Группа динамит участники. Группа "Динамит": история, состав

Б. Шумерский язык

Шумерский – агглютинативный язык, а не флективный, как индоевропейские или семитские языки. Его корни в целом неизменяемы. Основной грамматической единицей является скорее словосочетание, нежели отдельное слово. Его грамматические частицы скорее склонны сохранять свою независимую структуру, нежели выступать в сложной связке с корнями слов. Поэтому структурно шумерский язык немало напоминает такие агглютинативные языки, как турецкий, венгерский и некоторые кавказские. Что касается словаря, грамматики и синтаксиса, шумерский язык все же стоит особняком и, похоже, не связан ни с каким-либо другим языком, живым или мертвым.

В шумерском языке есть гласные: три открытых – а, е, о – и три соответствующих закрытым гласным – а, к, и. Гласные выговаривались не строго, а часто изменялись в соответствии с правилами звуковой гармонии. Это прежде всего касалось гласных в грамматических частицах – они звучали кратко и не акцентировались. На конце слова или между двумя согласными они часто опускались.

В шумерском языке пятнадцать согласных: б, п, т, д, г, к, з, с, ш, х, р, л, м, н, носовое г (нг). Согласные можно было опускать, т. е. они не произносились на конце слова, если за ними не следовала грамматическая частица, которая начиналась с гласной.

Шумерские корни по большей части моносиллабичны, хотя есть довольно большое слов полисиллабичных. Удвоение корней использовалось как указание множественности предметов или действий. Субстантивы часто состоят из сложных слов: лу-галь, «царь» (большой человек); дуб-cap, «писарь» (заполняющий таблички), ди-ку, «судья» (выносящий решение). Отвлеченные имена образуются при помощи нам: лу-галь – «царь», нам-лу-галь – «царствие», «царствование». Субстантивы не имели рода. Вместо этого они делились на две категории: одушевленные и неодушевленные. С точки зрения грамматики животные относились к неодушевленной категории.

Шумерское предложение состояло из: 1) нескольких субстантивных комплексов, относящихся к сказуемому (предикату) либо как подлежащее, либо как прямое или косвенное дополнение, либо как мерный компонент; 2) грамматических частиц, устанавливающих взаимоотношения компонентов; 3) сказуемого (предиката) – глагольного корня, которому предшествует тематическая частица и который сопровождают инфиксы, определяющие отношения между корнем и субстантивными комплексами. Субстантивный комплекс может состоять только из существительного или существительного со всеми его определениями, такими, как прилагательные, генитивы (показатели принадлежности), сравнительные обороты и притяжательные местоимения. Частицы, устанавливающие взаимоотношения, всегда стоят на конце всего субстантивного комплекса, поэтому их называют постпозициями.

Шумерский язык довольно беден прилагательными и вместо них часто пользуется оборотами с родительным падежом – генитивами. Связки и союзы употребляются редко. (В связи с этим союз «и» следует помещать в скобки, но в переводах, предложенных в данной книге, данная особенность не всегда выдерживается последовательно.)

Помимо основного шумерского диалекта, известного, вероятно, как эмегир, «царский язык», было несколько других, менее существенных. Один из них, эмесаль, использовался преимущественно в речах божеств женского рода, женщин и евнухов.

Из книги Золотая середина. Как живут современные шведы автора Баскина Ада

Язык О шведском языке я ничего сказать не могу: я его просто не знаю. Но вот Шарлотт Дэвитт считает, что он целесообразен и экономен. В качестве примера она приводит случаи, когда одно и то же слово имеет разные, иногда противоположные значения. Например, «хэй» в зависимости

Из книги Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства автора Сысоева Юлия

Из книги Инки. Быт, религия, культура автора Кенделл Энн

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Из книги Пикты [Таинственные воины древней Шотландии (litres)] автора Хендерсон Изабель

ПИКТСКИЙ ЯЗЫК Одним из самых важных достижении в изучении пиктов за последнее время стал анализ источников по языку пиктов, предпринятый К.Х. Джексоном. Поскольку до нас не дошло ни одной полной фразы на языке пиктов, написанной на пергаменте, источники по пиктскому языку

Из книги Шумеры [Первая цивилизация на Земле] автора Крамер Самюэль

Глава 3 Шумерский город Шумерская цивилизация по характеру была преимущественно городской, хотя и основывалась скорее на сельском хозяйстве, нежели на промышленности. Страна Шумер в 3-м тысячелетии до н. э. состояла из дюжины городов-государств, в каждом из которых был

Из книги Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки автора Хаген Виктор фон

Д. Шумерский царский список После того как царствие было ниспослано с небес, Эриду стал (местом) престола. В Эриду Алулим правил 28 800 лет в качестве царя; Алалгар правил 36 000 лет – два царя правили 64 800 лет. Эриду был оставлен, (и) престол был перенесен в Бадтибиру.В Бадтибиру

Из книги Повседневная жизнь Французского Иностранного легиона: «Ко мне, Легион!» автора Журавлёв Василий Витальевич

Язык Ацтеки говорили на языке науатль (произносится «на-уа-тль»).Они не придумали его, не усовершенствовали, так как на этом языке уже говорили тольтеки, чичимеки и многие другие племена. Но науатль стал языком империи общения в Мексике и Центральной Америке (подобно тому

Из книги Кое-что за Одессу автора Вассерман Анатолий Александрович

Язык майя «…В этой стране есть только один язык». Ланда, который первым изучил его, констатировал это как факт, и время подтвердило его правоту. Майя не всегда полностью понимали друг друга, но майя, жившие в долинах, обычно могли понимать майя с гор точно так же, как

Из книги Крыша. Устная история рэкета автора Вышенков Евгений Владимирович

Язык Слово «кечуа» (его также можно писать «кешуа») применялось в отношении как языка людей, так самих инков. Оно означает «люди из теплой долины»; в этом смысле это было название племени, которое проживало на лугах (кешуа). Это одновременно и географический термин, и

Из книги О чем рассказали «говорящие» обезьяны [Способны ли высшие животные оперировать символами?] автора Зорина Зоя Александровна

Язык легионеров Чешская пословица гласит: «Сколько ты знаешь иностранных языков - столькими жизнями ты живешь». По-французски в Иностранном легионе заговорили не сразу: до июля 1835 года в шести батальонах 4144 рядовых говорили на родных языках. По-французски свободно

Из книги Гарем до и после Хюррем автора Непомнящий Николай Николаевич

Пароходы и язык Поднимаемся к Пушкинской. Справа – комплекс зданий Черноморского пароходства (ЧМП). Он занимает почти весь квартал. Входы в его дворы – с двух улиц: Дерибасовской и параллельной ей Ланжероновской(в советское время – улица Ласточкина по партийному

Из книги Свободные размышления. Воспоминания, статьи автора Серман Илья

ЯЗЫК Новые герои Невского проспекта принесли с собой новый язык. Арго фарцовщиков имело ярко выраженный блатной акцент. Они не говорили на фене, но любили к месту употреблять «опасную» лексику: «канитель», «порожняк», «красноперый». В обыденных ситуациях речь

Из книги автора

§ 5. Язык «говорящих» обезьян и язык человека 1. Представление среды обитания у шимпанзе. Есть все основания сомневаться в том, что шимпанзе имеет системное представление своей среды обитания, подобное человеческому. Можно предположить, что развитый системный уровень

Из книги автора

Язык любви Азбука чувств В конце XIX - начале XX века любовные приключения обоих полов в империи были запрещены, но протекали втайне при помощи целого набора знаков и движений, составляющего настоящий язык любви.В те времена мужчинам и женщинам вместе было невозможно

Из книги автора

Язык мысли и язык жизни в комедиях Фонвизина Денис Фонвизин живет на русской сцене в своих комедиях уже два столетия. И нет никаких признаков того, что ему придется полностью перейти по ведомству историков литературы, то есть туда, где хранятся почтенные, но уже

Около 4000 лет до нашей эры в Междуречье, между реками Тигр и Евфрат (современный Ирак) пришёл удивительный народ - шумеры. Изобретение земледелия и колеса приписывают именно им. Кроме того, они изобрели письменность, сделали открытие, которое полностью изменило весь ход истории человечества, Интернет - это одно из множества следствий этого открытия шумеров.

То, что они пришли откуда-то издалека, видно по их языку, в нём отражен гористый характер их прародины, на шумерском «страна» называется словом «kur» («гора»), шумеры в Междуречьи, где гор нет, сами строили горы, зиккураты, на которых возводили свои храмы.

Свой язык шумеры называли «eme-gir», «eme» значит «язык», «gir» (некоторые считают, что тот знак читается «ku») означает «благородный» (в шумерском определения ставились после определяемого). Кроме местных диалектов, которые, естественно, существовали в каждом городе-государстве шумеров, их язык имел ещё одно важное разделение: кроме обычного языка «eme-gir», был ещё второй вариант языка, «eme-sal». О переводе этого названия шумерологи до сих пор активно спорят, самым вероятным переводом слова «sal» можно считать «тонкий». На «eme-sal» записывались некоторые религиозные тексты, которые, вероятно, должен был исполнять женский хор. Нередко в священных текстах боги говорят с одними богами на «eme-gir», а с другими - на «eme-sal». Эти два варианта шумерского отличались в основном фонетически, морфологические и лексические отличия тоже были, но их было намного меньше. Основной версией о природе «eme-sal» сейчас является то, что это был женский язык, явление, которое встречается во многих языках по всему миру.

На шумерском перестали говорить около 2000 лет до н. э. Но потом ещё не менее 1000 лет этот язык изучали в школах Вавилона и Ассирии. Все наши знания о шумерском языке основаны на словарях, которые вавилоняне создали для облегчения изучения шумерского в своих школах. В этих словарях кроме перевода слов была и их транскрипция, поэтому сейчас в общих чертах можно довольно точно представить, как шумерский язык звучал. Я пишу «в общих чертах» и «довольно точно» потому, что эта транскрипция была написана ассирийской клинописью, письменностью, которая не очень годилась для передачи иноязычных слов, не все звуки она могла обозначить.

На иллюстрации шумерский текст Ур-Намму, царя города Ур, 2112 - 2094 г. до н. э. Написано там следующее:
«Для Инанны, своей госпожи, Ур-Намму, могучий человек, царь Ура, царь Шумера и Аккада, её храм он построил.» Инанна, дочь Нанны, - это была одна из главных шумерских богинь, повелительница любви, плодородия, утренняя и вечерняя звезда.

Единственная книга о шумерском на русском, грамматика:
(книга не очень, написана сухим казённым языком, без любви к предмету)

Единственный в мире учебник шумерского, на английском, это на нём спит Том , кот моих друзей из Гамбурга. Книга шикарная, шедевральная, на Амазоне от $100 цена.
John L. Hayes, A Manual of Sumerian Grammar and Texts, Malibu, UNDENA, 1990
К этой книге я сделал список знаков клинописи, встречающихся в первых десяти уроках, такой мини-словарик, .


Сколько слов в шумерском?

Сколько нужно знать слов чтобы ориентироваться в шумерских текстах? Сколько их вообще? Не миллионы. В шумерских литературных текстах употребляется 3.064 различных слова. Больше тысячи из них употребляются лишь 1 или 2 раза и их можно отнести к категории редких. Другие употребляются гораздо чаще. Частотные словари составляются именно по этому принципу. Сперва идут слова которые употребляются чаще других. Чтобы понимать каждое четвертое слово в шумерских текстах достаточно знать 23 самых употр. слова. А каждое третье-всего лишь 36. Если представить что каждое предложение в любом языке можно свести к трёхчленной информации что "кто-то"+"что-то"+"сделал", то практически в каждом шумерском предложени вам будет понятно минимум одно слово из трёх. А если знать 172 слова, то уже и 2 из трёх... Зная всего 79 самых частых слов вы можете особо не кривя душой говорить что знаете шумерский язык "наполовину..." Разумеется, это шутка. Это богатый и развитый язык, в нем почти столько же слов как в Библии. Но тем не менее...

#25 Первые 25 слов составляют ©26.7% всех слов шумерских текстов. Шумер: шумерский язык
December 26th, 2010
Встречаемость (частота употребления) на каждую 1.000 слов шумерских текстов:
Список составлен на основе анализа 411 оригинальных шумерских литературных текстов общим объёмом 131.106 слов. Сюда не входят имена собственные, географические названия и так далее, которые даны отдельным списком.
****
@ дуг4 ГОВОРИТЬ 21.1
@ ки ЗЕМЛЯ 18.6
@ шу ЛАДОНЬ 15.4
@ галь БОЛЬШОЙ 13.5
@ лу2 ЧЕЛОВЕК 13.3
@ э2 ДОМ 12.3
@ гар КЛАСТЬ 12.3
@ шаг4 СЕРДЦЕ 11.5
@ кур ГОРА 11.3
@ лугаль ЦАРЬ 10.8 ("большой человек")
@ уд ДЕНЬ 10.8
@ иги ГЛАЗ 10.2
@ куг СВЕТЛЫЙ 9.5
@ ан НЕБО 9.4
@ саг ГОЛОВА 8.9
@ эн ВЛАДЫКА 8.7
@ э3 ВХОДИТЬ или ВЫХОДИТЬ 8.5
@ ак ДЕЛАТЬ 8.5
@ губ СТАВИТЬ 7.8
@ ген ИДТИ 7.7
@ галь2 НАХОДИТЬСЯ 7.7
@ ниг2 ВЕЩЬ 7.6
@ ири ГОРОД 7.2
@ де6 НЕСТИ 7.1
@ зид ПРАВЫЙ 7.1

#50 ©40.3% Шумер: шумерский язык: словарь шумерского языка
December 26th, 2010
@ "ги4" ВОЗВРАЩАТЬСЯ 7.0
@ "мах" МОГУЧИЙ 6.8
@ "иним" СЛОВО 6.5
@ "ме" БЫТЬ 6.5
@ "дингир" БОГ 6.4
@ "а" ВОДА 6.4
@ "думу" РЕБЁНОК 6.4
@ "дуг3" ДОБРЫЙ 6.3
@ "зу" ЗНАТЬ 5.9
@ "а2" РУКА 5.6
@ "ме" ЖИВОЕ СУЩЕСТВО 5.5
@ "шум2" ДАВАТЬ 5.1
@ "ла2" ВЕШАТЬ 5.1
@ "нам" СУДЬБА 5.1
@ "са2" РАВНЫЙ 5.0
@ "иль2" ПОДНИМАТЬ 4.9
@ "нин" ГОСПОЖА 4.7
@ "ду3" ВЫПРЯМЛЯТЬ 4.6
@ "тар" РЕЗАТЬ 4.5
@ "саг9" ХОРОШИЙ 4.4
@ "ге26" Я 4.4
@ "гу2" ШЕЯ 4.3
@ "гу3" ГОЛОС 4.2
@ "калам" ШУМЕР 4.2
@ "туку" БРАТЬ 4.0
*** Первые #50 слов покрывают 40.30% шумерских текстов.

#75 ©49.1% Шумер: шумерский язык: словарь шумерского языка
December 26th, 2010
@ "гу7" ЕСТЬ 4.0
@ "ду8" РАССТИЛАТЬ 4.0
@ "ама" МАТЬ 4.0
@ "му" ИМЯ 4.0
@ "де2" ЛИТЬ 3.9
@ "зиг3" ВСТАВАТЬ 3.9
@ "даб5" ХВАТАТЬ 3.8
@ "пад3" НАХОДИТЬ 3.8
@ "те" ПРИБЛИЖАТЬСЯ 3.7
@ "аг2" МЕРЯТЬ 3.6
@ "ур-саг" ГЕРОЙ 3.6 ("собачья голова")
@ "кур9" ВХОДИТЬ 3.5
@ "суд" ДАЛЕКИЙ 3.5
@ "за" ТЫ 3.5
@ "туд" РОЖДАТЬ 3.4
@ "а-а" ОТЕЦ 3.4
@ "ка" РОТ 3.3
@ "си" РОГ 3.3
@ "гири3" НОГА 3.2
@ "хуль2" РАДОСТНЫЙ 3.1
@ "уг3" ЛЮДИ 3.1
@ "ус2" СОСЕДНИЙ 3.0
@ "ни2" СТРАХ 2.9
@ "нун" ПРИНЦ 2.9
@ "шуб" ПАДАТЬ 2.7
*** Первые #75 слов покрывают 49.14% шумерских текстов. Шумер * шумерский язык * шумерского языка

#100 ©55.1% Шумер: шумерский язык: словарь шумерского языка
December 26th, 2010
@ "гуд" БЫК 2.7
@ "заг" СТОРОНА 2.7 (буквально-"плечо")
@ "гиш" ДЕРЕВО 2.7
@ "бар" ОТКЛАДЫВАТЬ В СТОРОНУ 2.7
@ "ри" НАПРАВЛЯТЬ 2.7
@ "гуль" РАЗРУШАТЬ 2.6
@ "сипад" ПАСТУХ 2.6 ("клеймящий рога")
@ "му" ГОД 2.6
@ "туш" САДИТЬСЯ 2.5
@ "ну2" ЛОЖИТЬСЯ 2.5
@ "ше" ЯЧМЕНЬ 2.5
@ "си" НАПОЛНЯТЬ 2.4
@ "му2" РАСТИ 2.3
@ "а-на" ЧТО? 2.3
@ "дириг" ПРЕВОСХОДНЫЙ 2.3
@ "сиг10" ПОМЕЩАТЬ 2.3
@ "гиг" БОЛЬНОЙ 2.2
@ "ду7" СОВЕРШЕННЫЙ 2.2
@ "хуль" ЗЛОЙ 2.1
@ "тиль3" ПРОЖИВАТЬ 2.1
@ "кур2" РАЗЛИЧНЫЙ 2.1
@ "баль" ПЕРЕВОРАЧИВАТЬ 2.1
@ "таг" ПРИКАСАТЬСЯ 2.1
@ "тур" МАЛЕНЬКИЙ 2.0
@ "хур-саг" ГОРНАЯ ГРЯДА 2.0 ("царапать"+"голова")
*** Первые #100 слов покрывают 55.18% шумерских текстов.
©Note: образное обозначение горных цепей hur-sañ:"царапающие головы" имеет соответствие и в европейских языках. Испанское sierra-"пила", русское "гребень, глава (горы)". Та й украинськи "хмарочосы"-небоскребы таксамо. Шумер: шумерский язык

словарь шумерского языка: #101-125 БИТЬ-КРЕПКИЙ 59.9 % шумерских слов
December 26th, 2010
@ "ра" БИТЬ 2.0
@ "эш3" ЧАСОВНЯ 2.0
@ "за-гин3" ЛАЗУРИТ 2.0 ("горные бусины")
@ "у2" ТРАВА 2.0
@ "эд3" ПОДНИМАТЬСЯ или СПУСКАТЬСЯ 2.0
@ "уд" БУРЯ 2.0
@ "ид2" ВОДНЫЙ ПОТОК 1.9
@ "куд" ОТРЕЗАТЬ 1.9
@ "дагаль" ОБШИРНЫЙ 1.9
@ "а-ба" КТО? 1.9
@ "па" ВЕТКА 1.9
@ "гештуг2" УХО 1.9 ("одеяние слуха")
@ "бараг" ПОМОСТ 1.8
@ "зи" ЖИЗНЬ 1.8 (буквально: "дыхание")
Note: В Библейских текстах это слово употребляется в том же значении. "...и вдохнул в него дыхание жизни..." ("Книга Бытия"). Русские слова "дух", "душа" и "вдохновение" содержат тот же корень.
@ "диб" ПРОХОДИТЬ 1.8
@ "гид2" ДЛИННЫЙ 1.8
@ "бар" ВНЕШНЯЯ СТОРОНА 1.8 (буквально: "бок")
@ "ма2" ЛОДКА 1.8
@ "дам" ЖЕНА 1.8
@ "и3" МАСЛО 1.7
@ "мунус" ЖЕНЩИНА 1.7
@ "эр2" СЛЕЗА 1.7
@ "ген6" ПРОЧНЫЙ 1.7
@ "нам-лугаль" ЦАРСТВОВАНИЕ 1.7 ("судьба царя")
@ "калаг" КРЕПКИЙ 1.7

ШУМЕР: ШУМЕРСКИЙ ЯЗЫК: СЛОВАРЬ ШУМЕРСКОГО ЯЗЫКА
#150 (63.8% всех шумерских слов)
@ "ме3" БИТВА 1.7
@ "хе2-галь" ИЗОБИЛИЕ 1.7 ("пусть будет!")
@ "шуль" ЮНОША 1.7
@ "заль" ПЕРЕХОДИТЬ 1.6
@ "э-не" ОН, ОНА 1.6
@ "шеш" БРАТ 1.6
@ "саг3" БИТЬ 1.6
@ "габа" ГРУДЬ 1.6
@ "наг" ПИТЬ 1.6
@ "хи-ли" КРАСИВЫЙ 1.5
@ "тиль" ПОЛНЫЙ 1.5
@ "сикиль" ЧИСТЫЙ 1.5
@ "дили" ЕДИНСТВЕННЫЙ 1.5
@ "э2-галь" ДВОРЕЦ ("большой дом") 1.5
@ "мушен" ПТИЦА 1.5
@ "эдин" СТЕПЬ 1.5
@ "кеше2" СВЯЗЫВАТЬ 1.5
@ "хуш" ЯРОСТНЫЙ 1.5
@ "абзу" ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ 1.4
@ "нин9" СЕСТРА 1.4
@ "амаш" ЗАГОН ДЛЯ ОВЕЦ 1.4
@ "ку6" РЫБА 1.4
@ "шар2" МНОГОЧИСЛЕННЫЙ 1.4
@ "тукуль" ОРУЖИЕ 1.4
@ "ур2" КОРЕНЬ 1.4

словарь шумерского языка: #176-200 УТОМЛЕННЫЙ - УЖАСНОЕ СИЯНИЕ 69.8 % всех шумерских слов
December 26th, 2010
@ "куш2" УТОМЛЕННЫЙ 1.1
@ "ги6" НОЧЬ 1.1
@ "ам" ДИКИЙ БЫК 1.1
@ "гири17-заль" РАДОСТЬ 1.1
@ "за3-ми2" ХВАЛИТЬ 1.1
@ "гур" ПОВОРАЧИВАТЬ 1.1
@ "ки-баль" МЯТЕЖНАЯ СТРАНА ("перевернутая земля") 1.1
@ "а-шаг4" ПОЛЕ 1.1
@ "теш2" СОГЛАСИЕ 1.1
@ "ди" СУД 1.1
@ "ки-туш" МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА ("место+сидеть") 1.1
@ "сахар" ПЕСОК 1.1
@ "у3" И 1.1
@ "ки-сикиль" ДЕВУШКА ("чистое место") 1.1
@ "аб2" КОРОВА 1.1
@ "ги" ТРОСТНИК 1.1
@ "ни2-би" СЕБЯ 1.0
@ "кар" УБЕГАТЬ 1.0
@ "дуль" СКЛАДЫВАТЬ ВМЕСТЕ 1.0
@ "куг" ДРАГОЦЕННЫЙ МЕТАЛЛ ("блестящий") 1.0
@ "ур5" ТОТ 1.0
@ "шир3" ПЕСНЯ 1.0
@ "тах" ПРИБАВЛЯТЬ 1.0
@ "киг2" ИСКАТЬ 1.0
@ "ме-лем4" "УЖАСНОЕ СИЯНИЕ" 1.0

Адад, Адду (аккадск.), Ишкур (шумерск.) — в древневосточных мифологиях (в Шумере, Вавилонии, Палестине и др.) бог грозы, ветра и дождя.

Аккадский АДАД, АДДУ: От ингуш.языка Тоа "молния"/ Тоада "мокрый, влажность"/ Тъадам "капля"/ тIоададала глаг. *мокнуть

Ингуш.яз. Да "отец"/ Тоада-да "отец влаги"/ Тъадам-да "Капельный хозяин"

Шумерский Ишкур -(от ингуш. иш, юш, еша, баша, ваша, даша "мокрый"/ тающий")

Ишкур "ингуш.яз. Мокрый Рог. ишк сущ. *крупа/ йиш сущ. *голос йиша сущ. *музыка *сестра/ Йиши "разрешаю"

Айа — аккадская богиня, Отождествлялась с шумерской богиней Шенирдой. Прозвище — «Невеста». Богиня света.

Ингушский язык Iай нареч. *зимой /Iа сущ. *зима / Ингушский язык Йо "девушка", Нус "невеста"

Шенирда. Шенирда. Шенирда или Айя — супруга солнечного бога Уту / Шамаша и по ассоциации богиня света.

Ингуш.яз. Шенир "телец"/ шенир "две-двери"/ двойное утро/ шинара сущ. *вторник/ ингуш.яз. шин хан-ханнахьа нареч. *регулярно/

Уту на ингуш.языке уду "бег"/ ди "день"/ уту "ставить"/

Шамаш- на ингуш.яз. Ша "лед", Шо "вы"/ шей "свой"/ Маша "паутина"/ маш "шаль"/ Шам-йаш "Тающий лед" Ши-ам-уш "двойное озеро высосонное"

УТУ — (шумер., «светлый», «сияющий», «день»), Шамаш (аккад., «солнце»; общесемитское в том же значении шамс, шапс), в шумеро аккадской мифологии солнечный бог, сын бога луны Нанны (аккад. Син), брат Инанны (Иштар). Супруга его шумерская Шенирда

Нанна на ингуш.языке Мать, Червь

Аккад — государство, существовавшее в XXIV — XXII веках до н. э., а также древняя область в средней части Месопотамии, на территории современного Ирака. Столица — город Аккаде.

По ингушский Аккейт "разбить"/ Аккоуд "достать"/ Акка "зверь" де-создать, делать, есть, отец, хозяин, убить, родить, день, дей "терять, предки"

Аккад с ингуш.языка переводится как Зверь-Отец./ Ахк-Кад "Летняя Чаша"/ Ахкад "выратое"/ Акк-ад "звери бегут"

Алала (алали) -Клич пахаря, божество плодородия у хурритов

На ингуш.языке Алалай "клич удивления"/ Алэлей "ключ спартанцев при вызове Ареса(Эниалия)

с ингуш.яз. Ала-ли "Пламя дай"/ Хала-ли "скот дай"/

Эрра (Йрра)- у аккадцев бог чумы и войны

От ингуш.яз. йр, йрра "убить"/ йюра "убийца"/йера "делающий, убийца, создающий"

Эгъара "дурной"/ Ягър "горящая"/ Йогра "прихъодящее"

ЭНМЕШАРРА. ЭНМЕШАРРА: ЭНМЕШАРРА. (шумер., «господин всех ме»), в шумерской мифологии бог подземного царства, один из древнейших богов.

С ингуш.яз. Эйн "поднятый"/ Йин "теневой"/ Ен "мертвый"/ Анму "небесноподобный" Шара "гладкий, ровный"/ шера "растянутый, широкий"/ Шайра "свой"/ Шар "год" Машар мир, свобода)

С инг.яз. это ЭНМЕШАРРА (Поднятый Теневой Мертвый Мир)

В шумерской мифологии бог подземного царства, один из древнейших богов. Энмешарра и его супруга Нинмешарра считались предками Ана и Энлиля. У Энмешарра — семеро детей

НИН-МЕШАРА все это ингушское название МАТЬ МИРОВ ЗНАЧИТ.

т.е с ингуш. ЕН-МЕШАРРА / НИН-МЕШАРА "МЕРТВЫЙ МИР"/ МАТЬ МИРОВ"/

Тиамат — мировой океан-хаос солёных вод, из которого родилось всё (в том числе и боги) в шумеро-вавилонской мифологии.

ингушский язык борза – «бронза».
Дрневнееврейский язык barzel "железо"
Аккадский язык parzillu "железо"
Ассирийский язык parzilu – «железо»
Древнеанглийский язык bras "латунь,бронзовый"
Сванский язык береж "железо"

Ингушский язык варк "никель"
древнеараб яз варкь "сереб деньги. монеты"
Аварский язык варак "золотая маска"

Шумерский язык дуг говорить/ ингушский язык дуц говорить, дуг рис
Шумер язык ки земля/ ингушский яз ки " земля, шапка"
Шумер язык лу человек/ ингуш яз лу раб, рабочий, ругать, терпеть
Шумер язык кур гора/ ингуш яз кур гора
Шумер яз уд день/ ингуш яз уд бег, ди день
Шумер яз куг светлый/ ингуш яз кьега светлый, яркий
ШуМЕРСКИЙ ЯЗЫК / ИНГУШСКИЙ ЯЗЫК
Sag- боги, главы, аннунаки / Саг -человек, Жрец.
Sag-gig - потомки Саг (шумеры) / Саг-гиг с инг. значит Из чрева Саг.
Shumer - название Шинар / Шинар - на ингуш. яз. Телец, Шинар-вторник, от Ши-второй.
An -небо, бог Неба, гл. бог. Ан- дневное небо
шумер. me-te - «подходящий» / по ингушски метта- подходит
Согласно «Списку Царей» некоего Nur-Ninsuhur из Ларсы, датированного 2170 г. до н.э., исходный Царский Список дополняется до 10 царей путем включения в список царя KICHUNNA, который правил в городе Ларса 43000 лет.
в горной ингушетии есть селение ЛАРС(щас там осетины живут и к осети он относится) имя ингушей Лорс.
Лагаш -город шумера Лагаш - на инг. ступени
Нинхурсаг -Мать людей Нянхорсаг- мать всех людей
EME- "язык" по шумерски Мотт - язык, оамал -учение.
- "отец" - A-A, Ada, Ad Отец -Да
As - по шумерски "первый, начальный" / по ингушски Аз, Ас -Я. (начало)
"год" "годы" - Shaneh - shaw-neh" / Шу -по ингушски год, шумерий- годоисчесления
KUR.GAL - "великая гора". / Кур - гора, Галл- город, дворец, башни.
метафора для Шумера как места, где земля встречается с небом
HA-NA - в шумерской транскрипции "да будет человек / Нах "люди", ноахчи -чеченцы
KAAM - "страна (шумер)","нация"/ КЬАМ - нация, народ на ингуш. отчизна
Sa-Na - означает "содержание человека / Са-по ингушски душа/свет/ Нах -люди., Саг-человек.
is для быков - Еса, Асельг -теленок.
Igi - "глаза", "смотреть" /Барьг -Глаз, гу -видеть
Mar - ложка / Мар -вилка.
у ингушей НАК это тейпы, ФАРГНАКИ, ОУШНАКИ, АКИНАКИ, как у шумер АНУНАКИ(по шум. небожители. сошед. с небес)а по ингушски НАК то дорога, и тейп. (роД) тажкке гар,вяр, это род.(тейп).
an-gur = "круглое небо" / на ингушском Небо круглое тоже Гур-"круглое", ан-небо.
шум. имя. имя - Хавила - Chaviylah - круг / Хавела -иди сюда
шум. Ашкеназ - огонь разноситель / Ашкеназ -Железная Сила
Энлиль - "бог воздуха, ветра, Духа / Эн лил -Носится Небо.
шум.Мардук (сын Дуку)(Асаг) /имя ингушей, Мардук. (Мужская Вершина)
Ишкур - (Адад, Тешуб)
KUR-"иноземье", ISH-KUR "дальние горы") ингуш. Кур- гора(помимо Лоам, Барз)
Син (Нанна, Наннар) - бог Луны / Нанна -мать, Хиннанна хранит-ца плодородия
Инанна - богиня Любви и Войны, Утренняя звезда, вошедшая в другие религии под именами Иштар
Гештинанна - у ингушей Хранительница и встречающая мертвых в Эл(мир загробный)
Шум."царственность" Kiengi / Киянг -Парень.
LiL ("ветер, воздух, дух") / Лийл -носится, двигаться
Ламех Lemek - могучий / Ламех -Горный, Лев
Ноах/ Нах - люди, на ингушском, самоназвание себя.
Нохар сын Фарры - шумер
Нахичивань - с ингушского значит Там где застрял Нох.
Хурриты -с ингушского уйри -утро
Сирия- Суйре, Сейра, -вечер/ страна заката
Лелит -Расплавиться, Ялийт -умри жен. рода
шум язык ab: домашняя корова / Хайб -домашняя корова
.ka: руно; овечья шерсть. / ингуш. Ка-баран
ama дикий бык, буйво /ингуш. гамаж-буйвол, мууш-рога
ana - "для", "для того, чтобы" / ингуш. ана, хана- зачем?
as: один; единственный; одинокий, /аз -я, ца-один
du делать, создавать, придавать форму, творить, строить (du, "делать"/ ингуш. де-делать. ду, до, ди, да, де -делать
ud, i: уходить, появляться; посылать, отправлять; выносить; подниматься, возрастать; прорастать, давать побег; быть или становиться видимым; являться свидетелем /ехай -ушла, да1юд -идет, ад-бегать
NIN: царица, богиня, дама, госпожа./ Нан, Нян, Нанна -мать
=kir: (ср. gir) - корова, кобыла / Говр -лошадь, Кхал-кобыла
kur, kurum- корзина с рационом еды, порцией/ Кар-в руках
kug-ga: хранитель священного барабана./
lul...dug: лгать.
р. аккад. lillu - слабый, хилый / Г1ийл (хилый), г1ийленг-хиляк
Шум. Sag-gig шумеры-вайнах. яз Саг (люди), Саг-гиг (из чрево Саг)
Шум. Sag- глава, боги Нинхурсаг, Асаг, Пабилсаг/ вайнах. Саг ("человек").
Библейское слово, переводимое как "год" ("годы") - Shaneh / по ингусшки ШУ-год
Название, имя Бога в Библии - Элохим (Элогим) - "elohiym - el-o-heem /El шумерский бог / По ингусшки Ал (это огонь, Царь) ингуши себя навзали Эълийнах, Аълийнах(Боголюди, Цари)
Шум. lu (""человек"") - вайнах.. луо (""человек"") - в обозначении профессий, например, тlем -луо -""человек войны"", ""воин"": ""бlав-луо"" - ""человек башни"", ""башенник"" и т.д
Шум. gаlе (""дворец"")-вайнах. . гIала (""дворец"", ""жилая башня"", ""город"")
Шум: tur (""повреждать"") -вайнах.яз. тур (""меч"", ""шашка"") и дору (""кромсаю"", ""режу"")
Шум. geme (""рабыня"") - вайнах. . гIам (""ведьма"", ""колдунья"", ""злая женщина"")
Шум. nine (""хозяйка"", ""мать"") - вайнах.. нана (""хозяйка"", ""мать"")
Шум. bar (""емкость"") - вейнах.. бар-ам (""мера"")
Шум. ur(""город"")- вейнах.. ур-ам (""улица"", ""квартал"") ар-улица, ура-вверх
Шум. daim (""постоянно"", ""всегда"") -вайнах.. даим (""постоянно"", ""всегда"")
Шум. matt"" страна"", ""место"")-вайнах.. мат, мет(""страна"", ""место"") - меттиг (""местечко"")
Шум esa(""теленок"") -вайнах..эса (""теленок"")
Шум. erin (""община""), еri (""воин"") - чеч.. гIера (""дружина"", ""отряд воинов"")
Шум. аgar (""орошаемая территория"", ""нива"") -ахар (""пахота""), ахар-хо (""земледелец"")
Шум. аb (""корова"") - инг. хьайб (""скотина"")
Шум. аn (""небо"", ""божество неба"") - вайнах. ан (""небо"", ""горизонт"")
Шум. аd (""отец""), аdad (""дед"", ""предок"") -вайнах. Да, дада (""отец"")
Шум. Кurrа (""лошадь"", ""конь"") вайнах. говр (""лошадь"")
Шум. ka (""ворота""), Каli (""запирать"") инг. ков (""ворота""), къовла (""запирать"")
Шум.tug (""платье"", ""одежда"") - вайнах. тега (""шить"") от тей-нитка
Шум. kuruh (""счастливый"", ""отличный"", ""прекрасный"") - вайнах. кура (""гордый"", ""спесивый"") /крутой.Шумер яз ан небо/ ингуш яз ан небо
Шумер яз саг голова / ингуш яз саг человек, олень
Шумер яз ири город/ ингуш яз ири острый, урам улица, квартал
Шумер яз мах могучий, ингуш яз мах игла/ иврит махат игла/ ингуш яз маг, мага, мога, могаш, Могуш здоровье, могучий, мочь
Шумер яз дуг добрый/ ингуш яз дик, дика добрый
Шумер яз зу знать / ингуш яз йоуз узнаю, зий наблюдать, смотреть
Шумер яз иль поднимать/ ингушский яз эйл, эйла, эйлар поднимать, халэйл, айда, эйдар поднимать
Шумер яз нин госпожа/ ингуш яз нан мать
Шумер яз калам шумер / ингуш яз коалум карандаш
Шумер яз Ама мать/ ингуш яз ам озеро, Ама привыкать, мамиг грудь
Шумер яз ур-саг герой / ингуш яз ур саг высший человек, урс нож, урарт яз урс нож
Шумер яз дириг превосходный/ ингуш яз дериг полный
Шумер яз гиг больной/ ингуш яз гиг живот/ греч яз гигнино дитя
Шумер яз хур-саг (царать голова) / ингуш яз хурсаг ничтожный человек, поросенок
Шумер яз минус женщина/ ингуш яз миноуси жен имя
Шумер яз эр "слеза "/ ингуш яз эр гончая, собака "
Эйра "смена"
Шумер яз аб корова/ ингуш яз хайб скотина
Шумер яз шир песня/ингуш яз ашар песня, илли

ШУМЕРСКИЙ СЛОВАРЬ

Адад, Адду (аккадск.), Ишкур (шумерск.) - в древневосточных мифологиях (в Шумере, Вавилонии, Палестине и др.) бог грозы, ветра и дождя.
Аккадский АДАД, АДДУ: От ингуш.языка Тоа "молния"/ Тоада "мокрый, влажность"/ Тъадам "капля"/ тIоададала глаг. *мокнуть
Ингуш.яз. Да "отец"/ Тоада-да "отец влаги"/ Тъадам-да "Капельный хозяин"
Шумерский Ишкур -(от ингуш. иш, юш, еша, баша, ваша, даша "мокрый"/ тающий")
Ишкур "ингуш.яз. Мокрый Рог. ишк сущ. *крупа/ йиш сущ. *голос йиша сущ. *музыка *сестра/ Йиши "разрешаю"
Айа - аккадская богиня, Отождествлялась с шумерской богиней Шенирдой. Прозвище - «Невеста». Богиня света.
Ингушский язык Iай нареч. *зимой /Iа сущ. *зима / Ингушский язык Йо "девушка", Нус "невеста"
Шенирда. Шенирда. Шенирда или Айя - супруга солнечного бога Уту / Шамаша и по ассоциации богиня света.
Ингуш.яз. Шенир "телец"/ шенир "две-двери"/ двойное утро/ шинара сущ. *вторник/ ингуш.яз. шин хан-ханнахьа нареч. *регулярно/
Уту на ингуш.языке уду "бег"/ ди "день"/ уту "ставить"/
Шамаш- на ингуш.яз. Ша "лед", Шо "вы"/ шей "свой"/ Маша "паутина"/ маш "шаль"/ Шам-йаш "Тающий лед" Ши-ам-уш "двойное озеро высосонное"
УТУ - (шумер., «светлый», «сияющий», «день»), Шамаш (аккад., «солнце»; общесемитское в том же значении шамс, шапс), в шумеро аккадской мифологии солнечный бог, сын бога луны Нанны (аккад. Син), брат Инанны (Иштар). Супруга его шумерская Шенирда
Нанна на ингуш.языке Мать, Червь
Аккад - государство, существовавшее в XXIV - XXII веках до н. э., а также древняя область в средней части Месопотамии, на территории современного Ирака. Столица - город Аккаде.
По ингушский Аккейт "разбить"/ Аккоуд "достать"/ Акка "зверь" де-создать, делать, есть, отец, хозяин, убить, родить, день, дей "терять, предки"
Аккад с ингуш.языка переводится как Зверь-Отец./ Ахк-Кад "Летняя Чаша"/ Ахкад "выратое"/ Акк-ад "звери бегут"
Алала (алали) -Клич пахаря, божество плодородия у хурритов
На ингуш.языке Алалай "клич удивления"/ Алэлей "ключ спартанцев при вызове Ареса(Эниалия)
с ингуш.яз. Ала-ли "Пламя дай"/ Хала-ли "скот дай"/
Эрра (Йрра)- у аккадцев бог чумы и войны
От ингуш.яз. йр, йрра "убить"/ йюра "убийца"/йера "делающий, убийца, создающий"
Эгъара "дурной"/ Ягър "горящая"/ Йогра "прихъодящее"
ЭНМЕШАРРА. ЭНМЕШАРРА: ЭНМЕШАРРА. (шумер., «господин всех ме»), в шумерской мифологии бог подземного царства, один из древнейших богов.
С ингуш.яз. Эйн "поднятый"/ Йин "теневой"/ Ен "мертвый"/ Анму "небесноподобный" Шара "гладкий, ровный"/ шера "растянутый, широкий"/ Шайра "свой"/ Шар "год" Машар мир, свобода)
С инг.яз. это ЭНМЕШАРРА (Поднятый Теневой Мертвый Мир)
В шумерской мифологии бог подземного царства, один из древнейших богов. Энмешарра и его супруга Нинмешарра считались предками Ана и Энлиля. У Энмешарра - семеро детей
НИН-МЕШАРА все это ингушское название МАТЬ МИРОВ ЗНАЧИТ.
т.е с ингуш. ЕН-МЕШАРРА / НИН-МЕШАРА "МЕРТВЫЙ МИР"/ МАТЬ МИРОВ"/
Тиамат - мировой океан-хаос солёных вод, из которого родилось всё (в том числе и боги) в шумеро-вавилонской мифологии.
С ингуш.яз. Тьема-мат "Место Войны"/ Русское Тьма-мет "место тьмы"/ инг.яз. Тий-мат "мост миров(земель)"/
Инг.яз. Том-ат "ядро-рублленное"/ инг.яз. Тоа "молния"/ Том, тьема "война"/ Том "ядро, частица, сердцевина, ум" Татта-мат "место толчков"
Нинхурсаг-
с ингуш.языка Нин(мать) хур(всех) саг (людей)
Нин-хурсаг (мать нечтожных людей) (мать поросят)
Ки или Нинхурсаг (NIN.HURSAG - букв. «Владычица лесистой горы») - в шумеро-аккадской мифологии - богиня земли, богиня-мать, супруга бога
с ингуш. Ки "земля, шапка, ещё, зреть"(Вовнуш-ки "земля башен")/ Кур "гора"/ Ур "высь"/ ингуш.яз. Сисаг "баба, супруга" нин, нан, нян "мать"




Top