Как развивался слух. Что такое абсолютный слух? Как развить абсолютный слух? Невнимательность или «музыкальная глухота»

Гузяева Людмила Петровна, преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО Детской школы искусств № 8 г. Ульяновска

Методическая разработка

«Изучение и формирование мотивации обучения в ДШИ как элемента педагогической культуры»

I . Вступительная часть

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Перед педагогом стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно выработать такие задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им.

Цель написания работы – рассмотреть способы мотивирующего обучения в детской школе искусств.

Задачи работы:

    рассмотреть формы и методы мотивации, применимые для школы искусств;

    проанализировать принципы мотивации личностно-ориентированного обучения.

Мотив – побуждение к активности в определённом направлении.

Слово «мотивация» от глагола « movere » - двигать. Мотивированным человеком будто что-то движет, он упорен и сосредоточен на выполнении задачи, легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Понятие «мотивация к музыкальной деятельности » - это совокупность потребностей, интересов, мотивов, побуждающих ребенка к активной, целенаправленной и эмоционально окрашенной музыкальной деятельности.

Каждый возраст имеет свою характеристику мотивации.

Характеристика мотивации детей младшего школьного возраста:

На начальном этапе обучения – 1-3 месяцы учёбы:

    потребность в новых впечатлениях;

    потребность в учении как новой деятельности;

    потребность заслужить похвалу педагога;

    потребность стать лучше, стать отличником.

Здесь ученики недалеко ушли от дошкольного возраста. Мотивация носит чаще эмоциональный характер.

    чувством долга;

    желанием получить престижную оценку;

    мотив избегания санкций, то есть наказания;

    интерес к предмету, но эта мотивация носит неустойчивый характер, так как не выработался интерес к определённым предметам.

Работа над повышением уровня мотивации учащихся должна проводиться путём взаимодействия всех участников образовательного процесса – педагогический коллектив, учащиеся, родители.

II . Уровни мотивации.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

1.Высокий уровень учебной мотивации, учебной активности: у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования к учёбе. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

2.Хорошая учебная мотивация: учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3.Положительное отношение к школе: школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

4.Низкая школьная мотивация: эти дети посещают школу неохотно.

Предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

5.Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация: такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.

III .. Принципы формирования мотивации.

Существует несколько принципов формирования мотивации:

    при формировании мотивации педагог ориентируется на перспективы, резервы ученика в каждом конкретном возрасте;

    для мобилизации резервов мотивации организовывается включение ребёнка в активные виды деятельности (учебную, внеклассную, концертную, конкурсную);

    в ходе осуществления различных видов деятельности у обучающихся развиваются новые личностные качества;

    для мотивации важную роль играет личность педагога. Его облик, манера говорить, отношение к учащимся – всё это влияет на отношение детей не только к учителю и его занятиям, но и к школе в целом;

    на формирование мотивации к обучению влияет и участие детей в концертной и конкурсной деятельности. Успехи и сцена воодушевляют учащихся, создают положительное эмоциональное поле, тем самым воспитывают подлинный интерес к музыкальным занятиям;

    посещение концертных залов, выставок, музеев также положительно влияют на мотивацию обучения.

IV . Подведение итогов.

Мой педагогический опыт позволяет о следующем спектре мотивов, которые побуждают детей младшего школьного возраста к музыкальной деятельности. В первую очередь это получение удовольствия от эмоционального насыщения и творческого самовыражения в элементарном игровом музицирование. На второе место я ставлю стремление к общению со сверстниками в коллективных формах музыкальной деятельности – ансамбли. В третьих, должно быть удовлетворено любое любопытство ребёнка, которое даст толчок к развитию познавательного интереса через занимательные музыкально-дидактические игры. Нельзя забывать про стремление подражать родственникам, занимающимся музыкой, потребности одобрения со стороны родителей. А стремление к самоутверждению, признанию в глазах взрослых и сверстников через выступления в домашних и школьных концертах, успехи в обучении; наличие способностей к музыкальной деятельности, профессиональное самоопределение ребёнка – вот мотивы, которые позволят ребёнку успешно учиться в школе искусств.

Отдельно следует остановиться на эффективности личностно-ориентированного подхода к обучению, который даст прекрасные результаты в развитии у детей мотивации к музыкальной деятельности. Индивидуальные уроки по специальности позволяют координировать и конкретизировать учебный материал, соотносить его с индивидуальными и творческими возможностями ученика, их личностными мотивами. А также гибко реагировать на требования социума к музыкальному образованию как сфере социализации и самоактуализации ребёнка.




Top