Какому событию посвящены севастопольские рассказы л толстого. «Севастополь в декабре месяце»

Которой героем был русский народ». Это – подчеркнуто простой и деловой рассказ очевидца, стремящегося сказать всю правду о войне . Герои осады показаны обыкновенными людьми, со всеми человеческими слабостями и недостатками. Штабс-капитан Михайлов способен под пулями неприятеля отправиться спасать товарища, и он же на гулянье тщеславится тем, что ходит под руку с «аристократами». Автор беспощадно разрушает романтическую традицию «героизма»; война – не красивое, блистательное зрелище «с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами; ее настоящее выражение в крови, в страданиях, в смерти».

Толстой. Правда о войне в «Севастопольских рассказах»

К предмету воспроизведения, к которому прежде подходили с запасами пышных слов, со всевозможными риторическими приемами, воспевая нечеловеческие доблести и красоту битв, Толстой подошел с совершено иными орудиями изображения. Он описал воинов во всей их будничной ежедневной обстановке, отбросив риторические украшения, ложный пафос; и если в описаниях Толстого исчез романтический героизм и вся так называемая «марлиновщина », то зато под его пером рельефно вырисовывались те скромные подвиги незаметных героев , которые сильнее говорят, чем романтические эффекты фальшивых повестей. Тяжкие труды солдат, их обратившаяся в привычку отвага под пулями и гранатами, патриотический подъем духа среди солдат и офицеров, спокойное отношение к смерти – все это тонко схвачено карандашом художника. Но характеризуя общее настроение, он со всей силой реалистического карандаша изображает отдельные фигуры и типы в войске, детали в характере и поведении людей, черты их душевного уклада.

Люди со всеми их слабостями, с чертами и мелочными и героическими, проходят здесь перед нами; писатель задачей себе ставит беспристрастное изображение того, что есть. Мы видим, какие различные побудительные причины являются источником героизма у различных людей: у одного строгое исполнение военного долга, у другого – честолюбие и пр. Сам деливший с защитниками Севастополя и труды и опасности, Толстой хорошо знал их быт и все условия жизни осажденного города. Наконец, в изображении войны писатель также оставался верен своей задаче – быть правдивым – и вместо блестящей картины, исполненной фальшивых эффектов, дал жизненную картину убийств, разрушения, наводящую ужас лужами крови, грудами трупов и муками раненых. Описывая битву, автор вспоминает о непримиримом противоречии между заветами христианского учения и этой страшной бойней людей.

«Севастопольские рассказы» разделены на три части: «Севастополь в декабре 1854 года», «Севастополь в мае 1855 года» и «Севастополь в августе 1855 года». Герой последнего очерка, Володя Козельцов переживает многое из того, что было испытано самим автором в осажденном городе.

Автор «Войны и мира » и «Анны Карениной », неутомимый разрушитель всякой красивой лжи, сокрушитель кумиров и разоблачитель «возвышающих обманов» уже осознал себя в «Севастопольских рассказах». Нарядному и фальшивому романтизму он противопоставляет суровый, трезвый реализм. «Герой моей повести, – пишет он, – которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, – правда». Эта аскетическая борьба за правду начинается разрушением ложного искусства и кончается уничтожением искусства вообще. Толстой вступает на роковой путь, приводящий его к полному нигилизму – эстетическому, культурному и общественному.

Методическая разработка урока литературы для 10 класса по теме: “Человек на войне в цикле “Севастопольские рассказы”.

1 раздел

Пояснительная записка

Урок, посвященный анализу “Севастопольских рассказов” Л.Н.Толстого проводит-

cя перед изучением романа “Война и мир”. Он рассчитан на учащихся 10 класса, изучающих литературу по программе Т.Ф.Курдюмовой. Данная тема интересна и поучительна для десятиклассников.

Цели : познакомить с историей создания данного произведения; выяснить, как Толстой решает тему “Человек перед лицом смерти”; проанализировать кульминационные эпизоды; сравнить поведение героев; рассмотреть художественные приёмы изображения.

Оборудование: интерактивная доска

2 раздел

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Музыкальная заставка (”Прощание славянки”).

“Севастопольские рассказы” графа, подпоручика Толстого появились в журнале “Современник” в 1854-1855 гг. В них он выразил свои самые сокровенные мысли о войне, о человеке на войне.

Почему Л.Н.Толстой оказался в осаждённом Севастополе?

Что вы знаете о поведении человека на войне.

Доска Герой… - … правда.

оптимист …увидите войну в настоящем её

пессимист выражении - в крови, в страданиях, в

реалист смерти… пацифист …война есть сумасшествие Лев Толстой

  1. Сообщение ученика о Крымской войне и осаде Севастополя.
  1. Ещё в 1847 году Толстой составляет для себя правила, некий “моральный

кодекс”. Одно из правил гласит: Всегда говори правду. Будь полезен, сколько ты можешь, отечеству. Следуя этому правилу, Толстой и оказывается в Севастополе в дни его осады: “Главное, я затем просился, что всё-таки как-то совестно жить в Петербурге, когда тут умирают за отечество. Да и с тобой мне хотелось быть” (Севастополь в августе”).

  1. Лексическая работа .

Подберите ряд ассоциаций к слову война.

Война- кровь, слёзы, голод, страдания.

Используя эти слова и другие, дайте своё определение войны.

Война - вооружённая борьба между государствами.

III. Война в определении Толстого.

Самое страшное на войне – смерть человека.

В “Севастополь в декабре” Толстой показывает смерть солдата

В “Севастополь в мае/августе” – смерть Праскухина, братьев Козельцовых

  1. Анализ эпизодов.

Доска: …смерть Праскухина …смерть Михаила Козельцова

…смерть Владимира Козельцова

(в конце какое определение)

скоропостижная

незаметная, снуподобная (Обломов)

ранняя

ужасная

мученическая

чёрная (чума)

героическая

нелепая

бессмысленная

случайная

Работа в группах

I.Группа Смерть Праскухина. Ротмистр. Кульминационный эпизод.

Не простая игра случайностей губит Праскухина.В критический момент у них возникает различный поток мыслей и чувств, различное поведение, которое по-разному решает их судьбу.

Бомба упала рядом с Праскухиным и Михайловым, когда они вышли на менее опасное место и “Праскухин стал оживать немного”. “Оживать” - это значит тщеславиться.

В отличие от него не очень тщеславный Михайлов, “трус” по аристократическому кодексу, тотчас упал на живот, когда чей-то голос крикнул: “Ложись!”

Демократизм Михайлова, его инстинктивная привычка жить вместе с простыми солдатами одерживает верх над другими его чувствами.

Праскухин заметив падающую бомбу лишь “невольно согнулся до самой земли”, а спустя секунду “испугался, не напрасно ли он струсил”. Открыв глаза, верный себе Праскухин сначала с “самолюбивым удовольствием” увидел не бомбу, а то, что Михайлов “около самых ног его лежал на земле”. Когда же наконец Праскухин всего на аршин от себя заметил волчком крутящуюся бомбу и “ужас, исключающий все другие мысли и чувства”, охватил его тщеславие, ставшее второй натурой, сыграло с ним последнюю злую шутку. Он не лёг пластом, не прижался к земле, а упал на колени и закрыл лицо руками.

Беспощадный аналитик Толстой показывает далее, что самолюбие определяет и предсмертную вспышку душевной жизни Праскухина.

Первой мыслью, вспыхнувшей в его охваченном ужасом сознании, был вопрос: “Кого убьёт - меня или Михайлова?”

Эпизод смерти Праскухина показывает, как уже севастопольский период Толстой в таких мелочах и подробностях чувств своих героев учится ловить скрытый ход истории

Смерть Праскухина сродни самоубийству, нравственной подоплёкой которого является тщеславие.

Эпизод смерти Праскухина в какой-то мере перекликается с эпизодом смерти князя Андрея в Бородинском сражении. Князь Андрей не ложился при виде падающей бомбы. В поведении князя Андрея мотивы тщеславия приглушены. Высокое чувство гордости командного полка, на которое обращают внимание подчинённые.

Тщеславие, а не патриотизм решающий стимул в поведении офицеров. Элита не выдерживает испытание войной.

В поведении офицеров – аристократические эгоистические мотивы взяли верх над патриотическими.

Каким словом можно определить смерть Праскухина?

II.Смерть Михаила Козельцова. Героическая.

Михаилу Козельцову штабные офицеры ненавистны. Свойственна народная точка зрения на жизнь, прислушивается к мнению рядовых участников обороны. Солдатские разговоры подсознательно вторгаются в его внутренний мир.

Поведение во время штурма Севастополя.

Связь между внутренним миром личности и общим духом войска. Чувство страха невольно сообщилось и Козельцову. Солидарность с людьми, подчиняющиеся ему, даёт Козельцову внутренние силы для героического поступка. Ему противопостав-

лен молодой офицер, у которого страх перерастает в дух беззащитности и обособленности. Козельцов разделяет общее настроение масс. Его порыв увлекает роту лишь потому, Козельцов духовно с нею связан. Это самочувствие солдат близко его собственному.

III.Случайная смерть прапорщика Владимира Козельцова.

Война равнодушна человеческим судьбам. Героя убивают обыденно, как бы походя

(что-то в шинели ничком лежало на том месте, где стоял Владимир).

IV.Почему в каждом из циклов присутствует смерть героя?

В этом проявляется отношение Толстого к войне, античеловеческая направленность

Для чего же Толстой показывает нам смерть солдата, штабного офицера – аристократа, пехотного офицера.

Выводы: 1)Главный человек на войне русский солдат – защитник Севастополя

Чем питается этот будничный повседневный героизм защитников города? (любовью к родине)

2)Истинный патриотизм, любовь к родине следует искать не в высших

сферах, не у адьютантов и штабных, а в среде простых людей, на плечи которых падает основная тяжесть войны.

О Войне Толстой:

“Cевастополь в декабре” …увидите войну в настоящем её выражении – в крови, в страданиях, в смерти…

“Севастополь в мае” ...или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания…

Герой повести, которого я люблю всеми силами, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был есть и будет прекрасен, - правда.

Смерть на четвёртом батальоне матроса, у которого вырвана часть груди

Под влиянием патриотического чувства выпрямленная спина солдата, вспыхиваю-

щий в нём огонёк человеческого достоинства - высоко благородная мысль.

Основные черты: мужество, простота, скромность, естественность.

Война – это суровая стихия. Она жестоко мстит за легковесное представление

о ней, безжалостно разбивает и юношеские розовые представления. Толстой

показывает нам крушение юношеских представлений Козельцова. Мужество

рождается в борьбе, оно приходит к Володе только в боевой обстановке, на ба-

стионе.

Рисуя войну правдиво, писатель в центре своих сцен поставил живого человека,

раскрыл его внутренний мир, мотивировал его действия, поступки, его сокровен-

ные мысли.

Критерий оценки человека – его отношение к всенародному делу. Война с её ужа-

сом и величием показана изнутри путём раскрытия внутреннего отношения к ней

рядовых учеников, а сами ученики охарактеризованы в зависимости от их места во

всенародной борьбе.

Перед смертью ощущения человека особенно остры.

4 раздел

Библиография

  1. Интернет-

Севастопольские рассказы Л. Толстого.

Севастополь в декабре месяце

Рассказ начинается с рассвета на Сапун-горе. На дворе зима, снега нет, но утром кожу щиплет мороз. Мертвую тишину нарушают лишь шум моря и редкие выстрелы. Думая о Севастополе, каждый чувствовал мужество и гордость, сердце начинало биться чаще.

Город оккупирован, идет война, но это не нарушает мирный ход горожан. Бабы торгуют ароматными булками, мужики - сбитнем. Как удивительно здесь смешалась война и мир! Люди все еще вздрагивают, услышав очередной выстрел или взрыв, но в сущности никто не обращает на них внимания, а жизнь идет своим чередом.

Зрелищно лишь на бастионе. Там защитники Севастополя проявляют самые разные чувства - ужас, страх, грусть, удивление и т. д. В госпитале раненые делятся впечатлениями и рассказывают о своих ощущениях. Так солдат, потерявший ногу, не чувствует боль, потому что не обращает на нее внимания. Здесь лежит женщина, у которой ампутировали ногу, потому что она была ранена снарядом, когда несла мужу обед на бастион.

Пострадавшие с ужасом ожидают своей очереди на операцию, а пока наблюдают за врачами и товарищами, которым удаляют поврежденные конечности. Ампутированные части тел безразлично скидываются в угол. Обычно войну видят, как нечто красивое и блестящее, с великолепными строевыми маршами. На самом деле, это не так. Настоящая война - это боль, кровь, страдания, смерть…

Все это можно было увидеть в бастионах. Самым опасным бастионом был четвертый. Молодой офицер, служивший там, жаловался не на опасность или страх перед гибелью, а на грязь. Его чересчур смелое и развязное поведение легко объяснимо - защитная реакция на все происходящее вокруг. Чем ближе к четвертому бастиону - тем меньше людей мирных. Чаще проходят мимо вас с носилками.

Офицер в бастионе уже привык к войне, поэтому спокоен. Он рассказал, как во время штурма осталось лишь одно действующее орудие и мало людей, но на следующий день он опять задействовал все пушки. Однажды бомба залетела в землянку, где погибло одиннадцать матросов. В защитниках бастиона раскрывались все черты, которые в совокупности составляли силу русского солдата - простота и упорство.

Война придала их лицам новые выражения - злобы и жажды мести за причиненные им страдания и боль. Люди начинают как бы играть со смертью - недалеко пролетевшая бомба больше не пугает, наоборот, хочется, чтобы она упала ближе к вам. Всем русским ясно - Севастополь взять и поколебать дух русского народа невозможно. Люди борются не из-за угроз, а из-за чувства, которое испытывает почти каждый русский, но почему-то его стесняется - любовь к Родине.

Севастополь в мае

Боевые действия в Севастополе идут уже полгода. Кажется, что все кровопролитие совершенно бессмысленно, конфликт мог разрешить более оригинальным и простым путем - от каждой враждующей стороны был бы послан солдат, и выигрывает та сторона, чей солдат одержит победу. Вообще война полна алогизма, как, например, этот - зачем стравливать друг на друга армии в сто тридцать тысяч человек, когда можно устроить бой между двумя представителями стран-противниц.

По Севастополю расхаживают военные. Один из них - штабс-капитан Михайлов. Он высок, несколько сутуловатый, в его движениях читается неловкость. Несколько дней назад Михайлов получил письмо от товарища, военного, вышедшего в отставку, который рассказывал, как его жена Наташа увлеченно читает в газетах о действиях полка Михайлова и его собственных подвигах.

Михайлову горько вспоминать свое прежнее окружение, ведь нынешнее его категорически не устраивало. Михайлов рассказывал о балах в губернаторском доме, об игре в карты со штатским генералом, но его истории не вызывали у слушателей ни интереса, ни доверия. Они не выказывали никакой реакции, будто они просто не хотели вступать в спор. Думы Михайлова занимает мечта о повышении. На бульваре он встречает сослуживцев и не хотя с ними здоровается.

Михайлов хочет проводить время с «аристократами», оттого и гуляет по бульвару. Тщеславие берет верх над этими людьми, даже несмотря на то, что жизнь каждого из них висит на волоске, не зависимо от происхождения. Михайлов долго сомневался, стоит ли подойти и поздороваться с людьми из кружка «аристократов», потому что игнорирование его приветствия больно бы ударило по его самолюбию. «Аристократы» ведут себя высокомерно по отношению к штабс-капитану. Вскоре они перестают обращать на Михайлова хоть сколько- нибудь внимания и начинают беседовать исключительно между собой.

Дома Михайлов вспоминает, что предложил подменить одного заболевшего офицера на бастионе. Ему кажется, на следующий день его либо убьют, либо наградят. Михайлов встревожен - он пытается успокоить себя мыслями, что идет исполнять свой долг, но в то же время думает, куда вероятнее всего могут ранить. «Аристократы», с которыми поздоровался Михайлов, пили чай у Калугина, играли на фортепиано и обсуждали своих столичных знакомых. Они больше не вели себя неестественно «надуто», потому что некому было демонстративно показывать свой «аристократизм».

Гальцин испрашивает совета, пойти ли ему на вылазку, но сам понимает, что страх не даст ему пойти. То же осознает и Калугин, поэтому отговаривает товарища. Выйдя на улицу, Гальцин без особого интереса спрашивает проходящих мимо раненых о ходе сражения, вместе с тем ругая их за то, что они якобы трусливо покидают поле боя. Калугин же, вернувшись на бастион, не пытается прятаться от пуль, занимает пафосную позу верхом, в общем, делает все, чтобы окружающие решили, что он храбрец.

Генерал приказывает Праскухину осведомить Михайлова о предстоящей дислокации его батальона. Успешно выполнив поручение, Михайлов и Праскухин идут под свистом пуль, но они волнуются лишь о том, что они друг о друге думают. По пути им встречается Калугин, который решил не рисковать и вернуться. Неподалеку от них упала бомба, вследствие чего Праскухин погиб, а Михайлов ранен в голову.

Штабс-капитан отказывается покидать поле боя, потому что при ранении положена награда. На следующий день «аристократы» вновь прогуливаются по бульвару и обсуждают минувший бой. Толстой говорит, что ими движет тщеславие. Каждый из них - это маленький Наполеон, способный погубить сотню жизней ради лишней звездочки и надбавки к жалованию. Объявлено перемирие. Русские и французы свободно общаются друг с другом, будто бы они не враги. Ведутся разговоры о бесчеловечности и бессмысленности войны, которые утихнут, как только спрячут белые флаги.

Севастополь в августе 1855 года

Госпиталь покидает поручик Михаил Козельцов. Он был весьма умен, талантлив в нескольких областях и искусен в своих рассказах. Козельцов был довольно тщеславным, самолюбие часто было причиной его поступков. На станции Михаил Козельцов встречает своего младшего брата Володю. Последний должен был служить в гвардии, но за мелкие проступки и по собственной воле отправился в действующую армию. Он был рад, что будет защищать Родину, к тому же, вместе с братом. Володя испытывает смешанные чувства - и гордость, и робость по отношению к брату. Его начал охватывать некий страх перед войной, более того, на станции он уже успел влезть в долги.

Михаил расплатился, и они с братом тронулись. Володя грезит о подвигах и героической красивой смерти. Прибыв в балаган, братья получают много денег. Все дивятся тому, что Володя оставил спокойную жизнь ради воюющего Севастополя. Вечером Козельцовы навестили товарища Михаила, который был тяжело ранен и надеялся лишь на смерть и скорое избавление от мук. Володя и Михаил разошлись по своим батареям.

Володе было предложено переночевать на койке штабс-капитана, которую уже занял юнкер Вланг. Последнему пришлось все же уступить кровать. Володя не может долго уснуть, потому что его пугают предчувствие близкой смерти и темнота. Горячо помолившись, юноша успокаивается и засыпает. Михаил принял командование той ротой, которой он командовал до ранения, что приводит в радостные чувства его подчиненных. Офицеры также тепло приняли вновь прибывшего Козельцова.

Володя на утро начал сближаться с новыми сослуживцами. Особенно приветливыми ему показались юнкер Вланг и штабс-капитан Краут. Когда разговор зашел на тему казнокрадства и воровства на высших должностях, Володя, несколько смутившись, утверждает, что он так никогда не поступит. На обеде у командира идут жаркие обсуждения. Неожиданно приходит конверт, в котором говорится, что на Малахов курган (невероятно опасное место) требуется офицер и прислуга.

Никто не вызывается сам, пока кто-то не указал на Володю. Козельцов и Вланг отправляются исполнять поручение. Володя пытается действовать в соответствии с «Руководством» по артиллерийской службе, но попав на поле боя, понимает, что это невозможно, так как предписания и указания не соотносимы с действительностью. Вланг невероятно перепуган, поэтому больше не в силах сохранять хладнокровие. Володе же и жутко и немного весело одновременно.

Володя знакомится с солдатами в блнидаже. Они надеются, что скоро им придут на помощь, а им предоставят двухнедельный отпуск. Володя и Мельников сидят на пороге, а перед ними падают снаряды. Вскоре Володя окончательно избавляется от чувства страха, все считают его очень смелым, сам же юноша радуется, что безукоризненно исполняет свои обязанности.

Во время французского штурма Козельцов выскакивает на поле боя, чтобы никто не подумал, что он трус. Володя ранен в грудь. Врач осматривает рану, которая оказалась смертельной, и подзывает священника. Володя интересуется, смогли ли русские отбить французский штурм. Ему ответили, что победа осталась за русскими, хотя это было не так. Козельцов счастлив, что он умирает за Отечество и желает брату такой же смерти.

СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
Участие Толстого в Крымской войне. Создание писателем - непосредственным участником событий летописи героической обороны русскими войсками осажденного Севастополя. Его «Севастопольские рассказы» дают достоверную художественно-публицистическую картину обороны Севастополя. Толстой создает яркий документ, основанный на стремлении автора прежде всего «быть до малейших подробностей верным действительности» (Т. 73, с. 353), выразить свой взгляд на происходящие события.

Толстой дает точные детали кавказского офицерского и солдатского быта, детали обмундирования (традиция натуральной школы, физиологический очерк), живую разговорную речь, армейскую, преимущественно артиллерийскую, лексику, терминологию; географические и этнографические реалии подчеркивают документальную основу очерков.

Толстой-автор – сам непосредственный участник, очевидец событий. «Столько я переузнал, переиспытал, перечувствовал в этот год, что решительно не знаю, с чего начать описывать...», –
пишет Толстой через две недели после прибытия в Севастополь (Т. 59, с. 283). Он пишет по горячим следам, передает свои личные впечатления, наблюдения, рассказы очевидцев, набрасывает очерки, эскизы с натуры. Многие рассуждения Толстого почти дословно совпадают с дневниковыми записями, письмами того же времени.

Толстой воссоздает яркие художественно-публицистические картины войны и мира в героической обороне Севастополя4.

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ». 1854-1855.
Толстой пишет «Севастопольские рассказы» – три самостоятельных произведения, объединенных общей темой – воссоздание картины героической обороны Севастополя в 1854-55 гг.: «Севастополь в декабре», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года».

«Севастополь в декабре» – первый очерк цикла «Севастопольских рассказов» – создан по свежим впечатлениям, полученным в осажденном городе в ноябре-декабре 1854 г. Толстой предлагал поместить рассказ в журнале «Современник», как и материалы, подготовленные для задуманного им, но не разрешенного цензурой журнала «Военный листок». Это фактически документальный биографический очерк, близкий к репортажу. А. В. Дружинин утверждал, что ни одна из воюющих сторон «не имела у себя хроникера осады, который мог бы соперничать с Толстым» («Библиотека для чтения», № 9).

Это яркая журналистская работа Толстого – военного корреспондента, мысли, наблюдения, оценки автора – участника событий, артиллериста, фейерверкера 4 класса, способного отличить визг пушечного ядра от свиста бомбы, пущенной из мортиры.

Молодой писатель, Толстой выступает здесь и как публицист. Документальный материал сочетается с художественными образными зарисовками. И везде дается прямая открытая авторская оценка событий, ставшая характерной чертой, присущей Толстому, обобщенный вывод из увиденного им. Присутствует и «журналистика факта», и наблюдательный взгляд исследователя, и заинтересованный собственный взгляд публициста на происходящее.

Публицистичность «Севастопольских рассказов» также проявляется в стремлении Толстого убедить читателя в том, что он увидел и понял, воздействовать на общественное мнение. Толстому нужна возможность обращения с печатным словом к массовому читателю, важна публичная журнальная трибуна. Отсюда и желание издавать свой военный журнал, и переговоры с редактором «Современника» о цензурных препонах при публикации его произведений.

Современники называли «Севастопольские рассказы» статьями: И. И. Панаев, замещавший редактора Н. А. Некрасова, обратился к Толстому с просьбой присылать в «Современник» «статьи вроде присланной», имея в виду «Севастополь в декабре». Из отзыва И. С. Тургенева: «Статья Толстого о Севастополе – чудо! <…> Статья Толстого произвела здесь фурор всеобщий».

Подступы к замыслу сделаны в конце 1854 г. Всего один день, проведенный в Севастополе, дал огромный материал и первоначальный набросок севастопольского очерка. Сразу же рождается набросок, Толстой пишет первую краткую редакцию очерка «Севастополь в декабре». Показывает не парадную сторону войны, а «в крови, страданиях, смерти».

«Севастополь в мае» – второй очерк о Севастопольской обороне, создан за несколько дней (с 18 по 26 июня). Толстым, переведенным на 4-й бастион, использован уже имеющийся «проспектус маленькой статьи». В основе сюжета – реальные события в ночь с 10 на 11 мая в Севастополе. Отсюда заглавие рассказа. Первоначально указывалось: «Ночь 10 мая».

В рассказе прозвучала известная мысль-кредо Толстого: «Герой же моей повести <...> правда».

Последовали цензурные мытарства. Из письма Н. А. Некрасова И. С. Тургеневу: «Толстой прислал статью о Севастополе – но эта статья исполнена такой трезвой и глубокой правды, что нечего и думать ее напечатать»; Некрасов – Толстому: «Возмутительное безобразие, в которое приведена Ваша статья, испортило во мне последнюю кровь».

«Севастополь в августе 1855 года» – очерк о последнем штурме Севастополя 27 августа 1855 г. и отступлении русской армии. Толстой командовал пятью батарейными орудиями. Он писал этот третий «Севастопольский рассказ» на основании собственных впечатлений, рассказов очевидцев и рапортов, присланных ему со всех бастионов для составления им по поручению штаба артиллерии генерала Н. А. Крыжановского «Донесения о последней бомбардировке и взятии Севастополя союзными войсками».

Этот день запомнился Толстому на всю жизнь: 28 августа – день его рождения. Толстой воспринял падение Севастополя как личную трагедию.

Герой рассказа Володя Козельцев вобрал в себя пережитое Толстым.

В ноябре 1855 г. в Петербурге продолжена работа над последним севастопольским рассказом. 12 января 1856 г. вышла из печати первая книжка «Современника» за 1856 г., где рассказ был опубликован и впервые подписан полным именем: «Граф Л. Н. Толстой». Рассказ напечатан с большим количеством цензурных пропусков и смягчений, выпущена целиком 5 глава. Его перепечатал (с большими извлечениями) «Русский инвалид» (№ 122), назвав рассказ Толстого «истинно превосходной статьей».

В 1856 г. «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» напечатаны в сборнике «Военные рассказы графа Л. Н. Толстого», с некоторыми цензурными смягчениями.

Севастопольская летопись («Севастополь в декабре», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года»), своеобразный журнал в журнале – «Солдатский листок» Толстого в «Современнике» Некрасова5, получила высокие оценки в печати и современников в частной переписке.

Н. Г. Чернышевский видел в Толстом писателя, которого отличает «чистота нравственного чувства»; А. В. Дружинин говорил о публицистическом даровании Толстого. В Крыму, во время военных действий, как отмечал Дружинин, были представители всех крупнейших европейских газет и журналов, но ни один из них не написал ничего подобного. Некрасов призывал Толстого: «Статья написана мастерски, интерес ее для русского общества не подлежит сомнению... Пожалуйста, давайте нам побольше таких статей!».

В своем первом письме И. С. Тургенев писал Толстому: «Ваше орудие – перо, а не сабля...».

Возникший в июле 1855 г. замысел Толстого написать «Дневник офицера в Севастополе – различные стороны, фазы и моменты военной жизни» остался неосуществленным, как и «Отрывок из дневника штабс-капитана А. пехотного Л. Л. полка».

4 См. также: Предисловие Толстого к «Севастопольским воспоминаниям» А. И. Ершова (1889).
5 См.: Бабаев Э. Г. Высокий мир аудиторий. Лекции и статьи о русской литературе / Сост. Е. Э. Бабаева, И. В. Петровицкая / Под общ. ред. Т. Ф. Пирожковой. – М.: МедиаМир, 2008. С. 328.

По своей сути Севастопольские рассказы являются военными репортажами, поэтому можно сказать, что Толстой был первым военным корреспондентом. В осажденном Севастополе и его окрестностях он находился в самый разгар крымской войны, с ноября 1854 г. по август 1855г.

За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», медалями «За защиту Севастополя 1854-1855» и «В память войны 1853-1856 гг.»

Севастополь в декабре месяце

Первый «Севастополь в декабре », в нем писатель передает свои первые севастопольские впечатления. В этом произведении Толстой впервые показал всей стране осажденный город без художественных прикрас и пафосных фраз, которыми сопровождались официальные в газетах и журналах того времени. В рассказе описывается будничная жизнь осажденного города, наполненная взрывами гранат, ударами ядер, мучениями раненных в переполненных госпиталях, тяжелым трудом защитников города, кровью, грязью и смертью. Первый рассказ севастопольского цикла Толстого является ключевым, в нем писатель рассказывает о общенациональном героизме обороняющих город. Здесь же он раскрывает понимание причин этого героизма: «Эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в , но лежащее в глубине души каждого, – любовь к Родине».

Севастополь в мае

Следующий рассказ данного цикла называется «Севастополь в мае», сюжетная линия и форма повествования второго рассказа во многом схожи с декабрьским. Но здесь уже четко видна новая фаза войны, не оправдавшей надежд писателя на единение . «Севастополь в мае» посвящен описанию поведения аристократической офицерской элиты, не выдерживающей тяжелого испытания войной. В кругу людей стоящих у власти главным стимулами поведения являются эгоизм и тщеславие, а не патриотизм. Ради наград и продвижения по карьерной лестнице они готовы бездумно жертвовать жизнями простых солдат. В майском рассказе впервые проявляется толстовская критика официальной государственной политики и идеологии, ставшая впоследствии характерной чертой творчества писателя.

«Севастополь в мае» был опубликован в изуродованном виде – его выправила цензура. И тем не менее общественность была потрясена.

Севастополь в августе 1855 года

Третий рассказ севастопольского цикла описывает самый страшный период осады города – август 855 года. В течении этого месяца город подвергался беспрерывным жесточайшим бомбардировкам, в конце августа Севастополь пал. Героями этого рассказа выступают не родовитые люди – представители мелкого и среднего , которые в ожидании последнего неприятельского штурма понимают и принимают точку зрения простых солдат и отрекаются от офицерской верхушки. Толстой описывает печальную участь осажденного Севастополя, подчеркивая, что сломить волю бесстрашных защитников города, неприятелю позволило только значительное превосходство в военной технике и материальных ресурсах. Город пал, но русский народ оставил его непобежденным духовно. Сам писатель вместе с товарищами по оружию плакал, покидая пылающий город. В конце последнего севастопольского рассказа отражены гнев, боль, скорбь о погибших героях, звучат врагам России и проклятия войне.




Top