Значит самое важное отличие эллады. История древней греции

Чехия всегда привлекала своей красотой и великолепием миллионы туристов. Выбрав экскурсионный тур в Прагу , Вы сможете ознакомиться с основными достопримечательностями этого красивого древнего города

Прогуляться по старинным, спокойным улочкам Златой Праги мечтает каждый путешественник. Любой, кто здесь побывает, не сможет остаться равнодушным.

Хорошо сохранившаяся архитектура Праги ознакомит гостя города со всеми эпохами развития зодчества. Многообразие памятников различных художественных стилей, включающих творчество современных архитекторов, свидетельствует о богатстве исторической жизни этого великолепного уголка земного шара.

Неповторимое очарование придает городу холмистый рельеф, благодаря которому открывается впечатляющая панорама Праги . С пражских холмов можно увидеть красивую реку Влтаву, берега которой соединяются средневековым Карловым мостом.

Исторические квартала города сохранили свое очарование и сегодня. Готические улочки Старого города, красивейшие церкви, Староместская площадь - все это создает необыкновенно красивые городские пейзажи. На Малой Стороне возвышаются великолепные храмы в стиле барокко, дворцы и сады в стиле ренессанса. На вершине холма пражского Града расположен собор св. Витта - одна из самых больших резиденций главы государства. Не зря Прагу называют крупным мировым музеем, расположенным под открытым небом.


Если компановка групповых туров Вам не подходит, туроператор «Дарим Вам Мир» разработает индивидуальный тур: забронирует отель, предоставит русскоговорящего гида, а так же решит проблему с авиа и жд билетами и трансферами

Прага – сказочный город с тысячелетней историей и удивительной способностью не меняться по сути. Мощеные булыжником мостовые, газовые фонари, черепичные крыши, тенистые парки – всё здесь пропитано духом старины и величия. Современная городская культура подстраивается под неспешный патриархальный уклад. Легенды и тайны нас встречают на каждом шагу и погружают в романтическое настроение. Экскурсионный тур в сказочную Прагу в небольшой группе друзей будет отличным выбором.

« »

Программа тура:

  • 1 день, 03.08
  • Перелет в Прагу. Трансфер в отель
    (время организованного трансфера будет указано дополнительно). Расселение по мере готовности номеров.
  • Свободное время на отдых.
  • Вечерняя прогулка по центру Праги:
    Староместская площадь и знаменитые куранты Орлой, Вацлавская площадь, Пороховая башня, площадь Республики.
  • Ночь в отеле.
  • 2 день, 04.08
  • Завтрак.
  • Продолжение знакомства с Прагой:
    мы увидим Кафедральный собор Святого Вита, собор св. Николая, восхитительный Карлов мост, пройдем по еврейскому кварталу.
  • Свободное время.
  • Вечером, по желанию, мы сможем увидеть представление в Театре Теней (30 евро).
    Традиция театров Тени и Света берет начало в Китае, примерно в 18 столетии подобные театры появляются и в Японии, но в Праге первый театр Теней (или Черный театр) появляется в 60-х годах 20 столетия, благодаря мастеру Йиржи Срнцу.
    Мы Вас приглашаем посетить один из самых известных театров Праги, где по вечерам проходит самый настоящий праздник теней и красок, настоящий театр фантазии, где не бывает скучно ни взрослым, ни детям, где на сцене оживают мистические образы.
  • Ночь в отеле.
  • 4 день, 05.08
  • Завтрак.
  • Свободное время.
  • Дополнительная экскурсия "Легенды и тайны Вышеграда" (25 евро)
    Мы приглашаем Вас посетить одну из самых сказочных крепостей Праги. Во время пешеходной экскурсии по Вышеграду мы познакомимся с удивительной историей крепости, откуда по преданиям управляли страной княгиня Либуше и Пршемысл Пахарь, где до сих пор сохранились руины старинного княжеского дворца и таинственный "Чертов палец".
    Во время экскурсии по Вышеграду мы сможем прогуляться по крепостным стенам и полюбоваться видами Праги и реки Влтавы, услышать загадки базилики Петра и Павла, часовни Святого Лаврентия, и заглянуть на кладбище - мемориал Славин, где похоронены выдающиеся чешские деятели: Карел Чапек, Божена Немцова, Антонин Дворжак, Бедржих Сметана, и многие другие (дополнительно оплачиваются билеты в казематы и базилику Петра и Павла: 110 крон, билет на общественный транспорт).
  • Свободное время.
  • Вечером, за доп. плату (35 евро), прогулка на кораблике по Влтаве с ужином (шведский стол).
    Одна из самых романтических вечерних прогулок на корабле, во время которой мы будем любоваться с воды величественным Пражским Градом, набережными Влтавы, Национальным Театром, Карловым мостом, Танцующим домом, крепостью Вышеград, пивоварней Старопрамен.
  • Ночь в отеле.
  • 5 день, 07.08
  • Завтрак.
  • Трансфер в аэропорт.
    Перелет в Санкт-Петербург / Москву.
  • ВНИМАНИЕ!!! Порядок дополнительных экскурсий может меняться!
  • По вашим пожеланиям, возможна организация других дополнительных экскурсий в Праге и окрестностях

Внимание:

  • Для участия в данном туре необходимо наличие действующей визы и медицинской страховки.
  • Для участия в турах в Республику Беларусь, Армению, Грузию, Узбекистан и Турцию наличие визы не требуется.
  • В программу тура не входит посещение аквапарков, торговых комплексов и рыбных магазинов.
  • Поздней осенью, зимой, ранней весной, из-за короткого светового дня, посещение некоторых заявленных в программе обьектов может происходить в тёмное время суток.
  • Организатор не несет ответственности за очереди на пограничных пунктах, задержки в пути, связанные с таможенными, пограничными и иными официальными формальностями, погодными условиями, а также с пробками на дорогах.
  • В случае, если погодные условия на маршруте могут угрожать безопасности туристов (сильные снегопады, низкие/высокие температуры воздуха, сели, ливни, наводнения, лесные пожары, смог и пр.), организатор оставляет за собой право в одностороннем порядке изменять программу тура: заменять одни объекты на другие, а при невозможности замены - исключать обьекты из программы.
  • Места в автобусе распределяются организатором по мере набора группы.

Этот тур мы можем организовать специально для вас, с учетом ваших пожеланий по программе, времени и месту отправления!

Обращение к искусству Древней Эллады может показаться в наши дни анахронизмом: зачем заниматься созерцанием давно исчезнувших памятников, когда человечество многострадального XX в. в муках и сомнениях ищет решения насущных жизненных вопросов? Имеют ли право трехтысячелетней давности изваяния, к тому же в большинстве своем сильно разбитые, подчас малопонятные, отвлекать внимание и время современного, вечно занятого человека? Могут ли они дать ему больше, чем познание ряда фактов и событий о том или ином времени, успокоят ли его в минуты глубоких душевных потрясений или взволнуют в тяжелые периоды равнодушия и депрессии, захватывающих порой не одного человека, а все общество?
Ответы на эти вопросы вряд ли можно найти в какой-нибудь книге. Они являются иногда в самый неожиданный момент и нередко в те часы, когда человек, придя в музей, выключается из повседневной спешки. Задержавшись в залах искусства Древней Эллады, он видит йа первый взгляд однообразные мраморные изваяния, отличающиеся друг от друга лишь поворотом торса или наклоном головы, движением рук или постановкой ног. Люди, которым все это кажется скучным, торопятся в залы, где скульптурные монументы полны кипящих страстей или красочные полотна рассказывают о занимательных ситуациях, драматических событиях, сразу захватывая воображение зрителя. Однако тот, кто заинтересуется античными памятниками, может не беспокоиться: он получит свою награду. Эллинская скульптура (а главное в искусстве древних греков это пластика -«муза сильная, но скрытная») не раскрывает всего богатства заключенных в ней эмоций, конфликтов, идеалов сразу. Она требует неторопливого, вдумчивого созерцания, проникновения в характер пластических форм, почти реального, доставляющего радость зрительного осязания всевозможных нюансов в моделировке мраморных изваяний.
Эллинское искусство, о котором пойдет речь, не такое уж, собственно говоря, и музейно-антикварное: для наслаждения им необязательно идти в залы Эрмитажа. На улицах русских и западноевропейских городов во множестве стоят здания, мимо которых люди ходят ежедневно и видят украшенные скульптурами фронтоны, рельефные фризы или монументальные статуи, прекрасные колоннады, созданные обращавшимися к античности зодчими. Прохожие обычно не думают при этом о древних эллинах, но в глубинах их сознания возникает порой воспоминание о живших тысячелетия назад и открывших для людей возможность «правильно радоваться», как говорил Аристотель, греках. Благодаря их эсте-

Тическим озарениям, у дорического портика в человека как бы вселяется мужество и доблесть, а у ионического или коринфского, украшающего вход в театр, человек испытывает «радость узнавания», предчувствуя встречу с искусством.
Несмотря на тысячелетия, отделяющие нас от древних эллинов, мы во многом живем и дышим их сознанием мира, их отношением к бытию, окрашенным и обогащенным к тому же великими идеями христианства...
Художественное наследие Древней Эллады - одна из двух составных частей великой античной культуры (другая - искусство Древнего Рима), определившей сущность всего последующего европейского эстетического творчества. Древние эллины, или греки, были небольшим, но талантливым народом, населявшим Балканский полуостров в I тыс. до н. э. Истоки их происхождения уходят в далекое прошлое.
В III-II тыс. до н. э. на Балканском полуострове, в западной береговой части Малой Азии и на островах Эгейского моря жили далекие предки греков. Большие укрепленные города ахейцев - Микены, Ти-ринф, Афины, Пилос и другие - были частью великой, очень развитой, но пока что малоизученной эгейской или крито-микенской культуры вместе с Троей, городами острова Крита и многими другими центрами Эгейского бассейна1. Покорившие Крит, но ослабленные после изнурительной борьбы с Троей, ахейцы испытали на себе сокрушительный напор дорян: племена эти хлынули на Балканский полуостров с севера и разрушили города ахейцев,*"оттеснив жителей в южные области Пело-понесса.
Можно сказать, что греческое искусство начало свою историю с XI в. до н. э. В I в. до н. э. римляне превратили Грецию в имперскую провинцию. И хотя эллинские города существовали до конца античного периода и далее, их культура и искусство с I по IV в. н. э. были уже частью культуры Римской империи. Великий же период эллинского искусства, оставивший человечеству ярчайшие памятники, продолжался с XI до I в. до н. э. О нем и пойдет речь в этой книге.
Искусство Эллады, естественно, имело в своем развитии начальные стадии, века расцвета и поздний период, когда в характере художест-
1 Некоторые исследователи считают искусство Эгейского мира началом греческой культуры, другие более осторожны и относятся к нему как к «буферному» явлению между древневосточной и греческой цивилизациями. В этой книге рассказ об искусстве Эллады начинается с творчества дорян. С художественными памятниками Эгейского мира читатель сможет познакомиться в других изданиях, в частности, в альбоме: Эгейское искусство.- М., 1972. В данной книге из памятников эгейского искусства читатель увидит (во вклейке и на форзаце) четыре произведения.
Читатель, заинтересующийся более полным составом иллюстраций по греческому искусству, сможет найти их воспроизведение в других книгах автора.

Венных форм стала ощущаться утрата былой цельности и совершенства. В связи с этим в искусстве Эллады различают несколько периодов: гомеровский (XI-VIII вв. до н. э.), архаический (VII-VI вв. до н. э.), классический (V-IV вв. до н. э.) и эллинистический (III-I вв. до н. э.). Последние античные века (I-IV вв. н. э.) Эллада жила, как отмечалось, под властью Рима.
Когда читатель встречается с теми или иными системами периодизации искусства, ему надо всегда иметь в виду условность предлагаемых границ, устанавливаемых только для удобства понимания развития и находящихся в противоречии с живой непрерывностью вечного, никогда не останавливающегося движения. Невозможно указать точно рубежи архаики и классики, классики и эллинизма, как нельзя утверждать, что именно в таком-то веке или в таком-то году завершилось, к примеру, искусство Древнего Востока и началась античная эпоха. Во многих ранних памятниках греческой архаики еще долгое время давали о себе знать элементы древневосточного искусства. Ту же непрерывность, безос-тановочность можно наблюдать и в период заката античности. Во II в. н. э. в Риме еще строился великий храм всех богов Пантеон - знаменитейший памятник языческой эпохи, но в те же годы в глубоких подземельях Рима, катакомбах, уже возникали раннехристианские произведения - полные новых чувственных эмоций фрески, многофигурные рельефы на мраморных саркофагах. Непрерывность, цельность и монолитность процесса развития античного искусства (как, впрочем, и искусства других эпох) всегда необходимо учитывать, созерцая и мысленно анализируя особенности различных художественных форм.
Искусство античной Греции - важнейший этап в развитии общечеловеческой культуры, расположенный хронологически между эпохами Древнего Востока и средневековьем,- своего рода звено в цепи всеобщей эволюции художественной формы. В то же время искусство Эллады - явление оригинальное, особенное. Именно эти два его качества - общеисторическое значение и индивидуальная, неповторимая сущность - должны всегда осознаваться человеком, соприкасающимся с образами, созданными древними греками. Также, впрочем, следует относиться и к- каждому отдельному произведению искусства, являющемуся, с одной стороны, элементом непрерывной общечеловеческой эволюции, частью всеобщей цивилизации, а с другой - исключительным созданием индивидуума - художника, которому никогда нельзя найти ничего вполне адекватного.
Читатель, знакомый с памятниками Древнего Востока, знающий о существовании пирамид в Гизе, о рельефах египетских храмов, о монументальных изваяниях фараонов, заметит много принципиально нового в искусстве древних эллинов. Действительно, древнеегипетскими художниками руководили чувства необъятности, глобальности мира, настроения, окрашенные осознанием космичности бытия: колонны египетских храмов и сейчас воспринимаются как гигантские воплощения самой сущности растений - лотоса или папируса, потолки центральных

Рождение Афродиты. Рельеф. Мрамор. Около 460 г. до н. э. Рим, Национальный музей
залов - как небо со звездами, а сами храмы - как художественная модель вселенной. Человек рядом с такими архитектурными образами кажется ничтожно малым, незначительным, почти песчинкой. У храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри он ничтожен - над ним возносится как символ божества храм с огромной колоннадой, еще выше царит природа (скалы) и над всем этим господствует небо и всеобъемлющий космос. В Греции же художники, не утратив ощущения космичности бытия, главное стали видеть в земных образах. Храмы строились исходя из пропорций человека, колонны нередко принимали облик кариатид и атлантов.
Границы понятия божества в Египте были бесконечно широкими. В Греции же все мировые сущности (природа, животные, растения), включенные в понятие божества, обретали вид человека. Бытие воплощал мужественный мудрый Зевс, безбрежность моря с его волнениями и опасностями - Посейдон, растительный мир, обещающий плодородие и богатство,- Деметра, царство животных - Артемида и т. д.
Божество в сознании древнего египетского художника являлось бесконечным по своим параметрам, в Греции божественный и реальный мир фокусировался в человеческих формах. В таком изменении миро-

Воззрения можно почувствовать, с одной стороны, сужение рамок в вос приятии бытия, некоторое снижение его величия и всеобъемлемости, но, с другой, нельзя не усмотреть в этом и движения к гуманистическому осмыслению окружавшей действительности. Человек для грека уже не бесконечно малое, ничтожное, затерянное в безбрежности божественных сфер существо, но как бы само воплощение идеи, центр мироздания.
Если в Древнем Египте божество нередко выступало в облике полузверя, часто с телом человека и головой животного, то у древних греков все иначе: божество всегда имеет вид человека, а в обличьях чудовищ используется туловище зверя, но голова порой людская.
В искусстве Древнего Египта художник заворожен величием и таинственностью природы и божества, он охвачен торжественным и благоговейным трепетом. У греческих художников человек даже в раннюю архаическую эпоху кажется спокойным, уверенным, величественным.
По сравнению с египетским искусством в греческом усиливаются элементы светского начала, конечно, при очень значительном еще культовом его смысле.
Мир художественных образов Древнего Египта полон контрастов. Это или крупные фигуры всесильных фараонов, жрецов, чиновников или мелкие - ничтожных рабов, пленников. Объясняющаяся общественным положением разновеликость людей, изображенных на египетских рельефах, повсеместна. У древних эллинов она почти исчезает.
Внутренняя взволнованность даже внешне спокойных образов в древнеегипетских памятниках предельно акцентируется художниками. В искусстве греков, особенно в классический период, все тяготеет к сдержанности эмоций, возвышенной просветленности сознания.
Стоит обратить внимание на то, что после экспрессивности египетского восприятия мира, сменившегося рациональностью и логикой античности, эмоциональная сущность образов вновь ярко проявится в искусстве средних веков, чтобы снова в годы Ренессанса уступить место логически рассудочной системе. В таком бесконечно пульсирующем ритме человеческого отношения к миру, когда попеременно после чувственных принципов возникают рациональные, античность воспринимается как одно из ярчайших проявлений мирового художественного сознания.
Известно, что обостренная внутренняя эмоциональность и чувственная экспрессивность приводила в искусстве древних египтян к канонизации форм, своего рода принципам внешней сдержанности. Греческий философ Платон пишет: «Установив, что прекрасно, египтяне объявили об этом на священных празднествах, и никому - ни живописцам, ни другому кому-то, кто создает всевозможные изображения, ни вообще тем, кто занят мусическими искусствами", не дозволено было вводить новшества и измышлять что-либо иное, не отечественное».
Совершенно иную картину представляет собой искусство древних греков, для которого характерно частое, очень заметное изменение художественных форм, особенно проявившееся на рубеже V-IV вв. до н. э.
1 Мусические искусства у древних греков - искусства, которыми управляют прекрасные Музы, руководимые богом Аполлоном.- Прим. автора книги.

Воплощавшееся, как отмечалось, в древнеегипетском искусстве осознание безграничности космических масштабов мироздания определяло заметную таинственность его образов.
В искусстве же эллинов, где основой нового мифологического восприятия стал человек и на его сущности сосредоточилось внимание художников, элемент загадочности бытия стал значительно меньше.
Ко времени становления античной (эллинской) художественной деятельности успели возникнуть и сформироваться основные известные и в наше время виды изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, рельеф, вазопись, глиптика и др. В Древней Элладе они получили дальнейшее развитие, что обусловило своеобразие и несходство древнегреческих и древнеегипетских памятников. В искусстве греков в то же время нельзя не заметить много нового, в частности, в отношении к материалам. Одним из основных новшеств стало широкое использование мрамора взамен созвучных ощущению вечности крепких пород камня (гранит, базальт, диорит), к тому же цветных, усиливавших этим отвлеченность египетских образов от реальности. Получили у эллинов распространение и новые, помимо инталии, виды глиптики, такие, в частности, как камея; во множестве возникали и стеклянные сосуды, весьма популярным стало искусство терракоты.
Инструментами эллинским ваятелям служили шпунт, скарпель, тра-янка, рашпиль, бурав. Первоначальная обработка производилась шпунтом, от ударов острого конца которого на поверхности оставались грубые следы. Затем каменный блок обрабатывался более тщательно скар-пелью, по которой, как и по шпунту, били молотком, так что от острого и плоского рабочего конца скарпели оставался след, напоминающий дорожку. Последующая отделка велась траянкой, оставлявшей мелкие параллельные насечки. Затем шла полировка камня рашпилем или песком. Для выделывания углублений - ушных раковин, ноздрей, складок одежды и т. д.- эллинские мастера применяли бурав.
В искусстве эллинов на первом по своему значению месте всегда стояла скульптура. Даже формы архитектуры (например, Парфенон) были пластичны. Очень слаборазвитая фресковая живопись на плоскости мало интересовала греков, ее оттеснили в годы расцвета (V в. до н. э.) рисунки на сферических поверхностях сосудов. Пластичность всего мировоззрения греков очевидна. Она заявляла о себе и в характере философских афористических умозаключений («Я знаю, что я ничего не знаю», «Познай самого себя» и т. п.), мифологические герои кажутся осязаемо персонифицированными идеями, поражает объемно-образное восприятие греками мира и всех элементов.
Если в искусстве Востока преобладали умозрительность, а порой не вполне ясная отвлеченность, таинственность (кстати, обнаружившиеся позднее и в искусстве средневековья), то созданный эллинами образ (архитектурный, скульптурный, философский, поэтический, мифологический, живописный) всегда предельно конкретен, он настолько явствен, что, кажется, его можно ощупать, потрогать рукой.

Пластичность восприятия мира - это стержень, сущность античного, преимущественно эллинского искусства. В римском уже будут заметны предпосылки перехода к новому - средневековому, как и до античности, более умозрительному, отвлеченному осмыслению бытия и человека.
В искусстве древних эллинов проявилась исключительная цельность эстетического осмысления мира, своего рода универсальность художественного мышления, способность одного мастера, далекого от профессиональной ограниченности, выражать свои чувства в разных видах искусства, в архитектурном сооружении, статуе, керамике или ювелирном изделии. Так работали Фидий, Скопас и, наверное, многие их соплеменники. Те же качества цельного художественного сознания не случайно заявили о себе позднее, в годы Высокого Возрождения, в творчестве Леонардо, Рафаэля, Микеланджело.
Эллин в своем сознании воспринимал себя человеком великим, гармоничным и прекрасным. «Художник, создавая их (статуи с фронтона Парфенона.- Г. С), вряд ли имел перед собой более совершенную натуру, чем мы,- высказывался Гете,- художник вырастал сам и, воплощая природу, отражал в ней собственное высокое совершенство... Кто хочет сделать нечто великое, тот должен настолько развить свои силы, чтобы быть в состоянии, подобно грекам, поднять низшую реальную природу до высоты своего духа и сделать действительным то, что в явлениях природы, в силу внутренней слабости или внешних препятствий, осталось простой возможностью»1.
Законченность и цельность, завершенность художественного образа была характерна для искусства древних эллинов. Ощущение двойственности, неопределенности исключалось. Греческому искусству чуждо сильно развившееся в средневековье чувство радости страдания, в нем не поощрялось воплощение взаимоисключающих, но переплетающихся эмоций. Красота, в эллинском искусстве всегда должна была быть логично выражена художником и также ясно, без недомолвок, воспринята зрителем. Искусство для древнего грека не было к тому же просто украшением, в нем заключался некий более серьезный, нравственно глубокий смысл, необходимый человеку в его реальной жизни. «Кто прекрасен - одно лишь нам радует зрение, кто ж хорош сам собой- и прекрасным покажется»,- говорит поэтесса Сафо. В эстетично^ сти создаваемых образов греки всегда хотели видеть этические, нравственные элементы. Очевидно, в связи с этим поэт Феогнид пишет: «Все, что прекрасно, то мило, а что не прекрасно, не мило». Логическая четкость художественных образов, определенность и законченность их форм, так же как пластичность, составляют одно из важнейших качеств эллинского искусства.
Еще одна, весьма важная, возможно, даже основная особенность эллинского искусства, с которой встретится читатель,- исключительно сильная метафоричность образов.
В памятниках Древнего Египта всегда, как отмечалось, на первое место выступала их культовая сущность. Ценимые сейчас, несомненно,
1 Эккерман И. П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни: Пер. Е. Т. Рудневой.- М.; Л., 1934.- С. 406-407.

Огромные эстетические их качества, как бы велики они ни были, подчинялись религиозным канонам. В Элладе возникает и развивается новый, сосуществующий с культовым принцип художественного отражения мира. В памятниках всегда на первый план выступает метафоричность. Естественно, ее проявления эволюционируют в течение долгого времени, многие ранние произведения эллинов еще сохраняют высеченные на мраморных поверхностях пространные посвящения изображенным на них божествам. Позднее в классике эта тенденция исчезает, и невозможно уже представить на ноге Аполлона Бельведерского или Афродиты Ме-лосской выбитые многострочные обращения к божеству. Статуя начинает восприниматься не только как дар паломника всесильному олимпийцу, но прежде всего как художественное произведение. Этот процесс, активно развивавшийся в течение всей эллинской истории, привел, собственно, к рождению искусства. (Хотя надо отметить, что у древних греков не было в языке слова, равнозначного позднейшему термину «искусство».)
Метафоричность, свойственная искусству всех времен и народов, возникла и проявилась с особенной силой прежде всего у эллинов. Можно сказать, что она стала основой художественного образа. Как в известном стихотворении «На севере диком стоит одиноко...» поэт говорит не о сосне и пальме, но о разлученных любящих друг друга душах, а описанные деревья не что иное, как поэтические метафоры, так и эллинские образы нередко окрашиваются в новые, порой необычные, но всегда яркие тона, обогащающие восприятие.
Агесандр (м. б. Александр).
Афродита Мелосская. Мрамор.
1-я половина II в. до н. э. Париж, Лувр

Метафоричность как глубинное, основанное на ассоциативных связях эстетического характера свойство художественного образа (требующее внимательного, неторопливого его созерцания и переживания) составила основу греческого искусства, а в дальнейшем и всего более позднего - европейского. Метафора сложна, она неразрывно связана с созерцающим образ и, по существу, "отражается в нем, являясь как бы и его, зрителя, качеством. Чем острее восприимчивость человека, тем сложнее, богаче и многообразнее кажется ему метафорическая окраска памятника. Чем скромнее его эстетический багаж, тем бесцветнее для него метафора и менее выразительно произведение искусства.
В древнеегипетских памятниках, во многом, как упоминалось, подчиненных религиозным элементам восприятия, метафора осознается не всегда открыто и логично, так как мастер взывает прежде всего к чуду, откровению, таинственному озарению. Античный способ художественно-метафорического понимания и отражения мира принципиально отличен от египетского.
Рассматривая изваяния эгинского фронтона, где борются ахейцы и троянцы, нужно помнить, что в сознании человека V в. до н. э. этот конфликт ассоциировался с войной греков и персов, сильно волновавшей тогда эллинское общество. Изображенную на рельефах алтаря Зевса в Пергаме победу богов над гигантами мы воспринимаем как своего рода метафору, художественный намек на торжество жителей Пергама, одолевших своих противников - галлов.
Древние греки начинали понимать, что в живой ткани подлинного искусства скрыта не только красота иносказания - метафора, но и возможность чудесного предвидения. Они стали видеть в художниках прежде всего пророков.
Особенно ярко метафоричность греческого искусства проявляется в теме кентавромахии. Наивно было бы думать, что греки V в. до н. э. верили в существование кентавров-чудовищ. Кентавр воспринимался поэтическим образом получеловека-полуживотного, и победа над ним была торжеством светлого разума над хаотическим и смутным полузвериным состоянием.
Метафоричность эллинов проявлялась не только в философском осмыслении многих мифологических образов, но и в отношении мастеров к художественным свойствам материалов. Как бы в самом уже чуть «подтаивающем» с поверхности мраморе, особенно хорошо подходящем для статуй Афродиты, заключался смысл образа. Бронзе, более соответствующей внешним качествам мужского загорелого тела, не случайно мастера отдавали предпочтение в статуях атлетов. В сознании зрителя на качества образа переносились отмеченные свойства материалов. Они формировали его сущность, усиливали его особенности.
Метафора сказывается и в характере обработки материала - в трактовке его поверхности. Заглаженность камня создает одно впечатление от образа, шероховатость вызывает иные ассоциации, и отношение к образу от этого меняется. Неполированные, обобщенно намеченные плечи и лицо у кентавра на одной из метоп Парфенона - не результат недоработки скульптора. Отличие их от мраморного с более тща-

Тельно обработанной поверхностью тела борющегося с чудовищем грека способствует осознанию грубости и неотесанности кентавра, противопоставленного гармоничному и ясному в своих светлых помыслах человеку.
Подобно тому как условны понятия хронологических рамок античности, обнаруживавшей себя во множестве различных стилей, манер всех последующих веков, включая современность, так же условны и территориальные ее границы. Можно лишь указать, где выразили себя начальные проявления эллинского искусства и где эллинская культура заявила о себе как новая, необычная, поразившая всех прекрасная сущность. Подобно богине, вышедшей из пены, античное искусство, непревзойденное по красоте своих памятников, раскрыло себя впервые в бассейне Эгейского моря; оно возникло, можно сказать, из волн, как прекрасная Афродита. Острова Крит, Киклады, Балканский полуостров, Малая Азия были землями, впервые облагороженными чудесными ростками эллинского художественного сознания. Первоначально узкие территориальные рамки античного искусства впоследствии значительно расширяются. В них входят Испания на западе, берега Черного моря на севере, малоазийские города на востоке, североафриканские на юге.
С наступлением на греко-римские города варваров в первые века нашей эры границы воздействия искусства древних эллинов снова сужаются, зато заявляют о себе римские элементы. Порой весьма необычные произведения эллинов возникают на периферии - в Испании, Сицилии, Северном Причерноморье, Северной Африке, Южной Франции, Малой Азии. Своеобразие быта и жизни многочисленных эллинских племен обусловливает и специфику художественных школ (аттической, дорической, ионической), весьма непохожих друг на друга и оставивших различные по своим стилевым особенностям памятники.
В книге читатель найдет много сведений о произведениях эллинских мастеров, встретится с именами художников и скульпторов, узнает об отношении к искусству самих древних греков. Эта информация в значительной части поступает в современную науку из сочинений различных древних авторов, и в первую очередь из чудом уцелевшей книги Павсания «Описание Эллады», переведенной на русский язык.
От искусства Эллады сохранилось довольно много памятников, архитектурных и скульптурных, а также изделий прикладного искусства (вазопись, глиптика, терракота, нумизматика и т. д.). Многие произведения древнегреческих мастеров обнаруживают археологи и теперь на местах поселений древних людей. Их открывают как в самой Греции, так и в районах Северного Причерноморья, где в период с VI в. до н. э. по IV в. н. э. существовали античные города и поселки.
Читателю не составит особенного труда увидеть, даже не посещая Греции, на нашей земле прекрасные памятники античной архитектуры, мраморные статуи, расписные керамические сосуды. И вполне возможно, что после прочтения книги ему станут более понятны и близки древнегреческие художественные произведения, с которыми он встретится в своей жизни.

Я отправился за первым российским электромобилем с одержимостью аргонавтов, которые когда-то отважились на путешествие за золотым руном. Давка в трамвае, людское море в метро - и вот он, заветный островок техцентра, где ждет «Эллада». Но, как и у древнегреческих мореплавателей, с достижением цели мои приключения только начались.

«ЕСЛИ СНИКНЕТ ПАРУС, МЫ УДАРИМ ВЕСЛАМИ…»

Внешне электро-«Калина» - обычный универсал (только передний бампер иной). Внутри тоже все знакомо, потому особых эмоций поначалу не возникает.

Поворачиваю ключ в замке. Секундная пауза, и на панели приборов высвечивается маленький зеленый автомобильчик. Селектор в «драйв» - машина бесшумно трогается под шорох шин.

Чувствительная педаль газа требует привыкания. Коснулся - и электрокар прямо прыгнул вперед! Для традиционных «Калин» такое ускорение - предел мечтаний. Прежде у автовазовских машин подобной динамики не встречал. Но азарт остудил борткомпьютер: на цветном дисплее высветился приговор - 13 км до подзарядки. И это с полностью заряженными батареями... Сразу вспомнил зимний тест «Мицубиси-iMiEV» (ЗР, 2012, № 6), на котором мы до редакции так и не доехали. Звоню коллегам: мол, протягивайте нить Ариадны в виде буксировочной стропы, а то до розетки, боюсь, не дотяну. Хорошо хоть, на улице -1 ºС, а не -20º, как тогда.

Выключаю фары, печку, еду спокойно, не быстрее 50 км/ч. На спуске с моста жму на тормоз и чувствую, как в конце хода педали растет усилие, а стрелка в левом блюдце панели приборов опускается в синюю зону - рекуперативное торможение ободряет борткомпьютер, он милостиво показывает 14 км. Уже лучше, но левая педаль от этого не стала более информативной. Замедление невнятное, а на черепашьей скорости колеса будто кто-то схватывает щипцами. У iMiEV и «Рено-Зое» тормоза настроены гораздо лучше.

РАЗРЕШИТЕ ПРИКУРИТЬ?

Благополучно приехал на редакционную парковку и любуюсь высветившимися на мониторе магическими цифрами: 30 км. Окрыленный результатом, подзарядил машину от розетки за ночь (примерно 8–10 часов) и снова вырулил на городские улицы. Включив печку, замечаю, что салон прогревается долго. Но, по ощущениям, тепло уходит медленнее, чем в «Мицубиси-iMiEV», хотя «Калина» заметно больше. Накрутив по городу около 20 км, разрядил машину почти на 60%. Очередную зарядку решил провести на ближайшей консоли - в Москве их уже немало. На сайте компании «Револьта» (Revolta, занимается развитием сети зарядных станций) есть подробная карта. Увидев поблескивающий на солнце столбик, понимаю - это не привычный визит на АЗС!

Увы, добраться до живительного тока невозможно: места для зарядки заставлены бензиновыми машинами! Да и специальной карточки оплаты в кармане нет. Впрочем, это для меня всё впервые, а обладатели электромобилей заранее продумывают процесс. Своему клиенту «Револьта» может бесплатно установить консоль хоть дома, но тогда за каждый киловатт придется платить чуть ли не вдвое больше. Однако самое ужасное - «Элладу» от этих станций зарядить все равно не получится, потому что стандарты зарядки машины и консолей разные!

«Лада-Эллада» должна заряжаться не только от бытовой розетки, но и от соответствующих международным стандартам зарядных консолей. Тогда жить с российским электромобилем станет легче

Стандарты определяют тип кабелей, розеток, коннекторов, допускаемых к использованию в зарядных устройствах. И разработчики электрокаров в Европе и Америке следуют этим правилам. То есть «Тесла», iMiEV и другие - на зарядку становись, а «Эллада» - нет. И это сильно осложняет жизнь владельцам российского электромобиля. У большинства заграничных машин кабель снабжен преобразователем напряжения Mode 2 (медленная зарядка переменным током от бытовой сети с использованием защиты внутри кабеля), опять же описанный в стандарте и предохраняющий от удара током или возгорания, а у автовазовского электромобиля кабель без этого «излишества».

БИТВА С МИНОТАВРОМ

Прогрессивное мышление, подобно Гераклу, постепенно побеждает невежество Минотавра. Снижение пошлин на электромобили позволило сбросить цену «Мицубиси-iMiEV» с 1 799 000 до 999 000 рублей. Ценник на серийную «Элладу» обещают существенно ниже.

Но если завод действительно хочет превратить миф об электромобилях в быль, нужно сделать так, чтобы «Эллада» подзаряжалась от различных зарядных консолей. Затем объяснить дилерам структуру их будущих доходов от продажи экзотической пока машины. Наконец, обучить спасателей, как это делает «Тесла». Ведь, если машина попадет в серьезное ДТП, нужно знать, где разрезать кузов и как разрывать силовую цепь, находящуюся под большим напряжением.

Вот тогда у АВТОВАЗа появится шанс завладеть поистине золотым руном. Уверен, появление массовых электромобилей в России и высокий спрос на них у населения и корпоративных клиентов - лишь вопрос времени.

ПЛЮС Великолепная динамика, хорошее оснащение и тишина в салоне. МИНУС Ограниченный пробег и медленный прогрев салона, неинформативные тормоза.

Благодарим автосалон «АвтоГермес» за предоставленный на тест электромобиль и компанию «Револьта» за помощь в подготовке материала.

ПЯТЬ ФАКТОВ ПРО ЭЛЕКТРОМОБИЛИ

Первый российский электрокар построили в 1899 году в Санкт-Петербурге.

В 1917 году фирма Woods Motor Vehicle показала первый гибрид.

В 1971 году электромобиль побывал на Луне в составе экспедиции «Аполлон-16».

К 2011 году почти половина европейских стран ввела льготы на покупку машин с нулевыми выбросами СO 2 .

В начале 2014-го в России на два года отменили таможенную пошлину на электромобили для юридических лиц. Раньше она составляла 19%.

ПОМЯНЕМ СТАРОЕ

Электромобили - отнюдь не изобретение современного мира. Первый трехколесный электрокар француз Гюстав Труве показал еще в 1881 году. А в 1897-м американцы заставили электричество зарабатывать деньги. Тогда в такси Нью-Йорка начали работать первые машины на электротяге. Позже, в 1912 году, в США появилась еще одна интересная машина - Detroit Electric Clear Vision Brougham (на фото). При мощности 4 л.с. она развивала 37 км/ч и могла проехать около 160 км. Основными покупателями были женщины, так как пуск электромотора, в отличие от бензинового двигателя, не требовал больших физических усилий. Изначально модель оснащали свинцово-кислотными батареями, но вскоре примерно за 600 долларов доплаты начали ставить и железоникелевый аккумулятор Эдисона. Росту продаж (около 1500 экземпляров в год) помогали высокие цены на бензин, ведь полным ходом шла Первая мировая война.

n1.doc

Глава 2 Педагогическое говорение

? Подумаем. Поразмышляем По вашим наблюдениям, учителя больше говорят или пи­шут в своей профессиональной деятельности?

Как бы вы обозначили цифрами (1, 2, 3, 4) место различ­ных видов речевой деятельности, которыми пользуются учи­теля на уроке: письмо, слушание, чтение, говорение?

Какие свойства, особенности говорения школьных педа­гогов вам запомнились (регулирование громкости, темпа, мо­нотонность, приятный тембр голоса... что еще) I ?

2.1. Особенности педагогического говорения

Известно, что говорение - вид продуктивной (инициатив­ной) речевой деятельности. По подсчетам ученых, говорение и слушание в профессиональной речи учителя составляет 98%, а собственно говорение - от 51 до 75%.

При настоящем говорении речь творится как бы на глазах у слушателя - в нашем случае на глазах у учеников. Поэтому учи­тель различает озвученную (звучащую) письменную речь (на­пример, чтение наизусть) и собственно говоримую речь (кото­рую в лингвистике называют устной речью).

Представим себе два варианта объяснения учителя на одну и ту же тему - «Имя существительное» (начало темы).





I
Ш

Ребята! Сегодня мы начинаем изучать имя. существительное. Вы уже знакомы с ним по на­чальной школе. Существитель­ное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что"! Еще мы знаем, что у существительного есть род, но изменяется оно по падежам и числам. А в предло-

Ребята! Сегодня мы продолжаем изучение темы «Имя существительное», с которым вы знакомились в начальной школе. Я хочу обратить ваше внимание, что это - первая часть речи, с которой мы начина­ем изучение частей речи. Как вы думае­те, почему? Да, она, эта часть речи, глав­ная. Почему? Потому, что если ты, Коля, знаешь существительное, то легко опре­делишь род, падеж, число...

Каких частей речи? - Правильно, при­лагательных, некоторых местоимений, числительных. А еще она главная, пото­му что часто в предложении выступает в роли главного члена предложения. Ты пра­ва, Наташа, в роли подлежащего. А теперь вдумаемся в название - «суще­ствительное». Это то, что существует. Ка­кие однокоренные слова вы можете на­звать? - Да, существо, существующий. А существуют на свете люди, животные, вещи, растения, небеса, красота... Всего не перечислишь. И назвали все, что обо­значают эти слова, одним словом предмет. Ученые посчитали, что в среднем суще­ствительных в нашей речи 40-50%. А те­перь откройте учебники, прочитайте па­раграф и скажите, что нового вы узнали из параграфа о существительном.

Какие особенности педагогического говорения проявляются в приведен- пых примерах?

В чем особенность процесса говорения учителя?

1. Процесс мышления и процесс вербализации происходит од­новременно, но не синхронно. Мысль опережает слово. Есте­ственно, это порождает определенные трудности, особенно в тех случаях, когда учитель по каким-то обстоятельствам не пла­нировал и не продумывал заранее высказывание, не мог подго­товиться к нему (такие обстоятельства встречаются довольно часто).

Эта особенность педагогического говорения проявляется:


  • в оговорках, пропусках слов, словосочетаний, которые, как правило, учитель тут же замечает и тут же вносит в свою речь правку (автокоррекцию), так как педагогической речи присущ повышенный самоконтроль;

  • в различного рода перебивах, разрывах, срывах начатой конструкции;

  • в наличии самых различных пауз, т. е. в перерывах звуча­ния речи.

жонии чаще всего бывает под- пежащим, дополнением, но в общем всеми членами предло­жения. Все понятно? Теперь от­кройте учебники, прочитайте параграф... и скажите по каким фсм основаниям (параметрам) характеризуется имя существи­тельное.
Что касается пауз, то в педагогической речи они выполня­ют самые различные функции. Это не только паузы колебания, поисков наиболее точного, оптимального варианта выражения мысли, паузы обдумывания, но и паузы подчеркнутого молча­

Ния, когда ученики невнимательны при объяснении нового материала, при их нетактичном поведении, когда говорит их товарищ; паузы, после которых учитель сообщит нечто важное (и ученики это знают); паузы при переходе от одного этапа уро­ка к другому; паузы, которые «держат» внимание класса (вари­ант этого приема используется актером-мастером). Таким об­разом, пауза в педагогическом наборе средств обучения и воспитания - одно из важнейших средств, которым, к сожале­нию, пользуются не все учителя даже в тех случаях, когда про­сто надо подождать ответа ученика на поставленный вопрос. Учитель спешит и далеко не всегда бывает прав, когда не дает ученику подумать еще секунду - другую (т. е. не держит паузу).

2. Сочетание речевых автоматизмов (клише, типовых конст­рукций) и свободного выбора слов, свободного построения язы­ковых конструкций. Знать эту особенность говорения учителю важно, чтобы умело использовать речевые клише типа:

здравствуйте, садитесь; проверим домашнее задание; кто уже успел выполнить упражнение? и т. д.

В то же время учитель может использовать ту свободу пост­роения высказываний, которая присуща устному слову и дик­туется особенностями речевой ситуации:

добрый день, приятно видеть вас бодрыми и подтянутыми; были ли у вас трудности при выполнении домашнего задания?; объясните в выполненном упражнении только одно... коварное ме­сто и т. д.

При автоматизме как бы репродуцируются целиком струк­турные смысловые блоки, принятые в языке законы конструи­рования словосочетаний и предложений.

Свобода говорения учителя проявляется в отборе тех язы­ковых средств, которые в большей мере соответствуют дидак- тико-воспитательным задачам урока; учитывают особенности памяти, речевого развития, восприятия учеников (например, восприятия абстрактных понятий и инструментальных зна­ний), наличие у учеников чувства юмора; и наконец особенно­сти своего характера, своей индивидуальности, стиля общения с классом, в частности, уровня развития коммуникативных уме­ний и т. д.

Указанные особенности педагогического говорения прояв­ляются:


  • в своеобразии темпа, громкости, тональности речи, кото­рые определяются индивидуальностью педагога и варьируются им в зависимости от дидактической задачи микроэтапа урока;

  • в лексических уточнениях, в вставных конструкциях, до­бавлениях, присоединениях, пояснениях;

  • в повторении мысли в самых различных формулировках;

  • в использовании разговорных слов и конструкций для разъяснения понятий и т. д.
3. Сочетание противоположных явлений: лаконизма, эконом­ного говорения, с одной стороны, и избыточности речи, с другой. Например, учитель указывает на ошибку (орфографическую, пунктуационную, речевую), допущенную учеником на доске, и с недоумением спрашивает:

  • Это что?
Ситуация подсказывает ученику содержание ответа: он дол­жен внести нужную правку.

Но вот учитель объявляет тему урока и его высказывание может показаться избыточным:


  • Сегодня мы начинаем изучать обособленные второсте­пенные члены предложения. Итак, не просто второстепенные члены предложения - их мы уже знаем (определение, обстоя­тельство, дополнение), - а обособленные второстепенные чле­ны. Но вначале попробуем разобраться в значении слова «обо­собленный».
В письменном изложении можно было бы ограничиться первым и последним предложениями. Но говорящего учителя не все ученики одинаково внимательно слушают, поэтому он повторяет частично во втором предложении сказанное в пер­вом предложении и затем уже подчеркивает то новое, что ста­нет предметом внимания на уроке и связано со словом «обо­собленный» (второстепенный член).

Таким образом, в данном случае «избыточность» говорения оправдана, хотя, разумеется, встречаются - и нередко - нео­правданные повторы, многословие, отступления от темы и т. д., т. е. неоправданная избыточность устной речи.


  1. Высокий уровень оценочности, экспрессивности, вырази- \ тельности. Собственно все говорение учителя так или иначе, в большей или меньшей степени, выражает отношение к учени­кам, к их (и своей) деятельности, к излагаемому материалу и т. д. (Молодец! Вы поняли суть закона!; Я рада, что у вас есть свое мнение и т. д.). В говорении больше всего отражается личность учителя. Именно поэтому в речи говорящего широко употреб­ляются оценочные слова и конструкции, глаголы в форме 1-го л. мн. ч., местоимение «я», модальные частицы, вводные слова, подчеркивающие некатегоричность высказывания.
Широко используются контакто-устанавливающие сред­ства, например, объединяющие местоименные выражения:

Я думаю, все вы согласитесь, что...

Сегодня Мы с вами начинаем изучать...

На нашем с вами первом уроке мне хотелось бы сказать о том пред­мете, который мы будем вместе постигать на наших занятиях...

История - это и реальная жизнь, которая нас окружает и ставит перед нами все новые и новые задачи. А нам с вами волей-неволей придет­ся их решать...

Кто из нас, в детстве не слышал имен Петра Iили Ивана Грозного?


  1. Возможность использования несловесных (невербальных) средств общения: фонационных (голосовых), кинетических (же­стов и мимики), телодвижений. Учитель кивает головой, хмурит­ся, улыбается, пожимает плечами; подбадривает, похлопывая по плечу, и тем самым выражает одобрение, согласие, несогла­сие, удивление, желание помочь и т. д.
Проиллюстрируем сказанное на примере изложения учите­лем истории материала об отличии Эллады от Египта, сравнив отрывок из учебника, данный под цифрой I, и объяснение учи­теля с комментариями - под цифрой II.

Самое важное отличие Эллады от Египта - в особой роли городов. В Египте город был столицей княжества или царства, где всем правили царь и жрецы. В Элладе каждый город (по­лис) был независимой республикой с народным собранием, которое выбирало правителей и требовало у них отчета за каж­дый год работы.
Отношения между жителями полиса были сложными, час­то острыми - например, когда решался вопрос о том, кому иметь избирательное право. Поэтому ведение городских дел считалось важной и сложной наукой - политикой.


  1. - заполненная пауза

  2. - определение после определя­емого слова (выделение голосом слова «особой»)

  3. - пауза обдумывания

  4. - разговорное слово, понятное ученикам

  5. - пауза, далее следует интона­ция противопоставления

  6. - пауза обдумывания (как ска­зать проще)

  7. - уточнение, вставная конст­рукция

  8. - акцентированное определе­ние (после определяемого слова)

  9. - срыв начатой конструкции

  10. - заполненная пауза

  11. - проще, разговорный вариант

  12. - модальная частица, усилива­ет значение слова «острый»

  13. - разговорное слово
14,15 - паузы для выделения слов «важный», «сложный»

    1. - пояснительная пауза, окра­шенная интонацией

    2. - выделяется усилением гром­кости и произнесением слова по слогам
(Соколов С. Г. Задачник по истории древнего мира. М., 1992.)

Самое важное отличие Эллады от

Египта... гм... в роли особой городов.

Дело в том, что" в Египте город был

Столицей княжества или царства...

4 5 1, и там всем правили царь и жрецы.//

6 7 В Элладе каждый город... или, как

говорили греки, полис был респуб-

„ 8 / „ ликои - независимой - с народ­ным собранием, которое... имен­но тут выбирали правителей,

Которые должны были... гм... от-

Читываться... давать отчет за каж­дый год работы. Отношения меж­ду жителями полиса были

Сложными, часто даже острыми. 13

Вот, например, когда решался воп­рос - кому иметь избирательное

Право. Поэтому ведение городских

Дел считалось... важной и... слож-

16 / 17

Ной наукой... - по-ли-ти-кои.

1 Курсивом выделены слова, которые используются учителем для того, чтобы сделать объяснение более доходчивым.
Профессиональное говорение учителя:


  • не просто целенаправленно, а отражает четкие дидакти­ческие воспитательные задачи всего учебного процесса, каждо­го урока и каждой его части;

  • строится с учетом психологических особенностей класса (в котором есть свой микроклимат) и каждого индивидуума в нем;

  • решает чаще всего одновременно дидактико-воспитатель­ные задачи в групповом и межличностном общении;

  • демонстрирует владение предметом изучения, свободное оперирование языком предмета, и потому компетентность и коммуникативная культура должны быть чрезвычайно высоки",

  • показывает пример индивидуального стиля общения, нали­чие «своего».подхода к трактовке явлений и событий, к спосо­бам и средствам обучения, что делает учителя в глазах учени­ков интересной творческой личностью.
Педагогическая задача

Ниже приведен диалогизированный монолог - ответ учени­ка 5 класса на вопрос «Что такое римская фамилия в Древней Италии». В ответе проставлены знаки пауз - {}. Прокомменти­руйте (письменно или устно) смысл этих знаков, опираясь на пример, рассмотренный на предыдущей странице.

Подсказка: пауза ожидания ответа, паузы обоюдного мол­чания (учитель держит паузу); пауза-подсказка; пауза колеба­ния, поиска слова и т. д.


  • Фамилии в Древней Италии - это большие родовые общины.

  • Общины. {}

  • В общины входили не только родственники, но и рабы.{}

  • На равных правах? {}

  • Нет, не на равных, не совсем. Разница была. Небольшая.

  • Какая же? {}

  • Ну, например, глава семьи мог за то, что сын его не слушал {} не слушался {} за непослушание убить сына или сделать его рабом. Мог освободить раба. {}

  • И все?

  • Но все равно он - кого освободили - не имел права покинуть фамилию. {}
-{}

  • Ты все сказал?

  • Нет. Еще глава фамилии руководил всей работой. У них накапли- иалось много земли, они вместе обрабатывали землю. И они станови­лись все богаче и богаче. Такие древние семьи называли {}.

  • Называли как? От какого слова? {}

  • От слова па...{}

  • Патер...{}

  • Патер - патриции. Патер - отец, патриций - сын известного отца. А тех, кто недавно переселился, называли в Риме плебеями. От слова плебс - народ.
2.2. Приемы подготовки устной речи

Говорение по своей подготовленности может быть различ­ным:


  1. Можно записать (а следовательно, продумать):

    1. весь текст;

    2. основные положения (тезисы);

    3. план - более или менее развернутый;

    4. основные факты, важные мысли, яркие выражения;

    5. начало и конец высказывания;

    6. нужные цитаты.

  2. Можно продумать, но не записывать:

  1. задачу высказывания;

  2. содержание - в общих чертах или в деталях;

  3. начало, отдельные факты, примеры и т. д.

    1. Можно прорепетировать:

  4. проговорить предстоящее высказывание, заглядывая в записи;

  5. произнести предстоящее выступление, стараясь не заг­лядывать в записи.
Выбор приемов подготовки зависит от различных обстоя­тельств, в частности, от вида говорения - монолога или диало­га - и от речевого жанра. Допустим, учитель планирует всту­пительное слово (диалогизированный монолог) к разделу. У него есть возможность записать весь текст или его основные положения, вопросы к ученикам, начало, цитаты, конец выс­казывания и т. д. При этом учитель на уроке не читает этот текст,

А создает его устный вариант, импровизирует, учитывая словес­ную и несловесную реакцию учащихся.

Другое дело: ставится проблема, при обсуждении которой учениками высказываются разные, порой неожиданные для учителя мнения. Возникает диалог (полилог), коллективное (групповое) общение. Неподготовленные реплики учителя мо­гут выражать согласие й возражение, добавление и пояснение, побуждение к аргументации высказанной мысли и т. д. В этом диалоге имеют место не просто разные, но аргументированные мнения, также и заключительное слово учителя, которое не всегда может быть спрогнозировано им при подготовке урока.

Проанализируем говорение, его подготовленность и жанры.

ГОВОРЕНИЕ

Озвученная письменная речь Прочитанная речь



Неподготовленное

Подготовленное
Частично подготовленное



Спонтанное
Частично спонтанное Словесно-спонтанное




Интервью у спонсоров

Школы Выступление в дискус­сии

Оценочное высказыва­ние ответа ученика

Беседа с родителями Проблемная беседа (по подготовленным

Вопросам) Выступление в после-

Урочной дискуссии Юбилейная публичная речь

Обобщающее слово

Объяснительный монолог Вступительное слово Выступление на роди­тельском собрании Публичная юбилейная речь

Научный доклад

|??? Проанализируйте таблицу-схему.

Почему озвученная речь отделена от графы «Говорение»?

Почему некоторые жанры встречаются дважды (в двух гра­фах)?

Дополните данную схему-таблицу названиями других ус­тных педагогических жанров.

Подсказка : устный комментарий текста, характеристика ученика; выступление - возражение по обсуждаемому воп­росу на классном собрании;

Отзыв-отклик о просмотренной накануне учебной теле­передаче й т. д.

Глава 3 Письмо как продуктивный вид речевой деятельности

? Подумаем. Поразмышляем Что для вас предпочтительнее - сдать устный экзамен или письменный, встретиться с другом или написать ему письмо? Разделяете ли вы точку зрения А.С. Пушкина: «...перо так глу­по, так медленно, письмо не может заменить разговора»?

Почему процесс овладения письменной речью сложен не только для детей, но И для взрослых?

3.1. Что такое письмо

Письмо - это продуктивный вид речевой деятельности, обеспечивающий выражение мысли в графической форме.

По данным палеографии, человек научился писать около 5-6 тыс. лет тому назад, т. е. спустя десятки тысячелетий после того, как заговорил. Письмо открыли шумеры. С тех пор как изобрели буквы для согласных, прошло 2000-2500 лет. Спустя 200 лет греки обозначили буквами гласные звуки.

Возникновение письменности явилось настоящим культур­ным переворотом в судьбе человечества. Именно благодаря письменности все достижения предшествующих эпох переда­ются в целости и сохранности последующим эпохам.

Письмо занимает лишь 9% в речевой деятельности челове­ка. Однако именно письменные тексты играют важную роль в передаче знаний, формировании общественного сознания и духовного богатства общества и т. п. В свою очередь качество письменной речи зависит от уровня культуры, образованности человека.

Письмо, как сложный вид речевой деятельности, является высшей психической функцией. Это перекодирование содер­

Жания мысли с мыслительного кода через устное произнесе­ние высказывания перед его записью или внутреннее прогова- ривание на графический код.



Графический код
речедвигательный код



Рассматривая процесс письменной речи, JI. С. Выготский писал: «Мы очень часто скажем сначала про себя, а потом пи­шем; здесь налицо мысленный черновик».

Н. И. Жинкин, анализируя процесс перехода от внутренней речи к внешне выраженной, отмечал, что «в основе внутренней речи и письменной лежит механизм (код речедвижений) уст­ного произнесения слов...»

Действительно, любой грамотный человек знает по соб­ственному опыту, что главное - создать этот «мысленный чер­новик», проговорив его про себя, записать же сформулирован­ную, отточенную, четко звучащую в голове мысль уже не так | рудно.

К. А. Баршт в статье «Каллиграфия» Ф. М. Достоевского» ммечает: «Различие, существующее между устной и письмен­ной речью, может быть определено как наличие или отсутствие черновика. Свойство письменной речи состоит в том, что она нсегда имеет за своей спиной черновик, выраженный в пись­менной или, в крайнем случае, мыслительной форме (каждое письменное слово сначала обрабатывается в сознании, обду- мывается и лишь потом реализуется в речи)».

Сам феномен письма как процесс перехода с мыслительно­го кода на графический не есть спонтанное действие, подобное мысли, это продукт творческой способности людей.

У человека нет ничего, предназначенного природой ни для устной, ни для письменной речи. Если для говорения человек приспособил рот и ухо, то для письма - руку и глаза. Подобно рту и уху, эти органы становятся специализированными кана­лами речевой коммуникации, имея изначально чисто биоло­

Гическое назначение: первичная функция глаз - свето- и цве­тоощущения, а руки - хватание; их причастность к речи вто­рична.

Как любой вид речевой деятельности, письмо осуществля­ется в четыре этапа.

Первый этап - предварительная ориентировка. На этом этапе пишущий определяет, с какой целью, кому и что он будет писать.

Второй этап - планирование деятельности. На этом этапе пишущий планирует не только содержание, но и форму своей речи, может подобрать наиболее точные выразительные сред­ства языка.

Третий этап - осуществление деятельности. С помощью письма реализуется опосредованное общение: пишущий не ви­дит непосредственную реакцию читающего, может лишь пре­дугадать ее.

Четвертый этап - контроль деятельности. Пишущий во вре­мени практически не ограничен. Перечитывая написанное, он проверяет, насколько адекватно использованная форма пере­дает замысел высказывания.

Рассмотрим подробнее последовательность осуществления письма. Сначала происходит формирование и развитие мысли в содержание текста с учетом речевой ситуации, стиля и жанра будущего письменного высказывания. Затем - предваритель-1 ное акустическое кодирование и переход на графический код, сопровождаемые воображаемым интонированием и фиксаций ей интонации с помощью знаков препинания. При этом рабо­тают психические механизмы, позволяющие соблюдать необ­ходимые требования каллиграфии. Далее срабатывает система самоконтроля, корректировки и редактирования написанно­го.

Если этап подготовки к формированию высказывания на внутреннем уровне и кодовые переходы работают на основе языковой интуиции, языкового чутья, то овладение третьим этапом - записью (изображением графических знаков с со­блюдением орфографических правил) - происходит в резуль­тате специального обучения.

Ученые выделяют следующие механизмы письма: механизм поддержания активного тонуса коры головного мозга при пись­ме; механизм переработки слухо-речевой информации (распоз­навание звуков и слов, слухо-речевая память); механизм пере­работки двигательной информации; анализ графических движений; механизм переработки зрительной информации - актуализация зрительных образов букв и слов; механизм пере­работки ориентации элементов буквы, буквы и строки в про­странстве, зрительно-моторная координация, актуализация фительно-пространственных образов слов; регуляция психи­ческой деятельности - планирование, реализация и контроль акта письма.

По мнению психолога А. Р. Лурии, перечисленные компо­ненты не исчерпывают всего перечня психических процессов, участвующих в акте письма.

По справедливому замечанию JI. С. Выготского, «письмен­ная речь не есть простой перевод устной речи в письменные шаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма». На ранних стадиях формирования письмен­ной речи от ребенка требуется овладение ее техническими сред­ствами: написанием букв, слогов, слов и т. д. Лишь значитель­но позже предметом сознательных действий ребенка становится выражение мыслей с помощью письменной речи.

Л. С. Выготский отмечал, что обучение детей выводить бук- it I л и складывать из них слова не означает обучения их письму. Только когда у маленького человека возникает потребность в письме, письмо становится жизненно необходимым, «мы мо­жем быть уверены, что оно будет развиваться у ребенка не как привычка руки и пальцев, но как действительно новый и слож­ный вид речи».

Таким образом, овладение письменной речью - сложный, длительный, многомерный процесс, сопровождающий чело­века всю жизнь. Но развитие навыков письма имеет колоссаль­ное значение, так как письменная речь не только приобщает человека к миру культуры, но и является средством уточнения и обработки мыслительного процесса, «мощным оружием мышления» (А. Р. Лурия).

??? 1. Какие особенности письма как вида речевой деятель­ности образно характеризует С. Я. Маршак:

«Иногда я с некоторой даже досадой думаю: какое несчастье изобретение легкого письма - пера, чернил, пишущей машинки. Когда слова высекались на камне - вот когда был лаконизм!Вот когда каждое слово действительно стоило дорого»?


  1. О каком механизме письма идет речь в статье В.Я. Брю- сова? Поясните свою мысль.
«Есть два метода творческой работы писателя. Некото­рые сначала долго обдумывают свое будущее произведение, пи­шут его, так сказать "в голове ", переделывая, поправляя мыс­ленно, может быть, десятки раз каждое выражение; на бумаге они записывают только уже готовые строки, которые впос­ледствии, конечно, могут быть еще раз изменены. Так писал, например, Лермонтов. Другие, и таких меньшинство, берутся за перо при первом проблеске поэтической мысли; они творят "на бумаге", отмечая, записывая каждый поворот, каждый изгиб своей творческой мысли, весь процесс создания запечатле­вается у таких писателей в рукописи; рукопись отражает не только техническую работу над стилем, но и всю психологию поэта в моменты творчества. Так писал Пушкин».

  1. Объясните, какие механизмы письма развиваются при выполнении следующих упражнений.
А. Школьнику предлагается без ошибок переписать строч­ку:

АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕС- САНЕССАС ДАТАЛАТТА

Б. Сколько треугольников в данной фигуре?




В. Четко произнеси фразы:

Клара у Вали играла на рояле. Милиционер остановил велосипедиста. Полполдника проболтали.

Г. Отдели слова друг от друга вертикальной черточкой ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛБЕДАОБЕЗЬЯНКА

3.2. Письмо и говорение

Сопоставим два продуктивных вида речевой деятельности. Основное сходство письма и говорения в том, что они служат для передачи информации, результатом этих видов деятельно­сти является текст.

Говорение материально воплощается в звуках при помощи речедвигательного и слухового анализаторов, письмо - в гра­фических знаках при помощи зрительного и рукодвигательно- го анализаторов.

Говорение реализуется в форме диалогической и монологи­ческой речи, письмо - в форме монологической (редко диало­гической) речи. Однако обучение письменному монологу вклю­чает в себя элементы диалога - внутреннего диалога создателя с предметом речи.

Письменная речь - это речь без непосредственного собе­седника. Отсутствие непосредственного реципиента и проме­жуточной обратной связи определяет ряд особенностей пись­менной речи.

Во-первых, ее замысел и мотив полностью определяются и ищущим. Эту особенность письма отметил Л. С. Выготский: «В устной речи не приходится выдумывать мотивы: при каж­дом повороте разговора возникает необходимая фраза, за ней - следующая дополнительная фраза и т. д. Таким образом, уст­ная речь порождает мотивацию. В письменной речи мы долж­ны сами создавать мотивы речи, так как действие более произ­вольно, чем в устной речи...»

Во-вторых, весь процесс контроля над письменным выска- и.танием остается в пределах деятельности пишущего, без кор­рекции со стороны читателя.

В-третьих, письменная речь, в отличие от устной, не может воздействовать на слушателей немедленно - сейчас и здесь. Зато она доступна повторному обращению читателя к ней, если она не сразу была понята до конца, но заинтересовала его.

Письменная форма речи характеризуется подготовленнос­тью, сознательным выбором средств выражения мысли. Пишу­щий, в отличие от говорящего, имеет больше возможностей выбирать и орган изовывать языковые средства. Он часто пользу­ется долгосрочным планированием своей речи, отчего она бо-(лее логична.

|~j~| Проанализируйте план, составленный выпускником пе­ред написанием сочинения. Можно ли считать этот план удачным? Поясните свою точку зрения.

Тема: «Чацкий и Онегин»


  1. Вступление. Общественно-политическая жизнь России в 10-20-х годах XIX в.

    1. Основная часть.
1.Чацкий - типичный представитель прогрессивно на­строенной молодежи начала века. Онегин - «лишний чело­век».

  1. Черты сходства: герои одного социального круга; ум, прогрессивные взгляды; критическое отношение к действи­тельности; образованность; страсть к путешествию.

  2. Черты различия: Чацкий движим идеей служения Оте­честву, у Онегина нет чувства гражданского долга; Чацкий осуждает пороки своего времени, Онегин - бездеятелен и пассивен; независимость взглядов Чацкого, зависимость от «общественного мненья» Онегина; Чацкий горд в любви, Онегин претерпевает эволюцию чувства; Чацкому чуждо оне­гинское охлаждение чувств.

  1. Заключение. Чацкий и Онегин надолго определили тип героя русской литературы.
Говорящий чаще всего находится в условиях острого дефи­цита времени, пишущий во времени практически не ограничен. Поэтому он может направить свое внимание не только на со­держание, но и на форму высказывания.

Очень важной особенностью письменной речи является нозможность коррекции, редактирования созданного текста. Перечитывая написанное, мы всегда проверяем, насколько идекватно использованная форма передает замысел. Возмож­ность многократного обращения к уже написанному обеспе­чивает сознательный контроль над протеканием речемысли- гсльных операций. Устная речь может редактироваться, корректироваться во время произнесения, но в то же время за­ранее во всех деталях она не может быть отшлифована. Идеаль­ная письменная речь - это максимальная понятность при ми­нимуме слов, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно».

ГТ~| Сравните первоначальный вариант статьи и окончатель­ный - после исправлений, внесенных автором? Улучшился ли текст после переработки? Обоснуйте свою позицию.




Перуанские попугаи вряд ли догадываются о существова­нии выдуманного людьми изре­чения о том, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Однако именно этот принцип стал руковод­ством к действию для группы экзотических пернатых, по­павших в клетки подпольных торговцев птицами. Незакон­но отловив в перуанской сель- ве более 100 попугаев редчай­ших видов, дельцы подпольного бизнеса доставили их в аэро­порт города Пьюра, чтобы от­туда переправить и продать втридорога в США...

Перуанские попугаи вряд ли догадываются о существова­нии выдуманного людьми изре­чения о том, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Однако они по­ступили именно по этому принципу, став жертвой под­польных торговцев птицами. Незаконно отловив в перуанс­кой сельве более 100 попугаев редчайших видов, гангстеры доставили их в аэропорт горо­да Пьюра, чтобы оттуда пе­реправить в США и продать втридорога...



(По материалам книги И. К. Гужовой и др. «Литератур­ное редактирование», М., 2000.)

Вся информация, выражаемая в письменной речи, опира ется лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка, так как она почти не имеет вне- языковых дополнительных средств выражения. Она не распола гает средствами мимики, жестов, интонации.

I ! I Почему пишущий делает такое пространное вступление преж­де, чем изложить суть дела? С какой особенностью письменной речи это связано?

Исковое заявление

30 мая 2004 г. я приобрел в ЗАО «Жук» телевизор «Сони» по цене 10 000руб., о нем имеется соответствующая отметка в техническом паспорте. При эксплуатации телевизора 1 июня 2004 г. проявился су­щественный недостаток товара в виде отключения изображения через 10 минут после подключения телевизора в сеть.

Гарантийный срок телевизора 1 год, о чем имеется указание в тех­ническом паспорте.

2 июня 2004 г. я обратился к директору ЗАО «Жук» с письменной претензией с требованием замены телевизора на такой же аналогичной марки. Директор «Жука» потребовала доставить телевизор для про­верки под угрозой отказа в удовлетворении претензии. Специалист ос­мотрел телевизор и сообщил, что это производственный брак. Дирек­тор сказала, что таких телевизоров у них в настоящее время нет, но их должны привезти в течение следующей недели. Однако со 2 июня 2004 г. по настоящее время товар заменен не был. Директор «Жука» уклоняет­ся от дачи разъяснений. На основании изложенного прошу:


    1. Обязать ЗАО «Жук» заменить проданный мне телевизор «Сони» на телевизор аналогичной марки.

    2. Взыскать с ЗАО «Жук» в мою пользу возмещение убытков в виде расходов по перевозке телевизора в 200 руб., неустойку в размере 1000руб. и компенсацию морального вреда в размере 5000руб.
Семен Семенович Горбунков

Приведенные примеры являются иллюстрацией того, что отсутствие непосредственного собеседника и невозможность использования невербальных средств вызывают у пишущего необходимость сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения, иначе ав­тор может быть неправильно понят.


Однако невербальные компоненты коммуникации (в очень;пецифичееком виде) содержатся и в письменных текстах. 1С ним относятся авторская экспрессивная пунктуация и шриф­товые выделения в тексте.

Шум - подавлял, пыль, раздражая ноздри, - слепила глаза, той - пек тело и изнурял его, и все кругом казалось напряжен­ным, теряющим терпение <...> Это - наступило время обеда (М. Горький. Челкаш).

К шрифтовым приемам относятся: гарнитура 1 и размер шрифта, цвет, курсив, разрядка, подчеркивание.

| Объясните, с какой целью в данном тексте использова­ны шрифтовые выделения:

Попытаемся выяснить основные признаки предложения. И прежде всего ответим на вопрос: для чего предназначено предложение? Язык в человеческом обществе выполняет раз­ные функции, в их числе номинативную (назвать явления дей­ствительности) и коммуникативную (сообщить о наблюдени­ях, знаниях слушающему). Поэтому слова и словосочетания называют номинативными единицами языка, а предложе­ния - коммуникативными (Г. А. Золотова, Г. П. Дручинина, Н. К. Осипенко. Русский язык. От системы к тексту).

Письменная речь более абстрактна, чем устная. Устная речь рождается, как правило, из непосредственного переживания. Письменная речь передает более отвлеченное содержание. Именно поэтому ребенку сложнее дается овладение письмен­ной речью. Ребенку трудно написать письмо бабушке или рас­сказать о цирке, в котором он был вчера, когда ни бабушки, ни цирка рядом нет. Если устная речь формируется у ребенка в процессе естественного общения со взрослыми, то письмен­ная появляется в результате специального обучения. Письмен­ная речь, в отличие от устной, изначально является сознатель-

Гарнитура - рисунок, конфигурация типографского шрифта.

ным произвольным действием, в котором средства выражен и выступают основным предметом деятельности.

Письменная форма речи требует использования иных язм ковых средств, чем устная. Функционируя в разных сферах об щения, письменная речь реализуется в пяти стилях: научном официально-деловом, публицистическом, стиле художествен ной литературы, разговорном. Овладение письменной речьк предполагает формирование умения создавать тексты, принад лежащие к различным функциональным стилям.

??? 1. С какой целью в текстах электронных посланий ис­пользуются «смайлики» (например;-) - улыбка, :-о - удив­ление, :-(- огорчение)? Какую особенность письменной | речи отражает это явление?


      1. Письменной или устной речью можно считать непос­редственное общение в чате Интернета?

      2. Как вы думаете, редактировал ли автор объяснитель­ной записки свой текст? Объясните свою точку зрения.
Прекрасным утром третьего дня я, Студентов Петр Тро­фимович, опоздал на лекцию профес. Мармышкина. В начале лекции был произведен опрос на предмет выяснения отсутству­ющих. Я был отмечен в качестве отсутствующего, и, следова­тельно, лишен стипендии в размере 500руб. Причиной моего опоз­дания стали автоматизированные двери поезда в метро, в связи с которыми полы моей верхней одежды (пальто демисизонное, фабрика «Красная швея») были прещемлены. В результате того, что двери не открывались с необходимой для вытаскивания паль­то стороны я вынужден был проехать мимо нужной мне стан­ции метро. Виновником произошедшего прошу считать работ­ников метрополитена, не починивших кнопку, по которой я пытался попросить машиниста открыть мне двери, а также неизвестного мне гражданина в кожаной куртке, насильно впих­нувшего меня в вагон, а пальто мое и не подумавши впихнуть. Чаю, что мне возвратят положенную стипендию. Спасибо боль­шое за понимание.

Студентов П. Т.

3.3. Письменные жанры речи учителя

Научный, официально-деловой, публицистический »I иль и стиль художественной литературы называют книж­ными. Для книжных стилей письменная форма речи являет- гм первичной. Для разговорного стиля первичной является устная речь. Именно поэтому в письменных жанрах разго­ворного стиля (дневниковые записи, личные письма, поздра­вительные письма и т. д.) иногда проявляются черты книж­ного стиля.

I Г] Объясните, какие черты книжного стиля можно наблю­дать в дневниковых записях Л. Н. Толстого:

Первые записи 1847: «Во мне начинает проявляться страсть к наукам; хотя из страстей человека эта есть благороднейшая, но не менее того я никогда не предамся ей односторонне, т. е. со­вершенно убив чувство и не занимаясь приложением, единствен­но стремясь к образованию ума и наполнению памяти. Односто­ронность есть главная причина несчастий человека».

Какие же письменные жанры преобладают в речи учите- пя? Представим основные письменные педагогические жан­ры в виде таблицы.

Основные жанры письменной речи учителя

Записи; личные


непринужденность, естественность изложения; наличие индивидуальной авторской оценки предмета речи; диалог с видимым или воображаемым собеседником

\ 1"иторика


официально- деловая

документальное оформление разных актов общественной жизни и деловых отношений между коммуникантами; информирование участников делового общения

приказ;

Инструкция;

Заявление;

Расписка;

характеристика ученика и др.


официальный характер отношений адресата и адресанта; отсутствие личностной окраски; точность изложения

научная

накопление информации и ее передача с целью научения

лекция; статья;

Конспект,

Реферат;

Педагогическая

Рецензия;

очерк и др.


логическая последователь­ность изложения; упорядоченная система; связей между частями высказывания; стремление авторов к точности, сжатости, однозначности 1 выражения при сохранении насыщенности содержания

публицис­тическая

формирование у чи­тателя определенного отношения к отдельным событиям ифакгам

информацион­ная заметка; репортаж; интервью; статья; очерк; педагогическое эссе и др.

повышенная ангорская модальность текста; обращение к читателю и приглашение к соразмышлению

Как показывает практика, если вне профессиональной дея­тельности учитель, как правило, создает многочисленные пись­менные тексты самых разных жанров (заявление и доверен­ность, публицистическая и научная статья, даже рассказ или стихотворение), то в непосредственной педагогической дея­тельности доля письменных текстов в речевой деятельности учителя невелика.

Возникает своеобразный парадокс: ставя перед школьни­ками задачу создания письменных текстов (это и сочинения, и изложения, и конспекты, и рефераты, и ответы на вопросы и мн. др.), учителя практически не предъявляют школьникам собственных образцов письменных текстов. Поэтому так вели­ко внимание к тексту, вышедшему из-под пера учителя. Не случ чайно многие выпускники школы хранят дневники с учительс­кими перлами.

1. Как вы полагаете, почему некоторые жанры (очерк, угатья, рецензия) встречаются в разных стилях?

2. Существуют ли различия между научно-популярным и газетным очерком? В чем они проявляются?

Педагогическая задача

Представьте, что один из литературных героев - Митрофа­нушка, Петруша Гринев, Николенька Иртеньев, Том Сойер, Алиса (из Страны чудес), Гарри Поттер или любой другой (по нашему выбору) - ваш ученик. Расскажите о нем письменно, ныбрав один из предложенных жанров:


  • характеристика-рекомендация;

  • благодарность (или замечание) в дневнике;

  • рецензия на его сочинение или другую письменную работу;

  • заметка в газете (или стенгазете);

  • очерк (рассказ).



Top