Комментированное чтение 4 главы евгения онегина. а) жирный, подгорелый

Анализ 4-й главы

Познакомимся с джойсовской техникой «потока сознания» на примере четвертой главы романа, «Калипсо». Это относительно простой пример утренней ясности сознания Блума. Повествование идет от третьего лица, но традиционный прием всеведущего автора сильно преображается, поскольку постепенно автор отказывается от выражений типа «он смотрел», «он слушал» и переходит к фразам, которые прямо выражают содержание сознания героя.

Раннее утро в доме Блумов на Экклз-стрит, 7, на северо-востоке Дублина. Он готовит завтрак для себя, Молли и их кошки; выходит из дому за почками к завтраку, по дороге перебрасываясь словцом со знакомыми, у мясника Длугача покупает за три пенса последнюю почку с витрины; вернувшись домой, подбирает с полу в прихожей почту (письмо от дочери и адресованные Молли открытку и письмо от Бойлана), относит Молли наверх в спальню поднос с завтраком. Пока они разговаривают наверху, подгорает оставленная на сковороде в кухне почка; Блум бросается вниз и, поедая сочное мясо, внимательно читает письмо от дочери. Закончив, читает в туалете журнал «Осколки» и думает, что тоже мог бы подзаработать таким сочинительством, и, облегчившись, без четверти девять выходит из дому, не взяв ключа и думая о предстоящих похоронах Дигнама.

Каждой главе «Улисса» соответствует какой-либо орган человеческого тела – здесь это почка, орган, отвечающий за очистку организма, и Джойс впервые в литературе показывает своего героя в процессе очищения кишечника, предельно натуралистично. Также каждая глава посвящена какому-либо искусству, науке или практической области – здесь это экономика, точнее, домоводство. Сквозной символ этого эпизода – нимфа. Над кроватью Блумов висит «Купанье нимфы». Приложение к пасхальному номеру «Фотокартинок»: «роскошный шедевр, великолепные краски. Как чай, до того, как налили молока. Похожа на нее с распущенными волосами, только потоньше. За рамку отдано три и шесть. Она сказала: над кроватью будет красиво». Калипсо, что околдовала Одиссея и отпустила его только по прямому повелению Зевса, прямо не названа, но нимфа на картинке похожа на Молли, которая так же крепко привязала к себе Блума, «она» в его потоке сознания чаще всего относится к жене.

Блум в этом эпизоде сначала предстает в ироническом освещении: «Мистер Леопольд Блум с удовольствием ел внутренние органы животных и птиц... Всего же больше любил он бараньи почки на углях, которые оставляли во рту тонкий привкус с ароматом мочи». Первый абзац строится на контрасте романтически-возвышенного имени героя (Леопольд означает «владыка мира, царь земной», Блум – это переведенная на английский версия фамилии его отца, Вираг, обе фамилии означают «цветок») и его «низменного» вкуса к потрохам и субпродуктам. Но этот вкус свидетельствует о том, что Блум не боится плоти, которая так пугает Стивена Дедала, его влечет вкус и запах всего живого, он с аппетитом ест и пьет, его отличает зрелая, развитая сексуальность.

В сцене с кошкой Блум демонстрирует дар эмпатии, умения поставить себя на место другого – его искренне интересуют животные, он смотрит на себя глазами голодной кошки: «Интересно, каким я ей кажусь? Вышиной с башню? Нет, она ведь может на меня вспрыгнуть». Его разговор с кошкой и первый диалог с Молли, когда он спрашивает ее, полусонную, не захватить ли ей чего-нибудь к завтраку, не напрягают читательского понимания. А вот абзац, описывающий звяканье пружин матраца под ворочающейся Молли, уже характерней для техники «потока сознания», поскольку требует от читателя активной работы мысли по заполнению смысловых лакун.

Автор незаметно вводит множество новой информации и дозирует ее так, что читателю приходится догадываться о возможных связках между отдельными предложениями, так сказать, квантами информации. «Жаль. Из Гибралтара, неблизкий путь. Совсем забыла испанский, и ту малость, что знала. Интересно, сколько папаша за нее заплатил. Фасон старинный. На губернаторской распродаже. Пошептался с аукционщиком. По части денег старина Твиди кремень», – Блум припоминает, что старинная кровать, его супружеское ложе – часть приданого Молли, и фантазирует историю приобретения кровати прижимистым тестем.

Он надевает шляпу и выходит на крыльцо дома. Вновь в пределах одного абзаца и даже одного предложения повествование колеблется между третьим и первым лицом: «На крыльце он ощупал брючный карман: тут ли ключ. Нету. В тех, что оставил. Надо бы взять. Картофелина на месте. Гардероб скрипит. Не стоит ее тревожить. Он притянул дверь к себе, осторожно, еще чуть-чуть, пока защитная полоска внизу не прикрыла порожек усталым веком. На вид закрыто. Сойдет до моего прихода». Загадочная «картофелина» получает объяснение в другом месте романа – это талисман, подаренный Блуму матерью, память о страшном голоде в Ирландии сороковых годов; картофелина должна предохранить его от голода. Кроме того, здесь налицо перекличка с эпизодом из начала романа, когда Бак Маллиган требует у Стивена ключ от Башни Мартелло, в которой они живут вместе с третьим приятелем. Это жилье целиком оплачивает Стивен; отдавая ключ Маллигану, он символически перестает быть хозяином в доме, на который имеет право.

У Блума ключи от дома оказываются в повседневных брюках, он так и проведет целый день без ключей, что символизирует, что и он не хозяин в своем доме – в нем хозяйничает Буян Бойлан, приходящий к Молли в удобное ему время и спящий с ней на той самой кровати из Гибралтара. Разумеется, это хозяйничанье чужих в доме, по праву принадлежащем другому, – повтор ситуации на Итаке в отсутствие Одиссея, когда женихи осаждают Пенелопу.

Направляясь в мясную лавку по солнечной стороне улицы, Блум фантазирует о прекрасной восточной стране, где можно слоняться целый день, утолять жажду шербетом, повстречать парочку грабителей и любоваться девушками, играющими на «этом инструменте, как же он там называется, цимбалы». Здесь появляется чрезвычайно важная для культурного контекста романа тема Востока. Восток контрастирует с европейской цивилизацией, и только в снах, действие которых происходит на Востоке, все три героя по-настоящему встречаются. Восток в этой главе связан для Блума с его еврейскими корнями, с рекламой «образцовой фермы на берегу Тивериадского озера», которая напечатана на оберточном листке в мясной лавке, с Агендат Негаим – товариществом плантаторов в Палестине, с образами маслин, апельсинов, лимонов – и с библейскими образами Содома, Гоморры, Едома. Закончив утренние домашние дела, в ярком свете солнечного дня, Блум в конце главы отправляется в свою дублинскую одиссею.

Чтение литературного произведения превращается у Джойса в интеллектуальное упражнение, по определению, привлекательное для самого узкого круга читателей, потому что в «Улиссе» Джойс пошел по пути преодоления всех условностей классического романа нарушением привычных повествовательных норм и создания новой целостности за счет обращения к древнему мифу. Миф – его главный способ возврата к целостности, к эпосу в мире, который, как свидетельствует техника каждой отдельной главы, фрагментарен, хаотичен, случаен, постижим только при наложении множественных точек зрения. Недаром в романе Блум несколько раз повторяет астрономический термин «параллакс», слово явно не из его лексикона, которое обозначает, что координаты объекта могут быть точно установлены при совмещении нескольких точек зрения на объект наблюдения. «Улисс» доводит до высшей точки все тенденции, которые наметились на ранних этапах развития модернистской литературы от Джеймса до Элиота, и разворачивает их в грандиозном масштабе единственно возможного современного эпоса – эпоса антигероического.

Последний роман Джойса, «Поминки по Финнегану» (1939), еще дальше заходит по пути отрыва от традиционной романной формы. Но хотя прямых последователей в жанре романа у Джойса не было и быть не могло, поскольку его эксперимент исчерпал традиционное представление о жанре, без этого эксперимента невозможно представить культуру XX века.

Система заданий по изучению романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Составила Новосёлова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка, литературы и МХК, Пермский край, город Лысьва, МБОУ «СОШ № 6»

1 глава. День Онегина.

1 вариант – биографы Евгения Онегина. Восстановите биографию Онегина и заполните таблицу. 1 – 14 строфы.

Этап жизни

комментарий

1. Где родился.

2. Родители.

3. Как учили и воспитывали.

4. Круг чтения.

5. «Наука страсти нежной»

2 вариант – историки моды. Проследите по тексту, каковы предпочтения Онегина в одежде, в парфюмерии, в еде (строфы 15, 16, 21, 23, 24, 25, 26, 27)

Одежда Онегина

Вещи, которые окружают его

3 вариант – организаторы развлечений. Проследите по тексту, как проводил свой день Онегин и какие чувства при этом испытывал (строфы 15 – 22, 27-28, 35 – 36)

Маршрут Онегина

Чувства героя

    Автор задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?» Зная о воспитании, образовании, образе жизни героя, попытайтесь ответить А.С. Пушкину. Докажите свою точку зрения, обратившись к тексту 1 главы (строфы 36 – 44)

    Онегин и Пушкин: «всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной»

Основание для сравнения

1. Образование

2. Отношение к творчеству

3. Отношение к друзьям и любви

4. Отношение к театру

5. Отношение к моде

6. Герои и общество (45)

7. Отношение к природе (54, 55, 56, 57, 58)

Глава 2. Онегин в деревне: знакомство с Ленским и Лариными .

    Онегин и Ленский

Основание для сравнения

1. происхождение

2. образование

3. Круг чтение

4. черты характера

6. отношение к любви

7. отношение друг к другу

Вывод: Что объединяет героев? Почему они стали друзьями?

Напишите синквейн на тему « Ольга», « Татьяна».

Булатова Вика

Ольга

Весела, простодушна.

Цвела, любила, веселилась.

Ольгин портрет надоел Пушкину.

Банальность.

Татьяна

Печальная, задумчивая.

Молчала, скучала, грустила.

Пушкину нравится образ Татьяны.

Загадочность.

Щукина Настя

Ольга

Простодушная, послушная.

Банальность.

Татьяна

Печальная, боязливая.

Глава 3. Письмо Татьяны к Евгению Онегину.

Трёхчастный дневник по 3 главе

Ключевое слово

Цитата из главы

Что мы понимаем о героях (их чувствах, мыслях) их этой цитаты?

1. «Которая Татьяна?»

2. «Пора пришла, она влюбилась»

3. «Я, няня, влюблена…»

4. «Письмо Татьяны предо мною»

5. « И нет ответа…»

6. «Блистая взорами, Евгений…»

Письмо Татьяны.

Что есть любовь для героини?

Какие ключевые слова в тексте помогут понять ее внутренний мир, проникнуть в тайны её души? Заполните двухчастный дневник.

Ключевые слова

Начиная анализ пятой главы романа Пушкина «Евгений Онегин», заметим, что это – самая мистическая из глав. Время ее действия – зима, святочные праздники. Глава начинается чудесной картиной русской зимней природы. И чувствуется, что зимнее время года близко сердцу не только Татьяны, но и самого Пушкина. Очаровательными штрихами- эпитетами поэт рисует пейзаж запоздавшей зимы: легкие узоры, зимнее серебро, блистательный ковер.

Татьяна, любила зиму не только за сиянье розовых снегов, или за иней на солнце, сколько за праздники, за мистический характер этого времени года. Практически все гадания, которым Татьяна, подобно другим девушкам, доверяла, совершались на святки. Татьяна также верила в народные приметы, сны, любила гадания.

В поэме Пушкин дважды сравнивает Татьяну со Светланой Жуковского: первый раз — Ленский отвечает на вопрос Онегина о том, которая из них Татьяна?

- Да та, которая, грустна

И молчалива, как Светлана.
И второе сравнение читатель замечает в эпиграфе к 5-й главе

О, не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана!

Такое сравнение – еще один штрих, к характеристике суевернойТатьяны.
Этим крещенским вечером Татьяна тоже гадала. Но гадания не предвещали ничего хорошего. Няня рассказала ей о гадании на жениха в бане. Дворовые приготовили ей все для обряда. Но напуганная предыдущими гаданиями, девочка в баню не пошла, а легла спать. Правда, зеркальце под подушку она положить не забыла.

Она заснула быстро. Но в эту ночь ей приснился странный и жуткий сон, под впечатлением которого она находилась на протяжении нескольких дней, вплоть до именин. Татьяна чувствует, что сон этот – не случаен, и за ним последуют события, способные изменить ее жизнь. Не случайно он приснился в святочную ночь. Но что именно ее ждет? Ответ на этот вопрос она стремится найти в сонниках, и не находит.

Анализируя пятую главу, трудно не обратить внимание на параллели, которые провел Пушкин между нечистой силой, собравшейся в лесной избушке из сновидения Татьяны и гостями, съехавшимися на именины.

Параллелями Пушкин акцентирует пророческую силу ночных видений Татьяны. Но не только. Образы и поведение гостей — это картина русской провинциальной жизни, ярко изображенная талантливой рукой поэта.

Наконец, появились Онегин с Ленским. Их ждали, им бесконечно рады. Наших героев усадили напротив Татьяны, которая находилась под впечатлением сна. Она, увидев двух друзей, готова была расплакаться и убежать, но удержалась, едва ответив на приветствие.

Онегин уже был зол на Ленского за то, что тот его обманул, сказав, что на празднике будут только свои. Онегин полагал, что свои – это члены семьи. Но видимо, для Ленского понятие «свои» имело более широкое значение. Онегин обратил внимание, что настроение именинницы было далеко не праздничным, и поэтому разозлился еще больше. Свою досаду он решил выместить на Владимире, зная его уязвимое место.

После обеда, завершившегося жирным и пересоленным пирогом, гости поочередно поздравили Татьяну, уездный поэт Трике спел ей свое творение. С трогательной нежностью во взгляде ей поклонился и Евгений.

После обеда гости устроились в просторной гостиной. Старики сели играть в карты, барышни собрались в уголке, дамы расположились у камина. У каждой группы гостей нашлись общие темы для разговоров.

Вечером, когда был подан чай, к огромной радости молодежи на праздник прибыл полковой оркестр. Начался провинциальный бал. И тут-то Онегин взялся за воплощение задуманного плана мести. Он начал ухаживать за Ольгой – предметом трепетной любви Владимира.

Онегин с Ольгою пошел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет - и запылал
В ее лице самолюбивом
Румянец ярче. Ленский мой
Все видел: вспыхнул, сам не свой;
В негодовании ревнивом.

Разъяренный Ленский уезжает с праздника. В голове уже родилась мысль о поединке.

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать V главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; определить место и роль “сна Татьяны” в произведении;

  • развивающая:
  • воспитывающая:


«Конспект урока по литературе на тему 5 глава»

Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 5 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Сон Татьяны. Именины» .

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать V главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; определить место и роль “сна Татьяны” в произведении;

Ход урока

1. Оргмомент

2.Проверка домашнего задания.

    Выполнить задания теста по 4 главе (Приложение №1)

3.Целевая установка

Сегодня мы постараемся разгадать ещё одну тайну поэта – тайну V главы; проследить, каким образом она связана с другими сценами и как помогает понять весь роман в целом.

4. Анализ 5 главы « И снится чудный сон Татьяне… »

Беседа по тексту.

(«Татьяна … любила русскую зиму»).

(Картина зимы дана через восприятие Татьяны, это то, что она любит, что ей близко и дорого.)

Гаданья Татьяны . Перечитаем строфы 4-10.

- Чем занимались девушки в крещенские вечера? (гадали)

Во что верила Татьяна? («Татьяна верила преданьям и снам, и гаданьям»).

Какие плохие приметы знала Татьяна? Видеть месяц с правой стороны, встреча с монахом, заяц перебегает дорогу : «Младой двурогий лик луны на небе с левой стороны»; «Когда случалось где – нибудь ей встретить чёрного монаха иль быстрый заяц меж полей перебегал дорогу ей»).

(«Когда падучая звезда по небу тёмному летела»).

Почему Татьяна спрашивает имя у прохожего?

С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало? (Чтобы приснился вещий сон).

Вещий

Чтение учителем XI строфы романа.

Главное место в 5 главе занимает сон Татьяны - вещий сон, который очень скоро сбудется.

Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик.

(Ведёт себя естественно: она боится.)

Что видит Татьяна во сне? (Добрый медведь. Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик).

- . (Ручей мешает Татьяне, сучья цепляются за её шею и вырывают серьги из ушей).

( В хижине, в которую попадает Татьяна, “крик и звон стакана” “ как на больших похоронах”. И это не предвещает ничего хорошего). XVI строфа.

Кого она видит за столом? Пируют страшные чудовища. Опишите их.

Кто был главным среди них? (Татьяна видит того, кто “мил и страшен ей”, Евгения в роли “хозяина”, атамана шайки нечисти). XVIII строфа

(Входят Ольга, Ленский. Онегин убивает Ленского).

Вывод: дуэль, будущее героев.

XXVI II строфы.

-Вторая часть V главы посвящена именинам Татьяны. Пушкин начинает описывать этот день легко, весело.

Кого они нам напоминают? (Гости похожи на чудищ из сна Татьяны).

- В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны? Зачитайте цитаты из текста, описывающие гостей.

Как Онегин относится к поместному дворянству?

Из-за чего произошла ссора? (Ленский пригласил Онегина на именины Татьяны. Онегин не хотел ехать. Он не хотел никого видеть, слушать глупые разговоры. Ленский успокоил его, сказал, что будут свои. Когда Онегин появился в доме Лариных, он понял, что Ленский его обманул. Было очень много гостей. И Онегина посадили напротив Татьяны ).

(Онегин испытал обиду, досаду, раздражение, злость).

Что решил сделать Онегин? (Онегин решил отомстить Ленскому).

Как он отомстил? (Онегин начинает ухаживать за Ольгой , приглашает её на танец. Весь вечер танцует только с ней, развлекает ее).

На какой последний танец приглашает Онегин Ольгу?

Котильон

(Ленский стал ревновать, уехал домой и вызвал Онегина на дуэль).

Как ведут себя герои? (Онегин мстит: для него это развлечение. Ленский решил, что его оскорбили: так друзья не поступают).

Как изменились суждения Ленского об Ольге?

Итоги:

Выводы урока.

5. Домашнее задание.

    Рассказ с цитированием «Сон Татьяны».

    Дать характеристику гостям на именинах Лариных.

    Выполнить тестовые задания по содержанию 5 главы.

Приложение №1

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. . С какого известного выражения о любви начинается четвертая глава?

Приложение №2

Тест по 5 главе


а) зимы

а) Ольга

б) Татьяна

в) Онегин

а) о святках

б) о Крещении

в) о Пасхе

б) страшных чудовищ

а) лев

б) собака

в) медведь

а) страшных чудовищ

б) Ленского

в) медведя

а) любовный роман

б) толкователь снов

в) стихи Пушкина

а) кибитки, брички

б) возки, кибитки, брички, сани

в) возки, кибитки, брички

а) Флянова

б) Буянова

в) Петушкова

а) рядом с Ольгой

б) рядом с Татьяной

в) прямо против Тани

а) жирный, подгорелый

б) жирный, пересоленый

в) жирный, недосолёный

а) «он молча поклонился ей»

б) «он молча посмотрел на неё»

в) «он прочитал ей стихи»


а) во время польки

б) во время вальса

в) во время мазурки

а) мазурка

в) котильон

а) к ссоре Ленского с Ольгой

б) к ссоре Онегина с Татьяной

Просмотр содержимого документа
«Почему глава открывается зимним пейзажем»

Почему глава открывается зимним пейзажем?

Во что верила Татьяна?

В какие приметы Татьяна верила?

Что обозначает примета, когда кот умывается?

Какие плохие приметы знала Татьяна?

Когда надо было загадывать желанья?

С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало?

Что видит Татьяна во сне?

- Найдите примеры одухотворённости природы.

Куда приносит медведь Татьяну?

Кого она видит за столом?

Чем заканчивается сон Татьяны?

Опишите гостей, которые приехали на именины.

Кого они нам напоминают?

- В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны?

Из-за чего произошла ссора?

Какие чувства испытал Онегин?

Что решил сделать Онегин?

Как он отомстил?

Как отреагировал на это Ленский?

Как изменились суждения Ленского об Ольге?

Вывод: Сон Татьяны вещий. Он предрекает будущие события: дуэль, будущее героев.

Ве ́ щий – предвидящий будущее, пророческий

Котильо ́ н - танец, которым обычно заканчивается бал.

Просмотр содержимого документа
«Тест по 5 главе»

Тест по 5 главе

1.Какого времени года ожидала природа, по I строфе 5 главы?
а) зимы

2. Кто любовался из окна «зимы блистательным ковром»?

а) Ольга

б) Татьяна

в) Онегин

3.О каком народном празднике, длящемся от Рождества до Крещения, идет речь в начале пятой главы?

а) о святках

б) о Крещении

в) о Пасхе

4. Кого она видит за столом в хижине?

а) страшных чудовищ и Онегина

б) страшных чудовищ

в) гостей, которые должны приехать на её именины

5.Какое большое взъерошенное животное приходит во сне к Татьяне?

а) лев

б) собака

в) медведь

6.Кого убивает Онегин во сне Татьяны?

а) страшных чудовищ

б) Ленского

в) медведя

7.Какую книгу держала в руках Татьяна, проснувшись поутру после странного сна?

а) любовный роман

б) толкователь снов

в) стихи Пушкина

8.На каких транспортных средствах приехали гости на именины к Татьяне?

а) кибитки, брички

б) возки, кибитки, брички, сани

в) возки, кибитки, брички

а) Флянова

б) Буянова

в) Петушкова

10.Какое место за столом занимают Онегин и Ленский?

а) рядом с Ольгой

б) рядом с Татьяной

в) прямо против Тани

11.Какой пирог был на именинах Татьяны?

а) жирный, подгорелый

б) жирный, пересоленый

в) жирный, недосолёный

12. Каким образом Евгений поздравил Татьяну?

а) «он молча поклонился ей»

б) «он молча посмотрел на неё»

в) «он прочитал ей стихи»

13.Во время какого танца «в огромной зале все дрожало»?
а) во время польки

б) во время вальса

в) во время мазурки

14.Какой первый танец танцевал Онегин с Ольгой?

а) мазурка

в) котильон

15.К чему привели ухаживания Онегина за Ольгой?

а) к ссоре Ленского с Ольгой

б) к ссоре Онегина с Татьяной

в) к ссоре Онегина с Ленским и вызову на дуэль

Просмотр содержимого презентации
«Евгений Онегин 5 глава»

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин». Анализ 5 главы. Сон Татьяны. Именины.

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


Цели урока:

  • продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать V главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; определить место и роль “сна Татьяны” в произведении;
  • совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся

Учимся понимать текст

-Выразительно прочитайте наизусть строфу 2.

-Почему глава открывается зимним пейзажем?

-А чьими глазами мы видим этот зимний пейзаж?


Учимся понимать текст

Гаданья Татьяны. Перечитаем строфы 4-10.

- Чем занимались девушки в крещенские вечера?

-Во что верила Татьяна?

-В какие приметы Татьяна верила?

- Что обозначает примета, когда кот умывается?


Учимся понимать текст

- Какие плохие приметы знала Татьяна?

- Когда надо было загадывать желанья?

- Почему Татьяна спрашивает имя у прохожего?

- С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало?

  • Вещий предвидящий будущее, пророческий

Учимся понимать текст

Чтение XI строфы романа.

Главное место в 5 главе занимает сон Татьяны - вещий сон, который очень скоро сбудется.

- Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик.

-Как ведёт себя Татьяна в этом лесу?


Учимся понимать текст

- Что видит Татьяна во сне?

- Найдите примеры одухотворённости природы .


Учимся понимать текст

Выразительное чтение учащимися XVI - XVII строф.

-Куда приносит медведь Татьяну? XVI строфа.

-Кого она видит за столом?

-Кто был главным среди них? XVIII строфа

-Чем заканчивается сон Татьяны?

Вывод: Сон Татьяны вещий. Он предрекает будущие события: дуэль, будущее героев.


Учимся понимать текст

Выразительное чтение учащимися XXV - XXVIII строфы.

Вторая часть V главы посвящена именинам Татьяны. Пушкин начинает описывать этот день легко, весело.

-Опишите гостей, которые приехали на именины.

-Кого они нам напоминают?

- В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны? Зачитайте цитаты из текста, описывающие гостей.


Учимся понимать текст

-Как Онегин относится к поместному дворянству?

-Из-за чего произошла ссора?

-Какие чувства испытал Онегин?

-Что решил сделать Онегин?

-Как он отомстил ?

-На какой последний танец приглашает Онегин Ольгу?

  • Котильон - танец, которым обычно заканчивается бал.

Учимся понимать текст

-Как отреагировал на это Ленский?

-Как ведут себя герои ?

- Как изменились суждения Ленского об Ольге?


Выводы

Тупые, ничтожные соседи Лариных только внешне походили на людей, а на самом деле "один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой... вот череп на гусиной шее вертится в красном колпаке...".

  • Татьяна видела во сне не сказку, не просто ужасы, рождённые фантазией. Её тонкий, суеверный ум по заслугам оценил окружающих жалких людей.

Выводы

-Какова же композиционная роль сна Татьяны в романе?

(Связывает прошлое и будущее, объясняет поступки героев, определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывает будущее; жизнь героев не удалась, она похожа на дурной сон.)


Тест по 5 главе:

1.Какого времени года ожидала природа, по I строфе 5 главы?

а) зимы

б) весны

в) лета

2. Кто любовался из окна «зимы блистательным ковром»?

а) Ольга

б) Татьяна

в) Онегин

3. О каком народном празднике, длящемся от Рождества до Крещения, идет речь в начале пятой главы?

а) о святках

б) о Крещении

в) о Пасхе

4. Кого она видит за столом в хижине?

а) страшных чудовищ и Онегина

б) страшных чудовищ

в) гостей, которые должны приехать на её именины

5.Какое большое взъерошенное животное приходит во сне к Татьяне?

а) лев

б) собака

в) медведь


Тест по 5 главе:

6.Кого убивает Онегин во сне Татьяны?

а) страшных чудовищ

б) Ленского

в) медведя

7.Какую книгу держала в руках Татьяна, проснувшись поутру после странного сна?

а) любовный роман

б) толкователь снов

в) стихи Пушкина

8.На каких транспортных средствах приехали гости на именины к Татьяне?

а) кибитки, брички

б) возки, кибитки, брички, сани

в) возки, кибитки, брички

а) Флянова

б) Буянова

в) Петушкова

10.Какое место за столом занимают Онегин и Ленский?

а) рядом с Ольгой

б) рядом с Татьяной

в) прямо против Тани


Тест по 5 главе:

11.Какой пирог был на именинах Татьяны?

а) жирный, подгорелый

б) жирный, пересоленый

в) жирный, недосолёный

12. Каким образом Евгений поздравил Татьяну?

а) «он молча поклонился ей»

б) «он молча посмотрел на неё»

в) «он прочитал ей стихи»

13.Во время какого танца «в огромной зале все дрожало»?

а) во время польки

б) во время вальса

в) во время мазурки

14.Какой первый танец танцевал Онегин с Ольгой?

а) мазурка

б) вальс

в) котильон

15.К чему привели ухаживания Онегина за Ольгой?

а) к ссоре Ленского с Ольгой

б) к ссоре Онегина с Татьяной

в) к ссоре Онегина с Ленским и вызову на дуэль


Домашнее задание:

  • Перечитать 6 главу;
  • выполнить тестовые задания;
  • рассказ с цитированием «Сон Татьяны»;

4. дать характеристику гостям на именинах Лариных.

Роман “Мастер и Маргарита” – итог творческой жизни замечательного мастера слова Михаила Булгакова. А. Ахматова после прочтения этого произведения назвала его гением.
Композиционно-сюжетная сложность романа заключается в том, что он включает в себя несколько повествовательных пластов: роман о Москве 30-х годов 20 века и исторический роман о древнем Ершалаиме.
Данная глава является важной составляющей повествования о Москве, в которой дано развитие сюжета московских глав. Главный герой этой части романа является начинающий поэт Иван Бездомный.
Обескураженный страшной реализацией предсказания Воланда, подозрительного иностранца, Бездомный решается задержать “ненавистного неизвестного”. Этот иностранный профессор предсказал, что Берлиозу отрежет голову комсомолка Аннушка. Нелепость этого предсказания обрела страшную реальность, когда по Патриаршей аллее покатилась “отрезанная голова Берлиоза”. “С холодеющим сердцем” Иван пытается понять, кто же такой этот иностранец. Однако ситуация осложняется тем, что буквально из воздуха в аллее появляется еще один странный персонаж “втируша-регент”, вместе с ним “неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров”. Дальнейшее повествование о преследовании Иваном странной тройки приобретает мистический характер: как ни старался Иван догнать незнакомцев, расстояние между ними не сокращалось. Фантастичность и странная нелепость происходящего дополняется тем, кот, нагло влез в трамвай и попытался оплатить свой проезд. Ошарашенный происходящим, Иван заметил, что кот, никого кроме него, не удивил.
Мастерство писателя, создающего мистичную картину погони, проявляется в том, как обрисована картина Никитских ворот и Арбатской площади. Глазами расстроенного Ивана мы видим “темный переулок с покосившимися тротуарами”, “унылый, гадкий и скупо освещенный переулок” после Остоженки. И даже громадная коммунальная квартира в доме №13 “скупо освещалась малюсенькой угольной лампочкой”. Цветопись главы (“черная”, “мрачная”, “угольная”) создает атмосферу страха, передает внутреннее напряжение Бездомного. Следует также обратить внимание, что ирреальность происходящего тесно переплетена в контексте главы с реальными бытовыми подробностями жизни московской коммуналки. Глазам Ивана представилась и свет углей, “тлеющих в колонке”, и “большие корыта, висящие на стене”, и ванна, вся “в черных страшных пятнах от сбитой эмали”.
К особенностям стилистической манеры автора следует отнести мастерство писателя, умеющего разрядить напряженный момент погони бытовой фривольной картинкой. “Голая гражданка” принимает Бездомного за своего воздыхателя. Неблагообразие убранства коммунальной квартиры подчеркнуто важной художественной деталью: в углу грязной кухни, в паутине, висела забытая икона. Разгул бесовских сил вполне оправдан в городе, забывшем Бога.
Интуитивно, бессознательно Иван берет бумажную иконку и продолжает преследование. Наитие ведет Ивана в МАССОЛИТ. Он уверен – “иностранец там”.
В арсенале поэтики Булгакова важное место занимает звукопись. Писатель включает в роман “хриплый рев полонеза из оперы “Евгений Онегин”, сочетающийся со звуками бряцающих “цепями грузовиков”. Мучительно для слуха Бездомного звучит тяжелый бас, поющий о любви к Татьяне.
Данная глава органично вплетена в общее повествование о Москве, какой ее видел Булгаков. При этом мастерство писателя проявляется в том, что он сумел в рамках одного романа соединить реалистичность времени и художественный вымысел. Все это и позволило роману стать любимейшим книгой поколений многих читателей.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. 11 глава первой части романа Булгакова “Мастер и Маргарита” повествует о том, как поэт Иван Бездомный, оказавшись в психиатрической клинике, испытывает некое раздвоение личности. Глава так и называется – “Раздвоение Ивана”. Внешне эта глава незначительна. Она совсем невелика по размеру, Read More ......
  2. Роман “Мастер и Маргарита” – итог творческой жизни замечательного мастера слова Михаила Булгакова. А. Ахматова после прочтения этого произведения назвала его гением. Композиционно-сюжетная сложность романа заключается в том, что он включает в себя несколько повествовательных пластов: роман о Москве 30-х Read More ......
  3. Михаил Афанасьевич Булгаков не просто интереснейший писатель, самобытная личность, но и глубочайший философ. Его произведения наполнены серьезными размышлениями на различные темы. Своеобразным апофеозом его творчества, без всяких сомнений, можно считать роман “Мастер и Маргарита”. Это произведение писалось на протяжении двенадцати Read More ......
  4. Произведение М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” является одним из самых мистических в русской литературе. Трудно найти подобный роман, где бы так искусно сочеталась эпоха, в которой жил сам писатель (20-е-30-е годы XX века), и античные времена. Автор переносит действие Read More ......
  5. Роман “Мастер и Маргарита”, над которым Булгаков начал работать в 1928 году, а последние строки дописывал в 1940 году, был книгой его жизни. Для рус-ской литературы этот “последний закатный роман”, как именовал Булгаков “Мас-тера и Маргариту”, явился новаторским. Новаторство романа Read More ......
  6. Роман “Мастер и Маргарита” писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть. Название булгаковского романа “Мастер и Маргарита” Read More ......
  7. Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” – выдающееся произведение русской литературы, до сих пор вызывающее споры и разногласия. Кто-то восхищается им, кто-то не принимает. Но уже тот факт, что с момента первого выхода романа (он был напечатан в журнале Read More ......
  8. Роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” недаром можно назвать “книгой книг”. Смех и печаль, радость и боль перемешаны в нем воедино. Данный роман является философскими рассуждениями о любви и нравственном долге, об ужасе зла, об истинном творчестве, которое всегда Read More ......
Анализ 4-oй главы 1-ой части романа Булгакова “Мастер и Маргарита”


Top