Какие представления древних греков нашли. Культура древней греции

Даже зная основные правила поведения потребителя в условиях, сложившихся в экономике, сложно точно сказать, как именно он поведет себя. Так как помимо экономических факторов свою роль в формировании рыночного спроса могут сыграть также и политические, и социальные факторы, а ещё исторический период и даже культура.

Как мы уже говорили, на рынке существуют нормальные товары, спрос на которые не противоречит закону спроса (объем потребляемого товара увеличивается при снижении цены и, наоборот). Но есть и те, которые выбиваются из общего списка. Формирование спроса на них идет не по общему закону спроса. Объем спроса на такие товары только возрастает от увеличения цены. И эти товары получили название - товары Гиффена по имени британского статистика, экономиста и финансового обозревателя Роберта Гиффена. Глядя на примеры данных товаров, можно выделить некую закономерность. Все они относятся к "малоценным товарам, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель ".

Какие же экономические причины возникновения этого эффекта? Главная причина в том, что эффект дохода в данном случае перевешивает эффект замещения (т.к. по условию у товара отсутствует равнозначный заменитель). Следовательно, общий эффект изменения цены выражается в изменении объема спроса в ту же сторону, что и изменение цены. Таким образом, кривая спроса для товаров Гиффена будет иметь положительный наклон.

"Парадокс Гиффена": при прочих равных условиях при повышении цен на определённые виды товара (в основном товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах.

У современных учёных есть разные версии на счет появления этого парадокса. Некоторые (в т. ч. и А. Маршалл) считают, что Р. Гиффен обнаружил эффект в период голода в Ирландии, а некоторые полагают, что это скорее надуманное понятие на основе фактов, собранных ученым.

Как бы то ни было в истории найдется парочка примеров, подтверждающих этот парадокс:

  • Ш "Картофельный кризис" в Ирландии (1845-1849гг.). Картофельный неурожай привел к тому, что цены на него выросли в разы, что, в свою очередь, привело к увеличению спроса.
  • Ш Для стран востока, особенно Китая, рис и макароны являются товарами Гиффена.
  • Ш В годы Гражданской войны в России спрос на спички и соль был настолько велик, что данные товары, приобретённые в эти годы, расходовались ещё очень долго.
  • Ш В США при повышении цен на бензин спрос на него многократно увеличивается, а затраты на его экономию уменьшаются. Это говорит о высокой автомобилизации США.

Эффект дохода противостоит эффекту замещения и становится ощутимым при достижении работником определенного, достаточно высокого уровня материального благополучия. Когда проблемы с хлебом насущным решены, меняется и отношение к свободному времени. Оно перестает казаться вычетом из заработной платы, а предстает полем для наслаждения и радости, тем более что высокая заработная плата позволяет обогатить и разнообразить досуг. Поэтому логичным является возникновение желания купить не только больше товаров, но и иметь большее количество свободного времени. А сделать это можно, лишь сократив предложение труда, купив свободное время не за наличные деньги, а за те деньги, которые могли бы быть получены при отказе от досуга в пользу дополнительной работы. После прохождения кривой точки эффект дохода становится преобладающим, что выражается в сокращении предложения труда при росте заработной платы, а практически в стремлении к переводу работника на сокращенный рабочий день или неделю, к получению дополнительных выходных дней и отпусков.

Для каждого индивидакомпромисс между потреблением и досугом достигается при различных уровнях заработной платы.

Парадокс Гиффена

Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.

Но в экономической теории существует описание и такой ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены - к повышению спроса на товар.

Таким образом, практически единственным исключением из закона спроса являетсяпарадокс Гиффена, названный так в честь английского экономиста Роберта Гиффена (1837-1910). Этот экономист обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в) объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Гиффен связал это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев падали, и они вынуждены были сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить и не умереть от голода. В силу этого кривая спроса на картофель имела "восходящий" вид.

Существуют также"мнимые" исключения из закона спроса, когда неискушенный исследователь рынка путает происходящие изменения в спросе с изменениями величины спроса. Примером может служить формально появляющаяся на рынке прямая зависимость между ценой и объемами спроса:

    при так называемых инфляционных (или дефляционных) ожиданиях потребителей;

    когда цена является признаком качества для потребителя;

    когда цена служит мерилом престижности товара.

Для всех этих случаев происходит смещение кривой спроса вправо при росте цен, и следовательно, общий закон спроса сохраняет свое значение.

Эффект Гиффена наблюдается редко в промышленно развитых странах, а товары, на которых он проявляется носят название товары Гиффена .

Товар гиффена - низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов). Эффект дохода в случае с товаром Гиффена перевешивает эффект замещения, и, следовательнопри снижении цены на такой товар спрос на негоуменьшается (высвобождаются дополнительные денежные средства на покупку других товаров, обладающих уже лучшими характеристиками), а при повышении цены - увеличивается.

Следует заметить, что некоторые экономисты подвергают сомнению факт существования товара Гиффена. Например, Дж. Стиглер считает, что эффект Гиффена вошел в историю с легкой руки А. Маршалла, который приписывал Р. Гиффену описание этого эффекта. По мнению Дж. Стиглера, есть серьезное основание полагать, что сам Р.Гиффен этого явления не наблюдал. Но тем не менее эффект Гиффена и по сей день описывается в любом западном учебнике по экономике.

Парадокс Гиффена (эффект Гиффена) заключается в том, что понижение цены на отдельные группы товаров влечёт за собой снижение спроса на них. Верным утверждением является и противоположное: увеличение цены на конкретные группы товаров ведёт к увеличению спроса на них.

Эффект Гиффена напрямую связан с реакцией потребителей на политическую или экономическую ситуацию и охватывает собой товары первой необходимости. Различное отношение покупателей к товарам позволило условно разделить вещи на две категории: товары обыкновенные и товары Гиффена.

Товар Гиффена - продукт, потребительский спрос на который (при других равных условиях) возрастает при увеличении цены. Большинство товаров после повышения их стоимости становятся менее популярными у покупателей. У товара Гиффена всё с точностью наоборот: при большей цифре на ценнике люди начинают активнее покупать продукт. В этом и состоит суть парадоксального эффекта Гиффена. К конкретным примерам товаров Гиффена относятся макароны, хлеб, рис. Эффект, действующий непродолжительное время, отмечается при повышении стоимости бензина.

Параметры товаров Гиффена

товары низкой стоимости;

являются большой частью покупательского бюджета;

не существует аналогичного товара-заменителя;

люди, приобретающие товар, имеют по большей части низкий или средний .

Главный закон спроса-предложения заключается в том, что повышение стоимости продукта при остальных равных условиях приводит к снижению на него спроса. Справедливо и обратное. Но всё же эффект Гиффена не относится к исключениям из набора законов экономики. Эффект Гиффена не идёт вразрез с главным законом спроса-предложения, так как для его действия в негативную сторону должны поменяться внешние условия. Эффект Гиффена отмечается повсеместно в периоды преобладания неблагоприятных экономических условий. Покупатели активно приобретают основные товары, боясь их подорожания в будущем, при этом уменьшают расходы на товары с более высокой ценой. К примеру, люди покупают больше картофеля или хлеба и значительно меньше рыбы, фруктов, сыра. Иначе говоря, отмечается эффект замены одних продуктов другими (обычно это товары, входящие в состав потребительской корзины).

Эффект Гиффена: как он проявлялся раньше?

Это явление замечено и описано было в первый раз в позапрошлом веке. Роберт Гиффен отметил парадокс в во время голода в Ирландии в 1845-46 гг., когда жители страны активно начали скупать картофель после увеличения его стоимости. Анализируя британских рабочих угольной промышленности, Гиффен отметил, что при каждом возрастании цены на хлеб платёжеспособность работников не уменьшалась, а увеличивалась.

Само понятие эффекта Гиффена осталось в сознании маркетологов и экономистов благодаря Альфреду Маршаллу: в 1895 году он соединил имя Р. Гиффена с экономическим явлением, повторяющимся постоянно.

На рынке могут возникать и такие ситуации, которые указывают на возможные исключения из закона спроса. Речь идет о таких ситуации, как эффект Гиффена, эффект присоединения к большинству, эффект снобы, эффект Веблена .

Эффект Гиффена оказывается в такой ситуации на рынке, когда снижение цен приводит к уменьшению спроса, а рост - к увеличению его. При этом товар низкого качества, который составляет значительную долю в потреблении, называют товаром Гиффена. Это явление впервые описал английский экономист Гиффен.

Парадокс действует в конкретной экономической обстановке, а именно в условиях резкого обнищания значительной массы населения, когда при росте цены на один продукт первой необходимости, например, хлеб, люди отказываются от покупки мяса или фруктов, которые еще дороже, и таким образом спрос на хлеб возрастает, несмотря на его подорожание.

При снижении цены на хлеб проявляется спрос на другие продукты, а спрос на хлеб снижается. В приведенных примерах эффект Гиффена не противоречит законам спроса и предложения, поскольку не соблюден принцип "при прочих равных условиях", то есть изменяется не только цена хлеба, но и цены на другие товары.

Эффект присоединения к большинству побуждает потребителя покупать то, что покупают все. Он вызван желанием быть "на волне жизни" (the swim of things), не отставать от других, быть модным. Человек стремится приобрести тот товар, который в данный момент приобретает большинство других покупателей, чтобы чувствовать себя равным им, выдерживать общий стиль.

Более точно этот эффект можно сформулировать как случай, когда отдельный покупатель предъявляет больший (меньший) спрос на товар из-за того, что некоторые или все остальные покупатели на рынке также предъявляют больший (меньший) спрос на этот товар.

Эффект сноба представляет собой обратный по отношению к предыдущему эффект. Здесь потребитель стремится отличиться от большинства, быть особенным, оригинальным, выделиться из толпы. Покупатель-сноб никогда не купит того, что покупают все.

Поэтому в данном случае мы тоже можем сказать, что выбор отдельного потребителя зависит от выбора остальных потребителей. Только зависимость эта обратная. Чем больше масштабы потребления какого-либо товара, тем меньше на него спрос у потребителя-сноба. Иными словами, спрос отдельного потребителя отрицательно соотносится с общим объемом спроса.

Речь идет о такой ситуации, когда некоторые потребители могут сокращать свой спрос на товар при снижении цены на него. Это объясняется тем, что такой товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, но определенной категории потребителей эти товары уже неинтересны, потому что она не желает быть «как все».

Эффект Веблена . Для такой ситуации характерно увеличение спроса на эксклюзивные, престижные, дорогие товары даже при условии роста цен на них. Ведь среди потребителей на рынке есть такие богатые потребители, которые, приобретая товары, руководствуются не ценами, а престижными соображениями - принадлежности к определенному общественного класса, определенным социальным статусом и т.д.

Эффект Веблена можно также наблюдать тогда, когда в результате падения цены товара некоторые потребители решают, что это произошло из-за ухудшения его качества, и сокращают потребление этого товара.

Товар Гиффена

Товар Гиффена - товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода). При соблюдении прочих равных условий (особенно, стабильного уровня дохода) потребление товаров Гиффена отражает положительный наклон кривой спроса .

Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его, например, рыбой, грибами и т. д. У товара Гиффена всё наоборот - при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, но меньше, например, макарон.

В этом заключается «парадокс Гиффена »: при повышении цен на определённые виды товара (в основном товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах.

Математические модели

Существуют несколько математических моделей, объясняющих существование товаров Гиффена.

Задан доход потребителя . При ценах на товары потребитель выбирает потребление в соответствии с какими-то критериями. Если у какого-то товара при заданных будет , этот товар и будет товаром Гиффена.

Максимизация функции полезности

Потребление выбирается таким, чтобы оно максимизировало функцию полезности .

Модель потребителя, связанная с максимизацией функции пользы , не отрицает существования товаров Гиффена, накладывая единственное ограничение - все они малоценные: . Однако и причины появления товаров Гиффена остаются за кадром - для этого применяются более конкретные модели.

Калории и вкус

Пусть доход человека , потребность в калориях . Если он будет есть меньше , он будет недоедать и не сможет выполнять свою работу. Стоимость одной калории макарон , мяса . При соотношении макарон и мяса () достигается лучший вкус.

Тогда возможны три случая:

Сходные явления

Положительный коэффициент эластичности спроса на тот или иной товар может быть связан не только с «моделью идеального потребителя», но и с массовой психологией. Например:

  • Товары первой необходимости в условиях нестабильности в стране. То есть когда цены на спички идут вверх, народ бросается их покупать, опасаясь, что цены взлетят совсем до небес, или спички вообще пропадут с прилавков.
  • Положительная эластичность спроса на предметы роскоши. В идеальном случае при появлении на рынке дешёвых духов потребитель будет чаще пользоваться ими. В реальности их, скорее всего, брать не будут - опасаются, что подделка . В данном случае духи являются ценным товаром, но ведут себя как товар Гиффена. Подобные товары выделены в отдельную категорию - товары Веблена .

Примеры из реальности

Картофельный голод

Сам Гиффен обнаружил парадокс Гиффена на примере голода в Ирландии 1845-1849 . Картофель был основным продуктом питания в Ирландии, и хотя, из-за неурожая цены на картофель непомерно возросли, его потребление повысилось.

Хотя это хрестоматийный пример, многие экономисты ставят его под сомнение.

Нам нужно либо найти другой пример кривой спроса с положительным наклоном, либо упрятать обсуждения подальше в сноски.

Джордж Стиглер, 1947.

Оригинальный текст (англ.)

We shall have to find a new example of the positively sloping demand curve, or push our discussion of it deeper into footnotes.
George Stigler, 1947.

Рис, гречка, чечевица и макароны

Исследование цен показало, что рис и макароны в Китае являются товарами Гиффена.

Повышение цен на бензин

Существует неподтверждённое предположение , что в США в условиях повышения цен на бензин тот действует как товар Гиффена - потребление бензина повышается, но снижаются затраты на различные меры экономии топлива (покупка дизельной машины, частый автосервис и т. д.). Это напрямую связано с высокой степенью автомобилизации в США.

Кредиты

Если считать кредиты услугой (хотя многие банки называют свои услуги «кредитными продуктами»), то и в этом случае наблюдается положительная зависимость, поскольку при повышении цены (процентной ставки по кредиту) происходит увеличение доли расходов на обслуживание кредита за счёт сокращения других расходов.

Критика понятия «товар Гиффена»

Английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910) был журналистом и статистиком, государственным служащим, а не теоретиком. Возвышению Гиффена способствовал Маршалл, который в 1895 г. связал имя Гиффена с указанным повторяющимся экономическим явлением. Ныне к сложным реалиям товаров-благ Гиффена у экономистов усиливается негативное отношение, так как есть подозрения в излишней надуманности данного понятия.

Обычно товары Гиффена обнаруживаются в условиях нестабильности (кризисные угрозы, нестабильные доходы, резкие институциональные изменения и т. п.). Но надёжное исследование требует изучения «прочих равных условий», что осуществляется далеко не всегда.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Товар Гиффена" в других словарях:

    - (Giffen good) Товар, спрос на который падает по мере снижения цены на него. Теоретически такая ситуация возможна: товар Гиффена должен быть низкого качества и не иметь хороших заменителей. Обычно снижение цены товара повышает реальную… … Экономический словарь

    - (Giffen good) Товар, спрос на который падает вместе с падением его цены, и наоборот. Это нарушает обычную взаимосвязь между спросом и предложением (cм.: теория спроса (demand theory); до сих пор идут жаркие споры относительно того, существуют ли… … Словарь бизнес-терминов

    Товар Гиффена - GIFFEN GOOD Товар, спрос на который растет (падает) по мере увеличения (снижения) его цены. Ситуация явно противоречит закону спроса. Она возникает в том случае, когда рост цены на товар приводит к возникновению отрицательного эффекта дохода (см … Словарь-справочник по экономике

    ГИФФЕНА ЭФФЕКТ - [англ. Giffen effect] внешне парадоксальная в сравнении с традиционной, но экономически обоснованная зависимость величины спроса от изменения цены на товар, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса на отдельные принципиально значимые для… … Маркетинг. Большой толковый словарь

    - (normal good) Товар, абсолютный уровень спроса на который повышается с ростом доходов. Это вовсе не значит, что потребитель по мере роста своих доходов тратит на такой товар ту же их долю, а только указывает на то, что его расходы на товар в… … Словарь бизнес-терминов

    Эффект, согласно которому снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены к повышению спроса на товар. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ЭФФЕКТ ГИФФЕНА - величина, характеризующая ситуацию, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены – к повышению спроса на товар. Низкокачественные товары, которые занимают значительное место в структуре потребления, на них приходится… … Большой экономический словарь

    ПАРАДОКС ГИФФЕНА - факт возрастания спроса на хлеб после значительного увеличения цены на него, отмеченный в прошлом веке английским статистиком Р.Гиффеном при изучении структуры потребления населения Исландии. Рост цен для потребителей с низким доходом повлек за… … Большой экономический словарь Подробнее аудиокнига





Top