История искусства и культуры. Шпаргалка: История развития культуры и искусства

(331/5–~394)

На пути к Богу

Григорий Нисский принадлежит к числу наиболее почитаемых христианских святых. Православная Церковь хранит о нём память как о величайшем церковном писателе, вселенском учителе и отце.

Несмотря на широкое признание, бесчисленное множество исследований, некоторые немаловажные факты его биографии до сих пор излагаются с пометками: вероятно, приблизительно, возможно. Мы даже не знаем ни точной даты его рождения, ни точной даты кончины.

По происхождению Григорий принадлежал к греческой аристократической фамилии, известной не только благополучием и общественным положением, но и благочестивыми устоями, праведной жизнью.

Это семейство представило миру целую плеяду святых. Во время гонений на Церковь предки Григория Нисского, подвергались преследованиям и страдали. В своё время родители его отца за исповедание имени Христова лишились имущества. Дед по линии матери принял мученическую смерть, а его состояние отошло к сторонним людям. Бабка Григория Нисского, Макрина старшая, была приверженкой святого Григория Неокесарийского. Основным законом в её жизни был закон Божий.

Сын Макрины, Василий старший, пользовался известностью и как профессор риторики, и как добродетельный христианин. Его супруга, преподобная Емилия, была дочерью мучеников и с юности готовила себя к подвигу девства во Христе. На замужество она согласилась потому, что будучи сиротой, едва не стала жертвой злоумышленников, посягавших на её юность и красоту. Святую Емелию Бог благословил сделаться матерью десятерых детей: шести дочерей и четырех сыновей.

Стремление Емилии к девству реализовалось в её дочери, Макрине младшей. Один из её сыновей, Василий, был прославлен Церковью под именем Великий. Другой, Пётр, прославлен как Севастийский святитель.

Григорий Нисский, появившись на свет после Василия (будущего ) и Навкратия (погибшего при невыясненных обстоятельствах), стал третьим сыном в семье.

По приближенным подсчётам он родился в период между 331-м и 335-м годами. Местом его рождения могла быть либо Кесария, либо Севастия. Имя Григорий он получил в честь святого .

Отец Григория, Василий старший умер рано и вся тяжесть заботы о детях легла на вдову. Помимо матери, Емилии, большое влияние на воспитание будущего Нисского святителя оказали: старшая сестра, Макрина, и старший брат, Василий (Великий).

В отличие от Василия, получавшего образование в лучших учебных заведениях, в том числе в Афинах, Григорий учился в местных школах. Тем не менее, за счёт усердия и целеустремленности он достиг высочайшего уровня образованности.

Божье призвание

Несмотря на общую духовную атмосферу в семье, иногда в молодости Григорий позволял себе относиться к церковной жизни с прохладцей.

Однажды, когда их семьей было организовано торжество по случаю перенесения мощей сорока мучеников в нарочито воздвигнутую для этой цели часовню (в Аннисах, на семейной земле), Григорий, вместо участия в ночном богослужении легкомысленно удалился в беседку и крепко заснул. Во сне ему явилось множество воинов. Их вид был весьма угрожающим. Григорий силился попасть на покинутое им богослужение, а они его не допускали и готовы были вот-вот его наказать. Ситуация изменилось лишь с вмешательством одного из явившихся воинов, который и заступился за Григория.

Григорий в ужасе пробудился. Суд совести не заставил себя долго ждать. Оплакав своё поведение, Григорий тут же направился к урне с мощами, взмолился и стал просить у Бога и святых воинов прощение.

После такого проникновенного вразумления он оставил свои увлечения и принял посвящение во чтеца. Полагают, что данное событие произошло в 357 году.

Время от времени Гриогорий навещал своего брата, Василия, подвизавшегося в Аннисах. Там он предавался аскетическому деланию, посту и молитве, изучал слово Божье, произведения отцов.

Духовные поиски

Какое-то время спустя Григорий оставил служение при храме и устроился преподавателем риторики. По всей видимости это случилось не ранее 363 года, поскольку во время правления Юлиана доступ к оной профессии для христиан был крайне затруднительным.

Поступок Григория вызвал у его друзей чувство непонимания. Григорий Назианзин, пытаясь образумить своего друга, отправил ему письмо, в котором изложил свою печаль.

Скорее всего, именно в этот период или несколько раньше святитель Григорий вступил в брак с Феосевией. О подробностях их супружеского союза и о самой Феосевии нам неизвестно почти ничего. В утешительном послании к Григорию Нисскому по случаю её смерти, датируемом 385 годом, отозвался о Феосевии как об исполнительнице Божественной воли, верной дочери Церкви, украшении Христовом. Кроме того, он отметил свою близость к ней через духовное родство.

Существует мнение, что на каком-то этапе супружеской жизни Феосевия, по договоренности с Григорием, вступила в монашество. Согласно другой точке зрения, она никогда не была супругой Григория, но жила при нём как сестра. В какое-то время Григорий, движимый стремлением к аскетическим подвигам, вступил в организованную братом, Василием, монашескую общину.

Творения иже во святых отцах нашего Григория, Епископа Нисского. Ч. I–VIII. М., 1861–1871 гг. 3848 с.

I. Экзегетические сочинения

«Св. Григорий был великим почитателем Оригена и в приемах экзегетики большей частью следует аллегорическому методу толкования. Он стремится повсюду находить таинственный и нравственно практический смысл».
Скурат К. Е.

«О шетсодневе» (1: 1–75).

В книге Григорий Нисский развивает и дополняет труд своего брата Василия Великого.

«Здесь он проводит ту мысль, что псалмы расположены по содержанию в систематическом порядке, который раскрывает нравственные истины, возводящие человека последовательно на более высокие ступени совершенства. Он разделяет все содержание Псалтири на пять отделов, каждый из которых, по его мысли, дает указание на последующую более высокую ступень нравственного совершенства».
Скурат К. Е.

  1. 1-40 — обращение к добродетели;
  2. 41-71 — радость о добродетели (в 50 псалме, правда, нет никакой радости о добродетели);
  3. 72-88 — созерцание небесного;
  4. 89-105 — презрение ко всему земному (103 псалом ничего не говорит о презрению к земному, а говорится о промысле Божием);
  5. 106-150 — о единении с Богом.
    Так искусственно он подразделяет наименования псалмов.

Прот. Николай Гундяев .

«О совершенстве и о том, каким должно быть христианству. К Олимпию монаху».

«О девстве. Письмо, содержащее увещание к добродетельной жизни».

Для Григория «девство» — очень широкое понятие. В первую очередь, это отрешение от всего земного, от всего материального, напряженное стремление к возможному для человека нравственному совершенству. Это не посвящено монахам, но это имеет отношение к монашеству, потому что монах не связывает себя узами брака… Последней целью такого стремления к совершенству является созерцание Бога, общение с Ним. Безбрачная жизнь – только одно из средств для приобретения этой добродетели. Он говорит о том, кто является примером этой жизни: в первую очередь, сам Господь Иисус Христос, Матерь Божия. Он возвышенно говорит и о добром верном христианском супружестве.
Прот. Николай Гундяев .

«К некоемому Иоанну о различных предметах, также об образе и порядке жизни сестры своей Макрины» (8: 514–521).

Написано вскоре после кончины Макрины - в 380 г. (8: 455–461).

Здесь яркими чертами описывается злоупотребления, опасности, которые встречаются на пути к святым пестам, которые особенно подстерегают одиноко путешествующих женщин. Основные мысли послания: в Евангелии нет заповеди Господни, которая бы побуждала к посещению Святых мест, вторая мысль: перемена мест не приближает нас к Богу, паломничество не является христианской добродетелью.
Прот. Николай Гундяев .

«Письмо к Евстафию, Амвросию и Василисе» .

Здесь он горько оплакивает церковные нестроения в Палестине. Святое место, где ступали ноги Господа Иисуса Христа, раздавался Его голос, находится в таком ужасном состоянии. Здесь же он говорит о воплощении Сына Божия, призывает придерживаться веры, которую они получили.
Прот. Николай Гундяев
.

5-е письмо, в котором он защищает свое Православие.

К еретику Ираклиону, где Григорий раскрывает учение о Святой Троице.

О традиции почитания святых мучеников.

Святитель Григорий, епископ Нисский, был младшим братом святителя Василия Великого (память 1 января). Рождение и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. В 372 году был рукоположен святым Василием Великим во епископа города Ниссы в Каппадокии.

Святой Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой.

В 379 году скончался брат его, святой Василий Великий. Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый Шестоднев.

В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути святой Григорий посетил Иерусалим и поклонился Святым местам. В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа. На этом Соборе, по инициативе святого Григория, был дополнен Никейский Символ веры.

Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря святого Григория Богослова. В 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 году он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 году святой Григорий вновь присутствует в Константинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии.

Святитель Григорий Нисский был пламенный защитник Православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями; отличался великодушием, терпением и миролюбием.

Святой Григорий Нисский мирно скончался вскоре после Константинопольского Собора. Вместе со своими великими современниками, святителями Василием Великим и Григорием Богословом, святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени. Его сестра, святая Макрина, писала ему: «Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь». Святитель Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения.

Святой Григорий оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения.

Святитель Григорий, епископ Нисский, был младшим братом святителя Василия Великого (память 1 января). Рождение и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. В 372 году был рукоположен святым Василием Великим во епископа города Ниссы в Каппадокии.

Святой Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой. В 379 году скончался брат его, святой Василий Великий . Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый Шестоднев. В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути святой Григорий посетил Иерусалим и поклонился Святым местам.

В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа, На этом Соборе, по инициативе святого Григория, был дополнен Никейский Символ веры.

Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря святого Григория Богослова .

В 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 году он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 году святой Григорий вновь присутствует в Константинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии.

Святитель Григорий Нисский был пламенный защитник Православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями; отличался великодушием, терпением и миролюбием.

Дожив до глубокой старости, святой Григорий Нисский мирно скончался, вскоре после Константинопольского Собора. Вместе со своими великими современниками, святителями Василием Великим и Григорием Богословом , святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени. Его сестра, святая Макрина , писала ему: "Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь". Святитель Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения.

Святой Григорий оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения.

Классификация видов пространственных искусств. Временные, пространственно-временные (синтетические) и пространственные виды искусств. Изобразительное искусство. Станковое, монументально-декоративное и декоративно-прикладное искусство. Технические искусства.

Основные теории происхождения искусства. Магические и мифологические представления как основа возникновения искусства. Социальная функция искусства. Теория художественного инстинкта. Эстетические воззрения И.Канта, Ф. Шиллера и Г.В. Плеханова. Первобытное искусство – формы, функции, специфика.

Искусство древнего Египта – типологическая характеристика, периодизация, основные типы архитектурных сооружений, монументальная и мелкая пластика, скульптурный рельеф и живопись. Каноничность как главное художественное качество искусства Египта. Монументальность формы при чувстве гармоничного равновесия, симметричности пропорций как основополагающие черты египетского искусства. Сакральная значимость иероглифики и ее связь с изобразительными темами. Типология египетской мебели. Выявление специфики формально-образного языка в обозначенных этно - культурных рамках. Использование египетских стилистических признаков в произведениях искусства других исторических эпох.

Периодизация крито-микенской цивилизации (рубеж III-II тыс. до н.э. – XII в. до н.э.). Географические рамки крито-микенской культуры и основные центры ее развития на островах и материке. Позднеминойский период - 1600-1200 гг. до н.э. Своеобразие архитектурной композиции и художественного облика критских дворцов на примере Кносского дворца: вписанность архитектуры в окружающий ландшафт; свободная живописность, асимметричность планировки помещений, чередование открытых дворов с замкнутыми помещениями; сложность маршрута; живописно-декоративный характер интерьера; художественные и тектонические особенности критской колонны. Живописная смена освещенных и неосвещенных пространств как определенная эстетическая концепция, связанная с особенностями ритуально-церемониальной программы дворцового комплекса. Росписи Кносского дворца.

Периодизация искусства Древней Греции. Особенности социально-политической структуры древнегреческого общества. Ментальность и система ценностей греческой культуры (антропоцентризм и т.п.). Роль личности художника в греческом искусстве. Неоднородность греческого искусства для различных регионов античного мира (различия между центрами материковой Греции, между метрополиями и колониями). Искусство гомеровского времени (XI - VIII в. до н.э.). Искусство периода архаики (VIII - VI вв. до н.э.). Искусство периода классики (V - IV вв. до н.э.)

Изменение социальной, этической роли архитектуры как причины появления новых конструктивных решений. Особенность эстетической программы греческой архитектуры. Храм - образ гармонично построенного Космоса, “философия в камне”. Основные элементы архитектурной композиции храма. Типы греческих храмов: храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер, диптер, толос. Особенность использования принципа симметрии в греческой архитектуре. Важность пространственно-пластических эффектов в греческой архитектуре. Роль скульптуры в греческом храме. Храм как синтетическая архитектурно-скульптурная программа. Особое значение цвета в архитектуре.

Сложение ордерной архитектуры как системы художественно-выразительного единства несомых и несущих частей. Дорический и ионийский ордера: основные элементы конструкции. Коринфский ордер. Взаимосвязь элементов греческого храма: функциональное значение и образная программа. Понятие архитектоники. Введение системы соразмерности, гармоничности в зрительном восприятии архитектуры. Пропорции греческого храма: продуманность пластического образа. Место ордерной конструкции в мировой истории искусств.

Образ человека как центральная тема греческой пластики. Специфика формально-содержательной структуры в показе мужских и женских образов (куросы и коры). Роль цвета в скульптуре архаики. Постепенная эволюция пластического образа по пути выявления пропорций человеческого тела, интереса к объему в период зрелой архаики. Новое понимание статуарного образа во второй половине VI до н.э.: выразительность силуэта, архитектоника формы, пластическая разработка одежды и мускулатуры. Зарождение и эволюция групповой статуарной композиции (Мосхофор). Скульптурное надгробие. Скульптурное оформление храмов - пластическая передача конкретного мифологического сюжета.

Художественно-образная программа ансамбля Афинского акрополя. Равновесие компонентов композиции - единство свободной компоновки и порядка как в элементах зданий, так и в композиции ансамбля. Соразмерность человеческим масштабам. Своеобразие логики ансамблевой планировки, связанной с маршрутом панафинейских шествий. Основные элементы ансамбля: Пропилеи, храм Ники Аптерос, Парфенон, Эрехтейон. Парфенон как вершина в развитии греческой архитектуры и скульптуры. Эрехтейон: асимметрия планировки как особенность формально-образной структуры. Парфенон и Эрехтейон: гармонический баланс контрастов в передаче органической связи архитектуры и скульптуры в ансамбле Акрополя.

Искусство периода классики (V - IV вв. до н.э.). Стремление воплотить в пластике жизненную убедительность движения как основная задача классики. Новый подход к изображению человека: конкретность пластического образа и показ состояния действия или способности к нему. Ранняя классика - постепенное овладение конкретной передачей пластическими средствами мотива движения (Дельфийский возничий, статуя Посейдона (Зевса),“Тираноубийцы”). Зрелая классика - творчество Мирона (“Дискобол”, Афина и Марсий). Канон Поликлета и его применение в скульптуре. “Дорифор” и система хиазма. Скульптура Фидия (Афина Парфенос, Зевс Олимпийский). Поздняя классика. Новые черты в художественном отражении мира как следствие изменений, вызванных утратой идеалов полиса. Творчество Скопаса - разрушение целостного и гармоничного пластического образа в сторону передачи острых, взволнованных мотивов. (Менада). Аполлон Бельведерский скульптора Леохара. Скульптурное оформление храмов.

Вазопись периода архаики. Расширение сферы используемых сюжетов и форм сосудов как черта архаической вазописи. Чернофигурная вазопись: особенность художественно-содержательной программы. Творчество Экзекия (килик с ладьей Диониса, Ватиканская амфора). Краснофигурная вазопись и ее мастера (Евфроний, Евфимид). Вазопись периода классики. Дальнейшее развитие краснофигурной вазописи (“строгий стиль”). Изысканная линия, передача подвижного покоя, гармоничный баланс в показе мифологического сюжета через реальный, “бытовой” эпизод как основные черты “строго стиля”. Мастер Бриг - килик с изображением последствий пирушки. Особенность формально-образной структуры белофонных лекифов. Фигурные сосуды.

Искусство эллинистического времени. Хронологические и территориальные рамки эллинистической эпохи. Интенсивное развитие всех художественных форм, их связь, как с греческими, так и с восточными принципами искусства. Отказ от эстетического идеала греческого искусства. Утрата архитектурой цельности и органичности содержания и выдвижение на первый план проблемы эмоционального воздействия архитектуры. Тенденция к смешению различных ордеров и их элементов. Алтарь Зевса в Пергаме: особенность художественно-образной программы, пример синтеза архитектуры и скульптуры эпохи эллинизма. Мавзолей в Галикарнассе - композиция сооружения, скульптура Усложнение композиции построек и появление темы напряженного преодоления пути в ансамблях эллинистической архитектуры.

Существование в эпоху эллинизма различных скульптурных школ. Ника Самофракийская и Венера Милосская скульптора Александра: два варианта представления о художественно-содержательной программе эпохи (подчеркнутая чувственность и повышенная драматичность). Появление в эллинистическое время статуй правителей, философов, интерес к возрастным особенностям. Аллегория в эллинистической скульптуре. Лаокоон.

Периодизация искусства этрусков. Этрусская культура как взаимосвязь культур отдельных городов - государств. Религиозные воззрения этрусков и их роль в формировании образной программы этрусского искусства. Основные центры этрусской культуры. Погребальная архитектура. Деление гробниц на основные типы по экстерьеру и интерьеру. Монументальные росписи. Сюжеты росписей этрусских гробниц. Погребальный культ и его влияние на сложение художественно-образной программы этрусских гробничных росписей. Фантастичность композиции и повышенная декоративность цвета. Период архаики (около 600-470 гг. до н.э.) Введение композиции в гробничные росписи и принципа организации пространства (цоколь, сюжетная зона, фронтон, ложная дверь). Развернутые повествовательные циклы, сохранение яркой декоративности цветовой гаммы, использование жесткого контура, статичность, застылость поз, большое количество “пейзажных” тем, возможность тематических вариаций в рамках общей содержательной системы как отличительные черты монументальной живописи эпохи архаики (Гробницы Львиц, Авгуров в Тарквинии). Эпоха классики (около 460-380 гг. до н.э.). Постепенный отход от органического единства живописи и архитектуры, широта палитры, выразительность контура, в конце периода классики - стремление к повышенной декоративности, усложнение композиционных схем, увеличение орнаментальности (Гробница Леопардов, гробница Триклиния). Погребальные урны. От биконических урн типа импасто к этрусским погребальным урнам из Кьюзи (VII- нач. VI вв. до н.э. - крышки, украшенные специально изготовленной бронзовой маской, кон. VI - пер. пол. VI вв. до н.э. - с крышками в виде человеческой головы). Выразительность черт лица и жеста, отсутствие идеализации и своеобразие каждого образа. Урна-канопа, украшенная глиняной маской из Кьюзи, урна-канопа из Сартеано. Слабая расчлененность формы, строгая фронтальность позы, как характерные черты погребальных урн в виде сидящих фигур (Кьюзи, VI в. до н.э.). Появление в кон. VI в. до н.э. нового типа урны в виде прямоугольного ящика с рельефами и его широкое распространение в Этрурии. Формирование в V в. до н.э. урн с изображением возлежащего на ложе умершего и сидящей рядом женской фигуры. Саркофаги. Разработка пластического мотива лежащей фигуры при акценте на тщательное исполнение головы в саркофагах VI до н.э. Саркофаг супружеской четы из Черветери. Вторая половина VI в. до н.э. - новый тип саркофага с плоско лежащими на крышке фигурами. Саркофаг с изображениием умершей четы на крышке из Бостонского музея. Разработка в течении III в. до н.э. единого типа (общего для урн и саркофагов) в виде ящика, украшенного рельефами и изображением пирующего умершего, постепенный рост внимания к портретным чертам.

Периодизация древнеримского искусства. Искусство Древнего Рима периода Республики. Древнейшая (VIII -V вв. до н.э.) и республиканская (V в. до н.э.-I в. н.э.) эпохи как периоды становления римского искусства. Отличное от греков, “римское“ понимание ордера: ордер как рама, оформляющая архитектурное пространство, система наложенного ордера. Применение арки и свода. Иное идейное содержание архитектуры: грандиозность, масштабность, прославление величия империи и императора, монументальность, большой пространственный размах, стандартизация элементов архитектуры и декора. Формирование в эпоху Республики основных типов сооружений: форумы, базилики, храмы, термы, театры, жилая архитектура - виллы. Использование техники бетона. Применение ордерной аркады как функциональное и художественное решение. Искусство Римской империи.Важность для архитектуры империи проблем эволюции основных типов архитектурных сооружений. Формирование римской триумфальной арки и ее художественно-образная структура. Широкое распространение римской архитектуры по всей территории империи.

Раннереспубликанский портрет - ведущий жанр изобразительного искусства Рима. Выработка основных типов портретов: бюст, стоящие статуи ораторов, полководцев. Соотношение индивидуального и типического: четкая конструктивность пластического объема, точность в изображении реальных деталей. “Оратор”, портрет Брута. Эволюция портрета от Ранней и зрелой республики к Поздней республике, переход к портретам политических деятелей, выход личности изображаемого за рамки республиканских представлений. Портрет Юлия Цезаря.Портрет Августа из Прима Порто - “программный” характер парадных статуй, идеализация личности под влиянием новых эстетических норм, официальное направление в римском скульптурном портрете. Многообразие направлений в развитии скульптурного портрета, постепенная замена идеализирующей трактовки более точной передачей черт лица и характера человека. Время домината - эпоха глубокого кризиса античных пластических форм. Переход к уплощенной форме, постепенный отказ от объема, часто застылость, схематизм и гипертрофия в передаче черт лица, перенос интереса исключительно в область передачи внутреннего состояния и потеря художественного единства образа. Портрет Константина.

Живопись. I Помпеянский стиль (II в. до н.э. - 80-ые гг. I в. до н.э.) - слитность росписи с пластикой архитектурных элементов, подчеркивание конструктивности формы, преобладание теплых тонов (красного, коричневого, желтого). II Помпеянский стиль (80-15 гг. до н.э.) - большая иллюзорность, принципиально новое понимание архитектурно-живописного образа и соотношения интерьера с окружающим здание пространством, прорыв стены (введение иллюзорных архитектонических элементов, использование видов природы). Вилла Мистерий в Помпеях. Росписи III Помпеянского стиля (15-г. до н.э. - 50 -е гг. н.э.)- отказ от декораций, нарушавших плоскость стены, интерес к торжественной статике, включение клейм с пейзажными видами, натюрмортами, портретами. Крупные композиции сюжетного характера. Альдобрандинская свадьба. Четвертый помпеянский стиль - использование приемов иллюзорного прорыва пространства, фантастических архитектурных композиций, динамичность, выбор в сюжет напряженных, драматических композиций, тяготение к пространственной широте. Росписи дома Веттиев, Золотого дома Нерона.

Программа Колизея: предельная простота и экономичность конструкции, замкнутость, отгороженность объемов и в силу этого интерес к внутреннему пространству, система ордерной декорации (наложенный ордер, применение одновременно всех трех ордерных систем, использование большого ордера) для различного осмысления и эмоционального восприятия ярусов. Широкое использование ордерной аркады, пластических элементов для оживления архитектурной массы стены. Колизей как самое значительное сооружение I в. н.э.

Пантеон - как наивысшее выражение инженерной и архитектурной мысли античного Рима. Художественно-образная программа Пантеона: пример перекрытия большепролетного купольного пространства, приоритет в развитии интерьерного пространства.

Периодизация искусства Древней Руси. Влияние Византийской культуры и искусства. Формирование композиции крестовокупольного храма. Отличительная черта искусства домонгольской поры – монументализм форм (храм Софии Киевской и Софии Новгородской). Одноглавные четырехстолпные храмы Новгорода и Москвы. Храмы с зальным пространством интерьера (Московский Успенский собор). Шатровое зодчество (церковь Вознесения в Коломенском).

Развитие местных художественных центров Древней Руси в XIII - XIV вв. Архитектура Новгорода XIV в. Приходская церковь как новый вид храма (первая из этой серии церковь Спаса на Нередице). Влияние изменения материала и строительной кладки на композицию и внешний облик храмов. Церкви Спаса на Ковалеве, Успения на Волотовом поле, Спаса Преображения на Ильине улице. Монументально-декоративное убранство храмов – сюжеты и символика. Фрески Феофана Грека.

Венец – основной конструктивный элемент в деревянном сооружении русского зодчества. Каноническая схема, лежащая в основе композиции деревянного храма. Трехчастная форма простейшего клетского храма (церковь Лазаря XVI века). Восьмерик – новый плановый прием в архитектуре. Появление восьмериковой церкви с четырьмя прирубами. Ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера. Шедевр деревянного зодчетва XVII века – двадцатидвухглавая Преображенская церковь.

Четырехугольный бревенчатый сруб – основа деревянных построек. Простейшая форма жилья с печью – изба. Особенности освещения. Композиция традиционного русского жилища, применение принципа разделения на отдельные части и модульного построения. Комбинация жилой и хозяйственной зон. Эволюция жилища городского типа в XVI – XVII веках. Связь с природным окружением и сезонное использование некоторых помещений. Различное назначение палат. Формирование теремного ансамбля построек. Деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском.

Значение монастырей в государственной и социальной жизни Московской Руси XIV – XVII веков. Влияние Сергия Радонежского на развитие православия. Формирование нового типа монастыря с общежитийным уставом. Троице-Сергиева Лавра как центр православной философии и национальной культуры. Участие монастырей в освоении и укреплении рубежей Северо-Восточной Руси. Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Соловецкий, Валаамский, Мирожский и другие монастыри. Творческая деятельность Андрея Рублева и Дионисия. Развитие книжной миниатюры.

Формирование художественных школ русских земель. Язык и содержание иконы. Иконопись – основной вид изобразительного искусства. Новгородские иконы XIII-XV вв. Лаконичность и простота композиции, точность рисунка, красочный колорит, неповторимая трактовка изображений. (Чудо Георгия о змие; Чудо о Флоре и Лавре). «Житийные» иконы. Иконы «северного письма». Псковские иконы XIII-XV вв. Монохромная палитра, тяжеловесные фигуры, контрастная гамма. Московские иконы XIV - XV вв.

Андрей Рублев. Биографические данные. Работа в Благовещенском соборе Московского Кремля. Творческая школа Феофана Грека. Участие в формировании композиции православного «высокого» иконостаса. Фрески и иконостас Успенского собора во Владимире. «Звенигородский чин». Икона «Троица» - взаимосвязь авторского замысла и оригинальной композиции. Влияние Андрея Рублева на Московскую школу иконописи.

Определение места декоративно-прикладного искусства в русской художественной культуре. Отражение процесса развития национальных форм культуры в истории декоративно-прикладного искусства. Традиции обработки материалов в художественном ремесле. Художественное ремесло Владимиро-Суздальского княжества. Культурные связи с Византией и Западной Европой. Соединение художественного ремесла с архитектурой, резьба по белому камню. Развитие ковки, чеканки, литья. Техника "огневого золочения". Художественное ремесло Новгорода. Эмаль, чеканка, резьба по дереву, камню, кости. Плетеный орнамент в новгородском ремесле. Памятники золотого и серебряного дела XI-XII вв. и новгородской школы древнерусского шитья. Декоративно-прикладное искусство Московского государства в XIV-XVI вв. Ювелирное дело. Лицевое шитье Москвы и Новгорода. Мастерские Троице-Сергиева монастыря и школа миниатюрной резьбы по дереву и кости. Резьба по дереву в церковной утвари и храмовом убранстве. Керамика: распространение ножного гончарного круга, появление новых типов красноглиняной посуды. Искусство XVI века. Первые сведения о царских мастерских в Кремле. Сложение общих стилевых тенденций в декоративно-прикладном искусстве Москвы. Лицевое шитье, влияние иконописной школы Дионисия. Шитье середины и второй половины XVI в. Ювелирное дело (скань, эмаль по скани, чеканка и резьба по серебру, чернь по золоту). Серебряное дело Новгорода, Сольвычегодска, Вологды. Резьба по дереву. Развитие сквозной и рельефной резьбы. Растительный («травный») орнамент в резьбе и росписи по дереву. Связь росписи по дереву с развитием иконописи и книжного искусства. Области ее применения (внутреннее убранство, украшение иконостасов, мебели, церковной утвари, ларцов, сундуков, деревянной посуды). Ажурная и рельефная резьба по кости. Чернолощеная и мореная керамика. Применение ангоба и глазури. Появление архитектурной керамики. Медное литье и кузнечное дело.

Барокко - система художественного видения и стиль. Особая форма синтеза искусств, основанного на взаимопроникновении и переходе одних видов искусства в другие. Зрелищность, театральность. Итальянское барокко – зарождение и формирование стилистических особенностей. Архитектура римского барокко – характеристика, мастера, памятники. Бернини и Борромини. Монументальная и станковая живопись эпохи барокко – направления и мастера. Развитие жанров. Караваджо. Итальянская скульптура эпохи барокко – мастера и памятники. Бернини. Грандиозность масштабов, роскошь материалов, декоративная яркость, разнообразие решаемых задач и жанровое богатство итальянского барокко. Основные черты стиля барокко - слитность текучих, сложных, обычно криволинейных конструкций, богатство интерьера, декоративность композиции.

Варианты ар-нуво в разных национальных школах. Общие и специфические черты архитектуры модерна в разных странах. Национальные школы и мастера (Уильяма Морриса, Виктор Орта, Анри ван де Вельде, Антонио Гауди,). Русская школа модерна (Федор Шехтель). Живопись ар - нуво. Модерн (Ар – нуво) – характеристика стиля. Путь от эклектики к архитектуре ар-нуво. Сохранение значения исторических стилей; формирование оригинальных принципов формотворчества. Значение индивидуальной манеры архитектора и специфики национальных традиций. Варианты отказа от конструктивного значения ордерной системы. Основные характеристики стиля: асимметрия, уход от жесткой взаимообусловленности логик построения экстерьера и интерьера, значение и функции орнаментально-декоративных элементов, сочетание разнородных материалов, роль цвета, символический язык форм, функциональность внутреннего пространства. Многообразие направлений внутри ар-нуво.




Top