Именины наташи война и мир. г) Какие черты характера отличают Болконских? Модель счастливой семьи в понимании Льва Толстого

Мысль семейная является главной темой творчества Льва Толстого. В силе каждого отдельного рода состоит мощь государства. Патриотическое воспитание поколения зависит от нравов и традиций семьи.

Московские именины Наташи Ростовой в романе «Война и мир» представлены автором для сравнения с петербургским званым вечером у Анны Шерер.

Модель счастливой семьи в понимании Льва Толстого

Многообразие жизни представляет собой сложную взаимосвязь совершенно разрозненных событий. Московская картина соответствует нормам восприятия автора, это мир, полный сердечности, семейного тепла и маленьких радостей.

Писатель подчеркнул моральные достоинства героев, присутствующих у Ростовых. Романтика первых чувств, материнская забота, детские незатейливые мечты и планы вызывают у читателя умиление, ощущение полноты жизни во всех теплых проявлениях естественности бытия.

Лев Толстой выражает глубокое уважение графине, матери двенадцати детей, родившей, вырастившей государству новое поколение, которому суждено было защищать Россию в 1812 году. Здесь редко звучит французская речь, родители предпочитают общаться с детьми на родном языке.

На празднике царит искренняя атмосфера, молодежью владеют естественные для юного возраста эмоции, созидательные порывы страсти. Писатель нарисовал явный контраст с петербургскими мажорами, утопающими в пьянстве, праздными, с отсутствующими навыками самоорганизации.

В большом замке графа Ростова, который издалека узнавали все московские жители, праздновали день ангела матери и младшей дочери. Старшая именинница принимала всех, кто просился в дом с праздничным визитом.

Юной Наташе было тринадцать лет. Лицо девочки еще не украсили соблазнительные женские черты, оно светилось детской наивностью. Ребенок был подвижный, черные кудри часто сбивались на бок. И мать, и отец нежно любили свою маленькую живую куклу, которой скоро предстояло превратиться в красавицу.

Героиня обожала своих друзей, сестер и братьев, с которыми чувствовала себя счастливо и безмятежно. Борис Друбецкой был уже офицером, мать хлопотала перед князем Курагином, чтобы сына определили в адъютанты к генералу. Старший брат именинницы Коля еще учился в университете.

Особо близки были между собой девочки Наташа и Соня, которая приходилась племянницей хозяину дома. Ровесницы, приемной сестре исполнилось 15 лет. Юные души тревожила первая симпатия. Маленький кругленький Петруша, младший сын графа, веселился громче всех.

В гостиной

Старшая Вера находилась со взрослыми. Между Николаем и Соней завязываются романтические отношения. Николай хочет оставить учебу в университете, чтобы с другом Борисом отправиться в армию. Кузина обожает его, ее глаза светятся преданностью. Сердце девушки разрывается от ревности, когда Жюли Курагина пытается флиртовать с Колей.

Графиня рассказывает подруге Друбецкой о своих переживаниях, связанных с будущим детей. Мать тревожит политическая ситуация в Европе, надвигающаяся угроза войны, решение сына стать гусаром.

Женщины обсуждают тринадцатилетнюю именинницу, ее образование. Девочка хорошо играет на клавикордах, имеет прекрасно поставленный голос, растет, окружена родительской лаской. Старшую сестру Веру воспитывали в строгости, требуя покорности и приличий с раннего возраста.

В цветочной комнате

Юная шалунья пытается флиртовать с Друбецким, прячась от молодого человека между кадок с растениями. Находясь в укрытии, девочка невольно подслушивает диалог между Николаем и кузиной. Парень успокаивает девушку, ему вправду не хотелось ее расстроить.

Соня одержима ревностью, посылает Ростова к распущенной Элен Курагиной. Слезы наполняют глаза, плач плавно переходит в рыдание. Юноша доказывает, что подозрения только лишь фантазия, никто кроме единственной возлюбленной не нужен Николаю. Парню удается убедить ревнивицу в своей верности. Беседа заканчивается поцелуем.

Когда влюбленные покинули цветочную комнату, Наташе захотелось подобного приключения. Целоваться интересно! Девочка находит Бориса и тайно приводит юного офицера в зимний сад. Там требует поцелуя, встав на кадку, потому что не достает до лица кавалера, обхватив его за шею цепкими ручонками. Пока молодой человек смущенно краснеет, девочка настойчиво целует его в губы, но не находит одобрения со стороны партнера.

Борис признается соблазнительнице в своих искренних чувствах и серьезных намерениях жениться на ней через четыре года. Но пока пройдет положенной время до ее совершеннолетия, заниматься такими глупостями им не положено. Маленькая графиня аккуратно загибает пальцы, чтобы сосчитать четыре года, когда, наконец, ей исполнится 16 лет.

Новоиспеченная пара обещает друг другу навсегда остаться вместе. Торжественно шествуя рука об руку, уходят.

В диванной

Мать грубо прогоняет старшую Веру, обвиняя ее в нетактичности. Дочка, привыкшая к подобному обращению, без ропота выходит в диванную, наблюдает за парами подростков. Их поведение вызывает у скептически настроенной к жизни девушки, презрение.

Николай и Соня склонились рядышком над тетрадью, парень своей рукой записывал девушке стихи, которые сочинил недавно. Под вторым окном дружно беседовали Наташа и Борис. Наступила тишина, было понятно, что красивая взрослая Вера не разделит веселья собравшейся компании.

Вера так же бесцеремонно, как только что с ней разговаривала мать, отчитала молодежь за непристойное поведение. Мол, некрасиво демонстрировать окружающим свои симпатии, тем более – чувства. Наташа начинает защищать всех, утверждая, что они имеют право на свои личные секреты.

Вера говорит, что она, например, живет прилично, ведет себя правильно, в ее жизни все происходит рационально, а иначе быть не может. Именинница укоряет старшую сестру в бессердечности, указывая, что та никогда никого не любила. Холодная девушка остается в одиночестве, покинутая всей компанией, но не расстроившись. Казалось, от ее спокойствия веяло странным холодом.

Потом был богатый ужин с большим количеством гостей и танцами.

Одним из лучших произведений русской классической литературы, несомненно, является роман-эпопея Л. Толстого «Война и мир», в котором автор с первых страниц подчеркивает противоестественность всяких конфликтов. Этому способствуют сцены с описанием мирной жизни в кругу родных и близких людей, всегда готовых понять и прийти на помощь. А понять, какие больше всего привлекали писателя в людях, поможет анализ эпизода «Именины у Ростовых».

Место сцены в романе-эпопее

Практически вся 1 часть первого тома посвящена знакомству с героями и сложившимися в их домах и обществе в целом устоями.

После описания знати, собравшейся в салоне Шерер, Л. Толстой показывает, как отмечают именины в доме Ростовых. С этой семьей связана в произведении очень важная для писателя мысль - семейная, как он сам ее обозначил. И начинается знакомство с Ростовыми и повествование об их дальнейшей судьбе со сцены, в которой собираются вместе родные и знакомые. В течение всего дня здесь царит радостная, доброжелательная обстановка, подчеркивающая, что хозяева рады каждому, кто переступил их порог. И хотя графиня, уставшая от визитов, бросает: «Ну довольно», ее слова не воспринимаются как нежелание видеть гостей. Это, в большей мере, проявление искренности и простоты - главных достоинств всех членов семьи за исключением старшей дочери Веры. Вот в этом-то и заключается главное отличие Ростовых от других "дворянских гнезд", представленных в романе.

Утренний прием

Дом графа был известен всей Москве, в том числе, хлебосольством и радушием, что докажет анализ эпизода «Именины у Ростовых». В этот день с самого утра стали подъезжать гости, чтобы поздравить мать и дочь. Графиня, женщина лет сорока пяти, принимала всех в гостиной. Рядом с ней сидела уже повзрослевшая Вера. Молодежь же, включая именинницу, тринадцатилетнюю Наташу, считала это занятие довольно скучным и потому занималась своими, более интересными делами.

Всех подъезжавших с приветливой улыбкой и теплыми словами - здесь, кстати, вместо модного французского предпочитали родной русский - встречал сам граф. Он отводил их к своей жене, а провожая, приглашал каждого гостя непременно быть на праздничном вечернем ужине, который устраивали по традиции, даже несмотря на финансовые трудности.

История с Пьером

Показательной можно считать сцену, в которой одна из гостий рассказывает историю, произошедшую накануне с незаконнорожденным сыном графа Безухова, в пьяном разгуле привязавшем полицейского к спине медведя. Это вызвало всеобщий смех и искреннее веселье. Особенно позабавился граф, живописно представивший всю описанную сцену. Стоит отметить, что у Шерер, к примеру, гости непременно попытались бы дать нравственную оценку столь неумному поведению Пьера и даже навесить на него соответствующи ярлыки.

Таким образом, именины у Ростовых - анализ эпизода это подчеркивает - говорят о простоте, естественности, отсутствии притворства и показного гостеприимства в этой семье.

Начало вечера

Граф всегда, даже в такое сложное для них время, старался устроить все по правилам - к деньгам здесь никогда не относились как к самой главной ценности в жизни. Приехавшие женщины собрались в гостиной, а мужчины отправились в кабинет хозяина: там им предстояло полюбоваться его замечательной коллекцией трубок и, естественно, обсудить политические новости, главной из которых была война. Каждый из гостей высказывал свое мнение относительно сложившейся политической обстановки, но делалось это как-то ненавязчиво и без лишних дискуссий. Особо выделялся молодой поручик Берг, который не случайно приехал на именины Наташи Ростовой (дочери) и самой графини: его прочили в женихи Вере. Часто он предпочитал молчать, наблюдая за происходящим и оценивая обстановку. Теперь же Берг увлек собравшихся рассказом о том, какое выгодное положение занимал в гвардии и как быстро продвигался по службе. При этом он совершенно не замечал, что интерес к нему скорее был вызван проявлением хвастовства и самолюбования, мало принятых в подобном кругу и вполне уместных у Анны Павловны. Это подчеркнула заключительная фраза одного из гостей, что с таким подходом к жизни Берг везде пойдет. Однако и здесь все происходило естественно, без притязаний на превосходство со стороны кого-либо из гостей или самого графа.

Долгожданная гостья

Подошло время обеда, и мужчины вернулись в гостиную. Хозяева все посматривали на дверь, что красноречиво говорило об одном: еще не все гости прибыли. Наконец, раздался шум в гостиную вошла, можно сказать, ввалилась, пятидесятиледняя Марья Дмитриевна, из-за отсутствия которой все еще не начинали праздновать именины у Ростовых. Анализ эпизода, когда все без исключения гости встали при появлении дамы, сразу же подчеркивает ее значимость в этом кругу. Несколько грубовато, но исключительно по-русски, она обращалась к встречавшему ее графу и к любимой крестнице - Наташе-"казаку", сделав по ходу пару замечаний присутствовавшему здесь Пьеру Безухову. Но именно за эту прямоту и простоту общения ее уважали и даже несколько побаивались в обеих столицах. Хотя нужно сказать, что если, как показывает анализ, именины у Ростовых без нее не начинались, то в салоне, подобном Шерер, появление Ахросимовой было бы в принципе невозможным - уж сильно отличалась она от великосветской знати с их «высокими» манерами, надменностью и притворством.

Только теперь, когда яхонтовые сережки были подарены крестнице, а молодой граф Безухов отчитан гостьей за историю с медведем, все отправились к столу.

Описание ужина

Анализ эпизода «Именины у Ростовых» показывает, что за ужином все шло, как полагается - т.е. в целом соблюдались принятые в приличия. Женщины сидели на одном конце стола, мужчины на другом. Интересно замечание автора относительно того, что хозяин, бросая взгляды на сидевшую напротив супругу, незаметно подливал гостям и себе вина, а графиня, в свою очередь, старалась не спускать с мужа глаз и замечала, как его лицо и лысина становятся все краснее. Эта деталь подчеркивает, насколько хорошо супруги изучили друг друга за годы совместной жизни.

Оживившиеся мужчины вскоре вновь заговорили о войне. Но этот вопрос волновал их больше в связи с тем, что приходилось отправлять на фронт сыновей. К примеру, вскоре должен был покинуть дом сын Ростовых, Николай. Гости вполне искренне удивляются: «И чего этот Бонапарт вздумал воевать?» Постепенно в разговор вмешиваются и молодой Николай, готовый победить или умереть за Россию, и Марья Дмитриевна, отметившая, что на все воля божья (у нее у самой на фронте были четыре сына). Таким образом, война здесь воспринималась, как страшное событие, участие в котором являлось не способом достижения званий и наград, а необходимостью и долгом каждого патриота.

Смелая шалость

Эпизод «Именины у Ростовых» подчеркивает, что за общим столом собралась вся семья, в том числе младшие ее члены. Между ними установились свои, особые отношения, на которые чувствовавшая себя уже взрослой Вера посматривала с иронией. Молодежь больше волновали взаимные симпатии и увлечения. Так притихшая Соня, бедная родственница Ростовых, весь вечер наблюдала за Николаем, с которым вскоре предстояло расстаться. Именинница Наташа переглядывалась с Борисом, также готовившимся ехать на фронт. Иногда ее внимание привлекал своим необычным видом большой и неуклюжий Пьер.

И вдруг, когда спор о войне понемногу утих и гости на каждой половине стола заговорили о своем, раздался звонкий голос Наташи. Ее обращение к матери в этот момент выглядело дерзким и противоречащим нормам этикета. Поспорив с младшим братом, она решила непременно узнать, что подадут на десерт. Ее вопрос сначала всех шокировал, однако невероятная смелость девочки, посмевшей затем вступить в диалог с самой Марьей Дмитриевной, всех изрядно повеселил. А именинница почувствовала себя настоящей героиней, и весь вечер пребывала в восторженном состоянии.

Развлечения после ужина

Именины Наташи Ростовой и ее матери продолжаются описанием игры в карты, в которой участвовали мужчины и сама Марья Дмитриевна, пением под аккомпанемент и, конечно же, танцами. Наташа допустила здесь еще одну вольность, пригласив незнакомого ей Пьера. А затем она сидела в его обществе и, обмахиваясь веером, изображала светский разговор, вызвав восхищение у своей крестной: «Какова?» Но настоящим событием стал танец в исполнении графа и Марьи Дмитриевны. Столько простоты, естественности, искренности было в их идущем из глубины души веселье и пусть не всегда ловких, но естественных движениях, что ими нельзя было не восхищаться.

Так Л. Толстой подчеркивает истинно народный характер своих любимых героев в романе-эпопее «Война и мир».

Именины Ростовых: выводы

Как уже было отмечено, в первой части произведения завязываются основные сюжетные линии и читатель знакомится с героями, чья судьба впоследствии пройдет перед его глазами. В этом плане показательно, что рядом оказываются описания приема в салоне Шерер и доме Ростовых. Их контрастное изображение помогает лучше понять достоинства русских людей, чья душа не была испорчена светом, увидеть автора и определение того, какова роль семьи, где все построено на взаимной любви, сердечности, искренности, в

Анализ эпизода «Именины у Ростовых» подтверждает и главную идею романа: человек рожден, чтобы жить в согласии с миром и с самим собой, а любая война разрушительна по своей сути.

В доме Ростовых. Анализ эпизода «Именины у Ростовых».


Цели: 1. На примере семьи Ростовых показать иные слои дворянства с иными нормами жизни.

2. Показать на примерах, что сопоставление и контраст являются основным композиционным принципом романа.


В семье Ростовых, Болконских

Семья, дом – это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует себя. Поэтому у Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье.

Побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой-матери и ее тринадцатилетней дочери Наташи. А затем – в имении Лысые Горы у Болконских.


Сцены именин даны вперемешку с главами о смерти графа Безухова. Чередуя эти главы, Толстой передает тем самым ощущение сложности и многообразия жизни , в которых одновременно совершается веселье и горе, смерть и радость.



Эпизод именин следует за сценами вечера в салоне Шерер . Толстой подчеркивает сходство положений : там гости и тут гости.

Наша задача: выяснить, в чём различие и сходство в поведении гостей и хозяев у Ростовых и Шерер?

- С какой целью приезжают гости в дом Ростовых?

В доме Ростовых семейный праздник.


Хозяева дома:

1) Что вы скажете о хозяйке дома?

Хозяйка дома – графиня Н. Ростова – в том же возрасте, что и Анна Павловна – 40-летняя женщина. Но та - общественная энтузиастка, старая дева, не пустившая никаких корней в жизни (это важно для Толстого). Графиня – глава семьи, мать, жена, хозяйка дома.


2) Хозяин дома:

а) Радушен, хлебосолен, добр, великодушен, прост. Граф Илья Ростов своей добротой известен всей Москве, а между тем принимает всех гостей без исключения (и выше, и ниже стоящих его людей), одинаково : мой дорогой, моя дорогая.


б) Так ли принимает гостей Анна Павловна Шерер?

в) Граф Илья Ростов говорит только по-русски, иногда (очень редко) на дурном французском.

3) Какой разговор ведут хозяева и гости?

О графине Апраксиной, о графе Безухове, о Пьере.


Молодое поколение.

4) И в эту светскую обстановку, как «луч солнца» врывается молодое поколение Ростовых. Какой мир светлых и чистых чувств возникает перед глазами читателя!

5) Что вы можете сказать об интересах, увлечениях молодого поколения Ростовых?

Отношения простые, искренние, сердечные, уважительные, любовные. Все интересуются стихами, любят петь. Все секреты и чувства их на виду, все они переживают первое чувство чистой и светлой влюбленности.

Их интересы, увлечения ещё не ушли далеко от детства (Соня и Николай, Наташа и Борис, эпизод с куклой Мими).


6) Так ли «развлекается» «золотая» аристократическая петербургская молодёжь компании Курагина-Долохова?

Время они проводят в кутежах, в разврате, нелепых и злых шутках (сравните: венчание куклы и история с медведем).


7) Утренний приём в доме Ростовых заканчивается многозначительным эпизодом. Графиня Ростова дает А. М. Друбецкой деньги на обмундирование Бориса. Почему этот эпизод многозначителен? Как он характеризует семью Ростовых?

А. М. Друбецкая ни о чём не просит Ростову, как просил у Шерер кн. Василий (а ведь они – товарищи молодости). Там ей пришлось унижаться перед князем, а тут сама графиня, её старинная приятельница, смущаясь, предлагает ей деньги. (гл. 14)


II. Затем идут сцены вечернего празднования именин.

1. Кто главный гость у А. П. Шерер?

Утонченный виконт-эмигрант .

А у Ростовых?

Мария Дмитриевна Ахросимова.

2. Ее ждут, без неё не начинают обеда. Что же она из себя представляет? (гл. 15)

3. Какими словами она приветствует графа? (гл. 15)


4. Возможно ли появление в салоне Шерер подобных людей, подобных разговоров?

5.Принято ли у Анны Павловны говорить о том, что интересно, принято ли высказывать от души свои мысли и мнения? А у Ростовых?

Граф Илья Ростов очень любил «стравить» 2 собеседников, говорливых и разных, и с удовольствием выслушивать их споры.(гл. 15)


6. На каком языке принято говорить у Шерер? А у Ростовых?

Шиншин сочетал изысканные французские выражения с самыми простонародными, М. Ахросимова говорит на сочном, простом русском языке, хозяин говорит на очень дурном французском языке.


7. Как принимают в доме Ростовых Пьера?

После его выходки на него везде смотрят как на зачумлённого, а здесь ему и просто, и весело, и легко, и покойно. (гл. 15)


1. О чем говорят за столом старшие у Ростовых? (гл. 16)

Так же, как и у Шерер, говорят о политике и войне.

2. В таком ли тоне говорят об этом у Шерер?

У Ростовых?

3. Как этот вопрос волнует старшее поколение? (гл. 16)


а ) полковник (служака и патриот): драться до последней капли крови и поменьше рассуждать.

б ) Шиншин : зачем нелегкая несет воевать с Бонапартом? «Ерёма, Ерёма, сидел бы ты дома».

в) Илья Ростов, М. Ахросимова : их этот вопрос волнует главным образом в той связи, что на войну идут сыновья.

г) Николай Ростов : настроение восторженное, русские должны побеждать или умирать!


4. Выходка Наташи за столом, танцы её с Пьером, который здесь себя чувствует проще.

5. Как же можно охарактеризовать Ростовых?

Простота, сердечность, естественность, близость к народу.

Итог: Ростовы и Шерер – люди одного класса, но разной «породы».


а) Чем похожи Болконские на Ростовых?

б) В чем различие между ними?

в) Выбрать из текста портреты Болконских (запись в тетради).

г) Какие черты характера отличают Болконских?

д) Любят ли друг друга отец и сын, дочь Болконские (доказать цитатами из текста)?


“Война и мир” - произведение, в основе которого лежит вся человеческая жизнь. В романе представлена модель мироустроения. Неслучайно в IV части романа автор представляет нам символ мира, который приходит к Пьеру Безухову во сне – это глобус-шар, не имеющий размеров, живой, подвижный, колеблющийся. Поверхность этого шара состоит из капель, которые плотно соединены друг с другом. Все капли находятся в непрестанном движении, сливаясь и разделяясь. При этом каждая капля, разливаясь, старалась завоевать как можно больше пространства, иногда капли уничтожали друг друга, а порой сливались в единое целое. Глядя на движение капель, Пьер удивился, как же он не замечал этого раньше.

Само построение романа тоже похоже на движение капель. Соединяясь, они образуют целостную структуру – роман. Читая эпизод за эпизодом, мы движемся к пониманию жизни, ее основ и смысла. С этой позиции мы рассматриваем эпизод именин Наташи Ростовой. По-разному герои относятся к случаю с медведем и квартальным. Так, у графа Ростова эта ситуация вызывает добродушный смех, у молодежи – любопытство, а Марья Дмитриевна укоризненно журит Пьера за его ребячество, которое неуместно в его положении.

Сам образ графини Марьи Дмитриевны тоже заслуживает внимания. Она не признавала светских условностей, говорила по-русски, хотя в доме Ростовых французская речь вообще звучит значительно реже, чем в салонах Петербурга.

При виде тетушки все почтительно вставали, желая выразить свое уважение графине.

Старшее поколение Ростовых живет в согласии и мире, им свойственно движение души. Младшее поколение – более разнородное, в нем представлены разные характеры.

Автор представляет всех героев: Наташу, Николая, Петю, Соню, Веру, даже ее будущего мужа Берга и друга семьи Бориса. Остановимся сначала на паре Вера – Берг. Вера во всех отношениях хороша: умна, прекрасно училась, имела приятный голос, но вот души за всем этим мы почему-то не видим. Вера отличается от Ростовых, она не вписывается в эмоционально-душевную стихию этого дома. Она холодна и высокомерна, под стать своему будущему мужу Бергу, который спокойно рассуждает о том, что лучше: пехота или кавалерия, не замечая при этом, как относятся к его размышлениям окружающие.

Вера и Берг не имеют своей жизненной позиции, они даже не хотят иметь детей. В их желании жить для общества скрывается желание жить исключительно для себя. В этом есть некая расчётливость и открытый эгоизм.

Наташа, в день своих именин очень точно выскажется в адрес Веры: «…ты никогда никого не любила». Она даже отметит, что у сестры нет сердца, поэтому она такая равнодушная и никогда не сможет понять и почувствовать душевные порывы.

Наташа, тринадцатилетняя девочка, уже способна видеть душевную пустоту сестры. С образом Наташи в произведение входит мотив «живой жизни». Автор описывает свою героиню правдиво: некрасивая, большим ртом, черноглазая, удивительно живая девочка. Наташа полна чувств и эмоций, она стремится всюду успеть: вот она утешает Соню, вот объясняется в любви Борису, наивно, по-детски неумело, через минуту она уже спорит о сорте мороженого, потом поет романс “Ключ” в дуэте с Николаем, или танцует с Пьером. В центре образа Наташи – любовь, которая является сущностью героини. Автор соединил в ней наиболее ценные, по его мнению, качества человека: жизнь, любовь и поэзию. Интересны рассуждения Толстого о внутреннем мире Наташи. В разговоре с княжной Марьей Пьер отвечает на вопрос, умна ли Наташа. Он не может ответить на него однозначно. Но он делает замечание: она «не удостоивает быть умной». А это значит, что героиня не осознает своего предназначения в жизни, не задумывается о ее смысле, она живет лишь движением души. Здесь особенно ярко проявляется противопоставление пары Вера – Берг Наташе. Если Вера говорит, что живет для общества, а оказывается, что ее жизнь посвящена исключительно себе, то Наташа, на первый взгляд, живет для себя, а на самом деле – для общества. Все, что делает Наташа, определяется не разумом, а требованием ее натуры. Героиня не стремится понять свою роль в жизни, она ее уже четко определила, хотя и не задумывается об этом. Позже, через четыре года Андрей Болконский будет влюблен в нее и скажет, что там, где она присутствует, - счастье, свет и надежда, и уныние и тьма там, где ее нет.

Но сейчас она еще совсем ребенок, ее взгляд полон радости, света, любви к окружающему миру и людям. Она влюблена в Бориса, но иногда этот же взгляд обращается на Пьера, которому от этого взгляда становится радостно и хочется смеяться.

Уже тогда натуральность и естественность, живость Наташи заряжали оптимизмом всех вокруг. В эпизоде именин Наташи мы видим ее тринадцатилетней девочкой, позже мы увидим ее повзрослевшей девушкой, которая восхищается красотой лунной ночи, и в эпилоге мы встретимся с Наташей-матерью, которая будет радостно показывать желтое пятно на пеленке. Наташа не меняется, она остается прежней, такой же живой, естественной, импульсивной. Она натуральна и нефальшива и поэтому остается лучшим женским образом в русской литературе.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Тест по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

Том I , часть 1.

    О ком? Это был «небольшого роста, весьма красивый молодой человек… Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживлённою женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было скучно» .

    Кого и о чём просит княгиня Друбецкая? «Послушайте, князь, я никогда не просила вас, никогда не напоминала о дружбе моего отца к вам. Но теперь я богом заклинаю вас, сделайте это для моего сына, и я буду считать вас благодетелем»

    Кто это? «Черноглазая. С большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками, …со своими сбившимися назад чёрными кудрями…»

    За что Долохова разжаловали в солдаты, а Пьера Безухова выслали в Москву?

    Чьи именины справляют в доме Ростовых?

    Николай целует в зимнем саду Ростовых Соню, а Наташа предлагает Борису поцеловать ….

    Чем удивил граф Ростов своих гостей? («Батюшка – то наш! Орёл!...»)

    Дом графа Безухова. Умирает Кирила Петрович. Наследники борются за …

    Как называется имение Болконских?

    Почему князь Андрей привёз свою жену в имение отца?

    Кто это? «Вошёл массивный, толстый молодой человек со стриженой головой, в очках…» У него умный и вместе робкий, наблюдательный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной.

    Кто это? «Энтузиастка», «хороший метрдотель», «хозяйка прядильной мастерской»?

    Кто говорит эти слова? «Зачем я иду на войну? Так надо. Я иду потому, что жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне»

    Назовите имена детей князя Курагина.

    Какую вольность допустила Наташа за праздничным столом? («Вот и спросила», - прошептала Наташа маленькому брату…)

    Мадмуазель Бурьен живёт в доме ….




Top