Когда на башнях кремля установили звезды. Кремлёвские звёзды

Современную кухню просто невозможно представить без пищевой фольги. Любой уважающий себя кулинар с удовольствием использует этот универсальный и многофункциональный материал для хранения продуктов и ускоренного их приготовления. Вот только в последние годы использование фольги для приготовления пищи становится предметом серьезных споров. Многие ученые считают ее небезопасной, ведь использование фольги для запекания продуктов в духовке при высоких температурах может грозить попаданием частиц алюминия в человеческий организм. Так ли это на самом деле и к чему может привести регулярное использование алюминиевой фольги для запекания? Следует во всем разобраться.

Преимущества фольги для запекания

Изначально расскажем о том, почему каждая хозяйка стремится иметь у себя на кухне алюминиевую фольгу. Здесь все очевидно:

  • фольга не впитывает жиры при приготовлении пищи;
  • ее упаковка абсолютно герметична и не позволяет продуктам впитывать посторонние запахи;
  • обернутая в фольгу пища быстрее готовится, да к тому же не пригорает и не оставляет пятен на посуде;
  • благодаря своей непрозрачности, этот материал сохраняет все минералы и витамины в продуктах при воздействии солнечных лучей;
  • глянцевая поверхность алюминиевой фольги обладает антибактериальными свойствами и препятствует развитию микробов;
  • фольгу можно применять для термической обработки в духовой печи, а можно замораживать обернутые в нее продукты.

Действительно, алюминиевая фольга очень востребована современными кулинарами, ведь рыба, мясо или овощи, запеченные в фольге, становятся нежными, сочными и ароматными. К тому же все продукты, приготовленные таким способом, сохраняют максимум полезных свойств. Однако говорить о том, что фольга должна быть на кухне людей, стремящихся питаться здоровой и максимально полезной пищей, преждевременно. И вот почему.

Чем вредна алюминиевая фольга

Давайте разберемся, что же собой представляет фольга? По сути, это тончайшие листы алюминия, которые содержат от 92% до 99% чистого металла. И именно этот факт очень тревожит научный мир.

В частности, исследования европейских ученых свидетельствуют о том, что в продукты, находящиеся в контакте с фольгой может попадать часть содержащегося в ней металла. В этом плане наибольшую опасность представляет алюминиевая фольга, которая используется для запекания продуктов в духовке. Причем, чем температура в духовке выше, тем больше вероятность попадания частиц металла в запекаемый продукт.

На первый взгляд все очевидно. Алюминий – токсичный металл, а значит, при нагревании этого многофункционального материала до температуры выше 180°C, частицы металла могут вступать в реакцию с кислой средой овощей или щелочной средой молочных продуктов, что приводит к вымыванию алюминия в пищу с последующим проникновением его в организм. К примеру, исследование показало, что говядина, которая 40 минут запекалась в фольге при температуре 200°C, имела на 380% больше содержания алюминия, чем перед приготовлением. Запеченная же в алюминиевой фольге курица имела в составе на 200% больше рассматриваемого металла. А это обстоятельство, по словам ученых, может грозить организму интоксикацией, и привести к тяжелым последствиям.

Но почему же, при столь очевидном вреде для человека, вопрос использования алюминиевой фольги никогда не поднимался ранее? Более того, данная особенность совершенно не мешает промышленности выпускать не только пищевую фольгу, но и алюминиевые кастрюли, которые можно обнаружить на кухне каждой хозяйки. Алюминиевая посуда ценится за то, что она легкая и удобная в применении, а пища в ней быстро нагревается и не пригорает.

К слову, в советские времена, алюминиевая посуда считалась самой распространенной кухонной утварью и выпускалась по ГОСТ, а значит, была одобрена к применению советской медициной. Почему же на вред алюминия тогда не обращали столь пристального внимания?

Дело в том, что человеческий организм довольно быстро и эффективно избавляется от этого токсичного соединения, поступающего в организм извне. ВОЗ даже установила норму – 40 мкг алюминия на килограмм веса человека в сутки. То есть для среднестатистического человека, весящего 75 кг, суточное поступление 3 мг алюминия в организм не должно вызывать опасений.

Однако современные ученые заявляют, что проблема гораздо глубже. Дело в том, что кроме фольги и алюминиевой посуды, человек получает дозу этого химического соединения из самых разных источников. Это могут быть продукты (травы и специи, чай и кукуруза, а также желтый сыр) или медикаментозные препараты (Фосфалюгель), которые имеют высокое содержание данного металла. К тому же алюминий используется в очистке питьевой воды, а значит, попадает в организм с некипяченой водой.

Не лишним будет сказать о том, что промышленное изготовление фольги является чрезвычайно вредным. Необходимый для этого алюминий получают из бокситных руд, при добыче которых сильно загрязняется окружающая среда, в частности, почва и водоемы. К тому же на изготовление фольги тратится масса энергии. Все это приводит к тому, что в организм среднестатистического человека этот токсичный металл попадает в дозе, которая превышает допустимую норму более чем в 3 раза!

Чем вреден алюминий для нашего организма

А теперь давайте задумаемся о возможных последствиях. На самом деле алюминий токсичен и может вызвать анемию, цистит, поражение костной системы, почек и печени. Причем всему этому имеются научно подтвержденные факты. А еще в головном мозге людей, страдающих от болезни Альцгеймера, обнаружено высокое содержание алюминия. Это наводит на мысль о том, что данный металл может стать провоцирующим фактором этой страшной болезни. Большой процент алюминия врачи фиксируют и в лимфоузлах женщин страдающих от рака груди.

Доказано также, что алюминий в больших количествах замедляет рост мозговых клеток, что также чрезвычайно опасно, особенно для детей и подростков. Имеются предположения, что этот токсичный металл может вызывать бесплодие и некоторые виды рака. Наконец, пища, запеченная в фольге небезопасна для женщин «в положении», так как токсичный металл может проникнуть сквозь плацентарный барьер и достигнуть мозга плода.

И здесь многие специалисты соглашаются, что небольшое содержание алюминия не наносит вреда здоровому организму. Однако если у человека имеются проблемы с печенью или почками, или же есть предрасположенность к болезни Альцгеймера или болезни Паркинсона, регулярное попадание частиц этого металла может стать причиной осложнения или развития данных заболеваний.

Наконец, еще один небезынтересный факт. Пусть на сегодняшний день нет официально подтвержденных случаев заболеваний, вызванных использованием алюминиевой фольги, такие страны как Франция и Италия, Англия и Германия, Бразилия и Голландия уже отказались от использования этого изделия в приготовлении пищи. Во все же остальных странах данный материал по-прежнему использую на кухне, не задумываясь о возможных последствиях.

Стоит заметить, что от алюминия, присутствующего в питьевой воде и продуктах питания избавиться довольно проблематично. А вот через посуду и фольгу этот сделать гораздо легче. Если вспомнить из курса химии, на поверхности этого металла образуется тонкая пленочка окислов. Благодаря этому на кухонной посуде данный слой со временем становится достаточно плотным, чтобы не допускать контакта металла с пищей. Однако если чистить алюминиевую посуду металлической щеткой, этот слой истончается, а то и вовсе исчезает. Благо это не проблема, считает доктор Гада Бассиони. Для возвращения алюминиевой посуде защитных свойств достаточно набрать в нее воды и хорошенько прокипятить, чтобы блестящая очищения поверхность снова стала матовой.

С фольгой немного сложнее. Она чрезвычайно тонкая и годится лишь для одноразового применения. Каких-то ухищрений, помогающих образованию защитного окисленного слоя на ней придумать невозможно, а потому единственным способом избежать миграции частиц алюминия в еду является ограничение использования фольги.

По словам ученых, наибольшее количество вредного соединения попадает в продукты во время приготовления соусов, которые содержат лимонный или томатный сок. А если в еду предварительно добавить соль, а также другие острые приправы и специи, процесс вымывания алюминия в пищу пойдет еще быстрее. Именно поэтому алюминиевую фольгу желательно не использовать для запекания блюд, отдав предпочтение стеклянной посуде и фарфору. По возможности не следует заворачивать в фольгу лимоны, помидоры и другие кислые продукты. В этом случае разумнее воспользоваться пищевой пленкой.

Применять фольгу для хранения замороженной еды также не лучший вариант. Вместо этого обратите внимание на вощеную бумагу или на бумагу, которую смазали сливочным маслом. А чтобы максимально сохранить еду теплой, лучше воспользоваться стеклянной емкостью.

Безусловно, на сегодняшний день нет научных доказательств, которые бы приняла во внимание Всемирная организация здравоохранения, запретив тем самым использование алюминиевой фольги для приготовления пищи. Тем не менее, данная статья ставит своей целью предупредить читателей о возможной опасности, которую таит в себе алюминиевая фольга.
Берегите свое здоровье!

Современную кухню просто невозможно представить без пищевой фольги. Любой уважающий себя кулинар с удовольствием использует этот универсальный и многофункциональный материал для хранения продуктов и ускоренного их приготовления. Вот только в последние годы использование фольги для приготовления пищи становится предметом серьезных споров. Многие ученые считают ее небезопасной, ведь использование фольги для запекания продуктов в духовке при высоких температурах может грозить попаданием частиц алюминия в человеческий организм. Так ли это на самом деле и к чему может привести регулярное использование алюминиевой фольги для запекания? Следует во всем разобраться.

Преимущества фольги для запекания

Изначально расскажем о том, почему каждая хозяйка стремится иметь у себя на кухне алюминиевую фольгу. Здесь все очевидно:

  • фольга не впитывает жиры при приготовлении пищи;
  • ее упаковка абсолютно герметична и не позволяет продуктам впитывать посторонние запахи;
  • обернутая в фольгу пища быстрее готовится, да к тому же не пригорает и не оставляет пятен на посуде;
  • благодаря своей непрозрачности, этот материал сохраняет все минералы и витамины в продуктах при воздействии солнечных лучей;
  • глянцевая поверхность алюминиевой фольги обладает антибактериальными свойствами и препятствует развитию микробов;
  • фольгу можно применять для термической обработки в духовой печи, а можно замораживать обернутые в нее продукты.

Действительно, алюминиевая фольга очень востребована современными кулинарами, ведь рыба, мясо или овощи, запеченные в фольге, становятся нежными, сочными и ароматными. К тому же все продукты, приготовленные таким способом, сохраняют максимум полезных свойств. Однако говорить о том, что фольга должна быть на кухне людей, стремящихся питаться здоровой и максимально полезной пищей, преждевременно. И вот почему.

Чем вредна алюминиевая фольга

Давайте разберемся, что же собой представляет фольга? По сути, это тончайшие листы алюминия, которые содержат от 92% до 99% чистого металла. И именно этот факт очень тревожит научный мир.

В частности, исследования европейских ученых свидетельствуют о том, что в продукты, находящиеся в контакте с фольгой может попадать часть содержащегося в ней металла. В этом плане наибольшую опасность представляет алюминиевая фольга, которая используется для запекания продуктов в духовке. Причем, чем температура в духовке выше, тем больше вероятность попадания частиц металла в запекаемый продукт.

На первый взгляд все очевидно. Алюминий – токсичный металл, а значит, при нагревании этого многофункционального материала до температуры выше 180°C, частицы металла могут вступать в реакцию с кислой средой овощей или щелочной средой молочных продуктов, что приводит к вымыванию алюминия в пищу с последующим проникновением его в организм. К примеру, исследование показало, что говядина, которая 40 минут запекалась в фольге при температуре 200°C, имела на 380% больше содержания алюминия, чем перед приготовлением. Запеченная же в алюминиевой фольге курица имела в составе на 200% больше рассматриваемого металла. А это обстоятельство, по словам ученых, может грозить организму интоксикацией, и привести к тяжелым последствиям.

Но почему же, при столь очевидном вреде для человека, вопрос использования алюминиевой фольги никогда не поднимался ранее? Более того, данная особенность совершенно не мешает промышленности выпускать не только пищевую фольгу, но и алюминиевые кастрюли, которые можно обнаружить на кухне каждой хозяйки. Алюминиевая посуда ценится за то, что она легкая и удобная в применении, а пища в ней быстро нагревается и не пригорает.

К слову, в советские времена, алюминиевая посуда считалась самой распространенной кухонной утварью и выпускалась по ГОСТ, а значит, была одобрена к применению советской медициной. Почему же на вред алюминия тогда не обращали столь пристального внимания?

Дело в том, что человеческий организм довольно быстро и эффективно избавляется от этого токсичного соединения, поступающего в организм извне. ВОЗ даже установила норму – 40 мкг алюминия на килограмм веса человека в сутки. То есть для среднестатистического человека, весящего 75 кг, суточное поступление 3 мг алюминия в организм не должно вызывать опасений.

Однако современные ученые заявляют, что проблема гораздо глубже. Дело в том, что кроме фольги и алюминиевой посуды, человек получает дозу этого химического соединения из самых разных источников. Это могут быть продукты (травы и специи, чай и кукуруза, а также желтый сыр) или медикаментозные препараты (Фосфалюгель), которые имеют высокое содержание данного металла. К тому же алюминий используется в очистке питьевой воды, а значит, попадает в организм с некипяченой водой.

Не лишним будет сказать о том, что промышленное изготовление фольги является чрезвычайно вредным. Необходимый для этого алюминий получают из бокситовых руд, при добыче которых сильно загрязняется окружающая среда, в частности, почва и водоемы. К тому же на изготовление фольги тратится масса энергии. Все это приводит к тому, что в организм среднестатистического человека этот токсичный металл попадает в дозе, которая превышает допустимую норму более чем в 3 раза!

Чем вреден алюминий для нашего организма

А теперь давайте задумаемся о возможных последствиях. На самом деле алюминий токсичен и может вызвать анемию, цистит, поражение костной системы, почек и печени. Причем всему этому имеются научно подтвержденные факты. А еще в головном мозге людей, страдающих от болезни Альцгеймера, обнаружено высокое содержание алюминия. Это наводит на мысль о том, что данный металл может стать провоцирующим фактором этой страшной болезни. Большой процент алюминия врачи фиксируют и в лимфоузлах женщин страдающих от рака груди.

Доказано также, что алюминий в больших количествах замедляет рост мозговых клеток, что также чрезвычайно опасно, особенно для детей и подростков. Имеются предположения, что этот токсичный металл может вызывать бесплодие и некоторые виды рака. Наконец, пища, запеченная в фольге небезопасна для женщин «в положении», так как токсичный металл может проникнуть сквозь плацентарный барьер и достигнуть мозга плода.

И здесь многие специалисты соглашаются, что небольшое содержание алюминия не наносит вреда здоровому организму. Однако если у человека имеются проблемы с печенью или почками, или же есть предрасположенность к болезни Альцгеймера или болезни Паркинсона, регулярное попадание частиц этого металла может стать причиной осложнения или развития данных заболеваний.

Наконец, еще один небезынтересный факт. Пусть на сегодняшний день нет официально подтвержденных случаев заболеваний, вызванных использованием алюминиевой фольги, но такие страны как Франция и Италия, Англия и Германия, Бразилия и Голландия уже отказались от использования этого изделия в приготовлении пищи. Во всех же остальных странах данный материал по-прежнему использую на кухне, не задумываясь о возможных последствиях.

Стоит заметить, что от алюминия, присутствующего в питьевой воде и продуктах питания избавиться довольно проблематично. А вот при использовании посуды и фольги, это сделать гораздо легче. Если вспомнить из курса химии, на поверхности этого металла образуется тонкая пленочка окислов. На кухонной посуде данный слой со временем становится достаточно плотным, чтобы не допускать контакта металла с пищей. Однако если чистить алюминиевую посуду металлической щеткой, этот слой истончается, а то и вовсе исчезает. Благо это не проблема, считает доктор Гада Бассиони. Для возвращения алюминиевой посуде защитных свойств достаточно набрать в нее воды и хорошенько прокипятить, чтобы блестящая очищенная поверхность снова стала матовой.

С фольгой немного сложнее. Она чрезвычайно тонкая и годится лишь для одноразового применения. Каких-то ухищрений, помогающих образованию защитного окисленного слоя на ней придумать невозможно, а потому единственным способом избежать миграции частиц алюминия в еду является ограничение использования фольги.

По словам ученых, наибольшее количество вредного соединения попадает в продукты во время приготовления соусов, которые содержат лимонный или томатный сок. А если в еду предварительно добавить соль, а также другие острые приправы и специи, процесс вымывания алюминия в пищу пойдет еще быстрее. Именно поэтому алюминиевую фольгу желательно не использовать для запекания блюд, отдав предпочтение стеклянной посуде и фарфору. По возможности не следует заворачивать в фольгу лимоны, помидоры и другие кислые продукты для хранения. В этом случае разумнее воспользоваться пищевой пленкой.

Применять фольгу для хранения замороженной еды также не лучший вариант. Вместо этого обратите внимание на вощеную бумагу или на бумагу, которую смазали сливочным маслом. А чтобы максимально сохранить еду теплой, лучше воспользоваться стеклянной емкостью.

Безусловно, на сегодняшний день нет научных доказательств, которые бы приняла во внимание Всемирная организация здравоохранения, запретив тем самым использование алюминиевой фольги для приготовления пищи. Тем не менее, данная статья ставит своей целью предупредить читателей о возможной опасности, которую таит в себе алюминиевая фольга.
Берегите свое здоровье!

Первые звезды недолго украшали башни Московского Кремля. Уже через год под воздействием атмосферных осадков потускнели уральские самоцветы. Теперь звезды хорошо просматривались только в непосредственной близости от стен Кремля. К тому же они не в полной мере вписались в архитектурный ансамбль Кремля из-за больших размеров. Поэтому в мае 1937 года Советским правительством было решено установить новые звезды, светящиеся, рубиновые, причем уже не на четырех, а на пяти башнях Кремля - Спасской, Никольской, Троицкой, Боровицкой и Водовзводной.

В создании новых кремлевских звезд принимали непосредственное участие видные ученые, художники, архитекторы, инженеры, рабочие многих специальностей. В изготовлении деталей и материалов участвовало свыше 20 предприятий черной и цветной металлургии, машиностроительной, электротехнической и стекольной промышленности, научно-исследовательские и проектные институты.

Народный художник СССР Ф. Ф. Федоровский заново определил форму и рисунок звезд, а также их размеры в зависимости от архитектуры и высоты каждой башни. Он же предложил рубиновый цвет стекла. На этот раз пропорции и размеры были выбраны настолько удачно, что новые звезды, несмотря на то что их установили на башнях различной высоты, кажутся с земли одинаковыми. Достичь этого удалось благодаря различной величине самих звезд. Самая маленькая звезда горит ныне на Водовзводной башне, расположенной в низине: расстояние между концами ее лучей 3 метра. На Боровицкой и Троицкой звезды крупнее - соответственно 3,2 и 3,5 метра. Самые большие звезды установлены на Спасской и Никольской башнях, расположенных на возвышенности: размах их 3,75 метра.

Одному из московских научно-исследовательских институтов было поручено разработать конструктивные элементы кремлевских рубиновых звезд и вентиляционные устройства к ним.

По новому проекту основной несущей конструкцией звезды являлся объемный пятиконечный каркас, опирающийся у основания на трубу, в которой размещались подшипники для ее вращения. Каждый луч представлял собой многогранную пирамиду: у звезды Никольской башни двенадцатигранную, у остальных звезд - восьмигранную. Основания этих пирамид были сварены между собой в центре звезды. Все конструктивные элементы звезды выполнялись из высококачественной нержавеющей стали, специально сваренной на подмосковном заводе "Электросталь".

Большая работа при создании рубиновых звезд была проделана коллективом специалистов светотехнической лаборатории Всесоюзного электротехнического института под руководством профессора С. О. Майзеля и кандидатов технических наук Н. В. Горбачева и Е. С. Ратнера. Перед авторами проекта стояли сложные задачи. Как добиться, чтобы ярко и равномерно была освещена вся поверхность звезды, от центра до острия лучей? Разместить внутри звезд десятки световых точек? Но тогда то и дело придется менять перегоревшие лампы. Установить в середине одну мощную? Но сколь мощную лампу ни поставь, ее свет в конце лучей будет гораздо слабее, чем в центре звезды. И еще: ночью рубиновые звезды будут красивы, а под солнцем их густо-красное стекло покажется почти черным. Остановились все же на одной лампе.

С этой целью на Московском электроламповом заводе были разработаны и изготовлены специальные лампы накаливания мощностью в 5 тысяч ватт для звезд Спасской, Никольской и Троицкой башен и в 3700 ватт для звезд Боровицкой и Водовзводной башен.

Эти лампы и поныне являются уникальными. Создателем их был главный инженер завода Р. А. Нелендер.

Для более надежной работы ламп в каждой из них смонтированы две нити (спирали) накаливания, включенные параллельно. Если одна из них перегорает, то лампа продолжает светиться с уменьшенной яркостью, а автоматическое устройство сигнализирует на пульт управления о неисправности. По размеру лампы сравнительно невелики: они напоминают цилиндрическую стеклянную колбу с металлическим цоколем. Благодаря тому что нити накаливания расположены в виде шатра, лампы обладают чрезвычайно высокой световой отдачей. Температура нити накаливания достигает 2800°, поэтому колбы изготовляются из теплостойкого молибденового стекла.

Для того чтобы световой поток равномерно распределялся по всей внутренней поверхности звезды, и особенно в концах лучей, лампу заключили в рефрактор (объемную пустотелую пятнадцатигранную фигуру). Назначение рефрактора, грани которого собраны из призматических теплостойких стекол,- равномерно рассредоточивать световой поток лампы по всей поверхности звезды.

Серьезная задача была поставлена перед стекольной промышленностью: сварить специальное рубиновое стекло для кремлевских звезд. До этого в нашей стране такого стекла в больших объемах не варили. Задание поручили выполнить Константиновскому стекольному заводу в Донбассе.

Сложность изготовления стекла заключалась в том, что оно должно было иметь разную плотность и пропускать только красные лучи определенной длины волн. Вместе с тем стекло должно было быть устойчивым к резким переменам температуры, механически прочным, не обесцвечиваться и не разрушаться от воздействия солнечной радиации.

Рецепт для варки стекла был составлен известным московским специалистом-стекольщиком Никанором Илларионовичем Курочкиным - человеком удивительного таланта и необыкновенного мастерства. Еще деревенским парнишкой Курочкин увлекся стекловарением и благодаря своему пытливому уму и прирожденному дару познал "душу" стекла. Он первым в нашей стране стал изготовлять гнутые стекла различной формы и размеров: для прожекторов, самолетов, речных и морских судов, автомобилей.

Под непосредственным руководством и при участии Н. И. Курочкина проводились варка и обработка рубинового стекла для кремлевских звезд. За высокие достижения в области стекольного производства этот выдающийся мастер был удостоен Государственной премии.

Каждая кремлевская звезда имела двойное остекление: внутреннее, из молочного стекла, толщиной 2 миллиметра, и наружное, из рубинового стекла, толщиной 6-7 миллиметров. Между ними предусматривался воздушный зазор в 1-2 миллиметра. Двойное остекление звезд было вызвано особенностями рубинового стекла. Дело в том, что оно имеет приятный цвет только при подсвечивании с противоположной стороны, однако при этом отчетливо просматриваются контуры источника света. Без подсвечивания рубиновое стекло выглядит темным даже в яркие солнечные дни. Благодаря внутреннему остеклению звезд молочным стеклом свет лампы хорошо рассеивался и нити накаливания становились незаметными. А рубиновое стекло при этом высвечивалось наиболее ярко.

Звезды решено было освещать изнутри лампой как в дневное, так и в ночное время. Однако для сохранения сочного рубинового цвета днем их требовалось освещать более интенсивно, чем ночью.

Поверхность остекления каждой звезды Спасской, Никольской и Троицкой башен составила около 9 квадратных метров, а Боровицкой и Водовзводной - около 8 метров. В центре звезды, где световой поток лампы самый большой, рубиновое стекло имело большую плотность окраски, а в концах лучей, там, где поток слабее, меньшую. Так было достигнуто равномерное просвечивание рубинового стекла на всей поверхности звезды.

Внешний контур и художественный узор каждой звезды были обрамлены деталями, изготовленными из красной листовой меди, позолоченной гальваническим способом. Толщина золотого покрытия составила 40 микрон. На золочение всех обрамляющих деталей звезд было израсходовано почти 11 килограммов золота. В целях экономного расходования этого ценного металла обрамляющие детали звезд подвергались золочению только с лицевой стороны.

Для того чтобы звезды не перегревались от тепла, выделяемого мощными лампами, их требовалось непрерывно охлаждать. Работники одного из научно-исследовательских институтов Москвы в короткий срок создали специальную вентиляционную систему. Она состоит из фильтра для очистки воздуха от пыли и двух вентиляторов охлаждения, один из которых является резервным. Всасываемый вентилятором воздух сначала очищается в фильтре и через шпиль башни (который является опорой звезды и одновременно каналом для подъема лампы) подается внутрь звезды. Здесь воздух охлаждает и лампу и рефрактор.

Вентиляторы сблокированы не только между собой, но и с лампой, установленной в звезде. При остановке по каким-либо причинам одного вентилятора автоматически включается резервный. В случае остановки и резервного горящая лампа сразу же выключается. Иначе нельзя: ведь температура на поверхности звезд может достигать более 100°. И пока вентилятор не заработает, пока не будут поступать сильные охлаждающие струи воздуха, лампа не загорится. Специалисты всесоюзной конторы Стальпроммеханизация предложили оригинальные устройства, позволившие производить замену перегоревших ламп в звездах всего за 20-30 минут.

Дистанционное управление сложным оборудованием рубиновых звезд было сосредоточено на местных пультах в каждой башне и на центральном пульте управления, где на больших мраморных щитах разместилось множество аппаратуры: рубильники, амперметры, переключатели, предупреждающая сигнализация. На центральном пульте управления сосредоточен автоматический контроль за работой всех звезд. Отсюда дежурный персонал может производить любые операции по включению и отключению ламп, вентиляторов и другого оборудования каждой звезды, задавать необходимое напряжение и т. д.

Проектирование уникального электрооборудования и разработка сложных электрических схем управления звездами были выполнены специалистами Электропрома.

Одна из первых несветящихся звезд, снятая со Спасской башни, но без серпа и молота, увенчала позже шпиль Химкинского вокзала. Ею и поныне любуются тысячи людей, прибывающих в столицу по каналу Москва - Волга.

После включения кремлевских рубиновых звезд для специалистов, обеспечивавших их бесперебойную работу, наступила ответственная пора. Первое время на каждой башне у пультов управления круглосуточно находились дежурные. Но после того как убедились в надежности работы вентиляционных систем и электротехнического оборудования, круглосуточное дежурство было сосредоточено только на центральном пульте управления.

Теперь вместе с кремлевскими курантами на вечную вахту встали и пятиконечные рубиновые звезды. Но эта вахта была прервана Великой Отечественной войной.

Сразу же после начала войны Кремль, как и вся Москва, изменил свой облик. Чтобы облегчить охрану исторических памятников, пришлось прибегнуть к средствам камуфляжа. Кремлевские стены, а также все здания, площади и скверы Кремля были замаскированы. Закрашены были золотые блестящие купола церквей и соборов, крест колокольни Ивана Великого.

Потухли, оделись в защитные чехлы и кремлевские звезды. Непросто было зачехлить их. Когда проводили эту работу, дули сильные ветры. Верхолазы поднялись сначала к звезде Спасской башни, начали надевать на верхний луч чехол, а он надулся ветром, как парус, рванулся и потянул за собой людей вниз с огромной высоты. Спасли предохранительные ремни. Чехол потом нашли на крыше ГУМа... В защитную "военную" форму оделись вскоре звезды и остальных башен Кремля.

Фашистская авиация всякий раз, как только ей удавалось прорваться в небо Москвы, пыталась бомбить Кремль, но зенитная артиллерия противовоздушной обороны столицы открывала мощный заградительный огонь. Осколки снарядов попадали иногда в рубиновые звезды, нанося им повреждения.

Четыре года были укрыты защитными чехлами звезды Кремля. Но вот пришел май 1945 года. Советский народ отпраздновал победу над фашистской Германией. И уже на второй день после окончания Великой Отечественной войны комендант Московского Кремля Н. К. Спиридонов дал указание эксплуатационникам подготовить рубиновые звезды к включению.

Верхолазы приступили к подъему ремонтных люлек на Спасской, Никольской, Троицкой, Боровицкой и Водовзводной башнях. Они сняли со звезд маскировочные чехлы и с огорчением увидели на рубиновых стеклах трещины и пробоины от осколков снарядов зенитной артиллерии. Работая в течение трех дней с рассвета и до позднего вечера, эксплуатационники промыли стекла, начистили до блеска обрамляющие позолоченные детали, привели в порядок механизмы и оборудование.

И вот одновременно на всех пяти башнях Кремля вновь вспыхнули рубиновые звезды. Это было радостное событие. В тот майский вечер на Красную площадь пришли многие жители и гости столицы, чтобы полюбоваться мирным светом кремлевских звезд.

Однако через несколько месяцев, 27 августа 1945 года, было принято решение провести капитальный ремонт и реконструкцию кремлевских звезд. Дело в том, что большое число осколочных пробоин и трещин в стеклах звезд ухудшило их внешний вид, затруднило эксплуатацию.

Уже около восьми лет рубиновые звезды венчали кремлевские башни, и за этот период выявился ряд недостатков, требующих устранения. Во-первых, быстро тускнели и покрывались темными пятнами обрамляющие позолоченные детали звезд. Приходилось дважды в год, обычно весной и осенью, поднимать ремонтные люльки, чтобы вновь и вновь начищать детали до блеска. А работа эта на большой высоте - не из легких. Следовательно, необходимо было улучшить качество золочения художественных деталей звезд.

Кроме того, концы лучей, особенно верхних, затенялись внутренними конструктивными элементами звезд и плохо освещались в вечернее и ночное время. Лучи словно обрывались, и тем самым нарушалась целостность впечатления. А остекление молочным стеклом оказалось недостаточно прочным. От высокой температуры стекло внутри звезды почти все растрескалось, а в некоторых местах совсем разрушилось. Через вентиляционные щели и пробоины от осколков внутрь звезды проникали пыль, копоть, дождь, снег. Все это осаждалось на стеклах рефрактора и на внутренней поверхности молочного остекления, отчего звезды теряли свою яркость и просвечивались как бы пятнами. В конструкции звезд выявился и еще один существенный недостаток - они не имели смотровых люков, без которых нельзя было производить внутрений осмотр, проверять исправность оптической системы, удалять скопившуюся грязь.

Реконструкция кремлевских звезд проводилась с 7 сентября 1945 года по 7 февраля 1946 года. Первой сняли звезду с Троицкой башни, последней ремонтировали звезду, снятую со Спасской башни.

Во время реконструкции были выполнены большие и сложные работы, значительно улучшившие эксплуатационные качества звезд. На этот раз обрамляющие детали, изготовленные из листов красной меди, позолотили с обеих сторон гальваническим способом. Толщина золотого покрытия теперь составила 50 микрон. На золочение всех звезд было израсходовано более 27 килограммов золота. Наиболее трудоемким процессом золочения являлась полировка деталей. Эту сложную и кропотливую работу выполняли лучшие московские мастера-ювелиры.

Совершенно по-новому на этот раз остеклили звезды. По специальному рецепту, разработанному Н. С. Шпиговым, было изготовлено трехслойное рубиновое стекло. Оно варилось на стекольном заводе "Красный Май" в Вышнем Волочке.

Интересна технология изготовления трехслойного стекла. Стеклодув выдувал из расплавленного рубинового стекла колбу больших размеров, обволакивал ее расплавленным хрусталем, а затем молочным стеклом. Сваренный таким образом "слоеный" цилиндр разрезался в горячем состоянии и выправлялся в листы. Хрустальный слой выполняет в звезде важную функцию: при растрескивании молочного стекла он не дает разрушаться рубиновому, и, наоборот, при растрескивании рубинового стекла не дает разрушаться молочному.

Рубиновым стеклам на звездах Спасской, Троицкой и Боровицкой башен придали выпуклую форму. Это сделало звезды более объемными и нарядными, так как выпуклость стекла усиливает эффект рубинового отражения. Во время реконструкции удалось также улучшить освещенность кремлевских звезд. В частности, некоторые конструктивные элементы, затеняющие лучи, были утоньшены, а кое-где и совсем удалены.

Во всех пяти лучах каждой звезды были сделаны смотровые люки. Теперь при необходимости эксплуатационники могли вскрывать звезду, проверять состояние остекления, оптической системы и конструктивных элементов, удалять проникшую внутрь пыль.

Рабочие и инженерно-технические работники, принимавшие участие в реконструкции кремлевских рубиновых звезд, проявили большое старание и много выдумки. В результате сложная и кропотливая работа была выполнена в предельно сжатые сроки. В этом большая заслуга принадлежала также главному инженеру завода, на котором велась реконструкция звезд.

В начале 1946 года обновленные рубиновые звезды, еще более красивые и нарядные, загорелись вновь - ярче и праздничнее прежнего. С тех пор они, словно маяки, несут бессменную вахту в московском небе.

Для обслуживания звезд в верхней части башенных шатров есть специальные люки, к которым верхолазы добираются по крутой винтовой лестнице, расположенной внутри башни. Через люк рабочий выходит на открытую площадку, возвышающуюся над землей более чем на 50 метров. А дальше верхолаз поднимается по незаметной для глаз металлической лестнице, прижатой к кровле шатра. У шпиля башни он укрепляет консоли с блоками, через них пропускает тросы, к которым на земле крепится ремонтная люлька. Ее поднимают лебедками с большой осторожностью, чтобы не повредить архитектурные украшения башни. Верхолаз перебирается на люльку, а оттуда по металлической лестнице поднимается уже к самой звезде.

Смотровые люки звезды, как правило, открывают два человека: один вскрывает обрамление люка, снимает стекло, другой помогает ему. Вскрытие люка - это, пожалуй, одна из самых сложных операций, требующая высокого мастерства. При осмотре звезды приходится не только очищать ее от пыли, но порой и менять дефектное рубиновое стекло. А это тоже нелегко. Стекло нужно вырезать по шаблону и тщательно подогнать его к проему. Там, наверху, приходится иногда производить и сварочные работы.

Много пришлось потрудиться персоналу, обслуживающему рубиновые звезды, в 1974 году, когда в широком объеме велись работы по ремонту и реставрации Красной площади и сооружений Московского Кремля.

Как известно, с мая по ноябрь 1974 года Красная площадь представляла собой рабочую площадку. На высоту кремлевских башен взметнулись стрелы подъемных кранов, сами башни оделись в строительные леса. На главную площадь страны пришли искусствоведы и реставраторы, каменщики и гранитчики, отделочники, кровельщики, механики. В течение пяти месяцев здесь, в центре Москвы, круглосуточно трудилось более тысячи высококвалифицированных специалистов.

На Красной площади строители перемостили в отдельных местах брусчатку, перестроили гостевые трибуны, облицевав их светло-серым гранитом. Была реставрирована кремлевская стена между Никольской и Спасской башнями. Специальный кирпич для восстановления древней стены изготовлял завод в городе Загорске. А высококачественная глина для изготовления такого кирпича поставлялась с карьера одного из латвийских заводов.

Реставрационные работы велись также на Спасской, Никольской, Сенатской и Набатной башнях Кремля. Белоснежный камень для реставрации цоколей, декоративных орнаментов и скульптур на кремлевских башнях добывался в карьерах Крымской области, неподалеку от Бахчисарая.

В этот же период в течение трех месяцев не действовали знаменитые кремлевские куранты. Работники научно-исследовательского института часовой промышленности полностью реставрировали их уникальный механизм.

Работы, проведенные в 1974 году, явились лишь началом претворения в жизнь комплексного плана реставрации и реконструкции Красной площади и ценнейших историко-архитектурных памятников Кремля - его дворцов, соборов, церквей. Этот комплексный план предусматривал также и капитальный ремонт кремлевских рубиновых звезд. За долгие годы бесперебойной работы, минувшие со времени последней реконструкции звезд, возникли неизбежные дефекты в остеклении: на некоторых рубиновых стеклах появились трещины и коррозия. Несколько ослабла также отражательная способность рефракторов, запылились стекла оптической системы, что в конечном итоге снижало освещенность звезд.

Все эти дефекты были полностью устранены во время капитального ремонта звезд на Спасской и Никольской башнях в октябре 1974 года.

После окончания капитального ремонта звезд, венчающих Спасскую и Никольскую башни, была проведена многократная проверка работы их механизмов.

В 1977 году все основные работы по реставрации кремлевских звезд были закончены.

Осенью 1935 года было приказано долго жить последнему символу русской монархии — двуглавым орлам, находившимся на верхушках шатров кремлёвских башен с XVII века. Примерно раз в столетие медных позолоченных орлов меняли, как и менялось изображение государственного герба. На момент снятия орлов все они были разного года изготовления: самый старый орёл Троицкой башни - 1870 года, самый новый - Спасской башни - 1912 года.


После Октябрьской революции о необходимости демонтажа двуглавых орлов с кремлёвских башен неоднократно говорил В. И. Ленин. Было несколько предложений по замене гербовых орлов - простыми флажками, как на других башнях, гербами СССР, золочёными эмблемами с серпом и молотом. Но в итоге решили установить звёзды.

20 июня 1930 года управделами СНК СССР Горбунов написал секретарю президиума ЦИК СССР А. С. Енукидзе:

В. И. Ленин несколько раз требовал снятия этих орлов и сердился, что эта работа не была произведена - я лично это подтверждаю. Я думаю, что неплохо бы эти орлы снять и заменить их флажками. Для чего нам сохранять эти символы царизма?

C коммунистическим приветом, Горбунов.

В выписке из протокола заседания секретариата ЦИК СССР от 13 декабря 1931 года есть упоминание о предложении включить в смету на 1932 год 95 тыс. рублей на расходы по снятию с кремлёвских башен орлов и замене их гербами СССР. Однако лишь в августе 1935 года выходит постановление Политбюро: «Совет народных комиссаров СССР, ЦК ВКП(б) решили к 7 ноября 1935 г. снять 4 орла, находящиеся на Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой башнях кремлёвской стены и 2 орла со здания Исторического музея. К этому же сроку решено установить на указанных 4 башнях Кремля пятиконечную звезду с серпом и молотом».

Снять двуглавых орлов с башен Кремля и закрепить на них звёзды было делом непростым. Высота самой низкой башни, Боровицкой — 52 метра, самой высокой, Троицкой — 72 метра. В то время не было больших высотных кранов, которые помогли бы выполнить данную операцию.

Специалистами всесоюзной конторы «Стальпроммеханизация» были разработаны краны, которые устанавливались прямо на верхних ярусах башен. Через башенные окна у основания шатров строились прочные платформы-консоли, на которых и собирали краны. Работы по установке кранов и демонтажу орлов заняли две недели.


Двуглавые орлы, снятые с Никольской и Боровицкой башен, в ЦПКиО им. Горького, 23 октября 1935 года

18 октября 1935 года все 4 двуглавых орла с башен Кремля были сняты. Из-за старой конструкции орла с Троицкой башни его пришлось разбирать прямо на верхушке башни. Работы по снятию орлов и поднятию звёзд проводились опытными верхолазами под руководством и контролем оперативного отдела НКВД и коменданта Кремля Ткалуна. Убедившись, что орлы ценности не представляют, первый заместитель наркома НКВД обратился с письмом к Л. М. Кагановичу: «Прошу Вашего распоряжения: Выдать НКВД СССР для золочения кремлёвских звёзд 67,9 килограмма золота. Золотое покрытие орлов будет снято и сдано Госбанку».

23 октября 1935 года звёзды доставили в Центральный парк культуры и отдыха имени Горького и установили на постаментах, обитых кумачом. На обзор москвичей и гостей столицы предстали новые символы государственной власти, переливающиеся золотом и уральскими самоцветами. Рядом с искрящимися от света прожекторов золотыми звёздами поставили снятых орлов с содранным золотом, отправленных на следующий день в переплавку.

Новые самоцветные звёзды весили около тонны. Шатры Спасской, Троицкой и Боровицкой башен не были рассчитаны на такую нагрузку, поэтому их пришлось изнутри укрепить металлическими опорами и штырями, на которые и планировалось насадить звёзды. Внутри шатра Боровицкой башни установили металлическую пирамиду с опорным штырем для звезды. На вершине Троицкой башни установили прочный металлический стакан. Шатёр Никольской башни оказался настолько ветхим, что его пришлось полностью разбирать и возводить заново.

24 октября большое количество москвичей собралось на Красной площади, чтобы посмотреть на водружение пятиконечной звезды на Спасскую башню. 25 октября пятиконечная звезда была установлена на шпиле Троицкой башни, 26 и 27 октября на Никольской и Боровицкой башнях.

Звезды Спасской и Никольской башен были одинаковыми по величине. Расстояние между концами их лучей составляло 4,5 метра. Звезды Троицкой и Боровицкой башен были меньше. Расстояние между концами их лучей составляло соответственно 4 и 3,5 метра.

Первые звёзды, установленные в октябре 1935 года, были из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди. Для золочения 130 м² листовой меди были специально построены гальванические цеха. В центре звезды уральскими самоцветами был выложен серп и молот — символ Советской России, покрытый золотом толщиной 20 мкм.

Рисунок ни на одной из звёзд не повторялся. Звезду на Спасской башне украшали лучи, расходящиеся из центра к вершинам. Лучи звезды, установленной на Троицкой башне, были выполнены в виде колосьев. На Боровицкой башне узор повторял контур самой пятиконечной звезды. Звезда Никольской башни была гладкой, без рисунка.

Однако очень скоро звёзды потеряли свою первоначальную красоту. Копоть, пыль и грязь московского воздуха, смешиваясь с осадками, заставили самоцветы потускнеть, а золото потеряло свой блеск, несмотря на освещающие их прожекторы. К тому же, они не в полной мере вписывались в архитектурный ансамбль Кремля из-за своих размеров. Звёзды получились слишком большими и визуально тяжело нависали над башнями. Звезда, которая в 1935-1937 годах находилась на Спасской башне Московского кремля, позднее была установлена на шпиле Северного речного вокзала.

В мае 1937 года принято решение вместо потерявших блеск самоцветных звёзд установить новые звёзды - светящиеся, изготовленные из рубинового стекла. Рубиновое стекло было сварено по рецепту московского стекловара Н. И. Курочкина на стекольном заводе в Константиновке. Нужно было сварить 500 квадратных метров рубинового стекла, для чего была придумана новая технология - «селеновый рубин». До этого для достижения нужного цвета в стекло добавляли золото, которое проигрывало селену в себестоимости и насыщенности цвета.

2 ноября 1937 года новые рубиновые звезды зажглись над Кремлём. К четырём башням со звёздами прибавилась ещё одна, не имевшая ранее окончания в виде орла, - Водовзводная. В отличие от самоцветных звёзд, рубиновые имеют только 3 разных рисунка (Спасская, Троицкая и Боровицкая — одинаковые по рисунку), а каркас каждой звезды — многогранная пирамида. Каждый луч Спасской, Троицкой, Боровицкой и Водовзводной имеет по 8, а Никольской башни — 12 граней.

В основании каждой звезды установлены специальные подшипники, чтобы они, несмотря на свой вес (более 1 тонны), могли вращаться как флюгер. «Оправа» звёзд выполнена из специальной нержавеющей стали производства подмосковного завода «Электросталь».

Каждая из пяти звёзд имеет двойное остекление: внутреннее — из молочного стекла, которое хорошо рассеивает свет, и наружное — из рубинового, толщиной 6-7 мм. Сделано это со следующей целью: на ярком солнечном свете красный цвет звёзд казался бы чёрным. Поэтому внутри звезд поместили слой стекла молочно-белого цвета, которое позволяло звездам смотреться ярко и вдобавок делало незаметными нити накаливания ламп. Звёзды имеют разные размеры: на Водовзводной размах лучей — 3 м, на Боровицкой - 3,2 м, на Троицкой - 3,5 м, на Спасской и Никольской - 3,75 м.

Во время Великой Отечественной войны звёзды потушили и зачехлили брезентом, так как они были очень хорошим ориентиром для вражеской авиации. Когда сняли защитную маскировку, стали видны осколочные повреждения от зенитной батареи ПВО Москвы среднего и малого калибров, располагавшейся в районе Большого сквера Кремля. Звёзды сняли и опустили на землю для ремонта. Полную реставрацию завершили к Новому 1946 году. В марте звёзды снова подняли на башни.

Совершенно по-новому на этот раз остеклили звезды. По специальному рецепту, разработанному Н. С. Шпиговым, было изготовлено трёхслойное рубиновое стекло. Сначала из расплавленного рубинового стекла выдувалась колба, которую покрывали расплавленным хрусталем, а затем молочным стеклом. Сваренный таким образом «слоеный» цилиндр разрезался и выправлялся в листы. Трёхслойное стекло изготовили на стекольном заводе «Красный Май» в Вышнем Волочке. Заново был позолочен стальной каркас. Когда звёзды снова зажгли, они стали ещё ярче и нарядней.


Перед подъемом отреставрированной звезды на Троицкую башню, март 1946 год/kp.ru

Звездам не грозит отключение электричества, поскольку их энергоснабжение производится автономно. Изготовлены лампы на Петергофском заводе точных технических камней. В каждой лампе смонтированы две нити накаливания, включённые параллельно, поэтому даже при перегорании одной из них лампа не перестанет светить. а на пульт управления поступит сигнал о неисправности. Для смены ламп к звезде не надо подниматься, лампа спускается вниз на специальной штанге прямо через подшипник. На всю процедуру требуется 30-35 минут. Мощность электроламп в звёздах на Спасской, Троицкой, Никольской башнях - 5 кВт, на Боровицкой и Водовзводной - 3,7 кВт.

Для предохранения звёзд от перегрева была разработана вентиляционная система, состоящая из фильтра для очистки воздуха и двух вентиляторов, один из которых является резервным. Перебои в электроснабжении не страшны для рубиновых звёзд, так как они имеют автономное питание.

Моют звёзды, как правило, каждые 5 лет. Ежемесячно для поддержания надёжной работы вспомогательного оборудования проводятся плановые профилактические работы. Более серьёзные работы проводятся каждые 8 лет.

Второй раз за свою историю звёзды были погашены в 1996 году во время съёмок сцены ночной Москвы для фильма «Сибирский цирюльник» по личной просьбе режиссёра Никиты Михалкова.

Использованы материалы:

Шпили кремлевских башен украшали геральдические двуглавые орлы. Московский Кремль имеет 20 башен и только четыре из них были увенчаны гербом государства. Первого двуглавого орла водрузили на вершине шатра Спасской башни в 50-х годах XVII века. Позднее русские гербы были установлены на самых высоких проездных башнях Кремля: Никольской, Троицкой, Боровицкой.

Вопрос о замене царских орлов на башнях Кремля на фигуры, символизирующие новый период в жизни страны, неоднократно возникал уже вскоре после революции 1917 года. В 1930 году специалисты реставрационных мастерских под руководством Игоря Грабаря дали заключение, согласно которому фигуры двуглавых орлов исторической ценности не представляли и, следовательно, могли быть заменены. Вместо "символов царизма" решили установить звезды.

23 августа 1935 года было опубликовано решение Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) о замене двуглавых орлов на башнях Кремля пятиконечными звездами с серпом и молотом к 7 ноября 1935 года.

24 октября 1935 года при большом скоплении народа на Красной площади на Спасскую башню была водружена пятиконечная звезда. 25 октября звезду установили на шпиле Троицкой башни, 26 и 27 октября — на Никольской и Боровицкой башнях.

Корпус звезд был выполнен из нержавеющей стали, облицованной медными золочеными листами. В центре них с двух сторон находились серп и молот, украшенные уральскими самоцветами — топазами, аметистами, аквамаринами. Каждый из семи тысяч камней, использованный для декора, был огранен и помещен в оправу.

Рисунок ни на одной из звезд не повторялся. Расстояние между их лучами на Спасской и Никольской башнях составляло 4,5 метра, на Троицкой и Боровицкой — соответственно четыре и 3,5 метра. Звезду на Спасской башне украшали лучи, расходящиеся из центра к вершинам. Лучи звезды, установленной на Троицкой башне, были выполнены в виде колосьев. На Боровицкой башне узор повторял контур самой пятиконечной звезды. Звезда Никольской башни была гладкой, без рисунка.

Звезды весили около тонны каждая. Шатры кремлевских башен не были рассчитаны на такую нагрузку, поэтому перед установкой звезд их укрепили, а на Никольской — построили заново. Подъем звезд в то время был большой технической проблемой, так как не было высотных башенных кранов. Для каждой башни пришлось изготовить специальные краны, их установили на консолях, укрепленных на верхних кирпичных ярусах.

Освещенные снизу прожекторами, первые звезды украшали Кремль почти два года, но под воздействием атмосферных осадков самоцветы потускнели и потеряли свой праздничный вид. К тому же они не в полной мере вписывались в архитектурный ансамбль Кремля из-за своих размеров. Звезды получились слишком большими и визуально тяжело нависали над башнями.

В мае 1937 года было решено установить к двадцатилетию Октябрьской революции новые звезды, причем на пяти кремлевских башнях, в том числе на Водовзводной.

2 ноября 1937 года новые звезды зажглись над Кремлем. В их создании участвовали свыше 20 предприятий черной и цветной металлургии, машиностроительной, электротехнической и стекольной промышленности, научно-исследовательские и проектные институты.

Эскизы новых звезд разработал народный художник СССР Федор Федоровский. Он предложил рубиновый цвет стекла, определил форму и рисунок звезд, а также их размеры в зависимости от архитектуры и высоты каждой башни. Пропорции и размеры были выбраны настолько удачно, что новые звезды, несмотря на то, что их установили на башнях различной высоты, кажутся с земли одинаковыми. Достичь этого удалось благодаря различной величине самих звезд. Самая маленькая звезда горит на Водовзводной башне, расположенной в низине: расстояние между концами ее лучей три метра. На Боровицкой и Троицкой звезды крупнее — соответственно 3,2 и 3,5 метра. Самые большие звезды установлены на Спасской и Никольской башнях, расположенных на возвышенности: размах их лучей — 3,75 метра.

Основной несущей конструкцией звезды является объемный пятиконечный каркас, опирающийся у основания на трубу, в которой размещаются подшипники для ее вращения. Каждый луч представляет собой многогранную пирамиду: у звезды Никольской башни двенадцатигранную, у остальных звезд — восьмигранную. Основания этих пирамид сварены между собой в центре звезды.

Для равномерного и яркого освещения всей поверхности звезды на Московском электроламповом заводе были разработаны и изготовлены специальные лампы накаливания мощностью в 5000 ватт для звезд Спасской, Никольской и Троицкой башен и 3700 ватт для звезд Боровицкой и Водовзводной башен, а для предохранения звезд от перегрева специалисты разработали особую вентиляционную систему.

Для более надежной работы ламп в каждой из них смонтированы две нити (спирали) накаливания, включенные параллельно. Если одна из них перегорает, то лампа продолжает светиться с уменьшенной яркостью, а автоматическое устройство сигнализирует на пульт управления о неисправности. Лампы обладают чрезвычайно высокой световой отдачей, температура нити накаливания достигает 2800°С. Для того чтобы световой поток равномерно распределялся по всей внутренней поверхности звезды, и особенно в концах лучей, каждую лампу заключили в рефрактор (объемную пустотелую пятнадцатигранную фигуру).

Сложной задачей было создание специального рубинового стекла, которое должно было иметь разную плотность, пропускать красные лучи определенной длины волн, быть устойчивым к резким перепадам температуры, механически прочным, не обесцвечиваться и не разрушаться от воздействия солнечной радиации. Оно было изготовлено под руководством известного специалиста-стекольщика Никанора Курочкина.

Чтобы свет равномерно рассеивался, каждая кремлевская звезда имела двойное остекление: внутреннее, из молочного стекла, толщиной два миллиметра, и наружное, из рубинового стекла, толщиной шесть-семь миллиметров. Между ними предусматривался воздушный зазор в 1-2 миллиметра. Двойное остекление звезд было вызвано особенностями рубинового стекла, которое имеет приятный цвет только при подсвечивании с противоположной стороны, однако при этом отчетливо просматриваются контуры источника света. Без подсвечивания рубиновое стекло выглядит темным даже в яркие солнечные дни. Благодаря внутреннему остеклению звезд молочным стеклом свет лампы хорошо рассеивался, нити накаливания становились незаметными, а рубиновое стекло при этом высвечивалось наиболее ярко.

Освещаются звезды изнутри и днем и ночью. При этом для сохранения сочного рубинового цвета днем они подсвечиваются сильнее, чем ночью.

Несмотря на значительную массу (около одной тонны), звезды на кремлевских башнях сравнительно легко вращаются при изменении направления ветра. Благодаря своей форме они всегда устанавливаются лобовой стороной против ветра.

В отличие от первых несветящихся звезд, рубиновые имеют только три разных рисунка (Спасская, Троицкая и Боровицкая одинаковые по рисунку).

Механизмы для обслуживания кремлевских звезд расположены внутри башен. Управление оборудованием и механизмами сосредоточено на центральном пункте, куда автоматически подаются сведения о режиме работы ламп.

В годы Великой Отечественной войны звезды, как и весь Кремль, были замаскированы. В 1945 году, сняв камуфляж, специалисты обнаружили, что от осколков снарядов зенитной артиллерии на рубиновых стеклах появились трещины и пробоины, которые ухудшили их внешний вид и затруднили эксплуатацию. Реконструкция кремлевских звезд проводилась с 7 сентября 1945 года по 7 февраля 1946 года. Во время нее заменили остекление звезд на трехслойное, состоящее из рубинового стекла, хрусталя и молочного стекла. Рубиновым стеклам на звездах Спасской, Троицкой и Боровицкой башен придали выпуклую форму. Во время реконструкции удалось также улучшить освещенность звезд. Во всех пяти лучах каждой звезды были сделаны смотровые люки.

Были установлены электрические лебедки для замены ламп в звездах и монтажа оборудования, но основные механизмы остались прежними — образца 1937 года.

Моют звезды, как правило, каждые пять лет. Ежемесячно для поддержания надежной работы вспомогательного оборудования проводятся плановые профилактические работы; более серьезные работы проводятся каждые восемь лет.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников




Top