Как кремируют людей в крематории. Душа после кремации

Проблема переполненности кладбищ, видная невооруженным глазом — безусловно, существует . Надо что-то делать, иначе между миром живых и миром мертвых на физическом уровне в прямом смысле сотрется всякая грань. И не так уже редки случаи, когда старые кладбища равняют с землей, строят на их месте жилые дома, торговые центры. Даже для людей несуеверных и не приверженцев мистических учений ясно, что в жизни на костях нет ничего хорошего. Нет ничего хорошего и в жизни рядом с кладбищем, когда пейзаж вида из окна дополняют надгробные кресты.

Давайте сегодня поговорим, что лучше — Крематории или кладбища? Что в конце концов выбрать?!

Места захоронений выбирались раньше, при основании города, либо при его уже активной, но не столь многолюдной как сейчас жизни — на окраинах, границах с поселковой и пустынной местностью. А сегодня и городского населения стало больше, и темпы строительства мегаполисов растут, и кривая рождаемости только сейчас начала догонять кривую смертности.

Например (по данным Википедии), на начало 20 века в России:

«Сельское население империи значительно преобладало над городским. Из общего числа жителей 174 099 600 человек, в городах жило 24 648 400 человек, т.е. всего 14,2% (данные 1913 года). По соотношению численности городского и сельского населения Россия занимала одно из последних мест в ряду крупнейших государств начала XX века».

Чуть больше чем через 100 лет, а именно на начало 2015 года (по данным Википедии):

«На 1 января 2015 года по оценке Росстата в России было 146 270 033 постоянных жителей. Плотность населения - 8,55 чел./км2 (2015). Население распределено крайне неравномерно: 68,2 % россиян проживают в европейской части России, составляющей 20,85 % территории. Городское население - 74,03 % (2015)».

За один век, несмотря на явное отсутствие роста численности жителей страны, доля городского населения выросла с 14,2 % до 74,03 %. Это отражается и на смертности, и, естественно, на состоянии городских и пригородных кладбищ.

Можно было бы перенести будущие кладбища в далекую загородную зону, а прежние, которые в черте города, оставить как есть и просто не хоронить там. Но и здесь не все так просто. У власти свои аргументы, а стоящие у руля похоронного бизнеса, конечно, всеми силами не хотят терять свою прибыль. Но и ведь, перенесенные за пределы населенных пунктов, жилых зон места захоронений — через пару десятилетий-веков также обрастут мегаполисами. Ну а что делать? Закрывать прежние кладбища и открывать в более дальних местах, ничего критического, смерть — если подумать, такой же естественный процесс, как рождение, и надо заботиться не только о роддомах.

Кроме привычного для всех способа захоронения все «популярнее» становится кремация. И хотя сама процедура и суть ее чужды минталетету русского человека — крематории стали фактом нашего времени и вынужденной мерой для решения погребальных вопросов.

Крематории будут построены во многих российских городах, и кремация, по мнению более чем половины россиян, хорошая альтернатива земле.

О том, что думают россияне по поводу повторных захоронений и о кремации в коротком ТВ-сюжете:

Кремация и крематории

В настоящее время в России работают 17 крематориев в 14 городах: Москва (Митинский, Николо-Архангельский, Носовихинский, Хованский), Санкт-Петербург, Новосибирск, Новокузнецк, Норильск, Екатеринбург, Барнаул (начал работу в 2015 году), Нижний Тагил, Владивосток, Артём, Находка, Ростов-на-Дону, Сургут, Челябинск, Тула, Хабаровск.

Что мы знаем о кремации? По данным сайта homotomia.ru — лишь 15 % опрошенных причислили себя к знающим тонкости процесса кремирования.

И это несмотря на то, что (по данным сайта крематорий.ру) — «в тех городах РФ, где имеются крематории, процент кремаций в общем числе погребений колеблется от 45 до 61,3%».

Однако на деле (вы сами лично вообще часто слышите о том, что знакомые предпочли кремацию привычному захоронению для умершего родственника?):

«…в большинстве своём их услуги не особо популярны у населения (кремацию в этих городах (в которых есть крематории) выбирают родственники в среднем не более 15-20 % умерших). Наибольший процент - в Санкт-Петербурге, Норильске и Москве (50-70 % всех умерших). Самый большой крематорий - Николо-Архангельский крематорий в Москве - оборудован 7 двойными кремационными печами. Его строительство было завершено в марте 1972 года. Он занимает площадь 210 га, и в нём имеется 6 нерелигиозных траурных залов, которые используются при атеистических похоронах. Самым экологичным считается запущенный в эксплуатацию в 2011 году кремационный комплекс в Волгограде. Его кремационная установка приобретена в Германии и включает в себя кремационную печь типа КЕ 400 с хромосорбционным фильтром высокой очистки», — Википедия о крематориях России.

«Крематорий (от латинского «cremo» — сжигать) — являет собой здание ритуального характера, предназначенное для сжигания тел (останков) умерших (погибших), приданию их огню (кремации)».

«Кремация – это уничтожение трупа путем сжигания. Такой процесс может быть либо неконтролируемым открытым сжиганием на погребальных кострах, либо контролируемым сжиганием в кремационной печи, установленной в крематории.

Процесс кремации представляет собой сжигание тела умершего за счёт подаваемых в камеру кремационных печей потоков раскалённого до высоких температур газа (870-980 °C). Для более эффективного процесса в современных печах внедрён ряд модификаций (одна из них заключается в подаче большей части пламени на торс, который составляет основную массу тела). В качестве топлива для печей в настоящее время обычно используется газ (природный или пропан), реже электричество. До 1960-х гг. активно использовался каменный уголь или кокс.

Современные печи автоматизированы и контролируются микропроцессорными устройствами, снабжены устройствами безопасности для обеспечения безопасного использования (например, дверь реторты печи блокируется, пока не будет достигнута нормальная рабочая температура; гроб подаётся в печь максимально быстро во избежание потерь тепла).» (Википедия)

Кому и зачем нужна кремация? Во-первых, сжигание трупов в огне изначально имело две основные мотивации: религиозную и бытовую. В первом случае — умерших предавали костру, как гласила религия нации, во втором — климат, отсутствие орудий для выкопки ям, антисанитария, большое количество покойников часто заставляли отдавать предпочтение именно этому способу захоронения. Сегодня в нашей стране, конечно, в меньшинстве те, кто смотрят на процедуру кремации с религиозных ракурсов, в основном нас интересует утилизационный аспект. Данная процедура для тех, кто твердо решил, что не хочет тлеть в земле после смерти (или так решили его родственники, если покойный не оставил иных рекомендаций, либо его это не волновало), кто хочет сэкономить на похоронах (хотя это тоже зависит от дороговизны сопутствующих товаров и услуг, может получиться, что кремировать в несколько раз накладнее, если родственники, например, захотели поместить прах в урну из золота). Вообще, полмира уже используют кремацию как один из самых активных способов захоронения. Важно знать, что это такое вообще, в чем выгода такого варианта проводов на Тот Свет.

О жизни Хабаровского крематория, о расходах на кремацию и многих других нюансах в сюжете программы «Подробности» канала «Россия24»:

«Кремация в 100 раз снижает площадь необходимую для захоронения, а срок минерализации тел уменьшается с 50 лет до 1 часа.

Впервые крематории были сооружены в Италии, в Милане в 1875 году (совместные наработки немецких и итальянских инженеров). Уже в 20-х годах минувшего столетия во многих городах Европы, даже с населением не более 100 тысяч жителей, думали возможным иметь крематорий, а в городах и населенных пунктах с населением в 110 тысяч и более, наличие крематория – было обязательной градостроительной санитарной нормой.

В 1874 году организованна Международная федерация кремации, первоочередной задачей которой по сегодняшний день является объяснение населению планеты преимуществ процесса кремации, как с точки зрения экономики, так и с точки зрения экологии, гигиены, санитарии, этики и эстетики. На сегодняшний день Федерация кремации объединяет 21 страну, ее членом также является и Россия.

В дореволюционный период в России первый крематорий был возведен во Владивостоке с использованием японской печи, а первый крематорий в послереволюционной России построили в Петрограде в 1927 году.

На сегодняшний день кремация широко распространена в Северной Америке (в США насчитывается более тысячи крематориев), Европе; кремация обязательна в некоторых странах Юго-восточной Азии. В Англии насчитывается 356 крематориев; в Чехии — 80; в Китае — 1300; во Франции -70; (фактически в каждом крупном городе). В мире на данный момент действуют около 14 300 крематориев. Наибольшее распространение кремация получила в Японии (кремируют 98% всех усопших), в Чехии (95%), Великобритании (69%), в Дании (68%), в Швеции (64%), в Швейцарии (61%), в Австралии (48%), в Голландии (46%)»

(с сайта homotomia.ru, статья «Основы кремации»).

Выгода кремации. Со стороны тех, кто хоронит. Сокращение затрат на захоронение и почести до 50%, если использовать самые простые материалы, в будущем никто не построит на могилке, сравняв ее с землей, развлекательный центр. То есть память и прах всегда с собой (хотя достаточное количество родственников умерших предпочитают развеивать пепел над любимыми местами покойного).

С других сторон. Экономия земли, уменьшение загрязнения водных источников, расположенных вблизи кладбищ, предотвращение антисанитарной и экологической катастроф.

Однако были случаи, озвученные в прессе, когда недалеко от одного российского крематория нашли захоронения недогоревших костей. Крематорий закрыли, начались споры, расследования того, что же получили родственники в урнах с прахом и кого же похоронили.

И несомненный минус кремации, кроме озвученных в статье. Это невозможность эксгумации тела (для следственных действий) в случае если человек умер насильственной смертью, в случае если есть подозрение, что похоронили не того - тоже почти нереально идентифицировать принадлежность генетически.

По свидетельствам работников крематориев - очень часто после процедуры остаются фрагменты недогоревших костей, которые перемалываются в специальном устройстве, похожем на барабан с железными шарами. Праха получается около 4-5 литров, но в урну обычно помещается только 2-3, то есть какая-то часть пепла человека идет в мусорку.

Крематории в качестве котельных: для нас кощунство, а для кого-то просто теплые батареи. До чего дошел прогресс: «Кремирование требует большого количества энергии, и при этом тепло от горения трупов пропадает в пустую. Некоторые европейские крематории нашли решение проблемы. Вместо того, чтобы дать газам, выделяемым при сгорании, вылетать в трубу, можно использовать их для обогрева домов. С 1997 года в шведском городе Хелсинборг местные крематории обеспечивают 10 процентов тепла в домах» (с сайта freundchen.blogspot.ru, из статьи «Крематорий может являться источником энергии»)

Хранится урны с прахом могут в колумбариях - специально для этого предназначенных хранилищах, как правило, за это с родственников покойного взимается определенная плата.

Кладбища и захоронения

О кладбищах мы все знаем не понаслышке, поэтому многим понятно, что это такое, и хоть не каждый знаком со словом «ингумация» — все в курсе сути процедуры. Ингумация — это погребение тела покойного целиком в почву.

Если нет эпидемий, пандемий инфекционных болезней (которые, как правило, царствуют в бедных странах с жарким климатом) и местность захоронения далека от болот, водоемов — то глубина 2 метра, на которую опускают и закапывают гроб, почти гарантирует санитарно-эпидимиологическую безопасность.

Если исходить из последних данных о плотности российского населения за 2015 год, то получается: 8,55 чел./км2. Уж земельки-то, родной, должно хватить на всех… Чего же мы, самая просторная страна мира, так жадничаем? Особенно учитывая то, что кремация, как бы изысканно не рекламировали ее, чужда сознанию многих русских людей, веками привыкших хоронить умерших в земле.

Сейчас на Земле проживает примерно 7,3 млрд человек, причем эта цифра «живая»: часть людей умирает, появляется новое поколение. Прирост населения обусловлен повышенной рождаемостью. А всего на Земле жило по разным данным от 79-110 млрд человек до фантастической цифры 5,2 тысяч млрд человек. Установить абсолютную правдоподобность той или иной версии — невозможно, но, вероятнее всего, истина где-то посередине. Если предположить, что число всех умерших и ныне живущих жителей планеты достигало той самой выше обозначенной фантастической цифры, то даже при этом положение с местечком на земле было бы далеко не самым тесным:

«Плотность населения, если бы все родившиеся люди остались бы живы, получилась от 34 до 52 тысяч человек на 1 квадратный километр. Иначе говоря, на каждого человека пришлась бы большая комната в 20 - 30 квадратных метров - люди все-таки не оказались набитыми как «сельди в бочке»» (с сайта pandia.ru, статья «Сколько людей жило на нашей планете»).

«Лежать в земельке» после смерти — это как-то по-христиански, — говорят многие из тех, кто аргументирует свою позицию лишь этическим аспектом. И действительно… Ведь как-то не по себе от того, что родственник, которого ты любил, точнее, телесная часть его — ныне помещается в маленькую вазу с пробкой или нет вообще ничего, если прах развеить. Был человек — нет человека. Хочется, чтобы существовало какое-то место, куда можно придти, чтобы вспомнить, где бы частичка земного принадлежала умершему. И пусть на могилке нет души, но это все, что осталось от земного лика покойного.

Правда здесь есть и момент не столь нравственный. Придти на могилку, поухаживать за ней, конечно, нужное действие для покоя души, но ведь если одни почитают память умерших, скромно убирают место захоронения, садят цветочки, то другие устраивают пьянки на поминках, нелицеприятные зрелища, никоим образом не проявляя уважения к чести покойного и т.д. Хотя, наверное, это уже другой разговор.

Согласно христианской вере — умершие люди (по одной версии — святые, по другой — разные) в один день, после Второго пришествия Христа, должны воскреснуть, то есть их воскресит Бог. И здесь момент: как Он их воскресит, если телесного храма нет даже на уровне скелета? Впрочем, от тех, кто лежит в земле пару сотен веков — ведь тоже по идее ничего не осталось, а обещание Бога же вне веков и времен.

Думаю, что ни один человек не даст стопроцентно верного ответа, возможно ли воссоздание живого из пепла, это доступно божественной сфере. Однако слово, о том, что человек создан из праха и в прах уходит, может наводить на мысль и о возможности воскресения из праха. Оставим эти ребусы Богу, богословам, служителям — кто может знать, что будет?

Евреи (народ, находящийся на особом счету у сил небесных), например, против кремации. Да и православная церковь не одобряет эту процедуру как правильный вариант погребения, считает языческим обрядом.

Из плюсов захоронения в земле , конечно, на первом месте то, что есть «место свиданий» с умершим, место памяти, на втором — достаточно безопасный (если соблюдены все нормы и правила, нет подтоплений) в санитарном и экологическом плане способ похорон. Из минусов — относительно высокая стоимость затрат на погребение (при аналогичных же параметрах при кремации).

Похоронный бизнес — один из самых прибыльных, место в первых рядах на известном кладбище стоит от пары миллионов рублей до нескольких десятков миллионов и выше (в зависимости от города). Кто же захочет терять такой жирный кусок торта? И ведь бизнес беспроигрышный: люди умирали, умирают и будут умирать всегда: такова жизнь, все мы смертны. И если курс рубля — явление непостоянное, то смерть неизбежна для всех.

Что лучше для экологии?

О вреде печей кремации. Все зависит от того, что за печи в крематории, на каком топливе работают, но при любом раскладе — вред для природы есть. Например, даже при самых качественных и дорогих технологиях:

«Экологический вред от одной печи крематория сопоставим с ущербом от работающих двигателей 50 легковых автомобилей» (данные из статьи о надобности строительства крематория в Красноярске).

«Тем не менее, по некоторым оценкам, именно сжигание тел дает 9 процентов ртутного загрязнения атмосферы. Кроме того, из труб крематориев выделяются окислы азота, диоксины, бензпирены - помимо прочего, оказывающие канцерогенное действие» (с сайта pravda.ru, из статьи «Крематорий оштрафован за вред природе»).

О вреде земельных захоронений. Все-таки переполненность кладбищ, особенно соседствующих с жилыми деревенскими зонами, водохранилищами — проблема, и не только нехватки земельной зоны, но и экологическая, санитарная. Дождями, подземными водами размывается часть грунта, все продукты трупного распада вместе с стоками попадают в водяное русло, на огороды, в краны, колодцы… Кости не разлагаются до нескольких веков (тысяч лет), а модифицированные продукты, химические наполнители пищи, экология губят людей и все вокруг даже после смерти: сегодняшние трупы, по заверениям ученых, разлагаются крайне медленно, бывшие живыми ткани организма будто напитались при жизни всякой консервантной гадостью так, что и бальзамировать никого не надо. Когда мы хороним умерших — земля впитывает всю эту химию, далее круговорот воды в природе, и множество других биологических, химических процессов, способствующих распространению и продолжению захламления шлаками земли.

Однако так ли все пессимистично и так ли опасна для мира и нашей страны перспектива сохранения преимущественной тенденции к кладбищенским захоронениям? Даже если исходить из данных самых «бешенных» цифр о количестве когда-либо живших на Земле людей — всем бы досталось минимум по 20-30 метров, а в сегодняшней России на 8-9 человек — квадратный километр просторов. Природа — самый мощный фильтр отходов, хотя она ответит соответствующе, если ее не беречь.

Крематории все равно построят повсеместно, ведь пока тенденция роста населения Земли в геометрической прогрессии сохраняется, а значит утилизационный аспект смерти приобретает все более актуальные и острые черты. Людей надо как-то и где-то хоронить. Ведь даже в странах, где кремация основной вид захоронения — уже и так прах людей под ногами в прямом смысле. Родственники успоших развеивают пепел из урн над священными местами или реками, горами, лесами. Специалисты установили, что в районе активного «сеяния» праха — обильно повышается растительность, урожайность. То есть пепел становится обычным удобрением, как зола. И здесь ведь тоже, как ни крути, подходит слово «…доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».

«Утилизация» — переработка мусора, отходов.. то есть, получается, наше тело — всего лишь… мусор? Вообще, термин «утилизация» стал очень популярен в последнее время: на планете много мусора, человечество стало осознавать, что все мы погрязнем в тоннах отходов, если ничего с ними не делать. Нужно куда-то деть, а, точнее, как-то переработать всю грязь, более того — пустить на прибыль или хотя бы не на убыль. Люди оставляют после себя слишком много всего, мир стремится к химическому, экологически вредному совершенстсву, что, естественно, дает такой побочный эффект как увеличение отходов во всех сферах жизнедеятельности планеты. Но, согласитесь, понятие мусора стало до того обезличено, что на пути к этому «совершенству» мы забываем что есть что, слово «утилизация» стало почти синонимом кремации, жизнь — миг, а тело — прах. Все-таки мы, россияне, в большинстве своем не буддисты, не индуисты, чтобы говорить о правильности кремации в религиозном разрезе, наши аргументы касаются в основном утилизации, экономиии квадратных метров земли. Правда, есть еще один момент, который я уяснила из диалога со знакомой: кремация гарантирует то, что покойника не похоронят живьем, и такие страхи встречаются среди людей, ведь летаргические сны - реальность.

Получается — ничего не безопасней, все вредно. Но проблема вечная, люди умирают, и их надо как-то хоронить. Кладбища должны находиться вдали от жилых и водных зон, необходима профилактика подтоплений, а крематории нужно строить очень далеко от города.

Конечно, право выбирать способ захоронения всегда остается за умирающим (если он успевает волеизъявляться на этот счет) и за родственниками покойного. И все, без оправданий почему так, а не иначе, — имеют право выбирать любой из доступных способов захоронения. Все-таки личная и грустная тема.

Но есть важный момент: мнения могут отличаться, когда мы рассматриваем проблему как глобальную и как личную. Как глобальная — она вылазит за границы дорог, поселков, городов, а как личная — всем, даже после смерти, хочется иметь свой угол, клочок земли.

А что думаете Вы по поводу кремации и традиционного погребения на кладбище?

– Ну что, старик, в крематорий пора?
– Пора, батюшка, – ответил швейцар, радостно улыбаясь, – в наш советский колумбарий.

(И.Ильф, Е.Петров. Золотой теленок)

"В детстве мы бегали смотреть, как в крематории сжигают покойников. Прокрадывались к маленькому окошку и смотрели на объятый пламенем гроб. Через пару минут домовина распадалась, и происходило страшное: труп начинал корчиться, шевелились руки, ноги, порой покойник приподнимался. Создавалось ощущение, что сжигают живого человека. Мы в ужасе убегали. Потом по ночам меня мучили кошмары. Но все равно нас как магнитом тянуло к окошку...". Этот отрывок из детских воспоминаний моей тетки я вспоминаю часто. Чаще, чем хотелось бы, ибо за последние годы мне не раз приходилось участвовать в церемонии проводов в последний путь. И нередко проводы эти происходили именно в здании крематория.

О крематориях, о том, что происходит в самом здании, куда доступ родственникам и друзьям умершего закрыт, ходит множество самых невероятных, леденящих душу рассказов. Где тут правда, а где вымысел, мы и попытаемся разобраться.

На территории Европы своих умерших сжигали этруски, затем этот обычай переняли греки и римляне. Христианство объявило кремацию язычеством. В 785 г. Карл Великий под угрозой смертной казни запретил кремацию, и она была забыта примерно на тысячу лет. Но в XVI–XVII вв. города в Европе стали постепенно превращаться в метрополии, и возникла большая проблема с организаций кладбищ. На некоторых погостах покойников стали хоронить в больших общих могилах, которые были открыты на протяжении многих дней. Частенько кладбища располагались в среде обитания человека, что являлось причиной распространения болезней. Вновь возникла идея сжигания тел умерших. Начиная с XVI в. в Европе стали использовать погребальные костры в санитарно-гигиенических целях. Однако проблемой было создание подходящего способа сжигания – костры не годились. Такой способ был придуман лишь в конце XIX века. 9 октября 1874 г. в регенеративной печи, сконструированной немецким инженером Фридрихом Сименсом, была совершена первая кремация в струе раскаленного воздуха. А первый современный крематорий был построен в 1876 г. в Милане. В настоящее время в мире действуют более 14,3 тыс. крематориев

На территории России первый крематорий был построен не после 17-го года, как многие думают, а еще до октябрьского переворота, во Владивостоке, с использованием печи японского производства. Вероятно, для кремации граждан страны Восходящего солнца (во Владивостоке в то время проживало немало выходцев из Нагасаки). Сегодня в этом городе снова действует крематорий, уже для россиян.

Первый крематорий в РСФСР (печь "Металлург") был открыт в 1920 г. в здании бань, дом №95-97 по 14-й линии Васильевского острова в Петрограде. Сохранился даже акт о первой в истории советской России кремации, подписанный председателем Постоянной комиссии по постройке 1-го Государственного Крематория и морга, управляющим делами отдела управления Петрогубисполкома тов. Б.Г. Каплуном и другими лицами, присутствующими при этом мероприятии. В акте, в частности, записано: "14 декабря 1920 г. мы, нижеподписавшиеся, произвели первое опытное сожжение трупа красноармейца Малышева, 19 лет, в кремационной печи в здании 1-го Государственного Крематория – В.О., 14 линия, д. 95/97. Тело задвинуто в печь в 0 час. 30 мин., причем температура печи в этот момент равнялась в среднем 800 Ц при действии левого регенератора. Гроб вспыхнул в момент задвигания его в камеру сожжения и развалился через 4 минуты после введения его туда" . Далее следуют подробности, которые я решил опустить, дабы не травмировать впечатлительных читателей.

Печь проработала недолго, с 14 декабря 1920 г. по 21 февраля 1921 г., и была остановлена "за отсутствием дров". За этот промежуток времени в ней было сожжено 379 тел, большую часть из которых предали сжиганию в административном порядке, а 16 – по желанию родных или согласно завещанию.

Окончательно же и бесповоротно огненные похороны вошли в быт советских людей в 1927 году, когда в Москве, в Донском монастыре была открыта "кафедра безбожия", как называла тогда этот крематорий атеистическая пропаганда. Под крематорий была переделана монастырская церковь преподобного Серафима Саровского. Первыми клиентами заведения стали проверенные товарищи – "рыцари революции". В колумбарии, размещенном в храме, на кремационных урнах можно прочесть надписи, типа: "большевик-чекист", "член ВКП(б), стойкий большевик", "один из старейших деятелей большевистской партии". В общем, пламенным революционерам полагалось пламя и после смерти. Через 45 лет в городе был построен еще один – на этот раз крупнейший в Европе – крематорий на Николо-Архангельском кладбище, в 1985 г. – на Митинском, а спустя еще 3 года – на Хованском. Крематории есть также в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, во Владивостоке; 7 июля прошлого года открылся крематорий в Новосибирске.

Несмотря на усиленную пропаганду, граждане СССР к этому виду погребения относились с недоверием и страхом. Отчасти (но только отчасти) это объясняется отрицательным отношением к кремации традиционных религий, ибо в монотеистических религиях кремация запрещена или, как минимум, не приветствуется. Категорически запрещает кремировать тело иудаизм. Еврейская традиция рассматривает кремацию как оскорбительный обычай, восходящий к языческой практике сжигания мертвых на погребальных кострах. Сжигать тело человека недопустимо в исламе. В случае, если это произошло, грех ложится на совершивших сожжение. Православная церковь рассматривает кремацию как "чуждый обычай", "еретический способ захоронения". Греческая православная церковь упорно сопротивляется введению кремации. Как заявил официальный представитель Священного Синода, епископ Александруполиса Антимос, комментируя внесенный семью членами парламента законопроект, разрешающий этот обряд для членов неправославных (!) конгрегаций Греции: "Кремация – это акт насилия, оскорбление человечества, выражение нигилизма...". Категорически против огненного погребения и подавляющее большинство русских православных священников. "Сжигание умерших может оказаться нарушением учения Церкви о почитании останков святых мучеников и угодников и лишить православных христиан святых мощей, – говорит священник И. Рябко. – А что касается простых смертных, сжигание, кроме всего прочего, лишает верующих того духовного назидания и напоминания о смерти, которое они получают при погребении тел в земле. Отсюда следует, что, с чисто православной точки зрения, сжигание умерших признается чуждым и недопустимым в христианской вере нововведением". Официальную позицию РПЦ озвучил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Протоиерей Всеволод Чаплин: "Мы негативно относимся к кремации. Конечно, если родственники просят об отпевании покойного перед кремированием, служители церкви им не отказывают. Но люди, исповедующие православие, должны уважать умерших и не допускать разрушения тела, созданного Богом". Впрочем, есть в Русской Православной Церкви и лобби, которое ратует за то, чтобы не предавать крематории анафеме. Более того, поговаривают, что открытый в прошлом году крематорий в Новосибирске был освящен. И вообще, в последнее время упорно ходят слухи (которые представители РПЦ не подтверждают), что будто бы строительство крематориев при всех крупных городах давно согласовано с церковным начальством и от РПЦ есть благословение на самом высоком уровне. Вероятно, слухи возникли из-за того, что во всех крематориях России работают батюшки, которые отпевают усопших перед кремацией, а при некоторых крематориях есть часовни.

Несколько иначе смотрят на этот способ погребения другие ответвления христианства. Первыми одобрили кремацию лютеране и протестанты. А в 1963 г., правда с оговорками, кремацию разрешила католическая церковь.

Но, повторяю, причина прохладного (простите за каламбур) отношения к огненным похоронам – не только в религиозных убеждениях наших граждан. Главная причина – многочисленные страшилки, вот уже много лет предающиеся из уст в уста, об "ужасах", творящихся в крематориях. Мне, как и многим другим гражданам, неоднократно приходилось слышать, что покойников раздевают, золотые зубы и коронки вытаскивают, гробы пускают напрокат, а одежду, снятую с усопших, сдают в комиссионки. В свое время масла в огонь подлил рассказ Михаила Веллера "Крематорий", в котором описывается, как работники этого заведения в Ленинграде раздевали перед кремацией покойников, а одежду сдавали в неподалеку расположенный комиссионный магазин. Напомню вкратце, в чем суть истории: выиграл мужик в денежно-вещевую лотерею автомобиль, на радостях выпил, да и помер. Его кремировали (якобы вместе с билетом, который находился в кармане костюма). Через несколько дней пошла вдова покойного в комиссионку, где и увидела мужнин костюм. В кармане, разумеется, оказался тот самый билет... Кстати, как мне поведала моя мама, эту байку про костюм и билет (облигацию с крупным выигрышем) она слышала в детстве, когда Веллер еще и ручку в руках держать не умел.

Мне удалось побеседовать с работником одного из московских крематориев. Разумеется, я хотел узнать "всю правду" о том, что там творится. Была даже предпринята попытка подпоить Ивана (имя изменено по его просьбе, так как сотрудники сферы ритуальных услуг вообще предпочитают не афишировать место работы). Иван охотно со мной выпил, но никаких жутких тайн не поведал. А в ответ на вопрос об одежде, якобы снимаемой с трупов, рассмеялся: "Старик, как ты себе это представляешь? Чтобы покойника обрядить, костюмы на спине разрезают, разрезают и обувь. Для того, чтобы все это привести в товарный вид, надо бригаду швей-мотористок нанимать и сапожников. Так, что ли? В общем, чушь это полная". "А золото? – не унимался я. – Драгоценности-то с покойников наверняка снимаете? Не пропадать же добру..." Но Иван только рукой махнул – мол, отстань.

И все-таки, куда деваются драгоценности? Вообще, агенты, когда оформляют документы на кремацию, предлагают заказчику снять с покойного ювелирные украшения. Но если родственники оставляют все как есть, то во время кремации происходит следующее. В кремационном оборудовании есть такая штука – кремулятор. Он предназначен для перемалывания остающихся после кремации костных останков. С помощью электрического магнита из праха удаляются все металлические включения: гвозди, ручки от гробов, металлические протезы и т.п. Когда в СССР только появились первые крематории, во избежание хищения оператором кремационной печи из станков золота от зубных протезов, обручальных колец и т.д., был установлен контроль над сдачей государству всех немагнитных металлов. Весь металл, который не взял огонь, специальная комиссия обязана была сдавать государству (эти правила и сегодня существуют). Однако, как оказалось, температура в печи столь высока, что золото, серебро и другие ценные металлы расплавляются и, соединяясь с останками, превращаются в дисперсионный прах, из которого что-либо ценное извлечь практически невозможно. Конечно, есть вероятность того, что обслуга крематория может изъять ценности еще до отправки покойника в печь. Однако до сих пор с момента существования крематориев не было ни одного подобного уголовного дела. В принципе, это можно объяснить круговой порукой работников крематория, но как-то слабо верится, чтобы сведения о преступлениях не просочились в правоохранительные органы.

Что же до гробов, которые якобы пускают "налево", то и мой новый знакомый Иван, и вполне официальные лица в один голос уверяют, что технологическая особенность современных печей такова, что они не могут работать без гроба. Вообще процесс кремации происходит следующим образом. После попадания заколоченного или закрытого на защелки гроба в накопитель на домовину приколачивают металлическую табличку с выгравированным номером, гроб опломбируется. Если он украшен металлическими, пластмассовыми крестами, ручками, их снимают, чтобы не загрязнять атмосферу вредными выбросами, а также для того, чтобы форсунки печи дольше служили. После окончания кремации вместе с останками номерная табличка изымается из праха и делается сверка номеров, чтобы исключить путаницу с выдачей чужого праха (один из распространенных страхов – что выдадут чужие останки). Кстати, в некоторых крематориях предусмотрена застекленная просмотровая комната для родственников и близких, откуда можно наблюдать, как гроб уходит в печь. Кремировать в печи одновременно можно только одного покойного, перед загрузкой следующего она тщательно зачищается. Еще интересная деталь – в современных крематориях для того, чтобы включить печь, нужно иметь ключ с шифром и знать специальный код.

В общем, слухи о безобразиях в крематориях, как говорится, сильно преувеличены. Однако крематорий, впрочем, как вся сфера ритуальных услуг, является неплохой кормушкой для тех, кто там работает. С плохо соображающих от горя родственников и близких усопшего всегда можно слупить дополнительные деньги. Так, например, сотрудники ритуального зала крематория – кажется, их называют церемониймейстерами – нередко просят дать "на свечечки", на "панихидку", на "помянуть дорого покойника"... И люди, разумеется, дают. Между прочим, одна из моих знакомых лелеяла мечту устроиться на работу в крематорий, так как слышала, что там хорошо зарабатывают. Но ей это не удалось. Оказалось, что попасть в это заведение без протекции так же сложно, как было в свое время поступить без взяток и блата в МГИМО. Сумма, которую она должна была заплатить за трудоустройство, оказалась для нее неподъемной.

Сегодня вновь идет, как и на заре советской власти, усиленная пропаганда огненного погребения. В пользу крематориев приводятся даже исторические примеры, которые показывают, что предание умерших огню было нормой у многих народов, в том числе и у древних славян. Также в пример ставятся страны, где кремация получила широкое распространение: США, Япония, Чехия, Великобритания, Дания... Кремация преподносится как наиболее гигиеничный и экологически чистый способ погребения. Но дело-то не в экологии (во всяком случае, не только в ней), а в земле. Города разрастаются и требуют новых территорий. Кремация же не позволяет кладбищам сильно разрастаться и "захватывать" бесценную землю. Но простых людей, конечно, волнует не все это, а затраты на похороны. Кремация обходится дешевле обычных похорон. Именно поэтому в последние десять лет традиция кремировать покойных среди небогатых жителей крупных российских городов (в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга) приобретает популярность. Люди более состоятельные могут позволить себе оплатить традиционные похороны и землю на кладбище, а тем, кто победнее, приходятся прибегать к огненному погребению.

Правда ли, что болезни объясняются психологическими причинами, какие разумные основания есть у этой идеи, и что делает её такой соблазнительной.

В 1923 году писательница Кэтрин Мэнсфилд, страдая от запущенного лёгочного туберкулёза, отметила в своём дневнике: «Скверный день. <...> ужасная боль и так далее. Ничего не могла делать. Слабость была не только физической. Чтобы выздороветь, я должна исцелить своё "я" . В этом корень того, что я не выздоравливаю. Мой разум мне не подчиняется». Тремя годами ранее Франц Кафка, страдая от того же заболевания, писал Милене Есенской: «Болен мой разум, а болезнь лёгких лишь выражение моего душевного недуга».

Если все болезни происходят от нервов, то лечить от туберкулёза нужно не лёгкие, а больную волю. Примерно так рассуждали тысячи вполне благоразумных людей на протяжении десятков лет - до тех пор, пока врачи не обнаружили причины туберкулёза и не научились эффективно его лечить с помощью стрептомицина и других противомикробных препаратов. Теперь сложно найти человека, который бы всерьёз верил в то, что туберкулёз происходит от внутренних конфликтов или чрезмерных страстей.

Убеждения меняются, но многое остаётся неизменным. Например, вера в то, что корни заболеваний нужно искать в психике человека.

Психосоматика - слово, которым принято обозначать единство телесных и психических функций у млекопитающих вида Homo sapiens . Психологические факторы влияют на возникновение заболеваний, а заболевания оказывают обратное влияние на психику человека: с этими простыми утверждениями не станут спорить даже самые консервативные представители официальной медицины.

Но человек, который убеждён, что «все болезни - от нервов», порой идёт гораздо дальше. Язву желудка и двенадцатиперстной кишки он свяжет с нелюбовью к себе, артрит - с нерешительностью и отказом действовать. Приверженцы альтернативной медицины любое, даже самое тяжёлое заболевание могут объяснить психологическими причинами. Как в таком случае отделить правду от вымысла, а реальные медицинские факты - от пустых заявлений?

«Каждый сам создаёт свою болезнь»

Луиза Хей и Лиз Бурбо - одни из самых известных апологетов идеи, что наши мысли и убеждения - главный источник наших психоэмоциональных и физических недугов (в России их дело продолжает, к примеру, Валерий Синельников ). Они даже разработали таблицы, в которых конкретные болезни соотносится с определёнными психологическими состояниями. Болезнь Паркинсона, по мнению Хей, возникает от страха и стремления к контролю. Аденоиды у детей появляются, когда они чувствуют, что родители их не любят. «Злоба, недовольство и обида, накопленные в течение долгого времени, буквально начинает поедать тело и становится болезнью, называемой РАК» - пишет она в своей самой известной книге «Исцели свою жизнь».

И у этой веры есть вполне серьёзные (и печальные) последствия. Человек, который убеждён, что его сердечные недомогания вызываются отказом от радости, скорее будет повторять про себя «я с удовольствием пропускаю поток радости через своё сознание, тело, жизнь» (как советует Хей), вместо того, чтобы своевременно обратиться к кардиологу. Альтернативная медицина вовсе не случайно подвергается наибольшим нападкам со стороны многих учёных и профессиональных скептиков. Даже если лечение, которое предлагают альтернативные «целители», само по себе безвредно, оно может стоит вам жизни из-за игнорирования реальных медицинских проблем.

Приведём всего один пример. Многие знают, что Стив Джобс девять месяцев после постановки диагноза отказывался от операции по удалению рака поджелудочной железы. Вместо этого он сел на диету, пробовал пищевые добавки, акупунктуру и другие альтернативные методы лечения. Когда он всё-таки лёг на операционный стол, было уже поздно: метастазы распространились по телу, и врачи не смогли его спасти. Артур Левинсон, друг Джобса и коллега по Apple, позднее рассуждал : «Мне кажется, Стив так страстно желает, чтобы мир был устроен определённым образом, что заставляет его быть таким. Иногда это не срабатывает. Реальность жестока». Рак не подчиняется нашим убеждениям, какими бы позитивными и благозвучными они не были. Любая болезнь своенравна. На неё не подействовать лишь убеждением.

Когда Сьюзен Сонтаг обнаружила, что болеет раком, она решила написать эссе , которое избавило бы эту болезнь от моральной и психологической окраски. В 1970-е годы многие считали, что рак вызывают определённые психологические характеристики пациентов: подавление эмоций, неудовлетворённость близкими отношениями, боль от недавней разлуки. Она сравнила эту болезнь с туберкулёзом, который тоже совсем недавно связывался с конкретными психологическими комплексами и «страстями». Ещё раньше такими характеристиками наделяли чуму. В XVI-XVII веке, в страдающем от эпидемии Лондоне бытовало поверье, что «счастливый человек неуязвим для заразы». Когда были найдены реальные методы лечения, эти фантазии быстро отошли в прошлое. То же самое случилось с туберкулёзом, а со временем, возможно, произойдёт и с раком.

Но как бы далеко ни зашёл прогресс в медицине, массовое убеждение в психологической природе заболеваний никуда не уходит.

С одной стороны, под этим убеждением кроются реальные основания. Влияние хронического стресса на возникновение многих заболеваний доказано многократными исследованиями. Стресс ослабляет реакции иммунной системы и делает организм более уязвимым для самых разных болезней. В этом случае врачи прибегают к «теории слабого места» , согласно которой на фоне стресса в первую очередь отказывают те органы и системы, которые у конкретного пациента ослаблены генетически. Но, как замечает Сонтаг, «гипотеза об иммунологическом отклике на эмоциональные потрясения вряд ли тождественна - или поддерживает - мысль о том, что эмоции вызывают болезни, а тем более положение о том, что определённые эмоции становятся причиной определённых болезней».

Не существует прямой связи между болезнями и психическими состояниями.

Вера в то, что источником заболеваний являются определённые состояния психики, уходит глубоко в прошлое. Ещё во времена Платона и Сократа греческий врач Гиппократ утверждал, что состояние организма тесно связано с темпераментом человека. Гневливость вызывает астму, вялость - расстройства желудочно-кишечного тракта, меланхолия - болезни сердца и мозга. Но Гиппократ всё-таки не преувеличивал важность психологии: основным источником болезней он считал дисбаланс жидкостей (гуморов) внутри организма. Гуморальная теория веками определяла облик западной медицины, пока не были найдены более эффективные теории и соответствующие методы лечения. Во времена Гиппократа многое было простительно. Но сегодня утверждение о том, что рак вызывают невысказанные обиды, можно объяснить только цинизмом или глупостью.

Какие болезни можно объяснить психологией

Само слово «психосоматика» появилось только в XIX веке, а классическая теория психосоматических заболеваний возникла уже к середине XX столетия. Один из основоположников этого подхода, психоаналитик Франц Александер,в 1950 году привёл перечень из семи основных психосоматических болезней, который в целом остаётся верным до сих пор. Это так называемая «чикагская семёрка»:

    эссенциальная гипертензия;

    язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;

    ревматоидный артрит;

    гипертиреоз (тиреотоксикоз);

    бронхиальная астма;

    язвенный колит;

    нейродермит.

Современная медицина не отрицает, что эти заболевания часто возникают на фоне стресса и негативных психологических переживаний. Но нельзя считать психологию их единственной причиной. Так, для возникновения язвы желудка не менее важным компонентом в большинстве случаев является бактерия Helicobacter pylori .

Другая разновидность заболеваний, которыми занимается современная психосоматическая медицина - это расстройства, у которых отсутствует физиологический субстрат при несомненном наличии негативных симптомов. Симптомы могут быть самыми разными: боли в разных частях тела; расстройства желудочно-кишечного тракта; кожные высыпания; неконтролируемые судороги и головные боли. Считается, что психосоматическую природу имеет синдром раздражённого кишечника - одно из самых распространённых в мире заболеваний ЖКТ, от которого страдают примерно 15-20% взрослого населения планеты. Но в последние годы учёные обнаруживают доказательства того, что определённые виды СРК являются аутоимунным заболеванием, которое возникает у людей, перенёсших бактериальную кишечную инфекцию.

Синдром хронической усталости, или миалгический энцефаломиелит - болезнь, которая сейчас подвергается сходному пересмотру. Ранее этот синдром, жертвы которого испытывают недостаток энергии даже при минимальных нагрузках и зачастую оказываются изолированы от общества, считался одной из разновидностей истерии. Пациентам рекомендовалось пройти курс психоанализа, чтобы проработать вытесненные эмоциональные травмы, которые якобы выражаются в упадке сил и других физиологических симптомах. Причины этой болезни до сих пор неизвестны (хотя есть предположения о вирусном характере СХУ). Зато очень хорошо известно, что ни психотерапия, ни антидепрессанты, ни «позитивный настрой» не помогают избавиться от болезни.

Состояние сознания и психологические установки обладают большой властью над телесными функциями. Это доказывает действенность механизма плацебо и его оборотной стороны - ноцебо. В 2007 году житель американского города Джексон, участвовавший в клиническом испытании антидепрессанта , поссорился с подругой, проглотил оставшиеся таблетки и был доставлен в больницу с тахикардией и опасно низким давлением. Когда организаторы испытаний сообщили, что пациент был в группе плацебо и принимал пустышки, все симптомы прошли за 15 минут.

Сознание телесно, а тело воспринимается психологически. Стресс - это не просто набор ощущений в нашей голове. Это конкретный физиологический процесс, который влияет на работу внутренних органов. Но, помимо психологических причин, у большинства заболеваний есть множество иных - питание, образ жизни, состояние окружающей среды, генетическая предрасположенность и случайные инфекции. Именно эти причины, как правило, оказываются основными.

Потребность объяснять болезни через негативные эмоции и психологические установки больше говорит не о болезнях, а о самом объясняющем и об уровне знаний его эпохи. Когда люди ничего не знали о бактериях и антибиотиках, у них были все основания считать чуму божьей карой, а туберкулёз - следствием несдержанных страстей. У любой болезни по определению есть психологическое измерение. То, как ведёт себя наше тело, влияет на внутреннее состояние и образ мыслей, а внутреннее состояние влияет на тело.

Что делает этот путь объяснения таким соблазнительным? Во-первых, его относительная простота. «Язва у тебя потому, что ты кого-то не перевариваешь» - произнесите это, и жизнь станет простой и понятной. Гораздо сложнее говорить о взаимодействии бактерий с внутренней средой организма, рационом питания, образом жизни, стрессом и многими другими физиологическими механизмами. Во-вторых, психологическое объяснение даёт иллюзию контроля над заболеванием. Прими свои эмоции, научись контролировать внутренние конфликты - и болезни тебе не грозят. Нет нужды говорить, что счастье никогда не было достаточной причиной для бессмертия.

В большинстве случаев от психологических объяснений в медицине лучше избавиться и посмотреть для начала на физиологию. Иногда болезнь - это просто болезнь, без всяких скрытых значений и подтекстов.

«В Индии - например, в Варанаси - тела умерших сжигают на костре. В России, помимо погребения, есть кремация. Разрешено ли у нас по закону провести кремацию не в печах официальных учреждений, а на природе, на дровах?» - спрашивает читатель The Village Илья. При помощи юриста и экспертов похоронного дела мы нашли ответ на этот вопрос.

Сергей Якушин

вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев

Погребение умерших регулируется Федеральным законом «О погребении и похоронном деле». В соответствии с этим законом и санитарными требованиями, тело умершего человека должно быть захоронено, то есть должно быть осуществлено погребение останков.

Вот некоторые из статей закона, которые относятся к вашему вопросу:

Статья 3. «Погребение»

Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путём предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определённом нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Статья 4. «Места погребения»

1. Местами погребения являются отведённые в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Статья 25. «Организация похоронного дела»

1. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Соответственно, просто сжечь тело умершего человека однозначно нельзя. Кремация умерших может осуществляться только в крематориях на основании гербового свидетельства о смерти, выдаваемого органами ЗАГС (федеральный закон «Об актах гражданского состояния») силами похоронной организации с использованием специалистов, оборудования и в специально отведённом месте.

Пресс-служба ГУП «Ритуальные услуги»

Самостоятельно кремировать умершего родственника нельзя.

Для оказания услуг по преданию умерших огню (кремации) с соблюдением того или иного обряда погребения на отведённых участках земли сооружают крематории. Крематорий осуществляет оказание услуг по преданию тела умершего (погибшего) огню, начиная с принятия гроба до выдачи урны с прахом, справки о кремации и документа на получение праха.

Никаких иных сооружений для погребения тела путём предания огню российским законодательством не предусмотрено.

Ольга Лукьянова

Теоретически человек, который захочет самостоятельно кремировать покойного родственника, подпадёт под действие статьи 244 Уголовного кодекса («Надругательство над телами умерших и местами их захоронения»). Наказание в данном случае - штраф до 40 тысяч рублей или в размере трёхмесячной зарплаты, либо обязательные работы (120–180 часов), либо исправительные работы (до года), либо арест на три месяца.

И потом, даже если помыслить логично: это же какое безумие?! Чтобы сжечь тело до праха, нужна определённая температура, горение происходит достаточно долго... Да, в Индии сжигают тела, и зачастую по Гангу плавают полуобгоревшие трупы.

The Village благодарит за помощь в подготовке материала редакцию «Похоронного портала »

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: Даша Чертанова




Top