Когда ненависть объединяет. Всех объединяет ненависть

Написал сегодня в 13:42

Ненависть объединяет людей значительно лучше, чем любовь. Это было известно давно. Правители с древнейших времен использовали это свойство для своих целей. Но научная теория воздействия ненависти на массовое сознание была разработана только в 20-ом веке.

Ненависть, биологическая, защитная особенность сознания человека, она объединяет людей в критических ситуациях, позволяет сплотиться на борьбу с врагом, спасти отечество.

История говорит о том, что и внутри одного народа легко могут возникать явления взаимной ненависти, приводящие то к гражданской войне, то к резне на религиозной почве.

Русская революция очень наглядно продемонстрировала как сильно, рожденные в одной стране люди, говорящие на одном языке, могут ненавидеть друг друга.

Общественные идеологии, возникшие в середине 19 века, и отчасти заменившую людям веру, опирались в поисках объединяющей идеи именно на это чувство.

Марксизм разделил людей на два враждующих класса и указал неимущим, на имущих, объявив их виновниками их бед и как только эта идея проникла в сознание малообразованного и бедного народа, остановить запущенный молох было уже невозможно. Отголоски марксизма до сих пор бродят в головах наших людей.

Следующим, кто использовал эту идею в России, был Сталин. Объявив, что «классовая борьба по мере продвижения к социализму только обостряется», он запустил механизм террора, подозрительности и доносительства, тем самым разделил людей, на врагов и друзей, заставил их бояться друг друга и безмерно укрепил свою власть, положив для этого головы миллионов безвинных.

Гитлер использовал ту же идею, проведя черту, правда не внутри своего народа, а снаружи его, объявив немцев исключительной нацией, при этом немецкие евреи, как впрочем, и не немецкие, оказались за этой чертой.

Суть всех этих систем состоит в том, что неприязнь людей к какой-либо идее переносится на ненависть непосредственно к людям.

Маркс, обличая капитализм, с легкостью перенес вину с системы общественных отношений, на людей, объявив капиталистов враждебным классом, эксплуататором трудящихся и призвал пролетариат силой отбирать у них капиталы и средства производства, а по сути, к их физическому уничтожению.

Сталин, эту вложенную в голову масс классовую идею, довел до совершенства, объявив врагами народа, уже всех тех, кто не согласен с линией партии, которую он определял самолично.

Гитлер также особо не церемонился с идеологией, объявил немцев высшей расой и призвал к физическому уничтожению всех остальных неполноценных народов.

Все это очень похожие по своему проявлению вещи, которые основаны на объединяющей ненависти и приводящие к взаимному уничтожению одних людей другими.

Сегодня в России в поисках объединяющей идеи мы используем те же приемы.

Враги, объявленные в России:

Либералы.

Демократы

Однозначно интеллигенция

Запад и в особенности США

Немного Украина

Совсем чуть-чуть ИГИЛ и террористы

Была также попытка объявить врагами гомосексуалистов.

Указывая на эти, враждебные народу элементы, наша власть объединяет народ. И народ объединяется. Ничего нового по идее, но весьма эффективно по существу.

На кого она воздействует? На всех потихоньку, но в первую очередь на слабых: женщин, детей, стариков, людей с низким уровнем образования, на всех тех, кто ничего кроме телевизора не может смотреть. Но и на сильных тоже- тех, кому милее кого-то ненавидеть, чем кого-то любить.

В общем, легко наберется не менее 50% населения, объединенного идеей ненависти, если не все 60%. Еще 3% тех, кого эта система власти обслуживает и еще 5-7% тех, кто обслуживает эту систему власти. В общем, группа поддержки более чем достаточная, чтобы считать, что власть пользуется полной поддержкой народа.

Кто остальные, тоже известно: это те самые либералы, демократы, интеллигенция, люди, не считающие Запад врагом, -«несистемная оппозиция», как ее у нас называют. Они сегодня –враги. Враги такого государства, в чем действительно нет сомнения, и «враги народа» в чем это государство пытается убедить народ.

Да, эти люди не соответствуют объявленным стандартам, они плохо поддаются программированию, и они на все имеют свое мнение, а это плохо. И не то чтобы они не любили лично Путина, как некоторым кажется, нет, они не любят не Путина, а систему, власти которую он создал, систему, объединяющую народ на почве ненависти.

На эту систему сегодня работают сотни тысяч, если не миллионы людей. Государство тратит на это огромные деньги. Эти люди, задействованы в гигантской машине пропаганды, они объяснят, как именно нужно понимать политические события, что все здесь решает единолично Путин, что фашизм и нацизм –это разные вещи, что Сталин великий организатор, а жертвы сталинизма преувеличены многократно. Вы найдете тысячи сайтов в Рунете, оправдывающих сталинизм и легализующих фашизм, как некую форму правления объединяющую народ.

Понятие фашизм в сознании русских имеет свою очень скверную репутацию, но даже если его очистить от тех зверств, которые за ним числятся, то все равно остается неприемлемое.

Фашизм, это: культ лидера, однопартийная система, доминирующее политическое влияние спецслужб, поощрение властями антисемитизма и ксенофобии, СМИ подчиненные государству и сильная государственная пропагандистская машина, внешняя агрессия и территориальные претензии к соседям.

Собственно фашизм, в первую очередь ищет врагов, используя то самое биологическое свойство людей, объединяться на почве ненависти.

Как видим в таком прочтении он мало чем отличается от сталинизма, режима в Северной Корее, и того к чему мы сегодня пришли в России.

А коли так, то и исход тоже предрешен. Как показывает история, ни одна подобная система, объединившая народы на почве ненависти, не существовала долго. Ее рождение было неожиданностью, ее претензии были вселенскими, ее деяния были ужасными, но и ее крах был стремительным.

Ненависть объединяет людей значительно лучше, чем любовь. Это было известно давно. Правители с древнейших времен использовали это свойство для своих целей. Но научная теория воздействия ненависти на массовое сознание была разработана только в 20-ом веке.

Ненависть, биологическая, защитная особенность сознания человека, она объединяет людей в критических ситуациях, позволяет сплотиться на борьбу с врагом, спасти отечество.

История говорит о том, что и внутри одного народа легко могут возникать явления взаимной ненависти, приводящие то к гражданской войне, то к резне на религиозной почве.

Русская революция очень наглядно продемонстрировала как сильно, рожденные в одной стране люди, говорящие на одном языке, могут ненавидеть друг друга.

Общественные идеологии, возникшие в середине 19 века, и отчасти заменившую людям веру, опирались в поисках объединяющей идеи именно на это чувство.

Марксизм разделил людей на два враждующих класса и указал неимущим, на имущих, объявив их виновниками их бед и как только эта идея проникла в сознание малообразованного и бедного народа, остановить запущенный молох было уже невозможно. Отголоски марксизма до сих пор бродят в головах наших людей.

Следующим, кто использовал эту идею в России, был Сталин. Объявив, что «классовая борьба по мере продвижения к социализму только обостряется», он запустил механизм террора, подозрительности и доносительства, тем самым разделил людей, на врагов и друзей, заставил их бояться друг друга и безмерно укрепил свою власть, положив для этого головы миллионов безвинных.

Гитлер использовал ту же идею, проведя черту, правда не внутри своего народа, а снаружи его, объявив немцев исключительной нацией, при этом немецкие евреи, как впрочем, и не немецкие, оказались за этой чертой.

Суть всех этих систем состоит в том, что неприязнь людей к какой-либо идее переносится на ненависть непосредственно к людям.

Маркс, обличая капитализм, с легкостью перенес вину с системы общественных отношений, на людей, объявив капиталистов враждебным классом, эксплуататором трудящихся и призвал пролетариат силой отбирать у них капиталы и средства производства, а по сути, к их физическому уничтожению.

Сталин, эту вложенную в голову масс классовую идею, довел до совершенства, объявив врагами народа, уже всех тех, кто не согласен с линией партии, которую он определял самолично.

Гитлер также особо не церемонился с идеологией, объявил немцев высшей расой и призвал к физическому уничтожению всех остальных неполноценных народов.

Все это очень похожие по своему проявлению вещи, которые основаны на объединяющей ненависти и приводящие к взаимному уничтожению одних людей другими.

Сегодня в России в поисках объединяющей идеи мы используем те же приемы.

Враги, объявленные в России:

Либералы.

Демократы

Однозначно интеллигенция

Запад и в особенности США

Немного Украина

Совсем чуть-чуть ИГИЛ и террористы

Была также попытка объявить врагами гомосексуалистов.

Указывая на эти, враждебные народу элементы, наша власть объединяет народ. И народ объединяется. Ничего нового по идее, но весьма эффективно по существу.

На кого она воздействует? На всех потихоньку, но в первую очередь на слабых: женщин, детей, стариков, людей с низким уровнем образования, на всех тех, кто ничего кроме телевизора не может смотреть. Но и на сильных тоже- тех, кому милее кого-то ненавидеть, чем кого-то любить.

В общем, легко наберется не менее 50% населения, объединенного идеей ненависти, если не все 60%. Еще 3% тех, кого эта система власти обслуживает и еще 5-7% тех, кто обслуживает эту систему власти. В общем, группа поддержки более чем достаточная, чтобы считать, что власть пользуется полной поддержкой народа.

Кто остальные, тоже известно: это те самые либералы, демократы, интеллигенция, люди, не считающие Запад врагом, -«несистемная оппозиция», как ее у нас называют. Они сегодня –враги. Враги такого государства, в чем действительно нет сомнения, и «враги народа» в чем это государство пытается убедить народ.

Да, эти люди не соответствуют объявленным стандартам, они плохо поддаются программированию, и они на все имеют свое мнение, а это плохо. И не то чтобы они не любили лично Путина, как некоторым кажется, нет, они не любят не Путина, а систему, власти которую он создал, систему, объединяющую народ на почве ненависти.

На эту систему сегодня работают сотни тысяч, если не миллионы людей. Государство тратит на это огромные деньги. Эти люди, задействованы в гигантской машине пропаганды, они объяснят, как именно нужно понимать политические события, что все здесь решает единолично Путин, что фашизм и нацизм –это разные вещи, что Сталин великий организатор, а жертвы сталинизма преувеличены многократно. Вы найдете тысячи сайтов в Рунете, оправдывающих сталинизм и легализующих фашизм, как некую форму правления объединяющую народ.

Понятие фашизм в сознании русских имеет свою очень скверную репутацию, но даже если его очистить от тех зверств, которые за ним числятся, то все равно остается неприемлемое.

Фашизм, это: культ лидера, однопартийная система, доминирующее политическое влияние спецслужб, поощрение властями антисемитизма и ксенофобии, СМИ подчиненные государству и сильная государственная пропагандистская машина, внешняя агрессия и территориальные претензии к соседям.

Собственно фашизм, в первую очередь ищет врагов, используя то самое биологическое свойство людей, объединяться на почве ненависти.

Как видим в таком прочтении он мало чем отличается от сталинизма, режима в Северной Корее, и того к чему мы сегодня пришли в России.

А коли так, то и исход тоже предрешен. Как показывает история, ни одна подобная система, объединившая народы на почве ненависти, не существовала долго. Ее рождение было неожиданностью, ее претензии были вселенскими, ее деяния были ужасными, но и ее крах был стремительным.

Например, читаю статью про Крымский мост, а там «в результате государственные средства переместились в руки избранных частных лиц». И всё это так возмущённо.

Да вы что?! Не может быть! Вот в Соединённых Штатах такого быть не могло. Там же «Локхид Мартин» и прочие производящие вооружения компании – сплошь государственные. И никогда, слышите «НИКОГДА» государство не даёт деньги частникам! Да?

В другом месте, где пишется о новой железной дороге, американские эксперты возмущённо рассказывают, что «реализация этого проекта была поручена особому военному подразделению».

И по оценкам американских экспертов это тоже плохо, недопустимо и указывает на нерыночный, авторитарный и милитаристский характер российской власти.

Почему американцы считают всех за идиотов? Ведь они постоянно осуждают в России всё подряд, как бы это не делалось. Государство платит частным подрядчикам (что является нормальной мировой практикой) – плохо. Государство использует государственные структуры для строительства (что тоже стандартная практика) – всё равно плохо.

Более того, наверное, никто не удивится, если я скажу, что оба этих взаимоисключающих утверждения приводятся в одной статье.

Здесь похожий принцип, но с противоположным знаком. Надо ругать Россию за всё, а каждый идеологически зашоренный персонаж выберет ту часть, которая ему подходит.

Поэтому американцы одинаково платят любым авторам, которые поливают Россию грязью – будь-то с монархических позиций, либеральных, националистических или коммунистических. Без разницы. Главное – чтобы в публикации была негативная оценка, а с каких идеологических позиций – это их абсолютно не волнует.

Когда ненависть объединяет

Недоверие, презрение, а порой и ненависть, которую испытывает община по отношению к окружающему миру, взаимны - более того, окружающий мир часто склонен ненавидеть ее даже сильнее. До сих пор я намеренно не упоминал, что информационная закрытость строится не столько изнутри, сколько снаружи: если община или секта окружена преобладающим числом иноверцев, она так или иначе обречена на репрессии - особенно если иноверцы исповедуют монотеистическую религию. Яркий пример - средневековая иудейская община, служившая постоянным объектом гонений со стороны христиан. В общественном мнении распространен стереотип, что инициатива этих гонений, как правило, исходила от католической церкви.

Однако это не совсем так: Ж. Делюмо подчеркивает, что организованные гонения на иудеев, инспирированные церковью, начались сравнительно поздно - в основном лишь в XII–XIII веках, а до того они возникали спонтанно в городской среде 3 ; Норман Кон отмечает, что иерархи церкви, связанные с иудейской общиной кредитными отношениями, часто выступали ее защитниками во время погромов, которые устраивала озверелая толпа 4 . В ряде случаев гонения на иудеев действительно были инспирированы церковью, но и тогда они опирались на уже существующую в обществе неприязнь к людям, которые выглядят и ведут себя иначе. Имея собственный язык, собственную письменность, традиции, обряды, одежду, резко отличающиеся от принятых там, где община проживала, иудеи были для Европы «вещью в себе»: непонятная культура в глазах христиан выглядела бесовской и колдовской. В средневековой Европе слово «иудей», так же как и «сарацин», прочно ассоциировалось с черной магией, доказательством чему служат многочисленные сочинения в духе «Молота евреев», имевшие широкое хождение в Германии и Польше в XV–XVII веках. Примечательно, что все страны Европы, куда переселялись иудеи - Испания, Германия, Польша, - начинали с довольно дружелюбного к ним отношения, а заканчивали оголтелой ненавистью, погромами и требованиями изгнания. Судя по всему, такая перемена свидетельствует о процессах медленного, но неуклонного накопления страхов перед чужими. Обратим внимание, что обвинения, традиционно предъявляемые иудеям, - людоедство, причащение кровью девственниц или детей, свальный грех - неоднократно в истории применялись и к другим религиозным группам: так, например, их выдвигают римские писатели II–IV веков против самих христиан! «Перед лицом, посвящаемым в их таинства, кладут младенца, покрытого мукой… Новичку предлагают нанести по поверхности муки невинные по видимости удары, и он убивает младенца… Его кровь - о ужас! - жадно слизывают, тело с остервенением разрывают на части. Вот какой жертвой скрепляется их союз… В торжественный день они сходятся для пиршества с женами, детьми, сестрами, матерями… Там после обильной еды, когда пир разгорается и жар вина разжигает темные страсти, собаке, привязанной к подсвечнику, бросают кость… и тем побуждают ее рвануться и прыгнуть. Когда таким образом опрокидывается и гаснет заставляющий сдерживаться светильник, они в бесстыдной темноте предаются без разбора объятиям гнусной похоти». В дальнейшем ранние христиане повторяют эти обвинения в адрес отделившихся сект - так, Климент Александрийский почти дословно воспроизводит рассказ о свальном грехе применительно к карпократианам, собиравшимся на закрытые для посторонних ночные трапезы 5 , а в России в XVIII веке обвинения в ритуальном убийстве младенца неожиданно всплывают в деле хлыстов. Эти примеры говорят о том, что механизмы гонений на иноверцев подчиняются инвариантным законам: закрытая община возбуждает любопытство окружающих; над ее странными обычаями - не есть свинину, носить особенную одежду, устраивать совместные трапезы рабов и господ - сперва посмеиваются, затем эти обычаи начинают пугать; поскольку на религиозные церемонии иноверцы не допускаются, окружающие начинают подозревать, что там творится нечто незаконное и страшное; в обществе начинают распространяться слухи, что сектанты промышляют злокозненным чародейством. В конечном счете эти слухи начинают обретать «неопровержимые доказательства» свидетелей; вину за оставшиеся нераскрытыми убийства, эпидемии и неурожай начинают возводить на остающуюся для всех чужой общину; распространяются легенды и даже появляются книги, где доказываются разнообразные вины иноверцев. Начинаются репрессии - притеснение общин магистратами и государственными органами, иногда вдохновляемое и духовенством, дополняется кровавыми погромами, зачастую возникающими совершенно спонтанно. Однако постоянное давление на общину в большинстве случаев ведет к тому, что отторгнутые обществом ее члены лишь теснее сплачиваются вокруг своей веры, которая становится важнейшим средством сохранения их социальной идентичности. Таким образом, преследование, которому подвергается община, не только не вредит ее мемплексу, но и обеспечивает его большую сохранность и приверженность адептов. Это парадоксальное обстоятельство подводит нас к интересной гипотезе. Если возрастающее давление на общину ведет к тому, что ее члены еще крепче держатся за свою идеологию, тогда для мемплекса выгодна ситуация, когда его носителей подвергают репрессиям, и он будет стараться закрепить в себе именно те черты, которые провоцировали бы гонения на них со стороны окружающего мира.

Подтверждение этой гипотезе мы увидели в эволюции русских сектантских учений XVII–XIX веков. Традиционно в русском расколе выделяли два крупнейших течения - поповские и беспоповские толки. Беспоповцы были гораздо более радикальны: отрицали институт священства и законного брака, отказывались молиться за царя, которого многие толки прямо называли антихристом, считали, что они живут в последние времена, предшествующие концу света и Страшному суду. У поповцев оппозиционные настроения были выражены существенно слабее: большинство толков считало, что господствующая церковь просто пошла по неверному пути, проведя реформу богослужебных книг, - вот почему поповцы добивались лишь создания собственной священнической иерархии (которая и появилась у них в середине XIX века). Оба направления подвергались репрессиям, но в заметно различной степени. В 1842 году обер-прокурор Святейшего Синода направил в Министерство внутренних дел классификацию (которая, несомненно, и до того так или иначе уже фигурировала в сознании церковников) раскольнических сект, поделив их на вреднейшие, вредные и менее вредные. В число первых попали те беспоповские секты, которые отвергали брак и молитву за царя; субботники, исповедовавшие эклектический христиано-иудейский культ; молокано-духоборские секты, выдвигавшие требования наивно-политического характера - например, фактического упразднения сословий, отмены общественной иерархии; наконец, общины хлыстов и скопцов, воспринимавшиеся обществом как глубоко аморальные и изуверские. Просто вредными считалась другая часть беспоповцев, которые принимали брак и соглашались молиться за государя. Наконец, менее вредными считались все беспоповские толки, которые «более церковного сохраняют» - т. е. не отвергают ни церкви, ни царской власти 6 .

С точки зрения здравого смысла кажется, что наивысшими шансами уцелеть и, следовательно, сохранить учение располагает община, которая наименее конфликтует с обществом. Однако в действительности число приверженцев поповских и беспоповских ересей в XVIII–XIX веках оставалось примерно равным; более того, по точности сохранения своих учений «вреднейшие» и «вредные» секты сильно выигрывали: о «менее вредных» обер-прокурор писал, что они «более представляют надежды к обращению», и не ошибся - поповские секты охотно шли на тот или иной компромисс с официальным православием, а значит, их мемплексы были обречены на размывание, постепенную утрату черт, которые отличали их от официальной доктрины. Так, крупная часть поповцев, примкнувших к Белокриницкой иерархии, попросту создала свою собственную, существовавшую параллельно с официальной, церковную структуру, растеряв при этом оригинальную доктрину; другая часть в 1800 году согласилась на создание так называемой единоверческой церкви, представлявшей собой особую структуру приходов в составе Русской православной церкви. Что касается беспоповских сект, то для них возможность возвращения в лоно церкви была закрыта навсегда: ведь ключевым для беспоповца было представление, что он живет в эпоху торжества антихриста, и, следовательно, он не мог принять ни церкви, ни государственной власти. И хотя фактически и беспоповцы вынуждены были так или иначе сотрудничать с государством (так, поморская община уже в начале XVIII века вела обширную торговлю с правительством), представление о последних временах и дьявольском характере государства не отменялось никогда. Как следствие, сразу после раскола беспоповцы подверглись репрессиям, которые в той или иной форме продолжались вплоть до 1917 года. Это привело к тому, что самобытные религиозные учения, с самого начала сумевшие противопоставить себя официальной религии и государству, крепко удерживались сектантами и оказались наиболее жизнеспособны.

Критичное отношение секты к окружающему миру, неприятие государственной власти и официальной церкви - не просто отличный способ устроить себе информационную блокаду чужими руками; в большинстве случаев это, собственно, и способ создать саму общину. Дело в том, что инициатива отделения от официальной церкви лишь в редких случаях принадлежала самими сектам: чаще всего сектантские движения внутри христианства рождались как попытки подвигнуть церковь к реформе (так возникли движения лоллардов или гуситов), либо как результат развития форм народной религии (учение катаров или мормонов). Ни в том, ни в другом случае участники движений не считали себя создателями отдельного вероучения, напротив - они полагали себя лишь наиболее последовательными христианами, следующими букве и духу Библии. Для верующего христианина вплоть до Новейшего времени немыслимо было пойти против существующей церкви, объявить себя отступником и создателем новой религии. Восприятие себя как истинной церкви отражается и в самоназваниях сект: так, хлысты называли себя «божьими людьми», а катары - «добрыми христианами»; немецкие и голландские анабаптисты в XVI веке именовали себя просто «крещеными», подчеркивая, что лишь они имеют право назваться последователями Христа. Однако претензия на единственно правильное понимание веры, попытка быть «святее папы римского», разумеется, сразу же призывали кары на головы гордецов, что вело к их сплочению и осознанию (зачастую впервые!) себя как единой общины, имеющей отдельное вероучение. Даже после раскола ересиархи продолжают считать себя приверженцами старой (а значит, самой правильной) веры, обвиняя в искажении веры не себя, а официальную церковь - даже если крохотная группа приверженцев истинной религии выглядит щепкой в океане религии официальной.

Этот эксклюзивизм, который, как я уже говорил в предыдущей главе, доказал свою полезность, был несчетное число раз воспроизведен различными течениями христианства - подавляющее большинство сект и движений, возникавших внутри христианства в Средние века и раннее Новое время (от пуритан до скопцов, от катаров до лютеран) считали себя «истинным Израилем». Этот взгляд, конечно же, был характерен и для самого христианства на заре появления: ранние христиане считали себя истинными иудеями, полагая при этом еретиками другие иудейские течения - фарисеев, саддукеев и т. п., что вызывало закономерную ненависть со стороны официальной религии. Христианство сохранило мем эксклюзивизма, который когда-то так помог ему стать мировой религией, но в дальнейшем выработало средство его подавления, заключающееся в борьбе церкви с ересью. Однако, стоило только церкви ослабеть, как мем эксклюзивизма начинал вызывать ее новые дробления; в ситуации, когда у церкви не было ни возможности, ни политической воли для репрессий, деление становилось практически бесконтрольным: это прекрасно иллюстрирует история русских раскольнических сект со все новыми и новыми дроблениями толков на дочерние секты.

Претензия на абсолютную истину, на истинную веру, характерная как для ранней христианской и исламской общин, так и для многочисленных христианских течений и сект Средневековья и Нового времени, всегда вызывает крайне критичное отношение к окружающему обществу. Монотеистические религии умели обидеть окружающих: в апологетических сочинениях христиан, обращенных к язычникам, античное общество выступает как глубоко порочное и лживое; для старообрядца XVII–XIX веков рядовой «никонианин» - априори нечестивец, о которого можно запачкаться в физическом смысле: если «никонианину», проходившему через старообрядческую деревню, в жаркий день доводилось попросить у местного жителя попить, тот брезгливо подавал ему воду в отдельной, предназначенной специально для «никониан», кружке, из которой никогда не пил ни он сам, ни его единоверцы. Стоит ли говорить, как легко подобные жесты провоцировали ненависть окружающих?

Движение протопопов (Аввакум, Лазарь, диакон Федор, инок Авраамий) в 1645–1653 годах ставило цели, вполне разделявшиеся и официальной церковью, - справиться с небрежением к церкви, которое выказывали прихожане, провести реформу служебных книг, привлечь внимание к ужасающему положению приходского священства. О каком-либо отделении и речи не шло, более того, официальная церковь активно привлекала протопопов к своим инициативам - правке богослужебных книг, мерам по укреплению Церкви. Но в дальнейшем распря между протопопами и церковью, которая имела богословские и социально-политические мотивы, выросла в конфликт, где вернуться к прежнему согласию оказалось уже невозможно. До процессов 1650-х годов, когда протопопы были осуждены на ссылку и пытки, они не вели обличительной пропаганды в адрес церкви; именно суд и ссылка сделали их настоящими теоретиками старообрядчества. Русские хлысты XVII века, по-видимому, и не подозревали, что их несложная доктрина представляет собой отдельное вероучение; лишь судебные процессы над ними и ссылка в Сибирь заставили многочисленные не связанные между собой общины осознать свое зыбкое единство и озадачиться налаживанием хоть каких-то взаимосвязей.

Любое человеческое сообщество - это иерархическая структура: иерархия закреплена в законах государства, и посягательство на нее выглядит преступлением. Это означает, что секты, чье учение построено на равенстве и содержит элементы примитивного коммунизма - будь то обобществление собственности, общность жен или отрицание денег, - скорее всего, сразу же будут обречены на гонения со стороны государства. Такого рода «антигосударственная деятельность» выступает еще одним методом организации информационной блокады «чужими руками»: в различных странах Европы, и особенно в России, где церковь в начале XVIII века становится частью государственной машины, идеологии многих оказавшихся жизнеспособными сект демонстрируют весь «джентльменский набор» антигосударственных установок (или, по меньшей мере, его часть): не подчиняться властям, не служить в армии, не платить податей, не иметь собственности, а иногда и постоянного места жительства.

Информационной замкнутости и поддержанию единства общины служит и шокирующий, иногда даже изуверский характер ее обрядности, а также нетрадиционная этика, оскорбляющая нравы окружающего общества. Этот пункт оставляет наибольшую свободу для удивительных вариаций и фантазий: задеть общественные нравы можно множеством способов. Хлыстам удавалось сделать это путем почитания собственных «христов» из числа крестьян, катарам и ранним джайнам - поощрением самоубийств, суфийским общинам - употреблением вина и сексуальной свободой. Многочисленные старообрядческие толки, точно так же, как задолго до них катары, шокировали общество отсутствием у них церковного брака, что подчас вело к бесконтрольным сожительствам. Высокий уровень сплоченности скопцов, который отмечают практически все исследователи, во многом объяснялся ужасом, который вызывал у окружающих обряд кастрации; резко негативное отношение к скопчеству способствовало объединению всех исповедовавших учение общин в единую систему взаимопомощи, которую я подробно рассмотрю в этой главе. Это же верно и по отношению к мормонам - многоженство и репутация скорых на расправу людей вызвали их преследования в разных штатах США в XIX веке и отгородили общину от мира, законсервировав избранные ими порядки (любопытно, что сейчас мормоны не только не практикуют многоженства, но и выступают защитниками семейных ценностей; однако мир вокруг них поменялся настолько, что желание сторониться мормонов у окружающих теперь вызывает отрицательное отношение к разводам, абортам и т. п.).

Едва ли не сильнее способны оттолкнуть фантастические и абсурдные с точки зрения общепринятого мировоззрения богословие и мифология. Рассказ о распятии и чудесном воскресении Христа, а также о Страшном суде быстро снискал христианам славу чудаков и глупцов в глазах римского обывателя. Насколько диким выглядел этот рассказ в глазах человека античности, видно из рассуждений Цельса: «Нелепо с их стороны думать, что когда бог, как повар, разведет огонь… то все человечество изжарится, а они одни останутся, притом не только живые, но и давно умершие вылезут из земли во плоти, - воистину надежда червей!» 7 . Показательно, что учения сект, пытавшихся сгладить впечатление, которое вызывал у окружающих рассказ о чудесном воскресении Христа (например, многих гностических сект, в частности маркосиан, отрицавших воскресение Христа во плоти 8 , иудеохристиан и ариан, считавших Христа лишь мессией или и вовсе обыкновенным человеком), остались маргинальными, а победила именно та версия евангельского рассказа, где было много шокирующих, идущих вразрез со здравым смыслом чудес.

Но если римские писатели не могли поверить в чудесное воскресение Христа, то что бы они сказали, если б им довелось свести хоть поверхностное знакомство с мифологией более поздних христианских сект? Например, хлысты верили, что их «спасителя» Ивана Суслова, родившегося якобы от столетних стариков и в 30 лет проповедовавшего учение «господа-саваофа Данилы Филипповича», ходя с 12 апостолами вдоль Оки и Волги, царь Алексей Михайлович и патриарх Никон схватили и подвергли лютым пыткам: жгли Ивана Тимофеевича на больших кострах, подвешивали на железный крюк - и при этом «искупитель» остался невредимым. Тогда его пытали на Лобном месте и распяли на стене у Спасских ворот. Стрельцы сняли его с креста и похоронили на Лобном месте. В ночь на воскресенье он воскрес. Царь велел его снова пытать и распять. Суслов воскрес еще дважды - тут уже за «спасителя» вступилась царица Наталья Кирилловна, увидевшая сон, что, лишь когда Суслова отпустят, ей удастся благополучно разрешиться от бремени Петром I. Суслова отпустили, и он еще 30 лет прожил в Москве, после чего к нему явился сам «саваоф Данила Филиппович», вскоре после чего «спаситель» умер 9 . Римляне отказывались верить в Страшный суд и воскресение во плоти - но что они бы сказали, услышав проповедь скопцов о том, что Страшный суд ознаменует не гибель мира, но лишь перемену образа жизни - все станут скопцами, «а для продолжения рода человеческого деторождение от плотского соединения зависеть не будет, но единственно от целования» в щеку 10 ? Антихристом скопцы признавали уже свергнутого и успевшего умереть Наполеона: считалось, что он жив и укрывается в Турецкой империи, затем вновь явится миру, но после новых злодеяний примет скопчество и станет видным его последователем, «избранным сосудом». Он считался внебрачным сыном Екатерины II, обиженным ею и бежавшим из-за этой обиды в Европу.

Тот же оттенок имеет и богословие мормонов, с их золотой книгой, привезенной одним из иудейских пророков в Америку еще до рождения Христа, и рассказами о том, как Бог-Отец, Христос и ангелы являлись Джозефу Смиту во плоти. Вполне понятно, что не только римский философ с рациональным мышлением и высоким уровнем культуры, но и обычный человек XVIII–XIX веков старался держаться подальше от сектантов, которые всерьез верили в такое. Напротив, человек, поверивший в истинность скопческих или хлыстовских легенд, едва ли мог найти общий язык с теми, кто не принадлежал к его секте, - как в наши дни обречен общаться в кругу подобных себе тот, кто с пеной у рта доказывает, будто его похищали инопланетяне. Готовность верить в то, что выглядит нелепым с точки зрения обыденной логики, есть лучший путь к разжиганию конфликта с окружающим миром - не эту ли роль сыграл в истории христианства знаменитый принцип «Верую, ибо абсурдно», приписываемый Тертуллиану?

Очевидно, впрочем, что изуверская обрядность едва ли поможет секте добиться популярности; да и способность мемплекса навлекать на своих носителей гонения тоже ведет к ограничению их численности. Дискриминационные законы, а то и прямое насилие со стороны государства и общества, конечно же, приводили к тому, что многие из тех, кто потенциально мог заинтересоваться учением секты, старались ее избегать, и даже определенный процент тех, кто уже вступил в нее, принимал решение покинуть ее ради спокойной жизни. Однако ограничение численности вознаграждается более высокой приверженностью оставшихся, а значит, длительностью жизни вероучения и большей точностью его передачи. Репрессии отталкивали от секты случайных попутчиков, при этом заставляя ядро наиболее преданных приверженцев учения еще больше замыкаться в себе, надежно консервируя доктрину. Такую реакцию на репрессии демонстрирует, например, старообрядческий толк филипповцев, выступивший во второй половине XVIII века с проповедью самосожжений: ему удалось сохранить свое учение об огненной смерти до середины XIX века - не столько вопреки, сколько благодаря гонениям на общину. Прекратив какой бы то ни было диалог не только с правительством, но и с другими старообрядческими общинами, основательно законспирировав свою пропаганду, филипповцы законсервировали исходную идеологему необходимости огненного спасения из царства антихриста, избежав характерного для большинства раскольнических толков постепенного охлаждения к эсхатологии.

Итак, атмосфера осажденного лагеря, приводившая к сплочению, пресечению внешних информационных потоков и сохранению изначальной доктрины, формировалась не только изнутри, но и снаружи общины. В большинстве случаев и официальная церковь, и правительство, пытавшиеся искоренить то, что они считали опасной ересью, не проявляли достаточной дальновидности: вместо самой доктрины они чаще боролись с людьми, ее исповедовавшими, только усугубляя разрыв между ними и обществом.

Католическая церковь, вероятно, искренне желала обращения иудеев в христианство, поскольку видела в этих иноверцах, исповедующих религию с высокоразвитым богословием, определенную угрозу своей религиозной монополии; правители мусульманских стран предпринимали неоднократные попытки обращения в ислам проживавших на их территории зимми - иудеев и христиан. Однако все попытки загнать их в новую веру при помощи унизительных предписаний, касающихся одежды (евреев в ряде стран Европы и мусульманского Востока, равно как и раскольников в России XVIII века, заставляли носить специальную одежду или нашивать на нее особые отличительные знаки), строительства домов (евреи и христиане в Османской империи не могли сооружать строения выше, чем у мусульман) и т. п., вели лишь к тому, что у религиозных меньшинств становилось все меньше доверия и симпатий к властям и окружающему иноверческому обществу.

Ситуация, когда правительство пытается прорвать информационную блокаду, говорит о разумном подходе к проблеме. Начиная с XV века католическая церковь пыталась вызвать иудеев на диспуты, на которых они могли бы убедиться в логичности и превосходстве христианской веры; обратившимся в христианство в ряде стран (в частности, в Испании) позволяли занимать высокие государственные посты. На протяжении XVIII–XIX веков русское правительство периодически делало попытки сменить карательные меры на увещевания - в частности, оно отправляло в старообрядческие общины миссионеров, подготовленных к дискуссиям с раскольниками. Однако в большинстве случаев меры, направленные на прорыв информационной блокады религиозных общин, успеха не имели - поскольку эта политика не была сколько-нибудь последовательной. В Испании XV века периоды лояльного отношения к иудеям сменялись периодами репрессий. В России радикальную перемену отношения к раскольникам демонстрировал едва ли не каждый новый государь: если Петр I, Анна Иоанновна и Елизавета издавали указы, побуждавшие раскольников носить платье определенного фасона и цветной козырь на верхней одежде, а Николай I предписывал публичное издевательство над скопцами и выставление их на посмешище 11 , то Петр III, Александр I, Александр III отменяли карательные указы и пытались привлечь сектантов разрешением поступать в учебные заведения, открыто участвовать в финансовой и политической жизни страны.

Правомерен вопрос: но как же уживались стремление религиозных общин к закрытости с ведением многими из них работы по вовлечению новичков? Важно понять, что идеальный с точки зрения мемплекса миссионер должен говорить, но не слушать. Он должен вести диспут с иноверцами вовсе не для того, чтобы понять чужую точку зрения (как действуют философы), нет, его единственная цель - переубедить оппонентов. Однако говорить и не слушать - задача непростая. Если у религии есть мощная церковная структура, играющая роль генератора и распространителя мемплекса, а также карательной системы, следящей за правильным пониманием вероучения, она может позволить себе не беспокоиться, что баланс в дискуссиях между адептами и иноверцами окажется не в ее пользу. Если религия ставит целью сохранить веру, а не распространить ее, она не будет ничего говорить, лишь постарается не слушать. Так поступала община Кумрана, запрещавшая не только проповедь среди тех, кто не разделял ее взглядов, но и дискуссии с ними («Не следует спорить и вступать в тяжбу с людьми преисподней» 12), и точно так же вели многие себя старообрядческие общины России, вынужденные держать оборону в условиях нетерпимости окружающего общества и государственных репрессий. Запрет не только на дружеское общение и ведение дел с иноверцами, но и на споры с ними характерен для очень многих компактных религиозных общин; осознавая слабость своих позиций перед пропагандистской машиной и репрессивным аппаратом официальной церкви - католической или православной, - они не осмеливались проповедовать свое учение, а могли лишь консервировать его: недаром у старообрядцев лаконично сформулированным правилом отношения к православным, закрепившимся в уставах различных раскольнических согласий, служила знаменитая поговорка: «С бритоусом, с табашником, щепотником и со всяким скобленым рылом не молись, не водись, не дружись, не бранись». Когда католическое духовенство устраивало диспуты с иудейскими раввинами, стараясь заставить их отказаться от своей веры, задачей последних было во что бы то ни стало отказаться от участия. Отказ от дискуссий демонстрируют многие основатели религий - например, Будда, старательно избегавший диспутов, в которые его старались вовлечь представители конкурирующих философских школ. Не участвовали в дискуссиях и раннехристианские проповедники - и, однако, при этом от проповедей они не только не отказывались, но и превосходно умели не слушать, продолжая при этом говорить. Если верить Цельсу, они обращались к наиболее невежественным слоям общества, всеми силами уклоняясь от споров с образованными представителями античной культуры, которые могли бы аргументированно раскритиковать их веру: «Мы видим, что и в частных домах шерстобитчики, сапожники, валяльщики, самые грубые мужланы в присутствии старших и более разумных господ не смеют рот раскрыть; но когда им удается заполучить к себе отдельно детей и каких-либо глупых женщин, они им рассказывают удивительные вещи… А если во время таких речей они увидят, что подходит кто-либо из наставников в просвещении, кто-либо из людей разумных или сам отец, то более осторожные из них стушевываются, а более дерзкие подстрекают детей сбросить узду, нашептывая, что в присутствии отца и учителей они не захотят и не сумеют проповедовать детям добро, ибо, дескать, их отталкивает низость и тупость (старших), окончательно испорченных, безмерно злых и наказывающих их; поэтому, если они хотят, они должны, оставив отца и учителей, уйти с женщинами и с товарищами по играм в женское помещение, в сапожную или валяльную мастерскую, чтобы обрести совершенство. Такими речами они убеждают» 13 .

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

Из книги Современный патерик (сокр.) автора Кучерская Майя

Ненависть Саша Гундарев ненавидел попов. Вид их вызывал у него такое глубокое отвращение, что едва их показывали по телевизору, или он видел их живьем, но особенно все-таки по телевизору, Саша программу сразу переключал, и долго еще потом плевался. А несколько раз даже

Из книги Где Бог, когда я страдаю? автора Янси Филипп

Боль объединяет Что объединяет части тела в единый организм? Эффективнее всего это делает болевая система. Если я поранил палец, то болевая система дает мне понять: палец на ноге очень важен для всего тела, он принадлежит мне, и мне нужно о нем заботиться. Если мне случайно

Из книги Послание к Галатам автора Стотт Джон

а. Вера объединяет нас с Божьим народом прошлого Будучи верующими, мы являемся сынами Авраама (3:7, 29), ибо мы, как и он, получили оправдание верой (3:6). Во Христе мы наследуем Авраамово благословение (3:14). Таким образом, именно вера связывает Ветхий и Новый Заветы и Библия

Из книги Великий Спорщик автора Стотт Джон

б. Вера объединяет нас с Божьим народом настоящего Гал. 3:26, 28: «Ибо все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». Это значит, что, будучи верой во Христе, мы и

Из книги Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий автора Ильин Иван Александрович

Ненависть к конфликтам В ненависти к конфликтам сказывается дух века сего. Иными словами, для плохого отношения к нам уже достаточно того, что мы придерживаемся догмы. «Но если уж вы решили быть догматиками, - продолжают наши критики, - то, по крайней мере, держите свой

Из книги Комментарии к жизни. Книга третья автора Джидду Кришнамурти

Из книги Мысли о добре и зле автора Сербский Николай Велимирович

Из книги Впервые в Библии автора Шалев Меир

Ненависть к праведнику Человек ненавидит того, против кого грешен. Сначала боится, потом ненавидит.Когда человек согрешит против своего друга, он испытывает перед ним страх, который превращается в ненависть. А ненависть ослепляет.Человек боится того, кто знает его грехи.

Из книги Мастера иллюзий. Как идеи превращают нас в рабов автора Носырев Илья Николаевич

Первая ненависть «Иаков вошел и к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него еще семь лет других. Господь узрел, что Лия была ненавидима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна» (Быт. 29, 30–31).Так описывает Библия трудные отношения, сложившиеся между

Из книги Эволюция бога [Бог глазами Библии, Корана и науки] автора Райт Роберт

Религия объединяет? Понимание закономерностей, рассмотренных в этой главе, подводит нас к еще одному важному выводу.В учебниках по религиоведению, при освещении предпосылок формирования мировых религий, как правило, утверждается, что народы, в среде которых им

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Братолюбие и ненависть Коран хвалит тех, кто «сдерживает гнев и прощает людей. Воистину, Аллах любит творящих добро». Авраамическая традиция придерживалась подобных ценностей с тех пор, как была написана Еврейская Библия. В сущности, такие ценности фигурируют

Из книги Где ты, Салли? автора Фринсел И. Я.

НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ: ОБЪЕДИНЯЕТ ИЛИ РАЗДЕЛЯЕТ? Чрезвычайно важно, чтобы современное экуменическое движение согласилось избрать исторический подход в качестве главного фокуса на совещаниях, подобных нашему. Многие из критически настроенных историков–эрудитов XIX в.

Из книги автора

2. Ненависть к евреям Фрек пошел к своему другу Салли, который жил через две улицы. Везде небольшими группами стояли люди и возбужденно разговаривали. События никого не оставили равнодушным.У Салли ему не открыли. Соседка, хорошо знавшая Фрека, сказала, что никого нет




Top