Карамзин его произведения. Биография карамзина кратко самое главное

ЩЕРБИНА, Николай Фёдорович - русский поэт. Родился в обедневшей дворянской семье. Мать поэта, гречанка по происхождению, привила ему глубокий интерес к истории и культуре Греции.

Как поэт Щербина складывается в 40-е годы (первое стихотворение «К морю» опубликовано в 1838). Написанные на темы и в манере античной литературы «антологические» стихи - основной жанр поэзии Щербины - утверждают культ радости, красоты, рационалистически спокойного отношения к миру, природе: сборники «Греческие стихотворения» (1850) и «Новые греческие стихотворения» (1850-1851, опубликованы в 1851). Стихи Щербины, явившиеся своего рода реакцией на высокопарный эпигонский романтизм В. Г. Бенедиктова , встретили сочувственный отклик критики. Положительно отозвался о книге Щербины «Стихотворения» (т. 1-2, 1857) Н. Г. Чернышевский, отметив при этом тематическую ограниченность его творчества. В некоторых произведениях Щербины (например, в цикле «Ямбы и элегии») звучали гражданские мотивы, сменившиеся, однако (примерно, с 1859-60), охранительными умонастроениями. Та же эволюция проявилась и в сатире Щербины: от эпиграмм на Николая I и его сановников («Альбом ипохондрика», 1841-61) он перешёл к клеветническим выпадам против революционных демократов («Сатирическая летопись», 1861-1869).

Соч.: Полн. собр. соч., СПБ, 1873; Стихотворения. [Вступ. ст. И. А. Айзенштока], Л., 1937; Избр. произведения. [Вступ. ст. И. Д. Гликмана], Л., 1970.

Лит.: Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 16, М., 1953 (см. Указатель имен); Магина Р. Г., Стихотв. цикл «Ямбы и элегии» Н. Ф. Щербины, «Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та», 1967, т. 256, ч. 2; Бухштаб Б. Я., Рус. поэзия 1840-1850-х гг. [Вступ. ст.], в кн.: Поэты 1840-1850-х гг., [Л.], 1972; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. - Л., 1962.

В. А. Калашников

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 8. - М.: Советская энциклопедия, 1975

Щербина Николай Фёдорович - талантливый поэт. Родился в дворянской семье; учился в таганрогской гимназии, затем поступил в Харьковский университет, но не кончил курса по тяжёлым семейным обстоятельствам. Выдержав экзамен на учителя, занимался преподаванием по деревням и в Харькове.

В 1849 году поэт перебирается в Одессу, где издаёт первый свой сборник «Греческие стихотворения» (1850), встреченный очень сочувственно критикой.

С 1850 жил в Москве; был помощником редактора «Московских Губернских Ведомостей», писал стихи в «Москвитянине» и петербургских журналах.

В Санкт-Петербурге, куда переехал в 1854, был назначен чиновником особых поручений при товарище министра народного просвещения, князе П. А. Вяземском .

Положение его, до тех пор бедственное, теперь упрочилось. Он издал «Пчелу», сборник для народного чтения, который был одобрен министерством и поправил дела составителя. В это же время он издал полное собрание своих стихотворений в двух томах (1857), и «Сборник лучших произведений русской поэзии».

Последние годы жизни Щербина служил по Министерству внутренних дел при главном управлении по делам печати.

История поэтического творчества Щербины распадается на два периода, причём время с 1854 по 1860 гг. является как бы переходным. В первом периоде Щербина не подвергался влияниям литературных течений и в своей поэзии был предоставлен самому себе. В это время он писал антологические стихотворения, звучные и красивые. Он никогда не был в Греции, но живо представлял себе Грецию и её природу. Он тосковал в своих стихах о Греции, о любви к женщинам, которая у него является пластической и чувственной.

Эпоха подготовки реформ отразилась и на поэзии Щербины: у него появились и гражданские мотивы, и чувство бодрости.

Но это продолжалось недолго; в конце жизни Щербина перешёл на сторону реакции; остроумный и жёлчный, он выливал свою злобу в эпиграммах, осмеивавших, по большей части, передовые идеи и передовых людей. Некоторые из его эпиграмм, по неприличию тона, не могли быть напечатаны даже после его смерти.

Во всяком случае лучшими стихотворениями Щербины являются антологические и о природе. Щербина любил природу так же чувственно, как и женщин, и по своему миросозерцанию являлся пантеистом.

Николай Фёдорович Щербина родился 14 декабря 1821 года в деревне Грузко-Еланчинская что под Таганрогом, в семье донского помещика. Бабка будущего поэта по материнской линии была, по собственному признанию, "чистая гречанка", из Греции родом, и мальчик воспитывался под влиянием песен и преданий ее родины. Под руководством матери изучал греческий язы. Уже в десять лет читал в подлиннике "Илиаду" Гомера, а в тринадцать – написал поэму «Сафо».

Учился Щербина в Таганрогской мужской гимназии, затем - в Харьковском университете, который не смог окончить из-за недостатка средств. Чтобы как-то обеспечить свое существование, молодой поэт был вынужден стать домашним учителем. Восемь лет ездил по Украине, учил детей помещиков, писал стихи.

Щербине было семнадцать лет, когда в журнале "Сын отечества" опубликовали его стихотворение "К морю". Впоследствии он печатался в "Отечественных записках" , "Москвитянине" и харьковском альманахе "Молодик".

В 1850 году появился его первый поэтический сборник "Греческие стихотворения". Книга имела большой успех. Оригинальность и художественное совершенство стихотворений приветствовал критик Дружинин. Поэт переехал в Москву, где стал помощником редактора «Московских Губернских Ведомостей». В 1854 году Щербина переезжает в Санкт-Петербург; служит чиновником в главном управлении по делам печати. Чтобы поправить свое материальное положение, он издает «Пчелу» - сборник для народного чтения, одобренный министерством просвещения.

В 1857 году вышли в свет два тома стихотворений Щербины, на которые откликнулся Чернышевский , отметив поэтическое дарование автора и положительно оценив его обращение к современной тематике. В то же время Чернышевский указал на некоторую искусственность древнегреческих образов Щербины. По мнению многих других современников, подражания древним удавались Щербине и были ценимы читателями.

Обращался он и к сатирическому творчеству. Характерны в этом отношении его эпиграммы "Сонник современной русской литературы" и "Альбом ипохондрика", носящие в большей степени антиправительственный характер.

Творчество Николая Щербины во многом перекликается с поэзией Полонского. Щербина недоволен условиями современной ему общественной жизни ("В обществе", 1845; "Болезнь", 1853); его пленяет красота природы (" Notturno ", 1846: "Природа", 1851), могущество искусства ("Сила песни", 1843; "Стих", 1845; "Поэту", 1855). Но у Щербины громче, нежели у Полонского, звучит гражданственный протест против засилья зла ("Современная дума", 1848). Не принимая окружающей его социальной среды, Щербина противопоставлял ей древнюю Элладу ("Эллада", 1845), образ абстрактно понимаемого гармонически развитого человека ("Человеку", 1848; "Миг", 1846; "Купанье", 1847; "Ваятель и натурщица", 1847). Упиваясь красотой древней Греции, поэт не терял веры в то, что для человечества наступит "солнце свободы" в будущие "века золотые" ("Песня Прометея", 1848).

После 1848 г. поэт постепенно утрачивал свой гражданско-обличительный пафос, уходя в мир иллюзий и "чистого искусства". В его стихах все отчетливее стали звучать религиозно-примирительные мотивы ("Когда давно с креста изречено прощенье", 1848; "Поэт", 1852; "Познав тщету и ложь борьбы", "Наш Демон", 1846). Поэт выражает желание уйти "от борьбы жестокой", от мысли "о всяком зле". Это обусловило его враждебные выпады против прогрессивного искусства, якобы отражающего "вседневность", несущего "клевету на жизнь и дух народа".

Скончался Николай Фёдорович Щербина 22 апреля 1869 года в Санкт-Петербурге.

Стихотворения Н.Щербины

Использованы материалы кн. «История русской литературы XIX века. Первая половина» / А.И. Ревякин. – М.: Просвещение, 1985 г.

ЩЕРБИНА Николай Федорович родился в семье обедневшего донского помещика - поэт.

Первоначальное образование получил под руководством матери- гречанки. Учился в Таганроге, сначала в приходском и уездном училищах, затем в гимназии. Одновременно занимался гре­ческим языком и уже в 10 лет читал в по­длиннике «Илиаду» Гомера. Рано начал писать стихи.

В 1838 появление в журнале «Сын Отечества» (т. III, ч. 2) его сонета «К морю» сыграло решающую роль в даль­нейшей судьбе поэта.

В 1839 не завершив гимна­зического образования, Николай Фёдорович приез­жает в Москву, надеясь поступить в универ­ситет, однако мечты его не осуществились.

В Москве Щербина Н.Ф. знакомится с А. Ф. Вельтман и М. Н. Загоскиным , по рекомен­дации которых поступает в Харьков­ский университет (1841). Через полгода, из-за недостатка средств, он оставляет универси­тет, держит экзамен на звание домашнего учителя и в течение ряда лет странствует по Украине, обучая детей помещиков, преподает в харьковских женских пансионах. В эти годы Николай Федорович много пишет, но печатается мало.

В 1841 в «Отечественных записках» появляется его поэма «Клефты» .

В 1844 в журнале «Маяк» выходит его статья о ново­греческих песнях.

В 1843-44 в трех книж­ках альманаха «Молодик» - около трех десятков его стихотворений.

Скитальческая жизнь, полная бедствий и невзгод, породила у поэта желание уехать за границу, побывать в Гре­ции, однако эти планы не сбылись. Щербина оказался в Одессе, ему удается найти частные уроки, завязать знакомства с П. А. Вяземским , А. С. Пушкиным и другими.

В 1850 издаёт первую книгу своих стихов - «Греческие стихотворения» . Книга быстро разошлась и вызвала благожела­тельные отзывы, в которых отмечалась оригинальность и художественное совер­шенство стихотворений. А. В. Дружинин писал в «Современнике»: «Мы смело при­числяем Щербину к числу замечательных русских поэтов и даем ему одно из первых мест между теми из них, которые еще пи­шут в наше время» (1850, № 6). Такие же хвалебные отзывы появились в журнале «Отечественные записки» (кн. 6), «Москви­тянин» (кн. 15), «Сын Отечества» (кн. 5) и других.

Успех первой книги окрылил поэта. Он переезжает в Москву и поступает на службу помощником редактора газеты «Московские губернские ведомости». Его стихи печатаются в «Современнике», «Отечест­венных записках», «Москвитянине». Одно­временное сотрудничество в столь раз­личных по идейному направлению журна­лах свидетельствовало о политическом индифферентизме поэта.

В 1855 Николай Федорович пере­ехал в Петербург и занял должность чи­новника особых поручений при товарище министра народного просвещения князе П. А. Вяземском.

В 1857 выходят два тома «Стихотворений Николая Щербины» - 15-летний итог его поэтической деятель­ности. На это издание откликнулся об­стоятельной рецензией Н. Г. Чернышевский . Отметив наличие у автора поэти­ческого дарования и таланта, Чернышев­ский упрекал его за крайнюю искусствен­ность и односторонность: античные идеи и образы, некогда продиктованные вдох­новением, ныне истощились, стали приду­манными, натянутыми и, следовательно, непоэтическими. Чернышевский привет­ствовал обращение поэта к современным темам в цикле стихов «Ямбы» , но вместе с тем отмечал холодность, отвлеченность и рассудочность мыслей (Полн. собр. соч., т. IV, М., 1948).

В 60-е гг. Щербина отходит от лирической темы и создает преимущественно сатири­ческие произведения, составившие к кон­цу его жизни два больших цикла:

«Альбом ипохондрика, собрание эпиграмм, ксений, ямбов и всякого сатирического школьни­чества» , охватывающий 1841-60,

«Са­тирическая летопись. Ямбы, ксении и эпиграммы» - 1861-69.

Сатирические произведения Щербины в прозе составили еще два цикла -

«Сонник современной рус­ской литературы, расположенный в алфавитном порядке и служащий необходи­мым дополнением к известному «Соннику Мартына Задеки»,

«Доморощенные на­броски русского ленивца и ипохондрика» .

Собрание сочинений. Щербины Н.Ф. вышло после ого смерти (1873).

В историю русской литературы Щербина во­шел как автор антологических и сатири­ческих стихотворений. К греческой тема­тике обращались многие поэты, однако лишь он впервые использовал античность как средство выражения своего мироощу­щения, своей философии, выражения сво­их психологических переживаний. В сти­хах Щербины Греция условно эстетизирована в духе «чистого искусства»

«Эллада», 1846;

«Пир», 1850;

«Тень», 1852;

«Вакхан­ка», 1852, и другие. Оригинальность антоло­гического творчества Щербины в соединении с большим поэтическим мастерством пред­ставляет интерес и для современного чи­тателя.

Сатирическое творчество Щербины Н.Ф. проникнуто критическим отношением к правительству, его мероприятиям и отдельным представи­телям. Однако критика его была весьма непоследовательной. Противоположны бы­ли и предметы его критических выпадов. Он то клеймит тупость державного син­клита, то мечет громы против революционеров-демократов, обвиняет правительство в «либерализме» и тому подобное. Сатирические стихи Николая Федоровича отличались остротой и меткостью.

Умер - , Петербурге.




Top