История культуры и искусства. Шпаргалка: История развития культуры и искусства

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (Γρηγόριος ὁ Νύσσης) (между 335 и 340, район Неокесарии – после 394) – христианский богослов, младший брат Василия Великого . Вырос в христианской семье и к 20 годам стал чтецом, но затем неожиданно оставил свой пост, увлекшись языческой философией и риторикой. Ок. 371 ставший епископом Кесарии Василий Великий рукополагает Григория епископом Ниссы. В 376–378 из-за конфликта с проарианскими гражданскими властями был вынужден временно оставить епископскую кафедру, на которую он вернулся в 379 после смерти императора Валента. После кончины Василия Великого в 379 продолжал организаторскую деятельность своего брата и традиции его богословия. Активно полемизовал против ариан, евномиан и аполлинаристов, принимал участие в соборе 379 в Антиохии, в 381 присутствовал на Константинопольском (2-м Вселенском) соборе, участвовал в соборах 382, 383, 394. К раннему периоду его творчества принадлежит трактат «О девстве», к зрелому – главные сочинения Григория Нисского: «Против Евномия», «Против Аполлинария», «Большой катехизис», «О Святом Духе», «О вере», «К эллинам на основании общих понятий», «Диалог о душе и воскресении», «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью», «О роке», «Об устроении человека», гомилии «О надписании псалмов», «Точное истолкование Екклесиаста» и на «Песнь песней», «Жизнь Моисея», «О житии Макрины», «Жизнь Григория Чудотворца», малые аскетические сочинения, письма (сохранилось 30), проповеди, надгробные слова и др. произведения.

В богословии Григория Нисского заметно сказывается его глубокое знакомство с классической греческой философией, в первую очередь с Платоном и Плотином, с натурфилософией и физикой (гл.о. Аристотеля), медицинскими и физиологическими теориями Галена; также для него характерно увлечение богословием и аллегорическим методом толкования библейских книг Оригена и критическое отношение к своим источникам.

Развивая в полемике с арианами тринитарное богословие Афанасия Александрийского и Василия Великого, Григорий Нисский устанавливает последовательное различие между сущностью и ипостасью . При этом важное место занимает раскрытие (в полемике с Евномием) понятия единосущия , характеризующего полноту, постоянство и совершенство божественного бытия.

Вслед за «Шестодневом» Василия Великого Григорий развивает идею иерархичности сотворенного мира и, переходя к антропологии, говорит, что мир создан ради человека, назначение которого – связывать чувственное и материальное с духовным. Как образ и подобие Бога человек наделен разумом, словом, бессмертной и нематериальной душой (теорию предсуществования душ Оригена Григорий отвергает), свободой воли и совершенным телом. Тело человека не только способствует его разумной жизни (чему служат, напр., прямохождение, руки, органы речи), но и является условием воскресения во плоти, после которого оно преображается. Эсхатологический процесс понимается Григорием как постепенное изживание зла: он говорит о «всеобщем восстановлении» (апокатастасисе). После воскресения и Страшного Суда, когда исчезнет зло и порок, благими станут грешники и сам сатана. В этике Григорий отстаивает учение о произвольности добродетелей: только добровольное следование человека добру может привести к спасению; навязанное не может быть добродетелью.

Наибольшее внимание в сочинениях Григория Нисского уделено проблеме богопознания. Сотворенный по образу и подобию Божьему, человек способен созерцать подобное. Созерцание (θεορία) божественной красоты (для описания ее Григорий часто прибегает к неоплатонической метафорике света) является пределом человеческих устремлений. Но как существо тварное и связанное материальным существованием, человек нередко вытесняет стремление к богопознанию стремлением к благам этого мира. Кроме того, разум человека ограничен, познает гл.о. «существование» вещей (τὸ εἶναι), притом только тех из них, которые в иерархии творения стоят ниже человека, «сущность» же их (οὐσία) недоступна познанию человека, ее ведает только Бог. «Сущность» Бога для человека неизреченна, неописуема, непознаваема и неопределима. Бог познается не по его сущности, но по его действиям (ἐνεργεία) в творении, обозначаемым как «божественные имена»: Вечно Сущее, Благо, Премудрость, Истина и т.п.; они имеют не логический, а символический характер, потому что описывают умную природу, превышающую человеческий разум. «Сущность» Бога нельзя помыслить и выразить словами. Способность человека к богопознанию осуществляется прежде всего в области чистой интуиции и мистического экстаза, непосредственное богопознание может быть даровано в акте любви к Богу, являющейся ответом человека на даруемую Богом благодать и кульминацией добродетельной христианской жизни. Григорий Нисский уподобляет душу зеркалу, в котором, если оно чисто, отражается образ Божий, или глазу, который, если он не замутнен, способен узреть божественную красоту. И подобно тому как глаз способен увидеть самого себя только в зеркале, так и человек способен познать свою душу только отраженной в Боге. От вещей внешнего мира человек обращается к своей душе, где ему открывается, что Бог превыше всякого познания, представления и определения. Восхождение от телесного к бестелесному Григорий Нисский в аллегорической форме описывает в гомилиях на «Екклесиаст» и в «Жизни Моисея», а таинство любви души к Богу – в гомилиях на «Песнь песней».

Оригинальными являются представления Григория Нисского о времени. Время не мера движения тел в пространстве (как учили Аристотель и стоики), не образ вечности в мире множественности (как полагал Плотин), не промежуток между событиями (по Мефодию Олимпийскому), но особое измерение сотворенных вещей, отличающее их от несотворенного Бога.

Богословие Григория Нисского пользовалось авторитетом как в Византии, так и на средневековом Западе. Его произведения переводились в Средние века на латинский, армянский, грузинский, сирийский языки. Гносеология, антропология, эсхатология и мистика Григория Нисского оказали заметное влияние на исихастские споры в Византии в 14 в.

Сочинения:

1. Gregorii Nysseni Opera, 10 vol., 13 partes, ed. W.Jaeger et alii. В., 1921;

2. Leiden, 1952–90;

3. Vie de Moise. P., 1987 (Sch. 1);

4. Homilien zum Hohenlied (griechisch/deutsch). Freiburg, 1994 (Fontes Christiani, Bd. 16. 1–3);

5. в рус. пер.: Творения в 8 т. М., 1861–72;

6. Об устроении человека. СПб., 1995.

Литература:

1. Несмелов В.И. Догматическая система св. Григория Нисского. Казань, 1887;

2. Оксиюк Μ. Φ. Эсхатология Григория Нисского. К., 1914;

3. Janini Cuesta J. La anthropologia y la medicina pastoral de san Gregorio de Nisa. Madrid, 1946;

4. Merki Η. Ομοιωσις θεω. Von der platonischen Angleichung an Gott zur Gottähnlichkeit bei Gregor von Nyssa. Freibourg, 1952;

5. Daniélou J. Platonism et théologie mystique. P., 1954;

6. Volker W. Gregor von Nyssa als Mystiker. Wiesbaden, 1955;

7. Jaeger W. Gregor von Nyssaʼs Lehre vom Heiligen Geist. Leiden, 1966;

8. Mühlenberg E. Die Undendlichkeit Gottes bei Gregors Kritik am Gottesbegriff der klassischen Metaphysik. Gött., 1966;

9. Boer S. De anthropologie van Gregorius van Nyssa. Assen, 1968;

10. Zemp P. Die Grundlagen heilsgeschichtlichen Denkens bei Gregor von Nyssa. Münch., 1970;

11. Cherniss H.F. The Platonism of Gregory of Nyssa. N. Y., 1971;

12. Stritzky M.-B. von. Zum Problem der Erkenntnis bei Gregor von Nyssa. Münster, 1973;

13. Canévet M. Grégoire de Nysse et lʼherméneutique biblique. P., 1983;

14. Balthasar H.U. von. Présence et pensée: essai sur la philosophie religieuse de Grégoire de Nysse. P., 1988;

15. Altenburger M. , Mann F. Bibliographie zu Gregor von Nyssa. Leiden, 1988.

Классификация видов пространственных искусств. Временные, пространственно-временные (синтетические) и пространственные виды искусств. Изобразительное искусство. Станковое, монументально-декоративное и декоративно-прикладное искусство. Технические искусства.

Основные теории происхождения искусства. Магические и мифологические представления как основа возникновения искусства. Социальная функция искусства. Теория художественного инстинкта. Эстетические воззрения И.Канта, Ф. Шиллера и Г.В. Плеханова. Первобытное искусство – формы, функции, специфика.

Искусство древнего Египта – типологическая характеристика, периодизация, основные типы архитектурных сооружений, монументальная и мелкая пластика, скульптурный рельеф и живопись. Каноничность как главное художественное качество искусства Египта. Монументальность формы при чувстве гармоничного равновесия, симметричности пропорций как основополагающие черты египетского искусства. Сакральная значимость иероглифики и ее связь с изобразительными темами. Типология египетской мебели. Выявление специфики формально-образного языка в обозначенных этно - культурных рамках. Использование египетских стилистических признаков в произведениях искусства других исторических эпох.

Периодизация крито-микенской цивилизации (рубеж III-II тыс. до н.э. – XII в. до н.э.). Географические рамки крито-микенской культуры и основные центры ее развития на островах и материке. Позднеминойский период - 1600-1200 гг. до н.э. Своеобразие архитектурной композиции и художественного облика критских дворцов на примере Кносского дворца: вписанность архитектуры в окружающий ландшафт; свободная живописность, асимметричность планировки помещений, чередование открытых дворов с замкнутыми помещениями; сложность маршрута; живописно-декоративный характер интерьера; художественные и тектонические особенности критской колонны. Живописная смена освещенных и неосвещенных пространств как определенная эстетическая концепция, связанная с особенностями ритуально-церемониальной программы дворцового комплекса. Росписи Кносского дворца.

Периодизация искусства Древней Греции. Особенности социально-политической структуры древнегреческого общества. Ментальность и система ценностей греческой культуры (антропоцентризм и т.п.). Роль личности художника в греческом искусстве. Неоднородность греческого искусства для различных регионов античного мира (различия между центрами материковой Греции, между метрополиями и колониями). Искусство гомеровского времени (XI - VIII в. до н.э.). Искусство периода архаики (VIII - VI вв. до н.э.). Искусство периода классики (V - IV вв. до н.э.)

Изменение социальной, этической роли архитектуры как причины появления новых конструктивных решений. Особенность эстетической программы греческой архитектуры. Храм - образ гармонично построенного Космоса, “философия в камне”. Основные элементы архитектурной композиции храма. Типы греческих храмов: храм в антах, простиль, амфипростиль, периптер, диптер, толос. Особенность использования принципа симметрии в греческой архитектуре. Важность пространственно-пластических эффектов в греческой архитектуре. Роль скульптуры в греческом храме. Храм как синтетическая архитектурно-скульптурная программа. Особое значение цвета в архитектуре.

Сложение ордерной архитектуры как системы художественно-выразительного единства несомых и несущих частей. Дорический и ионийский ордера: основные элементы конструкции. Коринфский ордер. Взаимосвязь элементов греческого храма: функциональное значение и образная программа. Понятие архитектоники. Введение системы соразмерности, гармоничности в зрительном восприятии архитектуры. Пропорции греческого храма: продуманность пластического образа. Место ордерной конструкции в мировой истории искусств.

Образ человека как центральная тема греческой пластики. Специфика формально-содержательной структуры в показе мужских и женских образов (куросы и коры). Роль цвета в скульптуре архаики. Постепенная эволюция пластического образа по пути выявления пропорций человеческого тела, интереса к объему в период зрелой архаики. Новое понимание статуарного образа во второй половине VI до н.э.: выразительность силуэта, архитектоника формы, пластическая разработка одежды и мускулатуры. Зарождение и эволюция групповой статуарной композиции (Мосхофор). Скульптурное надгробие. Скульптурное оформление храмов - пластическая передача конкретного мифологического сюжета.

Художественно-образная программа ансамбля Афинского акрополя. Равновесие компонентов композиции - единство свободной компоновки и порядка как в элементах зданий, так и в композиции ансамбля. Соразмерность человеческим масштабам. Своеобразие логики ансамблевой планировки, связанной с маршрутом панафинейских шествий. Основные элементы ансамбля: Пропилеи, храм Ники Аптерос, Парфенон, Эрехтейон. Парфенон как вершина в развитии греческой архитектуры и скульптуры. Эрехтейон: асимметрия планировки как особенность формально-образной структуры. Парфенон и Эрехтейон: гармонический баланс контрастов в передаче органической связи архитектуры и скульптуры в ансамбле Акрополя.

Искусство периода классики (V - IV вв. до н.э.). Стремление воплотить в пластике жизненную убедительность движения как основная задача классики. Новый подход к изображению человека: конкретность пластического образа и показ состояния действия или способности к нему. Ранняя классика - постепенное овладение конкретной передачей пластическими средствами мотива движения (Дельфийский возничий, статуя Посейдона (Зевса),“Тираноубийцы”). Зрелая классика - творчество Мирона (“Дискобол”, Афина и Марсий). Канон Поликлета и его применение в скульптуре. “Дорифор” и система хиазма. Скульптура Фидия (Афина Парфенос, Зевс Олимпийский). Поздняя классика. Новые черты в художественном отражении мира как следствие изменений, вызванных утратой идеалов полиса. Творчество Скопаса - разрушение целостного и гармоничного пластического образа в сторону передачи острых, взволнованных мотивов. (Менада). Аполлон Бельведерский скульптора Леохара. Скульптурное оформление храмов.

Вазопись периода архаики. Расширение сферы используемых сюжетов и форм сосудов как черта архаической вазописи. Чернофигурная вазопись: особенность художественно-содержательной программы. Творчество Экзекия (килик с ладьей Диониса, Ватиканская амфора). Краснофигурная вазопись и ее мастера (Евфроний, Евфимид). Вазопись периода классики. Дальнейшее развитие краснофигурной вазописи (“строгий стиль”). Изысканная линия, передача подвижного покоя, гармоничный баланс в показе мифологического сюжета через реальный, “бытовой” эпизод как основные черты “строго стиля”. Мастер Бриг - килик с изображением последствий пирушки. Особенность формально-образной структуры белофонных лекифов. Фигурные сосуды.

Искусство эллинистического времени. Хронологические и территориальные рамки эллинистической эпохи. Интенсивное развитие всех художественных форм, их связь, как с греческими, так и с восточными принципами искусства. Отказ от эстетического идеала греческого искусства. Утрата архитектурой цельности и органичности содержания и выдвижение на первый план проблемы эмоционального воздействия архитектуры. Тенденция к смешению различных ордеров и их элементов. Алтарь Зевса в Пергаме: особенность художественно-образной программы, пример синтеза архитектуры и скульптуры эпохи эллинизма. Мавзолей в Галикарнассе - композиция сооружения, скульптура Усложнение композиции построек и появление темы напряженного преодоления пути в ансамблях эллинистической архитектуры.

Существование в эпоху эллинизма различных скульптурных школ. Ника Самофракийская и Венера Милосская скульптора Александра: два варианта представления о художественно-содержательной программе эпохи (подчеркнутая чувственность и повышенная драматичность). Появление в эллинистическое время статуй правителей, философов, интерес к возрастным особенностям. Аллегория в эллинистической скульптуре. Лаокоон.

Периодизация искусства этрусков. Этрусская культура как взаимосвязь культур отдельных городов - государств. Религиозные воззрения этрусков и их роль в формировании образной программы этрусского искусства. Основные центры этрусской культуры. Погребальная архитектура. Деление гробниц на основные типы по экстерьеру и интерьеру. Монументальные росписи. Сюжеты росписей этрусских гробниц. Погребальный культ и его влияние на сложение художественно-образной программы этрусских гробничных росписей. Фантастичность композиции и повышенная декоративность цвета. Период архаики (около 600-470 гг. до н.э.) Введение композиции в гробничные росписи и принципа организации пространства (цоколь, сюжетная зона, фронтон, ложная дверь). Развернутые повествовательные циклы, сохранение яркой декоративности цветовой гаммы, использование жесткого контура, статичность, застылость поз, большое количество “пейзажных” тем, возможность тематических вариаций в рамках общей содержательной системы как отличительные черты монументальной живописи эпохи архаики (Гробницы Львиц, Авгуров в Тарквинии). Эпоха классики (около 460-380 гг. до н.э.). Постепенный отход от органического единства живописи и архитектуры, широта палитры, выразительность контура, в конце периода классики - стремление к повышенной декоративности, усложнение композиционных схем, увеличение орнаментальности (Гробница Леопардов, гробница Триклиния). Погребальные урны. От биконических урн типа импасто к этрусским погребальным урнам из Кьюзи (VII- нач. VI вв. до н.э. - крышки, украшенные специально изготовленной бронзовой маской, кон. VI - пер. пол. VI вв. до н.э. - с крышками в виде человеческой головы). Выразительность черт лица и жеста, отсутствие идеализации и своеобразие каждого образа. Урна-канопа, украшенная глиняной маской из Кьюзи, урна-канопа из Сартеано. Слабая расчлененность формы, строгая фронтальность позы, как характерные черты погребальных урн в виде сидящих фигур (Кьюзи, VI в. до н.э.). Появление в кон. VI в. до н.э. нового типа урны в виде прямоугольного ящика с рельефами и его широкое распространение в Этрурии. Формирование в V в. до н.э. урн с изображением возлежащего на ложе умершего и сидящей рядом женской фигуры. Саркофаги. Разработка пластического мотива лежащей фигуры при акценте на тщательное исполнение головы в саркофагах VI до н.э. Саркофаг супружеской четы из Черветери. Вторая половина VI в. до н.э. - новый тип саркофага с плоско лежащими на крышке фигурами. Саркофаг с изображениием умершей четы на крышке из Бостонского музея. Разработка в течении III в. до н.э. единого типа (общего для урн и саркофагов) в виде ящика, украшенного рельефами и изображением пирующего умершего, постепенный рост внимания к портретным чертам.

Периодизация древнеримского искусства. Искусство Древнего Рима периода Республики. Древнейшая (VIII -V вв. до н.э.) и республиканская (V в. до н.э.-I в. н.э.) эпохи как периоды становления римского искусства. Отличное от греков, “римское“ понимание ордера: ордер как рама, оформляющая архитектурное пространство, система наложенного ордера. Применение арки и свода. Иное идейное содержание архитектуры: грандиозность, масштабность, прославление величия империи и императора, монументальность, большой пространственный размах, стандартизация элементов архитектуры и декора. Формирование в эпоху Республики основных типов сооружений: форумы, базилики, храмы, термы, театры, жилая архитектура - виллы. Использование техники бетона. Применение ордерной аркады как функциональное и художественное решение. Искусство Римской империи.Важность для архитектуры империи проблем эволюции основных типов архитектурных сооружений. Формирование римской триумфальной арки и ее художественно-образная структура. Широкое распространение римской архитектуры по всей территории империи.

Раннереспубликанский портрет - ведущий жанр изобразительного искусства Рима. Выработка основных типов портретов: бюст, стоящие статуи ораторов, полководцев. Соотношение индивидуального и типического: четкая конструктивность пластического объема, точность в изображении реальных деталей. “Оратор”, портрет Брута. Эволюция портрета от Ранней и зрелой республики к Поздней республике, переход к портретам политических деятелей, выход личности изображаемого за рамки республиканских представлений. Портрет Юлия Цезаря.Портрет Августа из Прима Порто - “программный” характер парадных статуй, идеализация личности под влиянием новых эстетических норм, официальное направление в римском скульптурном портрете. Многообразие направлений в развитии скульптурного портрета, постепенная замена идеализирующей трактовки более точной передачей черт лица и характера человека. Время домината - эпоха глубокого кризиса античных пластических форм. Переход к уплощенной форме, постепенный отказ от объема, часто застылость, схематизм и гипертрофия в передаче черт лица, перенос интереса исключительно в область передачи внутреннего состояния и потеря художественного единства образа. Портрет Константина.

Живопись. I Помпеянский стиль (II в. до н.э. - 80-ые гг. I в. до н.э.) - слитность росписи с пластикой архитектурных элементов, подчеркивание конструктивности формы, преобладание теплых тонов (красного, коричневого, желтого). II Помпеянский стиль (80-15 гг. до н.э.) - большая иллюзорность, принципиально новое понимание архитектурно-живописного образа и соотношения интерьера с окружающим здание пространством, прорыв стены (введение иллюзорных архитектонических элементов, использование видов природы). Вилла Мистерий в Помпеях. Росписи III Помпеянского стиля (15-г. до н.э. - 50 -е гг. н.э.)- отказ от декораций, нарушавших плоскость стены, интерес к торжественной статике, включение клейм с пейзажными видами, натюрмортами, портретами. Крупные композиции сюжетного характера. Альдобрандинская свадьба. Четвертый помпеянский стиль - использование приемов иллюзорного прорыва пространства, фантастических архитектурных композиций, динамичность, выбор в сюжет напряженных, драматических композиций, тяготение к пространственной широте. Росписи дома Веттиев, Золотого дома Нерона.

Программа Колизея: предельная простота и экономичность конструкции, замкнутость, отгороженность объемов и в силу этого интерес к внутреннему пространству, система ордерной декорации (наложенный ордер, применение одновременно всех трех ордерных систем, использование большого ордера) для различного осмысления и эмоционального восприятия ярусов. Широкое использование ордерной аркады, пластических элементов для оживления архитектурной массы стены. Колизей как самое значительное сооружение I в. н.э.

Пантеон - как наивысшее выражение инженерной и архитектурной мысли античного Рима. Художественно-образная программа Пантеона: пример перекрытия большепролетного купольного пространства, приоритет в развитии интерьерного пространства.

Периодизация искусства Древней Руси. Влияние Византийской культуры и искусства. Формирование композиции крестовокупольного храма. Отличительная черта искусства домонгольской поры – монументализм форм (храм Софии Киевской и Софии Новгородской). Одноглавные четырехстолпные храмы Новгорода и Москвы. Храмы с зальным пространством интерьера (Московский Успенский собор). Шатровое зодчество (церковь Вознесения в Коломенском).

Развитие местных художественных центров Древней Руси в XIII - XIV вв. Архитектура Новгорода XIV в. Приходская церковь как новый вид храма (первая из этой серии церковь Спаса на Нередице). Влияние изменения материала и строительной кладки на композицию и внешний облик храмов. Церкви Спаса на Ковалеве, Успения на Волотовом поле, Спаса Преображения на Ильине улице. Монументально-декоративное убранство храмов – сюжеты и символика. Фрески Феофана Грека.

Венец – основной конструктивный элемент в деревянном сооружении русского зодчества. Каноническая схема, лежащая в основе композиции деревянного храма. Трехчастная форма простейшего клетского храма (церковь Лазаря XVI века). Восьмерик – новый плановый прием в архитектуре. Появление восьмериковой церкви с четырьмя прирубами. Ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера. Шедевр деревянного зодчетва XVII века – двадцатидвухглавая Преображенская церковь.

Четырехугольный бревенчатый сруб – основа деревянных построек. Простейшая форма жилья с печью – изба. Особенности освещения. Композиция традиционного русского жилища, применение принципа разделения на отдельные части и модульного построения. Комбинация жилой и хозяйственной зон. Эволюция жилища городского типа в XVI – XVII веках. Связь с природным окружением и сезонное использование некоторых помещений. Различное назначение палат. Формирование теремного ансамбля построек. Деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском.

Значение монастырей в государственной и социальной жизни Московской Руси XIV – XVII веков. Влияние Сергия Радонежского на развитие православия. Формирование нового типа монастыря с общежитийным уставом. Троице-Сергиева Лавра как центр православной философии и национальной культуры. Участие монастырей в освоении и укреплении рубежей Северо-Восточной Руси. Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Соловецкий, Валаамский, Мирожский и другие монастыри. Творческая деятельность Андрея Рублева и Дионисия. Развитие книжной миниатюры.

Формирование художественных школ русских земель. Язык и содержание иконы. Иконопись – основной вид изобразительного искусства. Новгородские иконы XIII-XV вв. Лаконичность и простота композиции, точность рисунка, красочный колорит, неповторимая трактовка изображений. (Чудо Георгия о змие; Чудо о Флоре и Лавре). «Житийные» иконы. Иконы «северного письма». Псковские иконы XIII-XV вв. Монохромная палитра, тяжеловесные фигуры, контрастная гамма. Московские иконы XIV - XV вв.

Андрей Рублев. Биографические данные. Работа в Благовещенском соборе Московского Кремля. Творческая школа Феофана Грека. Участие в формировании композиции православного «высокого» иконостаса. Фрески и иконостас Успенского собора во Владимире. «Звенигородский чин». Икона «Троица» - взаимосвязь авторского замысла и оригинальной композиции. Влияние Андрея Рублева на Московскую школу иконописи.

Определение места декоративно-прикладного искусства в русской художественной культуре. Отражение процесса развития национальных форм культуры в истории декоративно-прикладного искусства. Традиции обработки материалов в художественном ремесле. Художественное ремесло Владимиро-Суздальского княжества. Культурные связи с Византией и Западной Европой. Соединение художественного ремесла с архитектурой, резьба по белому камню. Развитие ковки, чеканки, литья. Техника "огневого золочения". Художественное ремесло Новгорода. Эмаль, чеканка, резьба по дереву, камню, кости. Плетеный орнамент в новгородском ремесле. Памятники золотого и серебряного дела XI-XII вв. и новгородской школы древнерусского шитья. Декоративно-прикладное искусство Московского государства в XIV-XVI вв. Ювелирное дело. Лицевое шитье Москвы и Новгорода. Мастерские Троице-Сергиева монастыря и школа миниатюрной резьбы по дереву и кости. Резьба по дереву в церковной утвари и храмовом убранстве. Керамика: распространение ножного гончарного круга, появление новых типов красноглиняной посуды. Искусство XVI века. Первые сведения о царских мастерских в Кремле. Сложение общих стилевых тенденций в декоративно-прикладном искусстве Москвы. Лицевое шитье, влияние иконописной школы Дионисия. Шитье середины и второй половины XVI в. Ювелирное дело (скань, эмаль по скани, чеканка и резьба по серебру, чернь по золоту). Серебряное дело Новгорода, Сольвычегодска, Вологды. Резьба по дереву. Развитие сквозной и рельефной резьбы. Растительный («травный») орнамент в резьбе и росписи по дереву. Связь росписи по дереву с развитием иконописи и книжного искусства. Области ее применения (внутреннее убранство, украшение иконостасов, мебели, церковной утвари, ларцов, сундуков, деревянной посуды). Ажурная и рельефная резьба по кости. Чернолощеная и мореная керамика. Применение ангоба и глазури. Появление архитектурной керамики. Медное литье и кузнечное дело.

Барокко - система художественного видения и стиль. Особая форма синтеза искусств, основанного на взаимопроникновении и переходе одних видов искусства в другие. Зрелищность, театральность. Итальянское барокко – зарождение и формирование стилистических особенностей. Архитектура римского барокко – характеристика, мастера, памятники. Бернини и Борромини. Монументальная и станковая живопись эпохи барокко – направления и мастера. Развитие жанров. Караваджо. Итальянская скульптура эпохи барокко – мастера и памятники. Бернини. Грандиозность масштабов, роскошь материалов, декоративная яркость, разнообразие решаемых задач и жанровое богатство итальянского барокко. Основные черты стиля барокко - слитность текучих, сложных, обычно криволинейных конструкций, богатство интерьера, декоративность композиции.

Варианты ар-нуво в разных национальных школах. Общие и специфические черты архитектуры модерна в разных странах. Национальные школы и мастера (Уильяма Морриса, Виктор Орта, Анри ван де Вельде, Антонио Гауди,). Русская школа модерна (Федор Шехтель). Живопись ар - нуво. Модерн (Ар – нуво) – характеристика стиля. Путь от эклектики к архитектуре ар-нуво. Сохранение значения исторических стилей; формирование оригинальных принципов формотворчества. Значение индивидуальной манеры архитектора и специфики национальных традиций. Варианты отказа от конструктивного значения ордерной системы. Основные характеристики стиля: асимметрия, уход от жесткой взаимообусловленности логик построения экстерьера и интерьера, значение и функции орнаментально-декоративных элементов, сочетание разнородных материалов, роль цвета, символический язык форм, функциональность внутреннего пространства. Многообразие направлений внутри ар-нуво.

1. Значение культуры в развитии человечества

Экономика, политика и культура – это три основные сферы, без одновременного продвижения в которых общество не может успешно развиваться.

На любом этапе своего существования культура не просто находится рядом с другими сферами жизни человек, но входит во все сферы, проявляя себя в политической деятельности, в отношении к труду, в искусстве, научных исследованиях. Делая ключевые ценности, жизненные цели человека, культура передает от поколения к поколению эту своеобразную аксиологическую эстафету. Именно в этом состоит эта роль.

3. Значение культуры доклассового общества

Первобытная культура играла значительную роль в последующем развитии человечества.

Именно с этого культурно-исторического периода начинается история человеческой цивилизации, формируется человек, возникает общество, зарождаются такие формы человеческой духовности, как религия, мораль, искусство.

4. Основные характерные черты культуры Египта

Основные особенности культуры: иероглифическое письмо, художественный стиль, религиозные представления и культ мертвых. Характеризуется особым вниманием к внутреннему миру человека, точным изображением драматизма жизненных переживаний.

Литературные памятки: «Тексты пирамид», «Книга мертвых», «Тексты саркофагов», «Песня арфиста».


5. Античная мифология в мировой культуре

Писатели, художники различных европейских стран стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии. Изображению мифических сюжетов и божеств посвящены некоторые произведения выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения -

Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры), Сандро Боттичелли (картины “Рождение Венеры”, “Весна”), Тициана (картина “Венера перед зеркалом”) и др. Из образов древнегреческой мифологии взял сюжет для своей замечательной статуи Персея выдающийся итальянский скульптор Бенвенуто Челлини.

На сюжеты, заимствованные из греческой мифологии, написана пьеса В.

Шекспира “Троил и Крессида”, поэма “Венера и Адонис”. Имена мифологических героев встречаются и во многих других произведениях

Шекспира. Скульптурными группами, созданными на сюжеты древнегреческой мифологии,

украшены многие замечательные здания, построенные в Москве и Петербурге в XVII-XIX вв.

6. Основные характерные черты культуры Греции

Греческая культура вышла на арену истории раньше римской и развивалась на территории, занимавшей южную часть Балканского полуострова, а также побережья Малой Азии, Эгейского и Ионического морей и прилегающие к ним острова. Причем исследователи отмечают, что цивилизация на греческой почве зарождалась как бы дважды с достаточно большим временным разрывом.

Греки активно перенимали научные и технические достижения других народов. Поэтому всю историю Древней Греции сейчас принято делить следующим образом:

I. Эпоха крито-микенской или дворцовой цивилизации (III-II тысячелетия до н.э.);

II. Гомеровские ("темные") века (ХI-IX);

III. Эпоха собственно античной цивилизации:

1. архаический период (VIII-VI - время становления Эллады, формирования полисов (городов-государств);

2. классический период (V-IV вв. до н.э.) - пора наивысшего расцвета древнегреческой культуры, развития демократии;

3. эллинистический период (IV-I вв. до н.э.)- завершение развития культуры Древней Греции, утрата ею политической самостоятельности.

7. Художественная культура классической Греции

В это время расцветает греческий театр и творчество Эсхилла, Софокла и Еврипида. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Греческая трагедия в образах мифов отразила борьбу народа с внешними врагами, за политическое равенство и социальную справедливость.

Архитектура V в. до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами. Ведущее место занимают храмы дорического ордера. Героический характер искусства классики особенно ярко проявляется в скульптурных украшениях дорических храмов, на фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора статуи. Сюжеты для скульптурных произведений ваятели черпали из мифологии. ифагор Регийский (480-450). Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновенье), он мощно содействовал развитию реалистического искусства ваяния. Современники восхищались его находками, жизненностью и правдивостью образов. Но, конечно, немногие дошедшие до нас римские копии с его работ (как, например, «Мальчик, вынимающий занозу». Рим, Палаццо консерваторов) недостаточны для полной оценки творчества этого смелого новатора.

Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый «Дискобол», известный нам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ.

Для греческого живописца реалистическая передача природы стала первоочередной задачей. Знаменитому художнику Полигноту (работавшему между 470 и 440 гг.) принадлежит в этой области новшество, ныне представляющееся нам, возможно наивным, но которое произвело тогда революцию в живописи.


... »16. В основе этих теорий лежит идея, что художественный мир, созданный одним народом, непонятен другому, что он недоступен в силу психологических и исторически преград. История развития музыкальной культуры Хакасии полностью доказывает несостоятельность этих взглядов. Не изобретая сугубо национальных жанров хакасской оперы, хакасского балета или симфонии, но, будучи обогащенной известным опытом...

Примерно 10% российских научных работ являются конкурентоспособными на мировом рынке научной продукции. 4. Художественная и духовная жизнь страны в 80-90-е годы За годы перестройки произошли принципиальные изменения во взаимоотношениях художественной культуры с властью и обществом. С одной стороны, литература и искусство избавились от идеологического диктата, с другой – художественные...

Перераспределение властных полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации, социально-экономические изменения последнего десятилетия. В результате этих процессов повысилась роль региональных (субъектов Федерации) и муниципальных бюджетов в жизнеобеспечении деятельности учреждений культуры и искусства. За последнее десятилетие доля финансовых поступлений из региональных бюджетов на...

Подтверждали бы не только развитие культуры и искусства в древности и античности, но и конкретно указывали бы на развитие физической культуры в период от 15000 лет до н.э. до VI века н.э. 1. Отражение развития физической культуры в искусстве древних в период от 15000 лет до н.э. до VI века н.э. 1.1 Археологические находки, подтверждающие развитие физической культуры до V тысячелетия до...

1. Значение культуры в развитии человечества

Экономика, политика и культура это три основные сферы, без одновременного продвижения в которых общество не может успешно развиваться.

На любом этапе своего существования культура не просто находится рядом с другими сферами жизни человек, но входит во все сферы, проявляя себя в политической деятельности, в отношении к труду, в искусстве, научных исследованиях. Делая ключевые ценности, жизненные цели человека, культура передает от поколения к поколению эту своеобразную аксиологическую эстафету. Именно в этом состоит эта роль.

3. Значение культуры доклассового общества

Первобытная культура играла значительную роль в последующем развитии человечества.

Именно с этого культурно-исторического периода начинается история человеческой цивилизации, формируется человек, возникает общество, зарождаются такие формы человеческой духовности, как религия, мораль, искусство.

4. Основные характерные черты культуры Египта

Основные особенности культуры: иероглифическое письмо, художественный стиль, религиозные представления и культ мертвых. Характеризуется особым вниманием к внутреннему миру человека, точным изображением драматизма жизненных переживаний.

Литературные памятки: Тексты пирамид, Книга мертвых, Тексты саркофагов, Песня арфиста.

5. Античная мифология в мировой культуре

Писатели, художники различных европейских стран стали брать сюжетами своих произведений эпизоды из древнегреческой мифологии. Изображению мифических сюжетов и божеств посвящены некоторые произведения выдающихся итальянских художников эпохи Возрождения -

Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры), Сандро Боттичелли (картины “Рождение Венеры”, “Весна”), Тициана (картина “Венера перед зеркалом”) и др. Из образов древнегреческой мифологии взял сюжет для своей замечательной статуи Персея выдающийся итальянский скульптор Бенвенуто Челлини.

На сюжеты, заимствованные из греческой мифологии, написана пьеса В.

Шекспира “Троил и Крессида”, поэма “Венера и Адонис”. Имена мифологических героев встречаются и во многих других произведениях

Шекспира. Скульптурными группами, созданными на сюжеты древнегреческой мифологии,

украшены многие замечательные здания, построенные в Москве и Петербурге в XVII-XIX вв.

6. Основные характерные черты культуры Греции

Греческая культура вышла на арену истории раньше римской и развивалась на территории, занимавшей южную часть Балканского полуострова, а также побережья Малой Азии, Эгейского и Ионического морей и прилегающие к ним острова. Причем исследователи отмечают, что цивилизация на греческой почве зарождалась как бы дважды с достаточно большим временным разрывом.

Греки активно перенимали научные и технические достижения других народов. Поэтому всю историю Древней Греции сейчас принято делить следующим образом:

I. Эпоха крито-микенской или дворцовой цивилизации (III-II тысячелетия до н.э.);

II. Гомеровские ("темные") века (ХI-IX);

III. Эпоха собственно античной цивилизации:

1. архаический период (VIII-VI - время становления Эллады, формирования полисов (городов-государств);

2. классический период (V-IV вв. до н.э.) - пора наивысшего расцвета древнегреческой культуры, развития демократии;

3. эллинистический период (IV-I вв. до н.э.)- завершение развития культуры Древней Греции, утрата ею политической самостоятельности.

7. Художественная культура классической Греции

В это время расцветает греческий театр и творчество Эсхилла, Софокла и Еврипида. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Греческая трагедия в образах мифов отразила борьбу народа с внешними врагами, за политическое равенство и социальную справедливость.

Архитектура V в. до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами. Ведущее место занимают храмы дорического ордера. Героический характер искусства классики особенно ярко проявляется в скульптурных украшениях дорических храмов, на фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора статуи. Сюжеты для скульптурных произведений ваятели черпали из мифологии. ифагор Регийский (480-450). Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновенье), он мощно содействовал развитию реалистического искусства ваяния. Современники восхищались его находками, жизненностью и правдивостью образов. Но, конечно, немногие дошедшие до нас римские копии с его работ (как, например, Мальчик, вынимающий занозу. Рим, Палаццо консерваторов) недостаточны для полной оценки творчества этого смелого новатора.

Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый Дискобол, известный нам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ.

Для греческого живописца реалистическая передача природы стала первоочередной задачей. Знаменитому художнику Полигноту (работавшему между 470 и 440 гг.) принадлежит в этой области новшество, ныне представляющееся нам, возможно наивным, но которое произвело тогда революцию в живописи.

8. Особенности




Top