Как-толстой описывает масонство. Cочинение «Масоны на страницах романа Л

Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства. Он устроивал столовые и надгробные ложи, вербовал новых членов, заботился о соединении различных лож и о приобретении подлинных актов. Он давал свои деньги на устройство храмин и пополнял, насколько мог, сборы милостыни, на которые большинство членов были скупы и неаккуратны. Он почти один на свои средства поддерживал дом бедных, устроенный орденом в Петербурге. Жизнь его между тем шла по-прежнему, с теми же увлечениями и распущенностью. Он любил хорошо пообедать и выпить и, хотя и считал это безнравственным и унизительным, не мог воздержаться от увеселений холостых обществ, в которых он участвовал. В чаду своих занятий и увлечений Пьер, однако, по прошествии года начал чувствовать, как та почва масонства, на которой он стоял, тем более уходила из-под его ног, чем тверже он старался стать на ней. Вместе с тем он чувствовал, что чем глубже уходила под его ногами почва, на которой он стоял, тем невольнее он был связан с ней. Когда он приступал к масонству, он испытывал чувство человека, доверчиво становящего ногу на ровную поверхность болота. Поставив ногу, он провалился. Чтобы вполне увериться в твердости почвы, на которой он стоял, он поставил другую ногу и провалился еще больше, завяз и уже невольно ходил по колено в болоте. Иосифа Алексеевича не было в Петербурге. (Он в последнее время отстранился от дел петербургских лож и безвыездно жил в Москве.) Все братья, члены лож были Пьеру знакомые в жизни люди, и ему трудно было видеть в них только братьев по каменщичеству, а не князя Б., не Ивана Васильевича Д., которых он знал в жизни большею частию как слабых и ничтожных людей. Из-под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Часто, собирая милостыню и сочтя двадцать — тридцать рублей, записанных на приход и большею частью в долг, с десяти членов, из которых половина были так же богаты, как и он, Пьер вспоминал масонскую клятву о том, что каждый брат обещается отдать все свое имущество для ближнего, и в душе его поднимались сомнения, на которых он старался не останавливаться. Всех братьев, которых он знал, он подразделял на четыре разряда. К первому разряду он причислял братьев, не принимающих деятельного участия ни в делах лож, ни в делах человеческих, но занятых исключительно таинствами науки ордена, занятых вопросами о тройственном наименовании Бога, или о трех началах вещей — сере, меркурии и соли, или о значении квадрата и всех фигур храма Соломона. Пьер уважал этот разряд братьев-масонов, к которому принадлежали преимущественно старые братья и сам Иосиф Алексеевич, по мнению Пьера, но не разделял их интересов. Сердце его не лежало к мистической стороне масонства. Ко второму разряду Пьер причислял себя и себе подобных братьев, ищущих, колеблющихся, не нашедших еще в масонстве прямого и понятного пути, но надеющихся найти его. К третьему разряду он причислял братьев (их было самое большое число), не видящих в масонстве ничего, кроме внешней формы и обрядности, и дорожащих строгим исполнением этой внешней формы, не заботясь о ее содержании и значении. Таковы были Вилларский и даже великий мастер главной ложи. К четвертому разряду, наконец, причислялось тоже большое количество братьев, в особенности в последнее время вступивших в братство. Это были люди, по наблюдению Пьера, ни во что не верующие, ничего не желающие и поступавшие в масонство только для сближения с молодыми, богатыми и сильными по связям и знатности братьями, которых весьма много было в ложе. Пьер начинал чувствовать себя неудовлетворенным своей деятельностью. Масонство, по крайней мере то масонство, которое он знал здесь, казалось ему иногда, основано было на одной внешности. Он и не думал сомневаться в самом масонстве, но подозревал, что русское масонство пошло по ложному пути и отклонилось от своего источника. И потому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена. Летом еще в 1809 году Пьер вернулся в Петербург. По переписке наших масонов с заграничными было известно, что Безухов успел за границей получить доверие многих высокопоставленных лиц, проник многие тайны, был возведен в высшую степень и везет с собою многое для общего блага камеищицкого дела в России. Петербургские масоны все приехали к нему, заискивали в нем, и всем показалось, что он что-то скрывает и готовит. Назначено было торжественное заседание ложи 2-го градуса, в которой Пьер обещал сообщить то, что он имеет передать петербургским братьям от высших руководителей ордена. Заседание было полно. После обыкновенных обрядов Пьер встал и начал свою речь. — Любезные братья, — начал он, краснея и запинаясь и держа в руке написанную речь. — Недостаточно блюсти в тиши ложи наши таинства — нужно действовать... действовать. Мы находимся в усыплении, а нам нужно действовать. — Пьер взял свою тетрадь и начал читать. — «Для распространения чистой истины и доставления торжества добродетели, — читал он, — должны мы очистить людей от предрассудков, распространить правила, сообразные с духом времени, принять на себя воспитание юношества, соединиться неразрывными узами с умнейшими людьми, смело и вместе благоразумно преодолевать суеверие, неверие и глупость, образовать из преданных нам людей, связанных между собою единством цели и имеющих власть и силу. Для достижения сей цели должно доставить добродетели перевес над пороком, должно стараться, чтобы честный человек обретал еще в сем мире вечную награду за свои добродетели. Но в сих великих намерениях препятствуют нам весьма много нынешние политические учреждения. Что же делать при таком положении вещей? Благоприятствовать ли революциям, все ниспровергнуть, изгнать силу силой?.. Нет, мы весьма далеки от того. Всякая насильственная реформа достойна порицания потому, что нимало не исправит зла, пока люди остаются таковы, каковы они есть, и потому, что мудрость не имеет нужды в насилии. Весь план ордена должен быть основан на том, чтоб образовать людей твердых, добродетельных и связанных единством убеждения, убеждения, состоящего в том, чтобы везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель: извлекать из праха людей достойных, присоединяя их к нашему братству. Тогда только орден наш будет иметь власть — нечувствительно вязать руки покровителям беспорядка и управлять ими так, чтоб они того не примечали. Одним словом, надобно учредить всеобщий владычествующий образ правления, который распространялся бы над целым светом, не разрушая гражданских уз, и при коем все прочие правления могли бы продолжаться обыкновенным своим порядком и делать все, кроме того только, что препятствует великой цели нашего ордена, то есть доставлению добродетели торжества над пороком. Сию цель предполагало само христианство. Оно учило людей быть мудрыми и добрыми и для собственной своей выгоды следовать примеру и наставлениям лучших и мудрейших человеков. Тогда, когда все погружено было во мраке, достаточно было, конечно, одного проповедания: новость истины придавала ей особенную силу, но ныне потребны для нас гораздо сильнейшие средства. Теперь нужно, чтобы человек, управляемый своими чувствами, находил в добродетели чувственные прелести. Нельзя искоренить страстей; должно только стараться направить их к благородной цели, и потому надобно, чтобы каждый мог удовлетворить своим страстям в пределах добродетели и чтобы наш орден доставлял к тому средства. Как скоро будет у нас некоторое число достойных людей в каждом государстве, каждый из них образует опять двух других, и все они тесно между собой соединятся, — тогда все будет возможно для ордена, который втайне успел уже сделать многое ко благу человечества». Речь эта произвела не только сильное впечатление, но и волнение в ложе. Большинство же братьев, видевшее в этой речи опасные замыслы иллюминатства, с удивившею Пьера холодностью приняло его речь. Великий мастер стал возражать Пьеру. Пьер с большим и большим жаром стал развивать свои мысли. Давно не было столь бурного заседания. Составились партии: одни обвиняли Пьера, осуждая его в иллюминатстве; другие поддерживали его. Пьера в первый раз поразило на этом собрании то бесконечное разнообразие умов человеческих, которое делает то, что никакая истина одинаково не представляется двум людям. Даже те из членов, которые, казалось, были на его стороне, понимали его по-своему, с ограничениями, изменениями, на которые он не мог согласиться, так как главная потребность Пьера состояла именно в том, чтобы передать свою мысль другому точно так, как он сам понимал ее. По окончании заседания великий мастер с недоброжелательством и иронией сделал Безухову замечание о его горячности и о том, что не одна любовь к добродетели, но и увлечение борьбы руководило им в споре, Пьер не отвечал ему и коротко спросил, будет ли принято его предложение. Ему сказали, что нет, и Пьер, не дожидаясь обычных формальностей, вышел из ложи и уехал домой.

Как Толстой описывает масонство в романе «Война и Мир»?

Роман Л. Н. Толстого Война и мир вышел в свет в то время, когда масонские общества в России давно уже были запрещены.

Но события романа переносят нас в первые десятилетия XIX века, когда масонство в России процветало.

Известно, что Михаил Илларионович Кутузов был масоном, он искал в братстве возможность осмыслить и постичь мир. Его масонская история начинается с 1779 г. : в немецком городе Регенсбург он стал причастен к таинствам ордена.

Позже, путешествуя по Европе, Кутузов вошел в ложи Франкфурта и Берлина, а по возвращении в Россию в 1783 г. его признали ложи Петербурга и Москвы. Михаил Илларионович пользовался большим авторитетом среди масонов различных степеней.

При посвящении в седьмую степень шведского масонства Кутузову присвоили орденское имя Зеленеющий Лавр и девиз Победами себя прославить. Этому девизу вполне соответствовала жизнь полководца.

Более 30 лет Кутузов отдал братству, именно он остановил Наполеона, демона насилия и властолюбия в понимании вольных каменщиков, осуществив тем самым основную цель ордена достижение мира и спокойствия.

В романе Толстого Кутузов уже человек с состоявшимися убеждениями, его не мучают сомнения так, как это происходит с Пьером Безуховым, которого как раз волнуют вопросы нравственного самоусовершенствования.

Носителем этих идей в романе Война и мир является Иосиф Алексеевич Баздеев, который произвел на Пьера сильное впечатление своей страстной проповедью. Образ Баздеева написан с реального лица Иосифа Алексеевича Поздеева, очень популярного среди московских масонов.

Это обстоятельство, по-видимому, и заставило оставить без изменения имя и отчество персонажа и внести незначительные изменения в его фамилию.

Любимые герои Л. Н. Толстого проходят сложный духовный путь в мучительных поисках истины. Увлекаются ложными идеями, заблуждаются, внутренне меняются и в конце концов приближаются к идеалу простоты.

Поступление Пьера Безухова в масонское общество приходится на тяжелый период его жизни, связанный с женитьбой на Элен Курагиной. Он мучается, понимая, что не только обманулся, но и обманул других. Считал себя виноватым, что женился не любя, - это повергает Пьера в глубокий кризис.

Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего нужно жить и что такое я? Что такое жизнь, что такое смерть? Какая сила управляет всем? спрашивает он себя. Эти размышления о смысле жизни характерны для положительных героев Толстого.

Приход Пьера к масонству стал важным событием, поскольку это поможет найти выход его внутренним метаниям. Он думал, думал, думал и думал, сообщает автор. Но чем больше он думал, тем темнее, запутаннее и безнадежнее представлялись ему прошедшее, будущее и, главное, настоящее.

Во время таких размышлений, когда Пьер был погружен в высший склад мыслей, до которых может достигнуть человек,- в этот момент в комнату вошел незнакомый человек. Это был старый масон Баздеев, который пришел к Пьеру, чтобы обратить его.

Он сразу начал разговор о масонстве, предложил ввести Пьера в братство вольных каменщиков, где он обретет успокоение. В проницательном взгляде масона Пьер почувствовал надежду и успокоение.

Через неделю был назначен прием Безухова в Петербургскую ложу Северного сияния. Пьер был принят в ложу с соблюдением всех ритуалов. Новая жизнь вселила в Пьера новые силы, и после посвящения в масоны он был весел и сдержан, как бы подтрунивая над всем миром, зная истину.

Со дня приема в братство масонов для Пьера началась новая жизнь деятельности и довольства собою. Вскоре Пьер, поддержанный братьями-масонами в своих давних намерениях, поехал по имениям с целью весьма ясно определенной: облагодетельствовать своих двадцать тысяч душ крестьян.

Смысл жизни Пьер находит в философии нравственного самоусовершенствования как средстве устранения зла в себе и мире.

Интервью с Евгением Щукиным, историком масонства и действующим членом ложи «Имхотеп»

О братстве вольных каменщиков, его истории и учении, символике и ритуалах, написано уже много и известно практически все, несмотря на тайный характер масонского общества. Получить информацию о современном масонстве как организации, в том числе и в России, тоже нетрудно - в интернете представлены сайты всех российских масонских лож. Гораздо больший интерес представляют сами масоны - живые люди, которые по каким-то причинам решают стать частью одного из самых загадочных и скандальных сообществ в мировой истории. Кто же они - русские масоны? Почему они становятся членами этого общества? Чего ждут и чего ищут в масонстве? Говорить о всех современных российских масонах сложно, поэтому мы решили побеседовать с одним из самых активных и творческих российских «братьев» Евгением Щукиным, переводчиком, историком, занимающим в российском масонстве важное место.

Евгений, какую именно масонскую организацию вы представляете в данный момент?

Я состою в ложе «Имхотеп», которая работает в системе египетского масонства по уставу «Мемфис-Мицраим» . До этого состоял в Великой Ложе России (ВЛР) и работал по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу (ДПШУ), занимал в ВЛР и ДПШУ достаточно высокие должности, в частности должность заместителя секретаря. Вообще в масонстве я уже 17 лет, с 1993 года. Среди моих степеней посвящения: 32-й градус Шотландского устава, степень Царственного Свода английского образца, 33-й градус Устава Мемфиса-Мицраима, степень S.I. Древнего Ордена Мартинистов.

Как вы впервые познакомились с масонскими идеями?

Как и многие русские братья, с масонским учением я впервые познакомился через «Войну и мир» Толстого, потом пошел советский агитпроп - «За фасадом масонского храма» Замойского, а потом и самостоятельные поиски более объективной и полной информации, и тут я сразу наткнулся на Альберта Пайка . И в нем я сразу утонул, потому что это был гениальный человечище, нет практически ни одной духовно значимой для меня темы, которую он не раскрыл бы. В частности, именно через него я определился со своей религиозной позицией, которую можно назвать универсализмом. Он бы это так не назвал, но по сути именно универсалистскую позицию он сформулировал своими чеканными фразами, которые для меня многое определили.

Когда человек вступает в масонство, его вообще сразу предупреждают, что это не касса социального страхования, что никаких вспоможений материальных он получать не будет, а будет только платить, платить и платить - взносы, взносы и еще раз взносы.

Чем же вас так привлекло вольное каменщичество? Почему из множества эзотерических учений и организаций вы выбрали именно масонство?

Были некоторые внешние обстоятельства, например, диссидентство. Я был и остаюсь ярым антисоветчиком, и поскольку масонство в СССР подвергалось гонениям и идеологически было заклеймено, оно меня интересовало вдвойне. РПЦ я воспринимаю исключительно как советский бюрократический продукт и для меня это никогда не было вариантом духовного поиска. Кроме того - экзотика. О масонстве в России фактически ничего не было известно, масонов у нас живых не было, все это было окружено атмосферой тайны, скандала, экзотики. Я помню, каково было мое удивление, когда я приехал в Штаты, где и прошел посвящение, на стажировку в маленький городок на 30 тыс. человек населения на границе с Канадой, и там самым большим зданием был масонский храм в 8 этажей. Вот это меня тогда поразило: то, что в СССР было тайной, там было совершенно открытым и явным - самое большое здание в маленьком провинциальном городке. Экзотика, одним словом.

Но есть и более важные вещи, внутренние, скажем так. Масонство привлекает меня в двух своих аспектах - вертикальном и горизонтальном. В вертикальном плане оно предлагает органичный синтез всех эзотерических традиций разных эпох и разных культур, аккумулирует знание о них, позволяет их изучать и создает нужную атмосферу, чтобы их изучать. А в горизонтальном плане - я говорил об этом на радио «Эхо Москвы» - это, помимо всего прочего, способ возрождения и объединения русской интеллигенции, т.е. интеллектуалов, которые помимо интеллектуальной работы занимаются также и душевной работой. На данный момент масонство мне представляется единственной организацией, способной объединить интеллигенцию и это для меня очень значимый момент. То есть это объединение на основе и интеллектуальной, и духовной. В частности, я придерживаюсь позиции, что в масонство необходимо принимать только религиозных людей, хотя по этому поводу тоже есть разногласия в масонской среде. То, что в масонстве традиции сопряжены с очень красивыми ритуалами, тоже добавляет привлекательности масонству.

Офицеры Ложи Северного Кваббина (Массачусетс, США, 2010 год. Фото: flickr.com/photos/usonian/)

Широко распространено мнение, что членство в масонской ложе дает какие-то особые карьерные возможности, привилегии, доходы. Можете ли вы, зная ситуацию изнутри, подтвердить это или опровергнуть?

Это мнение абсолютно не соответствует действительности. Масонство вообще позволяет зарабатывать на себе только функционерам исключительно бюрократического типа. Т.е в ложах платная должность вообще только одна - Секретарь, который за все эти муки с оформлением документов получает какую-то очень низкую заработную плату. А больше никто на этом не зарабатывает, кроме каких-то коррупционных схем, которые в Великой Ложе России были в 90-е годы, а сейчас и там вряд ли кто-то что-то может получить. Просто когда ВЛР только начинала формироваться, были материальные поступления от братских организаций за рубежом, и с ними происходили какие-то удивительные вещи, в российских традициях. Когда человек вступает в масонство, его вообще сразу предупреждают, что это не касса социального страхования, что никаких вспоможений материальных он получать не будет, а будет только платить, платить и платить - взносы, взносы и еще раз взносы.

А как соотносится ваша профанная жизнь с членством в масонской ложе? Не мешает ли одно другому?

Иногда бывают сложности. Вот, например, я давал интервью на радио «Эхо Москвы», я не мог назвать свое настоящее имя, также я старюсь именно в узком смысле отграничивать масонство от работы.

Почему в данный момент вы работаете именно по уставу «Мемфис-Мицраим», одному из самых оккультных и эзотерических? Как лично вы относитесь к оккультным практикам?

Я их не одобряю, не ценю, я не верю в возможность манипулирования божественной волей, а магические ритуалы я воспринимаю только как таковые - как попытки манипулировать божественной волей. Мысленно я могу обращаться к Богу, но без конкретных формулировок, ритуалов и прочего.

Однако, несмотря на это, Египетское Масонство интересует меня по нескольким обстоятельствам. Во-первых, никто никого в ложе ни к чему не принуждает, какие-то общепринятые оккультные практики не существуют. Это просто одно из направлений масонства, которое да, традиционно объединяет людей, глубоко интересующихся какими-то эзотерическими темами. А история эзотерики, история оккультизма всегда меня очень привлекала и интересовала, я вообще историк по своей сути, хотя по образованию и по роду деятельности лингвист, переводчик. Кроме того, что масонство дает мне возможность глубоко изучить историю эзотерики разных веков и стран, оно также дает возможность общаться с теми людьми, которые мне интеллектуально близки.

Церемония вступления в Великую Ложу Франции в конце XVIII века. Иллюстрация из "Historia General de la Masoneria" (G. Danton, Испания, 1882 год)

А как вы понимаете масонское посвящение? Что представляет собой инициация в масонстве?

В масонстве это в значительной степени просто выдача бумажки. Но это должно дополняться личными состояниями, и это уже зависит от человека. Для многих людей важно просто занимать разные должности, влиять, управлять, а никакого стремления к духовному просветлению у них нет. Я же фактически рассматриваю посвящение как структурные точки вектора духовного развития, как путь улучшения самого себя.

Можно ли назвать масонское учение религиозным, а само масонство - религией?

Масонское учение можно назвать религиозным ровно в той степени, в какой философию религиозного человека можно назвать религиозной философией. Само по себе масонство — это лишь инструмент для практической реализации внутреннего духовного потенциала человека, религиозного, нравственного, да даже физического, если человек из всего масонства вдруг внезапно выберет идею строительства и займется возведением зданий на свежем воздухе, а почему нет? Ведь никто ему этого не может запретить, если он «так это видит».

Каково ваше отношение как масона к традиционным конфессиям?

Больше всего меня не устраивает христианство. Это моя субъективная точка зрения, хотя и основанная на прочитанной литературе. Я очень сильно против института жречества, т.е. посредничества между человеком и богом. Я убежден, что если богу надо, он может связываться с человеком напрямую, а посредник не нужен, поэтому я отрицаю и таинства, и священников и т.д. Я не вижу этих минусов в иудаизме, исламе, но там есть много чего другого - излишняя формализованность, придуманные людьми ограничения, которые к богу не имеют никакого отношения. А не монотеистические религии я как-то вообще не воспринимаю. Потому что верю в единого творца, и считаю, что все остальное человеческие заблуждения. Тем более, что я сторонник той теории, что монотеизм - первоначальная религия человечества и лишь недоучившиеся, необразованные неумные люди могут различные символы единого божества превращать в различных богов.

На данный момент совершенно тоталитарная сектансткая структура - это богдановская Великая Ложа России.

Но ведь в масонстве тоже есть ритуалы, ландмарки, т.е. своего рода ограничения, в чем на ваш взгляд отличие?

Отличие в том, что в масонстве нет формализации и ограничений по вертикали, а только по горизонтали - ритуал это то, что связывает людей, для создания структуры ритуал очень полезен, а для общения с Богом он не нужен.

Какова, на ваш взгляд, роль масонства в обществе, в частности, в современной России?

Изначально в социальном плане масонство планировалось как узкий центр духовный, который повлияет на общество вокруг себя. Но свою задачу масонство не выполнило и вряд ли когда-то выполнит, потому что это просто срез общества. В какой-то момент оно стало работать в обратную сторону, как пылесос, стало впитывать тенденции общества в себя, и за счет этого там бывают и финансовые преступления, и тоталитаризм, и все что угодно. Насколько я понимаю, на данный момент совершенно тоталитарная сектансткая структура - это богдановская Великая Ложа России. Но в этом они не отстают от Южной Америки, например, где масонство тоже очень тоталитарно, там у них такие традиции вековые - военная диктатура. А в масонстве итальянском, например, царит абсолютная анархия и бардак

Что вообще представляет из себя масонство в России? Какова приблизительная численность членов всех масонских лож?

В России масонство представляет собой несколько групп людей, пытающихся в конкурентной борьбе между собой, в первую очередь, сами понять, что такое масонство. А поскольку при этом они формируют масонство в этой стране, оно здесь и получается такое вечно недостроенное, рассыпающееся на ходу и постоянно меняющее внешний облик — точь-в-точь как песочный замок. Никакой роли в жизни окружающего российского общества оно не играет и совершенно замкнуто само на себя и зарубежные масонские юрисдикции.

В общем и целом, масонов в России чуть больше 600, приблизительно 250 — в ВЛР, приблизительно 350 — в ОВЛР и еще приблизительно 50-60 в остальных группах.

Если человек подал заявление и прошел одно собеседование, и выяснили, что он не хочет стать губернатором Камчатки через масонство, то этого достаточно, потому что это значит, что он тоже ушибленный по голове.

Как вы думаете, каковы вообще причины, по которым люди вступают в России в масонские ложи?

Еще в середине 90-х один из братьев наших, самый странный человек в нашем масонстве, бывший милиционер и вообще человек очень простой и прямой, сформулировал это в своей собственной манере, сказав, что мы все здесь будем всегда и, несмотря на все наши разногласия, никуда отсюда не денемся, потому что все мы по голове ушибленные. Я бы это так и описал, потому что за 17 лет, что я в масонстве, я повидал людей абсолютно всех типов, и всех их объединяет именно это. У нас бывают, например, и полублаженненькие люди, которые повернулись на эзотерике, бывают священники, представители официальных конфессий, воцерковленные люди, которые тем не менее этим интересуются. Бывают прагматики, историки, например, которые изучают материал, погрузившись в него изнутри. Бывают циники, которые ищут для себя выгод каких-то материальных, социальных, некоторые думают найти у нас кровавые оргии или секрет философского камня, потом, само собой, массово разочаровываются и уходят. Сложно выделить какие-то общие причины. Но все мы ушибленные. И я всегда в ложе выдвигаю такой аргумент, когда проходит голосование по новому кандидату, я всегда говорю одну и ту же фразу: человек подал заявление в XXI веке о вступлении в масонскую ложу. Что вам еще надо? Зачем его пытать? Давайте его принимать! Я лично считаю, что если человек подал заявление и прошел одно собеседование, и выяснили, что он не хочет стать губернатором Камчатки через масонство, то этого достаточно, потому что это значит, что он тоже ушибленный по голове. И не надо никаких трех собеседований, как у нас это делается, никаких обсуждений, дебатов, голосований, переголосований, надо сразу принимать

Каковы перспективы масонства в России?

Ну, у нас сейчас очень бурная, активная жизнь, мы развиваем наше новое послушание, за один год мы продвинулись очень далеко. Мы начинали с ложи в 7 человек, а за год мы выросли до 18, у нас тесные контакты с французским центром нашего послушания, мы собираем 2 раза в месяц в полном составе работы в ложе, и это показывает, что группа у нас именно сплоченная, а это и есть то, к чему мы стремились. Масонство отрицает индивидуальное посвящение, человек не может быть масоном вне ложи, он должен участвовать в ее работах постоянно, и не за патенты, а за идею. Этот год показал, что перспективы у нас огромные, в следующем году мы откроем еще одну ложу, так что все очень радужно.

Желающему вступить в масонскую ложу я бы посоветовал сто раз подумать. Я всегда говорю: нужно быть готовым к тому, что это ничего не изменит в жизни. Посвящение происходит внутри, и если не произошло, то не судьба, значит. Это как в «Маятнике Фуко» в главе про умбанду - подругу главного героя «накрывает», хотя она этого не хотела, а шведка, 3 часа пляшущая в центре зала, изо всех сил ищущая единения с духами и корчащаяся, не получает ничего и только устает.

Среди “белых пятен” нашей истории, загадок, овеянных легендами, масонство занимает особое место. Долгое время эта тема была закрыта для изучения: не было литературы. Сейчас все больше появляется новых публикаций о масонстве, издаются книги, выходившие в России еще до революции. Сегодня на уроке мы обратимся к теме, которая тесно связана с формированием мировоззрения людей прошлых эпох и современности. Но вокруг масонства и сегодня, и в прошлом много мифов, заблуждений и спекуляций.

Тема масонства находит свое отражение в художественной литературе, поэтому задача – познакомиться с основами учения масонов, выяснить, кто они такие. Какова роль масонов в судьбах героев романа “Война и мир”. Реальная история масонства начинается со строительства Собора Святого Павла в Лондоне под руководством архитектора сэра Кристофера Рена. Собор строился долго, с 1675 по 1710 год. Тут-то и зародилась замечательная идея: для привлечения общественного внимания к этому долгострою и для сбора дополнительных средств основать “артели” каменщиков, которые будут “строить” собор, не поднимая ни одного кирпича, а лишь размышляя об этом. Так в Англии зародилось “спекулятивное” масонство.

Слово “масон” в переводе с английского и французского означает “каменщик”, а с определением “франк” – свободный каменщик. Символами масонства стали орудия труда каменщика: мастерок, отвес, циркуль, угольник. Собор наконец построили, но масонские артели – ложи – не исчезли, их становилось больше. Во главе каждой ложи стоял Мастер, Венерабль. Управляющий целым союзом лож назывался гроссмейстером или Великим мастером. Появились и первые теоретики масонства: Андерсен и Даугулье, которые подвели под масонство философскую базу, начали создавать его теорию и структуру. 24 июня 1717 года представители первых масонских лож собрались в пивной и учредили “Великую Ложу Англии” – объединение всех имевшихся лож. Это первая и единственная достоверная дата рождения масонства как организованного движения. Вскоре масонство перекинулось во Францию и расцвело пышным цветом, появились традиции, новая символика, масоны придумали себе солидную историю, восходящую от строительства храма Соломона. Главным строителем этого храма был назначен Адонирам, который был убит за то, что не раскрыл магическое слово, сказанное ему царем Соломоном. Это имя Бога – “Иегова”.

Эта легенда об Адонираме лежит в основе посвящения в степень мастера в масонских ложах. В России первые ложи появились в 30-е годы XVIII века. Петр I был “вольным каменщиком”, Павел I воспитывался масонами и окружил себя ими, Александр I в начале своего правления был масоном, а в 1822 году запретил масонство, в результате этот запрет способствовал развитию тайных обществ декабристов, среди которых тоже было немало масонов (Муравьев-Апостол, Пестель, Рылеев, Бестужев). Среди масонов было немало известных людей России.

В начале XX века интерес к масонам усилился. К 1910 году в русском политическом масонстве числится более 100 человек. По составу в них большей частью были кадеты, меньшевики, эсеры, трудовики (Керенский, Чхеидзе, Коновалов, Некрасов, Терещенко). Еще до революции 1917 года началась кампания против масонов. Использовались два аргумента: 1) масоны имеют в своих рядах евреев, потому они враги православия и самодержавия; 2) масоны имеют в своих рядах социалистов, значит, они связаны с “Интернационалом”. Современные последователи этой кампании продолжают развивать миф о жидо-масонском заговоре.

Главные идеи масонов. Масоны враждебно настроены к монархическому государственному устройству. Все члены общества – братья. И ни язык, ни звание, ни состояние, ни богатство не делают между ними различия. Идеал масонов – демократическая республика. Знаменитая формула: “Свобода, Равенство и Братство”; “Декларация прав человека и гражданина” – произведение масонского происхождения.

Идеи народовластия и теория разделения властей обсуждались в масонских ложах. Цель масонства – разрушение христианской культуры и замена ее масонским миром. Человечество – выше отечества. Масонство должно зачеркнуть прошлое народов. Оно должно создавать международное движение, следствием которого будут идеалы свободы, равенства и братства между народами. Идеи национальных революций, которые разрушат исторически сложившиеся государства и приведут к созданию масонского сверхгосударства.

В деятельности масонов Александровской эпохи были некоторые моменты, импонировавшие Толстому, и о них писатель говорит весьма тепло и сочувственно. Это прежде всего вопросы нравственного самоусовершенствования. Носителем этих идей является Осип Александрович Баздеев, который произвел на Пьера сильное впечатление своей страстной проповедью.

Образ “благодетеля” Пьера, убедивший его стать на путь правоверного масонства, написан с реального лица – Иосифа Алексеевича Поздеева, который пользовался популярностью у московских масонов.

Понравилось сочинение? Сохрани в закладках сайт еще пригодится - » Масоны на страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Среди "белых пятен" нашей истории, загадок, овеянных легендами, масонство занимает особое место. Долгое время эта тема была закрыта для изучения: не было литературы. Сейчас все больше появляется новых публикаций о масонстве, издаются книги, выходившие в России еще до революции. Сегодня на уроке мы обратимся к теме, которая тесно связана с формированием мировоззрения людей прошлых эпох и современности. Но вокруг масонства и сегодня, и в прошлом много мифов, заблуждений и спекуляций. Тема масонства находит свое отражение в художественной литературе, поэтому задача - познакомиться с основами учения масонов, выяснить, кто они такие.

Какова роль масонов в судьбах героев романа "Война и мир". Реальная история масонства начинается со строительства Собора Святого Павла в Лондоне под руководством архитектора сэра Кристофера Рена.

Собор строился долго, с 1675 по 1710 год. Тут-то и зародилась замечательная идея: для привлечения общественного внимания к этому долгострою и для сбора дополнительных средств основать "артели" каменщиков, которые будут "строить" собор, не поднимая ни одного кирпича, а лишь размышляя об этом. Так в Англии зародилось "спекулятивное" масонство. Слово "масон" в переводе с английского и французского означает "каменщик", а с определением "франк" - свободный каменщик.

Символами масонства стали орудия труда каменщика: мастерок, отвес, циркуль, угольник. Собор наконец построили, но масонские артели - ложи - не исчезли, их становилось больше. Во главе каждой ложи стоял Мастер, Венерабль.

Управляющий целым союзом лож назывался гроссмейстером или Великим мастером. Появились и первые теоретики масонства: Андерсен и Даугулье, которые подвели под масонство философскую базу, начали создавать его теорию и структуру. 24 июня 1717 года представители первых масонских лож собрались в пивной и учредили "Великую Ложу Англии" - объединение всех имевшихся лож. Это первая и единственная достоверная дата рождения масонства как организованного движения. Вскоре масонство перекинулось во Францию и расцвело пышным цветом, появились традиции, новая символика, масоны придумали себе солидную историю, восходящую от строительства храма Соломона. Главным строителем этого храма был назначен Адонирам, который был убит за то, что не раскрыл магическое слово, сказанное ему царем Соломоном.

Это имя Бога - "Иегова". Эта легенда об Адонираме лежит в основе посвящения в степень мастера в масонских ложах. В России первые ложи появились в 30-е годы XVIII века. Петр I был "вольным каменщиком", Павел I воспитывался масонами и окружил себя ими, Александр I в начале своего правления был масоном, а в 1822 году запретил масонство, в результате этот запрет способствовал развитию тайных обществ декабристов, среди которых тоже было немало масонов (Муравьев-Апостол, Пестель, Рылеев, Бестужев).

Среди масонов было немало известных людей России. В начале XX века интерес к масонам усилился. К 1910 году в русском политическом масонстве числится более 100 человек. По составу в них большей частью были кадеты, меньшевики, эсеры, трудовики (Керенский, Чхеидзе, Коновалов, Некрасов, Терещенко). Еще до революции 1917 года началась кампания против масонов. Использовались два аргумента: 1) масоны имеют в своих рядах евреев, потому они враги православия и самодержавия; 2) масоны имеют в своих рядах социалистов, значит, они связаны с "Интернационалом".

Современные последователи этой кампании продолжают развивать миф о жидо-масонском заговоре. Главные идеи масонов. Масоны враждебно настроены к монархическому государственному устройству. Все члены общества - братья. И ни язык, ни звание, ни состояние, ни богатство не делают между ними различия. Идеал масонов - демократическая республика.

Знаменитая формула: "Свобода, Равенство и Братство"; "Декларация прав человека и гражданина" - произведение масонского происхождения. Идеи народовластия и теория разделения властей обсуждались в масонских ложах. Цель масонства - разрушение христианской культуры и замена ее масонским миром. Человечество - выше отечества. Масонство должно зачеркнуть прошлое народов. Оно должно создавать международное движение, следствием которого будут идеалы свободы, равенства и братства между народами. Идеи национальных революций, которые разрушат исторически сложившиеся государства и приведут к созданию масонского сверхгосударства.

В деятельности масонов Александровской эпохи были некоторые моменты, импонировавшие Толстому, и о них писатель говорит весьма тепло и сочувственно. Это прежде всего вопросы нравственного самоусовершенствования. Носителем этих идей является Осип Александрович Баздеев, который произвел на Пьера сильное впечатление своей страстной проповедью.

Образ "благодетеля" Пьера, убедивший его стать на путь правоверного масонства, написан с реального лица - Иосифа Алексеевича Поздеева, который пользовался популярностью у московских масонов.




Top