Капитанская дочка описание героя мария миронова. Образ и характеристика Маши Мироновой из повести «Капитанская дочка» Пушкина

Государственная итоговая аттестация 2019 года по русскому языку для выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений проводится с целью оценки уровня общеобразовательной подготовки выпускников по данной дисциплине. Основные проверяемые в тестировании элементы содержания:

  1. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. Грамматические нормы (морфологические нормы). Грамматические нормы (синтаксические нормы). Лексические нормы. Пунктуация в простом и сложном предложениях. Орфограмма.
  2. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.
  3. Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.
  4. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.
  5. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
  6. Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
  7. Словосочетание.
  8. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
  9. Осложнённое простое предложение.
  10. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
  11. Синтаксический анализ сложного предложения.
  12. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях.
  13. Сложные предложения с разными видами связи между частями.
Дата сдачи ОГЭ по русскому языку 2019 года:
28 мая (вторник) .
Изменения структуры и содержания экзаменационной работы 2019 года по сравнению с 2018 годом отсутствуют .
В данном разделе вы найдёте онлайн тесты, которые помогут вам подготовиться к сдаче ОГЭ (ГИА) по русскому языку. Желаем успехов!

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМ) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2017-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2016-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2015-го года по русскому языку содержит три части. Первая часть включает в себя одно задание - небольшую письменную работу по прослушанному тексту. Вторая часть состоит из 13 заданий с кратким ответом. Для выполнения третьей части необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. В связи с тем. что задания из первой и третьей части проверяются преподавателями вручную и не могут быть проверены автоматически, в данном тесте представлена только вторая часть экзамена (13 заданий). Согласно текущей структуре экзамена, лишь в нескольких из этих заданий предлагаются варианты ответов. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить для каждого задания варианты ответов. Однако для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, мы решили значительно увеличить количество этих вариантов для того, чтобы максимально приблизить тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.




Текст, который потребуется при выполнении заданий будет указан в каждом вопросе для вашего же удобства.
При выполнении заданий А1-А6 выберите только один правильный вариант.
При выполнении заданий B1-B14 возможно несколько вариантов ответа.

Начало формы

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) После того, как Саша Белов в последний раз махнул рукой и выбежал из ворот дома в Колокольниковом переулке, жизнь Никиты Оленева была заполнена одним — он ждал известий от отца. (2) Кажется, все сроки прошли, а нарочных из Петербурга с письмом и деньгами все не было. (3) Никита томился, нервничал. (4) Сама собой напрашивалась мысль, что отец не хочет его видеть, что тяготится самой необходимостью заботиться о сыне.

(5) Август в Москве был пыльным и жарким. (6) Занятия в навигацкой школе кончились до осени. (7) Скучая без друзей и вынужденного безделья, Никита вспомнил свое былое увлечение — рисование. (8) С утра, взяв картон и уголь, он уходил на весь день, чтобы, примостившись где-нибудь в тихом переулке, рисовать главки древних церквей, белокаменную резьбу на полукруглых апсидах и узорочье кокошников. (9) Удачные рисунки он развешивал в своей комнате.

(10) Особенно нарядной и веселой получилась церковь Ржевской Божьей Матери, стоящей на берегу глубокого Сивцева оврага. (11) Гаврила долго рассматривал рисунок, потом вздохнул.

(12) — Похоже на наш Никольский храм. (13) Тоже на холме стоит. (14) А помните, Никита Григорьевич, надвратную надпись на нашем храме? (15) «Пусть будут отверсты очи твои на храм сей ночью и днем». (16) Матушку вашу покойную, княгиню Катерину Исаевну, очень эта надпись умиляла.

(17) И словно спохватившись, что сказал лишнее, он поспешно вышел из комнаты.

(18) Никита благодарно улыбнулся ему вслед. (19) Гаврила, сам того не ведая, почувствовал в рисунке то настроение, в котором Никита провел весь предыдущий день. (20) Шумела на ветру ольха, перекатывались по галечному дну воды тихой речки Сивки, старинная колокольня парила над Сивцевым оврагом. (21) Ничто округ не напоминало присутствия большого города, и Никите казалось, что он опять на родительской мызе, за спиной стоит мать и, как бывало в детстве, водит углем, зажатым в его руке, и оттого линии на бумаге ложатся четко и ровно.

(22) В этот вечер он лег с твердым намерением пойти завтра к тетке и узнать, не имеет ли она каких-либо сведений об отце.

(23) Ирина Ильинична жила на Тверской улице в двухэтажном каменном особняке. (24) Дом был построен при государе Алексее Михайловиче и отвечал всем требованиям тогдашней архитектуры, но ряд пристроек, сделанных сообразно моде последнего времени, совершенно изменил его облик, и теперь он являл собой странную помесь русской барской усадьбы и жилища голландского буржуа. (25) Высокие окна с рамами на двенадцать стекол мирно уживались с подслеповатыми, забранными решетками, оконцами старой части дома. (26) Просторный двор, отгороженный от мира бревенчатым забором, был распланирован наподобие цветника и украшен двумя жалкими беседками.

(27) К покосившейся колонне одной из беседок был прикован лохматый пёс. (28) При виде Никиты он оскалился, залился злобным лаем и так натянул цепь, что, казалось, неминуемо должен был свалить хлипкое сооружение.

(29) На стук в дверь вышел молодой краснощекий мужик, одетый несколько необычно: немецкого покроя камзол и франтоватый парик были под стать иностранной пристройке дома, а холщовые порты, заправленные в нечищеные сапоги, вызывали твердую уверенность в том, что никакая сила не может выбить из мужика русский дух. (30) Он хмуро окинул Никиту взглядом, словно раздумывая, сразу ли захлопнуть дверь или выслушать пришедшего. (По отрывку из книги Н. Соротокиной «Трое из навигацкой школы»)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Никита Оленев нервничал»?

1) У него не получалось красиво нарисовать церковь.

2) Он боялся идти к тётке.

3) Он ждал известий от отца.

4) В Москве было очень жарко.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Гаврила, сам того не ведая, почувствовал в рисунке то настроение, в котором Никита провел весь предыдущий день.

2) Особенно нарядной и веселой получилась церковь Ржевской Божьей Матери, стоящей на берегу глубокого Сивцева оврага.

3) Сама собой напрашивалась мысль, что отец не хочет его видеть, что тяготится самой необходимостью заботиться о сыне.

4) Ирина Ильинична жила на Тверской улице в двухэтажном каменном особняке.

4. Из предложений 29-30 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением «присоединение».

5. Из предложений 27-29 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

6. Замените книжное слово УМИЛЯЛА в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание БРЕВЕНЧАТЫМ ЗАБОРОМ (предложение 26), построенное на основе согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу из предложения 27.

9. Среди предложений 14-17 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

После того, (1) как Саша Белов в последний раз махнул рукой и выбежал из ворот дома в Колокольниковом переулке, (2) жизнь Никиты Оленева была заполнена одним — он ждал известий от отца. Кажется,(3) все сроки прошли,(4) а нарочных из Петербурга с письмом и деньгами все не было.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между его частями, связанными подчинительной связью.

На стук в дверь вышел молодой краснощекий мужик,(1) одетый несколько необычно: немецкого покроя камзол и франтоватый парик были под стать иностранной пристройке дома,(2) а холщовые порты,(3) заправленные в нечищеные сапоги, вызывали твердую уверенность в том, (4) что никакая сила не может выбить из мужика русский дух.

13. Среди предложений 1-4 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 19-22 найдите сложное предложение с бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №4

ОТВЕТЫ

2.

3.

И из его рассказа у молодого человека составилось не очень хорошее мнение о капитанской дочке. Он увидел ее в доме капитана. Пушкин так описывает ее портрет на страницах «Капитанской дочки»: «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели». Горящие уши девушки выдавали зародившееся первое чувство, и в то же время смущение, которого не заметил, находясь под влиянием слов Швабрина о том, что Маша была «совершенною дурочкою». В первую встречу, она не произвела на него какого-либо впечатления.

В тот же день Гринев узнал от капитанши, что Маша – бесприданница. Капитанша не смотрела на молодого человека, как на потенциального жениха, да и молод был Петр Андреевич для сватовства. Заговорила с ним о приданом просто потому, что душа болела за дочку, а в крепости особо и поговорить было не с кем.

Мария Ивановна выросла в Белогорской крепости. Весь ее круг общения составляли родители, Палашка, попадья, да солдаты-инвалиды. В таких условиях нетрудно остаться неразвитой и ограниченной. Но узнав Машу поближе, Гринев увидел в ней благоразумную и чувствительную девушку. Маша была скромна и добродетельна. Несмотря на отсутствие женихов, она не кинулась на шею первому встречному Швабрину, хотя тот был завидным женихом для бесприданницы. Каким-то внутренним чутьем она разглядела его темную душу. О том, что Швабрин сватался к ней, она рассказала Гриневу с трогательной почти детской наивностью. «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться… Ни за что! ни за какие благополучия!»

Сколько целомудрия и добродетели в одной этой фразе.

В отличие от своей энергичной и деятельной матери, Маша была пуглива, боялась громких выстрелов. Но она была трудолюбива. Всякий раз Гринев заставал ее за каким-либо домашним занятием.

Очнувшись после ранения, Гринев узнал, что Маша ухаживала за ним во все дни его беспамятства. Он был настолько тронут ее присутствием около своей постели, ее нежным, робким поцелуем, что решился сделать ей предложение. На что Маша ответила, что выйдет за него замуж только с благословения его родителей. Это говорит о ее высокой чистой натуре, о прекрасной душе.

Мы помним, что в повести комендантша охарактеризовала Машу как совершенную трусиху. Однако, оставшись одна, без родителей «во вражеском стане», она проявила настоящее мужество и стойкость. Она была готова на любые лишения, даже на смерть, лишь бы не выходить замуж за ненавистного ей Швабрина.

Когда Гринев при содействии освободил Машу и отправил ее вместе с в отцовское имение, его родители со всем провинциальным радушием приняли дочку капитана Миронова у себя. Маша понравилась им своей скромностью, добродетельностью. Матушка, без всяких сомнений оценила ее трудолюбие и хозяйственность.

Но с совершенно другой стороны открывается нам образ Маши Мироновой после получения известия о заключении Петра Андреевича, вся семья надеялась, что это недоразумение, и что оно вскорости разрешится. Не разрешилось. Из письма князя Б. Гриневы и Маша узнали, что Петр Андреевич объявлен бунтовщиком и предателем. Эта новость едва не убила отца. А Маша сообщила, что должна ехать в Петербург.

Эта хрупкая девочка, боявшаяся в крепости ружейных выстрелов, решилась ехать в сопровождении Савельича и Палашки в незнакомую далекую столицу, чтобы защитить своего любимого и восстановить справедливость.

Судьба благоприятствовала ей. Она встретилась с императрицей и рассказала о злоключениях Гринева. Скромность и мужество девушки пленили Государыню, она поверила Маше.

Мария Миронова — главная героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и — её главная загадка. Ничем не примечательная, простая, скромная, без каких-то талантов, увы — некрасивая — деревенская девушка вдруг становится заглавной героиней последнего крупного произведения Пушкина, в котором он проявляет себя как глубокий мыслитель, философ, историк. В чём причина столь удивительной литературной роли?

В повести события, связанные с Машей, занимают немного времени: мы видим её при встрече с Гринёвым, у постели раненного Гринёва, на валу крепости, в момент, когда главный герой забирает девушку из Белогорской, на свидании с императрицей. Во всех эпизодах, кроме последнего, её роль — сопутствующая. Она — героиня второстепенной любовной интриги, смысл которой в XIX веке определяли как «завлечение читателя», чтобы рассказать ему о главном. Только в момент встречи с Екатериной II просьба Маши становится судьбоносной для Гринёва.

Почему же Пушкин называет роман (таков жанр произведения, по мнению некоторых критиков) «Капитанская дочка», читай — «Маша Миронова»? Какую авторскую идею выражает эта почти сказочная, идеальная и потому совершенно неприметная героиня?

Характеристика героини

(Маша " Иллюстрация художника Дмитриевой Г. С. )

Маша действительно сказочная героиня. Она наделена всеми хрестоматийными достоинствами — скромная, стыдливая, всегда поступает «как правильно», чтит родителей и мужа (мужчину), которого любит. Ничто не выдаёт в ней глубокого ума, потому что говорит и действует героиня по писаным законам, внушаемым каждой крестьянской девушке с рождения.

Наверное, чтобы усугубить впечатление незначительности, Пушкин делает Машу ещё и некрасивой. Её портрет при первом свидании с Гринёвым красноречив: «…лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели». Это слова самого Гринёва, а ведь если мужчина видит красавицу, то запомнятся ему совсем не пламенеющие уши и круглое лицо.

(Ия Арепина в роли Маши из к/ф "Капитанская дочка" 1958, СССР )

С детства круг общения Маши узок и замкнут: родители, деревенские девушки, старые солдаты («инвалиды»). Вдруг в крепости появляется Швабрин — молодой офицер, высланный из Петербурга в «тьмутаракань» за дуэль. Как выясняется, он до приезда Гринёва ухаживал за Машей и даже сватался к ней, но — без результата.

Девушка не бросилась к нему от тоски и безлюдья, и в этом поступке — проявление ума, даже мудрости Маши. Швабрин оказался «гнилым» в своей сути: мстительным и мелочным (очернил девушку перед Гринёвым, обозвав «совершенной дурочкой»), трусливым и неверным (нарушил присягу, предал товарищей, перейдя на сторону Пугачёва), жестоким — принуждал Машу к сожительству, заперев в чулане.

(из строк романа: "Маша рыдала, прильнувъ къ моей груди ")

Мудрость Маши и в том, что она выбирает сердцем Гринёва — человека достойного, благородного. В любви героиня не кокетничает, не играет: «Она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности…». В этом поступке — глубокое уважение к мужчине, залог будущей чистоты отношений, когда жена не станет обманывать, что-то скрывать.

Но отец Гринёва решительно запрещает даже помышлять о женитьбе. И если Пётр готов и без благословления отца жениться на Маше, то она — категорически отказывается: «Нет, Петр Андреич, — отвечала Маша, — я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле божией…»

Это не страх, не глупость. Это — чрезвычайное уважение традиций, родителей, то благочестие, на котором держится мир, семья, в котором единственном возможно настоящее счастье. А ещё этот поступок говорит о максимализме Маши: всё или — ничего. Таково свойство натур не простых, не ограниченных, а страстных, таящих в душе много сил и желаний.

В самом начале произведения Маша Миронова представляется тихой, скромной и молчаливой дочкой коменданта. Она выросла в Белогорской крепости со своим отцом и матерью, которые не могли дать ей хорошего образования, но воспитали её послушной и порядочной девушкой. Однако капитанская дочка росла одиноко и замкнуто, отделённая от внешнего мира и, не зная ничего, кроме своей деревенской глуши. Ей кажутся восставшие крестьяне разбойниками и злодеями, и даже ружейный выстрел нагоняет на неё страх.

При первой встрече мы видим, что Маша - обычная русская девушка, «круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши», которая воспитана в строгости и проста в общении.

Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе героини: «Девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег... с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою». О её характере: «Смела ли Маша? -- отвечала ее мать. -- Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки».

Но, несмотря на всё это, капитанская дочка имеет и свой собственный взгляд на мир, и не соглашается на предложение Швабрина стать его женой. Маша не потерпела бы брак не по любви, а по расчёту: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!»

А. С. Пушкин описывает капитанскую дочку, как невероятно стеснительную девушку, которая поминутно краснеет и поначалу не может заговорить с Гринёвым. Но такой образ Марьи Ивановны остаётся у читателя ненадолго, вскоре автор расширяет характеристику своей героини, чувствительной и благоразумной девушки. Перед нами предстаёт натура естественная и цельная, привлекающая к себе людей приветливостью, искренностью, добротой. Она уже не боится общения, и заботится о Петре во время его болезни после поединка со Швабриным. В этот период раскрываются истинные чувства героев. Нежная, чистая забота Маши оказывает на Гринёва сильное влияние, и, признаваясь в своей любви, он делает ей предложение руки и сердца. Девушка даёт понять, что их чувства взаимны, однако при её целомудренном отношении к замужеству она объясняет своему жениху, что не выйдет за него замуж без согласия родителей. Как известно, родители Гринева не дают согласия на женитьбу сына с капитанской дочерью, и Марья Ивановна отказывается от предложения Петра Андреевича. В этот момент проявляется разумная непорочность характера девушки: её поступок совершается ради любимого и не допускает совершения греха. Красота её души и глубина чувства отражаются в её словах: «Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую - бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…». Вот пример самоотречения во имя любви к другому человеку! Как утверждает исследователь А.С.Дегожская, героиня повести была «воспитана в патриархальных условиях: в старину в брак без согласия родителей считался грехом». Дочь капитана Миронова знает, «что отец Петра Гринева - человек крутого нрава», и он не простит своему сыну женитьбы против его воли. Маша не хочет причинять боль любимому человеку, мешать его счастью и согласию с родителями. Так проявляется твердость ее характера, жертвенность. Мы не сомневаемся, что Маше тяжело, но ради любимого она готова отказаться от своего счастья.

Когда начинается восстание Пугачёва и приходит известие о скором нападении на Белогорскую крепость, родители Маши решают отправить её в Оренбург, чтобы уберечь свою дочь от войны. Но бедная девушка не успевает уехать из дома, и ей приходится стать свидетельницей ужасных событий. Перед началом приступа А.С.Пушкин пишет, что Марья Ивановна пряталась за спиной Василисы Егоровны и «не хотела отстать от неё» . Капитанской дочке было очень страшно и беспокойно, но она не хотела этого показывать, отвечая на вопрос отца, что «дома одной страшнее», с «усилием улыбнувшись» своему возлюбленному .

После захвата Белогорской крепости Емельян Пугачёв убивает родителей Марьи Ивановны, и от глубочайшего потрясения Маша серьёзно заболевает. К счастью девушки, попадья Акулина Памфиловна забирает её к себе в опеку и прячет за ширмой от Пугачёва, пирующего после победы в их доме.

После отъезда новоиспечённого «государя» и Гринёва нам открывается твердость, решительность характера, непреклонность воли капитанской дочки.

Злодей Швабрин, перешедший на сторону самозванца, остаётся за главного, и, пользуясь своим положением главного в Белогорской крепости, принуждает Машу выйти за него замуж. Девушка не соглашается, для неё «легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иваныч» , поэтому Швабрин мучает девушку, не впуская никого к ней и давая только хлеб и воду. Но, несмотря на жестокое обращение, Маша не теряет веры в любовь Гринёва и надежды на избавление. В эти дни испытаний перед лицом опасности капитанская дочка пишет своему возлюбленному письмо с просьбой о помощи, так как понимает, что, кроме него, за неё заступиться некому. Марья Ивановна стала настолько храброй и бесстрашной, что Швабрин не мог представить, что она сможет бросить такие слова: «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят» . Когда же наконец приходит к ней спасение, её охватывают противоречивые чувства - её освобождает Пугачёв - убийца её родителей, бунтарь, перевернувший её жизнь с ног на голову. Вместо слов благодарности «она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств» .

Емельян Пугачёв отпускает Машу и Петра, и Гринёв отправляет возлюбленную к своим родителям, прося Савельича сопровождать её. Доброжелательность, скромность, душевность Маши располагают к ней всех окружающих, поэтому Савельич, который рад за своего воспитанника, собирающегося жениться на капитанской дочери, соглашается, говоря такие слова: «Хоть раненько задумал ты жениться, да зато Марья Ивановна такая добрая барышня, что грех и пропустить оказию…» . Родители Гринёва не оказываются исключением, кого поразила Маша своей скромностью и искренностью, и они хорошо принимают девушку. «Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить». Даже батюшке любовь Петруши «уже не казалась пустою блажью», а матушка только и хотела, чтобы её сын женился на «милой капитанской дочке».

Ярче всего раскрывается характер Маши Мироновой после ареста Гринева. Всё семейство было поражено подозрением об измене Петра государству, но больше всех переживала Маша. Она чувствовала себя виноватой в том, что он не может оправдаться, дабы не впутывать любимую, и была совершенно права. «Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы его спасти» .

Сказав родителям Гринева, что «вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей как дочь человека, пострадавшего за свою верность» , Маша отправляется в Петербург. Она была настроена твёрдо и решительно, поставив перед собой цель во чтобы то ни было оправдать Петра. Встретившись с Екатериной, но не зная пока об этом, Марья Ивановна открыто и в подробностях рассказывает свою историю и убеждает императрицу в невиновности любимого: «Я знаю все, я вам все расскажу. Он для меня одной подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве только потому, что не хотел запутать меня» . А.С.Пушкин показывает стойкость и непреклонность характера героини, её воля сильна, а душа чиста, поэтому Екатерина верит ей и освобождает из-под ареста Гринёва. Марья Ивановна была очень тронута поступком государыни, она, «заплакав, припала к ногам императрицы» в благодарности.




Top