Кому стоит памятник на патриарших прудах. Им были недовольны российские правители

Конечно же, Патриарших прудов было несколько. Если точнее, то три. История их интересна, хотя ничего необычного в ней нет. Сначала здесь были болота. Неприятные, непролазные дебри, считавшиеся дальними окраинами. Сюда практически никто не забредал, хотя совсем рядом располагался важный сельскохозяйственный объект – Козий двор, настолько знатный, что шерсть с него уходила не куда-нибудь, а прямо ко двору. Сегодня в это сложно поверить, но Козье болото, которое потом и стало прудами, просуществовало здесь аж до XVII века.

В лихие годы Смуты эту землю облюбовал Патриарх Гермоген, личность по-своему удивительная. Сегодня он известен православному большинству лишь как один из великого сонма русских святых, и мало кто знает, что Гермоген был ещё и широко известным общественным деятелем, серьёзно влиявшим на жизнь простого и не совсем простого народа. Московским Патриархом он стал в 1606 году, тогда ему было уже за 70. Этот исторический персонаж, пожалуй, придётся по душе как патриотам, так и либералам. Первым – потому что призывал бороться с поляками всеми средствами, вытравливая их из Кремля, вторым – потому что, кажется, чуть ли не впервые в истории царства предложил провести выборы и посадить на престол того, за кого проголосует народ! Был в его жизни и момент, когда он почти согласился признать поляка царём, правда, лишь при условии его крещения и вывода войск из Москвы, но Владислав Сигизмундович отказался от такого предложения. В результате, незадолго до выдворения поляков из Кремля, Гермоген скончался в темнице от голода. Считается, что и из застенков Патриарх рассылал по всей стране гонцов, чтобы те подстрекали народ русский на восстание. Вот такая история.

Так вот, в бытность свою Патриархом Московским, Гермоген присмотрел себе эти не слишком прекрасные места и основал здесь Патриаршую Слободу. Она постоянно расширялась и богатела, и однажды властителям дум пришла идея разводить рыбу к столу духовных особ. Так из Козьего болота сделали три пруда. Возможно, вы знаете, что неподалёку располагается теперь Трёхпрудный переулок, получивший название именно в честь этих трёх промысловых водоёмов. На Трёхпрудном находятся знаменитые объекты культурного наследия - Здание Товарищества Скоропечатни Левенсона, Доходные дома А. А. Волоцкой (здесь нашли приют театры Практика и Театр.doc), а также ещё несколько исторических строений, среди которых и дом, архитектором которого был Д. Д. Булгаков.

Патриаршие пруды во многом являются центром всей архитектурной картины района, хотя остался от них лишь один пруд – остальные были засыпаны. После того, как Патриархия была упразднена, Слободы тоже не стало, местность в очередной раз заболотилась и причиной всех бед стали именно бывшие рыбные водоёмы. Сегодня на их месте уже высятся здания разного времени постройки. Большая часть домов строилась в начале двадцатого века. К примеру, в 1912 году один дом здесь спроектировал и построил гениальный неоклассик Иван Владиславович Жолтовский. Между прочим, будучи известным модернистом, он стал одним из первых архитекторов, начавших работу над панельными домами. К моменту постройки особняка Тарасова маэстро уже являлся академиком и уважаемым теоретиком и практиком архитектуры.

Были ли Патриаршие пруды в Москве главным местом отдыха? По правде говоря, нет. Они изначально находились на отшибе, сначала были частными владениями, а потом – местом прогулок членов высшего общества и партийных работников. Стоит отметить, что в 1924 году они были переименованы в Пионерские пруды, но новое название популярностью не пользовалось. Вообще, нововведения в этих местах редко встречают с радостью. В 1976 году был установлен памятник Крылову. А вот ансамбль в честь героев Мастера и Маргариты местные жители видеть не захотели. Их протесты были услышаны, единственное, что напоминает о Булгакове здесь – знак, предупреждающий о том, что не стоит разговаривать с незнакомцами. Что ж, протест - вещь хорошая. Но вот от строительства огромного и, по-моему, уродливого жилого комплекса Патриарх никакой протест спасти не смог. Псевдоклассический гигант теперь высится над прудом, его видно откуда угодно, и кроме статуса самой дорогой жилплощади в Москве, никакими иными достоинствами он не обладает.

Памятники Патриарших прудов

Сегодня на берегах пруда можно найти несколько памятников. Самый масштабный – «Басни Крылова»: двенадцать панно, местами затёртых на счастье, и сам баснописец, довольно оглядывающий своё наследие. Неразумные влюблённые прилепили куда смогли замочки на счастье, так что аутентичность памятника сильно пострадала. Но всё же, это место очень любят как иностранцы, так и местные жители. Вообще, Крылов жил в Санкт-Петербурге, и выезжал из него крайне редко, поэтому такому огромному монументу можно только удивляться, учитывая отсутствие какого-либо памятника главному популяризатору Патриарших прудов в народе – Михаилу Булгакову. А памятника действительно нет.

Ещё в 1999 году был проведён конкурс на лучший проект монумента, но его забраковали местные жители. Смотря на горы мусора, появляющиеся даже несмотря на старания дворников, и маргинальную аудиторию, которой исполнен маленький парк, можно только жалеть, что граждане отказались от строительства памятника. Глядишь, чище было бы. Зато дорогой и пафосный Павильон, ресторан в одноимённом здании с лепниной и остатками первого павильона 38-го года, смотрится тут совсем не к месту. И эту его чуждость творящееся порой вокруг безобразие отлично подчёркивает.

Последний экспонат на Патриарших прудах в Москве – знак. Небольшой, забавный псевдоавтомобильный знак с надписью «Запрещено разговаривать с незнакомцами». Единственный намёк на Мастера и Маргариту. А сколько великих людей вообще никак не упомянули? Патриаршие связаны с Цветаевой, которая родилась неподалёку, Дмитриевым, Маяковским. Этот район был прибежищем писателей и поэтов. Рядом жил Маяковский, останавливался Блок… Если каждому известному обитателю района поставить по памятнику, парк придётся расширять за счёт и без того узкой проезжей части.

В общем, если вам интересен дух старой Москвы, приезжайте сюда. Здесь он ещё остался.

Баснописец сидит в окружении героев самых известных своих басен: «Квартет», «Ворона и Лисица», «Мартышка и очки», «Осел и Соловей», «Две собаки», «Волк и Ягненок», «Слон и Моська», «Ворона», «Кукушка и Петух», «Зеркало и Обезьяна», «Свинья под дубом». Всего Крылов написал 201 басню, три из которых нашли уже после его смерти.

Хотели здесь поставить и памятник Булгакову, и в 1999 году даже прошел конкурс проектов. Один из участников тогда предложил воссоздать сцену гибели Берлиоза - поставить фрагмент трамвайных путей, турникет, замостить мостовую булыжником.

А победила работа Александра Рукавишникова. Скульптор предложил установить целый скульптурный ансамбль, состоящий из сидящего на берегу пруда писателя, идущего по воде Иешуа Га-Ноцри, двенадцатиметрового бронзового примуса-фонтана, кота Бегемота, Азазелло, Коровьева, Понтия Пилата, Мастера и Маргариты. Но против такого памятника выступили местные жители и деятели культуры. Скульптуры так и остались стоять во дворе мастерской Рукавишникова.

Говорят, что... ...Крылов был тучен и неопрятен. Его растрепанные нечесаные волосы, грязные и мятые рубашки вызывали насмешки у знакомых. И когда баснописец спросил у одной дамы, как бы ему одеться, чтобы быть неузнанным на маскараде, она предложила ему просто помыться и причесаться.

Города Санкт-Петербурга был установлен в 1855 году, через одиннадцать лет после кончины великого русского баснописца. Он установлен перед Чайным домиком, и нужно отметить, что это место было выбрано не сразу. Сначала скульптурную композицию хотели поставить возле Публичной библиотеки - последнего места работы писателя, потом рядом с университетским зданием на Васильевском острове Северной Столицы. Также рассматривался вариант с размещением памятника в Некрополе мастеров искусств (месте захоронения Крылова). Но, в конце концов, было принято решение поставить скульптурную группу в Летнем саду, где баснописец любил гулять и, вероятно, обдумывать сюжеты своих произведений.

Многие русские знаменитости были самоучками

Известный писатель, журналист, академик, Иван Андреевич Крылов, памятники которому ныне можно найти не только в Северной столице, родился в семье отставного военного в 1769 году. Его жизненный путь начался на Урале и в Твери, где семья жила более чем бедно. Интересно, что великий русский писатель так и не получил образования. Своим знаниям двух иностранных языков, литературы и математики самый просвещенный человек своего времени был обязан самообразованию и работе с малых лет в должности подканцеляриста.

Памятник состоявшемуся человеку

Памятники Ивану Крылову, чьи произведения при его жизни были напечатаны за границей (в Париже), отображают человека в возрасте. Ведь именно в зрелые годы к писателю пришли слава и достаток. В молодости же он работал мелким чиновником, после переезда в Санкт-Петербург. В четырнадцать лет пишет либретто к опере «Кофейница», посвященной нравам мелких провинциальных чиновников, которых писатель прекрасно знал по своей собственной жизни. Ближе к своему тридцатилетию он выпускает несколько комедий, которые, однако, успеха не имеют, публикует журнал, в котором обличает пороки государственных служащих («Почта духов»).

Им были недовольны российские правители

В 1792 году Иван Андреевич Крылов, памятники которому установлены в Москве, Твери, Новосибирске, начинает заниматься настолько успешно, что на него обращает внимание сама императрица Екатерина Вторая, что приводит к переезду журналиста из Санкт-Петербурга в Ригу и Москву в связи с недовольством первых лиц государства. В последующие 10 лет Крылов отходит от журналистской практики и много путешествует, посещая Украину, Тамбов, Саратов и других города.

После смерти императрицы И. Крылов становится секретарем князя Голицына и преподавателем его детей, пишет комедии, в том числе антиправительственные («Подтипа, или триумф»), переводит басни Лафонтена и пишет свои собственные произведения этого жанра. И к 1808 году имеет выпущенными уже семнадцать басен, в число которых входит именитая «Слон и моська».

Писатель создал и перевел около 200 басен

Памятник Крылову в Летнем саду, выполненный П. Клодтом, имеет в качестве основания гранитный куб, на котором выполнены барельефы с сюжетами самых известных басен писателя, где басня представляла собой произведение в стихах или прозе, в котором содержится какое-либо нравоучение (в начале или конце). В этом жанре талант Крылова выразился особенно ярко. Всего он сочинил и перевел около 200 басен, среди которых сначала преобладали мотивы переводов с французского, а потом появились уникальные сюжеты, отражавшие реалии российской жизни того времени.

Памятник басням Крылова и их создателю был сделан на пожертвования поклонников его творчества. Почитатели же его таланта помогали писателю в издании его произведений. Начиная с 1809 года, Крыловым были выпущены девять книг, содержащих вышеупомянутые две сотни басен. А в 1825 году граф Орлов напечатал за свой счет во французской столице два тома сочинений баснописца на итальянском, русском и французском языках. В последние получил должность статского советника, хороший пансион в размере шести тысяч рублей и вел достаточно нелюдимую жизнь, слывя чудаком, что позволяло ему без помех заниматься творчеством.

Зоопарк на дому у скульптора Клодта

Памятник Крылову в Летнем саду дает возможность ознакомиться с сюжетами из тридцати шести его басен. Известно, что был весьма дотошным человеком и мастером. Поэтому, чтобы персонажи литературных произведений получились максимально реалистично, он выписал себе живых животных, которые расположились как во дворе, так и прямо в доме скульптора. Здесь были коты, собаки, ослы, лошади, журавль, лягушка и даже волк, медведь и медвежонок. Клодт героически терпел подобное соседство, за исключением козла, с которым он никак не хотел находиться под одной крышей, может быть, по причине запаха. Эту «модель» ему приводила женщина, проживавшая неподалеку. Причем, как гласит легенда, козел всячески отказывался идти туда, где находились хищники, и позировать в качестве натурщика.

Современники о петербургском памятнике

Там, где находится памятник Крылову в Санкт-Петербурге, побывало немало его современников, которые оставили о монументе отзывы, иногда своеобразные. К примеру, в путеводителе того времени указано, что писатель изображен «правдиво». Поэт Майков сочинил стихи про скульптурную композицию, в которых он указывает, что воплощенный в металле баснописец выглядит как дедушка, рассказывающий пришедшим к нему людям и детям о глупостях и странностях зверей. Сатирик П. Шумахер язвил, что памятник Крылову в Летнем саду отображает, как писатель «с гранитной высоты» смотрит на резвящихся детей и думает: «О милые ребята, какие ж, выросши, вы будете скоты». Тарасу же Шевченко вообще не понравился замысел скульптора, и он счел памятник предназначенным для детей, но никак не для взрослых. Тем не менее, эта скульптурная композиция стоит в Летнем саду уже почти 160 лет, неизменно радуя посетителей.

Где поставлен памятник дедушке Крылову в Москве? Самый известный памятник, посещаемый туристами, находится, конечно, на Патриарших прудах. Однако своеобразные памятники писателю можно найти в обыкновенных московских дворах. Совсем недавно, в 2013 году, Андрей Асерьянц, скульптор, выполнил две композиции по мотивам легендарных «Слона и Моськи» и «Лисицы и Вороны». В районе Коломенское, во дворе дома на Судостроительной улице, можно увидеть достаточно крупного слона, за которым увязалась мелкая Моська, и ворону, сидящую на столбе с еще не потерянным сыром и ожидающей внизу лисицей. Кроме того, здесь можно обнаружить скульптурные композиции пишущей машинки и листа бумаги с пером и чернильницей.

Автор и герои его произведений на Патриарших

Памятник Крылову на установлен существенно раньше, чем фигурки на Судостроительной улице. Над его созданием трудились архитектор Чалтыкьян и скульпторы Митлянский и Древин. Композиция была установлена в 1976 году и представляет собой баснописца, сидящего вальяжно в кресле, поодаль от которого расположены герои его произведений. Здесь можно найти уходящего в пространство слона и натертую до блеска Моську, дуэт Павы и Вороны, на который периодически молодожены умудряются прикрепить замочек, свидетельствующий о заключении брака. Популярностью пользуется нос и уши волка из басни «Волк и Ягненок», в то время как ягненок потерт почти целиком. Посетители опять же любят потереть нос лисицы из басни, а у вороны золотом отливает начищенный руками многочисленных прохожих сыр.

Памятник Крылову на Патриарших отражает человека в возрасте, небрежно одетого. Считается, что скульпторы точно подметили прижизненную привычку великого писателя не слишком интересоваться окружающим его миром, за исключением гастрономических удовольствий. Покушать Иван Андреевич, по отзывам современников, действительно любил. А в зеркало, возможно, смотрелся нечасто, в отличие от его героини - Мартышки, которая также представлена на Патриарших со своим отражением.

Часть композиции может присутствовать в окружении скульптуры

Возможно скульпторы фигурок из басен на Патриарших, так же как и когда-то мастер Клодт, не очень любили козлов, так как в композиции, посвященной произведению «Квартет», выделены обезьяна, медведь и осёл, в то время как рогатый персонаж только «прорисован» на металлическом листе. Отдельная «стела» посвящена взаимоотношениям знаменитой парочки из басни «Кукушка и петух». Здесь мы можем видеть петуха в галстуке-бабочке и восхищающуюся им подругу. А вот воробья, который произнес слова о взаимной похвальбе, в композиции не наблюдается. Может быть, он есть в стайках воробьев, которые летают туда-сюда по парку у прудов.

Свинья, портящая дерево, и обезьяна с очками и замочками

Среди многочисленных зеленых насаждений присутствует и одно металлическое - это дуб, корни которого подрывает сытая свинья из произведения «Свинья под дубом». В соответствии с текстом данному дереву сто лет, в то время как среди растительности вокруг могут быть и более старые экземпляры, так как сквер в бывшем поместье патриарха Германа был разбит в начале девятнадцатого века. И в нем присутствуют многочисленные обезьяны, в том числе та, которая имела проблемы со зрением, но при этом не умела обращаться с очками, на дужки которых на памятнике молодожены также любят крепить замочки.

Туристы не обнаружили мистики рядом с памятником Крылову

Неизвестно, есть ли в парке настоящие соловьи, а вот длинноухий «критик» из басни «Осел и Соловей» уютно примостился в кресле с посохом на одной из частей скульптурной композиции. Птиц в этой зеленой зоне предостаточно, поэтому объектов для возможной критики много. Памятник Крылову на Патриарших прудах находится в мистическом месте. Здесь развивались события из романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Аллея, где Берлиоз встретил находится совсем недалеко. Но побывавшие здесь туристы отмечают, что ничего таинственного в наши дни они не замечают. Просто сквер, где гуляют бабушки с детьми, российские туристы и, конечно, иностранцы. Сегодня в парке обустроена достаточно большая современная детская площадка и нет никаких ларьков с надписью «Пиво и воды», как в булгаковском произведении.

Чтобы знали и помнили

Памятники Крылову в разных городах (Тверь, Новосибирск) были установлены в советское время и в истории современной России. В частности, тверская скульптурная композиция была открыта по поводу столетия со дня смерти мастера в 1959 году на одноименной улице этого города (юбилейная дата пришлась на военный 1944 год). Здесь баснописец изображен в задумчивой позе, стоя на почти трехметровом постаменте (сама фигура имеет рост четыре метра), посреди улиц, на которых он провел свои молодые годы. В 2010 году, в наукограде Новосибирске, который баснописец никогда не посещал, был установлен его бюст достаточно моложавого вида. Он также расположен на одноименной улице, чтобы люди помнили того, кто, по мнению Н. Гоголя, воплощал мудрость самого народа.

«Хвост поднявши, словно меч, Бегемот толкает речь тронную,
И прогнулась у стены под пятою Сатаны Бронная» (Вадим Егоров)

Когда-то на этом месте располагалось Козье болото (от которого получили своё название Большой и Малый Козихинские переулки). По одной из версий, Козьим это болото называлось от находившегося поблизости Козьего двора, с которого отправлялась шерсть к царскому и патриаршему дворам. Из Козьего болота вытекал ручей Черторый.

В начале XVII века это место для своей резиденции выбрал Патриарх Гермоген и на месте болота появилась Патриаршая Слобода. В 1683-1684 годах Патриарх Иоаким для осушения болот и разведения рыбы к патриаршему столу распорядился вырыть три пруда. Такие пруды - рыбные садки - были вырыты в разных частях города.

На Пресне, в Пресненских прудах, разводили дорогие сорта рыбы, на Козьем болоте - более дешевые, для ежедневного обихода. С упадком Патриаршей слободы, связанным с отменой патриаршества, пруды были заброшены и местность вновь заболотилась. И только в первой половине XIX века их зарыли, оставив один-единственный декоративный пруд, и разбили вокруг него сквер.

В 1976 году на Патриарших прудах был установлен памятник Ивану Андреевичу Крылову работы скульпторов А. А. Древина и Д. Ю. Митлянского. Баснописец сидит в окружении оживших героев его произведений.

В 1945 году в Ермолаевском переулке был построен жилой дом для высших военачальников СССР по проекту архитекторов М. М. Дзисько и Н. И. Гайгарова (мастерская И. В. Жолтовского), известный в настоящее время как «Дом со львами».

Как мы помним, на этом самом месте Берлиозу отрезало трамваем голову. Однако трамвайных путей здесь никогда не было. Ближайший к Патриаршим прудам трамвай проходил по Садовой улице.

В 2002 году на Патриарших прудах на пересечении Малой Бронной улицы и Ермолаевского переулка по проекту архитектора С. Ткаченко был построен элитный жилой дом «Патриарх» на 28 квартир.

По мнению архитектора и историка архитектуры В. З. Паперного, дом «Патриарх» - один из худших примеров «лужковской архитектуры» в Москве.

Рядом с прудами снимали мастерские живописцы Василий Суриков и Василий Поленов. Неподалеку от Патриарших жили: Владимир Маяковский, Людмила Гурченко.

Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке - дом архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля в Москве по адресу Ермолаевский переулок дом 28 строение 1.

Объект культурного наследия федерального значения. В настоящее время в особняке располагается посольство республики Уругвай.

Особняк Зинаиды Морозовой - роскошный особняк жены Саввы Морозова, Зинаиды Григорьевны, выстроенный по проекту Фёдора Шехтеля в Москве на Спиридоновке, 17. Впоследствии принадлежал Рябушинским.

Особняк был построен в 1893-1898 годах богатым промышленником и меценатом Саввой Морозовым для своей жены Зинаиды на том участке, где в 1815 году А. Л. Витберг выстроил дом для поэта И. И. Дмитриева. Затем здесь жили Аксаковы, пока в 1893 году его не приобрёл Морозов.

На здании можно заметить скульптуры горгулий. По преданию, перед войной или революцией эти горгульи ночью издают громкий хриплый вой.

Сейчас здесь дом приемов МИДа.

Еще одно здание Ф. Шехтеля на Патриарших это Вспольный пер. д. 9 - особняк И. И. Миндовской. В 1919 году здесь размещался Верховный революционный трибунал, в 20-е - 30-е годы жил председатель трибунала, народный комиссар юстиции СССР Н. В. Крыленко, обвинитель на сталинских судебных процессах. Ныне здесь находится один из офисов посольства Индии в России.

Малая Никитская д. 28/1 - особняк С. А. Тарасова (1884, архитектор В. Н. Карнеев), ныне - посольство Туниса. В особняке жил Л. П. Берия, поэтому среди москвичей этот дом так и зовется - «Дом Берии». Дом этот пользуется очень нехорошей славой, и ночью местные жители стараются обходить его стороной.

В 1999 году по инициативе главы страховой компании «Спасские ворота» Бориса Хаита состоялся конкурс на проект памятника Михаилу Булгакову на Патриарших прудах.

Из 28 вариантов был выбран проект скульптора Александра Рукавишникова. Скульптор предложил не просто установить памятник писателю, а сделать вокруг него целый скульптурный ансамбль, состоящий из Булгакова, сидящего на берегу пруда, идущего по воде Иешуа Га-Ноцри, и 12-метрового бронзового примуса-фонтана.

Помимо этого Рукавишников задумал расположить на берегу пруда и других героев знаменитого романа - кота Бегемота, Азазелло, Коровьева, Понтия Пилата, Мастера и Маргариту.

Однако многочисленные протесты со стороны местных жителей и деятелей культуры заставили скульптора и московские власти отказаться от идеи установки памятника.

Но ко-что Рукавишников успел. На Садовом, возле Курского вокзала, мы можем видеть автомобиль с водителем-грачом, на котором Маргарита летела на бал, и обнимающихся Мастера и Маргариту, которые, по задумке автора, при этом парят в воздухе.

Скульптурная композиция — Памятник Крылову на Патриарших прудах (Москва) – дань памяти знаменитому русскому баснописцу. Установлен в парке около Патриарших прудов на улице Малая Бронная.

О Крылове

Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844) - русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников. (Сборники выходили с 1809 по 1843 гг.). Наряду с тем, что большая часть сюжетов басен Крылова является оригинальной, отдельные из них восходят к басням Лафонтена. Тот в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

Автор памятника

Открытие памятника

Памятник Крылову торжественно открыли 17 сентября 1976 года. Баснописца скульптор изобразил сидящим на скамейке в парке возле Патриарших прудов . Иван Андреевич показан таким, как его описывают современники — одетым немного неопрятно, ленивым, флегматичным и добродушным человеком. Фигуру Крылова, имеющую портретное сходство с писателем, установили на широком и низком гранитном постаменте. На постаменте надпись: «Иван Андреевич Крылов».

Часть скульптурной композиции

Скульптурная композиция, помимо Памятника, включает в себя также (с 12-ю персонажами басен). Автором барельефов является скульптор Даниэль Митлянский.

Скульптурная композиция — Памятник Крылову и барельефы героям его басен, содержат в надлежащем состоянии и периодически реставрируют.




Top