Истинная красота человека война мир. Л

Вопрос об истинной красоте всегда был одним из самых волнующих в литературе и в жизни, поэтому рассуждения на эту тему актуальны и по сей день. Мне кажется, что во все времена обывательское представление о красоте складывалось из оценки ее чисто внешнего проявления в человеке, но мало кто обращал внимание на его внутреннюю сущность. Вопрос же о том, что важнее – облик или личностные качества – стал вечным. Но неужели в скором будущем обывательские представления о красоте возьмут верх над человеческим разумом и люди перестанут ценить внутреннюю привлекательность? Я просто уверена, что такого не произойдет, пока существуют на Земле великие произведения, оказывающие благотворное влияние на человека, выкладывающие в его разум высоконравственные мысли, ведущие к неискаженным представлениям об истинной красоте.

Одно из таких произведений принадлежит перу величайшего психолога русской души, писателю Льву Николаевичу Толстому. В романе «Война и мир» на примере ярких женских образов показана истинная человеческая красота. Раскрывая характер Наташи Ростовой и Марьи Болконской, писатель отмечает в этих героинях те качества личности, которые, по его мнению, делают человека прекрасным. Безусловно, не обходит вниманием он и внешность девушек, но именно душа становится главным показателем их красоты, так как они отнюдь не красавицы по сравнению, например, с Элен Курагиной, к образу которой мы еще вернемся.

Итак, с Наташей Ростовой Толстой знакомит нас, когда она еще резвой, непослушной девочкой бегает по дому, открыто выражая свои эмоции: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями».

Уже здесь видно любование писателя живостью, раскрепощенность Наташи, не испорченной светской моралью, в отличие от своей сестры Веры или Элен Курагиной. Она некрасива по общепринятым тогда европейским меркам, но ее душа прекрасна.

Наташа несет в себе простую человеческую доброту, искренность и любовь, и это никого не может оставить равнодушным. Наташа всегда находится в движении, ее жизнь – постоянное самосовершенствование, которое не всегда происходит под влиянием хороших людей или событий. Она, как и все люди, ошибается, страдает из-за своих ошибок, самой серьезной, пожалуй, из которых является попытка бежать с Анатолем Курагиным. Но все же, в конечном итоге, живая душа Наташи, в которой переплетаются между собой все положительные качества, приводит ее к настоящему счастью, к тому, что она становится гармоничной личностью, готовой поддержать любого человека, одарить его своей любовью, ободрить.

Не менее ярким примером душевной красоты является княжна Марья Болконская. В отличие от Наташи Ростовой, которая, повзрослев, из «гадкого утенка» превращается в «прекрасного лебедя», княжна Марья совсем некрасива. Только ее «лучистые» глаза придают внешности героини привлекательность. Глаза отражают ее гармоничное внутреннее состояние, которое она приобрела в вере. Жизнь по заповедям сделала княжну Марью человеком, ставшим примером величайшей любви к людям и самопожертвования.

В этих двух героинях Толстой воплотил идеал женщины. Что же касается красоты, то писатель считает Наташу Ростову совершенным ее образцом, так как внешняя красота сочетается в «графинюшке» с внутренней. Ее образ – полная противоположность образа Элен Курагиной, самой красивой женщины высшего общества. Толстой подчеркивает в ней только внешнее проявление красоты: выгодные позы, показывающие ее физическое совершенство, для всех одинаково застывшая улыбка и так далее. Но никогда писатель не показывает ее душевные переживания, она похожа на статую, красивую, но холодную и бездушную.

При описании своих любимых героинь Толстой всегда огромное внимание уделяет их глазам как выразителям внутренней красоты человека. Ведь глаза – это зеркало души. У Элен же они никогда не описываются, потому что в этой женщине нет души или она настолько ничтожна, что не стоит ни малейшего внимания.

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно заметить, что внешняя красота для Толстого является лишь проявлением внутренней, духовной красоты. И это не то совершенство статуи, которое олицетворяет Элен. Это прелесть истинно живой, гармоничной души. Вот что есть красота в понимании писателя. И я глубоко убеждена, что таково разрешение вечного вопроса о сущности красоты, так как истинная прелесть исходит изнутри. И до тех пор, пока люди будут придерживаться такого мнения, настоящая красота никогда не умрет.

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» является одной из вершин в мировой литературе. В нем поражает широта изображаемой жизни, многогранность, многогеройность, многопроблематичность произведения. И одной из этих проблем является проблема истинной любви и душевной красоты человека.

Я хочу посвятить свое сочинение Наташе Ростовой. Ведь душа Наташи - это само по себе целый роман, история жизни, а все самое важное и главное проявляется в ее душевных качествах и поступках. Честно говоря, выбранная мною тема и простая, и сложная. Простая потому, что Наташина бесконечная любовь к жизни, к окружающим ее людям, ее реалистичность и понятность каждому из нас, ее детские мечты, радости сами раскрывают эту тему. Но, с другой стороны, понятие «человеческая душа» до того обширно и включает в себя столько разного, что тема моего сочинения навсегда может остаться нераскрытой.

И все же я попытаюсь передать одухотворенность той Наташи, которую запомнил и полюбил.Наташа была самой любимой героиней Л. Толстого. Он - мастер изображения людских душ и характеров - воплотил в ней самые лучшие черты. Толстой, видимо, не считал свою героиню умной, расчетливой, приспособленной к жизни. Но ее простота, одухотворенность сердца побеждали ум и хорошие манеры. Несмотря на ее внешность, некрасивость в детстве и юности (много раз Толстой подчеркивает беспощадно, что Наташа далеко не всегда красива, ведь она не Элен), Наташа привлекала даже людей малознакомых, встретившихся по воле судьбы. А ведь это так важно - быть для людей отдушиной, чем-то вроде ангела-хранителя, не прилагая к этому особых усилий.

Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, возвращает им любовь к жизни. Например, когда Николай Ростов проигрывает Долохову в карты и возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и с этим умиротворенным голосом забывает все на свете. Он чувствует, что эта самая жизнь прекрасна, что все остальное - мелочи, не стоящие внимания, а самое главное, что «...вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы...» Николай думает: «Все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она -настоящее...»Наташа, конечно, помогала людям не только в трудных ситуациях. Она просто приносила им радость и счастье, давала возможность восхищаться собой и в то же время делала это бескорыстно. Вспоминается зажигательная русская пляска в Отрадном.

Или еще один эпизод. Опять Отрадное. Ночь. Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи. Она восклицает: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!» Но Соня не понимает оживленного, восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такой божьей искры, которую воспел в любимой героине Толстой. Соня добра, мила, честна и приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет сквозь годы свою любовь к Николаю. Но такая девушка не интересна ни читателю, ни автору. «Пустоцвет», - скажет о ней Наташа, и в этом слове будет самая жестокая правда.

Соня слишком хороша и правильна, не в пример Наташе. Но, наверное, поэтому все, все, кто читает и любит роман, влюбляются в Наташу, а не в кого-нибудь другого, проникаются ее чувствами и душевными переживаниями.А теперь о самых интересных страницах романа. Наташа и любовь. Они неразделимы. Любовь- это часть ее души. Любовь к отцу и матери, к Андрею и Пьеру, к Николаю и Соне... Каждое чувство отличается от другого, но все они глубоки и правдивы.

И почему-то мне больше хочется сказать о ее любви к Андрею. Это самое прекрасное чувство в романе. Оно было подвергнуто многим жизненным испытаниям, но выдержало, выстояло, сохранило глубину и нежность.Вспомним встречу Наташи и Андрея на балу. Кажется, это любовь с первого взгляда. Но они были представлены друг другу. Точнее будет назвать это каким-то внезапным единением чувств и мыслей двух малознакомых людей. Они поняли друг друга внезапно, с полувзгляда, почувствовали что-то объединяющее их обоих, соединились души.Князь Андрей помолодел рядом с Наташей. Он стал непринужденным и естественным рядом с нею. А ведь из многих эпизодов романа видно, что Болконский мог оставаться самим собою лишь с очень немногими людьми. «Князь Андрей...любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа».

Теперь хочется задать вопрос себе. Почему же Наташа, глубоко любя Андрея, неожиданно влюбляется в Анатоля? По-моему, это довольно простой вопрос, и судить строго Наташу не хочется. У нее изменчивый характер. Она реальный человек, которому не чуждо все мирское. Ее сердцу присущи простота, открытость, влюбчивость, доверчивость. Наташа явилась загадкой для самой себя. Она порой не думала, что делала, а открывалась навстречу чувствам, распахивая обнаженную душу. Но настоящая любовь все-таки победила, проснулась в душе Наташи немного спустя. Она поняла, что тот, кого она боготворила, кем восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. То было радостное и новое чувство, поглотившее Наташу целиком, вернувшее ее к жизни.

Немалую роль, мне кажется, в этом «возвращении» сыграл Пьер. Его «детская душа» была близка Наташе. И он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека и негодования. Он боготворил ее, а Наташа была благодарна ему только за то, что он есть на свете и что он для нее единственное утешение.

Несмотря на ошибки молодости, несмотря на смерть любимого человека, жизнь Наташи была прекрасна. Она смогла испытать любовь и ненависть, одухотворять окружающих и создать великолепную семью, найдя в ней душевное успокоение. Она очень любила свой семейный очаг и детей. И что же с того, что в ней угас прежний огонь? Она отдала его любимым людям, дав возможность другим согреться у этого огня.

Наташа Ростова, по-моему, является самым прекрасным женским образом в русской литературе, который необыкновенно действителен и в то же время божественен. Именно такой, думаю, должна быть женщина-мать. И тогда дети унаследуют только самые прекрасные родительские качества души и сердца.В образе Наташи воплотился идеал женщины для Толстого, именно такая должна быть женщина, по мнению писателя, и я думаю, что мало кто с ним не согласится.

Задачи и тесты по теме "Внутренняя красота человека в романе Л. Н. Толстого Война и мир"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7


Красота… Часто мы используем это понятие для обозначения привлекательного внешнего вида, особенных черт лица и фигуры, и гораздо реже для описания души человека. Внешняя красота видна всем, вслед красивому человеку поворачивают головы, ее воспевают поэты… А видна ли красота души? Внешнюю красоту воспринимают глазами, внутреннюю «видят»-чувствуют сердцем. Красивый человек не обязательно должен быть идеальным, но от него должен исходить лучик света, теплота. Этот человек дарит свое внимание и заботу абсолютно бескорыстно, к нему тянутся люди. Он не пытается выделиться среди толпы экстравагантным внешним видом, но его значение можно оценить поступками, которые идут от всего сердца.Истинное и ложное. Эти понятия на протяжении всего романа- эпопеи Л.Н.Толстого "Война и Мир" тесно переплетаются друг с другом. Я считаю, что в романе истинная и ложная красота наиболее полно раскрыты в образах Элен Курагиной и Наташи Ростовой..

Так в произведении проявление именно внутренней красоты мы находим в Наташе Ростовой. Что в ней, в ее душе, есть такое особенное, что при одном взгляде «в эти отчаянно-оживленные глаза» хочется улыбаться? При первой встрече с еще неопытной тринадцатилетней девочкой читатель замечает в ней особенность не присущую светскому обществу: ее живость, резвость:"черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая" Именно в этой неказистой хрупкой девочке автор видит те черты душевной отзывчивости и доброты, которые недоступны внешне привлекательной, даже шикарной Элен.

Героиня легкая, она не видит в своей жизни проблем и тягот, которые угнетали бы ее светлую юность. В ней нет светской скованности она смеется когда хочет и не привязывает себя к общественному мнению. Пусть ее любви и не была присуща верность, но она была искренней. Наташа отдавала всю себя этому чувству, не боясь совершать ошибки, девочка выбирала своим сердцем. А допускаемые промахи служили ей уроком, за который она платила муками совести.

Она видит свой смысл если даже не в помощи, то хотя бы в сочувствии человеку: отдает всю себя на благо обществу. Так, например, душевная болезнь Наташи закончилась, только когда она загорелась идеей ухаживания за больной и страдающей мамой. Ей присуще огромное чувство жалости, из-за которого она чуть не вышла замуж за старого и некрасивого Долохова: "но вы такой славный... но не надо... а так я вас всегда буду любить". Она одарена душевной чуткостью: ей были понятны без слов все чувства и желания людей, к примеру, князя Андрея и Пера. В ней есть душевная щедрость: на благо Отечества она уговаривает отца отдать свои подводы для вывозки раненых из Москвы. Автор любит эту героиню не за ум и привлекательность, а за ее безграничную душевную силу и живость во всех ее действиях. Княжна Марья во многом близка Наташе, но в то же время она не была всеми любима, и даже была закрыта от людей. Она хотела любить, в ней была какая-то безграничная душевная полнота, поначалу просто недоступная для читателя. Она тепло и нежно любила своего брата: провожая его на войну, княжна перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею. А любовь к детям... После смерти княгини Лизы она взяла на себя воспитание маленького Николушки. Находясь под гнетом отца много лет она боялась проявить свою любовь к нему. Но когда отец приказал ей уехать, она не стала этого делать, потому что знала что на самом деле он нуждается в ней. Она чувствовала свою ответственность перед ним и пыталась защитить, спасти, увезти его из Лысых Гор. Ведь красота души заключается не только в проявлении гуманности, но и в наличии сильного, крепкого волевого стержня, умения выдержать в трудных ситуациях, упорства. Это помогло Марье выдержать кипу навалившихся на ее женские плечи проблем: смерть отца, покидание родового имения, волнение за жизнь брата на войне, протест крестьян. Красоту Марьи автор подчеркивает, выделяя глубокие, лучистые, большие глаза княжны, которые освещают все лицо ее внутренним светом, делаются «привлекательнее красоты». Душевной красоте двух этих героинь противопоставлена мертвая, мраморная красота Элен Курагиной. Для нее любовь не смысл жизни, а лишь способ получения выгоды. Она выходит замуж по расчету с целью получения роскошной жизни рядом с нелюбимым мужчиной, чего нельзя сказать о Наташе и Марии, воспитание которых не позволило бы сделать этого. Для нее балы и салоны были образом и действом ее спектакля, где люди такие же "неживые" как она обсуждают, критикуют, сплетничают.... В ней нет развития, нет перемен, как личность она не вызывает никакогоинтереса у читателя. Она не проявляет ни толики сочувствия, все ее действия и поступки построены на эгоизме. Душевная черствость, лицемерие, искусственность эти качества она черпала с самого детства: семья Курагиных никогда не отличалась теплыми и доверительными отношениями, поэтому в конце произведения вовсе ушла из виду. Элен заботила только своя личность и репутация, на других людей ей было абсолютно все равно. В ней не было чувства любви даже к детям:"Я не такая дура, чтобы иметь детей" .Автор описывая героиню, любуется "...красотою стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала...", "...необычайной, античной красотой тела...", но при этом делает акцент на ее “однообразно-красивой улыбке”, чем то напоминающей застывшую лицемерную маску. Автор никогда не обращается к глазам Элен, намекая на ее душевную пустоту, зато изображает живые глаза, милую выразительную улыбку Наташи, и лучистые, глубокие глаза Марии, указывая на богатство их духовного мира. Внешняя красота, не дополненная красотой духовной, эгоистична, она не способна заменить нравственные чувства. Только красота духовная может считаться истинной, потому что она рождена из любви к жизни, людям, окружающему миру. Недаром Уильям Шекспир сказал когда-то гениальную, на мой взгляд, фразу: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить лишь только душу».

Роман «Война и мир» Л.Н. Толстого - произведение-эпопея. На фоне масштабных исторических событий Толстой изображает частную жизнь человека, его поиски смысла и цели жизни, поиски счастья. Среди вопросов, на которые он ищет ответы, немаловажны и такие: «Что есть красота человека? В чем она состоит?»

Главные герои романа: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская - каждый по-своему создает красоту своей души. У каждого из них своя судьба, свои взлеты и падения, свои заблуждения и поиски. Но наиболее ярко и целостно, на мой взгляд, внутренняя красота человека передается Толстым в образе княжны Марьи.

Общеизвестно, что Толстому очень важна была «мысль семейная». Он любил ее не только в «Анне Карениной», но и в «Войне и мире». Откуда берется в человеке внутренняя красота? Наверное, она - плод воспитания, результат всего уклада жизни семьи, в которой человек растет.

С княжной Марьей мы встречаемся первый раз в родовом имении Болконских - Лысых Горах. Жизнь ее нелегка. Матери у нее нет. У отца, величественного, гордого старика-вдовца, дурной характер, но он все еще деятелен: пишет мемуары, работает на токарном станке, занимается математикой с дочерью. По его мнению, «есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум». Главное условие деятельности для него - порядок, который доведен в его доме до «последней степени точности». Старый князь теперь в опале, потому безвыездно живет в имении. Вместе с ним вынуждена жить затворницей, вдали от света, в уединении, в молитве его дочь. Жизнь княжны, как и жизнь отца, идет по строгому расписанию.

Представляя княжну, автор сразу обращает наше внимание на ее «теплый, кроткий взгляд», «большие, лучистые глаза», которые светятся добрым и робким светом. «Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным». Глаза ее прекрасны даже тогда, когда она плачет, гаснут они лишь от стыда. К этим лучистым, прекрасным глазам Толстой будет возвращаться на протяжении всего романа. Полагаю, потому, что глаза - зеркало человеческой души. Такими же лучистыми глаза порой бывают у князя Андрея. Видимо, это семейная, родовая черточка. Но у князя Андрея, вращающегося в наскучившем ему свете, глаза научились скрывать то, что есть истинного в его душе. Его взгляд куда чаще бывает скучающим, надменным, презрительным, брезгливым.

В сцене сватовства Анатоля Курагина к княжне Марье мы узнаем, что девушка некрасива. Здесь впервые из уст Анатоля прозвучит: «Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива?» Именно в этот момент княжну пытаются приукрасить, она сердится на окружающих, ей стыдно: «прекрасные глаза ее потухли, лицо ее покрылось пятнами». Старый князь в присутствии гостей резко скажет дочери: «Это ты для гостей так убралась, а?., впредь не смей переодеваться без моего спросу... ей уродовать себя нечего - и так дурна». А Анатоль подумает про нее: «Бедняга! Чертовски дурна!»

Впрочем, княжна некрасива для Анатоля, даже для собственного отца, но не для автора. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Для Толстого красота - категория прежде всего нравственная, это то, что идет от внутреннего мира человека, а он в княжне прекрасен.

Старый отец часто до боли жесток, бестактен по отношению к дочери. Она боится его, но тем не менее нежно любит старика и даже брату не признается, что ей нелегко подчиняться почти военной дисциплине отцовского дома. Она не знает другой жизни, кроме терпения и помощи «божьим людям». Отец не хочет, чтобы она «была похожа на наших глупых барынь». Он занимается ее образованием, следит за ее перепиской, чтобы много вздору не писала, за кругом ее чтения, лишая ее какой-либо свободы. Но она кротко сносит все его чудачества. Авторитет отца для нее непререкаем: «Все, сделанное ее отцом, возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению».

Так же нежно и преданно любит она брата. Когда тот уходит на войну, единственное, что остается сестре, - молиться за него и верить, что образок, который еще их дедушка сохранял на всех войнах, убережет и Андрея.

Марья ничего не хочет для себя лично. Больше всего на свете она желает быть «беднее самого нищего из нищих». Княжна тонко чувствует человеческую природу. Она защищает Лизу перед Андреем: «Ты подумай, каково ей, бедняжке, после жизни, к которой она привыкла, расстаться с мужем и остаться одной в деревне в ее положении. Это тяжело». И просит его не судить жену строго.

Отказывая Курагину, княжна заявляет, что ее желание - никогда не расставаться с отцом, искренне полагая при этом, что счастье в самопожертвовании. И это не просто теоретические рассуждения. Став крестной матерью Николеньки, она по-матерински за ним ухаживает, не спит ночами у постели больного мальчика. Не менее самоотверженно ходит она за больным отцом.

Толстой всегда беспристрастен к тем героям, которых любит. Рассказывая о Пьере Безухове, Андрее и Марье Болконских, он раскрывает их тайные чувства, настроения, мысли, говоря обо всем прямо и честно. Но критичнее всего, мне кажется, он относится к княжне Марье. Читая о постыдных ее мыслях, когда она денно и нощно находится у постели смертельно больного отца, понимаешь, что она - живая, а не святоша, что ей не чужды естественные для человека слабости. Вглядываясь в лицо больного отца, она думала: «Не лучше бы конец, совсем конец», «... она следила, часто желая найти признаки приближения к концу». Более того, в ней проснулись все дремавшие, забытые личные желания и надежды. Она задается вопросом, как после его смерти устроить свою жизнь. Княжна Марья ужасается тому, что творится в ее душе, мучается, стыдится, но не может перебороть себя несмотря на то, что ей так страшно потерять отца.

Смерть старого князя раскрепощает Марью, но вместе с тем в ней просыпается твердый и деятельный отцовский характер. Не зря старый князь ее воспитывал - его дочь стала сильной и деятельной женщиной. Самопожертвование - вот жизненный принцип Марьи до встречи с Николаем Ростовым и до смерти Андрея.

А какова уродливо-прекрасная княжна Марья в послевоенной жизни? Встретив и полюбив Николая Ростова, она настолько преображается, что с этого момента и до конца романа Толстой уже ни разу не скажет, что княжна некрасива. Наоборот, все, что Толстой говорит теперь о внешности княжны Марьи, показывает, сколь она прекрасна: «Глаза осветились новым, лучистым светом»; «полным достоинства и грации движением она... протянула ему свою тонкую, нежную руку»; когда она молится, на лице ее появляется «трогательное выражение печали, мольбы и надежды». Оставшись один, Николай вспоминает «бледное, тонкое, печальное лицо», «лучистый взгляд», «тихие, грациозные движения» княжны Марьи. И мы видим, что любовь преображает человека, делает его прекрасным не только внутренне, но и внешне.

Новая послевоенная жизнь в Лысых Горах «ненарушимо правильна». Княжна Марья обрела семейной счастье, став графиней Ростовой.

Ее семья крепка, потому что основана на постоянной духовной работе графини, имеющей целью только «нравственное добро детей». Это удивляет и восхищает Николая. Во имя сохранения мира в семье она не спорит и не осуждает мужа даже тогда, когда не согласна с ним.

Роман «Война и мир» писался автором в переломную для России эпоху 60-х годов XIX века. В нем Толстой продолжает дискуссию того времени о роли женщины в обществе, о том, какой ей надлежит быть, /[умается, что княжна Марья для автора - идеал нравственно красивой женщины. Наверное, для того чтобы еще и еще раз подчеркнуть" важную для него мысль - человек красив внутренней красотой, которую он создает сам, своей духовной работой, - и создал Толстой образ княжны-дурнушки.

М.Г.Качурин, Д.К.Мотольская "Русская литература". Учебник
для 9 класса средней школы. - М., Просвещение, 1988, с. 268 - 272

Духовная красота Наташи проявляется и в ее отношении к родной природе Мы ни разу не видим ни Элен, ни Анну Павловну Шерер, ни Жюли Карагину на лоне природы. Это не их стихия. Если они и говорят о природе, то говорят фальшиво и пошло (так, в роскошном альбоме Жюли Борис нарисовал два дерева и подписал: «Сельские деревья, ваши темные сучья стряхивают на меня мрак и меланхолию»).

Иначе воспринимают природу люди, духовно близкие народу. Перед Бородинской битвой князь Андрей вспоминает, как Наташа стремилась передать ему «то страстно-поэтическое ощущение», которое она испытала, заблудившись в лесу и встретив там старого пчельника. Безыскусственная красота Наташи проявляется в этом сбивчивом, взволнованном рассказе (сравним его с альбомным красноречием Бориса): «Это такая прелесть был этот старик, и темно так в лесу... и такие добрые у него... нет, я не умею рассказать»,- говорила она, краснея и волнуясь».

Наташа в отличие от «блестящей красавицы» Элен не поражает красотою внешней, и тем не менее она истинно прекрасна: «В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользящих по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо».

Толстой, рисующий портреты своих любимых героев в динамике, в движении, в изменениях, не описывает смены выражений на лице Элен. Мы видим всегда «однообразно-красивую улыбку» и все яснее понимаем, что это - маска, скрывающая душевную пустоту, глупость и безнравственность «великолепной графини». В Элен воплощен дух петербургских салонов, аристократических гостиных. «Где вы - там разврат, зло» - в этих словах Пьера, обращенных к Элен, выражена подлинная сущность всей семьи Курагиных.

Совсем иным представляется внешний и внутренний облик Наташи. Она нисколько не утрачивает своего обаяния от того, что ее изменчивое, выразительное лицо делается некрасивым в минуты сильного душевного волнения. Узнав, что раненых оставляют в Москве, она вбегает к матери «с изуродованным злобой лицом». В сцене у постели раненого Андрея «худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно». Но неизменно прекрасны ее глаза, полные живых человеческих чувств - страдания, радости, любви, надежды.

Глаз Элен Толстой не рисует, вероятно, потому что они не светятся мыслью и чувством. Выражение глаз Наташи бесконечно разнообразно. «Сияющие», «любопытные», «вызывающие и несколько насмешливые», «отчаянно-оживленные», «остановившиеся», «умоляющие», «широко раскрытые, испуганные», «внимательные, добрые и печально-вопросительные» - какое богатство духовного мира выражено в этих глазах!

Улыбка Элен - застывшая лицемерная маска. Улыбка Наташи раскрывает богатый мир разнообразных чувств: то это «улыбка радости и успокоения», то «задумчивая», то «успокоительная», то «торжественная». Неожиданны и удивительно метки сравнения, раскрывающие особые оттенки Наташиной улыбки. Вспомним радостную и грустную для обоих встречу Наташи с Пьером после всего пережитого ими: «И лицо с внимательными глазами с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь улыбнулось,- и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастьем, о котором в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглоти его всего».

Любуясь своей героиней, Толстой ценит в ней «простоту, добро и правду» - черты естественные, столь свойственные неиспорченному духовному миру детей.

«Что делалось в этой детской восприимчивой душе, так жадно ловившей и усваивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни?» - с нежностью говорит писатель. У его героини «детская улыбка», плачет Наташа слезами «обиженного ребенка», она говорит с Соней «тем голосом, которым говорят дети, когда хотят, чтобы их похвалили».

Рисуя светлый мир молодой, расцветающей жизни великий психолог показывает и заблуждения доверчивой юной души, которая неожиданно потянулась к человеку пустому и пошлому.

Из атмосферы чистой деревенской жизни, семейного тепла и уюта Наташа неожиданно попадает в совершенно иную, незнакомую ей светскую среду, где все - ложь и обман, где зло не отличишь от добра, где нет места искренним и простым человеческим чувствам.

Поддаваясь пагубному влиянию Элен, Наташа невольно ей подражает. Меняется ее милая, живая, выразительная улыбка. «Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась: и точно так же улыбнулась Наташа Борису». Толстой воспроизводит борьбу добра и зла в ее смятенной душе, спутанный клубок чувств. Оставшись одна, Наташа «не могла понять ни того, что с нею было, ни того, что она чувствовала. Все казалось ей темно, неясно и страшно...».

Осуждает ли Толстой свою героиню? Мы не найдем в романе прямых оценок. Наташа в эту пору жизни показана в восприятии Анатоля, Сони, князя Андрея, Марьи Дмитриевны. Все они по- разному оценивают ее поступок. Но чувствуется, что ближе всего Толстому отношение к ней Пьера.

«Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости. Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же»,- сказал он сам себе». Но Пьеру, которого Толстой наделил необычайной чуткостью, вдруг становится понятным испуг Наташи: она боится не за себя, уверенная, что все кончено; ее мучает зло, которое она причинила Андрею; ее пугает мысль, которая могла прийти в голову Пьеру, будто она просит князя Андрея простить ее ради того, чтобы вернуть его как жениха. Весь этот сложный, стремительный процесс очищения страданием мгновенно открывается Пьеру, его охватывает чувство нежности, жалости и любви. И, еще не осмыслив того, что произошло, Пьер произносит слова, которым сам удивляется: «Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей».

Духовную эволюцию Наташи Толстой рисует по-иному, чем путь князя Андрея или Пьера. Для женщины естественно не столько логически осмыслить и оценивать каждый свой шаг, сколько переживать его, выражать свое состояние в единстве мысли, чувства и поступка. Поэтому сущность перемен в облике Наташи не всегда очевидна. И особенно труден для понимания эпилог романа.

Много раз высказывалось мнение, что в эпилоге автор ради полемики с идеями женской эмансипации ломает характер своей героини, «приземляет» ее, лишает поэзии и т. д. Так ли это? Ответить на этот вопрос - значит решить, способен ли истинный художник отступить от правды в угоду своим предубеждениям.

О Наташе-матери Толстой пишет жестко, сурово, словно бы заранее зная о возможных читательских недоумениях и упреках и не желая ничего смягчать: «Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу... Теперь часто было видно одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка».

Заметим это трижды повторенное видно : кажется, что автор просит читателя заглянуть далее того, что бросается в глаза... Вот и Денисов до поры не узнает «прежней волшебницы», смотрит на нее «с удивлением и грустью, как на непохожий портрет прежде любимого человека». Но внезапно его захватывает радость Наташи, бегущей встречать Пьера, и он снова видит ее прежней.

И внимательному читателю доступно это прозрение. Да, Наташа - мать четверых детей не такова, какою была в юности, когда так нам полюбилась. Могло ли быть иначе, если писатель следует правде жизни? Наташа не только растит детей, что само по себе не так уж мало, но воспитывает их в полном единодушии с мужем. Она принимает участие в «каждой минуте жизни мужа», и он чувствует каждое ее душевное движение. И ведь это Наташа, а не Денисов, тем более - не брат ее Николай, твердо верит в «великую важность» дел Пьера. И тревожит ее не мысль о той опасности, которая может грозить ее семье, хоть она и слышала слова Николая Ростова, обращенные к Пьеру: «И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить - ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди как хочешь». Наташа думает о другом: «Неужели такой важный и нужный человек для общества - вместе с тем мой муж? Отчего это так случилось?» И свое глубочайшее единодушие с мужем она выражает так, как это свойственно именно ей: «Я ужасно люблю тебя! Ужасно. Ужасно!»

Мы невольно вспоминаем в этот момент юную Наташу в пылающей Москве: теперь, как и тогда, она сердцем поняла, как надо жить и что важнее всего для честного человека в России.

Эпилог романа имеет «открытый» характер: здесь явственно чувствуется движение времени и близость трагических социальных потрясений. Вчитываясь в сцены семейной жизни, мы не можем не думать о будущем этой семьи и о судьбах поколения, чей нравственный опыт отражен в образах Наташи и Пьера,- поколения, о котором Герцен сказал: «...воины-сподвижники, вышедшие на верную гибель, чтобы... очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия».




Top