Главная мысль повести достоевского белые ночи. Белые ночи

Внес существенные поправки в текст по сравнению с журнальной редакцией. В частности, была исключена следующая фраза: «Говорят, что близость наказания производит в преступнике настоящее раскаяние и зарождает иногда в зачерствелом сердце угрызения совести. Говорят, что это действие страха». По-видимому, после каторги будущий автор «Записок из Мертвого дома » счел неуместным беглое упоминание о «преступлении и наказании » в повести, вовсе не связанной с этой темой. В это же время Достоевский существенно дополнил рассказ героя перечислением его любимых исторических и литературных образов (со слов: «Вы спросите, может быть, о чем он мечтает?» до слов «...мой маленький ангельчик»). Из этого нового отрывка видно, как сильно волнуют рассказчика «Белых ночей» героико-романтические темы, что составляет резкий контраст с его полной пассивностью и слабостью в реальной жизни. Повесть «Белые ночи», так же как и «Неточку Незванову », Достоевский посвятил своей излюбленной теме мечтателя. Эта тема всю жизнь волновала Достоевского, и в 1876 г. он даже собирался писать роман «Мечтатель».

Герой «Белых ночей» – бедный петербургский интеллигент, человек высокой духовной культуры. Он дорог писателю именно тем, что в мире пошлых, обывательских интересов чувствует себя чужим, неприспособленным. Сам мечтатель очень точно характеризует свою жизнь как «смесь чего-то чисто фантастического, горячо-идеального и вместе с тем... тускло-прозаичного и обыкновенного, чтоб не сказать: до невероятности пошлого». Мечтательство – своеобразная форма протеста против пошлости.

Иллюстрация к повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»

В фельетонах «Петербургская летопись» (1847) Достоевский объяснял мечтательство социальными условиями; его герой не в состоянии найти такую деятельность, которая соответствовала бы высокому человеческому идеалу: «...Много ли нас, русских, имеют средства делать свое дело с любовью, как следует; потому что всякое дело требует охоты, требует любви в деятеле, требует всего человека. Многие ли, наконец, нашли свою деятельность? А иная деятельность еще требует предварительных средств, обеспеченья, а к иному делу человек и не склонен, – махнул рукой, и, смотришь, дело повалилось из рук. Тогда в характерах, жадных деятельности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью, и человек делается, наконец, не человеком, а каким-то странным существом среднего рода – мечтателем ». Уходя в замкнутый, фантастический мир, мечтатель Достоевского обрекает себя на полное и трагическое одиночество. «...Действительность производит впечатление тяжелое, враждебное на сердце мечтателя, и он спешит забиться в свой заветный золотой уголок, который на самом деле часто запылен, неопрятен, беспорядочен, грязен. Мало-помалу проказник наш начинает чуждаться общих интересов, и постепенно, неприметно, начинает в нем притупляться талант действительной жизни. Ему, естественно, начинает казаться, что наслаждения, доставляемые ему своевольной фантазией, полнее, роскошнее, любовнее настоящей жизни».

Таков именно и герой повести «Белые ночи». «Я мечтатель, у меня так мало действительной жизни», – признается он. Характерно, что в повести, которая представляет собой воспоминания самого героя, только однажды, вскользь сказано, что он где-то служит. Служба, отношения с сослуживцами, составляющие предмет постоянных и мучительных размышлений других героев Достоевского – Девушкина, Голядкина, Прохарчина, вовсе не интересуют героя «Белых ночей». В его мечтах причудливо сочетается дружба с Гофманом и геройская роль при взятии Казани , рыцарская любовь и сражение при Березине . Мечтатель – поэт в душе: ему легко представить себе характер незнакомого человека по одной физиономии, он даже с домами «сводит знакомство», различая их по «голосам». Разговорная речь героя романтически стилизована. Недаром Настенька замечает, что он говорит, «точно книгу читает». Да и сам герой ясно видит свою несостоятельность, ущербность. Самыми дорогими были для него минуты приобщения к действительности.

Ф. М. Достоевский. Белые ночи. Аудиокнига

В отличие от гоголевского мечтателя художника Пискарева («Невский проспект »), для которого первое столкновение с жизнью оказалось гибельным, так как действительность грубо обманула мечту, герой Достоевского увидел в самой жизни то, что лучше, выше мечты. Но это открытие не принесло счастья отшельнику со «слабым сердцем». Его удел – самоотречение и горькое одиночество. В облике мечтателя есть черты, сближающие его с Девушкиным, хотя он находится на более высокой ступени развития. Эти черты – нравственная чистота, мягкость и полная самоотверженность в любви – свойственны самым дорогим героям Достоевского и, в частности, такому автобиографическому герою, как писатель Иван Петрович в романе «

«Белые ночи»: краткое содержание повести Достоевского

Герой «Белых ночей», от имени которого ведется повествование, — это молодой человек, мелкий чиновник, годового жалованья которого размером всего в тысячу двести рублей недостаточно для того, чтобы позволить себе жениться. Вот такой бедный служивый человек, у которого нет в Петербурге ни собственности, ни связей, является типичным для Достоевского интеллигентом. Достоевский и сам какое-то время вел жизнь мелкого служащего — когда работал чертежником в Санкт-Петербургской инженерной команде. За свою жизнь Федор Михайлович написал около тридцати художественных произведений, в трети из них главным героем выведен чиновник — наверное, оттого, что это был типаж, наиболее известный писателю.

«Бедные чиновники» Достоевского — это люди низкого статуса, их работа неинтересна и скучна. Никто из них не любит ее, они ждут окончания рабочего дня, словно школьники. Вместе с тем эти бедные чиновники — подобно самому Достоевскому и его друзьям — не лишены в душе поэтического чувства, они находятся во власти прекрасных и несбыточных снов, и им нужны понимающие друзья, которым они могли бы излить душу. Начиная с мелкого чиновника Макара Девушкина, героя первого произведения Достоевского «Бедные люди», который мечтает стать поэтом, эта парадигма не меняется. Герой «Белых ночей» тоже «мечтатель», он ненавидит службу — спит и видит, как бы сбежать с нее. После службы он бродит допоздна в полном одиночестве и без всякой видимой цели по летнему Петербургу, над которым стоят белые ночи, — он мечтает обрести друга, который бы выслушал его заветные мысли. Дома при этом оживают, от тех, с кем он в приятельских отношениях, герой слышит: «Здравствуйте; как ваше здоровье? и я, слава богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят второй этаж»; «Как ваше здоровье? а меня завтра в починку» и т. д. Вот такие «разговоры» ведет молодой человек в глубине своей души.

В этом типаже одинокого мечтателя, слоняющегося по городу, тогдашние читатели — молодые российские интеллигенты — узнавали самих себя, и он возбуждал их сочувствие.

И вот однажды вечером этот молодой человек, изголодавшийся по разговору с «другом», вдруг случайно знакомится на берегу канала с Настенькой — семнадцатилетней девушкой, чистой и прекрасной, которой тоже требуется «друг».

В том же месте и в тот же вечерний час они встречаются и на другой день, и на следующий. Молодой мечтатель, которому прежде не доводилось встретить человека, который бы выслушал его, с воодушевлением и без устали повествует о своих мечтах, мыслях и чувствах. Настенька же, будто бы растворяясь в этом монологе, позабыв обо всем на свете, сочувственно выслушивает его признания.

В конце концов и она сама начинает рассказывать о себе. Она живет вместе со своей слепой бабушкой. Какое-то время назад в их доме снимал комнату молодой жилец, который пообещал жениться на ней. Однако по каким-то делам ему пришлось уехать в Москву на год. Он пообещал сразу по возвращении связаться с ней. И вот год прошел, ей точно известно, что он в Петербурге, но он не появляется у нее в доме и даже не дает знать о себе.

Мечтатель, хоть он и страстно влюблен в Настеньку, словно старший брат своей младшей сестры, соглашается доставить письмо Настеньки ее возлюбленному. Однако ответа от него все равно нет. И тогда на четвертый вечер Настенька, вроде бы порывая с ним, предлагает Мечтателю поселиться в их доме в качестве нового жильца. Счастью Мечтателя нет границ. Но в эту самую минуту рядом с ними проходит, словно черная тень, этот самый молодой человек. И тогда Настенька немедленно бросается ему в объятья.
В самом конце повествования Мечтатель, находясь в своей комнате и пребывая в самом мрачном расположении духа, получает послание от Настеньки, в котором она называет Мечтателя своим другом и братом. Мечтатель же обещает молиться за ее счастье и вспоминает счастливые минуты, проведенные подле нее. «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?» — восклицает он.

«Белые ночи»: анализ повести Достоевского

«Белые ночи» — это полное высокой лирики повествование, которое хочется назвать городским вариантом «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Это еще и прогулка по Петербургу, это еще и «признание в любви», свойственное молодому Достоевскому.

В «Белых ночах» нет привкуса быта; хоть это и любовная история, здесь отсутствуют сомнения и ревность. Это словно руководство по тому, какой должна быть горячая и чистая любовь и бескорыстная дружба. Если посмотреть на грязные любовные эмоции, описанные в «Братьях Карамазовых», то задашься вопросом: а одному ли человеку принадлежит авторство этих двух произведений?

Любовь, представленная в «Белых ночах», — это та самая идеальная любовь, о которой мечтали молодой Достоевский и его современники — бедные образованные юноши. Ради любимой женщины ты готов быть мальчиком на побегушках, ты готов принести себя в жертву и издалека молиться о ее счастье — вот такая любовь, как будто списанная с романов для девушек, и представала в качестве идеала любви. Советский литературовед Комарович, отвечая на вопрос, почему Достоевский преклонялся перед таким слащавым идеалом, анализирует идейный фон того времени.

В 40-х годах XIX в. российская интеллигентная молодежь, включая и самого Достоевского, была увлечена французскими утопистами, ядро убеждений которых состояло в том, чтобы стать прекрасными жертвователями, готовыми отказаться от себя ради любви к другим людям; они полагали, что принесение себя в жертву есть высшее проявление любви. Эти идеи глубоко запали в душу Достоевского, они и определили тот свойственный ему тип любви, которому он оставался верен начиная с молодости и до конца жизни (см.: В. Л. Комарович. «Юность Достоевского»).

После сибирской ссылки Федор Михайлович написал «Униженных и оскорбленных». В этом произведении он вывел писателя, который, несомненно, является его автопортретом. И здесь тоже Достоевский предоставил писателю роль жертвователя, который прилагает все силы для того, чтобы сложились отношения между женщиной, которую он сам любит, и другим мужчиной, т.е. своим соперником. Оттого, что он приносит себя в жертву, писатель испытывает особую тайную сладость. Получается, что принесение себя в жертву является доказательством чистоты любовного чувства.

В Сибири Достоевский влюбился в Марию Исаеву, которая была замужем. Впоследствии они сочетались браком, но в течение какого-то времени их отношения развивались в рамках указанной любовной парадигмы. Федор Михайлович совершенно серьезно отказывался от нее в пользу молодого учителя Николая Вергунова, который ухаживал за ней.

В «Зимних заметках о летних впечатлениях» Достоевский несколько занудно пишет о психологических аспектах любви и подчеркивает, что никем не понуждаемая жертвенность есть высшее проявление любви, что нельзя допускать ни малейшего проявления эгоизма.

Поразительно, что, несмотря на ужасную десятилетнюю ссылку и два брака, Федор Михайлович все равно остался верен своему юношескому идеалу жертвенной любви. Причиной такого постоянства является, по всей вероятности, то, что душа Достоевского любила страдание, что и предполагает преклонение перед жертвенной любовью. Как явствует из «Слабого сердца», он преклонялся перед идеалом прекрасной любви-дружбы, но боялся ее осуществления, он страдал некоей «фобией» по отношению к реализации мечты. Когда Мечтатель стоит на пороге своего счастья, является черная тень, и Настенька покидает его. Что это, как не боязнь реализации? Достоевский хотел счастья, но он не хотел, чтобы оно сбылось.

Достоевский не был практическим человеком, который имеет определенную цель, и под влиянием опыта и обстоятельств переделывает себя наново. Нет, у него с самого начала есть некая мечта или идея, он видит мир только через призму своей мечты, и эта навязчивая идея влечет его.

Мечтатель из «Белых ночей» преклоняется перед прекрасной дружбой-любовью, и он обретает друга в лице Настеньки. Но это же самое преклонение заставляет его принести себя в жертву, и он остается один. Он — пленник своих представлений о дружбе и любви, и из этой западни он выбраться не может.

Достоевского относятся к жанру сентиментального романа. Композиция произведения представляет немалый интерес для исследователей: роман состоит из нескольких новелл, каждая из которых повествует об одной романтической ночи из жизни главного героя.

Завязка

Ночи" Достоевского ведется от лица молодого человека, который сам себя именует "мечтателем". Как и во многих других произведениях великого русского романиста, действие происходит в Санкт-Петербурге: мечтатель живет здесь уже восемь лет, снимает маленькую комнатушку, ходит на службу. У него совсем нет друзей, в свободное время юноша предпочитает одиноко бродить по улицам, вглядываясь в дома. Однажды на набережной он замечает девушку, которую преследует навязчивый господин. Пожалев рыдающую незнакомку, мечтатель прогоняет подвыпившего франта и провожает ее домой.

Система образов

В романе "Белые ночи" Достоевского литературоведы выделяют двух центральных персонажей: повествователя и Настеньку. Это живая, непосредственная и доверчивая девушка, она рассказывает мечтателю немудреную историю своей жизни: после смерти родителей девочка жила со слепой бабушкой, которая так пеклась о ее нравственности, что пришпиливала за юбку булавкой к своему платью. Жизнь обеих женщин изменилась, когда у них поселился постоялец. Настя влюбилась в него, однако он отговорился бедностью и обещал жениться на ней через год, после чего исчез.

Развязка

"Белые ночи" Достоевского заканчиваются в лучших традициях автора "Пятикнижия": мечтатель, выступая в амплуа благородного любовника, вызывается лично передать письмо Настеньки ее коварному возлюбленному, однако тот не отвечает. Молодые люди собираются связать себя узами брака. Однако если бы в финале у героя все было хорошо, это не был бы Достоевский. "Белые ночи" заканчиваются следующим образом: во время прогулки Настя встречает бывшего жильца; оказывается, он никогда не забывал девушку. Влюбленные воссоединяются, а романтические, волшебные ночи мечтателя сменяются хмурым, дождливым утром.

Главный герой

Что же касается образа мечтателя, то о нем следует сказать следующее: одинокий, гордый, тонко чувствующий юноша, способный на глубокие переживания. Он как бы открывает целую галерею подобных персонажей у великого русского романиста.

Образ мечтателя можно считать автобиографичным: за ним скрывается сам Достоевский. "С одной стороны, - декларирует писатель, - выдуманная жизнь уводит от подлинной действительности; однако сколь велика ее творческая ценность. А ведь в конечном итоге только это одно и имеет значение".

"Белые ночи", Достоевский: краткое содержание

Если говорить коротко, то роман представляет собой историю несостоявшейся любви: герой готов все отдать ради любимой девушки, но когда его жертва оказывается ненужной, мечтатель не озлобляется, не проклинает судьбу и окружающих.

Он с улыбкой благословляет Настеньку на ее новую жизнь, любовь юноши оказывается такой же чистой и ясной, как белые ночи. Как и многие ранние произведения Достоевского, "Белые ночи" во многом продолжают традиции сентиментализма.

13.09.2018

В своих произведениях Достоевский поднимает вечные проблемы человеческого бытия, которые волновали людей и в 19 веке, и сейчас. В одном из самых ранних произведений писателя, в романе «Белые ночи», поднята тема социальной адаптации человека и попытка ответить на философские вопросы, что же такое счастье и какой должна быть любовь.

Статья написана в формате школьного сочинения.

Главный герой произведения отражен в образе Мечтателя, за которым не сложно увидеть самого Достоевского. Этот человек отличается от большинства других особым мышлением и отношением к миру. Мечтатель постоянно погружен в свои мысли, в которых он создает идеальные, на его взгляд, сюжеты и совершенно идеальных людей. Он склонен грезить о чем-то ярком и необычном, хотя признается, что глубоко в душе он очень робкий и одинокий, потому что чувствует себя лишним в окружающем мире. Скорее всего, реальность не соответствует представлению Мечтателя о прекрасном, и он сбегает от тяжелого и жестокого настоящего в мир своих грез.

Еще один важный персонаж – это Настенька, милая девушка, в которую влюбляется главный герой. Внезапно возникшая любовь к ней делает счастливым Мечтателя и возвращает его из возвышенных фантазий, пусть и ненадолго, в реальный мир. Он готов практически на всё ради того, чтобы возлюбленная была счастлива. Но в итоге Настенька покидает его и связывает свою судьбу с другим человеком. А Мечтатель снова остается в одиночестве и погружается в печаль и грезы.

Было ли счастливое будущее у Мечтателя с Настенькой? Не разрушатся ли столь прекрасные чувства при столкновении с реальной жизнью? Ведь они были знакомы так недолго, всего лишь несколько дней. А настоящие отношения – это каждодневный труд, совместные проблемы, которые нужно преодолевать вместе. Получилось бы это у Мечтателя, человека, с полным отсутствием не только опыта любовных отношений, но и просто опыта обычного общения? Может, несмотря на трагизм ситуации, это было лучшим вариантом развития событий? Ведь светлое чувство и хорошие воспоминания останутся с Мечтателем и дальше, а вот разочарование в реальном человеке, когда любовь разбивается о быт и разногласия, оставляет глубокие раны.

Одинокий Мечтатель чувствует себя непринятым окружающим миром, совсем чужим в нем. Но в то же время, он не презирает общество, а наоборот, испытывает огромную симпатию не только к малознакомым людям, но и к домам в Питере. Образ Петербурга в романе также играет немаловажную роль. Город представляется герою живым и дружелюбным, и Мечтателю кажется, будто деревья и строения на улице с ним общаются и понимают его. На всем протяжении романа, читатель может наблюдать постоянную рефлексию Мечтателя. Герой анализирует свое состояние, чувства, размышляет о своем существовании и о своем месте в этом мире.

Но все же, главный герой не был отвергнут обществом. Мечтатель сам сбежал в мир своих фантазий, он и сам отвергает мир, избегает других людей. Знакомство с Настенькой было первой попыткой реального взаимодействия с миром, и нельзя сказать, что она не удалась.

Девушка приняла его, пыталась понять. И даже согласившись выйти замуж за другого мужчину, которого она полюбила задолго до знакомства с нашим героем, Настенька предлагает юноше продолжение дружбы и общения. Ведь она – тоже мечтательница, оторванная от мира. Правда, не добровольно, как главный герой, а невольно, стараниями своей бабушки. Но Настенька, в отличие от Мечтателя, всеми силами пытается в мир вернуться, вырваться из убогого бабушкиного мирка.

Композиция произведения построена очень оригинальным образом. Роман «Белые ночи» содержит 5 глав – одно утро и четыре ночи. Эти ночи были очень важными в жизни Мечтателя, ведь ему посчастливилось испытать настоящие чувства к реальной девушке. Да, они оказались безответными, но он сохраняет возвышенность своей любви и благодарен Настеньке за нее. Его отвергнутая любовь не переходит в ненависть, как часто бывает и в жизни, и в книгах. В последней фразе романа и заключается главная мысль произведения: «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..» То есть, главный смысл жизни с точки зрения Мечтателя – это любовь, которая питает душу и наполняет ее блаженством. И тот, кто хотя бы раз испытал ее, может считать, что жил не зря.

Начнем с того, что Достоевский названием произведения сразу указал на то, что события происходят в Петербурге, а кроме того это названием является неким символом фантастичности и нереальности действия. Но помимо самого названия у повести есть два подзаголовка: "Сентиментальный роман" и "Из воспоминаний мечтателя". Они тоже нам многое говорят. Во-первых, о том, каков жанр и сюжетная линия, во-вторых, о том, что повествование будет идти от первого лица. Правда, сразу возникает вопрос: если своими воспоминаниями делится мечтатель, стоит ли ему всецело верить? Продолжим анализ повести "Белые ночи" Достоевского.

Главный герой повести - кто он?

Почему здесь автор решил построить рассказ от первого лица? Таким образом Достоевский придает повести определенный характер - мы видим исповедь, или размышления в автобиографическом уклоне. Не спроста многие критики сходятся во мнении, что образ главного персонажа напоминает самого автора, который еще молод. Хотя есть версия, что прототипом героя повести стал близкий друг Достоевского, и писал он вовсе не о себе, а о поэте А. Плещееве.

Важно подметить, что у главного героя нет имени. Да, он никак не назван, и таким приемом автор усилил связь с самим собой или своим другом. На самом деле по многим произведениям видно, что об образе мечтателя Достоевский размышлял постоянно, и в его планах была даже задумка сесть за написание романа, полностью отдавшись этой теме.

Анализ произведения "Белые ночи" подразумевает описание главного героя. Он хорошо образован, у него много сил и он молод, однако по характеру совсем робкий. Это одинокий мечтатель. Он грезит о романтике, и эти мысли уводят его от реальности. Мечтатель не думает о повседневных делах и заботах, выполняя их лишь по привычке, а в целом он чужой в своем окружении, и мир вокруг него тоже совсем чужой.

Чтобы обезличить своего героя, Достоевский даже подробно не пишет, на какой он службе состоит и чем в принципе занимается. Друзьями он не богат, девушки у него никогда не было. Все это служит поводом для насмехательств и отстранения людей от него. А самому мечтателю кажется, что он просто помятый грязный котенок, обиженный всеми вокруг, и от любого он ждет подлости.

Поговорим теперь немного о Настеньке - девушке, которую автор противопоставляет нашему мечтателю. Она утонченная и романтичная красавица, родственная душа. Однако, несмотря на это, Настенька наивная и даже ребячливая. Ее чувства искренние и сердечные, она хочет отстоять свое счастье, даже если придется взять возлюбленного и убежать вместе с ним, используя в этих целях того, с кем случайно познакомилась. Но девушке на самом деле самой нужна поддержка.

Другие детали анализа "Белые ночи"

Композиция повести "Белые ночи" традиционная. В тексте пять глав, и только одна называется "Утро" при том, что остальные имеют название "Ночь". Романтика белых ночей в корне поменяли мышление и ощущения мечтателя. Когда он встретился с Настенькой и полюбил ее, он был спасен от нереальных грез и почувствовал, что его жизнь наполнилась действительностью. Главный герой любит девушку чисто и бескорыстно, он даже готов пойти на жертвы ради этой любви.

В качестве эпилога повести Достоевский использует последнюю главу с названием "Утро". Эпилог драматичен и излучает надежду. Вот наступает дождливое серое утро, и все лучшее заканчивается. Прекрасные белые ночи позади, а одиночество снова рядом с мечтателем, но вот что важно в анализе произведения "Белые ночи": герой не обижен и не разочарован. Он простил девушку и благословил ее.

Одна из самых поэтичных повестей Достоевского "Белые ночи" является красивой утопией и мечтой о том, что если человек честен и бескорыстен, он может стать счастливым. А какая романтическая атмосфера создана благодаря фантастическим белым ночам Петербурга!




Top