении личности ребёнка. Общение со сверстниками, общение со взрослыми и их специфика. Причины конфликтов и их устранение.

Тема 3. Содержание и технологии развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Этнокультурное развитие дошкольника. Народная традиционная культура как фактор социализации детей. Современные технологии социализации детей в процессе этнокультурного образования.

Классификации детских игр и их место в психическом развитии. Значение игры для психического развития ребёнка. Сложность и важность руководства детскими играми. Создание педагогических условий для развития творческих игр.

Основы физического воспитания и развития ребенка. Понятия «здоровье», «физическое здоровье», «психическое здоровье». Здоровьесберегающие технологии в ДОО.

Развитие речи детей - ведущее направление развития и воспитания дошкольников Трудовое воспитание детей при проведении режимных процессов.

Создание предметно - развивающей среды в группе детского сада. Принципы построения предметно-развивающей среды.

Вопросы к собеседованию для слушателей курсов младших воспитателей

1. Как организовать совместную деятельность детей, учитывая индивидуальные особенности ребёнка?

2. Роль младшего воспитателя в формировании культурно-гигиенических навыков у детей.

3. Роль младшего воспитателя при организации деятельности в уголке природы.

4. Роль младшего воспитателя в организации работы по физическому воспитанию (участие при проведении физкультурных праздников, закаливание).

5. Приемы самостоятельной индивидуальной математической деятельности детей в разных возрастных группах.

6. Нужно ли и зачем (если нужно) обучать детей изобразительной деятельности (рисованию, лепке, конструированию)?

7. Чем можно занять подгруппу детей, используя изодеятельность?

8. Роль младшего воспитателя в организации трудовой деятельности детей в разных возрастных группах.

9. Какие формы работы по развитию речи детей можно использовать в разных возрастных группах?

10. Роль младшего воспитателя в организации игровой деятельности детей.

Литература

3. Давыдов развивающего обучения.- М., 1986

5. Игра дошкольника. Под ред. . - М., 1989

6. Крулехт ёнок и рукотворный мир. – СПб., 2002

7. Логинова системности знаний у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ...д-ра пед. наук.- Л.,1984

8. Стрекаловская игр дошкольников под влиянием системных знаний о труде взрослых.- Улан-Удэ, 2003

9. Эльконин игры.- М., 1978

Введение в этническую психологию.- СПб., 1995, гл. V. Этнические факторы развития личности. С.66-83. Волков. М., 1999. Григорьев педагогика игры / Вопросы методологии и теории: В 2 ч. М., 1996. Дайн народный календарь [Текст] : приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие / . - М. : Дет. лит., 2001. - 158 с. Детские народные подвижные игры: кн. для воспитателей дет. сада и родителей / сост.: , . - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 216 с. Зимина игры с пением [Текст]: практическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы, студентов пед вузов и колледжей / - М. : [Гном и Д.], 2000. - 63 с.

Методика проведения различных спортивных игр для учащихся 1-2 классов общеобразовательной школы, их значение для физического развития и поддержания здоровья ребят. Описание правил игры, методические рекомендации по ее проведению, педагогическое значение.

Реализация программ дошкольного образования. Основные характеристики организации образовательного процесса ДОУ. Комплексные и парциальные программы, которые используются в воспитательно-образовательном процессе. Предметно–развивающая среда в ДОУ.

Педагогические и гигиенические требования к формам организации труда детей в природе. Методика проведения трудовой деятельности детей с отклонениями в развитии речи в уголке природы. Программа коррекционного обучения, ее особенности и преимущества.

Описание игр, направленных на развитие силы. Упражнения, способствующие воспитанию быстроты. Понятие выносливости, ловкости и гибкости, технические приемы их развития. Значение подвижных игр в физическом воспитании детей младшего школьного возраста.

Игровые упражнения для развития речи. Развитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников. Занятия для формирования образной речи у детей. Основные упражнения на развитие мелкой моторики рук. Эмоционально-нравственное и патриотическое воспитание.

Общеразвивающие упражнения, их роль в физическом развитии детей, характеристика и классификация. Имитационные упражнения. Оздоровительная направленность. Задачи обучения детей движениям. Методика обучения упражнениям в разных возрастных группах.

Краткие сведения о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Анализ нормативно-правового обеспечения ДОУ. Оценка оформления помещений и уровня безопасности детей и сотрудников. Планово-прогностическая деятельность ДОУ. Анализ организации питания.

Планирование и учёт работы по физическому воспитанию в учебном заведении. Развёрнутый план-конспект урока по физическому воспитанию (гимнастика - 3 кл., легкая атлетика - 6 кл., спортивные игры - 10 кл.). Физкультминутка для для учащихся младших классов.

Общая характеристика школы, оценка ее соответствия современным стандартам. Функциональные обязанности воспитателя, правила и порядок наблюдений за его профессиональной деятельностью. Принципы преподавания в младших классах. Конспект пробного урока.

Особенности физического воспитания в средней общеобразовательной школе №170. Комплекс общеразвивающих упражнений с и без предмета для учащихся 3-х классов. Анализ антропометрических показателей физического развития детей младшего возраста (2 класс).

Возрастные особенности раннего детства и специфика педагогической работы с детьми. Содержание и методика работы с детьми в дошкольных учреждениях разного вида. Хронометраж действий ребенка двух лет в группе. Поведение детей при выполнении заданий.

Влияние на организм ходьбы на лыжах. Методика обучения ходьбе на лыжах в старшем дошкольном возрасте, ее формы и задачи, создание благоприятных условий для обучения. Основные критерии правильности скользящего шага. Организованные занятия лыжным спортом.

Понятие и значение режима дня. Его особенности в разных возрастных группах. Организация режима дня детей различных возрастов в условиях домашнего воспитания. Режим дошкольников в выходные и праздничные дни, необходимость и методы его поддержания.

Общая характеристика основных форм организации физического воспитания. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня: зарядка; закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями. Работа по физическому воспитанию в повседневной жизни.

Обучение технике выполнения упражнения "мост" из исходного положения стоя (с помощью партнера). Силовые упражнения на перекладине. Общеразвивающие упражнения со скакалкой. Занятия на развитие скоростно-силовых качеств детей соревновательным методом.

Значение утренней гимнастики, ее задачи, структура и содержание. Подбор упражнений, составление комплексов. Варианты и условия проведения. Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп. Использование музыкального сопровождения.

Особенности управления муниципальным дошкольным образовательным учреждением. Коррекционно-развивающая работа с детьми с учетом их индивидуально-личностных особенностей. Приоритетное направление - экологическое воспитание. Организация методической работы.




Top