Избушка военного совета где находится. Кутузовская изба

После победы над казанскими татарами на Свияге в 1524 году великий князь Василий Иванович приступил к постройке монастыря, исполняя свой благочестивый обет. Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь был основан им за посадом над Москвою рекою, в Хамовниках, на Девичьем поле. Он ввел в нем общежительный устав и собрал в обитель множество инокинь «девическаго чину», а начальницею над ними поставил благоверную и благочестивую схимонахиню Елену (Девочкину).

Преподобная Елена родилась в 1450-1460-х годах в городе Суздале, предположительно в семье тысячника III статьи Семена Никитича Девочкина. По некоторым сведениям, в крещении она могла быть названа Агриппиной. Благодаря своему знатному происхождению, она получила хорошее образование, что позволило ей самостоятельно изучать не только Священное Писание, но и творения святых отцов. Будущая подвижница укреплялась духовно, а впоследствии стала достойной наставницей, «вождем ко спасению известным» для многих сестер обители, где Господь определил ей нести настоятельское послушание.

Суздальский Покровский монастырь неоднократно посещал великий князь Василий III, который, вероятно, обратил внимание на монахиню Елену, выделявшуюся среди сестер не только своими духовными качествами, но и хозяйственными способностями.

В этом монастыре подвижница приняла монашеский постриг с именем Елена. Продолжая свой путь служения Господу, духовно возрастая в страхе Божием и смирении, мать Елена приняла великую схиму, дав более строгие монашеские обеты. Она отошла от хозяйственных дел по монастырю, чтобы всецело отдаться молитвенному деланию, но Промысл Божий судил ей иное.

Новодевичьим новый московский монастырь был назван потому, что на Остоженке некогда был известен Алексеевский девичий монастырь (ныне Зачатьевский), основанный святителем Алексием и его родными сестрами - преподобными игуменией Иулианией и монахиней Евпраксией; он был первым девичьим (Стародевичьим) монастырем на Москве. Некоторые производят название Новодевичьего монастыря от его местоположения на Девичьем поле или от фамилии первой игумении Девочкиной, но на самом деле наименование обители говорит лишь о том, что ее насельницами становились не женщины, а инокини «девическаго чину», и подвизались они в обители Пресвятой Богородицы, Которая, по слову акафиста, есть «стена девам».

В 1524 году схимонахиня Елена была назначена настоятельницей и строительницей новой обители. В этот монастырь матушка Елена приехала не одна - из Суздальского Покровского монастыря с ней были переведены Софья Каурова и Феофания, выполнявшие послушания келаря и казначеи, а с ними прибыли еще 18 стариц. Эти опытные монахини и стали духовной основой новой московской обители.

На долю настоятельницы выпали все хозяйственные хлопоты по строительству и благоустройству монастыря, в который стали поступать девицы из знатных княжеских и боярских родов. Схиигумения Елена установила строгий порядок, исключавший какие-либо снисхождения к родовитым насельницам.

Преподобная Елена несла игуменство в течении 22-х лет, а когда по старости она уже не могла исполнять свои обязанности, ей помогала мать Евникия. Однако духовное руководство сестрами преподобная игумения осуществляла до конца своих дней. Незадолго до кончины она написала духовную грамоту с наставлениями о монашеском житии. В ней отразилось истинное благочестие, мудрость и забота о спасении сестер обители. 18 ноября 1547 года преподобная матушка мирно отошла ко Господу и была похоронена у юго-восточной стены алтаря Смоленского собора.

Сохранились предания о том, как преподобная Елена со своими сестрами зримо являлась в тяжелые времена на церковной паперти или монастырских стенах и молилась за обитель. С просьбами о помощи к ней обращались многие поколения насельниц, притесняемых и обижаемых своими наставницами. Так однажды преподобная Елена явилась Московскому архипастырю и просила его заступиться за безвинно страдающих монахинь, назвав их по именам. На следующий день архипастырь приехал в Новодевичий монастырь и обнаружил названных инокинь заключенными в одном из подвалов. Он приказал освободить их и строго наказал игумению.

Приглашаем вас на экскурсию из цикла "СВЯТЫЕ ЖЕНЫ МОСКОВСКИЕ ".

Эта программа будет проходить в Нововодевичьем монастыре и Марфо -Мариинской обители .

В экскурсии будут представлены жизнеописания и подвиги Преподобной Елены (Девочкиной) и Преподобномучениц вел. кн. Елисаветы Федоровны и инокини Варвары.

Святые Жены Московские… Их не так много, но тем и ценнее для нас все те сведения о них, которые донесла до нас история женской святости.

Несомненно, для женщин наиболее понятными будет жизнь тех, кто стоит к ним ближе как по достоинствам, так и по немощам женского естества. Святые Жены в этом естестве прошли свой путь ко спасению во Христе и святости в Боге.

Новодевичий монастырь основан великим князем Василием III в 1524 году в память о возвращении Смоленска в состав Русского государства. Есть мнение, что название обители может происходить от фамилии ее первой игумении – Елены Девочкиной. О ней сохранилось мало сведений. Известно,что она родилась в семье тысячника Семена Никитича Девочкина и, благодаря знатному происхождению, получила хорошее образование. Будущая подвижница укреплялась духовно, а впоследствии стала достойной наставницей, “вождем ко спасению известным” для многих сестер обители, где Господь определил ей нести настоятельское послушание, которое она исполняла в течение 22 лет. Незадолго до кончины она написала духовную грамоту с наставлениями о монашеском житии. В ней отразились благочестие, мудрость и забота о спасении сестер обители.

Сохранились предания о том, как прп. Елена со своими сестрами зримо являлась в тяжелые времена в монастыре и молилась за обитель.

Преподобномученица Елисавета Федоровна была внучкой английской королевы Виктории. Блестящая красавица, выйдя замуж за брата императора Александра III, она после назначения мужа на пост московского генерал-губернатора, стала не только первой дамой Москвы, но и первой благоворительницей. Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома престарелых и тюрьмы, великая княгиня видела много страданий и усердно старалась помочь ближним.

5 февраля 1905 года от взрыва бомбы, брошенной террористом Каляевым, погиб ее супруг, великий князь Сергей Александрович. Оставшись вдовой, великая княгиня приняла решение посвятить свою жизнь Богу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Так возникла Марфо -Мариинская обитель милосердия.

После революции великая княгиня была арестована и сослана в Алапаевск. В ночь на 5 июля 1918 года, преподобномученица Елисавета Федоровна вместе с великими князьями и своей верной келейницей инокиней Варварой , не оставившей Елисавету Федоровну до самой смерти, были живыми сброшены в заброшенную шахту.

В настоящее время нетленные мощи святых преподобномучениц почивают в Иерусалиме в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.

Два святых места: Новодевичий монастырь и Марфо-Мариинская обитель.

И три святые женщины: прп. Елена (Девочкина), преподобномученицы Елисавета Федоровна и инокиня Варвара, вошедшие в Собор Московских святых, которым теперь можно помолиться о нашем спасении…

Происходила из рода служилых землевладельцев, помещиков Галичского, Нижегородского и Суздальского уездов. Учитывая, что в «Дворовой тетради» середины XVI века. Девочкины фигурируют лишь по Суздальскому уезду, очевидно, что эта ветвь рода обладала более высоким общественным статусом, чем и объясняется постриг Елены в суздальском Покровском монастыре , состоявшем под покровительством великокняжеской семьи. Возможно, монашеские имена родителей Елены приведены в начале поминания ее рода в синодике Новодевичьего монастыря: инок Сергий и инокиня Таисия. Предположение, что отцом святой был тысячник третьей статьи по Москве, дворовый сын боярский по Суздалю Семен Никитин, сын Девочкин , маловероятно. Во вкладной книге Новодевичьего монастыря отмечено поминание Ивана Девочкина под 31 января и под 20 июля за вклад 50 р., в синодике монастыря приводится поминание рода Анисии Девочкиной ; определить даты жизни и степень родства этих лиц с Еленой не представляется возможным. В миру прп. Елена могла носить имя Агриппина, поскольку память Елены указывается во вкладной книге Новодевичьего монастыря под 23 июня - на память мц. Агриппины Римляныни . Впрочем, не исключено, что имя Агриппина святая получила при постриге, а Елена - это имя преподобной в схиме.

Наиболее ранние достоверные сведения о Елене (Девочкиной) относятся к весне года, когда она вместе с 18 монахинями суздальского Покровского монастыря перешла в Новодевичий монастырь , основанный по обету вел. кн. Московским Василием III Иоанновичем . В духовной грамоте прп. Елены об этом сообщается следующим образом: вел. князь "взял меня из обители Пречистые Богородицы честнаго и славного ее Покрова ис Суздаля не моим хотением, но Божьим изволением с вами, моими госпожами, и служебники и приказал монастырь ведати мне, да со мною Софье Ковурове, да Феофане". Причина основания новой обители вел. князем раскрывается в его словах, обращенных к инокиням: "Молите Господа Бога о чадородии" , т. е. о даровании наследника . Две ближайшие помощницы Елены (Девочкиной) также упоминаются в монастырском синодике как схимонахини Феофания и София . Родственники Софии (Ковуровой (Кауровой)) Иван Иванович, Юрий и его супруга Евпраксия Кауровы являлись вкладчиками Новодевичьего монастыря . Поминальный вклад в 80 р. по скончавшемуся ок. 21 июля 1538 г. Юрию, сделанный в Троице-Сергиев монастырь его племянником, был дополнен 1 ноября того же года 20 р. Еленой (Девочкиной) для «вечного» поминания усопшего . Феофания находилась с Елены (Девочкиной) до кончины последней и упомянута в ее духовной грамоте во главе монастырских стариц.

В связи с гибелью ранних документов архива Новодевичьего монастыря (очевидно, во время набега крымского хана Девлет-Гирея и пожара Москвы в мае 1571) мы не располагаем точными данными ни о времени, в течение которого Елена (Девочкина) управляла монастырем, ни о ее сане, ни о составе монастырских земельных владений в тот период. Некоторые данные позволяют считать, что во второй половине 1520-х - 1540-х годов монастырские вотчины располагались в Бежецком Верхе, во Владимирском, в Дмитровском, в Кашинском, в Клинском, в Московском, в Рузском уездах .

Незадолго до кончины Елена (Девочкина) по благословению Московского митр. Макария составила завещание (духовную грамоту), содержащее важные биографические сведения о самой составительнице, уникальные сведения по начальной истории монастыря. Елена Московская упоминает о своей слепоте и глухоте, о множестве "всяких немощей", постигших ее в старости. Ко времени составления духовной Елена уже не возглавляла обитель (в документе упом. игум. Евникея), но, безусловно, пользовалась большим авторитетом. Завещание Елены (Девочкиной) является своего рода уставом для насельниц Новодевичьего монастыря, созданным, как указано в духовной, «советом» вел. кн. Василия III. По-видимому, положение настоятельницы в аристократической обители было нелегким. Как следует из духовной, родственницы монахинь - «кнеини» и «боярыни» - стремились подолгу оставаться в обители, сохраняя мирской образ жизни - с прислугой, неуставными трапезами. Елена (Девочкина) выступает как сторонница строгого общежития, в духовной она запрещает мирянкам жить в монастыре, монахиням не разрешает держать прислугу, иметь в кельях еду и напитки. В борьбе со злоупотреблениями святая, по-видимому, опиралась на поддержку первосвятителя Русской Церкви (его имя она трижды упоминает в завещании) и вел. князя. О существовании духовной близости между Еленой (Девочкиной) и Василием III свидетельствует ее завещание, где упоминаются "слезы, и моление теплое, и горькое воздыхание" вел. князя, горевавшего об отсутствии наследника. Молодого царя Иоанна IV Васильевича Елена (Девочкина) характеризовала монахиням как "пастыря, и кормителя, и промышленника во всем". В духовной приведены цитаты из Свящ. Писания, святоотеческих творений, Скитского патерика, что характеризует Елену как начитанного человека. Святая является одним из адресатов послания прп. Максима Грека "честным рабам и угодницам Христу Исусу Богу нашему игуменье Евникее и инокиням Елене, Анастасии и Феофании" . В письме, отправленном ок. 1547 года, прп. Максим благодарит монахинь за оказанную ему материальную помощь и дает духовные наставления.

Преподобная Елена скончалась 18 ноября года и была похоронена у северной стороны алтаря монастырского Смоленского собора.

В первой половине XIX века в алтарную стену собора перед гробницей была вставлена каменная плита с памятной надписью, сохранившаяся до настоящего времени. В конце XVII века над надгробными плитами Елены (Девочкиной) и Феофании (скорее всего прибывшей вместе с преподобной из Покровского монастыря) была установлена часовня, перестроенная в 1720-1722 гг. После уничтожения кладбища и перепланировки монастырской территории в кон. 1920-х - нач. 1930-х годов могильный камень с именем Елены (Девочкиной) приблизительно указывает первоначальное место ее захоронения.

Преподобная Елена издревле почиталась в Новодевичьем монастыре . "Година Олене Девочкине, первой начальной строитель", "память старице Елене Девочкине, первоначальной во обители Пречистые Богородицы" и ее роду были записаны во вкладной книге Новодевичьего монастыря 1674/75 г. и в монастырском синодике 1705 года. К началу XVIII века относятся свидетельства общерусского почитания Елены (Девочкиной). Она прославляется в "Похвале русским святым" (первая четверть XVIII в.): "Преподобная Елена, московская игуменья, всеизрядная учительница девственного чина, вождь ко спасению известна" . В «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.) о св. Елене сообщается: "Преподобная мати Елена, игуменья Новодевичья монастыря, преставися в лето 7056 месяца ноября в 18 день" (С. 75).

Торжество возобновления почитания Елены (Девочкиной) состоялось в Новодевичьем монастыре 10 августа года, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери. После литургии, совершенной в Смоленском соборе патриархом Московским и всея Руси Алексием II , прозвучали новосоставленные тропарь и кондак преподобной. В монастырской иконописной мастерской написан новый образ святой.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

От юности Христа возлюбившая, / преподобная мати наша Елено, / святых отцев заветы исполняя, / житие монашеское во обители Пречистыя Одигитрии устроила еси, / страх Божий и любовь нелицемерную стяжала еси, / моли человеколюбца Христа Бога / о чадех твоих, к тебе усердно притекающих / и заступления твоего просящих, // грехов оставления нам даровати.

Кондак, глас 2

Во плоти Ангел, образ целомудрия и смирения / во обители Новодевичей показалася еси, / молитвенница изрядная и чудотворица, / преподобная мати Елено, / всем притекающим к тебе отрадо и в скорбех утешение. / Чадолюбивая наша мати, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Иконография

О традиции изображения преподобной Елены упомянуто в иконописном подлиннике XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову, под 18 ноября: "Подобием аки Евдокия, ризы преподобническия, исподняя зеленая" ; в рукописи кон. XVIII в. она тоже уподобляется прмц. Евдокии . В часовне над могилой Елены в Новодевичьем монастыре находилась икона (вероятно, 60-х гг. XVII в.), где под Смоленским образом Божией Матери на фоне церкви были изображены в молении Елены («бывшая сия пречистыя обители начальница») и мц. Гликерия.

Елена Московская представлена на прориси, выполненной ок. 1902 г. иконописцем В. П. Гурьяновым с иконы «Спас Смоленский, с Московскими святыми» второй половине XVII века из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве (местонахождение оригинала неизв.), - оглавно, в правой части над образами блгв. князей, в округлом клобуке или в плате, на нимбе надпись: "Пр Елена". Предположительно образ прп. Елены помещен в верхнем ряду группы избранных рус. святых (в т. ч. Московских), предстоящих Пресвятой Богородице с Младенцем, на прориси с иконы XVII в. («Моление о народе»).

Сохранилась икона последней четверти XIX - начале XX века (ГИМ), написанная в живописной манере в мастерской Новодевичьего монастыря, на которой прп. Елена представлена вместе со схим. Домникой и с послушницей Феофанией - в центре, в рост, в схиме, с куколем на голове, руки сложены крестообразно на груди, на правой - четки; в облаках - благословляющий Иисус Христос .

В составе Собора русских святых прп. Елена показана на иконах поморского извода в правой группе мучеников, блгв. князей и св. жен: в куколе, крайней справа после блгв. кн. Евдокии (Евфросинии) Московской - на иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК); на образе 1814 г. письма Петра Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА ; на иконе 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского района Архангельской обл. надпись не сохранилась . Оплечный образ прп. Елены также введен в верхний ряд св. жен в правой княжеской группе на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР), надпись: «п Елена мос(к).».

Прп. Елена Московская изображена на хромолитографии «Собор святых жен, просиявших в Русской земле» второй половины XIX века из церкви во имя ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге (обретена в 2002 в дер. Дмитриево Череповецкого района Вологодской обл., на берегу Рыбинского водохранилища, возможно, происходит из Леушинского монастыря ).

К прославлению прп. Елены в лике местночтимых Московских святых в 1998-1999 года художником С. Мелкозёровым выполнен образ Елены в традиционной иконописной стилистике на золотом фоне - в рост, в островерхом куколе и с наперсным игуменским крестом, с раскрытой ладонью десницы и длинными четками в левой руке, на верхнем поле - поддерживаемый ангелами Смоленский образ Божией Матери (в наст. время в трапезном Успенском храме обители ). Аналогичный поясной образ того же автора участвовал в чине канонизации святой, существуют оплечные варианты, в т. ч. на ее надгробии . Прп. Елена с наперсным крестом представлена в одном из медальонов росписи свода трапезной Горненского Казанского женского монастыря в сел. Айн-Карем близ Иерусалима (2006).

Литература

  • Николай Михайлович, вел. кн. Московский некрополь. СПб., 1907. Т. 1. С. 430;
  • Источники по социально-экономической жизни России XVI-XVIII вв.: Из архива моск. Новодевичьего мон-ря. М., 1985.
  • Вып. 1/2; АРГ: АММС. № 126, 149.
  • Барсуков. Источники агиографии. Стб. 193-194; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 138-139;
  • Голубинский. Канонизация святых. С. 355;
  • Кузнецов И. И., свящ. Могила первой игумении моск. Новодевичьего монастыря схим. Елены (Девочкиной) // Московская церк. старина: Тр. комис. по осмотру и изуч. памятников церк. старины г. Москвы и Моск. епархии. М., 1904. Т. 1. С. 1-8;
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 558;
  • Геннадьева О. Московская заступница // ЖМП. 1999. № 10. С. 12-16;
  • Трутнева Н. Д. Игумении моск. Новодевичьего мон-ря: 1525-1920-е гг. // Новодевичий мон-рь в рус. культуре. М., 2001. С. 57-58;
  • Святые града Суздаля. Суздаль, 2004. С. 214-216;
  • Шарганов П. Новодевичий мон-рь и первая игуменья его Елена (Девочкина) // Моск. журнал. 1996. № 10. С. 27-33;
  • Макарий (Веретенников), архим. Свт. Макарий, митр. Московский, и архиереи его времени. М., 2007. С. 517-518;
  • Святые и подвижники благочестия суздальского Покровского монастыря. Суздаль, 2007. С. 45-53.
  • Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 142-143, 340-341, 616-617; Т. 2. С. 107;
  • Московский Новодевичий монастырь. М., 1999. С. 27-29, 88-89, 141. Вкл.

Использованные материалы

АРГ: АММС. 1998. С. 48-46; ТКиДТ. С. 65, 154

Источники. 1985. Вып. 1/2. С. 183, 204, 263

Источники. 1985. Вып. 1/2. С. 202

ГТГ - Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52

См.: Рус. жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы // Леушино: Газ. 2004. № 8(85). 25 апр. С. 1-2

Моск. Богородице-Смоленский Новодевичий мон-рь: Альбом. М., 2004. С. 22

Моск. Богородице-Смоленский Новодевичий мон-рь: Альбом. М., 2004. С. 6, 70, 80

Елена Московская

Преподобная Елена Московская. Фрагмент иконы «Собор русских святых». 1-я пол. XIX в. (ГМИР)
Смерть 18 ноября (1547-11-18 )
Москва
Почитается в Русской православной церкви
В лике преподобных
Подвижничество первая игуменья Новодевичьего монастыря
Категория на Викискладе

Елена Московская (Елена (Агриппина) Семёновна Девочкина; ум. 18 ноября ) - первая игуменья московского Новодевичьего монастыря , схимница . Почитается в Русской православной церкви в лике преподобных , память совершается (по юлианскому календарю) в воскресение перед 26 августа в Соборе Московских святых .

Жизнеописание [ | ]

Происходила из рода Девочкиных - землевладельцев Галичского, Нижегородского и Суздальского уездов. Предполагаемые, на основе записи в синодике Новодевичьего монастыря, имена её родителей - инок Сергий и инокиня Таисия. Возможное мирское имя Елены - Агриппина (во вкладной книге Новодевичьего монастыря память Елены приведена под 23 июня, когда совершается память мученицы Агриппины Римской ; но, возможно, Агриппина - это её имя в монашеском постриге, а Елена - имя, взятое при постриге в схиму). Приняла монашеский постриг в суздальском Покровском монастыре .

Надгробие преподобной Елены

Елена скончалась 18 ноября 1547 года и была погребена у северной стены алтаря Смоленского собора монастыря. Рядом с ней позднее погребли монахиню Феофанию (вероятно одна из 18 сестер, прибывших с Еленой в Москву из Суздаля). В конце XVII века над их могилами возвели часовню , которая перестраивалась в 1720-1722 годы. В первой половине XIX века в стену собора поместили памятную плиту, сохранившуюся по настоящее время. В 20-30 годы XX века в ходе перепланировки монастырского кладбища часовня была разобрана и в настоящее время могильная плита указывает лишь приблизительное место захоронения Елены.

Почитание [ | ]

Местное монастырское почитание Елены известно с XVII века : во вкладной книге Новодевичьего монастыря 1674/75 года и в монастырском синодике 1705 года указывается «память старице Елене Девочкине, первоначальной во обители Пречистые Богородицы ». В начале XVIII века Елена упоминается в «Похвале русским святым»: «Преподобная Елена, московская игуменья, всеизрядная учительница девственного чина, вождь ко спасению известна », что свидетельствует уже о её общероссийском почитании. «Описание о российских святых» в списках XVIII-XIX веков сообщает: «Преподобная мати Елена, игуменья Новодевичья монастыря, преставися в лето 7056 месяца ноября в 18 день ».

10 августа 1999 года после Подобием аки Евдокия , ризы преподобническия, исподняя зеленая ». Из ранних иконописных изображений Елены известны.




Top