Главная мысль рассказа последний из могикан. Тема освоения континента в романе Ф.Купера «Последний из могикан

Жанровое многообразие творчества Владимира Владимировича Маяковского - несомненное свидетельство его таланта. Он яркий поэт, создал драматические произведения «Клоп» и «Баня», «Мистерия-Буфф», мечтал написать роман. В своих драматических произведениях Маяковский развивал ту линию агитационно-плакатного искусства, которая возникла в первые годы после революции и отражала стремление демократизировать театр.

Маяковский считал, что «театр не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло», поэтому создает сатирические комедии, обличающие мещанство и бюрократизм, в борьбе с которыми формировался новый человек, укреплялся социалистический строй.

В пьесе «Клоп» 1929 года поэт объявляет непримиримую войну мещанству во всех его проявлениях. «Бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених», Присыпкин, переименовавшийся в Пьера Скрипкина, в действиях и речах выявляет свою обывательскую сущность. Обитатели «молодняцкого» общежития, люди из будущего, в которое зритель попадает вместе с героями пьесы, воспринимают Присыпкина и микроб мещанства, которым он поражен, как явления, не совместимые с законами, взглядами, укладом жизни нового общества. К «расчеловечиванию» Присыпкина, к превращению его в представителя вымершего рода - «обывателиус вульгарно» - сводится основное действие пьесы. Микроб мещанства, сатирически разоблаченный в пьесе, представляется как античеловеческая, антиобщественная сила, страшная своей способностью заражать общество.

Образом Олега Баяна в пьесе подчеркивается многоликость мещанства. Если Присыпкин - перерожденец, сделавший из своего пролетарского происхождения удобное прикрытие, то Олег Баян -- приспособленец, лживыми фразами прикрывающий прогнившее нутро обывателя, вскормленного старым миром и оставшегося верным ему. И этот вид мещанства не менее страшен для общества, чем присыпкинщина. Беспощадность в разоблачении мещанства придает пьесе боевой наступательный характер.

Пьеса «Баня» (1930 г.) направлена на не менее опасное явление - бюрократизм. Пьеса - сплав мечты и действительности, переплетение настоящего и будущего. Это достигается ис­пользованием фантастики, которая вплетается в реальную жизнь изобретателя Чудакова и его товарищей. Все действие сводится к борьбе за машину времени, создаваемую Чудаковым, которая позволит увидеть будущее, убедиться в реальности мечты, приближаемой каждодневно беззаветным трудом тысяч людей. Острый конфликт между настоящими строителями нового общества и Победоносиковым, стоящим на пути общества к будущему, разрастается в решительную схватку новых норм жизни с бюрократизмом, с победоносиковщиной. Фантастичность сюжета позволяет поэту показать неприемлемость бюрократических начал для общества будущего: машина времени сбрасывает тех, «что не нужны для коммунизма».

Политическая острота в постановке проблемы, меткость поэтического слова, изобретательность в создании сценического действия - отличительные особенности и этой пьесы Маяковского. Своими пьесами он успешно развивает комедийно-сатирические традиции русской классической литературы, традиции А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Особенно видны традиции гоголевского «Ревизора».

Пьесы Маяковского отличает политическая заостренность, сатирическая сила в изображении обывательщины и бюрократизма, реалистическая убедительность и симпатия к положительным героям, умение органически включать в развитие, действия фантастику. Сила обобщения и мастерство, присущие пьесам Маяковского, проверены временем.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Пьеса Н. В. Гоголя «Женитьба» была написана в 1842 году. Сразу по своему выходу она стала предметом многочисленных обсуждений и...
  2. Феерическая комедия В. В. Маяковского «Клоп» посвяще­на одной из центральных тем его зрелого творчества - кри­тике мещанства, разоблачению его низменной...
  3. В 1925 году Владимир Маяковский побывал в США, после чего написал цикл стихотворений под названием «Стихи об Америке» - противоречивый,...
  4. Обывательское отношение к жизни с юности очень раздражало Владимира Маяковского, который считал, что каждую минуту своего существования на земле человек...
  5. Свой первый поэтический сборник Владимир Маяковский издал в 1913 году, будучи студентом художественного училища. Это событие настолько изменило жизнь молодого...
  6. В 1928 году Владимир Маяковский отправился в заграничное путешествие, посетив Францию. Он был аккредитован в качестве журналиста газеты «Комсомольская правда»...
  7. Ранний период творчества Владимира Маяковского связан с таким литературным направлением, как кубофутуризм. Для него характерна игра слов и построение ассоциативного...

Билет 26.

Герои, конфликт и сюжет в «Последнем из могикан» Дж.Купера или Герои, сюжет, образы в «Песне о Гайавате» Г.Лонгфелло.

Дж. Купер «Последний из могикан» 1826

Сюжет:

Действие разворачивается на территории Северной Америки в 1757 году. Получены сведения, что к форту Уильям-Генри идёт армия врагов. В этот форт выдвигается подкрепление. Майору Хейворду Дункану даётся задание доставить начальнику форта Уильям-Генри его дочерей. Он решает ехать не по основной дороге, а по более короткому пути. Сопровождать их берётся индеец-скороход.

По пути к ним присоединился Давид Гамут. Вскоре они заблудились и вышли к озеру. На берегу их встретили двое индейцев (Ункас и Чингачгук) и белый охотник (Соколиный Глаз). После разговора с ними он выясняет, что индеец, провожающий их, ведёт их в ловушку. Они решают поймать индейца, но индеец ускользает в лес. После они укрываются на ночь в пещере, чтобы к утру проскользнуть мимо засады. Но утром на них нападают гуроны, и после недолгой схватки могикане и разведчик уплывают по реке, чтобы вызвать подкрепление в форте Уильям-Генри. Остальные укрываются в пещере. Но вскоре их находят и ведут в лагерь гуронов. По пути они останавливаются на горе, где их настигают могикане и разведчик. Оказалось, что они не пошли в форт, а погнались за пленниками и их похитителями.

Среди похитителей был индеец, сопровождавший их до этого. Это был Магуа, но он снова ускользнул. Затем они направились в форт Уильям-Генри. Форт окружили значительные силы врагов. В лесах было очень много мингов. Путешественники прорвались через кольцо окружения к форту и вошли в него.

Через несколько дней было объявлено временное перемирие. Были проведены переговоры, на которых главнокомандующий французской армии отдал англичанам перехваченное письмо, в котором говорилось о том, что подкрепления не будет, и осаждённые решили сдаться. Утром следующего дня осаждаемые выдвинулись из форта в путь. Но в ущелье на них напали минги и смели английскую армию. Алису схватил Магуа и побежал с поля боя, зная, что Кора побежит за ним. За Корой побежал Давид, распевающий песнь, чтобы успокоить нападавших. Гуроны думали, что он сумасшедший, и поэтому не трогали его. Таким образом, он также служил щитом для Коры. Они сели на лошадей и поскакали прочь. Через несколько дней на место битвы пришли Ункас, Чингачгук, разведчик, Хейворд и Мунро. Они искали тела девушек. Затем они увидели их следы и решили на следующий день начать поиски.

Путешественники решили, что Дункан проникнет в лагерь мингов под видом посланца белого вождя Канады и попытается похитить Алису. Дункан пришёл в лагерь гуронов и сделал вид, что он лекарь. Но во время разговора привели захваченного воина. Это оказался Ункас. После испытания, которое Ункас прошёл, чтобы его не убили, его привели в хижину, куда зашёл Магуа. Он узнал Ункаса и решил, что на рассвете его казнят. Тем временем один из вождей гуронов отвёл Хейворда в пещеру, где лежала его больная дочь. По дороге за ними увязался один из прирученных гуронами медведей. Они вошли в пещеру, вождь показал свою дочь и вышел. Медведь подошёл к Хейворду, его голова упала набок и оказалось, что это не медведь, а Соколиный Глаз в медвежьей шкуре.

В пещере они обнаружили Алису. Но внезапно появился Магуа. Он подпёр бревном дверь, из которой появился, но тут его схватил разведчик в шкуре медведя, и они связали его. Хейворд понёс Алису в лагерь делаваров, а Соколиный Глаз отправился вызволять Ункаса. После этого они тоже отправились в этот лагерь. В лагере делаваров их держали пленниками. Вскоре обман раскрылся. Магуа взял двадцать воинов и пошёл к лагерю делаваров. Оттуда он забрал Кору и ушёл обратно.

В лагере делаваров выяснилось, что Ункас - вождь делаваров. Пленников освободили, и они с делаварской армией пошли на лагерь мингов. Двадцать человек под предводительством Соколиного Глаза пошли в тыл гуронской армии. Но их засекли, и начался неравный бой. Вскоре подоспели основные силы, и в тяжёлом бою делавары победили. Остались только Магуа и двое его воинов. Они стали убегать. За ними побежали Ункас, Хейворд и разведчик. Они прошли через пещеру и вышли с другой стороны. В пещере Магуа взял Кору, и они побежали дальше. Но после выхода из пещеры она отказалась идти, и один минг её убил. В это же время сверху прыгнул Ункас и убил минга. В этот момент Магуа всадил три раза нож в грудь Ункаса. Магуа прыгнул на другую скалу, не удержался, соскользнул и повис над землёй. Разведчик выстрелил в него из ружья.

Ункаса и Кору похоронили, а Хейворд отвёз Алису обратно на родину. На этом произведение заканчивается.

Герои :

    Ункас, он же Быстроногий Олень.

    Чингачгук, он же Великий Змей.

    Разведчик Натти Бампо, он же Соколиный Глаз

    Глаз и Длинный Карабин.

    Майор Хейворд Дункан, он же Щедрая Рука.

    Девушки Кора и Алиса.

    Их отец - полковник Мунро.

    Магуа, он же Хитрая Лисица.

    Псалмопевец Давид Гамут.

Ункас и Чингачгук – могикане. Это крепкие сильные индейцы, хорошо видящие в темноте, умеющие отыскивать любые следы, хорошо ориентирующиеся в лесах и слышащие любой, даже самый тихий звук.

Главным героем романа является охотник и следопыт Натти Бампо. Суровый и справедливый, смелый и благородный, Бампо является одним из наиболее любимых героев Купера.

Магуа – злой, коварный, хитрый индеец, вождь из племени гуронов (мингов). Он, как и Ункас, любит девушку Кору и всё время пытается похитить её.

Майор Хейворд Дункан - смелый, отважный англичанин, сопровождающий девушек Кору и Алису в форт Уильям-Генри. Он был влюблён в Алису.

Кора – смелая, красивая, благородная девушка, дочь Мунро и негритянки с Вест-индийских островов.

Алиса – добрая, красивая, нежная девушка, сестра Коры, дочь Мунро и Алисы Грэхем.

Их отец - полковник Мунро - пожилой мужчина, очень любящий дочерей, главнокомандующий форта Уильям-Генри.

Псалмопевец Давид Гамут – учитель пения, свято почитающий песни; он всегда носил с собой книгу со святыми песнями.

Конфликт :

Конфликт между цивилизацией и природой преобразуется в столкновение «противоестественной» цивилизации пришельцев с естественными навыками и обычаями краснокожих аборигенов, а сама трагическая судьба индейцев становится одним из лейтмотивов повествования.

«Песня о Гайавате» Г.Лонгфелло

Сюжет : В основу ее сюжета был положен фольклор амери­канских индейцев. Во вступлении автор вспоминает музыканта Навадагу, когда-то в старинные времена певшего песнь о Гайавате: "О его рожденье дивном, / О его великой жизни: / Как постился и молился, / Как трудился Гайавата, / Чтоб народ его был счастлив, / Чтоб он шел к добру и правде". Верховное божество индейцев, Гитчи Манито - Владыка Жизни, - "сотворивший все народы", начертавший пальцем русла рек по долинам, слепил из глины трубку и закурил её. Увидев поднимавшийся к небу дым Трубки Мира, собрались вожди всех племен: "Шли Чоктосы и Команчи, / Шли Шошоны и Омоги, / Шли Гуроны и Мэндэны, / Делавэры и Могоки, / Черноногие и Поны, / Оджибвеи и Дакоты". Гитчи Манито призывает враждующие племена примириться и жить, "как братья", и предрекает появление пророка, который укажет им путь к спасению. Повинуясь Владыке Жизни, индейцы погружаются в воды реки, смывают боевые краски, закуривают трубки и пускаются в обратный путь. Победив огромного медведя Мише-Мокву, Мэджекивис становится Властелином Западного Ветра, другие же ветра отдает детям: Восточный - Вебону, Южный - Шавондази, Северный - злому Кабибонокке. "В незапамятные годы, / В незапамятное время" прямо с месяца упала на цветущую долину прекрасная Нокомис, дочь ночных светил. Там, в долине, Нокомис родила дочь и назвала её Веноной. Когда дочь выросла, Нокомис не раз предостерегала её от чар Мэджекивиса, но Венона не послушалась матери. "И родился сын печали, / Нежной страсти и печали, / Дивной тайны - Гайавата". Коварный Мэджекивис вскоре оставил Венону, и та умерла от горя. Гайавату вырастила и воспитала бабка. Став взрослым, Гайавата надевает волшебные мокасины, берет волшебные рукавицы, отправляется на поиски отца, горя желанием отомстить ему за гибель матери. Гайавата начинает бой с Мэджекивисом и вынуждает его отступать. После трехдневного сражения отец просит Гайавату прекратить бой. Мэджекивис бессмертен, его нельзя одолеть. Он призывает сына вернуться к своему народу, расчистить реки, сделать землю плодоносной, умертвить чудовищ и обещает сделать его после смерти владыкой Северо-Западного ветра. В лесной глуши Гайавата постится семь ночей и дней. Он обращается к Гитчи Манито с молитвами о благе и счастье всех племен и народов, и как бы в ответ у его вигвама появляется юноша Мондамин, с золотистыми кудрями и в зелено-желтых одеждах. Три дня Гайавата борется с.посланником Владыки Жизни. На третий день он побеждает Мондамина, хоронит его и затем не перестает навещать его могилу. Над могилой один за другим вырастают зеленые стебли, это иное воплощение Мондамина - кукуруза, пища, посланная людям Гитчи Манито. Гайавата строит пирогу из березовой коры, скрепляя её корнями тэмрака - лиственницы, делая раму из ветвей кедра, разукрашивает иглами ежа, окрашивает соком ягод. Затем вместе со своим другом силачом Квазиндом Гайавата поплыл по реке Таквамино и очистил её от коряг и мелей. В заливе Гитчи-Гюми Гайавата трижды забрасывает удочку, чтобы поймать Великого Осетра - Мише-Наму. Мише-Нама проглатывает пирогу вместе с Гайаватой, и тот, находясь в чреве рыбы, изо всех сил стискивает сердце огромного царя рыб, пока тот не погибает. Затем Гайавата побеждает злого волшебника Меджисогвона - Жемчужное Перо, которого охраняют страшные змеи. Гайавата находит себе жену, прекрасную Миннегагу из племени дакотов. На свадебном пиру в честь жениха и невесты танцует красавец и насмешник По-Пок-Кивис, музыкант Чайбайабос поет нежную песню, а старый Ягу рассказывает удивительную легенду о волшебнике Оссэо, сошедшем с Вечерней Звезды. Чтобы уберечь посевы от порчи, Гайавата велит Миннегаге во мраке ночи обойти поля обнаженной, и она послушно, "без смущенья и без страха" повинуется. Гаиавата же ловит Царя-Ворона, Кагаги, осмелившегося привести стаю птиц на посевы, и для острастки привязывает его на кровле своего вигвама. Гайавата придумывает письмена, "чтоб грядущим поколеньям / Было можно различать их". Страшась благородных стремлений Гайаваты, злые духи заключают против него союз и топят в водах Гитаи-Гюми его ближайшего друга музыканта Чайбайабоса. Гайавата от горя заболевает, и его исцеляют с помощью заклинаний и магических плясок. Дерзкий красавец По-Пок-Кивис учит мужчин своего племени играть в кости и безжалостно их обыгрывает. Затем, раззадорившись и зная к тому же, что Гайавата отсутствует, По-Пок-Кивис разоряет его вигвам. Вернувшись домой, Гайавата пускается в погоню за По-Пок-Кивисом. а тот, убегая, оказывается на бобровом плотине и просит бобров превратить его в одного из них, только больше и выше всех остальных. Бобры соглашаются и даже избирают его своим вождем. Тут на плотине появляется Гаиавата. Вода прорывает плотину, и бобры поспешно скрываются. По-Пок-Кивис же не может последовать за ними из-за своих размеров. Но Гайавате удается лишь поймать его, но не убить. Дух По-Пок-Кивиса ускользает и вновь принимает облик человека. Убегая от Гайаваты, По-Пок-Кивис превращается в казарку, только больше и сильнее, чем все остальные. Это и губит его - он не справляется с ветром и падает на землю, но снова бежит, и Гайавате удается справиться со своим врагом, только призвав на помощь молнию и гром. Гайавата лишается еще одного своего друга - силача Квазинда, которого погубили пигмеи, попавшие ему в темя "голубой еловой шишкой", в то время как он плыл в пироге по реке. Наступает суровая зима, и в вигваме Гайаваты появляются призраки - две женщины. Они мрачно сидят в углу вигвама, не говоря ни слова, лишь хватают лучшие куски пиши. Так проходит много дней, и вот однажды Гайавата просыпается среди ночи от их вздохов и плача. Женщины рассказывают, что они - души мертвых и явились с островов Загробной Жизни, чтобы наставить живущих: не нужно мучить умерших бесплодной скорбью и призывами вернуться назад, не нужно класть в могилы ни мехов, ни украшений, ни глиняных чаш - только немного пищи и огня в дорогу. Четыре дня, пока душа добирается до страны Загробной Жизни, надо жечь костры, освещая ей путь. Затем призраки прощаются с Гайаватой и исчезают. В селеньях индейцев начинается голод. Гайавата отправляется на охоту, но безуспешно, а Миннегага слабеет день ото дня и умирает. Гайавата, исполненный скорби, хоронит жену и четыре ночи жжет погребальный костер. Прощаясь с Миннегагой, Гайавата обещает скоро встретиться с ней "в царстве светлого Понима, / Бесконечной, вечной жизни". В селенье возвращается из далекого похода Ягу и рассказывает, что видел Большое Море и крылатую пирогу "больше целой рощи сосен". В этой лодке Ягу видел сто воинов, лица которых были выкрашены белой краской, а подбородки покрыты волосами. Индейцы смеются, считая рассказ Ягу очередной небылицей. Не смеется только Гайавата. Он сообщает, что ему было видение - крылатый челн и бородатые бледнолицые чужеземцы. Их следует встретить с лаской и приветом - так велел Гитчи Манито. Гайавата рассказывает, что Владыка Жизни открыл ему будущее: он видел "густые рати" народов, переселяющихся на Запад. "Разны были их наречья, / Но одно в них билось сердце, / И кипела неустанно / Их веселая работа: / Топоры в лесах звенели, / Города в лугах дымились, / На реках и на озерах / Плыли с молнией и громом / Окрыленные пироги". Но открывшееся Гайавате будущее не всегда лучезарно: он видит и индейские племена, гибнущие в борьбе друг с другом. Гайавата, а за ним и остальные индейцы, приветливо встречают приплывших на лодке бледнолицых и приобщаются к истинам, которые провозглашает наставник бледнолицых, "их пророк в одежде черной", - к началам христианской религии, рассказам "о Святой Марии-Деве, / О её предвечном Сыне". Гости Гайаваты засыпают в его вигваме, истомленные жарою, а сам он, простившись с Нокомис и со своим народом и завещая внимать мудрым наставлениям присланных из царства света гостей, уплывает в своей пироге на Закат, в Страну Понима, "к Островам Блаженных - в царство / Бесконечной, вечной жизни!"

Герои и образы:

Гайавата - лицо историческое. Он жил в XV ст., выходил из племени ирокезов, стал одним из вождей индейского народа. В фольклоре Гайавата наделен чертами сказочного героя. И в интерпретации Лонгфелло история Гайавата становится поэтической легендой, волшебной сказкой, в которой фантастическая выдумка переплетается с народной мудростью. Герой поэмы - существо необыкновенное, наделенный сказочной силой, чрезвычайным умом и отвагой. Все свои силы он отдает на благо людей. Это образ настоящего народного героя. Гайавата учит индейцев мастерству охоты и земледелия, он изобретает письменность, открывает тайну искусства лечения.

Он познает тайны природы, понимает голоса животных и птиц, умеет слушать шум ветра, плеск реки. В поэме созданы прекрасные картины природы Северной Америки, описан быт индейских племен. Достоверность описания одежды, оружия, украшений объединяется со смелым полетом фантазии. Образы героев поэтические: отважный и нежный Чайбайабос, простодушный и смелый Квазинд, стройная и гибкая Венона, прекрасная Нокомис. Все они - энергичные и отважные люди, которые заботятся о счастье и активно стремятся к нему. В заключительной части поэмы Гайавата призывает соплеменников жить в дружбе с белыми и прислушаться к их мудрым советам. Финал поэмы пронизан духом всепрощения.

Американский исследователь ирокезского фольклора X. Хейл, комментируя образ Гайаваты, созданный Лонгфелло, отмечает его «составляющие»: в нем слились воедино черты легендарного вождя ирокезов Хайонваты, Таронхайавагона (божество индейцев племени сенека) и мифологического героя индейцев оджибве Манабозо. Есть суждение, что среди многочисленных «прототипов», повлиявших на создание образа Гайаваты, был и знакомый Лонгфелло, Джордж Копуэй (1818-1863) - вождь индейцев оджибве, а затем проповедник и литератор.

Гайавата не только мифологический - он еще и романтический герой, воплощающий идеал американских романтиков, их мечту о герое, который наиболее полно слит с природой (Эмерсон). Гайавата с детства учится понимать природу, свободно общаться со всем живым и неживым в ней, знать ее язык. Его разум способен воспринимать и постигать природу. Романтизированы отношения между Гайаватой и его женой, между Гайаватой и его друзьями. Гайавата объединяет в себе черты поэта и воина - он призван освободить мир от чудовищ, он пример доброты и благородства. В образе Гайаваты Лонгфелло как бы спрессовывает воедино три времени: мифологическое время первопредков (время зарождения ритуалов и обычаев, зарождения письменности и поэзии), время историческое (объединение ирокезских племен) и время идеальное (в котором Гайавата выступает в качестве гостеприимного хозяина, подготовившего свой народ к встрече с белыми христианами, как бы передающего свои земли и их обитателей новой эпохе заселения Америки европейцами). Таким образом, Гайавата превращается в грандиозный образ народного героя, связующий прошедшее, настоящее и будущее.

«Последний из могикан» - исторический роман Джеймса Фенимора Купера

«Последний из могикан» краткое содержание

Действие романа происходит в британской колонии Нью-Йорк в августе 1757 года, в разгар Франко-индейской войны. Часть романа посвящена событиям после атаки на форт Уильям-Генри, когда с молчаливого согласия французов их индейские союзники вырезали несколько сотен сдавшихся английских солдат и поселенцев. Охотник и следопыт Натти Бампо, представленный читателю в первом (по порядку развития действия) романе «Зверобой», вместе со своими друзьями-индейцами из племени могикан - Чингачгуком и его сыном Ункасом - участвуют в спасении двух сестёр, дочерей британского командира.

В это неспокойное время дочери полковника Мунро – Кора и Алиса – решили навестить родителя в осажденном английском форте Уильям-Генри, что находился на озере Лейн-Джордж в провинции Нью-Йорк. Чтобы сократить путь, девушки в сопровождении майора Дункана Хейворда и рассеянного учителя музыки отделились от военного отряда и свернули на потайную лесную тропинку. Ее вызвался показать индеец-скороход Магуа по прозвищу Хитрая Лисица. Магуа из союзного племени мохоков заверял путников, что по лесной тропинке они доберутся до форта за несколько часов, в то время как по основной дороге им предстоит изнурительное путешествие, длиною в сутки.

Кора с Алисой смотрят с подозрением на молчаливого провожатого, что лишь бросает отрывистые взгляды исподлобья и всматривается в гущу леса. Хейворда также посещают сомнения, но появление нескладного учителя музыки, который спешит в Уильям-Генри, разряжает обстановку. Под девичий смех и песни маленький отряд сворачивает на роковую лесную тропу.

А в это время на берегу быстроводного лесного потока белокожий охотник Натаниэль Бампо по прозвищу Соколиный Глаз вел неспешную беседу со своим другом – индейцем Чингачгуком, Великим Змеем. Тело дикаря было покрыто черно-белой краской, что придавало ему устрашающую схожесть со скелетом. Его гладко обритую голову украшал один единственный хвост волос с большим пером. Чингачгук рассказывал охотнику историю своего народа от светлых времен, когда его праотцы жили в мире и достатке, и до темного часа, когда они были вытеснены бледнолицыми людьми. Теперь от былого величия могикан не осталось и следа. Они вынуждены таиться в лесных пещерах и вести жалкую борьбу за выживание.

Вскоре к приятелям присоединяется молодой индеец Ункас по прозвищу Быстроногий Олень – сын Чингачгука. Троица устраивает охоту, но запланированную трапезу прерывает топот лошадиных копыт. Бампо не распознает его среди лесных звуков, однако мудрый Чингачгук тут же припадает к земле и сообщает – едет несколько всадников. Это люди белой расы.

У реки в самом деле появляется малочисленная компания: военный, нескладный мужчина на старой кляче, две очаровательные барышни и индеец. Это дочери полковника Мунро со своими сопровождающими. Путники немало обеспокоены – недолго до захода солнца, а конца лесу не видать. Кажется, их провожатый сбился с пути.

Соколиный Глаз тут же ставит под сомнение честность Магуа. В эту пору года, когда реки и озера полны водами, когда мох на каждом камне и дереве сообщает о будущем расположении звезды, индеец просто не может потеряться в лесу. Кто ваш провожатый? Хейворд сообщает, что Магуа – мохох. Точнее, гурон, принятый племенем мохох. «Гурон? – восклицает охотник и его краснокожие спутники, – Это предательское, вороватое племя. Гурон останется гуроном, кто бы ни принял его к себе… Он всегда будет трусом и бродягой… Надо только удивляться, что он еще не заставил вас наткнуться на целую шайку».

Соколиный Глаз собирается немедленно подстрелить лживого гурона, но Хейворд его останавливает. Он хочет лично схватить скорохода более гуманным способом. Его план проваливается. Хитрая Лисица умудряется скрыться в лесной чаще. Теперь путникам нужно как можно быстрее уйти с опасной тропы. Предатель, скорее всего, наведет на них воинственную шайку ирокезов, от которых нет спасения.

Соколиный Глаз приводит барышень и их провожатых на скалистый остров – одно из тайных убежищ могикан. Здесь компания планирует остаться на ночлег, чтобы утром отправиться в Уильям-Генри.

Красота юной белокурой Алисы и старшей темноволосой Коры не остается незамеченной. Больше всех очарован молодой Ункас. Он буквально не отходит от Коры, оказывая девушке различные знаки внимания.

Однако изнуренным путникам было не суждено отдохнуть в каменном убежище. Засада! Ирокезам, ведомым Хитрой Лисицей, все же удалось выследить беглецов. Соколиный Глаз, Чингачгук и Ункас вынуждены мчаться за подмогой, в то время как дочери Мунро оказываются в плену.

Кора и Алиса теперь в руках Хитрой Лисицы. Оказывается, таким образом индеец пытается свести личные счеты с полковником Мунро. Много лет назад он приказал высечь Магуа за пьянство. Тот затаил злобу и долго выжидал подходящего времени для расплаты. Наконец, час настал. Он хочет взять в жены старшую Кору, но получает решительный отказ. Тогда рассвирепевший Магуа сожжет заживо своих пленников. Когда кострище уже разложено, поспевают Соколиный Глаз с подмогой. Гуроны разбиты, Магуа застрелен, прекрасные пленницы освобождены и едут вместе со своими спутниками в форт к отцу.

В это время французы занимают Уильям-Генри. Англичане, в том числе и полковник Мунро с дочерьми, вынужден покинуть укрепление. В пути обозы настигает воинственное племя с Магуа. Оказывается, индеец только претворился мертвым в схватке на каменном острове. Он вновь похищает Кору и Алису. Первую Хитрая Лисица отправляет к делаварам, вторую забирает с собой в земли гуронов.

Влюбленный в Алису Хейворд устремляется спасать честь пленницы, а Ункас мчится выручать обожаемую Кору. При помощи хитроумного плана, в котором принимает участие Соколиный Глаз, майор крадет Алису из племени. Быстроногому Оленю, к сожалению, не удается спасти Кору. Хитрая Лисица вновь оказывается на шаг впереди.

Ункас, на этот момент уже верховный вождь делаваров, следует по пятам за похитителем. Делавары, которые много лет назад закопали свои томагавки, вновь вышли на тропу войны. В решающей битве они разбивают гуронов. Понимая, что исход сражения предрешен, Магуа достает кинжал, собираясь зарезать Кору. Ункас бросается в защиту любимой, но опаздывает на несколько мгновений. Предательский клинок Лисицы пронзает Ункаса и Кору. Злодей торжествует недолго – его тут же настигает пуля Соколиного Глаза.

Хоронят молодых Кору и Ункаса, Быстроногого Оленя. Чингачгук безутешен. Он остался один, сирота в этом мире, последний из могикан. Но нет! Великий Змей не одинок. У него есть верный товарищ, который в этот горький момент стоит рядом. Пусть у его спутника другой цвет кожи, другая родина, культура, и колыбельные ему пели на чужом непонятном языке. Но он будет поблизости, что бы не случилось, ведь он тоже сирота, заблудившаяся в приграничной зоне Старого и Нового света. И имя ему Натаниэль Бампо, а прозвище – Соколиный глаз.

» – самый популярный роман американского писателя Фенимора Купера, принесший ему мировую славу. Роман «Последний из могикан» – книга поистине легендарная, и в равной степени интересная для детей и взрослых. «Последний из могикан» – это роман о людях смелых, суровых и благородных; это история борьбы и гибели индейцев Северной Америки под натиском буржуазной «цивилизации». Роман «Последний из могикан» повествует об истории борьбы и гибели индейцев Северной Америки под натиском современной цивилизации. Главным героем романа является охотник и следопыт Натти Бампо. Суровый и справедливый, смелый и благородный, Бампо является одним из наиболее любимых героев Купера.

В войнах между англичанами и французами за обладание американскими землями (1755–1763) противники не раз использовали междоусобицы индейских племен. Время, описанное в романе «Последний из могикан» , было трудное и жестокое, опасности подстерегали героев на каждом шагу. И, неудивительно, что ехавшие в сопровождении майора Дункана Хейворда к командующему осажденным фортом отцу девушки волновались. Особенно тревожил Алису и Кору - так звали сестер - индеец Магуа, по прозвищу Хитрая Лисица. Он вызвался провести их якобы безопасной лесной тропой. Дункан успокаивал девушек, хотя сам начинал волноваться: неужели они заблудились?

Действие романа «Последний из могикан» происходит в британской колонии Нью-Йорк в августе 1757 года, в разгар Франко-индейской войны. Часть романа «Последний из могикан» посвящена событиям после атаки на форт Уильям-Генри, когда с молчаливого согласия французов их индейские союзники вырезали несколько сотен сдавшихся англо-американских солдат и поселенцев. Охотник и следопыт Натти Бампо, представленный читателю в первом (по порядку развития действия) романе Зверобой, вместе со своими друзьями-индейцами из племени могикан - Чингачгуком и его сыном Ункасом - участвуют в спасении двух сестёр, дочерей британского командира. Опасные странствия заканчиваются благополучно - путники достигают форта. Под покровом тумана им, несмотря на осаждающих форт французов, удается проникнуть внутрь. Отец наконец-то увидел своих дочерей, но радость встречи омрачена тем, что защитники форта вынуждены сдаться, правда, на почетных для англичан условиях: побежденные сохраняют знамена, оружие и могут беспрепятственно отступить к своим. В итоге делавары ступят на тропу войны, а благодаря умелому руководству Ункаса, делавары одерживают решительную победу – гуроны разбиты. Магуа, захватив Кору, бежит, но Соколиный Глаз рассчитывается со злодеем. Осиротевший народ, осиротевшие отцы, торжественное прощание. Делавары только что потеряли обретенного было вождя - последнего из могикан (сагамора), но одного вождя заменит другой; у полковника осталась младшая дочь; Чингачгук потерял все.

Исторический роман «Последний из могикан» американского писателя Джеймса Фенимора Купера романа, повествует о жизни на американском фронтире и одним из первых изображает своеобразие духовного мира и обычаев американских индейцев.

Познавательный аспект:

Предложить поразмышлять над тем, какое значение вкладывается в понятие “пленный”.

Развивающий аспект:

Продолжить формирование умения анализировать систему образов, работая над фрагментом художественного произведения.

Воспитывающий аспект:

Подвести учеников к пониманию того, что любому пленному должна быть гарантированна жизнь, и отношение к нему должно быть гуманным.

1. Вступительное слово учителя.

Второй год мы с вами обсуждаем проблемы, поднятые в книги “Вокруг тебя – мир…” Пожалуй, самая животрепещущая из них – это право человека на уважение его достоинства. Помните, на уроках мы наблюдали, как Петя Ростов проявлял искреннее сочувствие к маленькому пленному французу-барабанщику, открыто жалел его? Мы пытались представить, какие чувства испытывал пленник. А надо ли вообще задумываться над тем, что представляет собой пленный враг? Что он переживает? Пленного человека чуждых взглядов, традиций трудно жалеть, ему трудно сочувствовать.

2. Беседа.

Может ли пленный рассчитывать на гуманное отношение к себе со стороны своих победителей? (Мнения нескольких учащихся.)

Конечно, может, потому что “Войне надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать”, – так говорил великий русский полководец А. Суворов. Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку.

3. Вы прочитали фрагмент из романа Фенимора Купера “Последний из могикан”. (Выступление заранее подготовленного ученика. Краткие биографические сведения о Ф. Купере).

Спасибо. Вот здесь представлены несколько произведений: “Зверобой”, “Последний из могикан”, “Следопыт”, “Пионеры”. Я хочу поблагодарить ещё тех, кто, прочитав отрывок, выразил свои ощущения в рисунках. У вас получились прекрасные иллюстрации к произведению. Посмотрите, как чётко передан характер Ункаса: сильный, смелый. А вот жилище индейцев, как оно называется?

Какое впечатление произвёл на вас отрывок из романа? (Ответы ребят.)

Что представлялось вам ярче всего? (Ответы учащихся.)

4. Анализ эпизода.

Задание 1.

Перечислите всех, кто действует в этом эпизоде. (Учитель записывает на доске.)

Посмотрите на запись. Всё ли вас в ней устраивает? Отражает ли эта запись расстановку сил в ситуации конфликта в данном эпизоде? (Ответы учеников.)

(Ункас противостоит всем) Учитель убирает имя Ункаса и записывает его напротив всех героев.

Так кто такой Ункас? (Ункас – пленный.)

Задание 2.

Найдите в тексте выражения, показывающие отношение толпы к пленнику.

Найдите определение, которое более точно передаёт состояние толпы. (Ответы ребят.)

Чем объясняется именно такое отношение толпы к пленнику? (Ответы учащихся.)

Кто выделяется в беснующейся толпе? (Колдунья и мальчик.)

Задание 3.

Найдите в тексте слова, позволяющие составить портрет колдуньи. (На экране высвечивается описание портрета старухи.)

Как вы думаете, чьими глазами мы видим эту старуху? Объясните свою точку зрения, обратившись к тексту.

А какой дополнительный акцент приобретает этот эпизод благодаря тому, что рядом с колдуньей появляется фигура мальчика? (Контраст усиливает негатив толпы.)

Как ведёт себя среди этой толпы пленник? (Ответы учеников.)

Задание 4.

Найдите в тексте слова, выражения, при помощи которых описывается поведение пленника. Какое слово повторяется чаще всего? (Спокойный.)

В какой момент спокойствие покинуло его и почему? (Ответы учащихся.)

Мы отмечаем, что Ункас держался с чувством собственного достоинства. Как вы понимаете значение слова “достоинство”? (Запись на доске.)

Был ли среди участников эпизода кто-то, кто оценил самообладание пленника? (Вожди и большая часть знаменитых воинов.)

Но, тем не менее, они были непреклонны в своём решении. Как вы думаете, о каком решении идёт речь? Что ожидало пленника? (Ответы учеников.)

Как вы думаете, почему его ждала такая судьба? (Он был беззащитен, бесправен, людьми руководила ненависть.)

Какой была бы, по-вашему, участь воина, взятого в плен племенем Ункаса? (Такой же.)

Совместимы ли для вас понятия “пленный” и “достоинство”? (Ответы учащихся.)

Всякий ли пленный, на ваш взгляд, обладает честью и достоинством? (Ответы ребят.)

5. Продолжение беседы.

Обращение с военнопленными всегда волновало лучших людей мира. Участь человека, оказавшегося в плену, зависит от соблюдения норм международного гуманитарного права. В 1949 году была принята Третья Женевская конвенция об обращении с военнопленными. В нём говорится о том, что военнопленные имеют право на гуманное обращение независимо от расы, цвета кожи, национальности, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения. Конвенция запрещает негуманные действия по отношению к пленным (посягательство на жизнь и здоровье, оскорбление и унижение человеческого достоинства.)

6. Заключительное слово учителя.

Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас сохранил в душе то, о чём мы говорили на уроке. Чтобы “совесть”, “благородство” и “достоинство” были с вами всю вашу жизнь.

Совесть, благородство, и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь…

Б. Окуджава

7. Домашнее задание.

Если вас заинтересовала история Ункаса, и вы хотите знать дальнейшую судьбу героев, прочитайте роман Дж. Ф. Купера “Последний из могикан” полностью и поразмыслите над тем, какое значение для героев романа имеют понятия “совесть”, “благородство” и “достоинство”.




Top