Картина боттичелли весна краткое описание. О чем говорит мне эта картина? «Весна» Сандро Боттичелли

Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Тот собирался жениться на Семирамиде — девушке из знатной семьи Аппиани. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем — леттуччо. Картина на самом деле не только о весне и любви, это своеобразная иллюстрация к наставлению, составленному для Лоренцо ди Пьерфранческо известным флорентийским философом Марсилио Фичино. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.

Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. «Надо приковать свой взор к Венере, — пишет Фичино, — сиречь Гуманности. Это служит нам напоминанием, что мы не можем обладать ничем великим на земле, не обладая самими людьми, от чьей милости все земные вещи исходят. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Долгое время ее не выставляли, и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции.

1. Венера . Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ целомудрия), в арке из мирта и лавра, держа правую руку в благословляющем жесте. На ней фата замужней женщины (аллюзия на брачную тему). «Она, — пишет Фичино, — есть нимфа пригожести величайшей, рожденная от небес и более других возлюбленная Богом Всевышним. Душа ее и ум суть Любовь и Милосердие, глаза ее — Достоинство и Великодушие, руки — Щедрость и Великолепие, ноги — Пригожесть и Скромность. Целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие. О дивная красота! Сколь прекрасна для созерцания. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная полностью отдана в твою власть (вновь обыгрывается брачная тема. — Прим. авт.). Если ты сочетаешься с ней браком и назовешь ее своею, она сделает твои годы сладостными, а тебя самого — отцом превосходных детей».
2. Три грации. Это спутницы Венеры. Фичино называет их Чувством, Интеллектом и Волей. «И поскольку, — пишет он, — оно [чувство] не является мыслительным актом, то одну из граций рисуют с лицом, обращенным к нам, как бы двигающуюся вперед и не собирающуюся идти назад; двух других, так как они относятся к интеллекту и воле, которым свойственна функция размышления, изображают с лицом, обращенным назад, как у того, кто возвращается».
3. Меркурий. Посланник богов изображен в крылатых сандалиях. Он был сыном нимфы Майи, в честь которой в латинском языке назван месяц май, в котором состоялась свадьба Лоренцо ди Пьерфранческо. С помощью кадуцея (жезла, оплетенного змеями) он разгоняет тучи, чтобы ничто не омрачало весеннего настроения сада Венеры. Считается, что в образе Меркурия Боттичелли изобразил Лоренцо Медичи, заказчика картины.
4. Зефир и нимфа Хлорида. Это иллюстрация к отрывку из поэмы Овидия «Фасты» — западный ветер Зефир гонится за Хлоридой и овладевает ею: «Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я, / Он полетел за мной: был он сильнее меня… / Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, / И на свой брачный союз я никогда не ропщу». После замужества Хлорида (изо рта у нее вьется барвинок — символ верной любви) превратилась в богиню Весны и цветов, которую Боттичелли изображает тут же, тем самым используя прием симультанности — одновременного изображения следующих друг за другом событий.
5. Весна. К ней относятся следующие строки из «Фаст»: «Весна — это лучшее время: / В зелени все дерева, вся зеленеет земля. / Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных... / Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, / Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!» / Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, / Я никогда не могла: нет и числа их числу». На картине Боттичелли Весна разбрасывает розы, как было принято на богатых флорентийских свадьбах. Ее платье расшито красными и синими васильками — символами приветливости и добродушия. Также можно разглядеть в венке на шее Весны землянику — символ нежности, ромашку — символ верности и лютик — символ богатства.
6. Амур. Спутник богини любви. Он с завязанными глазами (любовь слепа) целит огненной стрелой в одну из граций. Возможно, в образе Купидона Боттичелли изобразил себя.
Фото: BRIDGEMAN/FOTODOM

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Боттичелли, Весна

    Шествие Весны (картина Боттичелли)

    Сандро Ботичелли. "Весна"

    «Неизвестный Боттичелли»

    Сандро Боттичелли, Рождение Венеры, анализ картины

    Субтитры

    Мы смотрим на одну из величайших картин Сандро Боттичелли - и на одну из самых загадочных, «Primavera». Что значит «Весна». В центре мы видим Венеру в своей священной роще, она смотрит прямо на нас. Фигуры на переднем плане разошлись, чтобы Венера могла свободно смотреть на нас, а мы - на неё. И может, даже могли бы войти в это пространство. Деревья вокруг неё расходятся, чтобы показать нам небо, так что вокруг неё образуется даже своего рода нимб. Действительно, такой полукруг. Вообще-то, я читал, что это почти архитектура, почти как купол апсиды, и это напоминает нам, что обычно в период Ренессанса мы в таком оформлении видим Деву Марию, в церкви, но здесь у нас природный или мифический контекст, и Венера. Да. То есть, это и есть эпоха Ренессанса. Одно из его определений - это возрождение античной греческой и римской культуры, и здесь мы видим художника, который взял языческую тему, тему Венеры, и другие элементы из античной мифологии Греции и Рима. Да. Много фигур из античной Греции и Рима. Именно. Слева мы видим трёх граций. Давайте немного расскажем о том кто это. Этот сюжет был очень популярен в скульптуре Рима, для скульптора это была возможность показать человеческое тело сразу с трёх сторон, так что вы создаёте копии фигуры и слегка поворачиваете каждую из них, чтобы её можно было увидеть со всех сторон. А у левого края мы видим Марса, бога войны. Он отложил оружие. В её саду ему спокойно. Кому не было бы спокойно в её саду? Вы только посмотрите. Сад сказочно красив. Мы не знаем, что именно делает Марс. У него в руках палка. Может, он отталкивает облака, которые приходят слева. В раю всегда солнечно. Конечно. А справа мы видим ещё три фигуры, Зефира - бога ветров, который... Вот эта синяя фигура. Да, эта синяя фигура. Он похищает Хлориду, видите, у неё изо рта выходит веточка с листьями, и она сталкивается с соседней фигурой, это фигура Флоры. Может быть, это один и тот же персонаж. Другими словами, похищение Хлориды может происходить с Флорой. А что делает здесь Флора? Видите, она тянется к своей сумке, полной цветов, которые она роняет, как бы сеет в ковёр трав под ногами. В конце концов, это Primavera. Это весна. Весна. Да. Есть это ощущение плодородной природы. Есть ещё одна фигура, сын Венеры, чуть выше неё, с повязкой на глазах. Это Купидон, который вот-вот выпустит свою стрелу в одну из ничего не подозревающих граций. И, конечно, он не знает, в кого попадёт, но мы можем догадаться. Как обычно у Боттичелли, мы видим фигуры вытянутые, невесомые, стоящие в довольно невозможных позах. То, чего мы обычно не ждём в искусстве Ренессанса. Это, на самом деле, противоречит многим традициям, о которых мы знаем применительно к ХV веку. Эта картина не концентрируется на линейной перспективе. Есть немного воздушной перспективы, это видно в некоторых элементах пейзажа, между деревьями, но за этим исключением это очень фронтальная картина. Это практически фриз, и на нём показан, как мы думаем, буквально набор идей. Историки искусства не знают толком, какие выводы сделать из этой картины. Мы искали тексты, к которым она может отсылать. В любом случае, это, на самом деле, неважно тысячам людей, которые приходят ею любоваться, да и для меня, потому что она невероятно прекрасна. И может, именно потому, что у неё нет чёткого значения, нам в ХХI веке проще её оценить по достоинству. Здесь есть много элементов, которые, на мой взгляд, просто прекрасны. Посмотрите, например, на пышные складки ткани, в которую одеты грации. Или на эти кисточки. Они прекрасны. Меня особенно восхищает то, как руки граций соединяются в трёх местах, создавая прекрасную сложную картину, это очень красиво, это праздник для глаз, игривый и отражающий своего рода сложное представление о красоте. Один из возможных способов толкования этой картины - это особого рода неоплатонический трактат, своего рода размышления о разных возможных видах красоты. Сама Венера удивительно красива. Она слегка склонила голову на бок, она придерживает рукой ткань, делает жест другой рукой и смотрит прямо на нас. И очень сложно удержаться и не захотеть присоединиться к ней в её саду. Subtitles by the Amara.org community

История создания картины

Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный . Картина висела над софой, называемой летуччо. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр » (1482-1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Учитывая то обстоятельство, что в 19 июля 1482 года дядя женил по политическим соображениям 17-летнего Лоренцо ди Пьерфранческо на Семирамиде, представительнице знатной фамилии Аппиани, исследователи полагают, что картина была заказана Лоренцо Великолепным Боттичелли в качестве свадебного подарка племяннику. Такие подарки были в то время обычным явлением . В таком случае Боттичелли знал, где будет висеть картина, и то, что она будет располагаться на высоте двух метров от пола.

Источники

Первым источником для Боттичелли являлся фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей »:

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый

Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними

Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,

Красками все наполняет и запахом сладким…

Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем

Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный

Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,

И небосвода лазурь сияет разлившимся светом .

Из него на картине появились: Венера , Флора , («Венеры крылатый вестник») и Зефир .

Следующие четыре персонажа Боттичелли взял согласно отрывку из поэмы Овидия «Фасты» (Книга 5. 3 мая. Флоралии):

195 «Флорой зовусь, а была я Хлоридой…

Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,

Он полетел за мной: был он сильнее меня…

205 Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,

И на свой брачный союз я никогда не ропщу.

Вечной я нежусь весной, весна - это лучшее время:

В зелени все дерева, вся зеленеет земля.

Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных…

Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,

Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!»

Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду,

Я никогда не могла: нет и числа их числу…

Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая,

220 Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои .

Описание

На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковёр»). Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Причём воспроизведены они с фотографической точностью, как например, немецкий ирис в правом нижнем углу. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом, и даже зимой («Вечной я нежусь весной»).

Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов; Зефир преследует Хлориду, изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы; и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны.

Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.

Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Согласно Гесиоду , это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле .

Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем . Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес».

Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины.

Интерпретации

Существует огромное количество версий относительно интерпретации картины. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные, исторические и экзотические.

Философские версии связаны с неоплатонизмом . Сторонники исходят из того, что источниками для Боттичелли являлись не просто Лукреций и Овидий, а философия Фичино и поэзия Полициано , с которыми Боттичелли познакомился в Платоновской Академии . Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas) . В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). В пользу версии говорит то, что движение Зефира на картине направлено вниз, а движение Меркурия – вверх.

Различные мифологические версии трактуют изображённый сад на картине как сад Гесперид , в качестве источника рассматривают Апулея , и тогда вместо Венеры говорят о Исиде , вместо Меркурия говорят о Марсе , и т. д.

Религиозные версии исходят из того, что на самом деле речь идёт о Мадонне, а сад представляет собой Hortus conclusus . По одной версии, правая часть картины в этом случае рассматривается как аллегория плотской любви, левая – как аллегория любви к ближнему, но высшая любовь в центре – любовь к богу. Другая версия рассматривает изображение на картине как три этапа путешествия по земному Раю: вхождение в Мир, путешествие по Саду и исход на Небеса.

Исторические версии основаны на предположении, что Боттичелли на картине изобразил своих современников. Самый простой вариант – картина является предсвадебным наставлением невесте, в Меркурии изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, а в качестве средней Хариты, смотрящей на него – Семирамида Аппиани. Другие считают, что Меркурий – это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци . Утверждается, что деревья в саду – это mala medica, ожерелья на Харитах – цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи и т. д.

Есть и экзотические версии, в которых игнорируются литературные и исторические источники. Их сторонники считают, что в картине зашифровано некое послание. Например, восемь персонажей картины рассматриваются как ноты: Зефир соответствует «до», Хлорида – «ре», и так далее, а Меркурий – опять «до», но на октаву выше. Другая версия построена на соответствии Флора – Флоренция, в этом случае каждый персонаж – это итальянский город. Имеются сторонники алхимии, астрономии и т. д.

История картины

Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах. В 1537 она была перевезена в Кастелло. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры » Вазари , он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью.» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.

В 1815 году она попала в запасники Уффици, её высоко не оценили, и в 1853 отправили в Академию для изучения молодыми художниками. Вернулась она в Уффици в 1919 , таким образом, на протяжении около 400 лет её мало кто видел, и лишь в начале XX века к ней пришли известность и слава. В 1982 году картина подверглась реставрации. Сейчас – это один из главных шедевров Уффици.

Галерея

“Весна”, Боттичелли

Это выдающееся произведение великого Боттичелли было написано для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи , кузена Лоренцо Великолепного.

Историки искусств расходятся во мнении насчет точной датировки произведения. Предполагается, что картина была написана между 1477 и 1482 гг .

Также представляет некоторую сложность трактовка многочисленных аллегорических символов . Согласно наиболее распространенной интерпретации, на картине изображено царствование Венеры, воспетое античными поэтами и приближенным литератором двора Медичи Анджело Полициано.

Картина читается справа налево: крылатый бог ветров Зефир, влюбленный в нимфу Хлорис, настигает ее, чтобы насильно взять в жены. Раскаявшись в содеянном, он превращает ее во Флору, богиню природы и весны. В центре изображена Венера, символизирующая собой гуманность, которая царит над людьми. Группа слева – три танцующие грации. Сцену заключает Меркурий, рассеивающий тучи своим магическим жезлом.

Таким образом Венера, воплощение гуманности, отделяет плотскую любовь и материализм (группа справа) от любви духовной и моральных ценностей (группа слева). Под «гуманностью» понимался идеал человеческой личности – высоконравственной, уверенной в своих силах и возможностях и прислушивающейся к нуждам других.

В период Возрождения эта античная концепция тщательно изучалась философами-гуманистами неоплатонической школы при дворе Медичи. Неоплатонизм, философское и эстетическое течение, следовало теориям греческого философа Платона. Неоплатонические концепции идеальной красоты и возвышенной «платонической» любви оказали огромное влияние на культуру и мировоззрение деятелей эпохи Возрождения, в их числе Боттичелли.

Таким образом, произведение также отражает высокий интеллектуальный уровень представителей династии Медичи и их любовь к культуре и искусству.

Боттичелли с поражающей точностью изобразил различные сорта цветов и трав, которые можно было найти в окрестностях Флоренции в весенний период. Мастерское использование красок, изысканность фигур, соединенных внутренним движением, поэтичность композиции делают это произведение чарующим и уникальным.

Посвященных творчеству Боттичелли, Вы можете полюбоваться его шедеврами «Весной» и «Рождением Венеры» .

«Партнер» №7 (190) 2013г.

Сандро Боттичелли: «Весна»

История одной картины

Иосиф Цвиткис (Мюльхайм-на-Руре)

А. Н. Бенуа в своей «Истории живописи» писал: «...среди всех художников Флоренции XV века самым впечатлительным, самым поэтичным является, безусловно, Сандро Боттичелли». Прекрасным подтверждением этих слов служит картина «Весна», по-итальянски («Примавера»), созданная в 1477 - 78 годах, но ставшая широко известной лишь в XX столетии.

Эта картина создавалась в период расцвета творчества художника, в период, когда Флоренция была городом рыцарских турниров, маскарадов, праздничных шествий, а художники и поэты воспевали красоту жизни, красоту людей.

На одном из турниров главным героем должен был стать младший брат правителя Флоренции Лоренцо Великолепного - Джулиано. «Прекрасной дамой» Джулиано была Симонетта Веспуччи, в которую он был безнадежно влюблен. Для этого турнира Боттичелли расписал для Джулиано Медичи штандарт, на котором изобразил Симонетту в виде Афины Паллады.

После этого турнира художник Алессандро ди Мариано Филипепи, вошедший в историю искусств как Сандро Боттичелли (Боттичелли - прозвище, означающее бочонок), стал приближенным Медичи, а его постоянным заказчиком становится Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, кузен Медичи Великолепного. По заказу ди Пьерфранческо Медичи для виллы Кастелло Боттичелли написал ряд картин, в том числе и «Весну» - шедевр мирового искусства. Правда не исключено, что заказчиком «Примаверы» был сам Лоренцо Великолепный.

В 1482 году могущественный правитель Флоренции задумал использовать своего родственника Лоренцо ди Пьерфранческо в своих политических играх и с этой целью решил его женить на юной девушке Семирамиде, происходящей из могущественной флорентийской семьи, которую Медичи хотели видеть своей союзницей. Молодых людей обвенчали, даже не спрашивая, как они относятся друг к другу.

В те времена заказывать картину к свадьбе было делом обычным. И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина, и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой летуччо , как бы составляя ее верхнюю часть, в то время как ниже располагалась спинка этой софы. Возможно, поэтому картина и имеет такую большую ширину - 314 см при высоте 203 см. Большие размеры картины впечатляют, тем более, что она выполнена не на холсте, а на деревянном щите, толщиной восемь сантиметров.

Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Но в 1537 году они были перевезены на виллу в Кастелло, где их видел и описал в 1550 году Вазари, сообщив при этом, что «...обе выполнены с грацией и выразительностью». Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках(!) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.

Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Боттичелли использовал также тексты античных произведений - фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей», и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» - это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). В образе Меркурия художник изобразил Джулиано Медичи, а в образе Венеры - Симонетту Веспуччи, в которую, пожалуй, и сам он был влюблен. Художник, живший по соседству с семьей Веспуччи, считал, что в Симоннетте воплотился идеал красоты. Поэтому в огромном количестве женских образов, созданных Боттичелли, видны черты Симонетты.

Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская.

В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Прекрасной Симонетты уже давно не было в живых - она скоропостижно умерла в возрасте всего 23 лет. Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит ровно через два года после смерти Симонетты. Видимо, эти события не могли не отразиться на настроении самой картины, в которую художник внес ноту грусти. Но красота Симонетты запечатлилась в памяти Боттичелли и послужила ему при написании Граций и других женских образов картины.


Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3+1+3+1, если рассматривать «Примаверу» справа налево. В фантастическом, почти райском саду фигуры или их группы размещены независимо друг от друга. И все персонажи размещены в пространстве между передней частью сцены и декорацией на заднем плане, представляющей апельсиновый сад с деревьями, усыпанными цветами и зрелыми плодами. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Как будто Боттичелли специально исключил из картины категорию пространства да и, пожалуй, времени тоже. С легкостью, едва касаясь земли, погруженные в себя фигуры предстают на картине в каком-то причудливо-волшебном сне. Здесь нет взаимодействия между всеми персонажами - это спектакль, где на лицах актеров следы неизъяснимой грусти. Но при этом ритм линий - поразительный, формы - изысканные, цвета - нежные. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.

«Примавера» - картина о весне и любви, но не только. Это своеобразная иллюстрация к наставлению, составленному для Лоренцо ди Пьерфранческо флорентийским философом Марсилио Фичино, другом Лоренцо Велеколепного и главой так называемой Платоновской академии.

На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Сожалея о совершенном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Флора - это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Боттичелли изобразил Флору в виде девушки в длинном расшитом цветами платье, с венком на золотых волосах, гирляндой на шее и поясом из полевых цветов. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Все три фигуры символизируют первый месяц весны, которая начиналась с первым дуновением Зефира.

В центре картины Боттичелли помещает богиню садов и любви Венеру, изображение которой, согласно принятой тогда иконографии, скорее напоминает Мадонну. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Еще выше, над Венерой, изображен путто (или Амур) - ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. При этом голова богини наклонена, лицо немного грустное, она, царствует в своем райском саду.

Три грации: Красота, Целомудрие и Любовь - легко движутся в танце, словно парят. Боттичелли изобразил этих прекрасных девушек в одеждах, кажущихся сотканными из света. Их переплетенные руки и их хоровод символизируют цепь благодеяний, которые проходят из рук в руки.

Венера и ее спутницы грации - это символы второго месяца весны - апреля. На левом краю картины мы видим Меркурия с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем - жезлом Гермеса, которым он разгоняет облака, чтобы дождь не мешал танцу граций, Меркурий их часто сопровождал, состоя в свите Венеры. И поскольку Меркурий, покровитель искусств, был рожден Майей, то ему посвящается весенний месяц май. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Может быть, поэтому Сандро изобразил Меркурия повернутым спиной к остальным весенним божествам. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Это - гимн и природе, и человечеству.

Почему же Боттичелли назвал свое произведение «Примавера» - «Весна»?

В том грандиозном спектакле, который нам представил Сандро, главным персонажем всё-таки следует считать Флору. Она одна обращена лицом к зрителю, продвигаясь к авансцене, богиня испытующе глядит на нас.

Здесь следует процитировать И. Долгополова, не скрывавшего своего восторга от картины: «Всмотритесь пристально в лицо Весны. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини... В волшебной приветливости Весны - очарование природы, каждый год восстающей из мрака и хлада зимы навстречу горячему солнцу. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки... Всё происходящее на картине лишь ее окружение... Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».

Существует мнение, что «Примавера - это отражение горечи утраты. Сандро был однолюбом, так никогда и не женился и завещал похоронить себя в церкви Оньиссанти, вблизи любимой женщины. Ведь в этой церкви, в семейной капелле Веспуччи, была похоронена Симонетта.

Волшебная грация, красота, богатство красок и блестящее исполнение, присущее «Весне», послужило тому, что ее растащили на «цитаты»: календари, женские косынки, футболки, кружки, сувениры. Таким образом, Боттичелли стал кумиром массовой культуры. «Примавере» посвящают стихи, издают огромным тиражом репродукции. Популярность «Весны» такова, что уже многие годы она является визитной карточкой музея Уффици.

Кажется, нет в мире человека, который бы не восхищался этой картиной. Можно не считать себя знатоком искусства или ценителем прекрасного, но достаточно одного взгляда на «Весну» Боттичелли, как душа наполняется радостью и вдохновением. Её создатель сумел постичь самую суть эпохи Возрождения, того времени, когда восхищались красотой и высоко ценили творческие порывы художников. «Весна» — не только одна из самых прекрасных, но и одна из самых загадочных картин, за всю историю изобразительного искусства. На первый взгляд, перед нами праздник в честь прихода весны. Но так ли это? О чем говорят эти прекрасные персонажи? Какие послания зашифрованы в их жестах и взглядах? Что символизируют эти цветы и плоды? Для ответов на эти вопросы мы отправимся в увлекательное путешествие по Флоренции XVвека, в которой в это время происходили удивительные события…

Возрождение, Флоренция, Медичи — три слова, неразрывно связанные между собой. В XVвеке, достиг небывалого расцвета. Флоренция была самым богатым, многолюдным и прекрасным городом не только Италии, но и Европы.В 1469 году наследником семьи Медичи становится 20-летний Лоренцо. Он, прозванный Великолепным, будет распоряжаться несметным богатством и править городом почти 25 лет. Это время станет Золотым веком для Флоренции.

Итак, Лоренцо де’ Медичи — правитель и вдохновитель города. Его боготворили, ему подражали и в него влюблялись все без исключения. Он и его младший брат Джулиано были настоящими кумирами для современников. Лоренцо — банкир, меценат, поэт, философ; Джулиано — рыцарь, блестящий кавалер и придворный. Они собирали вокруг себя блестящее общество: Лоренцо предпочитал окружать себя самыми выдающимися людьми своего времени, Джулиано — прекрасными дамами.

В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли… Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Великий божественный труд, увенчавшийся созданием человека, повторяется и самим человеком, мыслящим и созидающим.

И, конечно, это породило особое искусство. Тонкое, аристократичное, верное идеалам античности, наполненное символами, музыкальное и поэтичное. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Быть вдохновителем творцов на подобные шедевры, тратить на это баснословные деньги в то время мог лишь Лоренцо Великолепный. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество.

Самым восприимчивым и тонким художником при дворе Лоренцо был молодой флорентиец Сандро Боттичелли. Он очень любил своего покровителя, но еще больше был привязан к своему другу, Джулиано Медичи. Именно рыцарское служение друга своей прекрасной даме, Симонетте Веспуччи, вдохновляло художника.

Флоренция семидесятых годов XV века — это нескончаемая череда торжеств. Городские праздники, мессы, выезды, карнавалы сменяли друг друга без остановки. Особое место в жизни Флоренции занимали рыцарские турниры. Турнир был и тренировкой перед войной, и возможностью показать свою удаль, и местом для демонстрации роскоши (на турнир наряжались как на бал), запрещенной в обычные дни.

В 1475 году на одном из таких турниров на площади Санта-Кроче присутствовала и юная красавица , а участник турнира Джулиано Медичи, посвящая ей свою победу, нес штандарт, выполненный по рисункам Боттичелли, с изображением Афины, имевшей портретное сходство с Симонеттой. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной… и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.

26 апреля 1478 года Флоренция вновь погрузилась в траур: в результате заговора Пацци был жестоко убит Джулиано Медичи. Это событие навсегда изменило Лоренцо: он стал печален и уже не думал о жизни, как о вечном празднике. И, конечно, смерть Симонетты и Джулиано потрясла Сандро Боттичелли. Этой возвышенной любви он решает посвятить всю свою жизнь.

Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Ведь это не портрет, не икона, религиозной сюжет, а новое светское искусство, фантазия, рожденная пылким воображением художника. В апельсиновом саду мифологические персонажи представляют аллегорию прихода весны: бог восточного ветра Зефир, преследует нимфу Хлориду, которая после свадьбы с настигшим ее Зефиром превращается во Флору, богиню весны. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.

С большей долей вероятности можно утверждать, что заказчиком картины был именно Лоренцо Великолепный. Ведь представленная аллегория, основанная на традициях античности, мечтательная, грустная, идеализировано прекрасная — как раз то искусство, что высоко ценили Лоренцо и члены «Платонической академии».

Тем удивительнее, что по документам и «Весна» и «Рождение Венеры» чиcлились за другим Медичи, Лоренцо иль Пополано. И относились шедевры Боттичелли к его вилле в Кастелло (недалеко от Флоренции). Тем не менее, все украшения трех Граций с картины — изображения реально существующих драгоценностей из коллекции Лоренцо Великолепного.

Эксперты сходятся во мнении, что и «Весна», и «Рождение Венеры» были свадебным подарком Лоренцо своему кузену.

Именно это предположение историков и искусствоведов допускает вариант, что перед нами — свадебное торжество. И если это свадьба, то Меркурий — жених, а Флора — невеста. Кроме того, здесь и Венера, богиня любви, и Купидон, и танцующие Грации. Цветущие апельсиновые деревья — символ свадьбы и деторождения. Присмотритесь, все женщины выглядят беременными, а мужские персонажи обрамляют картину, словно представляя аллегорию самой жизни.

Существует еще один вариант прочтения «Весны», и он лишен радости. И Джулиано, и Симонетта умерли весной. Если это печальное воспоминание, то «Весна» сразу приобретает мрачный оттенок. Ни один из персонажей не отбрасывает тени и не касается ногами земли. А Зефир уже не похож на ветерок, приносящий весну. Он — дыхание смерти, забирающей молодого Джулиано и прекрасную Симонетту.

Существует еще одно толкование «Весны» Боттичелли. Возможно, это календарь сельскохозяйственных работ. Звучит довольно странно, но подобные иллюстрации времен года были довольно распространены в те времена. Обратите внимание: апельсиновые деревья зацветают лишь над головой Флоры, представляющей апрель.

Последняя реставрация, в ходе которой были удалены загрязнения с картины, позволила увидеть «Весну» практически в первозданном виде. Луг, прежде затемненный, засиял обновленными красками. Ученым удалось идентифицировать более пятиста реально существующих растений! Надо отметить, что Сандро Боттичелли увлекала ботаника, он с необычайным старанием вырисовывал листья, цветы и плоды, к тому же в библиотеке Лоренцо хранились греческие книги о растениях, которые мог изучать художник.

Возможно и то, что «Весна» — аллегория Флоренции, города, цветущего под властью Медичи, здесь царит любовь и гармония. В таком случае, изображение ириса у ног Флоры, геральдического символа города, приобретает особый смысл. Символичен и сад, ведь апельсиновое дерево — символ Лоренцо Великолепного. Сам же властитель города аллегорически изображен в виде Меркурия, миротворца и переговорщика, отгоняющего тучи от Флоренции. Как раз в это время Лоренцо де’ Медичи участвовал в установлении мира между Римом и Неаполем.

Важный ключ к пониманию «Весны» — античная литература. Вероятно, картина создавалась как иллюстрация к фрагменту поэмы Лукреция «О природе вещей»:

Вот и Весна, и Венера идет, и Венеры крылатый
Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками все наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом

И к отрывку из поэмы Овидия «Фасты»:

«Флорой зовусь, а была я Хлоридой…
Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,
Он полетел за мной: был он сильнее меня…
Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,
И на свой брачный союз я никогда не ропщу.
Вечной я нежусь весной, весна - это лучшее время:
В зелени все дерева, вся зеленеет земля.
Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных…
Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,
Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!»
Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду,
Я никогда не могла: нет и числа их числу…
Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая,
Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои

Но сколько бы ни существовало толкований и вариантов прочтения этого шедевра, его главную загадку не могут разгадать вот уже пять столетий… как же мог человек создать такую божественную красоту?




Top