Играл зеркальный отблеск моря. «Сказка (И снилось мне, что мы, как в сказке…)» И

Романс - это камерное вокальное произведение, которому свойственна стихотворная форма и лирическое содержание любовной тематики. Иными словами, это поэтическое произведения для пения под инструментальный аккомпанемент.

Романс по форме близок к песне, только с ограниченной тематикой любовно-лирического характера. Исполняется романс обычно в сопровождение какого-то одного инструмента, чаще всего . Главный акцент в произведениях такого плана делается на мелодию и смысловую нагрузку.

Зарождение романса

Сам термин «романс» возник в в Испании, где использовался для названия светских песен на испанском языке, которые нужно было отделить от религиозных гимнов, исполняемых на латыни. Испанское слово «romance» или позднелатинского «romanice» так и переводятся: «по-романски» или «по-испански», что собственно одно и то же. Термин «романс» прижился во многих языках параллельно с термином «песня», хотя в немецком и английском до сих пор не разделяются эти два понятия, обозначая их одним и тем же словом (нем. Lied и англ. Song).

Итак, романс - это вид песни, оформившийся в период 15-19 веков.

Западноевропейский романс

С середины 18 века романс приобретает особую популярность в Германии и Франции и становится отдельным жанром на грани музыки и поэзии. Поэтической основой к романсам этой эпохи стали стихотворения таких великих поэтов, как Гейне и Гете.

Уже в 19 веке в Германии, Австрии, Франции и России сформировались национальные школы романса. В этот период были созданы знаменитые романсы австрийцев Шумана, Брамса и Шуберта, французов Берлиоза, Бизе и Гуно.

Характерно для европейских школ было и объединение романсов в целые вокальные циклы. Первый такой цикл «К далекой возлюбленной» создал Бетховен. Его примеру последовали Шуберт (циклы романсов «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха»), Шуман, Брамс, Вольф… С середины 19 века и в 20 веке формируются национальные школы романса в Чехии, Польше, Норвегии, Финляндии.

Постепенно, кроме классической камерной формы романса, развивается и такой жанр, как бытовой романс. Он был рассчитан на непрофессиональных певцов и имел широкую популярность в обществе.

Русский романс

Русская школа романса зародилась под влиянием романтических настроений в искусстве и окончательно сформировалась к середине 19 века. Основоположниками ее считают Алябьева, Гурилева, Варламова, часто обращавшиеся в своем творчестве к цыганской тематике.


Александр Алябьев

Позже в жанре русского романса формируются отдельные течения - салонный романс, жестокий романс… Апогей развития русский романс переживает в начале 20 века, в эпоху творчества Вертинского и Вяльцевой, Плевицкой и Паниной. Заложенные этими гениальными музыкантами традиции успешно продолжили Алла Баянова и Петр Лещенко, а уже в эпоху существования Советского Союза - Вадим Козин, Тамара Церетели, Изабелла Юрьева.

К сожалению, в советскую эпоху жанр романса не приветствовался партийным руководством, поскольку считался непролетарским жанром, пережитком царизма. и исполнители романсов подвергались гонениям и репрессиям.

Только в 70-е гг. 20 века романс переживает возрождение, когда обретают популярность романсы в исполнении Валентины Пономаревой и Нани Брегвадзе, Николая Сличенко и Валентина Баглаенко.

Урок – концерт «Русский романс 19 века»

Маленький уютный зал с опущенными шторами на окнах и вечерним освещением. Стулья расставлены полукругом, с одной стороны - для зрителей, с другой- для ведущих и участников.

Перед ведущими стоят столики, на них – подсвечники со свечами, веер, перчатки, раскрытые книги в старинных переплетах. На одном столике лежит гитара. Телевизор с DVD , диски, портреты Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, А.К.Толстого, Н.А.Некрасова, Я.Полонского, Б.Пастернака.

Костюмы ведущих и участников стилизованы некоторыми деталями туалета 19 века (шарфы, накидки, перчатки, шляпки, длинные платья, сюртуки)

Под музыку «Отвори потихоньку калитку…» появляются двое ведущих- юноша и девушка.

В. Лишь только вечер затеплится синий,

Лишь только звезды зажгут небеса,

И черемух серебряный иней

Уберет жемчугами роса

Отвори потихоньку калитку

И взойди в тихий садик, как тень,

Не забудь потемнее накидку,

Кружева на головку надень.

В. Снился мне сад в подвенечном уборе,

В этом саду мы с тобою вдвоем.

Звезды на небе, звезды на море,

Звезды и в сердце моем.

Листьев ли шепот иль ветра порывы

Чуткой душою я жадно ловлю.

Взоры глубоки, уста молчаливы:

Милый, о, милый, люблю.

В. Вы, конечно, узнали и эти строки, и эту мелодию.

В. Не правда ли, какая красивая мелодия! Это романс! И сегодняшний вечер мы посвятим русскому романсу второй половины 19 века.

В. Мы познакомимся с историей возникновения и становления этого музыкального жанра в России, насладимся замечательными звуками русских романсов.

В. Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения, обязательно в сопровождении музыкального инструмента- чаще всего гитары или фортепиано.

В. Само слово пришло из Испании и означает буквально «по-романски», т.е. «по- испански», но у него есть и французские, и немецкие корни.

В. В первой половине 19 века романс превращается в популярнейшую «русскую песню» об изменах, о страсти, о любви.

В. Русский романс – это песни, которые затрагивают что-то в нашей душе. Это чувства, положенные на музыку. Это поэзия, заставлявщая плакать и смеяться.

В. Загадочная русская душа нашла способ выражения своих страстей именно в романсах. Главная тема русского романса – это любовь. О чем бы ни были стихотворные строки, а связующей нитью всегда выступала и выступает любовь.

В. У русских поэтов в 19 веке было достаточно грустных размышлений о любви. оставалось положить их на музыку, что и делали выдающиеся композиторы того времени: А.Е.Варламов, П.Ю.Чайковский, С.В.Рахманинов, А.А. Алябьев, М.А. Балакирев и многие другие. А авторами слов были такие поэты, как А.С.Пушкин, Н.А.

Толстой, И.С.Тургенев, А.К.Толстой, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев и др.

В. Лучшие образцы в жанре романса представлены во второй половине 19 века.

В. В ноябре 1843 года И.С.Тургенев, находясь под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, которую очень любил, написал знаменитейшие стихи. Поэт пишет ей на прощанье «Я все хочу забыть,

все, исключая Вашего взгляда, который я теперь так живо, так ясно вижу.» и расставание с любимой навсегда останется в его сердце и в его стихах. Позднее,офицер лейб-гвардии Гусарского полка Эраст Абаза, одаренный музыкант-любитель, прекрасно игравший на гитаре, сочинит на эти замечательные стихи музыку. Эраст Абаза погиб на Крымской войне в осажденном Севастополе в 1855 году.

(звучит запись романса «Утро туманное» ст.И.Тургенева, муз.Э.Абаза)

В. В романсах красивые, плавные мелодии, лирические, проникновенные слова, хорошо и легко запоминающиеся. В них рассказывается о дружбе, любви, неразделенном чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – словом, о самом важном, самом заветном, что есть в душе каждого из нас.

В. Июль 1822 год. В Германию с миссией прибыл молодой дипломат Ф. Тютчев. Придворные балы, музыкальные и литературные салоны….И на одном из светских раутов Тютчев встречает Её… .

Тютчев: …для меня сей взор благодеянье;

Как жизни ключ, в душевной глубине

Твой взор живет и будет жить во мне:

Он нужен ей, как небо и дыханье…

Амалия Крюденер: Я, Амалия Максимилиановна Крюденер, урожденная графиня фон Лерхенфельд. В Баварии я встретила Федора Тютчева, то было «время золотое»… Увлечение было обоюдным. Мы были очень молоды. Но …я вышла замуж (по настоянию родителей) за его сослуживца по русской дипломатической миссии в Мюнхене барона Крюденера…

Тютчев: Я помнил её всю жизнь:

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени шумел Дунай.

В. Прошли годы. Наступила старость. Блаженство сменилось безнадежностью. И вдруг после стольких лет – новая встреча с Ней, с Амалией!

(музыкальным фоном звучит романс «Я встретил вас…» ст. Ф.Тютчева,муз. Л.Д.Малашкина в исполнении И.С.Козловского)

Амалия (продолжает после романса)

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне,-

И вот- слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь-

И то же в нас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!...

В. В жизни поэта была ещё одна женщина- Елена Александровна Денисьева, о которой мы не можем не сказать.

Тютчев: Несколько месяцев назад умерла Леля – Елена Александровна. Именно я сгубил её тем двусмысленным положением, в которое поставил, не имея сил порвать с семьей, где меня любили, и духовная привязанность к которой оказалась не менее сильной, чем мое сердечное влечение.

Я очи знал,- о, эти очи!

Как я любил их – знает бог!

От их волшебной, страстной ночи

Я душу оторвать не мог.

Леля умерла! Елена!

Вот бреду я вдоль большой дороги

В тихом свете гаснущего дня…

Тяжело мне, замирают ноги…

Друг мой милый, видишь ли меня?

(звучит романс «О, как убийственно мы любим»)

Денисьева: Не говори: меня, он, как и прежде, любит,

Мной, как и прежде дорожит…

…………………………………………………

Ох, я дышу ещё болезненно и трудно,

Могу дышать, но жить уж не могу.

В. Но разве он не был добр к ним, к своим любимым, и разве он их не любил? Какие бы добрые чувства он не питал, в реальной жизни все нередко обращалось против его самых искренних желаний и намерений во вред тем, кого он любил….

В. Много романсов написано на стихи другого, не менее знаменитого поэта, А.А.Фета. Это один из самых тонких лириков 19 века. Музыка являлась источником его творчества.

В. Сейчас мы предлагаем вам послушать романс «На заре ты её не буди» , слова А.А.Фета, а автор музыки-Александр Егорович Варламов – человек, вошедший в историю как мастер русского романса. В некоторых его романсах сказалось воздействие городского фольклора с типичными танцевальными ритмами. Таков и романс «На заре ты её не буди», пронизанный вальсовыми ритмами.

(звучит романс «На заре ты её не буди», сл. А.А.Фета, муз. А.Е.Варламова»)

В. Однажды А.Фет, услышав, как поет сестра жены Л.Толстого Татьяна Кузьминская, был потрясен её пением и вскоре появилось стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…». Вскоре Н.Ширяев сочинил музыку на эти стихи, и этот романс доныне тревожит наши сердца.

(звучит запись романса в исполнении И.Юрьевой)

В. (как эхо) Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Да, романс в России развивался, испытывая воздействие русской поэзии. Мир личных чувств получает в романсе все более яркое и правдивое выражение. Русское общество впервые узнало, что у него,у этого

общества, есть душа и сердце, способные к нежным чувствам.

В. Граф А.К.Толстой был очень хорош собою, и поэтому, наверное, ни один бал не обходился без его участия. Однажды на маскараде в Большом театре встретил таинственную незнакомку, красотой которой был пленен…

Софья Миллер:

Я была женой другого человека, но Алексей влюбился в меня без памяти, и я ответила на его признание. Но прошло ещё несколько лет, прежде чем мы смогли быть вместе.

(под звуки романса «Средь шумного бала» ученик, исполняющий роль графа А.Толстого, пишет письмо)

А.Толстой: «Вот уже прошло 20 лет. Я-поэт, романист, драматург, пишу своей любимой жене Софье из далекого Дрездена: «Я только что приехал, и в три часа утра я не могу лечь, не сказав тебе то,что гово-рю уже 20 лет,что я не могу жить без тебя, что ты- мое единственное сокровище на земле…».

А.Толстой(вставая говорит):

20 лет назад я увидел её впервые «средь шумного бала, случайно…». И любовь оказалась всесильной.

В. Ещё об одном авторе русских романсов стоит рассказать. Это- Петр Петрович Булахов – талантливейший русский композитор 19 века, написавший много прекрасных романсов. У него была трудная жизнь, он болел, очень нуждался. Композитора из милости приютил в своей московской усадьбе Кусково граф Шереметьев. С тех пор прошло более 100 лет,но мелодии П.Булахова живут до сих пор, помогая людям пережить невзгоды, найти утешение, ощутить радость. Романс Петра Булахова на стихи А.Фета «Крошка» мы послушаем сейчас.

(звучит романс «Крошка»)

(на экране видеозапись -мчится тройка с бубенцами, под музыку А.Н.Верстовского «Тройка» на сцене появляется девушка в крестьянской одежде, с красной лентой в волосах)

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу-

Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?...

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьется алая лента игриво

В волосах твоих, черных как ночь…

…………………………………….

Не нагнать тебе бешеной тройки:

Кони крепки, и сыты, и бойки,-

И ямщик под хмельком, и к другой

Мчится вихрем корнет молодой…

В. В начале 80х годов 19 века А.А.Фет посвящает свой прозаический рассказ цыганам, в том числе, солистке цыганского хора Стеше: «Сколько неги, сколько грусти и красоты было в её пении! Я жадно смотрел на её лицо, отразившее всю охватившую её страсть!...»

В. И в то время цыганский романс достиг пика своей популярности. Одновременно происходило его упрощение, искажение и даже опошление, появились несвойственные ему слащавость, плаксивость, надрывность и разухабистость. Цыганский романс, как мощ ное явление русской культуры, действительно умирал. Зародившись в роскошных дворцах екатерининских фаворитов и вельмож, цыганский романс истаивал и умолкал.

В. Но это будет потом, позже…. А пока 1853год… замечательные стихт Я.Полонского были положены П.И.Чайковским на музыку. И появился новый романс, который сейчас исполнят наши участники.

(девушка в цыганской одежде и юноша с гитарой исполняют романс

«Костер»)

В. Да,стихи и Фета, и Тютчева, и Полонского, и многих других наших гениев поэтического творчества талантливы. Остается подобрать только нужную музыку… Но и новые поэты им не уступают, потому что хороший романс без души не напишешь. И как приятно услышать его в любимом нами художественном фильме

(на экране кадры из фильма Э.Рязанова «Ирония судьбы…», звучит романс «Никого не будет в доме..» Б.Пастернака и М.Таривердиева)

В. Очень жаль, что русские романсы в современное время потеряли свое место в сердцах людей, переставших задумываться о таких вечных ценностях, как ЛЮБОВЬ, ВЕРА, НАДЕЖДА.

В. Может быть, молодым людям трудно понять и оценить романсы?

Может быть, они ещё не испытали тех глубоких чувств, о которых в романсах поется?

В. Но… Неудержимый жизни бег.

Триумф технических свершений,

Но слышит песню человек

И застывает на мгновенье.

И ощущает красоту

Земной природы первозданной,

И видит яблони в цвету,

И свечи яркие каштанов,

Ночные звезды…. Чет… Нечет…

Березки в стройном хороводе.

Река течет и не течет,

А в наше сердце песня входит.

В. Наш спектакль подходит к концу. Мы сегодня познакомились только с малой частичкой огромного наследия произведений романсового жанра.

В. А романс, написанный более 140 лет назад (1868г) П.Булаховым, на слова неизвестного автора и до сих пор трогающий наши сердца- «Гори, гори, моя звезда», мы споем с вами вместе.(звучит романс в исполнении А.Герман, все зрители и участники видят на экране слова и поют все вместе).

В. И никому не заглушить такие песни криком моды….

Коль песня- часть твоей души, она пройдет с тобой сквозь годы!

В. В народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжелого, что пока она горит, у человека есть надежда. Давайте возьмем в руки горящие свечи и выскажем друг другу свои пожелания.

(передают свечи с пожеланиями)

В. Я надеюсь, что эта встреча оставит у вас приятные воспоминания, что каждая новая встреча с русским романсом для вас будет настоящим праздником, огромным событием.

(ведущие благодарят гостей за участие в этом вечере)

Романс - термин вполне определенный. В Испании (на родине этого жанра) так назывались особого рода сочинения, предназначенные преимущественно для сольного исполнения под звуковое сопровождение виолы или гитары. В основе романса, как правило, лежит небольшое лирическое стихотворение любовного жанра.

Истоки русского романса

В Россию этот жанр был привезен из Франции аристократами второй половины XVIII века и сразу же был принят плодородной почвой советской поэзии. Однако русские романсы, список которых известен сегодня каждому любителю классической песни, начали зарождаться несколько позже, когда испанская оболочка стала наполняться подлинно российскими чувствами и мелодиями.

В ткань новой песни органично вплетались традиции народного творчества, которое пока еще было представлено исключительно анонимными авторами. Романсы перепевались, переходя из уст в уста, переделывались и «шлифовались» строки. К началу XIX века стали появляться первые собиратели песен, движимые идеей сохранить старинные русские романсы (список их к тому времени уже был достаточно велик).

Нередко эти энтузиасты дополняли собранные тексты, придавая строкам глубину и поэтическую силу. Сами собиратели были людьми академически образованными, а потому, отправляясь в фольклорные экспедиции, преследовали далеко не только эстетические, но и научные цели.

Эволюция жанра

Начиная с рубежа XVIII-XIX веков, художественное содержание романсовой лирики становилось все более наполненным глубокими личными чувствами. Индивидуальный мир героя получил возможность для яркого, искреннего выражения. Сочетание же высокого слога с простой и живой русской лексикой сделало романс поистине народным и доступным как для дворянина, так и для его крестьянина.

Вокальный жанр окончательно переродился и к середине XIX века стал неотъемлемой частью светского вечера в рамках любимого всеми барышнями «томного» домашнего музицирования. Появились и первые романсов. Список, составлявший их песенный репертуар, заключал в себе все больше авторских произведений.

Наиболее известными в первой половине XIX века были такие прославленные композиторы, как А. Алябьев, и А. Гурилёв, сыгравшие неоценимую роль в становлении русского романса и его популяризации.

Городской и цыганский романсы

Городской романс впитал в себя наибольшее количество фольклорных мотивов России XIX-XX веков. Будучи авторской, такая песня по свободе своего бытования напоминала и отличалась характерными для него чертами:

  • магией деталей;
  • четко очерченными образами;
  • ступенчатой композицией;
  • мощной рефлексией главного героя;
  • образом постоянно ускользающей любви.

Характерными чертами городского романса с музыкальной точки зрения являются гармоническое построение композиции с минорными тонами, а также присущая ему секвенция.

Цыганский романс родился как дань русских композиторов и поэтов в любимой многими одноименной манере исполнения. Основой его явилась обыкновенная лирическая песня. Однако в тексты ее и мелодию вписывались характерные художественные обороты и приемы, которые были в ходу у цыган. Узнать такой романс сегодня немудрено. Его основной темой, как правило, является любовное переживание в различных градациях (от нежности до плотской страсти), а наиболее приметная деталь - «зелёные глаза».

Жестокий и казачий романсы

Академического определения этим терминам не существует. Однако же их характерные черты описаны в литературе достаточно полно. Особенностью жестокого романса является весьма органичное сочетание принципов баллады, лирической песни и романса. К индивидуальным чертам его относят обилие основных сюжетов, отличающихся только причинами трагедии. Результатом же всей истории обыкновенно бывает смерть в виде убийства, самоубийства или от душевных терзаний.

Родиной казачьего романса является Дон, подаривший любителям народной поэзии легендарную песню неизвестного автора «Не для меня придет весна…». Истории также неизвестно точное авторство большинства высокохудожественных произведений, которые можно охарактеризовать как «классические русские романсы». Список их включает такие песни, как: «Дорогой длинною», «Только раз», «Эх, друг гитара», «Вернись», «Мы только знакомы» и прочие, написанные в первой трети XX века.

Русские романсы: список и их авторы

По одной из основных версий, русские романсы, список которых был приведен выше, принадлежат перу популярнейших в начале минувшего века авторов-песенников: Бориса Фомина, Самуила Покрасса, Юлия Хайта и других.

Самым преданным ценителем классического романса в XX веке стал Валерий Агафонов, который первым заявил о высокой ценности уходящего от советского слушателя культурного багажа. Русские романсы, список которых составлял Агафонов, своим возрождением на новой почве были обязаны возвращению на Родину их легендарных исполнителей - Александра Вертинского и Аллы Баяновой.




Top