Химба намибия. Удивительное племя химба с его ускользающей аутентичностью

Лиссабонская трамвайная сеть (Rede de eléctricos de Lisboa) служит жителям города и его гостям уже больше ста лет: маленькие юркие трамвайчики уверенно ездят по извилистым улочкам Альфамы, площадям Байхи и окрестностям Белема с 1873 года.

Раньше трамваи были основным общественным транспортом, однако со временем маршруты стали закрываться «за ненадобностью». Основных трамвайных маршрутов в Лиссабоне осталось только пять, и сейчас на них курсируют как старые маленькие трамваи, так - на некоторых маршрутах - и новые, стандартные и большие, которые городской совет закупил у Siemens.

12 маршрут является самым коротким: трамвай ездит по кругу, от Praça da Figueira, через Martim Moniz в прекрасную домашнюю Альфаму – пожалуй, самый уютный район города. Когда-то давно этот трамвай ездил исключительно по Альфаме, но со временем маршрут немного удлинили. Сейчас этот трамвайчик ездит около четырех раз в час, но соблюдать расписание получается не всегда: на этом маршруте он всего один.

Трамвай #15 начинает свое путешествие на Praça da Figueira, а заканчивает в десяти километрах от нее, на самой большой автобусной и железнодорожной станции «на Эшторил», которая называется Algés. Маршрут практически полностью проходит по живописному побережью речки Тежу, и именно этот трамвайчик поможет туристам добраться до самых известных достопримечательностей Лиссабона - форта Белем и монастыря Иеронимов. Разочаровывать туристов португальцы не любят, поэтому маленькие старинные трамваи ("remodelados") на этом маршруте ездят хоть и не всегда, но достаточно часто: в 2002 году 15-й маршрут был назван «Музейной линией», так как по дороге между Аквариумом в Дафундо (Algés) и Музеем Коммуникаций (Museu das Comunicações) возле Cais do Sodré расположено 18 различных музеев.

#18 в 2009 году переехал: конечную на Rua da Alfândega сменила остановка на Praça da Figueira (место встречи с трамваем в Лиссабоне изменить сложно). Этот трамвай может отвезти, например, к королевскому дворцу Ajuda и одноименному кладбищу. Маршрут уже несколько раз грозились закрыть, обещая взамен вернуть 24-й, но «воз и ныне там».

Маршрут #25 идет с Rua da Alfândega, мимо базилики Эстрела (Estrela basilica) до кладбища Prazeres на западе Лиссабона. На этом трамвайчике очень интересно петлять по холмистому Buenos Aires’у, где располагается большинство посольств и консульств - не туристическому, но очень красивому и спокойному району. Интервал между трамваями составляет 10-15 минут, вечерами вместо них ходят мини-бусы (практически наши маршрутки), а вот в воскресенье этот маршрут практически полностью выходной – «маршрутки» появляются в лучшем случае раз в час-полтора.

#28 курсирует между Martim Moniz и Prazeres. Это классический маршрут по крайне холмистой местности и очень узким улочкам Альфамы, и пустыми или полупустыми эти трамвайчики ездят очень редко. Самое экстремальное место для 28-го приходится на восточный конец Rua da Conceição (если ехать из центра на запад): поворот там настолько крутой, что кажется будто маленький трамвай вот-вот перевернется. Среди местных жителей поездка вечером на этом трамвае является одним из любимых аттракционов: водители трамваев, конечно, обожают своих «питомцев», однако торможение на поворотах часто считают ненужной роскошью.

Но и это еще не все, что город может предложить любителям электрического транспорта. В Лиссабоне существует целых три фуникулера, которые тоже находятся в ведении транспортной компании Carris. Очень часто туристы путают трамваи с их братьями меньшими, что очень огорчает местное население, для которого трамвай и фуникулер – вещи совершенно разные. Более того, считается, что если ты не видел все фуникулеры, которые, кстати, государство определило национальными памятниками, то говорить магическую фразу «я был в Лиссабоне» ты не имеешь никакого морального права.

Естественный для фуникулера цвет – желтый, однако «поймать» его сразу после мойки, до того, как какие-нибудь радостные вандалы разрисуют его граффити – редкая удача.

Фуникулер Бика, открытый 28 июня 1892 года, пожалуй, есть на фотографиях у каждого, кто хоть раз бывал в Лиссабоне. Его маршрут проходит между Calçada do Combro/Rua do Loreto и Rua de S. Paulo, и по длине составляет 245 метров с углом наклона около 20%. Работает фуникулер с 7 утра до 9 вечера ежедневно, кроме воскресенья и праздников, когда он начинает работать с 9 утра. Короткий период времени, вместо обычного желтого цвета фуникулер был серебристый, что вызвало огромное количество протестов - по крайней мере, со стороны знакомых нам португальцев:)

Второй фуникулер – Глория – соединяет район Baixa (Restauradores Square) с Bairro Alto (Jardim / Miradouro de São Pedro de Alcântara). Длина маршрута – 265 метров. И это единственный фуникулер, на котором в пятницу и субботу можно покататься ночью (в эти дни его режим работы – с 07:00 до 04:30 утра). Глория, открытый для публики в октябре 1885 года, год проработал на водной системе подъема (теперь в Португалии остался только один фуникулер с таким принципом работы – в Браге), характерной для фуникулеров того времени, после чего механизм был заменен на паровой двигатель, а в 1915 фуникулер электрифицировали.

Третий фуникулер называется Лавра, и его маршрут состоит из отрезка в 180 метров между Avenida da Liberdade и районом Torel. Этот фуникулер является первым уличным фуникулером в мире: его открыли 19 апреля 1884 года, и в день открытия он перевез рекордные 3000 человек.

А еще в Лиссабоне есть туристические красные трамвайчики.

Старинный лиссабонский трамвай № 28 – транспорт, достопримечательность и аттракцион одновременно. Это обычное средство передвижения местных жителей, они зовут его «собачья будка». Но его можно использовать и для экскурсии по Лиссабону, ведь маршрут проходит мимо многих важных для туристов мест. В этом посте на основе своего я рассказываю о 10 моих любимых достопримечательностях Лиссабона, которые можно увидеть из окна трамвая № 28. Это кварталы Алфама, Моурария, Байша, Шиаду, Эштрела, замок Святого Георгия, лифт Санта-Жушта и другие красивые места.

Португальский трамвай

Трамвай Лиссабона № 28 – достопримечательность Лиссабона

Но сначала пара слов о самом трамвае Лиссабона № 28. Он существует больше 100 лет и с тех пор почти не изменился: деревянные сиденья и протянутая через салон верёвка, за которую надо дёрнуть, чтобы позвонить в колокольчик – подать сигнал об остановке. По пути можно просто высунуть руку из окна и дотронуться до древних стен. Говорят, раньше водителю приходилось часто останавливаться и просить хозяек закрыть окна, чтобы проехать.

Во времена португальского диктатора Салазара студенты устраивали акции протеста: натирали рельсы мылом. В результате трамвай не мог подняться по улочкам вверх, перегораживал путь и становился неодолимой для полицейских баррикадой.

Маршрут трамвая Лиссабона № 28 начинается от площади Мартин Мониш. Билет стоит €2,90. Первый трамвай отходит утром в 6.00, последний – в 23.00. Все путешествие занимает около 40 минут, в часы пик – больше. Вот мой личный ТОП-10 мест Лиссабона, мимо которых проходит этот городской трамвайчик.


Лиссабонский трамвай
  1. Квартал Моурария

Первым делом трамвай № 28 делает небольшой крюк по Моурарии в центре Лиссабона. В этом древнем мавританском квартале до сих пор сохранились живописные улочки, маленькие домики с белёными стенами и кабачки, где исполняют песни фаду, которое, кстати, зародилось именно здесь, в двух соседних кварталах – Моурария и Алфама. Об арабском прошлом района говорит даже ширина дорог, достаточная лишь для того, чтобы по ней мог пройти навьюченный мул. В начале 20 века Моурарию населяли мелкие ремесленники, торговцы, а также не слишком отчаянные бандиты и не совсем падшие проститутки. Сегодня здесь по-прежнему кипит жизнь.


В квартале Моурария
  1. Квартал Алфама

Лиссабон стал столицей Португалии в 1225 году, однако его территория была заселена иберийскими народами ещё во II тысячелетии до нашей эры. Алфама – старейший исторический район, где зародился город. Первую крепость здесь создали римляне, но по-настоящему отстраивали город арабы, пришедшие в эту гавань в 715 году. Сложно представить, что когда-то этот скромный район был самым блестящим кварталом Лиссабона. Сегодня в Алфаме живут бедняки, рыбаки и эмигранты.

Название квартала в самом центре Лиссабона произошло от арабского «аль-хама», что в переводе означает «горячий источник». В Средние века прямо из стены здесь действительно бил тёплый ключ. Долгое время он был причиной ссор и драк – первоочередность пользования водой постоянно оспаривали местные жители, моряки и эфиопские рабы. В итоге правитель города нашёл гениальный способ разрешения конфликта: для каждого сословия в Алфаме установили свой кран.


Крыши Алфамы
  1. Церковь Санта-Энграсия

Санта-Энграсия уже больше трёх столетий сверкает белизной натурального камня и по праву считается самой красивой церковью в Лиссабоне. Раньше на её месте стояло множество других храмов, посвящённых святой Энграсии, мученице главного религиозного города Португалии Браги.

Первая такая церковь была построена в 1568 году на пожертвования принцессы Марии, дочери Короля Мануэля I. Кто-то ограбил святыню в 1630 году. Власти решили, что после такого осквернения с храмом можно разобраться только одним способом – разрушить его. На строительство нынешнего здания церкви ушло так много времени – 284 года, что в португальском языке даже возникло особое выражение «строительство Санта-Энграсия». Для его перевода можно использовать русские поговорки «когда рак на горе свистнет» или «до морковкиной свадьбы».


Купол Санта-Энграсии (справа)
  1. Замок Святого Георгия

Замок Святого Георгия позиционируется, как главная достопримечательность Лиссабона. Он расположен на крутом холме и виден практически с любой точки города. В разное время его использовали как королевскую резиденцию, театр, арсенал и даже тюрьму. Мощную крепость заложили вестготы в 5 веке. В конце 15 века в замке Святого Георгия пышно праздновали возвращение мореплавателя Васко да Гама из Индии.

Замок Святого Георгия был сильно разрушен во время землетрясения 1755 года, и восстановлен только к 90-м годам прошлого столетия. Реставраторы сохранили суровый облик твердыни и добавили для экзотики много зелени и павлинов. Сегодня крепость представляет собой небольшую территорию, окружённую высокими стенами, по которым можно полазить.


На территории замка Святого Георгия
  1. Лиссабонский кафедральный собор Сэ

Это старейший храм города и одна из самых больших построек в романском стиле. Сэ –сокращение словосочетания, которое означает «резиденция епископа». Такие кафедральные соборы есть не только в Лиссабоне, но и в других крупных населённых пунктах Португалии. Интересно, что главный Сэ находится не в столице, а в религиозном центре страны – маленьком городе Брага.

Главная драгоценность сокровищницы собора – это мощи почитаемого в стране святого Винсента, или Викентия Сарагосского. По легенде в 1173 году в одном из рукавов реки Тежу показалась лодка без гребцов и весел, ведомая парой воронов. В ней находилось тело святого Винсента, которого замучили пытками и сожгли заживо арабы. Доведя судно до укрытия, вороны полетели к лиссабонскому Сэ и свили гнездо на его башне. С тех пор, вороны и лодка являются символами Лиссабона. Говорят, потомки этих двух пернатых жили в монастыре собора до середины XX века.

  1. Квартал Байша


В квартале Байша

В 1755 году накануне Дня всех святых в Лиссабоне произошло чудовищное землетрясение. Всего за три минуты великолепный город превратился в руины. Погибло две трети жителей. Тогда Португалией правил король Жозе I. Точнее, он предавался удовольствиям, возложив все государственные дела на маркиза Помбала, яркого представителя «просвещённого абсолютизма». Маркизу принадлежит знаменитая фраза: «Похоронить мёртвых и накормить живых!»

Сразу после катастрофы Помбал действовал очень решительно. Первым делом он закрыл город и окружил его войсками для предотвращения паники. Уцелевшим горожанам была выдана провизия, а затем из них были сформированы команды для тушения пожаров, разбора завалов, обезвреживания мародёров и похорон умерших. В первые же часы после землетрясения маркиз приказал погрузить трупы погибших на баржи и затопить их в море. Это был весьма рискованный ход в набожной Португалии. Однако благодаря таким мерам, несмотря на страшное несчастье, Лиссабон смог избежать значительных эпидемий.

В течение года город был восстановлен. Причём, именно тогда в португальской архитектуре было сказано новое слово, в связи с появлением стиля «помбалино». Особенно ярко это проявилось в квартале Байша в центре Лиссабона, а главный его променад – улицу Аугушта стали называть лиссабонскими Елисейскими полями.

  1. Площадь Коммерции


Улица Аугушта

После землетрясения 1755 года основной достопримечательностью тогда стала конная статуя короля Жозе I. Английские путешественники и продавцы сразу дали месту собственное название – площадь Чёрной лошади. Впрочем, сегодня бронзовый конь, который топчет змей, несколько позеленел от времени.

1 февраля 1908 года площадь стала местом цареубийства Карлуша I, предпоследнего монарха Португалии. Когда королевская карета въехала на площадь Коммерции в квартале Байша, из толпы раздались выстрелы. Правитель страны погиб на месте, его наследник Луиш Филипе был смертельно ранен, а принцу Мануэлу II, будущему королю, пробили руку. Охрана застрелила убийц на месте. Позже в них опознали членов Республиканской партии, которая спустя два года всё-таки свергла португальскую монархию. В 1974 году на площади прошло первое восстание Движения вооружённых сил, в результате бескровной революции положившего конец режиму Каэтано.

  1. Городской лифт Санта -Жушта

Резной городской лифт Санта-Жушта соединяет нижний и верхний Лиссабон. Он поднимает с Золотой улицы на площадь Карму в Байше на 32 метра. Его соорудил на рубеже 19 и 20 веков французский архитектор Рауль Месснье дю Понсаром. Многие исследователи высказываются о том, что заимствовал идеи у своего земляка, великого инженера Гюстава Эйфеля. Сначала кабину поднимала паровая машина, расположенная на промежуточном этаже. Подъёмник знаменит своим утончённым неоготическим ажурным узором.


Городской лифт Санта-Жушта
  1. Квартал Шиаду

Семнадцатая остановка трамвая № 28 находится в Шиаду. Это самый изящный и утончённый квартал Лиссабона. Возможно, его название произошло от португальского слова «скрип» (chiar) и отсылает к звуку колёс карет, взбиравшимся по местным крутым склонам. В 19 веке это место было обязательным для тусовок тех, кому хотелось стать знаменитыми писателем, живописцем или актёром. Сегодня в Шиаду по-прежнему можно встретить множество португальских знаменитостей, а ещё здесь высочайшая концентрация лучших ресторанов и баров города.


В квартале Шиаду
  1. Базилика Эштр ела

Последняя остановка трамвая 28 находится у базилики Эштрела. Строительство церкви в самом центре района Эштрела в 18 веке связано с обетом, который, по легенде, королева Мария I дала высшим силам: «Если мне будет дано небесами родить сына, я выстрою величественный храм – монастырь для монашек ордена босоногих кармелиток”. Видимо, небеса вняли словам королевы, потому как вскоре у Марии родился наследник престола. Сразу же после этого началось строительство базилики Эштрела. Однако единственный сын Марии умер в раннем возрасте от оспы, а сама королева, потеряв ребёнка, сошла с ума, так и не оценив по достоинству церковь, на создание которой ушло долгих 11 лет.

Экскурсия «Лиссабон в 15:15»


Уличные танцоры на руа Аугушта

Другой приятный способ познакомиться с Лиссабоном, услышать в десятки раз больше захватывающих историй о достопримечательностях города и узнать, чем сегодня живут португальцы – сходить на экскурсию «Лиссабон в 15:15».

Русскоязычный гид также посоветует, чем заняться в столице самой западной страны Евросоюза, если у вас ещё нет чёткого плана, поделится полезными лайфхаками и подскажет, как отдыхают настоящие лиссабонцы. Ведь он давно живёт в этом городе и знает его, как свои пять пальцев.

На экскурсии вам особенно подробно расскажут о площади Росиу и одноимённом вокзале, театре Марии II, фуникулёре по имени Глория, церкви Святого Роха, лифте Санта-Жушта, кафе “А Бразилейра”, монастыре Кармелитов, районе Байша, Кафедральном соборе Сэ, площади Коммерции, мосте имени 25 апреля, статуе Христа и многих других легендарных достопримечательностях Лиссабона.


Площадь Росту

Экскурсии по Лиссабону проходят каждый день и начинаются в 15:15 у памятника королю Педро IV на площади Росиу. Сегодня трудно поверить, что когда-то на этом залитом солнцем пространстве пылали костры инквизиции. На них сжигали еретиков и ведьм, а вокруг собирались целые толпы на пикники с едой и напитками – в те времена это было модное зрелищное шоу. В середине 19 века площадь Росиу замостили в виде волнистого узора черным и белым булыжником. Для этого впервые использовали кубы из камня, вырезанные вручную. Говорят, такой рисунок помогал морякам, сходившим на берег в Лиссабоне, быстрее привыкнуть к суше под ногами, и прозвали площадь Штормовой.

В группе будет не больше 15 человек. Экскурсия по Лиссабону длится два часа. Стоит такая прогулка 20 евро с одного человека. Дети до 12 лет могут прийти бесплатно. Имейте ввиду, что регистрация обязательна для каждого участника! Забронировать себе местечко можно через форму ниже. Кстати, похожие экскурсии в 15:15 проходят и во многих других городах Европы. Полный их список .

К городам, в которых есть трамваи, я питаю особую любовь. В этом ряду пока еще не увиденные Сан-Франциско и Стамбул, уже сбывшийся Лиссабон, отчасти Вена и Милан. Наверное, сказывается и детство, проведенное в городе с весьма разветвленной трамвайной сетью. Когда я была маленькой, я все время удивлялась взрослым, которые, переходя через трамвайные пути, не наступали на рельсы, не полностью погруженные в землю, а перешагивали на них. Мне казалось страшно занимательным встать на рельс и на пару секунд замереть, оказавшись выше, чем я есть на самом деле. На трамвае мы с папой ездили на концерты в Филармонию, я была с завитыми локонами и надушенная розовым маслом. Короче говоря, я люблю трамваи, это самый человечный вид транспорта, по-моему. В любом городе мне хочется на трамвае прокатиться, посидеть у окна, посмотреть на улицу и на людей. Муж моих трамвайных увлечений не разделяет, поэтому все больше я наблюдаю жизнь не из трамвая, а из такси. Но в Лиссабоне я победила: наш первый день мы начали со знакомства с трамваем №28.



Он проходит через весь центр, преодолевая на своем пути немыслимое количество горок и пригорков.Чтобы занять удобные места, отправляться лучше с начальной остановки, Campo Ourique. До конечной остановки, Martim Moniz, трамвай едет минут 40. Расстояние на деле оказывается небольшим, а длительность поездки связана с частыми остановками и с тем, что на узких и крутых лиссабонских улицах старенькому трамваю не разогнаться. Билет можно купить у водителя, он стоит 2,85 евро. На следующем фото - как раз водитель нашего трамвая.

Маршрут трамвая лежит мимо площади Коммерции (Praca do Comercio), проходит мимо Кафедрального собора (Se), петляет по нешироким улицам Алфамы, самого старого района города, забираясь на самый верх. Большинство туристов выходят около замка (Castello), но можно проехать дальше, до конечной, и уже оттуда, не теряя из виду трамвайные пути, начать спускаться вниз.

Ездят в трамвае, конечно, не только туристы, хотя именно для них в салоне висят таблички, предупреждающие о карманниках. На 28 маршруте много местных, нам даже попались какие-то два русскоязычных маргинала, явно давно приехавших в Португалию.

Внутри вагон очень маленький. Стоять в нем сложно, стоять с камерой - еще сложнее, потому что трамвай все время поворачивает, шатается, взбирается в гору или несется вниз. У меня, если честно, сердце замирало.

Рисунок трамвайных рельсов - это отдельная история. Поворачивают они резко и часто, для большей маневренности трамвай имеет всего четыре колеса, смещенные к центру. Спереди и сзади размещены специальные грузы, увеличивающие устойчивость на поворотах.

Кое-где проложена только одна пара рельсов, поэтому водителям (вагоновожатым?) приходится пропускать трамваи, идущие навстречу.

Свои желтые трамваи лиссабонцы называют амарелу, т.е. желтенькие. Красные трамваи - это экскурсионные маршруты, созданные одной из туристических компаний города. На красном мы не катались, потому что лучшего маршрута, чем №28, для знакомства с городом и не придумаешь.

В некоторых особенно крутых местах существуют кабельные подъемники, по сути такие же, как в Сан-Франциско.

Стоит подъемник, кстати, дороже, чем трамвай - 3,5 евро. Тот путь, который вы видите на фото сверху - это весь маршрут этого подъемника, там метров 400, не больше. Мы прошли весь путь пешком, не так уже это и сложно, но, наверное, если надо делать это регулярно, то без подъемника будет тяжко. Может, здесь жителям выдают льготные билеты?

В вагоновожатые, наверное, берут только молодых привлекательных мужчин, на которых хорошо сидят солнцезащитные очки. Это - тоже водитель трамвая, консультирует каких-то туристов.

Надеюсь, трамвайная тема приведет меня в Сан-Франциско, где собраны трамваи из многих стран, есть даже старые миланские экземпляры.

Вы любите трамваи и кататься на общественном транспорте в поездках? Не ехать в определенное место, а просто сесть в трамвай или автобус и поехать с местными в неизведанное? Или это я одна такая ненормальная?

Всем привет!
Подскажите, как удобнее воспользоваться трамваем 28 в Лиссабоне, чтобы осмотреть достопримечательности, вблизи которых он проезжает. Для поездки выбрал путеводитель Nelles Verlag, из того, что он рекомендует, в том числе с помощью трамвая 28, хотелось бы посмотреть в Лиссабоне следующее (указываю в той последовательности, что дана в путеводителе):

АЛФАМА и МОУРАРИЯ
1. кафедральный собор Се (Se Patriarcal)
2. церковь Святого Антония (Igreja de Santo Antonio)
3. церковь Консейсау Велья (Igreja da Conceicao Velha)
4. дом с шипами (Casa dos Bicos)
5. дом с балконами (Casa das Varandas)
6. замок Святого Георгия (Castelo de Sao Jorge)
7. смотровая терраса Miradouro dw Santa Luzia
8. музей прикладного искусства(Museu de Artes Decorativas)

ГРАСА
1. церковь Сан Висенте ди Фора (Igreja de Sao Vicente de Fora)
2. церковь Санта Энграсиа (Igreja de Santa Engracia)
3. смотровая площадка Miradouro da Graca

БАЙША и ШИАДУ
В принципе понятно, что трамвай 28 эти районы только лишь в нижней части пересекает, и чтобы осмотреть улицу Августа (Rua Augusta), Торговую площадь (Praca de Comercio), Площадь короля Педру IV (Praca Dom Pedro IV), площадь Фигового дерева (Praca de Figueira), этот трамвай больше не нужен, тем более, как я понял, до следующего пункта осмотра - Кармелитской церкви можно подняться на подьемнике Санта-Жуста, и при движении по Руа Гаррет и мимо кафе "А Бразилейра" можно опять на этот трамвай выйти, но дальше он идет к кладбищу Празереш, которым хоть оно и красивое, придется пожертвовать.

Собственно вопрос мой заключается в том, чтобы понять, как лучше осматривать, в каком направлении - везде пишут что трамвай 28 идет с площади Martim Moniz вверх на склон Граса, потом вниз через Алфама и пересекает Байша и Шиаду. А путеводитель, которым я пользуюсь, получается, наоборот советует, начать "снизу", от кафедрального собора Се...Может быть, люди его составлявшие, предлагают туристам наслаждаться панорамами города поступательно, поднимась все выше и выше, а не наоборот, сначала с самой верхней точки - типа уже нижние смотровые площадки будут не так интересны? :) И вообще, как Вы думаете, тот список, что я перечислил, можно осмотреть и объездить за один день?

На второй день хотелось бы освоить район Белемской башни, сплавать на паромчике до статуи Христа и посетить океанариум...ну а третий день - Синтра и мыс Рока с Кашкайшем...ну а на четвертый, учитывая что в 12 выметаться из гостишки и вечером на поезде в Мадрид, что-то из наболее понравивщегося, еще раз посмотреть не торопясь...

В Лиссабоне трамваи являются не только средством передвижения, но и очень популярным туристическим аттракционом. Дело в том что португальской столице удалось сохранить две линии на которых ходят старинные вагоны из 30-х годов прошлого века. Кто бы мог подумать, что деревянные трамваи, передвигающиеся с изрядным грохотом по узеньким улочкам старого города, станут модным развлечением для туристов. Торопитесь пока португальские власти не превратили маршруты №28 и №12 в чисто туристический аттракцион с повышением цен разумеется. Узенькие улочки Алфамы и маленький деревянный старинный трамвай будто созданы друг для друга, современные трехвагонные монстры там просто не пройдут, застрянут между стенами домов.

Трамвай №28 у библиотеки Камоэнса в районе Байрру-Алту

Сейчас можно покататься на раритетном трамвае всего по цене одной поездки на общественном транспорте. В Вене предприимчивые городские чиновники уже давно отменили самый привлекательный для туристов трамвайный маршрут, превратив его экскурсию на трамвае по знаменитой Рингштрассе, стоимость проезда подскочила в разы.

Оплатить проезд в трамвае №28, как и в любом другом виде общественного транспорта, можно любым проездным документом типа zaping card или Lisbon card, а если вы не собираетесь больше пользоваться общественным транспортом в Лиссабоне, то можно просто купить разовый билет у водителя за 2,90€, это самый дорогой способ. Стоимость проезда с использованием zaping card всего 1,30€. Входить нужно в переднюю дверь, а выходить из задней, в трамвае №28 всё по старому. Свою zaping card нужно провалидировать при посадке о специальное устройство, расположенное рядом с вагоновожатым, только после этого проезд считается оплаченным. Штрафы за безбилетный проезд огромны.

Протяженность маршрута, режим работы

Время работы по будним дням: с 05:40 до 23:25
Время работы по субботам: с 05:45 до 23:10
Время работы по воскресеньям и праздничным дням: с 06:45 до 23:10

Трамваи следуют по маршруту с интервалом 10-20 минут.

Общая протяженность маршрута 7,02 км от площади Мартим Мониж (Martim Moniz) до Кампо де Орике (Campo de Ourique (Prazeres)), в обратном направлении протяженность маршрута 7,51 км. Дело в том, что в разных направлениях трамвай следует по разным улицам и переулкам, местами улочки настолько узкие, что там возможно проложить рельсы только в одном направлении, в обратном направлении трамвай следует по соседним улицам. Поездка займет около 40-50 минут в зависимости от времени стоянок на остановках.


Трамвай №28 на площади Камоэнса

На площади Мартим Мониж (Martim Moniz) можно посетить панорамный бар, расположенный на крыше Hotel Mundial. А на противоположной конечной остановке Кампо де Орике (Campo de Ourique (Prazeres)) можно зайти на рынок Mercado de Campo de Ourique. По сравнению с центральным рынком Рибейра, Mercado de Campo de Ourique более дешевое место, это не только место торговли фруктами, рыбой и зеленью, на рынке вы найдете большой фуд корт, где можно серьезно подкрепиться.

Если вы приезжаете в Лиссабон в высокий туристический сезон, не тешьте себя надеждой, что вам удастся использовать трамвай в качестве общественного транспорта. Мы были в низкий сезон в декабре и вынуждены констатировать то, что все трамваи 28 маршрута были очень плотно набиты. Удовольствия от поездки при таких обстоятельствах испытать очень сложно. Лучше прогуляться вдоль маршрута пешком, самые лучшие кадры получаются снаружи.


В салоне старинного трамвая

Если вы приехали в Лиссабон в высокий туристический сезон и очень хотите прокатиться на легендарном трамвае, стоит придти на площадь Мартим Мониз (Martim Moniz) рано утром, когда большинство туристов еще спят. На конечной остановке собирается очередь, днем вполне возможно простоять в ней от 30 минут до часа. Лучше всего подождать трамвай в котором найдется сидячее место для вас, так вам будет удобнее осматривать город. В старинном вагоне довольно низкие окна и осматривать город стоя не совсем удобно, придется все время наклоняться. Как видите на фотографии выше вагоновожатый сидит прямо в салоне без какой либо перегородки.

Маршрут трамвая №28 на карте

Красными звездочками я пометила самые интересные остановки, при нажатии на звездочку вы сможете увидеть фотографию места и прочитать легкое описание. Остановки расположены довольно близко друг от друга, не составит труда пройти пешком от первой звездочки до четвертой (если считать от площади Мартим Мониз), на этом участке пути концентрация достопримечательностей настолько высока, что жаль смотреть на всё это великолепие только из окна трамвая.

Вы увидите большую часть всех достопримечательностей Лиссабона — кафедеральный собор Се, замок Святого Георгия, площадь Коммерции, площадь Камоэнса, базилику-да-Эштрела, проедите мимо нескольких смотровых площадок.

Всего в Лиссабоне существует всего 5 трамвайных маршрутов — 12, 15, 18, 25, 28. Двенадцатый маршрут частично повторяет маршрут №28 по центру города и это единственный уцелевший круговой маршрут. Старинные же вагоны работают на всех маршрутах кроме 15. Маршрут №15 следует от площади Фигейра в очень туристический район , он укомплектован только современными вагонами, рассчитанными на перевозку большого количества пассажиров. Как вариант можно прокатиться на трамвае №12, он частично повторяет маршрут 28 трамвая, там меньше народа.


Карта маршрутов №28 (красный) и №12 (фиолетовый)

Самые интересные фотографии можно сделать на улицах с односторонним движением. Там где маршрут туда и обратно пролегает по соседним переулкам. Прямо из окна вагона фотографии получаются не очень хорошие.


Улица с односторонним движением, фото из окна в Алфаме

Рельсы расположены всего в 90 см друг от друга. Вообще трамвай в Лиссабоне впервые появился в 1873 году. Поначалу он работал на конной тяге, как и в других городах мира, только в 1901 году все трамвайные линии перешли на электрическую тягу. К слову сказать в Санкт-Петербурге первая конка появилась на 13 лет раньше Лиссабона, а вот электрификация трамваев догнала мой родной город только в 1907 году. В такой задержке были виноваты собственники конно-трамвайных линий, не понимали они всей прогрессивности использования электричества вместо конной тяги.

Наибольшего развития трамвайная сеть Лиссабона достигла к 1959 году, в те времена в городе существовало 27 трамвайных маршрутов, 6 из них было кольцевыми. Потом последовало сокращение трамвайной сети Лиссабона всего до 5 маршрутов. Хорошо, что не успели полностью уничтожить трамваи, лишили бы столицу такого туристического аттракциона.

Нам повезло в последний день нашего пребывания в Лиссабоне мы смогли проехаться на трамвае №28 по полному маршруту. Было довольно свободно. Трамвай со скрипом вскарабкивался на горки и довольно резво катился с них вниз. В одном узком месте прохожий чуть не упал под колеса, между стеной дома и трамваем там было буквально не больше 1,5 метров. Вагоновожатый сразу же остановился и побежал посмотреть, как чувствует себя этот человек, только убедившись, что с ним всё хорошо, он повез нас дальше по холмам Лиссабона. На площади Мартим Мониз мы ждали посадки всего 10 минут, а на противоположной конечной станции мы сели на этот же трамвай и поехали обратно. Так, что посещать Лиссабон в низкий туристический сезон очень приятно.

Хотите поехать в Лиссабон самостоятельно? Читайте в одной статье краткий . Вы узнаете: про все виды трансфера из аэропорта (стоимость), про стоимость билетов на общественный транспорт, получите план осмотра города на 6 дней, узнаете в какие из музеев стоит зайти, а какие пропустить.




Top