Характеристика патриота своей родины. Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм

Патриотизм – это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку и традициям, родной земле и культуре. Подобное чувство предполагает гордость за свою страну и уверенность в том, что она всегда тебя защитит. Это главные критерии в определении, хотя имеются и другие трактовки.

Что такое «патриотизм»?

Слово «патриотизм» переводится с греческого как «отечество», это чувство, суть которого – в любви к своей стране и готовности пожертвовать ради нее всем. Кто такой патриот - личность, каковая гордится успехами и культурой своей державы, стремится сохранить особенности родного языка и традиций. Это – самый распространенный вариант обозначения сути термина «патриотизм», но имеются еще и другие трактовки:

  1. Нравственный показатель, который отличает великодушную личность от низкой.
  2. Гордость за свершения своего народа.
  3. Реальная оценка действий своего государства.
  4. Готовность принести в жертву индивидуальные интересы ради общих.

Бизнес-патриотизм - что это?

В 21 веке чувство патриотизма стало выходить на новый уровень, все громче начинают звучать призывы о формировании групп бизнес-патриотов. Речь не только о том, чтобы отдавать предпочтение отечественным товарам, свою стратегию предложила недавно российская Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма. Главной задачей ее лидеры видят всестороннюю поддержку предпринимателей, поскольку доля того же малого бизнеса за границей больше отечественного в несколько раз. Нужны условия для роста в нескольких направлениях:

  1. Образование. Развитие молодежного предпринимательства, проведение мастер-классов.
  2. Поддержка в реализации планов и способствование росту коммерции.
  3. Бизнес-клуб. Место, где можно обмениваться опытом, контактами и наработками.

Национализм и патриотизм - разница

Многие путают понятия «национализм» и «патриотизм», даже в словарях отмечается, что патриотизм – это любовь к родине и своему народу. Опытные лингвисты указывают на такую ошибку в подмене понятий:

  1. Любовь к родине – это чувство к земле, природе, родному языку и государству. Это и есть и патриотизм – расширенное понятия любви к своему дому.
  2. Любовь к народу – широкое понятие любви к родным людям, которая возникает у человека раньше патриотизма. Это уже национализм, осознание приверженности к нации, что прививается от рождения.

Зачем нужен патриотизм?

Почему важен патриотизм? Специалисты считают, что это – естественное психическое состояние, которое выражается в готовности защищать свое от чужого, распознавать его под другой маской. Без патриотизма тяжело выжить, ведь у каждой личности должны быть главные ценности, ради которых реально преодолевать страх и даже идти на смерть. Только благодаря огромнейшему патриотизму, советские люди смогли выиграть Вторую мировую войну, остановить полчища врагов ценой миллионов жизней.

Патриот – это личность, для которого судьба государства – всегда на первом месте. Но подобное отношение появляется лишь, когда человек будет уверен: его страна защитит в тяжелую минуту, окажет помощь семье. Потому нельзя заставить быть патриотами тех, кто выживает в нищете, люди должны иметь, чем гордиться, и что конкретно защищать: свое благополучие, тыл, достижения.

Виды патриотизма

Каким бывает патриотизм? В разные годы этим чувством обозначали различные явления, часто подменяя понятие «любовь к родине» на «любовь к государству». Так появились другие виды патриотизма:

  1. Государственный . Когда интересы державы превыше всего.
  2. Российский, как феномен . В течение многих веков для славян, а потом – и для советских людей, главным было понятие «родина», ее сравнивали с невестой, матерью, которую надо защищать.
  3. Национальный . Основывается на истории и культурном наследии народа, формирование такой любви развивает чувство гордости, стремление преумножать существующие ценности.
  4. Местный . Проявляется в любви к своему селу, городу, улице, дому. Характерной особенностью советской идеологии было воспитание чувств от частного к общему, от верности своему краю до готовности отдать жизнь за свою страну.

Воспитание патриотизма

Развитие патриотизма во все времена было главной задачей идеологов любой страны. Разрабатывались мероприятия с акцентом на примеры героизма, сочинялись песни, корректировались события прошлого. Ребенок должен был расти с мыслью, что его страна – самая лучшая, потому что оберегает, обеспечивает веселое детство, поддерживает в выборе профессии в юности и защищает от невзгод в зрелом возрасте.

Потому большое значение уделяется изучению символики, правовой системы, знакомству с поступками выдающихся людей. Но в стране, где отдачи от государства нет, и личность не видит, что получает взамен на свою готовность жертвовать личным, проблема патриотизма становится особенно острой. Иногда проявляются попытки власть имущих вырастить его искусственно.

Церковь и патриотизм

С давних времен патриотизм и православие были неразрывно связаны, примером тому – благословение церковью на ратный бой защитников отечества. Эта традиция насчитывает тысячи лет, даже в годы Второй мировой войны, когда все советские люди были атеистами, служились особые молебны, а священники собирали средства на покупку танков и самолетов. Если же обратиться к официальным церковным документам, то понятие патриотизма излагается так:

  1. Христиане не должны забывать о своей земной родине.
  2. Быть патриотом – это любить не только родную землю, но и ближних, свой дом, оберегать их. Поскольку жертва за отечество приносится не только на поле брани, но и ради детей.
  3. Любить свой край, как место, где сохраняются вера и православная церковь.
  4. Любить другие народы, как исполнение заповеди любви к ближнему.

Патриотизм - книги

Примеров из жизни героев, которые проявляли настоящий патриотизм насчитывается в тысячи не только в советской литературе. О подобных проявлениях писали многие российские поэты и прозаики, их же излагали в былинах. Самые яркие произведения, посвященные патриотизму:

  1. А. Фадеев. «Молодая гвардия» . Роман о героях-подпольщиках Краснодона в годы Великой Отечественной войны, на нем выросло не одно поколение советских детей.
  2. «Слово о полку Игореве» . Древнее сказание, повествующее о защитниках родной земли во времена враждебных набегов.
  3. Л. Толстой. «Война и мир» . Важные исторические эпизоды 19 века - Отечественной войны 1812 года, с примерами героизма главных героев.
  4. Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке» . Роман о безногом летчике Маресьеве, который сумел вернуться в авиацию, чтобы снова бороться с гитлеровцами.

Тест: Матвей Вологжанин


Патриотизм - одно из почти инстинктивных чувств человека. Наличие в нас этого качества, увы, как всегда, весьма пошло объясняется биологическими законами. Вот тигры были бы очень плохими патриотами, коровы - тоже, а из волков, напротив, получились бы прекрасные сыны отечества.

Дело в том, что человек изначально был приспособлен для существования в родственных стайных группах (не очень больших, вероятнее всего - по 6–10 человек: пары родителей с подросшими детьми). Наши способы питания и самозащиты идеально подходили именно для такой конструкции. При этом взаимная привязанность членов одной стаи у нас так велика, что человек готов идти на значительный риск во имя спасения сородичей. И такая стратегия для нас оказалась наиболее выигрышной.


Вот, например, у жвачных, которые пасутся большими стадами (бизоны, антилопы, газели), стратегия «умри, но защищай своих» оказывается проигрышной. Джеймс Гордон Рассел, долго исследовавший поведение антилоп гну в Серенгети, неоднократно отмечал случаи, когда отдельные животные, вместо того чтобы убегать от охотившихся на них львов, шли в лобовую атаку. Две-три антилопы, каждая весом в четверть тонны, вполне могли затоптать острыми копытами хищника и изранить его. Если же к действиям «неправильных» гну присоединилось бы все огромное стадо, от наглых кошек осталось бы разве что темное пятно на пыльной земле саванны. Однако стадо неслось со всех ног прочь от места схватки. И пусть даже смельчаки одерживали верх над львами, платили они за это слишком дорого. Рассел помечал антилоп-бойцов и видел, что полученные раны часто приводили потом к истощению животного, его смерти или, как минимум, к полному фиаско на любовном фронте. Трусливые же и быстроногие особи-эгоисты жили куда дольше и размножались не в пример обильнее. Поэтому патриотизм невыгоден жвачным, как не подходит он и крупным хищникам, которым для прокорма нужен большой участок для охоты в единоличном владении.

У нас же выживали и выигрывали те, кто умел сражаться плечом к плечу с членами своей стаи, готовые к риску и даже самопожертвованию. Группы росли, превращались в племена, в поселения, в первые протогосударства - и в конечном счете навыживались и навыигрывались мы до такой степени, что создали цивилизацию.

Тот, кто не с нями, тот плотив нас!

Дети - самые лучшие патриоты.
Наиболее восприимчивы к идеям пат­риотизма подростки 8–18 лет. В этом возрасте у человека уже появляется инстинкт защиты стаи, но еще нет ни семьи, ни детей, ответственность за которых заставляет родителей быть более осторожными и эгоистичными. Подросток куда сильнее взрослого склонен руководствоваться понятиями «свой» - «чужой». Интересное исследование на эту тему опубликовали американские социологи, изучавшие 10-миллионную аудиторию онлайн-игры World of Warcraft. В этой игре участники могут выбрать одну из двух фракций - «Альянс» или «Орда». Игроки разных фракций не могут общаться друг с другом в игре, зато могут нападать на представителей противоположной фракции. Согласно опросам, большинство игроков в возрасте до 18 лет оценивают тех, кто играет за противоположную фракцию, как «тупых, злобных, подлых, бесчестных и отвратительных», а игроков своей стороны - как «умных, дружелюбных, интересных, порядочных и хороших».
Чем старше были опрашиваемые, тем большую долю в числе их ответов занимали утверждения вроде «за обе фракции играют в общем-то одни и те же люди» и «поведение зависит от человека, а не от фракции».


Греческое начало

«Патриотизм» - слово греческого происхождения, «patria» буквально переводится как «оте­чество», и само понятие возникло как раз в эпоху греческих городов-государств. Почему его не существовало до этого, когда, как мы видели, само явление - штука столь же древняя, как род людской? Потому, что не было необходимости. До греков идею патриотизма тогдашние идеологи привязывали в основном к символам (обычно к символу своего бога или царя) как к официальному воплощению божества либо же при слабом влиянии религии на общественную жизнь, как у северных народов или в Китае, - к идее «крови», то есть к чувству общности с представителями своего племени, людьми, говорящими на том же языке и принадлежащими к тому же народу.


У греков, создавших цивилизацию городов-государств, отчаянно бодавшихся друг с другом, на этом идеологическом фронте был полный швах. Все они - и спартанцы, и афиняне и сибариты, и критяне - были греками. У всех был один и тот же пантеон богов (хотя каждый город выбирал себе одного-двух любимцев, считавшихся его особыми покровителями), и в результате греческая мифология превратилась в описание бесконечных стычек между богами: Аполлоном и Аресом, Афродитой и Герой, Афиной и Посейдоном и т. д. Что касается царей, то в большинстве городов их просто не было, а там, где все-таки были, демократически настроенные греки меньше всего были склонны их обожествлять.


Поэтому им пришлось искать иную идеологическую базу. И они очень быстро ее нашли, провозгласив первейшей доблестью человека патриотизм - готовность жертвовать своими интересами не во имя солнечного Митры, не во славу великого Ашшурбанипала, а просто во имя своих сограждан, своего города, своих ненаглядных солнечных Афин с их сереб­ристыми оливковыми рощами и старенькой мамой, сидящей в скромном хитоне за прялкой и ждущей сына с победой…

Этот вид патриотизма сейчас именуют «полисным патриотизмом». (Кстати, когда греки стали регулярно сражаться с персами, полисный патриотизм у них временно, но очень оперативно заменился патриотизмом национальным, и тогдашние ораторы, все эти Геродоты, Фукидиды и Ктесии, очень быстро выучили словосочетания вроде «великая Эллада», «смрадные персы» и «в единстве - наша сила».)


Величайшие патриоты - римляне

Эллинские античные нормы этики, как мы знаем, принимались римлянами порой более серьезно, чем к ним относились сами греки. С точки зрения грека, патриот - это тот, кто исправно платит налоги, участвует в общественной жизни, не нарушает законы и выставляет от своего дома конников и пеших воинов в армию на случай войны. В эпоху же Римской республики патриотизм был синонимом слова «слава» и почитался выше личной доблести.


Для римлян абсолютным героем были не Геракл или еще какой-нибудь Персей, который развлекался бы, проводя жизнь в разнообразных интересных подвигах, а Курций. Этот полумифологический персонаж был пятнадцатилетним юношей, который, узнав, что от дымящейся бездонной трещины, пересекшей Рим после землетрясения, можно избавиться, лишь бросив туда самое дорогое, что есть в Риме, с криком: «Самое дорогое в Риме - это его сыновья-патриоты!» - сиганул в расщелину вместе с конем (конь, если верить мифу, был патриотом так себе, ибо попытался слабохарактерно перед пропастью отпрянуть, но фокус у него не прошел). Слепое подчинение закону, отказ от собственного «я» и готовность отдать во имя Рима все, включая собственных детей, - вот идеальная программа римского патриотизма. Эта идеология оказалась максимально успешной для нации-агрессора: крошечный Рим подчинил себе всю Италию, а потом три четверти Европы, Средиземноморье и немалую часть Азии с Африкой. (И тут национальный патриотизм римлянам пришлось сменить на имперский, куда более слабенький и ненадежный.)


До сих пор патриотизм эпохи Римской республики считается товаром высочайшего сор­та, и немало идеологов государственности сегодня мечтают в глубине души о том, чтобы капризные, эгоистичные и ленивые идиоты, именуемые их народом, куда-нибудь делись, а взамен в их распоряжение поступили бы миллионы истинных римлян*.


« Наверное, я тоже идеолог государственности. Причем без миллионов римлян я бы вполне обошелся - первый пункт программы уже бы достаточно меня устроил. Хотя я, возможно, просто хандрю: зима, недостаток витаминов… »


Христианство антипатриотично

Поначалу христиане были активными противниками патриотизма в любой его форме. В лучшем случае они соглашались отдавать кесарю кесарево, то есть платить налоги, но все равно были глубоко убеждены в том, что нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни варвара, а есть только царство Божие, при наличии которого любые земные государства - прах и тлен. «Любая чужая страна для них отечество, а любое отечество - чужая страна». О том, чтобы христианину идти служить в армию, и речи не было, ибо любое убийство - грех, об этом совершенно ясно и четко сказано в Евангелии. Конечно, Римская империя как могла с христианством боролась, ибо такая зараза способна проточить самые железные основы государства за считанные годы.


Но, как выяснилось, христианство оказалось весьма пластичной штукой. Во-первых, оно распалось на несколько направлений, которым не грех было друг с другом повоевать; во-вторых, превратилось в прекрасное оружие для во­одушевления народов на борьбу с погаными нехристями, коих, слава богу, было еще в избытке во всяких Азиях, Африках и Америках. Что касается «не убий», то и этот вопрос сумели изящно обойти: в конце концов, нельзя же всерьез принимать идеальные, но недостижимые нормы (хотя любого первохристианина и хватил бы родимчик, если бы он увидел современного батюшку, деловито освящающего ракетно-зенитный комплекс). Что касается Православной церкви, изначально сделавшей ставку на близость к светским властям, то тут патриотизм является добродетелью не только не обсуждаемой, но и просто обязательной.


Критики и кокетливое государство

В паре «патриот - страна» последняя ведет себя как отъявленная кокетка. Ты обязан ее любить и быть готов принести себя в жертву во имя нее. Для нее же ты - пустое место. Причем чем более ничтожным винтиком ты себя ощущаешь, тем патриотичнее твоя сущность («Пусть я умру, но моя смерть ничто по сравнению с благоденствием родины»). Ты козявка, ты ноль, ты пустяк, «голос единицы - тоньше писка»*).

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Это Маяковский написал, когда сравнивал личность и партию. Говорят, что, когда он своим громовым басом впервые прогрохотал эти строки на поэтическом вечере, там народ со стульев посползал »


Отечество имеет полное право меланхолически тебя схрумкать, пережевать и переварить, и все остальные патриоты будут лишь приветствовать это, если сочтут, что съеденное пошло на пользу организму в целом. Этот перекос в отношениях очень ярко выразил Джеймс Джойс в своей знаменитой фразе: «Я не буду умирать за Ирландию, пусть Ирландия умрет за меня!» (За эту фразу сторонники ИРА Джеймса Джойса теперь очень не любят.)



Опаснее же всего патриотизм проявляет себя там, где власть в народном представлении является некой квинтэссенцией государства. Римлянам-республиканцам, которые воспринимали свое выборное начальство как нанятых слуг, в этом случае мало что грозило: они бесконечно полемизировали о том, что наиболее выгодно для Рима, и, в общем, держали власть в ежовых рукавицах. А вот там, где власть традиционно была наследственной, деспотичной, где царь-жрец являлся символом страны, там лояльный пат­риотизм большинства населения позволял случаться редким безобразиям, часто опасным не только для обитателей страны, но и для судьбы самой державы.


Поэтому еще со времен Просвещения находились мыслители, которые пытались видоизменить идею патриотизма - несомненно, полезнейшую для выживания общества, но чреватую неприятнейшими осложнениями. Кант, Монтескье, Вольтер, Гоббс, Генри Торо - десятки и сотни умнейших голов пытались разработать нормы нового патриотизма. И все они в результате пришли к выводу, что истинный патриот не только не обязан быть слепым и покорным, но первейшей его обязанностью должен быть поиск пятен на солнце. Для того чтобы привести свое отечество к идеалу, необходимо следить за ним строже, чем за девушкой-подростком, - мгновенно пресекая, пусть и с риском для жизни, любые его попытки вести себя опасно, глупо или ошибочно. Так возникло явление «критического патриотизма», при котором человек не только не восхваляет свою страну, но, напротив, придирчиво рассматривает ее под лупой и громким голосом орет, когда заметит какую-нибудь гадость. Одной из программных работ этого направления стал труд американского писателя Генри Торо «О долге гражданского неповиновения», в котором он называл первейшей обязанностью гражданина и патриота категорический отказ от выполнения «неправильных», «губительных» для страны законов.


Критические патриоты всегда выступают за максимальную свободу прессы. За неусыпный надзор общества над работой чиновников всех уровней. За честное преподавание истории, какой бы гадкой ни выглядела в отдельных случаях роль отечества, ибо только такое знание даст обществу иммунитет от повторения ошибок.

Обычно власти, да и большинство жителей страны, не любят критиков патриотов и называют их врагами народа. Они уверены, что любовь должна быть слепой и нерассуждающей и воспринимают критические замечания как унижение их идеалов, как предательство.

Надеяться, что оба эти вида патриотов когда-нибудь придут к согласию, не приходится.

Не патриот - значит, шизофреник

В СССР, где, как мы знаем, не было политических заключенных, психиатры разработали интереснейшую концепцию о том, что любой человек, критикующий свое государство, - психически больной. Эта теория была признана единственно правильной, и до сих пор остались еще психиатры, которые всячески разделяют эти убеждения. Вот как, например, объясняет ситуацию известный психиатр, представитель «старой школы» Татьяна Крылатова: «Любовь требует больших эмоциональных затрат. А у шизофреника с эмоциональностью большие проблемы. И они начинают отторгать то, что для них наиболее энергетически затратно, - любовь. Этот внутренний конф­ликт вызывает агрессию. То же самое происходит и по отношению к Родине. Тут опять-таки идет отторжение, человек перестает включать свой макросоциум в категорию «мое» и относится к Родине негативно».


Cовременные патриоты

В современном мире отношение к понятию «патриотизм» сильно поменялось со времен римлян. Уж больно близко к нему болтаются такие неприятные слова, как «шовинизм», «нацизм» и «ксенофобия». Тем не менее утверждать, что время патриотов прошло, не приходится: у них по-прежнему очень много дел на этой планете.

Даже в Европе, которую до сих пор трясет при воспоминании о Шикльгрубере, наблюдается рост патриотических настроений. То в Австрии к власти приходит Йорг Хайдер, то во Франции гордо вздымаются на выборах уши Ле Пена, то Пино Раути соблазняет италь­янцев обещанием очистить Милан и Парму от цыган и марокканцев. Это ответ Европы на два фактора: на глобализацию и на массовую эмиграцию туда жителей Азии и Европы.


«Иммигранты необразованны, они работают за копейки, они претендуют на наши пособия, они несут чужую нам устаревшую культуру, они насилуют наших дочерей и едят наших сыновей-младенцев!»

«Транснациональные корпорации душат мелких предпринимателей, они уничтожают нашу самобытность, они превращают наши поля и сады в залитые асфальтом площадки унылого прогресса, они лоббируют свои идиотские законы и кормят нас своим тухлым «макдоналдсом»!»


Космополит из бочки

Основные противники патриотов - космополиты, те, кто считает, что все человечество - единый народ, а эта планета целиком является нашей Родиной. Самым первым известным нам космополитом был греческий философ-киник Диоген. Увы, этот замечательный философ изрядно подпортил репутацию космополитизму тем, что, с жаром отрицая государственность, он также отрицал культуру, цивилизацию, семью и комфорт. В идеальном мире, считал Диоген, люди должны жить как животные, на природе, обходясь минимумом удобств, не имея ни жен, ни мужей, быть совершенно свободными и не выдумывать всяких глупостей вроде письма, чтения и прочих ненужных утомительных изобретений.

Национальный патриотизм как отторжение чуждого влияния, несомненно, уместен в мире, который хочет оставаться неизменно разнообразным. Поэтому, как бы ни морщились приличные люди, глядя на Тимошенко в пшеничных косах и на Хайдера в альпийской шляпке, стоит понимать: пока патриотизм такого рода остается в положении «снизу», пока его не поддерживают законы, пока он не призывает к людоедству и погромам - его роль нельзя назвать исключительно отрицательной. Куда опаснее, когда патриотизм национальный начинает шагать рука об руку с патриотизмом государственным.


В мире существует всего несколько стран, в которых государственный патриотизм является одной из обязательных составляющих идеологии, тщательно насаждаемой властями. Таковы, например, США, Россия и Япония.

В США, стране с исключительно разнородным населением, он выполняет роль цемента, удерживающего воедино всю ту разношерстную компанию, которая является американским народом. При этом патриотизм этнический в Штатах, как всем понятно, практически исключен.

В Японии патриотизм национальный и пат­риотизм государственный суть одно и то же. Для японцев он является способом сохранить свой специфический уклад жизни (тем не менее он год от года размывается: современные японцы уже куда ближе психологически к представителям постхристианских культур, чем их дедушки и бабушки). И так как в Японии живут почти исключительно японцы, а иных народов там крайне мало, то и вреда от «Япония для японцев!» немного. Конечно, для японцев! Пожалуйста, никто не против, кушайте свое тофу да будьте здоровы.

Что касается России, то национальный великоросский патриотизм, раздувшийся как гриб под дождем после развала СССР, сейчас идет на смычку с патриотизмом государственным, который усерд­но распространяется официальной идеологией. Тут стоит задача сконцентрировать власть в руках правящей верхушки и удержать страну от воздействия центробежных сил. Историки по этому поводу опять принялись много врать, в телевизорах бесконечно рассказывают о злых буках, сидящих вокруг государственной границы, а молодежь по вечерам ходит резать калмыков и узбеков как осквернителей святой земли русской. О том, что национальный, этнический патриотизм в многоэтнической стране - явление самоубийственное, идеологи, конечно, догадываются, но пока не могут придумать ничего, чтобы и съесть государственно-патриотическую рыбку, и избежать всенародного исполнения «Хорста Весселя» под балалайку.


Так что время патриотизма далеко еще не прошло. Возможно даже, что не пройдет оно и в далеком будущем, когда вся планета будет представлять собой конгломерат маленьких атомизированных стран, объединенных в вольные союзы и населенных людьми, выбирающими себе гражданство не по факту рождения, а руководствуясь исключительно личными симпатиями. Все-таки, как мы уже писали выше, патриотизм - инстинктивное чувство человека, и каждый из нас испытывает потребность делить людей на «своих» и «чужих». Пусть даже на самом деле мы все - свои.

ПАТРИОТ, -а, м. 1. Человек, проникнутый патриотизмом. Истинный п. 2. перен., чего. Человек, преданный интересам какого-н. дела, глубоко привязанный к чему-н. П. своего завода. || ж. патриотка, -и.


Смотреть значение ПАТРИОТ в других словарях

Патриот — патриота, м. (греч. patriotes - земляк). человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. Советские........
Толковый словарь Ушакова

Патриот — патриотка, любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. изм м. любовь к отчизне. ический, отчизненный, отечественый, полный любви........
Толковый словарь Даля

Ура-патриот — ура-патриота, м. (презрит.). Человек, впавший в ура-патриотизм.
Толковый словарь Ушакова

Патриот М. — 1. Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. 2. разг. Тот, кто предан чему-л., горячо любит что-л.
Толковый словарь Ефремовой

Ура-патриот М. — 1. Тот, кто впал в ура-патриотизм.
Толковый словарь Ефремовой

Социал-патриот — социал-патриота, м. (полит. презрит.). То же, что социал-шовинист.
Толковый словарь Ушакова

Патриот — -а; м. [от греч. patriōtēs - земляк, соотечественник] Тот, кто любит своё отечество, верен своему народу, готов на жертву и подвиги во имя родины. Пламенный п. П. Отечества. //........
Толковый словарь Кузнецова

Социал-патриот — } -а; м. Сторонник социал-патриотизма.
Толковый словарь Кузнецова

Ура-патриот — -а; м. Сторонник ура-патриотизма.
◁ Ура-патрио́тка, -и; мн. род. -ток, дат. -ткам; ж. Ура-патриотический (см.).
Толковый словарь Кузнецова

Кто такой патриот? И что такое патриотизм? Эти вопросы сейчас очень актуальны, потому что тучи сгущаются над нашей страной уже совсем явно.

Президент Путин некогда заявил, что «национальная идея России - это патриотизм». Ну, Бог с ним, что не все знакомы с русским языком и его правилами, поскольку идея (национальная) и чувство (патриотизм) - это совершенно не одно и то же. Идея не может быть чувством. Но это, как говорится, их проблемы. А наша проблема и задача - точно понимать, что такое национальная идея и что такое патриотизм, и вызывать к жизни те силы народные, которые нашу страну на её изломе, на испытании, когда возникает просто-напросто грань жизни и смерти для нашей Родины, были бы способны её от этой грани отодвинуть и уберечь.

Патриотизм - это слово, означающее любовь к Родине. При этом надо понимать, откуда это понятие взялось и что оно означает по своей сути. Любовь к ближнему, любовь к женщине - это более-менее понятно. Но сейчас не об этом.

А что такое любовь к Родине? И почему это вдруг?

На самом деле это глубокое и фундаментальное свойство живой природы. Например, когда образцы биологической жизни (по Ч.Дарвину) жили и сражались в борьбе за выживание, в борьбе за существование, то одновременно с этим стали развиваться те формы организации жизни, которые были более эффективны для её жизнеспособности. Появились стая, рой, прайд и т.д. И в том же львином прайде взрослые львы охотятся не только для собственного пропитания, но ещё и для того, чтобы накормить и немощную львицу-старуху, и молодняк, пока ещё не способный охотиться. Т.е. в львином прайде зарождаются социальные отношения (и современные научно-познавательные фильмы всё это хорошо и подробно показывают). Получается, что даже в дикой природе появилось слово «МЫ», и это слово является ключевым по отношению к слову «Я». Получается, что слово МЫ - это фактор прогресса!

Я выживу в конкурентной борьбе по всем правилам социал-дарвинизма (или современного либерализма), если Я сильнее, наглее и безнравственнее других.

Но человеческая эволюция, особенно когда к человеку пришли разум и душа, стократно усилила фактор с помощью МЫ. С появлением МЫ появился народ, появилось наше государство, появилась память о земле предков, которую наши предки защищали и которая их кормила, кормит нас и будет кормить наших детей и внуков, появилось понятие Родина. МЫ - это ключевое понятие, которое связано с коллективностью, с общинностью, с соборностью, с социальностью, с социализированностью, с социалистичностью, и абсолютно противоположно индивидуализму, либерализму, переходящему в формы фашизма, расизма, социального расизма, превосходства, конкурентоспособности всех со всеми. «Все должны быть конкурентноспособны», - объясняют нам Греф и Путин. Все борются со всеми. Человек человеку - волк! И т.п. Поэтому, патриотизм - это не просто абстрактное и неведомое чувство любви к своей Родине. И Родина - это совершенно не абстракция.

Но ведь у кого-то Родина - это мешок с долларами за плечами и счета в швейцарских банках. А они всё вокруг берёзок ходят да говорят, что «национальная идея - это патриотизм». «Не верю», - говорил Станиславский.

Ну и что же мы имеем сейчас в нашей стране? Какова ситуация с патриотизмом?

А имеем мы казённый патриотизм и угар патриотизма.

Дают, например, команду из Администрации президента - и вот нам показывают подвиги наших журналистов в Славянске под миномётным обстрелом укрофашистов. Потом отдают другую команду - и ничего этого уже не показывают. А потому что «Донбассу ничего не обещали», а потому что «есть Минские соглашения», так что «идите в Украину», да и вообще «это внутриукраинский вопрос», да и «Россия не сторона конфликта». Всё! Ничего не показывают, никакого патриотизма не стало, никакого Русского мира не осталось. Куда он вдруг делся? А его и не было. Не было никакого Русского мира, никакой Русской идеи и никакого патриотизма. Мешки с деньгами и телевизор - есть, а русской идеи и патриотизма никакого ТАМ нет.

Вот мы сейчас «Исканде́ры» везём туда, «Исканде́ры» везём сюда, система «Бастион» там-то, мы объявляем, что у нас новые бомбардировщики, новые ракеты и т. д., грозим тем, грозим этим - грозим, якобы защищая нашу Родину. А что в итоге мы защищаем? Некую группку, контролирующую 70% богатств страны и сложившую эти богатства себе в карманы? Их замороженные в Швейцариях счета?

А в это время остальное население беднеет, а кто-то уже и нищенствует, общество расслаивается, страна деградирует. Зато бушует угар и казённый патриотизм - «голосуйте за правящую партию», «голосуйте за действующее руководство страны», «видите, как они бьются со злобным Западом за то, чтобы нашу страну, нашу Родину защитить». Да за карманы свои они бьются! За счета в швейцарских и прочих банках они бьются! За свою недвижимость в виде дворцов они бьются! За оффшоры, куда они сотни миллиардов долларов вывезли, украв их у российского народа, у российского государства, у Родины нашей, они бьются! А обставляется дело так, что они, оказывается, патриоты, у них, оказывается, патриотизм.

Есть вопрос и о совместимости патриотизма с центральной идеологией правящей верхушки в нашей стране. На самом деле, есть всего три идеологии в мире и в природе человечества: либерализм, социализм (коммунизм) и фашизм. Так какая из этих трёх идеологий характерна для правящего клана в руководстве нашей страны? Ну, очевидно, что либерализм. Который потихоньку начинает трансформироваться в фашизм. И это кто-то хочет совместить с патриотизмом?

Либерализм - это Я. Я - индивидуалист, Я - конкурентоспособен, Я - сильный, Я всех победю и мне будет хорошо.

Патриотизм - это МЫ. МЫ - семья, МЫ - народ, МЫ поможем и не очень сильному, МЫ поддержим его. МЫ - это противоположность либерализма. Либерализм с патриотизмом несовместимы! Но есть и ещё вопрос. А совместим ли патриотизм с политической оппозицией? Нам говорят: «Что?! Вы против Путина? Так он же Крым присоединил! Так вы же не патриоты! Вы должны Путина поддерживать». «А заодно с ним надо поддерживать и его назначенцев: Медведева, Сердюкова, Силуанова, Кудрина, Набиуллину, т. е. всех тех, кто на самом деле страну уничтожает?» - хочется спросить в ответ. Так в чём патриотизм? Патриотизм не в том, чтобы чиновников поддерживать, и особенно тогда, когда на них тратятся миллиарды рублей. Именно так - объёмы грантов из Администрации президента на поддержку политических «штанов» составляют миллиарды рублей. И тут даже не овечью шкуру на волчью морду натягивают, тут другие слова напрашиваются.

Так вот, политическая оппозиция выдвигает обвинение путинизму - в том, как убивают нашу страну, в либерализме, в демонетизации экономики, в деформации и деградации культуры, науки, образования, здравоохранения в нашей стране, уродовании душ наших детей (и не только детей) в коммерциализированном кинематографе и других пропагандистских промывочных институтах и процедурах.

Настоящий патриотизм сейчас заключается, на самом деле, в осмысленной политической оппозиции путинизму и президенту Путину, ко всем его назначенцам, политическому режиму, их практике и результатам этой практики.

Я бы ещё соотнёс понятие настоящего патриотизма (который всегда был и всегда будет, и особенно в нашей русской российской версии) с, уж простите, умственной неполноценностью. С простотой какой-то запредельной. Приходится сталкиваться ну с таким жутким примитивом, ну с такой убогостью, ну с такими нелепостями, ну с таким попросту идиотизмом. И всё это под знаменем патриотизма. Причем высокие слова, высокие и важные ценности опускаются по формуле «простота хуже воровства» ниже плинтуса. «Советский Союз существует: вот Президиум СССР, вот главнокомандующий, вот президент». Причём уже и не одна версия Советского Союза на сегодняшний день существует. Так заявляя это утверждается, что нынешней нашей с вами России не существует? Той России, в которой надо строить власть в интересах народа? «Нет, - они говорят, - надо, чтобы все признали существование СССР». Где он есть, СССР, кроме как в воображении этих искренних, в принципе, людей? Но ведь настоящий патриотизм, профессиональный патриотизм, способность спасти и оздоровить нашу Родину, с одной стороны, и «простота», с другой стороны, - несовместимы.

Я - за патриотизм. За настоящий патриотизм.

Надо видеть и понимать, в какое болото нас заводят, используя это святое слово. Причём не только по причине нашей умственной неполноценности, что, конечно же, не соответствует действительности, но ещё и по причине очень высокого профессионализма противников нашего Отечества - как раз тех, кто слово патриотизм применяет не к нашей стране, а к другим государствам, откуда они получают и бабло, и виды на жительство, и гарантии, и задания. И из которых их ещё и проверяют, и контролируют, и пальчиком грозят. Таковы реалии нашей жизни. Их понимать надо.

МБОУ Кульбаковская сош

Классный час

Что такое «Патриотизм»?

Кто такой «Патриот»?

Классный руководитель: Збарская М.А.

Цели: способствование формированию взглядов и убеждений, соответствующих патриотической личности.

Оборудование: медиапроектор, экран, ПК.

План урока:

    Организационный момент

    «Кто такой патриот?»

    «Что такое патриотизм»? Виды патриотизма.

    В чем проявляется патриотизм?

    Викторина «Патриот»

Ход урока:

    Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, настраивает их на тему классного часа с помощью стихов.

Люблю Россию – синие озёра,

Как матерям погибших сыновей.

И вместе с вдовами я плачу и тоскую,

На панихиду в церкви подаю.

И тоненькую свечку восковую

За упокой я ставлю к алтарю.

Но никогда не буду равнодушной!

Растерзанную Родину любя,

В своей квартире, маленькой и душной,

Молюсь я Богородице, скорбя.

Люблю Россию – синие озёра,

Пушистый снег зелёных тополей

Но не хватает для души простора,

Как матерям погибших сыновей.

"Любить Россию нелегко..."

Римма Казакова

Любить Россию нелегко,
Она - в ухабах и траншеях
И в запахах боёв прошедших,
Как там война ни далеко.

Но, хоть воздастся, может быть,
Любовью за любовь едва ли,
Безмерная, как эти дали,
Не устаёт душа любить.

Страна, как истина, одна, -
Она не станет посторонней,
И благостней, и проторённей
Тебе дорога не нужна.

И затеряться страха нет,
Как незаметная песчинка,
В глубинке города, починка,
Села, разъезда, вёрст и лет.

Отчизны мёд и молоко
Любую горечь пересилят.
И сладостно - любить Россию,
Хотя любить и нелегко.

То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!

От морей до гор высоких,
Посреди родных широт -
Всё бегут, бегут дороги,
И зовут они вперёд.

Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд -
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.

Детство наше золотое!
Всё светлей ты с каждым днём
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!

2. «Кто такой патриот?»

Ребята вы в жизни, возможно, сталкивались уже с такими

понятиями как Родина, патриот. Попробуйте сформулировать, Что же такое Родина и кто же такой это патриот. (Учащиеся высказывают свои варианты)

Каждый из вас высказал свое мнение, теперь давайте сравним ваши определения и определения, взятые из различных источников:

Патрио́т - патриотичный человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины, готов отдать свою жизнь за свою Родину. (Свободная энциклопедия - Википедия)

Патриот , патриотка, любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм м. любовь к отчизне. (Толковый словарь Даля)

Патриот , патриота, ·муж. (·греч. patriotes - земляк). Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. (Словарь Ушакова)

Патриот - тот, кто любит свое отечество, предан своему

народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. (Словарь Ефремовой)

    «Что такое патриотизм»?

Теперь попробуйте самостоятельно сформулировать понятие «патриотизм». Затем мы сравним ваши определения и определения, взятые из словарей. (Учащиеся высказывают свои варианты и затем сравнивают с понятиями из словарей.

Патриоти́зм м. любовь к отчизне.(Словарь Даля)

Патриоти́зм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Патриотизм бывает разный. Патриотизм может проявляться в следующих формах:

полисный патриотизм - существовал в античных городах-государствах (полисах);

имперский патриотизм - поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству;

этнический патриотизм (национализм) - в основании имеет чувства любви к своему народу;

государственный патриотизм ­ - в основании лежат чувства любви к государству.

    В чем проявляется патриотизм?

Патриотизм проявляется:

В любви к своему Отечеству;

В гордости за свой народ;

В любви к культуре своего народа;

В любви к своей малой Родине, где родился и провёл первые годы своей жизни;

В желании процветания своей Родины;

В деятельности на благо Родины;

В готовности охранять и защищать свою страну;

В уважении к ветеранам-защитникам Родины, героическим подвигам своих предков. Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы обитаем. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь.

Подумайте, какими качествами должен обладать человек, чтобы принести пользу родной стране. (ответы учащихся)

В заключение нашего классного часа мы поиграем. Я предлагаю вам викторину, посвященную патриотизму. (Презентация 2)




Top