Герои рассказа мальчики достоевский. 

Галина Александровна АДЫБАЕВА - учитель Куйбышевской СОШ, г. Новокузнецк Кемеровской области.

“Детская” тема в романе Достоевского «Братья Карамазовы»

Г орячая любовь к детям - важнейшая черта духовного облика Достоевского. Писатель умел тонко вникать в душевную жизнь детей, раскрывать всю глубину, разнообразие и оригинальность их характеров. Долгие годы мечтал он написать роман о детях. В «Дневнике писателя» Достоевский замечает: “Я и прежде смотрел на детей, но теперь присматриваюсь особенно. Я давно уже поставил себе идеалом написать роман о теперешних русских детях”. Этому замыслу не суждено было сбыться, но образы детей поразительной художественной правдивости и силы встречаются почти в каждом произведении писателя.

Известны слова Достоевского: “Человек - есть тайна”. И эту тайну ему помогает раскрывать ребёнок. Необычность обращения к этой теме у Достоевского в том, что она сопряжена с глобальными, “вечными” вопросами нравственного и философского уровня. Нет у писателя сколько-нибудь важной мысли, которая не соприкасалась бы так или иначе с темой детства. Нет в его творчестве ни единого образа ребёнка, который не прояснил бы нечто существенное.

Каждый роман Достоевского - произведение педагогическое. Многие исследователи полагают, что у писателя была своя “концепция детства”. Ребёнок для Достоевского - это воплощение лучших душевных качеств человека, “ангельской” чистоты, невинности, доброты, открытости, так отделяющих его от взрослого человека: “Дети, пока дети, страшно отстоят от людей. Совсем будто другое существо, другое природой” (2; 112).

Если говорить о взглядах Достоевского на воспитание и воспитателей, то одним из важнейших моментов в становлении личности является, по мысли писателя, “впечатление прекрасного”, которое остаётся на всю жизнь. “Без святого и драгоценного, унесённого в жизнь впечатления не может жить человек <….> Именно оно создаёт капитал для дальнейшей жизни” (3; 92). “Прекрасное, святое воспоминание, сохранившееся с детства, - может быть, лучшее воспитание и есть, если много таких воспоминаний набрать с собою в жизнь, то и спасён человек”, - утверждает Алёша Карамазов.

“Концепция детства” представлена во многих произведениях Достоевского: «Слабое сердце», «Мальчик у Христа на ёлке», «Ёлка и свадьба», «Подросток». Но с наибольшей полнотой она раскрыта в романе «Братья Карамазовы».

Ребёнок в творчестве Достоевского символизирует, по его словам, “капитальнейшие идеи: нравственное совершенство, высший суд, движение к гармонии, чистоту душевную” (2; 87). К тому же “детки - ведь это будущее, а любишь ведь только будущее, а об настоящем-то кто ж будет беспокоиться?” (3; 114).

Многие положения “концепции” детства отражены в словах старца Зосимы. Он говорит о детях так: “Деток любите особенно, ибо они безгрешны, яко Ангелы, и живут для умиления нашего, для очищения сердец наших. Младенцы пред Престолом Божьим дерзновенны. Даже и нет никого дерзновеннее в Царствии Небесном”.

Есть в мире Достоевского и такое понятие как “детскость”, обозначающее особое состояние души взрослого человека, не растерявшего в жизни свою душевную чистоту, целомудрие, доброту, открытость. Именно наличием “детских” свойств определяется “положительно прекрасное” в героях Достоевского. Детскость для него - мерило нравственного совершенства, оружие против фальши. Вопрос об идеальном человеке для Достоевского неразрывно связан с этим понятием: “Лучшие люди познаются не умом и образованностью, а наличием духовного света в душе, благоустроенностью сердца” (2; 91). Писатель искал таких людей и в жизни, и в творчестве и, быть может, нашёл в образе Алёши Карамазова.

В контексте всего творчества Достоевского Алёше отведена важнейшая роль именно потому, что он единственный его герой, которому позволено обрести состояние внутренней гармонии осознанно, в расцвете жизненных сил. Значение этого образа подчёркнуто отведённым ему местом в романе. Именем Алёши роман начинается, этим же именем завершается. Более того, роман «Братья Карамазовы», как сообщает повествователь, “есть почти даже и не роман, а лишь один момент из первой юности моего героя” (1; 14).

В предисловии «От автора» Достоевский обращает внимание читателя на то, что Алёша является главным героем, а сам роман - его “жизнеописанием”. При этом мы знаем, что Алёша в самой интриге романа, в событиях принимает скромное участие. Тогда в чём смысл такого обособления героя?

Очевидно, в особой значимости образа Алёши, в той интенсивности переживаний, которая выпадает на душу юноши. События, происходящие в его душе, активны и значительны. Присутствие Алёши одних поднимает из смуты обыденности, других - облагораживает, очищает. Он незримо входит в жизнь каждого из неустроенных героев романа: помогает возродиться Грушеньке, жалея её; поддерживает Дмитрия; насаждает семена добра и любви в сердцах мальчиков. Даже на своего отца, духовно гибнущего человека, сумел повлиять Алёша: “Приезд Алёши как бы подействовал на него с нравственной стороны. Как бы что-то проснулось в этом безвременном старике из того, что давно заглохло в душе его” (1; 16). Сердечный труд Алёши является “духовным фондом” всего романа.

Алёша многим кажется ребёнком, чудаком, и “каждый, чуть узнавший его, уверен, что Алёша непременно из таких юношей, вроде как бы юродивых”. Для писателя это представляет форму выражения “главного ума”. “Ибо бывает так, что он-то и носит в себе иной раз сердцевину целого, а остальные люди его эпохи - все каким-либо наплывным ветром оторвались от него” (2; 74).

Алёше присуща целостность характера. Показательна в этом смысле аналитическая характеристика героя: “Алёше казалось даже странным и невозможным жить по-прежнему”. Сказано: “Раздай всё и иди за Мной, если хочешь быть совершен”. Алёша и сказал себе: “Не могу я отдать вместо «всего» два рубля, а вместо «иди за Мной» ходить лишь к обедне” (1; 17). Отсутствие в его чистом сердце меркантильных установок позволяет ему полнее понимать и сердечнее любить людей.

Детскости присуща открытость и искренность. Алёша в полной мере имеет эти качества. Он, как и чистый сердцем ребёнок, не лжёт, исполняя завет своего старца: “Главное - избегайте лжи, лжи в себе самом особенно”, “всяк возле сердца своего ходи, всяк себе исповедуйся неустанно” (1; 53). Алёша абсолютно искренен в своих чувствах и мыслях, именно это притягивает к нему окружающих.

Он является воплощённым примером воздействия детских впечатлений на жизнь человека. В памяти Алёши навсегда запечатлелся образ матери, плачущей и молящейся о нём, прижимающей его к своей груди и подносящей к иконе Божией Матери. Может быть, это воспоминание во многом повлияло на выбор Алёшей своего пути. И даже сам этот выбор - монашество - говорит о цельности и чистоте героя.

По словам Святых Отцов Церкви, задача и цель жизни монаха, инока - приобрести ангельскую чистоту на земле, отсекая свои страсти, работая над своей душой. Ребёнок уже имеет этот “духовный статус”, он ангелоподобен от рождения. “Дети безгрешны, яко Ангелы, и живут для очищения сердец наших”, - говорит старец Зосима. Алёша с чистой детской душой выбирает путь ещё большего совершенства - монашество. По словам Феофана Затворника, русского святого, замечательного мыслителя, “иноки - это жертва Богу от мира, который, предавая их Богу, из них составляет себе ограду” (4; 32).

Именно как к духовному “защитнику” обращаются к нему все уставшие от суеты герои. Неспроста и таким именем наделил его ). С ним рядом тепло и светло всем, потому что его детское чистое сердце умеет сострадать людям, жалеть их, “ходить за ними, как за малыми детьми”. Возникает и перекличка с именем одного из любимых русских святых - Алексия, человека Божия.

Качества, которыми Достоевский наделяет своего героя, такие как душевная чистота, целомудрие, чистое сердце, незлобие, ведут человека к святости, к особому состоянию духа, достичь которого можно, сохранив в себе детское сердце. Эта мысль писателя восходит к Евангелию: “Истинно, истинно говорю вам, если не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное”.

Видят и чувствуют этот свет и все персонажи романа, называя Алёшу “ангелом земным”, “херувимом”. “Ты - Ангел на земле, ты выслушаешь, рассудишь, простишь. А мне того и надо, чтобы меня кто-то Высший простил”, - говорит Дмитрий Карамазов. Исцеляющую силу в брате прозревает и Иван Карамазов. Над всем и всеми зло иронизирующий, при встрече с Алёшей он раскрывается с “радостной”, “детской стороны”: «Братишка ты мой, не тебя я хочу развратить, я, может быть, себя хотел бы исцелить тобой», - улыбнулся вдруг Иван, как маленький, кроткий мальчик”.

Такие свойства души, как свобода от корыстных житейских нужд, искренняя весёлость, простодушие, находят своё отражение в отношении Алёши с детьми (гл. «Мальчики»). Дружба с детьми преображает и облик, и поведение Алёши; он сам, общаясь с детьми, становится ближе душой к их состоянию. “Через детей душа лечится”, - говорит старец Зосима. И сам Алёша влияет на душу ребят. Уважая их, разговаривая с ними на равных, любя их, он располагает детей к себе, помогая избавиться от зла их душам. В последней книге романа Алёша выступает в новой для себя роли - роли воспитателя.

Достоевский считал, что эта роль очень важна. “Ты же для будущего работаешь, для грядущего делаешь”, - говорит старец Зосима. “Берущий на себя такую роль, с первого прикосновения к ребёнку должен учитывать его чуткое сердце. И если человек не желает вырастить зло в маленьком существе, должен уничтожить зло в себе” (2; 86).

“Дети делают нас лучше одним только соприкосновением с нами, они очеловечивают нашу душу своим присутствием” - эта педагогическая мысль Достоевского художественно убедительно доказана в его произведениях.

Литература

  1. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М., 2003.
  2. Достоевский Ф.М. Дневник писателя (1878-1879). М., 1989.
  3. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 22 (письма).
  4. Феофан Затворник. О монашестве. М.: Православное слово, 1992.
Тема урока. Путь к состраданию (по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» - «Мальчики»).
Форма урока. Урок-диалог.

Цели : - сформировать первое представление о художественном мире Ф.М.Достоевского, где человек показан в напряженные, критические моменты жизни;

Актуализировать для учащихся нравственные проблемы произведения(сострадание другому человеку, милосердие, деятельная любовь к ближнему);

Сформировать навык характеристики героя;

Познакомиться с характерными героями творчества Достоевского, определить основные мотивы и темы творчества писателя.

Методические приемы: работа с эпиграфом, аналитическая беседа, сопоставительный анализ образов, работа с иллюстрациями, словарная работа, составление «Листа итогов» о мире души героев писателя.

Словарная работа: образ-символ, характер героя, художественная деталь, проблематика; самолюбие, самолюбование, самодовольство, самоосуждение, великодушие, милосердие.

Оборудование: учебник-хрестоматия, схема характеристики литературного героя, презентация к уроку (мультимедиапроектор): портрет, иллюстрации.

Ход урока


  1. Организационный момент.
- Завершая знакомство с творчеством Ф.М. Достоевского в 7 классе, мы вспомним все исследования отрывка из романа «Братья Карамазовы» - «Мальчики» и определим основные мотивы творчества писателя.

Объявление темы урока
2. Работа с эпиграфом 1.

Обратимся к эпиграфу к уроку.

Я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой…
Ф.М.Достоевский
Запись в тетради 1880–1881 гг.

В чем же заключается особенность произведений Ф.М.Достоевского? Какова их проблематика?

(Писателя интересует мир души человека, значит, произведения посвящены решению нравственных вопросов: проблема добра и зла, любви и уважения, прощения).

Работа с эпиграфом 2.

Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…
Ф.М.Достоевский

Прикоснувшись к творчеству Достоевского в этом году, мы открыли одну из важнейших тем его произведений. Какую же?

(Тема детства, роли детей в жизни человека).

Уточним, какая сторона детской жизни интересовала писателя. Обратимся к эпиграфу 3.

ребенок что цветок , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи , и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка.
Ф.М. Достоевский
«Дневник писателя», 1873г.

О чем же писал Достоевский?

(О детском страдании. Мы слышим боль и отчаяние автора в строчках, посвященных теме детского страдания.)
3. – Да, действительно, дети – герои многих произведений Ф.М.Достоевского.

А вспомните, кого мы считаем настоящим, истинным, героем художественного произведения?

(Того, кто претерпевает изменения в душе, развивается)

Кто из героев изучаемого отрывка совершает такой путь познания, развития? (Все дети: Илюша, Коля Красоткин, Снегирев)

Каким вы представляете себе этот путь? Какой яркий образ возникает в вашем воображении, когда мы говорим об этом жизненном пути героев?

(Путь до Илюшиного камня.)

Какую роль сыграл этот камень в жизни каждого героя?

(Камень – символ преграды , встающей на жизненном пути и заставляющей человека задуматься о своей жизни, это символ страданий , слез, символ той ТВЕРДОЙ, т.е. НЕПРЕЛОЖНОЙ ИСТИНЫ, которая открывается далеко не каждому в жизни)

Обращаемся к доске(изображение камня и дороги)
4. – Один из мальчиков – Илюша Снегирев – оказывается на этом пути познания. К чему этот путь его привел?

– Опираясь на наиболее важные, на ваш взгляд, элементы плана характеристики литературного героя, определим особенности образа Илюши в изучаемом отрывке.

Во-первых, обратимся к предлагаемым для анализа эпизодам, изображенным на иллюстрациях. Какие эпизоды нам представлены?

(Иллюстрация 1 – Илюша и Алеша Карамазов, иллюстрация 2 – У постели Илюши).

Сопоставим образ Илюши в начале отрывка и в последних сценах. (Заполнение таблицы:

Какое же открытие совершает для себя Илюша? Как изменился герой в течение жизненного пути?

(Открытие товарищества, сочувствия и сопереживания;

открытие радости, светлых чувств и переживаний,

осознание прощения, счастья прощения и любви)

Какие еще детали портрета Илюши заставили вас задуматься о том жизненном пути, который совершает герой?

(Такие детали портрета мальчика…

… как глаза : темные, большие на светлом вытянутом лице, пропитанные злобой, - отражение несовершенства окружающего мира, символ неправедной, жестокой жизни взрослых людей

… как интерьер , с которым словно срастается герой и его отец, да и вся семья Снегиревых – вспомним эпиграф к уроку: ребенок сравнивается Достоевским с цветком, однако вынужден жить в нищете, мы словно слышим горький плач писателя о детях

… как поведение героя: его слезы в ответ на защиту Карамазова – символ непонимания, удивления, беззащитности, его жажда мщения и осознанное понимание необходимости прощения , его беззаветная любовь к отцу и уверенность в нерушимости семьи)

Таким образом, камень для Илюши – это некий значимый образ. Постараемся понять, к чему ведет эта тропинка до Илюшиного камня и какую роль сыграли эти образы в жизни Илюши.

Познание истины, которая «пришибла» мальчика,

Познание веры в человека, в добро, милосердие, любовь
5. Характеристика образа Коли Красоткина.

А другой мальчик – Коля Красоткин – меняется ли? (Да.) И какое значение имеет образ камня, появившегося на жизненном пути героя?

Постараемся сопоставить эпизоды, в которых появляется Коля Красоткин: до встречи с Алешей Карамазовым и у Илюшиного камня. Каков герой? (Составление таблицы)

Итак, к чему приходит герой в конце произведения, какие важные открытия совершает он в своей душе?

(Это оказался настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей)
6. – Какую роль в жизни мальчиков сыграл взрослый человек – Алеша Карамазов?

(Этот герой – своего рода связующее «звено», он «соединяет» всех мальчиков вместе + цитата!

Алеша – это олицетворение мира, добра, милосердия(защитил Илюшу от летящих камней),

Алеша – это и человек, сохранивший в себе немного «детскости», он ребенок в душе. По мысли Достоевского, ребенок – ангел, лучик из рая, словно предвещающий будущее. Надо уметь сохранить в своей душе ребенка!)

Нужно ли участие старших в делах детей?
7. Подведение итогов.

Каков же путь к состраданию, по мысли Ф.М.Достоевского?

(Это путь через страдания, испытания, боль, утраты…)

И к чему еще ведет этот путь?

(К добру, миру, милосердию и праведности, справедливости и счастью)
- Почему так важна для писателя тема детского страдания? Обратимся к эпиграфу к уроку.

и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…

ребенок что цветок , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи…

(Дети переживают «взрослое» горе и открывают тайну радости любви друг к другу.)
8. Домашнее задание.

Составить «литературный этюд» или «литературную зарисовку» по теме «Мир души героев Достоевского».

Тема урока. Путь к состраданию (по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» - «Мальчики»).

Форма урока. Урок-диалог.

Цели : - сформировать первое представление о художественном мире Ф.М.Достоевского, где человек показан в напряженные, критические моменты жизни;

Актуализировать для учащихся нравственные проблемы произведения(сострадание другому человеку, милосердие, деятельная любовь к ближнему);

Сформировать навык характеристики героя;

Познакомиться с характерными героями творчества Достоевского, определить основные мотивы и темы творчества писателя.

Методические приемы: работа с эпиграфом, аналитическая беседа, сопоставительный анализ образов, работа с иллюстрациями, словарная работа, составление «Листа итогов» о мире души героев писателя.

Словарная работа: образ-символ, характер героя, художественная деталь, проблематика; самолюбие, самолюбование, самодовольство, самоосуждение, великодушие, милосердие.

Оборудование: учебник-хрестоматия, схема характеристики литературного героя, презентация к уроку (мультимедиапроектор): портрет, иллюстрации.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Завершая знакомство с творчеством Ф.М. Достоевского в 7 классе, мы вспомним все исследования отрывка из романа «Братья Карамазовы» - «Мальчики» и определим основные мотивы творчества писателя.

Объявление темы урока

2. Работа с эпиграфом 1.

Обратимся к эпиграфу к уроку.

Я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой…
Ф.М.Достоевский
Запись в тетради 1880–1881 гг.

В чем же заключается особенность произведений Ф.М.Достоевского? Какова их проблематика?

(Писателя интересует мир души человека, значит, произведения посвящены решению нравственных вопросов: проблема добра и зла, любви и уважения, прощения).

Работа с эпиграфом 2.

Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…
Ф.М.Достоевский

Прикоснувшись к творчеству Достоевского в этом году, мы открыли одну из важнейших тем его произведений. Какую же?

(Тема детства, роли детей в жизни человека).

Уточним, какая сторона детской жизни интересовала писателя. Обратимся к эпиграфу 3.

ребенок что цветок , что листок надо свету, воздуху, воли, свежей пищи , и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка.
Ф.М. Достоевский
«Дневник писателя», 1873г.

О чем же писал Достоевский?

(О детском страдании. Мы слышим боль и отчаяние автора в строчках, посвященных теме детского страдания.)

3. – Да, действительно, дети – герои многих произведений Ф.М.Достоевского.

А вспомните, кого мы считаем настоящим, истинным, героем художественного произведения?

(Того, кто претерпевает изменения в душе, развивается)

Кто из героев изучаемого отрывка совершает такой путь познания, развития? (Все дети: Илюша, Коля Красоткин, Снегирев)

Каким вы представляете себе этот путь? Какой яркий образ возникает в вашем воображении, когда мы говорим об этом жизненном пути героев?

(Путь до Илюшиного камня.)

Какую роль сыграл этот камень в жизни каждого героя?

(Камень – символ преграды , встающей на жизненном пути и заставляющей человека задуматься о своей жизни, это символ страданий , слез, символ той ТВЕРДОЙ, т.е. НЕПРЕЛОЖНОЙ ИСТИНЫ, которая открывается далеко не каждому в жизни)

Обращаемся к доске(изображение камня и дороги)

4. – Один из мальчиков – Илюша Снегирев – оказывается на этом пути познания. К чему этот путь его привел?

– Опираясь на наиболее важные, на ваш взгляд, элементы плана характеристики литературного героя, определим особенности образа Илюши в изучаемом отрывке.

Во-первых, обратимся к предлагаемым для анализа эпизодам, изображенным на иллюстрациях. Какие эпизоды нам представлены?

(Иллюстрация 1 – Илюша и Алеша Карамазов, иллюстрация 2 – У постели Илюши).

Сопоставим образ Илюши в начале отрывка и в последних сценах. (Заполнение таблицы:

Какое же открытие совершает для себя Илюша? Как изменился герой в течение жизненного пути?

(Открытие товарищества, сочувствия и сопереживания;

Открытие радости, светлых чувств и переживаний,

Осознание прощения, счастья прощения и любви)

Какие еще детали портрета Илюши заставили вас задуматься о том жизненном пути, который совершает герой?

(Такие детали портрета мальчика…

… как глаза : темные, большие на светлом вытянутом лице, пропитанные злобой, - отражение несовершенства окружающего мира, символ неправедной, жестокой жизни взрослых людей

… как интерьер , с которым словно срастается герой и его отец, да и вся семья Снегиревых – вспомним эпиграф к уроку: ребенок сравнивается Достоевским с цветком, однако вынужден жить в нищете, мы словно слышим горький плач писателя о детях

… как поведение героя: его слезы в ответ на защиту Карамазова – символ непонимания, удивления, беззащитности, его жажда мщения и осознанное понимание необходимости прощения , его беззаветная любовь к отцу и уверенность в нерушимости семьи)

Таким образом, камень для Илюши – это некий значимый образ. Постараемся понять, к чему ведет эта тропинка до Илюшиного камня и какую роль сыграли эти образы в жизни Илюши.

Камень

Познание истины, которая «пришибла» мальчика,

Познание веры в человека, в добро, милосердие, любовь

5. Характеристика образа Коли Красоткина.

А другой мальчик – Коля Красоткин – меняется ли? (Да.) И какое значение имеет образ камня, появившегося на жизненном пути героя?

Постараемся сопоставить эпизоды, в которых появляется Коля Красоткин: до встречи с Алешей Карамазовым и у Илюшиного камня. Каков герой? (Составление таблицы)

Итак, к чему приходит герой в конце произведения, какие важные открытия совершает он в своей душе?

(Это оказался настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей)

6. – Какую роль в жизни мальчиков сыграл взрослый человек – Алеша Карамазов?

(Этот герой – своего рода связующее «звено», он «соединяет» всех мальчиков вместе + цитата!

Алеша – это олицетворение мира, добра, милосердия(защитил Илюшу от летящих камней),

Алеша – это и человек, сохранивший в себе немного «детскости», он ребенок в душе. По мысли Достоевского, ребенок – ангел, лучик из рая, словно предвещающий будущее. Надо уметь сохранить в своей душе ребенка!)

Нужно ли участие старших в делах детей?

7. Подведение итогов.

Каков же путь к состраданию, по мысли Ф.М.Достоевского?

(Это путь через страдания, испытания, боль, утраты…)

И к чему еще ведет этот путь?

(К добру, миру, милосердию и праведности, справедливости и счастью)

Почему так важна для писателя тема детского страдания? Обратимся к эпиграфу к уроку.

…и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…

ребенок что цветок , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи…

(Дети переживают «взрослое» горе и открывают тайну радости любви друг к другу.)

8. Домашнее задание.

Составить «литературный этюд» или «литературную зарисовку» по теме «Мир души героев Достоевского».


Полно о себе одном думать,
для себя одного жить, оглянись кругом,
не увидишь ли для своих забот предмета
более благородного, чем свои сапоги.
Ф. М. Достоевский «Бедные люди»

Фёдор Михайлович Достоевский – писатель-гуманист, психолог человеческих душ, патриот своей родины. Да-да, патриот, и его патриотизм покоился на глубокой вере в духовные силы народа. « Я хочу не такого общества, где бы не мог сделать зла, а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам…» - говорил сам писатель.
Все великие романы Фёдора Михайловича от "Преступления и наказания" до "Братьев Карамазовых" преисполнены веры, сострадания и милосердия.

Главные положительные герои его романов, начиная с Сони Мармеладовой и князя Мышкина и заканчивая старцем Зосимой и Алёшей Карамазовым, проповедуют эти христианские заповеди к ближнему, будь то друг или враг.

Человеческую трагедию, нравственную и физическую гибель людей мы видим в романе «Преступление и наказание». И лишь одна единственная сила способна изменить порядок вещей – это милосердие и сострадание. Сам главный герой Раскольников, его семья, а также семья Мармеладовых, раскрытые автором с удивительной глубиной и психоанализмом, ждут от общества понимания и сострадания. Бедность этих людей грозит окончательным превращением в вещь, которую можно обменять, продать или просто-напросто выбросить, как выбрасывают старый диван, пружины которого уже вылезли наружу с течением времени. Каждому из них необходима моральная поддержка, капля милосердия в море, наполненном слезами одиночества и печали, простое, но, одновременно с этим, такое важное чувство близости чужого человека. И в жестоком мире романа мы видим, что не всё потеряно, достаточно примеров не только человеческого равнодушия, но и активного сочувствия. Сам Родион Раскольников помогает семье Мармеладовых, оставляя последние деньги на окне, в то время как посетители трактира, слышавшие исповедь бедного чиновника, встречают его насмешками. Городовой помогает девушке на бульваре, а ведь случайные прохожие даже не остановились рядом (да они и смотрели с явным отвращением и презрением, где уж тут быть милосердию?!). Раскаявшийся Свидригайлов не мог смотреть на нуждающихся детей Катерины Ивановны. Так что же такое сострадание? Со-страдать – значит «страдать вместе», и страдания Свидригайлова не были направлены исключительно вглубь себя. Даже Лебезятников не выдерживает вида человеческого унижения и выручает Соню, ложно обвинённую в краже. И всё это не одиночные, случайные сцены. Мы видим, что чувство милосердия заложено в человеке, на нём строятся отношения почти всех героев, оно определяет красоту человеческой души, спасает мир от полнейшего краха и является главной верой в лучшее.

Сам Достоевский говорил: «Помутилось сердце человеческое…» - эти размышления подтолкнули его на сознание совершенно нового образа героя, отличающегося ото всех, не похожего на предшествующих ему. Образ князя Льва Мышкина является центром всего романа и по-настоящему «положительно прекрасным человеком», воплощением доброты, наивности и честности. Этот герой, сказав однажды, «теперь я к людям иду», готовил себя к некоей миссии и был готов «исполнить своё дело честно и твёрдо» - он должен был страдать, ибо страдания, по его собственным словам, «есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества». Он должен был проходить земной путь со всеми людьми вместе, принять их всех в свою душу со всей их тоской, грехами, стать всем братом. Его деятельность и участие в человеческих судьбах должно пробудить в людях спящее желание «творить» добро. Он выполнил свою миссию: любил всех и страдал за всех. Вспомним эпизод с пощёчиной от самолюбивого Гани Иволгина. «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» - говорит герой человеку, попирающему своё собственное достоинство, такой человек подвергает себя унижению. Это ли не милосердие? Лев Мышкин может спокойно, на равных, беседовать с лакеем, не обращая внимание на неравное происхождение и положение в обществе, он преисполнен «чистоты нравственного чувства», поэтому и разговор его учтивый, трепетный и вежливый. Герой отставил в сторону все условности и принципы. Разве это нельзя назвать милосердием? Князь хочет помочь всем людям – добрым словом, состраданием, участием, он прощает людской эгоизм, понимая, что причинами его являются непонимание и одиночество.
Своей любовью и страданием князь пробуждает в каждом из тех, с кем встречается, самое высокое, чистое и благородное. Он одухотворяет людей, да-да! люди, привыкшие к фальши, эгоизму и жестокости, корысти и жадности, возрождаются. вот такие чудеса способно творить оно – милосердие.

Возьмём отрывок «Мальчики». Здесь, как и в других произведениях, раскрыт мир человеческой души, в частности тема детства, детские страдания и взгляды на мир. Мы слышим боль и отчаяние автора в этих строчках, которые он пытается донести до нас, читателей. Главные герои – Алёша, Снегирёв, Илюша, Костя Красоткин – терпят изменения в душе, развиваются, идут по своим собственным жизненным путям. Они открывают для себя радость, светлые чувства, сопереживания, сочувствия, умение прощать и любить. Алёша Карамазов проходит настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей через страдания, боль и утраты. Можно сказать, что он – лучик из рая, предвещающий светлое будущее, пусть сам в душе «маленький-взрослый» ребёнок. Герой олицетворяет мир, добро, милосердие, например защищая Илью от летящих камней. Этот человек сыграл свою роль в жизни каждого из мальчиков, объединив их и наставляя на путь добра, справедливости и счастья.

Говоря о милосердии, нельзя не вспомнить повесть «Бедные люди», оригинальность которой заключается в том, что произведение состоит из писем. Это позволяет автору раскрыть тему «маленького человека», сострадать его горю, радоваться его маленьким радостям. Герой повести – Макар Девушкин – полунищий чиновник, живущий своей собственной внутренней жизнью. Его письма – единственная возможность раскрыться перед девушкой Варенькой. В них он пишет о своём скромном жизненном укладе, о мыслях и внутренних чувствах. Его денег едва хватает на жизнь, но этот бедный, но с большой душой человек начинает помогать Варе, ставшей жертвой социального неблагополучия. Макар понял, как, должно быть, трудно ей быть совсем одной в Петербурге. Получается, что бедный поможет ещё более бедному, в этом и заключается героизм милосердия героя. Он урезал все свои расходы до минимума, чтобы купить ей герань или винограду, совершенно не думая о том, что забрал жалование вперёд и жить теперь не на что. И герой вовсе не ждёт какой-то награды за добро, напротив, он считает, что мир не совершенен. В лице этого благородного человека Достоевский показывает нам, сколько прекрасного, чистого и доброго лежит даже в самой ограниченной человеческой натуре. Порой человек, не имеющий ровным счётом ничего сам, отдаёт это самое «ничего» без остатка, умеет сострадать и любить.

В изображении людских страданий и несправедливости, царящих в мире, Ф.М. Достоевский выражает свою собственную боль и страдания. Автор ищет собственные пути спасения человечества, он жаждет счастья людям, униженным и оскорблённым судьбой, он благоговейно, с состраданием относится к любому, даже самому приниженному человеку. В этом и заключается гуманность всех его произведений. В этом и заключается величие той задачи, которую ставил перед собой писатель: «восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств… оправдание униженных и всеми отринутых партий общества»


Часто обстоятельства жизни персонажа, узнаваемые в ходе повествования значительно позднее и внешне безотносительно к тем сценам, о которых раньше шла речь, дают важнейший материал для психологического анализа. Ретроспективное объяснение ожесточенности Грушеньки, ее «надрыва», всего ее инфернального поведения возникает лишь в третьей части романа (глава «Луковка»), где она рассказывает Алеше о своем обидчике, о пятилетних муках поруганной любви и ревности. Письмо, полученное месяц назад, до крайности обострило прежние воспоминания, возбудив тревоги и надежды. Весь месяц, как видно теперь, находилась она в смятенном состоянии духа, тогда же посетила и Катерину Ивановну («Обе вместе»). Только сейчас до конца понятным становится, какого душевного напряжения стоило Грушеньке решиться поведать свою историю Катерине Ивановне, которую она, по рассказам Дмитрия, представляла, очевидно, тоже глубоко страдающей женщиной. Но почувствовав, несмотря на внешнее радушие соперницы, ее покровительственный тон, особенно нестерпимый в пересказе душевной исповеди Грушеньки, она ответила Катерине Ивановне жестоким оскорблением. После главы «Луковка», возвращаясь памятью к этой ранней сцене, читатель, без всяких авторских напоминаний, имеет возможность значительно полнее и глубже понять психологию героини. Прием ретроспективной характеристики психологии персонажей, создаваемой без авторских разъяснений, одними композиционными средствами, характерен для романной структуры Достоевского. В главе «Бесенок» («Братья Карамазовы») Лиза Хохлакова признается Алеше, что иногда с садистским восторгом думает о распятом,четырехлетнем мальчике: «Хорошо. Я иногда думаю, что это я сама распяла. Он висит и стонет, а я сяду против него и буду ананасный компот есть». И далее. «Он Иван пришел, а я ему вдруг рассказала про мальчика и про компот, все рассказала, все, и сказала, что «это хорошо». Он вдруг засмеялся и сказал, что это в самом деле хорошо. Затем встал и ушел» Новый, неожиданный и важный штрих вносит это признание в характеристику Ивана Карамазова, который еще недавно в беседе с Алешей выступал гневным обличителем тех, кто заставляет страдать безвинных детей, отказывался от мировой гармонии во имя неотмщенной слезинки несчастного ребенка. Если бы такое признание сделано было в состоянии спокойном и трезвом, оно бы начисто перечеркивало всю исповедь Ивана как неискреннюю. В действительности же этого не происходит именно потому, что, как вскоре разъясняется самим развитием событий, Иван находится на грани безумия, связанного прежде всего со все большим и большим осознанием своей причастности к убийству отца. Ненависть и презрение к себе как вероятному убийце, несмотря на ожесточенное внутреннее сопротивление этой мысли, постепенно овладевают душой Ивана. Не этими ли чувствами, не этой ли пытливой направленностью внимания на самые жестокие и страшные свойства своей личности вызвана внезапная реплика Ивана? Если предположить, что слова Лизы Алеше: «Послушайте, теперь вашего брата судят за то, что он отца убил, и все любят, что он отца убил», были сказаны ею и Ивану, а это вполне вероятно, так как они непосредственно связаны с отношением к распятию, то реакция Ивана становится еще понятнее. Ведь Иван первый, кто, не будучи физическим убийцей, «полюбил» мысль об убийстве отца и внушил ее Смердякову- Но понять состояние духа Ивана в разговоре с Лизой можно лишь в свете всех последующих его нравственных мучений. С другой же стороны, причины особенной раздраженности Лизы, се самомучительства в упомянутом разговоре, объясняются отчасти стыдом за письмо, посланное Ивану и встреченное им с обидной холодностью (о своем отношении к письму Иван говорит Алеше позднее, и это объяснение проливает свет на прежнее настроение Лизы). Впоследствии выясняется даже, что само название главы «Бесенок» подсказано отношением Ивана. Взяв новое письмо Лизы из рук Алеши, «Иван тотчас же узнал руку. А, это от того бесенка! - рассмеялся он злобно». Но еще позже, в главе «Это он говорил», Иван свяжет свое ожесточение с ночными посещениями «черта», с муками собственной совести и попросит у Алеши прощения за оскорбление Лизы: «Мне нравится Лиза. Я сказал тебе про нее что-то скверное. Я солгал, мне она нравится». Это признание косвенно подтверждает представление о том душевном состоянии, в котором произнес Иван свои чудовищные слова о распятом ребенке. Лишь на следствии по делу Мити Карамазова выясняется, что весь последний месяц чувствовал он себя подлецом, укравшим деньги Катерины Ивановны, и тогда становится понятным его ожесточение и отчаяние. В таком именно состоянии он буянил в трактире, оскорбляя штабс-капитана Снегирева, избил отца и т. д. Читателю, уже давно и как будто вполне знакомому с трагедией Илюши Снегирева, в четвертой части «Карамазовых» неожиданно открывается психологическое обстоятельство первостепенной важности (история с Жучкой), которое повлияло на все поведение мальчика. Правда, здесь, в отличие от других случаев, связь событий определяется прямыми словами Коли Красоткина: «Поймите, что он таким образом уже предварительно приготовлен был к страшному раздражению». Но часто сопоставлять последующие сведения с предыдущими, извлекая из них новое знание психологии героев, должен сам читатель. Писателем заведомо предусмотрена его большая творческая активность в этом отношении.


Top