Как называется мавзолей. Что такое мавзолей? Известные мавзолеи мира

На вопрос В каком году аська появилась? заданный автором Европеоидный лучший ответ это История ICQ
История ICQ. 1996 год. Начало.
Старшеклассники из Тель-Авива: Яйр Голдфингер, Арик Варди, Сефи Вигисер и Амнон Амир решили написать компьютерную программу, которая позволяла бы им обмениваться сообщениями во время работы в сети. В ноябре 1996 года они создали компанию Mirabilis и выпустили небольшое приложение под названием ICQ (произносится как "I seek you" - "я тебя ищу"). Так появился первый в мире Интернет-пейджер - ICQ, в русском компьютерном сленге называемый также "аськой". Если Яйр и Амнон получили степень бакалавра в области математики, то Сефи и Арик ограничились полным средним образованием. Совершив такой необдуманный поступок, как написание перспективной freeware программы, они почли за лучшее объединиться и создать компанию Mirabilis. Почему Mirabilis? Говорят, что родители одного из соучредителей будущего стартапа сидели и перебирали различные женские имена, после этого их сын лез в Сеть и проверял, существует ли что-нибудь подобное или еще нет. Остановились на Mirabilis (лат. : чудесный, удивительный) .
История названия самой программы ICQ намного запутанней - никто уже не помнит, кому пришло в голову это легкое для запоминания сокращение. Впрочем, никто и не предполагал, что за год с небольшим, количество пользующихся ICQ граждан перевалит за 6 миллионов. Однако это произошло - первоначальная идея была правильной и, обстоятельства сложились подходящим образом. Теперь Mirabilis пытается решить вполне “взрослые” задачи, оставаясь при этом сильно разросшейся гаражной компанией с обычным “гаражным” налетом разгильдяйства.
Официальный день рождения 15 Ноября 1996 года. 15-17 ноября 1996 года выходит первая версия ICQ, которая коннектится к серверу icq.mirabilis.com на 4000 порт.
1997 год. Невинные забавы.
Команда Даттона работала тогда над созданием новой среды для виртуальных офисов. Прототип показали нескольким друзьям, их реакция обескураживала: "Симпатично, но я бы не стал это использовать". Впрочем, одна из возможностей этого софта заинтересовала большинство тех, кто с ним познакомился, - возможность видеть, когда другие сотрудники компании находятся в интерактивном режиме.
Activerse скоро выяснила, что другая группа программистов носилась с подобной идеей уже несколько месяцев. Это были те самые старшеклассники из Тель-Авива. И их программа была лучше той, что сделала Activerse. А хуже всего было то, что эти мальчики раздавали свое программное обеспечение задаром и вообще не собирались на нем хоть когда-нибудь зарабатывать! Число пользователей ICQ росло, и росло быстрее, чем у какого-либо другого софта в истории. К середине года в активе ICQ были миллионы человек, в основном подростков, многие из которых использовали ее каждый день. Activerse была счастлива уступить такой рынок мальчишкам из Mirabilis. Она решила сосредоточиться на платежах и корпоративных клиентах. Но вновь опоздала: ICQ-сервер для предприятий был выпущен Mirabilis уже в августе 1997 года.
Рынок IM быстро набирал обороты. В октябре в Activerse позвонили из Microsoft: ее представителей приглашали в Редмонт, чтобы они могли ознакомиться со стандартом протокола IM, разработанным в корпорации. Они съездили. По мнению Даттона, этот стандарт свидетельствовал лишь о том, что Microsoft пытается столкнуть с рельсов быстро набирающий скорость поезд Mirabilis.
1998 год. Как стать миллионером.
В 1998 году компания Mirabilis сообщила о том, что сеть ICQ растет со скоростью 1 миллион пользователей за 22 дня. Количество одновременных подключений составляло, в среднем, 500 тысяч.
Несмотря на дикую популярность и быстрый рост, в начале 1998 года ICQ обладала не самой большой базой пользователей. America Online, еще в 1997 году заметив феноменальный успех IM, переделала свою программу для мгновенного обмена сообщениями, AOL Instant Messenger (AIM), и интегрировала ее в Netscape Navigator. Поскольку каждый клиент AOL по определению был зарегистрированным пользователем AIM, у нее имелось порядка 10 000 000

Последняя версия 10.0.12188 (15 июня 2017) Состояние активна Лицензия Adware и проприетарная лицензия [d] Сайт icq.com ICQ на Викискладе

Служба является коммерческой, но её использование бесплатно. С момента создания служба принадлежала её разработчику, компании Mirabilis , в 1998 году она была продана американской компании AOL , а в апреле 2010 года - российскому инвестиционному фонду Digital Sky Technologies (DST). После реорганизации DST в сентябре 2010 года ICQ вошла в состав Mail.Ru Group.

За годы существования ICQ выпустила множество клиентов и претерпела множество изменений. По состоянию на сентябрь 2013 года общая ежемесячная аудитория ICQ в России составляет 7,9 миллионов (в мире - 12,3 миллионов) , на конец 2014 года: в России - 6,7 млн, в мире - 11 млн .

Служба

Учётная запись

Для использования службы требуется зарегистрировать учётную запись , что может быть сделано через интерфейс клиента, а также интернет-портал. Для идентификации пользователей служба использует UIN (Universal Identification Number) - уникальный для каждой учётной записи номер, состоящий из 5-9 арабских цифр. Этот номер присваивается учётной записи при первичной регистрации пользователя в системе, после чего, в паре с паролем , может использоваться для аутентификации в системе. В последней версии мобильного клиента для J2ME появилась возможность входа по номеру мобильного телефона, который и становится логином для нового пользователя.

Осенью 2011 года в ICQ было внесено важное изменение: теперь служба ICQ поддерживает множественное подключение при использовании одной и той же учётной записи .

Для каждой учётной записи служба хранит следующие данные:

  • никнейм - отображаемое имя пользователя, которое, в отличие от UIN, можно изменять, и которое не является уникальным, то есть может совпадать у различных аккаунтов;
  • адрес электронной почты , дающий возможность восстановления доступа к аккаунту в случае утраты пароля, а также могущий использоваться для входа в систему вместо труднозапоминаемого UIN (ранее использовался также при поиске);
  • публичную информацию, введённую пользователем, которая может включать имя, фамилию, список увлечений, географическое местоположение, знание языков, текстовое описание и т. д.;
  • один аватар в формате BMP , JPEG или GIF ;
  • список контактов - набор UIN -номеров собеседников, формируемый пользователем, к которым он сможет иметь быстрый доступ и обозревать их статус присутствия через интерфейс клиента;
  • статус присутствия;
  • дополнительный информационный статус.

История сообщений на серверах не сохраняется, и может храниться только локально программой-клиентом на устройстве пользователя, и быть доступной через её интерфейс.

Инициировать переписку с другим пользователем и добавить его в список контактов можно, зная его UIN. В свою очередь, для поиска пользователей в системе существует внутренняя функция поиска , доступная через интерфейс клиента, которая позволяет получать списки пользователей, удовлетворяющих введённым в поисковом запросе критериям: совпадению по никнейму, а также дополнительной введённой пользователями информации.

Возможность удаления аккаунта

Изначально такая возможность существовала, однако после реорганизации в 2002 году аккаунт (UIN) стало удалить невозможно. Это повлекло за собой сотни «призраков» - зарегистрированных в системе, но не используемых аккаунтов. В настоящее время возможность удаления учётной записи вновь существует и доступна на официальном сайте ICQ.

Статус присутствия

С каждой учётной записью ассоциирован статус присутствия, являющийся индикатором того, подключён пользователь к сети или нет, и готов ли он в данный момент отвечать на сообщения. В списке контактов и в окне диалога показывается также статус пользователя. Основной статус пользователя служит индикатором его присутствия в системе и готовности отвечать на сообщения (хотя в последнее время число статусов резко возросло и перестало отвечать этим требованиям). Традиционно существует ряд основных статусов.

Если пользователь вообще отсутствует в системе на данный момент (не авторизован), то ему присваивается статус «Не в сети» или «Офлайн» (Offline); если же он в сети (авторизован), то ему присваивается статус «В сети» или «Онлайн» (Online). Также существуют несколько промежуточных статусов:

  • Отошёл (Away) - свидетельствует о том, что пользователь в течение определённого времени не проявлял активности (не двигал мышью и не нажимал клавиш). Статус может ставиться и вручную, обычно им сигнализируют небольшой период отсутствия за компьютером.
  • Недоступен (N/A - Not Available) - говорит о том, что пользователь получил статус «Отошёл» и с этого момента в течение определённого времени продолжал пребывать в неактивном состоянии. Также может быть выставлено принудительно и обычно им сигнализируют долгосрочное отсутствие за компьютером (исключение: в ICQ 5.x этот статус выставляется автоматически при переходе в полноэкранный режим).

Как правило, автопереход в эти статусы (Away и N/A) можно отключить в настройках клиента.

Существуют также статусы «Свободен для разговора (Free for chat)», «Не беспокоить» (Do not disturb) и «Занят» (Occupied). Начиная с ICQ 4, их нельзя проставлять, но можно считывать у других пользователей, которые, например, используют ICQ 2003b или ниже, а также у многих альтернативных клиентов. Однако, с приходом ICQ 6 вернулась возможность ставить статус Occupied, но при этом утратилась возможность получать статус Free for chat. Также стоит отметить, что в ICQ 6 статусы Do not disturb и Occupied, установленные у другого пользователя, воспринимаются одинаково, то есть как Occupied.

Помимо этого, для учётной записи пользователь может устанавливать особый режим - «режим невидимости» (invisible). В этом режиме другие пользователи будут получать для учётной записи статус присутствия «не в сети», а знать об активном режиме невидимости и получать актуальный статус присутствия смогут только пользователи, чьи учётные записи были внесены в список видимости пользователя.

Дополнительный информационный статус

Начиная со времени появления ICQ 5, в протокол ICQ были внесены небольшие дополнения, которые позволили пользователям иметь сразу два статуса - основной и дополнительный [ ] . Однако, до определённого момента (а именно до выхода в свет ICQ 6, в которой, правда, были проведены небольшие изменения в этом аспекте протокола) это являлось не более чем особенностью протокола ICQ, которую используют многие альтернативные клиенты ICQ. ICQ 5 и ICQ 5.1 предлагали пользователю только возможность поставить либо один из основных статусов, либо любой из дополнительных. Однако, стоит отметить, что, если в настройках клиента установлен режим автопереключения в статус Away и/или N/A по прошествии определённого времени, то он мог незаметно ставиться поверх установленного пользователем дополнительного статуса. Ценой же полной реализации этого механизма в ICQ 6 явилось невозможностью просматривать дополнительный статус и его содержание в старых версиях ICQ (5.0x и 5.1). Однако появился и плюс - возможность вставлять в статус форматированный RTF -текст.

Список контактов

Приватные списки

Для обеспечения необходимого уровня конфиденциальности в ICQ существует несколько списков, выполняющих определённую функцию, в которые каждый пользователь может заносить любые контакты без уведомления последних.

Существует 3 списка:

  • Список игнорируемых - от оказавшихся в этом списке пользователей не приходит никаких уведомлений, им не показывается никакой статус добавившего, кроме «Не в сети». При добавлении в этот список пользователь удаляется из списка контактов, при удалении добавляется автоматически. Если контакт требует авторизации, то её придётся запрашивать снова.
  • Список видящих - пользователям из этого списка показывается статус «Невидимый», если он выбран, за исключением опции «Невидимый для всех», возможной в некоторых альтернативных клиентах (например QIP , Miranda , RnQ и прочие).
  • Список невидящих - пользователям из этого списка всегда показывается статус «Не в сети», за исключением опции «Видимый для всех», возможной в некоторых альтернативных клиентах.

Максимальное количество контактов в каждом списке ограничено.

Каталог пользователей

Поиск

Обмен сообщениями

С каждым из контактов можно вести личную переписку. Если отправитель не отключил эту возможность, то, в зависимости от клиента, получатель информируется о наборе сообщения, что создаёт эффект присутствия отправителя. Длина отправляемого сообщения ограничена [ ] .

В случае, если в момент отправки сообщений адресат не находился в сети, они будут сохранены службой и доставлены адресату, как только тот подключится к сети.

Служба позволяет использовать в тексте отправляемых сообщений форматирование, а именно - определять гарнитуру, цвет, начертание и размер шрифта фрагментов сообщения, направление текста, а также вставлять в сообщения смайлы .

Отправка файлов

В ICQ реализована передача файлов по технологии Peer-to-peer , то есть при непосредственном интернет-соединении двух компьютеров, минуя сервер. Передача файлов возможна только тогда, когда статус у получателя «В сети». Подобный способ передачи файлов может быть опасен тем, что отправитель узнает получателя (или наоборот) или отправит ему вредоносное программное обеспечение . Начиная же с ICQ 5, появилась возможность передавать файлы через сам сервер ICQ, который играет посредническую роль. Это необходимо в том случае, если клиент ICQ определил, что P2P -соединение установить невозможно (закрытые порты в межсетевых экранах , отсутствие персонального внешнего IP и др.).

Видео по теме

Совместимость

ICQ имеет ограниченную совместимость со службой мгновенных сообщений AIM . Пользователи ICQ могут добавлять в свой список контактов пользователей службы AIM, и наоборот.

Осенью 2011 в ICQ была добавлена совместимость с популярным в России мессенджером Mail.Ru Агент.

Клиент

Владельцами службы с момента её появления разрабатывается и предоставляется пользователям бесплатная компьютерная программа-клиент .

В графическом интерфейсе клиента присутствует баннерная реклама , исходный код программы закрыт. С 1 марта 2012 ICQ прекратила показ рекламы для пользователей в России и СНГ.

Изначально программа для пользования ICQ была создана компанией Mirabilis. Она называлась ICQ, и такое же название (за исключением Compad) носили все последующие официальные клиенты.

Название официального клиента всегда начинается с «ICQ» (кроме неудавшегося проекта Compad ). Поздние клиенты предоставляют дополнительные функции под общим названием ICQ Xtraz, такие как: игры, отправка SMS , IP-телефония , видеоконференция, мультичат и многие другие.

Также существуют локализированные версии клиентов, поддержку которых осуществляют локальные IT-компании. Эти клиенты обычно имеют отличное от базового название, в которое входит имя соответствующей компании. Компания обычно предоставляет актуальные для страны рекламные баннеры, позволяет связать учётную запись службы со своими службами (например, почтовой).

Условия использования

Переписка в ICQ не является личной (конфиденциальной) в прямом смысле этого слова, даже несмотря на то, что активных собеседников, как правило, двое. В соответствии с правилами пользования сервисом, все права на передаваемую в рамках сервиса информацию передаются AOL Inc., в том числе права на публикацию и распространение по своему усмотрению. Факт использования сервиса означает принятие пользователем этих условий.

С признанием правил пользования (acceptable use policy ) пользователь передаёт ICQ Inc. все авторские права на данные, которые он опубликовал в рамках службы ICQ.

Вы соглашаетесь, что, отправляя любой материал или информацию через какой-либо ICQ сервис, вы уступаете авторские и любые другие имущественные права на опубликованный материал или информацию. В дальнейшем вы соглашаетесь, что ICQ Inc. имеет право использовать опубликованный материал или информацию в любом виде и с любой целью, включая, но не ограничиваясь, его публикацию и распространение.

Оригинальный текст (англ.)

You agree that by posting any material or information anywhere on the ICQ Services and Information you surrender your copyright and any other proprietary right in the posted material or information. You further agree that ICQ Inc. is entitled to use at its own discretion any of the posted material or information in any manner it deems fit, including, but not limited to, publishing the material or distributing it.

Практика использования

Клиенты сторонних разработчиков

Помимо официальных клиентов, предоставляемых компанией AOL и её партнерами, существует целый ряд неофициальных клиентов, создаваемых сторонними разработчиками. Среди них клиенты для разных платформ, выходящие под свободными и проприетарными лицензиями, многопротокольные и поддерживающие исключительно сервис ICQ.

Эти клиенты создавались с использованием обратной разработки протокола OSCAR, тем самым нарушая ICQ Terms of Services . Спецификация протокола OSCAR была открыта только в 2008 году.

Такие клиенты, в силу особенностей их реализации, как правило, дают пользователю некоторые возможности, которые не могут быть обеспечены вышедшими на данный момент версиями клиентов AOL. В числе таких возможностей могут быть:

  • возможность использования сервиса на более широком спектре платформ - а именно, на тех платформах, для которых не выпускаются версии официального клиента или поддержка которых была прекращена (например, Windows Mobile);
  • меньшая требовательность к аппаратным ресурсам компьютера;
  • большие возможности в конфигурировании поведения программы, её графического интерфейса, использования дополнительных функций (например, проверку на игнор) и т. п.;
  • для клиентов с открытой моделью разработки - возможность исследовать и модифицировать исходный код программы;
  • для многопротокольных клиентов - возможность совместить в одной программе общение сразу по нескольким различным протоколам.

С другой стороны, для них не доступны возможности ICQ Xtraz, предоставляющей развлекательные услуги.

Неофициальные клиенты также могут добавлять дополнительную функциональность, связанную с реализацией сервиса. В частности, могут быть доступны следующие возможности:

  • отправка текста любой длины путём его разбивки на отдельные сообщения самим клиентом;
  • запрет отправки собеседнику уведомлений о наборе сообщения;
  • добавление в список контактов пользователя, требующего авторизации, без прохождения таковой;
  • шифрование передаваемых сообщений, если оба собеседника используют совместимый клиент.

Альтернативные клиенты

Специализированные клиенты

Веб-службы

  • meebo - клиент, реализованный в виде

"Крошечная израильская компания Mirabilis взяла Интернет штурмом", - писала в феврале 1998 года San Francisco Chronicle. Их программа ICQ в первый же год набрала 7,5 млн подписчиков, а спустя немногим более пяти лет их стало 100 млн. Простота, доступность и открытость ICQ позволили ей невероятно быстро обрасти несметным множеством дополнений и усовершенствований, привлекающих внимание миллионов новых поклонников по всему миру. Невероятным и был успех создателей ICQ, четырех двадцатилетних парней, подаривших людям новый способ находить друзей и общаться, преодолевая расстояния и границы, и сказочно на этом разбогатевших.

Это - история ICQ со слов Джима Даттона, очевидца событий, работавшего над схожим проектом в другой компании, Activerse, проигравшей ICQ. И это часть истории мира современных технологий. Мира, где есть место энтузиазму и бескорыстию, жажде наживы и шпионажу, интригам и большой удаче, схватить которую - мечта многих и удел, увы, единиц.

1997 год. Невинные забавы

Команда Даттона работала тогда над созданием новой среды для виртуальных офисов. Прототип показали нескольким друзьям, их реакция обескураживала: "Симпатично, но я бы не стал это использовать". Впрочем, одна из возможностей этого софта заинтересовала большинство тех, кто с ним познакомился, - возможность видеть, когда другие сотрудники компании находятся в интерактивном режиме.

Activerse не знала тогда, но скоро выяснила, что другая группа программистов носилась с подобной идеей уже несколько месяцев. Это были Арик Варди, Яйр Голдфингер, Сефи Вигисер и Амнон Амир - старшеклассники из Тель-Авива, которые создали компанию Mirabilis и еще в ноябре 1996 года выпустили небольшое приложение под названием ICQ (произносится как "I seek you" - "я тебя ищу"). И эта штуковина была лучше той, что сделала Activerse. А хуже всего было то, пишет Даттон, что эти мальчики раздавали свое программное обеспечение задаром и, кажется, вообще не собирались на нем хоть когда-нибудь зарабатывать. Число пользователей ICQ росло, и росло быстрее, чем у какого-либо другого софта в истории. К середине года в активе ICQ были миллионы человек, в основном подростков, многие из которых использовали ее каждый день. Activerse, впрочем, была счастлива уступить такой рынок мальчишкам из Mirabilis. Она решила сосредоточиться на платежах и корпоративных клиентах. Но вновь опоздала: ICQ-сервер для предприятий был выпущен Mirabilis уже в августе 1997 года.

Рынок IM быстро набирал обороты. В октябре в Activerse позвонили из Microsoft: ее представителей приглашали в Редмонт, чтобы они могли ознакомиться со стандартом протокола IM, разработанным в корпорации. Они съездили. По мнению Даттона, этот стандарт свидетельствовал лишь о том, что Microsoft пытается столкнуть с рельсов быстро набирающий скорость поезд Mirabilis.

1998 год. Как стать миллионером

Несмотря на дикую популярность и быстрый рост, в начале 1998 года ICQ обладала не самой большой базой пользователей. America Online, еще в 1997 году заметив феноменальный успех IM, переделала свою программу для мгновенного обмена сообщениями, AOL Instant Messenger (AIM), и интегрировала ее в Netscape Navigator. Поскольку каждый клиент AOL по определению был зарегистрированным пользователем AIM, у нее имелось порядка 10 млн пользователей. Однако скорость, с которой простенькая ICQ набирала новых подписчиков, AIM и не снилась. Было ясно, что по размеру и по лояльности аудитория ICQ скоро затмит "аоловскую". И это при том, что Mirabilis ни гроша не тратила на маркетинг и рекламу.

Было ясно и то, что другой гигант, Microsoft, проигрывает на этом быстро растущем рынке. Увлекшись битвой с Netscape за первенство на рынке интернет-браузеров, Microsoft пропускала то, что не лежало на поверхности, а именно - что миллионы людей, которых эти браузеры связывают с Сетью, оторваны друг от друга, раз не могут общаться напрямую. Microsoft решила исправить положение, поглотив выскочку Mirabilis.

Надо сказать, что Mirabilis к тому времени уже немного повзрослела. В ней было порядка ста служащих, главным образом в Тель-Авиве и в Нью-Йорке, где были установлены серверы, обслуживающие ICQ. Но по сути она оставалась группой тинейджеров, не имевших опыта в деловом мире. Миллионы клиентов не приносили им никаких доходов, у них не было плана, как начать зарабатывать, и они, вероятно, с легкостью согласились бы на предложение Microsoft, если бы не вмешался Йоси Варди, отец главы Mirabilis Арика Варди, жесткий и харизматичный, один из крупнейших израильских инвесторов. Йоси заявил, что Microsoft зря считает себя единственной компанией на земле, которая хочет иметь ICQ.

В июне 1998 года ICQ досталась-таки не Microsoft, а AOL. Гигантская корпорация выложила вчерашним школьникам, отцам-основателям ICQ, 287 млн долларов наличными, без всяких условностей типа опционов и варрантов.

Что касается Microsoft, то она прикупила небольшой стартап Flash Communications и немедленно объявила о своих планах выпустить MSN Messenger. Ну а у ICQ к концу этого года было больше подписчиков, чем даже у самой AOL. И она все еще лидировала на Download.com, крупнейшем в мире сайте, откуда пользователи Интернета могут загрузить понравившуюся им программу. ICQ загружали миллион раз в неделю.

1999 год. Битва титанов

Успех привлек к технологии IM внимание других телекоммуникационных монстров, опасавшихся остаться на обочине неожиданно появившегося и на глазах раздувавшегося рынка. Activerse в конце концов досталась бостонскому интернет-конгломерату CMGI, став одной из тридцати компаний, которые полностью или частично принадлежали ему, его филиалам и его фондам.

Новому владельцу удалось прикончить компанию в несколько приемов: Activerse объединили с тремя другими компаниями, образовав CMGI Solutions; потом CMGI купил Tribal Voice, работавшую в том же, что и Activerse, сегменте; затем придал все разработки в области IM-технологий своему новому филиалу; опять все переделал, объединив Tribal Voice с другой компанией. В общем, пишет Даттон, "у CMGI было больше желудков, чем у коровы, и они переварили нас в каждом из них".

Тем временем Microsoft наконец выпустила MSN Messenger, который, кстати, никак не учитывал тот старый, разработанный ими же самими стандарт. И AOL вступила в отчаянную борьбу за сохранение своего лидерства на рынке IM. Первый MSN Messenger обладал приятной возможностью - его пользователи могли свободно обмениваться сообщениями с клиентами AIM. Но AOL немедленно перестроила свои серверы так, чтобы это прекратить. Microsoft выпустила "заплатку", устраняющую эту проблему. И еще несколько недель два гиганта, к восхищению журналистов, лупили друг друга, не давая покоя своим пользователям. Наконец Microsoft отступила. Новая версия ее MSN Messenger, выпущенная в ноябре 1999 года, больше не пыталась установить связь с AIM. Но AOL продолжает отбиваться от других компаний, включая AT & T, Tribal Voice, Odigo и Trillian, которые все еще предпринимают попытки объединить Сеть. Очевидно, она ценит внимание только своих клиентов, хотя до сих пор так и не придумала, как превращать его в деньги, ехидничает Даттон.

На этом легенда "аськи" в его изложении заканчивается. Но жизнь продолжается. Microsoft сейчас пытается обойти AOL с другой стороны, используя метод, который позволил ей выбить Netscape в войне за рынок браузеров: она интегрировала MSN Messenger в свою новую операционную систему Windows XP и отлично расширила функциональные возможности самой программы, включив, например, возможность проводить интерактивные видеоконференции. AOL ответила тем, что предложила клиентам ICQ возможность посылать сообщения на мобильные телефоны. Microsoft парировала контрактом с Vodafone: пользователи мобильных телефонов могут не только получать сообщения, но и отвечать пользователям Messenger, а также читать свою электронную почту на серверах Hotmail, принадлежащей Microsoft. Кстати, в России, где "аська" является самым популярным IM-клиентом, это тоже работает - используя разработки компании "Новософт", "Мобильные телесистемы" начали в Новосибирске коммерческую эксплуатацию сервиса, позволяющего абонентам GSM-сети пользоваться ICQ с мобильного телефона.

Следующий ход за AOL. К 2005 году, как ожидается, порядка 500 млн клиентов IM будут посылать друг другу более 3 млрд сообщений в день. За то, чтобы дирижировать этим мощным хором, стоит побороться, не так ли?

Северная часть Тель-Авива имеет славу одного из самых дорогих районов Израиля - здесь, в высотных домах и роскошных виллах проживает верхушка израильского делового мира. Здесь же располагается множество фирм, занимающихся компьютерным бизнесом. В последнее время доходы от израильского хайтека составляют около 10 процентов прибыли страны, и эта цифра увеличивается. Думаю, вам не надо представлять компании VocalTec, VDONet и CheckPoint. Компания Mirabilis, хозяин ICQ, не последняя в этом ряду.

По признанию одного из моих друзей, сетевая эпоха до ICQ оставляла простого пользователя наедине с монитором, а разглагольствования о легкости сетевого общения сопровождались долгим процессом "забивания стрелки". С появлением ICQ миллионы людей получили возможность общаться между собой в реальном времени, невзирая на офлайновые расстояния между ними.

ICQ (I seek you) - в переводе на русский название этой программы означает "я ищу тебя".

Итак, немного истории - в ноябре 1996 года четверо молодых и, разумеется, талантливых программистов - Сефи Вигисер, Арик Варди, Яир Гольдфингер и Амнон Амир - выпустили самую первую версию программы ICQ. Обратите внимание: если Яир и Амнон получили степень бакалавра в области математики, то Сефи и Арик ограничились полным средним образованием. Совершив такой необдуманный поступок, как написание перспективной freeware программы, они почли за лучшее объединиться и создать компанию Mirabilis. Почему "Мирабилис"? Говорят, что родители одного из соучредителей будущего стартапа сидели и перебирали различные женские имена, после этого их сын лез в Сеть и проверял, существует ли что- нибудь подобное или еще нет. Остановились на Мирабилис.

История названия самой программы ICQ намного запутанней - никто уже не помнит, кому пришло в голову это легкое для запоминания сокращение. Впрочем, никто и не предполагал, что за год с небольшим количество пользующихся ICQ граждан перевалит за 6 миллионов. Однако это произошло - первоначальная идея была правильной и обстоятельства сложились подходящим образом. Теперь Mirabilis пытается решить вполне "взрослые" задачи, оставаясь при этом сильно разросшейся гаражной компанией с обычным "гаражным" налетом разгильдяйства.

И, разумеется, "Мирабилис" совершила всамделишную революцию в области сетевого общения - не забывайте об этом. Я посетил офис уважаемой компании и поговорил с несколькими сотрудниками "Мирабилис". Первый мой собеседник - Яран, руководитель отдела маркетинга.

В чем основная идея ICQ, по мнению Мирабилис?

Идею ты видишь на экране - это список твоих друзей и возможность общаться с ними, когда они находятся в Сети - не надо ждать, когда они проверят электронную почту и не надо названивать по телефону, спрашивая, когда твой приятель соизволит зайти на канал IRC. Не забывай и о возможностях программы отправлять файл, не разбивая его на части для почтовых серверов и не пользуясь промежуточными ftp-серверами...

Согласен ли ты, что ICQ - всего лишь более простой способ использования идеологии IRC?

Ну нет, это совсем другое. Наш программа относится к стандарту ULS - User Located Service. Программа находит временный IP-адрес каждого из пользователей и устанавливает между ними постоянную связь, предоставляя практически все услуги персональных коммуникаций... Например, хотя мы и не ожидали этого, но ICQ стала хитом среди любителей поиграть в игры друг с другом через Сеть. А что касается IRC, то вспомни, как ты сидел там часами, ожидая друзей...

Сколько человек сегодня работают в компании?

Около 50. 16 разработчиков программного обеспечения, а остальные - техническая поддержка пользователей и маркетинговая служба.

Вот как. Большинство пользователей уверены, что такое понятие в замечательной компании "Мирабилис" отсутствует.

Ты совершенно не прав! Перво-наперво, давай разделим вопросы стратегии на два раздела: ICQ для частных пользователей и для корпоративных клиентов. Сегодня именно вторая группа дает нашей компании львиную долю доходов. Среди наших клиентов такие гиганты, как Шведская телефонная компания и другие крупные предприятия Германии и Швеции. Многие из них совсем не связаны с интернет-бизнесом. Мы предоставляем им специальные решения по созданию внутренней информационной магистрали. Взяв за основу ICQ, мы создали интранетовские, не связанные с внешним миром, системы коммуникаций. Любой чиновник, работающий в телефонной компании Швеции, имеет возможность в любой момент "вызвать на ковер" требуемого сотрудника. На видео-ковер. Продажа интранетовских корпоративных систем дает нам сегодня очень и очень хороший доход. Хотя мы не забываем и о возможностях получения доходов от частных пользователей ICQ...

Вы все-таки собираетесь брать деньги с пользователей?

Нет, сегодня наша стратегия состоит в продаже рекламной площади третьим компаниям, которая будет видна каждому из 5 миллионов пользователей программы.

Как она будет выглядеть?

В строке сообщения между информационной строкой и самим текстом появится линеечка, на которой, в зависимости от данных клиента, будет появляться рекламное объявление. Каждый из пользующихся программой давал свои данные, в которых упоминается из какой он страны и города, сколько ему лет и так далее... Основываясь на этих сведениях, мы сможем предложить рекламодателям точно определить своих потенциальных клиентов.

М-да, у меня написано, что я из Барбадоса...

Странно, очень многие пишут, что они из Макао, судя по ответам пользователей, Макао можно причислить к лидерам интернет-рынка... Впрочем, не забывай, что большинство пользователей все же довольно полно заполняют анкеты и что самое интересное, даже если страна взята "с потолка", то возраст все равно точен, а в современном мире возраст зачастую важнее страны проживания.

Мы передаем рекламодателям только статистические данные, а ни в коем случае не личные данные подписчиков. Однако по условиям оформления подписки компания оставляет за собой право коммерческого использования тех сведений, которые пользователь о себе сообщил. Поскольку при этом мы никого не обязываем сообщать о себе те или иные данные, то всякий, кто опасается спама, может просто не указывать собственный адрес.

Ты можешь официально заявить о том, что компания Mirabilis не будет взимать деньги за пользование программой и услугой?

К сожалению, нет... Окончательно сказать не могу. Единственное что верно, это то, что стратегия компании на сегодняшний день состоит в продаже рекламного пространства.

Не кажется ли тебе, что такая неопределенность приводит к появлению панических слухов среди пользователей...

Ты даже не можешь себе представить, какие слухи рождаются вокруг программы ICQ! Мы всеми силами пытаемся объяснять позицию компании, но, к сожалению, эффект получается обратным - каждое наше сообщение обрастает слухами и догадками. К тому же не забывай, что ежедневно к нам присоединяются 30 тысяч человек.

Не так давно было опубликовано сообщение, что Netscape заключила соглашение с провайдером America Online, о том, что в броузер Netscape будет встроена программа AOL Message Assistant, которая по своей идее является конкурентом ICQ. Как тебе такая новость?

Нормальная новость. Сегодня программы класса ICQ - последний писк моды и вершина требований пользователя. Следовательно, рано или поздно гиганты компьютерного рынка будут просто обязаны выйти на тропу войны за лидерство в этом секторе. В Netscape Communications уже давно присматривались к нашему рынку. В то же время AOL уже соорудила свою программу и какой бы недоделанной она ни казалась, часть пользователей выбрала именно ее. И вот они решили объединиться в наступлении на рынок ULS... Что ж, нам это выгодно - одним конкурентом стало меньше.

А к вам не обращались "сильные мира сего"?

О... И не один раз. Были обращения и от Microsoft, и от Netscape, и от ряда других компьютерных гигантов. Но на данный момент у нас нет партнерства, подобного пакту Netscape-AOL.

Одним словом, Билл Гейтс вас еще не купил?

Мы выпустили специальную версию для пользователей продуктов Microsoft. Это была в общем-то обычная версия ICQ, но с небольшими изменениями.

Например, там не было выбора голосовой программы, которой пользователь хочет воспользоваться, а просто предлагалось сразу включить Microsoft NetMeeting. Впрочем, мы много для кого выпустили специализированные версии, не только для Microsoft. Переговоры о расширении сотрудничества ведутся, но пока ничего сенсационного сообщить не могу.

Мне представляется, что у Mirabilis есть только два пути развития. Либо продать себя Microsoft, либо остаться самостоятельными, пойдя на публичную эмиссию. Как вы собираетесь жить? Есть ли какая-то информация, которую вы готовы предложить своим потенциальным покупателям в случае публичной эмиссии?

У нас есть уровень трафика сравнимый с Yahoo, Altavista и крупнейшими интернетовскими серверами. Мы привлекаем инвестиции в развитие нашего проекта, но о планах эмиссии я ничего определенного сказать не могу.

Вы, вероятно, слышали о проблеме русской буквы "ю"...

Когда мы создавали программу, никто не знал, что она завоюет такую популярность. И уж поверь мне, никто не знал, что русскоязычных пользователей будет так много. Но мы развиваемся.

У нас появились новые более мощные серверы в США, и появились русскоязычные работники - с октября месяца у нас их двое.

Есть ли у вас планы создания локализованных версий ICQ?

В принципе, мы взвешиваем возможность обращения к какой-нибудь компании, которая занимается переводом программ на разные языки, но, по нашим сведениям, более 60% передают информацию на английском языке.

А что с новыми версиями?

Для Windows никакой грандиозной новой версии не планируется, работаем над версиями для Java и Mac, где скоро будут релизы.

Поговорив с Яраном, я отправился в зал группы поддержки и побеседовал с ребятами, которые отвечают на письма и вопросы пользователей.

Какой вопрос особенно популярен?

Всякого рода слухи: когда ICQ станет платным, когда мы наконец закроемся (дружный смех), ну и, конечно, люди постоянно просят помочь им в восстановлении потерянного пароля.

А это возможно?

Если человек помнит свой номер или хотя бы свои инициалы и почтовый адрес, то восстановить пароль можно и мы ему в этом вопросе с удовольствием поможем. Унас помогают всем!

То есть каждый пользователь имеет право на техническую поддержку со стороны компании?

Ответ в течение 24 часов гарантируется! Более того, есть такие, кто, не доверяя электронной почте, звонят к нам! Да-да, даже из Америки. Однако мы призываем всех быть экономными и ограничиваться отправкой почтовых сообщений.

Какие еще вопросы вы получаете?

Очень многие пишут нам письма благодарности, говорят, что ICQ перевернула их жизнь.

Есть даже семейные пары, которые познакомились благодаря нашей программе. Вот недавно вся наша компания получила коллективное приглашение на свадьбу двух пользователей. Жених австралиец, невеста из Швеции. Другой случай - человек, который во время работы на компьютере испытал сердечный приступ и попросил собеседника по ICQ вызвать ему скорую помощь. Вызвали. Говорят, что наша программа уже стала причиной для нескольких разводов - супруги ревновали друг друга к кому-то из контакт листа.

А сколько сообщений вы получаете в день?

В среднем около полутора тысяч сообщений. Ну а в дни выпуска новых версий, количество вопросов и обращений возрастает до 2,5 тысяч!

Ваша работа ограничивается ответами на вопросы?

В последнее время мы стали помогать пользователям организовываться в группы по интересам. Создаем ICQ-форумы. Люди обращаются к нам, и мы вывешиваем на титульном листе ссылки на их группы.

Используете ли вы шаблоны для ответов пользователям?

Официально нет, однако если ответ точно повторяет предыдущий, то мы используем основу прошлого ответа.

Что и говорить, веселая работенка у этих тель-авивских студентов - каждый день отвечать на полторы тысячи вопросов...

Напоследок я пообщался с Мишей, одним из русскоязычных программистов Mirabilis.

Когда, откуда ты приехал, как давно в Израиле, как давно в ICQ?

В Mirabilis я работаю с начала октября 1997 года. До этого долго работал в VocalTec. А в "Мирабилис" всего три с половиной месяца. То, что я делаю, практически не имеет прямого отношения собственно к ICQ. Это новое направление, что-то вроде чата с особенно гибкими и иерархически построенными функциями администрирования. Собственно, эти функции и есть самая сильная сторона будущего продукта, которая плохо выполнена в аналогах. Такой вот по большей части серверный и административный проект. Надеюсь, что весной эта система уже выйдет, и все узнают, что да как. Это, пожалуй, все, что касается профессиональной стороны.

Ну как же все? Ты не сказал, когда ты приехал в Израиль, где ты учился и все такое.

Ну хорошо. Я живу в Израиле с 93 года. Учился в МИЭМе на вечернем отделении в течение четырех с половиной лет, если это можно назвать учебой. Посередине отслужил в Красной Армии. Это, собственно, все, что я могу сказать о себе. Ах да, как я попал в Mirabilis? Cовершенно стандартным путем - просто пришел по объявлению. Из VocalTec я ушел потому, что стало скучно и хотелось чего-то нового, а Mirabilis, на мой взгляд, достаточно круто с точки зрения "тут поработать". Это интересная компания.

Ты работаешь в самой крутой интернетовской фирме на сегодняшний день. Какие у тебя ощущения по этому поводу?

Ну, гордость?.. Не знаю, это просто интересно и приятно быть этаким интернетовским мэйнстримом. Полтора года назад в VocalTec я чувствовал себя так же, тогда интернет-телефония была самым горячим направлением.

Не расскажешь ли ты нашим читателям, в какой компании ты собираешься работать в будущем году? Это очень помогло бы им в правильном трудоустройстве.

Ничего не могу об этом сказать. Я работал во многих местах с переменным успехом. Иногда - удачно, иногда неудачно: в общем, аналитик из меня плохой.

Сегодня модная тема - разговоры об offline-online интеграции, например, о гипотетическом домашнем сервере, который управляет чайниками и прочими простыми приборами. Вопрос в порядке бреда - двигаетесь ли вы в этом направлении?

Дело в том, что все вышеперечисленное - больше вопрос интеграции с "железом". Протокол, как известно, все стерпит, и вопрос заключается в том, кому все это нужно. Если у производителей hardware появится необходимость внедрять ICQ, то они об этом позаботятся: купят лицензию и все, что положено.

А что касается серверов, которые чайниками управляют: включают их и выключают, то я это плохо себе представляю. Мне не очень понятно, кому вообще такой чудо-сервер нужен.

Существует миф о программистах-трудоголиках, работающих в гаражных компаниях, вроде "ПараГрафа" или той же "Мирабилис". Они якобы работают по 24 часа в сутки. Как ты проводишь свои вечера?

Я как раз плохой пример: я убиваю время как получится. Конечно, сейчас я работаю больше, чем работал в VocalTec"е. Это вопрос интереса, то есть пока интересно - работается, а если неинтересно, то какой смысл сидеть? Проблема в том, что очень много времени отнимает ползание по Интернету, это такая зараза, от которой очень трудно избавиться. Очень мешает работе, хотя непосредственно с работой связано.

Читаешь ли ты что-нибудь в русскоязычной части Сети, можешь ли отметить какие-нибудь проекты?

Я каждый день захожу на anekdot.ru и иногда посещаю "Вечерний Интернет", хотя последний мне не очень-то нравится. А больше нигде, пожалуй, и не бываю. Работа, знаешь ли.


__________________

15 ноября 1996 года в Израиле была основана компания Mirabilis, которая разрабатывала мессенджер ICQ. За 20 лет сервис прошёл через большие изменения, несколько раз менял владельцев, растерял аудиторию, но в последние годы получил шанс на «второе рождение».

Обозреватель сайт изучил краткую историю ICQ - о создании в 1995 году, неудачных попытках Microsoft приобрести компанию, покупке фондом Алишером Усманова в 2010 году и последних нововведениях. Российские эксперты рассказали, почему сервис потерпел фиаско на рубеже десятилетий и есть ли у него шансы вновь стать популярным.

Основание компании и сделка с AOL

В 1995 году, когда до «пузыря доткомов» оставалось 5 лет, четверо израильских старшеклассников Арик Варди, Сефи Вигисер, Яир Голдфингер и Амнон Амир создали простой «интернет-пейджер» для общения друг с другом. Согласно их идее, программа должна быть нетребовательна к ресурсам компьютера.

Отец сооснователя ICQ Арика Варди и первый инвестор - Йосси Варди

Поначалу программа не имела названия, пока кто-то не предложил назвать её первыми буквами словосочетания I seek you («Я ищу тебя»). Немного доработав эту идею, сооснователи решили назвать свою разработку ICQ.

В ноябре 1996 года была основана компания Mirabilis, которая объявила, что ICQ будет свободна для скачивания. В том же году сервис набрал первый миллион пользователей. Первая версия программы была очень простой и поддерживала только текстовые сообщения. Пользователи подключались к порту UDP 4000 сервера icq.mirabilis.com

В декабре 1997 года вышли клиенты ICQ для Windows 3.1x, Windows 95, Windows NT и Macintosh. К тому моменту сервисом уже пользовалось более 5 миллионов человек, ежедневная аудитория составляла 1,3 миллиона человек, а одновременно в сети было больше 300 тысяч пользователей.

В 1998 году к ICQ каждые три недели подключались 1 миллион новых пользователей - разработчикам приходилось кропотливо работать, чтобы сервера не упали под нагрузкой, и менять протокол.

Во второй половине 1990-х годов корпорация AOL заинтересовалась в расширении аудитории своего мессенджера , который был встроен в браузер Netscape Navigator. Программой пользовались 10 миллионов человек, но не все они были активными, потому что каждый зарегистрированный пользователь AOL автоматически становился пользователем мессенджера AIM.

В 1997-1998 годах AOL стала пристально следить за продуктом молодой израильской компании Mirabilis. К тому моменту ICQ был на подъёме - набирал новых пользователей, открыл специальный сервер для корпоративных клиентов, занимал первые места по скачиванию на Download.com.

Кризис

Из-за возросшей конкуренции на рынке положение сервиса ухудшалось. В конце 2000-х годов AOL пыталась удержать пользователей. В июле 2008 года компания изменила конфигурацию серверов, которые на некоторое время не позволили работать сторонним программам с протоколом ICQ.

В декабре того же года были произведены последние изменения на сервере, которые сделали использование ICQ на сторонних платформах невозможным. 29 декабря пресс-служба ICQ распространила сообщение, в котором назвала использование сторонних программ «опасным». C 21 января 2009 года серверы ICQ начали блокировать все неофициальные клиенты на территории СНГ.

Несмотря на попытки AOL сохранить положение, ICQ продолжал терять пользователей. В 2010 году сервис был выкуплен фондом Алишера Усманова и Юрия Мильнера Digital SkyTechnologies - за 187 миллионов долларов. Это на 54% меньше, чем AOL заплатил за ICQ в 1998 году. В сентябре 2010 года сервис стал частью Mail.ru Group. По данным холдинга, ежемесячная аудитория ICQ с декабря 2009 по декабрь 2010 года сократилась на 35% - до 33,5 млн человек.

Развитие внутри Mail.Ru Group

Изначально Mail.ru Group планировала объединить мессенеджеры «Агент Mail.Ru» и ICQ - об этом сообщали источники газеты «Ведомости».

После покупки DST сервис продолжал терять аудиторию. В сентябре 2012 года Mail.Ru Group выпустила отчёт, согласно которому с июня 2011 по июнь 2012 года сервис потерял треть пользователей - их число упало с 30,8 млн до 20,5 млн человек. В 2014 году популярность сервиса - за 2013 год он потерял 30% аудитории, число пользователей упало до 11 миллионов, среди которых 6,7 миллионов были из России.

Так менялся настольный клиент ICQ с 1996 по 2015 годы:













Большие изменения начались в ICQ c 2014 года - тогда вышла новая версия протокола и обновлённые программы с новым пользовательским интерфейсом для настольных и мобильных платформ. В 2015 году стало известно, что Mail.Ru Group на развитии ICQ вместо «Агент Mail.Ru».




Top