Кто из героев романа Булгакова "Мастер и Маргарита" становится жертвой свиты Воланда и почему? Кто из героев ремиза М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему

ТЕМА: « КАЖДОМУ ПО ЕГО ВЕРЕ»

ЦЕЛЬ: выявление роли образа Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

ЗАДАЧИ: 1) показать пагубное воздействие различных человеческих пороков;

  1. развивать умения характеризовать героя-персонажа, определяя его идейно-

Художественную роль в системе образов; анализировать, обобщать, делать

Выводы;

  1. прививать интерес к художественной литературе.

ХОД УРОКА

  1. БЕСЕДА ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ

Работа с досье Воланда (это задание давалось в качестве домашнего задания).

  1. Имя (прозвище):

Профессор чёрной магии Воланд, он же Консультант, он же Сатана, он же Дьявол, он же Чёрт, он же Князь Тьмы.

2. Дата и место рождения - не установлены.

3. Внешний вид, приметы:

Рост высокий, рот кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз чёрный, левый-зелёный. Брови чёрные, одна выше другой. Голос низкий, тяжёлый, порой переходящий в хрип. Смех раскатистый, громоподобный. Одевается преимущественно во всё чёрное. При себе носит трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя. Не женат.

4. Характер:

Жёсткий, но справедливый. Вспыльчив. Нетерпим к фальши. Обладает способностью предугадывать события. Остроумен. Правдив до бесцеремонности. С будущими жертвами вежлив, услужлив. Держится с достоинством и хладнокровием. Неуловим.

(можно вспомнить о самом Булгакове, бывшем под надзором НКВД, на которого также собирались всевозможные сведения, подшивавшиеся в папку « Дело Булгакова М.А.»)

2. ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

Сатана- образ дьявола у Булгакова нетрадиционен. В Новом Завете дьявол-клеветник, провокатор, распорядитель душами грешников, обличитель человеческих пороков .

Какую роль оставил ему Булгаков?

Именно с этой целью он появился в Москве.

Запись ЭПИГРАФА: « Всё будет правильно. На этом построен мир» (Булгаков « Мастер и Маргарита». Можно взять эпиграф к роману.)

3. НОВАЯ ТЕМА.

Работа в группах. Заполнение таблицы.

Кого наказывает Воланд?

За что?

Как?

Берлиоза

За безверие и догматизм

Трамваем ему отрезает голову- он уходит в небытие.

Ивана Бездомного

За сочинение бездарных стихов

Отправлен в психиатрическую больницу

Директора варьете Стёпу Лиходеева

За пьянство, безделие и разврат

Ассистенты Воланда вышвыривают его из Москвы в Ялту

Администратора Варенуху

За ложь и хамство

Превращают на некоторое время в вампира

Никанора Ивановича Босого

За взяточничество

Арестовывают за хранение валюты, затем отправляют в психиатрическую больницу

Барона Майгеля

За доносы и шпионаж

Азазелло его убивает

Буфетчика варьете

За жульничество, воровство и скопидомство

Ему обещана в близком будущем смерть от рака печени

Доктора Кузьмина

Забыл клятву Гиппократа

Доводит до сумасшествия

Поплавского, дядю Берлиоза

Он хапуга

Вышвыривают из квартиры

Финдиректора варьете Римского

За бюрократизм

Устраивают сцену ужасов, что он превращается в седого старика с трясущейся головой

Театрального начальника Семплеярова

За многожёнство

Из высокого кресла он вылетает на должность заведующего грибозаготовительным пунктом

ВЫВОД: никто не наказан случайно, каждый получил по заслугам. Воланд высмеивает, порой и уничтожает при помощи свиты всё, что отступило от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело. Роль Воланда -роль «очистителя».(ЭПИГРАФ)

Почему самое жестокое наказание получил Берлиоз?

В чём его вина, не заслуживающая прощения?

Булгаков верил в то, что на земле существует какое-то новое измерение, дающее смысл и цель земной жизни, высшая реальность. Берлиоз же уверен, что всё совершается на земле, отрицает существование не только Иисуса Христа, но и вообще всё, кроме реальности, доступной органам чувств. Именно поэтому он получает ничто-полное небытие.

Таким образом, даже тяжкий грех Пилата (предательство из-за трусости) более простителен для человека, чем его Безверие, нежелание понять истину человеческой жизни, законы мироздания.

4. ВЫВОД.

Булгаковский Воланд не просто дьявол, он элемент морали мира.Ход истории не меняет человеческую природу: Иуды, Алоизии существуют во все времена (гл.12 «Чёрная магия и её разоблачение»). Сам человек измениться не может, поэтому должно вмешаться зло, чтобы это произошло.

« Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…» Олицетворяя вечно существующее зло, всемогущий Князь Тьмы направляет его против зла, существующего в обществе и людях, тем самым совершая добро. То есть зло для Воланда не цель, а средство:

Расправиться с людскими пороками;

Нарушить рутину жизни, застоя и предрассудков;

Унизить прохвостов, грязных людишек, хапуг и плутов.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


Кто из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему?

Роман «Мастер и Маргарита» стал итоговым в жизни и творчестве М.А. Булгакова. Художник создавал его на протяжении 12 лет. В этом произведении автор выразил свои взгляды на Свет и Тьму , Добро и Зло, Верность и Предательство, Любовь и Ненависть.

Через весь роман проходят образы послереволюционной Москвы и москвичей, современников Булгакова. Автор подробно описал быт и нравы московских литераторов , которые очень хорош знал. Кроме того , Булгаков нарисовал жизнь и других жителей Москвы 20-30-ых годов: служащих Варьете, работников домкома, продавцов и просто уличных зевак.

В романе свое отношение к современникам и коллегам писатель выражает с помощью свиты Воланда. Эти герои судят и наказывают порочных москвичей , восстанавливая справедливость, которой нет в реальной жизни Москвы 20-30 годов.

Роман открывается знакомством читателя с представителями «пишущей братии»: председателем Массолита М.А. Берлиозом и подающим надежды поэтом Иваном Бездомным. Вникая в их беседу, мы сразу сталкиваемся с ложью, узостью мышления , приспособленчеством. Берлиоз отчитывает Бездомного за его антирелигиозную поэму, героем которой был Иисус Христос. Мы понимаем, что это «творение» было написано молодым поэтом не от души, а в угоду власти. Булгаков показывает нам , как в то время рождались известные поэты. Талант учитывался в последнюю очередь, на первый план выходило неукоснительное следование слову партии и вождя.

Достаточно просто взглянуть на председателя Массолита, чтобы понять, какие люди ценились в то время. Берлиоз давно уже продал свой талант за теплое местечко , он не способен отличить настоящее произведение искусства от мишуры, а настоящего поэта от подделки. Сам Булгаков относился к этому герою с большой иронией. Просвещая Бездомного в вопросах религии, «высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее, и по мере того , как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек , - поэт узнавал все больше и больше…» Душа Берлиоза давно мертва, поэтому Воланду и его помощникам остается только одно – убить тело Михаила Александровича.

Не лучшим образом выглядят и представители Варьете. Директор театра Степа Лиходеев – гуляка, лентяй, пьяница, враль. Подобны ему и сотрудники Варьете: финдиректор Римский, администратор Варенуха. Они заботятся лишь о своем благополучии. Эти герои без зазрения совести берут взятки, хамят, врут, подличают. Поэтому все эти работники Варьете и получают свое наказание от Воланда. Лиходеев в одно мгновение был выкинут в Ялту , Римского напугала до полусмерти Гелла, а Варенуха побывал в шкуре вампира.

Одним из ярких «московских» персонажей является Никанор Иванович Босой, председатель домкома. Этого «великого» взяточника знали все жители его дома. Единственной возможностью добиться от него улучшения жилищных условий была либо большая взятка, либо звонок от влиятельного человека. Никакие другие доводы (тяжелое семейное положение , большое количество детей) на Никанора Ивановича не действовали. Сама фамилия героя иронична. Несмотря на то, что герой всегда был сыт, одет и обут, он оставался Босым.

И этот герой был справедливо наказан свитой Воланда. Взяточничество обернулось против Никанора Ивановича. Он принял взятку советскими червонцами , которые в «нужный» момент превратились в доллары. Босого арестовали. Уже в камере герою приснилось, что он валютчик и его продолжают преследовать.

Для того, чтобы показать главные пороки москвичей, Булгаков на страницах своего романа устраивает сеанс разоблачительной черной магии. Ничто так не оживляет внимания публики, как падающие из-под купола червонцы. Приличная , казалось бы, московская публика начинает устраивать бедлам в погоне за деньгами: «В бельэтаже послышался голос: «Ты чего хватаешь? Это моя! Ко мне летела!» и другой голос: «Да ты не толкайся, я тебя сам как толкану!» и вдруг послышалась плюха». Тем самым Булгаков показывает невероятную тягу москвичей к легкой наживе. Ради денег они готовы на все, даже потерять человеческий вид.

Не лучшим образом выглядит и женское население Москвы. Советских дам очень легко было подкупить всякими заграничными штучками. Москвички с радостью мерили иностранные платья , забыв обо всем на свете: «И вот тут прорвало начисто, и со всех сторон на сцену пошли женщины…Одна, как буря, ворвалась за занавеску,…овладела первым, что подвернулось , - шелковым, в громадных букетах, халатом и, кроме того, успела подцепить два футляра духов».

Булгаков замечает, что современные ему москвичи – неверные супруги, они падки до денег и т.д. Но больше всего их испортил квартирный вопрос, как метко и иронично замечает Воланд.

Но при всех своих недостатках жители Москвы – неплохие люди. Им свойственны жалость , сочувствие. Так, они просили Воланда не мучить конферансье Бенгальского, которому за надоедливость оторвали голову.

Таким образом, свита Воланда творит в Москве справедливый суд, наказывая москвичей за все их недостатки. Эта кара – последняя надежда и Мастера, и самого автора. Только Дьявол может защитить и поставить на место зарвавшихся жителей Москвы , погрязших в своих пороках…

Роман М.А. Булгакова, дописанный в 1939 году, потряс первых слушателей своей фантастичностью, авторским переосмыслением Священного Писания и прежде всего саркастическим высмеиванием советской действительности. Друг и биограф Булгакова П.С. Попов писал: «…мрак он еще сгустил, кое-где не только завуалировал, но и поставил точки над i. …идеология крайняя». Действительно, в большей части романа описываются похождения Воланда и его свиты и встречи нечистой силы с московскими обывателями. Сочетание фантастического и обыденного усиливает сарказм автора. Почти каждая глава первой части романа посвящена высмеиванию и разоблачению, наказанию и исправлению нравов москвичей: лгунов, взяточников, подхалимов, предателей, мещан и подлецов.
Самое «масштабное» обдуривание москвичей свита Воланда устраивает в театре Варьете. Театральное представление понадобилось Воланду для того, чтобы узнать, изменилось ли «московское народонаселение» «внутренне». Сначала Коровьев устраивает в театре настоящий денежный дождь. Заметив оживление зрителей и начавшуюся было потасовку, Воланд философски замечает: «Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота». На следующий день после представления «червонцы» превращаются в этикетки из-под Абрау-Дюрсо. Следующими жертвами «фокусника» становятся московские модницы, которые без колебания меняют свои старые платья и обувь на заграничные наряды, выставленные Коровьевым на сцене. Едва они выходят из театра, прекрасные платья исчезают, и жадные до модной одежды дамы остаются в одном нижнем белье. Еще одну «групповую» шутку Коровьев устраивает в филиале зрелищной комиссии. После его пребывания там весь филиал против своей воли громко и хором поет «Славное море священный Байкал». Таким образом нечистая сила отучает директора филиала от пристрастия к «кружкам», а работников — от смиренного потакания этому директору. Наверное, эта «шутка» свиты Воланда оказывается самой безобидной.
В наибольшей степени от свиты Воланда страдает театральная и литературная часть Москвы. Видимо, по мнению автора, работники искусства больше других виновны в трусости и предательстве. Литераторы и режиссеры предают прежде всего себя, потому что боятся писать то, что они думают, а создают только те произведения, которые угодны государству. Главой и вождем литераторов в романе выступает Берлиоз, председатель правления МАССОЛИТа (выдуманной автором ассоциации московских литераторов). Берлиоз погибает в самом начале романа, и нечистая сила причастна к его гибели лишь косвенно. Зато на балу у сатаны Берлиоз погибает во второй раз: по желанию Воланда он отправляется «в небытие», ведь он сам не верил в жизнь после смерти и убеждал в этом Ивана Бездомного. А, по словам Воланда, «каждому будет дано по его вере».
Кроме того, Берлиоз является «главным злодеем», фигурой, символизирующей мир литературных бездарностей, взаимной клеветы, подлости и мещанства, где главной ценностью считается дача в Перелыгино. Под его начальством увеличивается армия бездарных литераторов и бессовестных критиков, среди которых и обидчики Мастера — Латунский, Ариман, Лаврович. У писательской братии превыше всего начинает цениться умение хорошо поесть; не случайно на первом этаже дома, который занимает МАССОЛИТ, расположился ресторан «Грибоедов». Покидая Москву, Коровьев и Бегемот поджигают ресторан. Символично, что «оплот» литераторов погибает в огне, как и рукопись романа, сожженного Мастером после литературной травли.
Помимо литераторов «банда гипнотизеров» наказывает и работников Варьете. Степа Лиходеев, директор театра, за неумеренное пьянство и любовь к слабому полу в течение нескольких минут, как был — в кальсонах и носках, — перемещается в Ялту. Администратора Варенуху за вранье по телефону Бегемот и Коровьев превращают в вампира, и он чуть было не убивает финдиректора Римского. Римский хуже всех пострадал от общения с нечистью: после ночного приключения с Варенухой, напоминающего фильм ужасов, он поседел и превратился в трясущегося умалишенного старика. За «осетрину второй свежести» свита Воланда наказывает грустного буфетчика, предупреждая: «Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя». Конферансье Жоржу Бенгальскому за неуместные и глупые шутки прямо во время представления Бегемот отрывает голову. И хотя потом голова прирастает обратно к телу, Бенгальского увозят в сумасшедший дом, потому что он все время ее ищет.
Председателя зрелищной комиссии за грубость и резкость Бегемот превращает в костюм. При этом костюм говорит голосом Прохора Петровича, ставит на бумагах резолюции и раздражается, когда ему мешают во время работы. Эпизод с костюмом напоминает сцену из , где Чичиков, придя в канцелярию, видит там «светлосерую куртку… которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала… какой-нибудь протокол». Булгаков, считавший Гоголя своим учителем, реализует гоголевскую метонимию, превращая художественный мир романа в гротескный и абсурдный.
Свита Воланда не забывает и про «квартирный вопрос», испортивший москвичей. Они с шумом прогоняют из квартиры Берлиоза его киевского дядю, приехавшего с тайной целью заполучить пустующую квартиру племянника. Взяточник и плут Никанор Иванович, «председатель жилищного товарищества дома № 302-бис по Садовой улице», попадается на жадности и взяточничестве: пачка купюр, которые он получает от Коровьева за нелегальное проживание «иностранца» в «нехорошей» квартире, превращается в пачку долларов, и председателя арестовывают за хранение валюты. Никанор Иванович оправдывается в милиции: «Брал, но брал нашими, советскими!» И снова роман перекликается с творчеством Гоголя. Фраза Никанора Ивановича напоминает рассуждение Ляпкина-Тяпкина, героя : «Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело». Как видно, обыватели не очень изменились с гоголевских времен.
Изображая последствия пребывания в Москве нечистой силы, автор балансирует на тонкой грани между реальностью и фантастичностью. Абсурдное и алогичное отовсюду проникает в роман, проявляется даже в незначительных деталях. Например, у Азазелло, уговаривающего Маргариту посетить бал, из кармашка полосатого добротного костюма торчит обглоданная куриная кость. У соседа Маргариты, превращенного Наташей в борова, в копытцах остается портфель с важными документами.
За смешными и пугающими «похождениями» свиты Воланда стоит глубокий философский смысл. Силы добра и зла оказываются связаны в романе общей задачей: они противостоят ханжеству, невежеству, душевной скудости и подлости современного мещанского общества. Мысль о том, что силы зла невольно действуют заодно с силами добра заложена в эпиграфе романа, взятом из , где сатана называет себя частью «той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Если силы добра в лице Иешуа пытаются исправить людей, проповедуя любовь, добро и истину, то силы зла разоблачают, пугают и наказывают. Но их жертвы только поначалу испытывают «космический» ужас. Вылечившись в клинике Стравинского, они забывают о нечистой силе и продолжают жить по-старому, не исправившись душой. Только двое из «московских» персонажей романа наказаны смертью — барон Майгель (шпион и наушник) и Берлиоз.
И все-таки большая часть романа посвящена сатирическому высмеиванию и разоблачению лгунов, взяточников, подхалимов, предателей, закосневших московских обывателей. Смех Булгакова берет истоки в смехе Гоголя: использует схожие литературные приемы, вставляет в «Мастера и Маргариту» намеренные отсылки к гоголевским произведениям. Однако, как пишет один из исследователей творчества Булгакова: «Булгаковский смех разит и убивает. Он не светел, как смех Гоголя. Но это и не смех Щедрина. В его карающей силе есть изящество. Он артистичен, этот убийственный смех. Он даже легок и шипуч, как шампанское. Но в это шампанское подмешан яд». За сатирическим изображением действительности в «Мастере и Маргарите» скрывается беспощадная месть автора за трагическую судьбу художника, Мастера, тяжесть которой Булгаков выстрадал всей своею жизнью.

так кто ж ты,наконец?
-Я-часть той силы,что
вечно хочет зла и
вечно совершает благо.

Фауст Гёте

События в " Мастере и Маргарите " начинаются " однажды весной в час небывалого жаркого заката,в Мокве,на Патриарших прудах " .В столице появляются сатана и его свита.Главным представителем нечистой силы является Воланд.

Он грозой проносится над Москвой,наказывая непорядочность,эгоизм и алачность.Воланд появился в столице,чтобы " исправить " героев романа,верша " справедливость " .Он карает взяточников и пьяниц,воздаёт должное Мастеру и Маргарите,которые сохранили верность друг другу и любовь.Суд над ними вершится не по законам добра,а по законам нечистой силы.Воланд судит жителей города по совершенным ими поступкам.И Берлиоз,и Варенуха-доносчик,и пьяница Стёпа Лиходеев-все получают по заслугам.Внезапная встреча с нечистой силой заставляет всех этих и прочих корыстных людей снять маски.Кажется,что все они наказаны по заслугам.А за что же наказаны Мастер и Маргарита? Ведь Воланд знал,что эти два человека добрые,бескорыстные и любящие друг друга.Кажется,что Воланд со своею свитою делают добро,помогают найти Маргарите её Мастера,но их поступки порождали зло.

Мастер отчаянно боролся со злом,но из-за любви к Маргарите он не смог одержать победу над нечистой силой.Воланд ищет в Москве такого человека,который прибегнет к его услугам,но не из-за жадности и ненасытности,а из-за чего-то возвышенного,такого как любовь.Таким человеком,попавшемся в руки сатаны,стала Маргарита.И Воланд овладел её душою,а потом и душою Мастера.Как можно говорить о добре,когда Воланд намеренно решает " помочь " Маргарите,преследуя в этой сделке свою цель.Нечистая сила несёт лишь зло.А пример с Мастером и Маргаритой-это лишь завуалированное зло под маской доброго поступка.Эта помощь шла не от чистого сердца,а от сатанинского изощрённого ума.Почему Воланд берёт на себя обязанность решать чужие судьбы,наказывать и обвинять людей. Ведь на Земле от нескольких поступков сатаны ничего не изменится.

Я думаю, что М.Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом,действительно,мала: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты.

Задачи и тесты по теме "Кто из героев романа М. А. Булгакова Мастер и Маргарита становится жертвой свиты Воланда и почему?"

  • Расположение в алфавитном порядке нескольких слов, начинающихся на одну и ту же букву - Звуки и буквы. Правила правописания 2 класс

Развивая мистическую и сатирическую сюжетную линию в романе-мифе «Мастер и Маргарита», Булгаков изобразил современную действительность. Одна из главных задач писателя состояла в том, чтобы раскрыть нравственные стороны человека. С этой целью автор рисует в романе выразительный мифический персонаж- Воланда, князя тьмы, сопровождаемого свитой (Азазелло, Коровьев, Бегемот, Гелла). В «московских» главах романа, где описана деятельность Боланда и его свиты, Булгаков с помощью всех приемов сатирического - от иронии до гротеска - обнажает духовное ничтожество невежественных, лицемерных, жестоких и жадных людей. Миссия Воланда заключалась в том, чтобы посмотреть, изменилось ли человечество за две тысячи лет, чтобы обличить и наказать людей за содеянное зло, восстановить справедливость. Смысл образа Воланда автор раскрывает при помощи эпиграфа к роману: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (Гете, «Фауст»).

Воланд нанес визит Москве, стране социализма, где жизнь должна быть построена на основе добра и справедливости, чтобы оценить нравственное состояние москвичей. Жертвой свиты Воланда становятся московские обыватели, чиновники, люди, связанные с культурной жизнью Москвы, в первую очередь окололитературной Москвы. Это та жующая литературная братия, которая превратила литературу в источник насыщения своих неумеренных аппетитов.

Первая встреча случилась у Воланда с председателем МАССО-ЛИТа Михаилом Александровичем Берлиозом и поэтом Иваном Бездомным, которые поспорили с ним о существовании Бога. Иван Бездомный, воспитанный на пропаганде атеизма, утверждал, что человек сам управляет своей жизнью, а не Бог. А Берлиоз, лживый и бессовестный человек, не верил ни в Бога, ни в дьявола и, пользуясь своим служебным положением, нравственно разлагал таких молодых поэтов, как Иван Бездомный. Князь тьмы, испытывая своих собеседников, предоставил им шанс проявить порядочность и задуматься о не-познанности мира. Но напрасно. За самоуверенность и ограниченность, за тупое настаивание па том, что не бывает того, чего они не видели, Берлиоз поплатился жизнью, а Иван Бездомный угодил в сумасшедший дом. Они пострадали не только за безнравственность и глупость, но и за ограниченность познания, так как не допускали даже мысли о существовании какой-либо потусторонней силы.

Следующей жертвой свиты Воланда стал директор варьете Степа Лиходеев, бездельник, пьяница и развратник, которого визитеры отправили в Ялту. Коровьев так резюмировал его поведение: «Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое служебное положение». А затем находчивый Азазелло предложил «выкинуть ко всем чертям из Москвы» Степу Лиходеева. Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества, по словам Воланда, «выжига и плут», пострадал за жадность и взятки (его арестовали за хранение валюты). Заслуженное возмездие настигает и Сокова - буфетчика варьете. Он вор, накопивший ка обмане покупателей огромную сумму денег, которую «хранит в пяти сберкассах» ж «дома под полом». В день сеанса черной магии он торгует осетриной «второй свежести». Убедившись в том, что в Сокове нельзя пробудить совесть, Воланд со своей командой предсказывает ему смерть «через девять месяцев от рака печени в клинике первого МГУ, в четвертой палате». А Коровьев и вовсе добивает вора, сообщая, что после смерти Сокова его деньги достанутся государству.

При помощи мистики, фантастики Булгаков осмеивает все, что утратило извечные истины, отвернулось от добра, ожесточилось и изолгалось. С горькой иронией описывает автор сеанс черной магии в театре Варьете, проводимый Коровьевым-Фаготом и котом Бегемотом. Воланд со свитой подверг испытанию людей ра жадность. После фокуса с картами, когда один гражданин обнаружил у себя в кармане большую пачку денег, зрителей взволновало не чудо их появления, а настоящие они или фальшивые. А когда посыпался «денежный дождь», люди кинулись за деньгами и были готовы раздавить друг друга, забыв о человеческом достоинстве. Жоржу Бенгальскому, потребовавшему «разоблачения», публика предложила оторвать голову, что было мгновенно исполнено. И только женский крик о пощаде заставил людей опомниться. Поэтому Воланд с грустью заключает: «Ну что же... они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... В общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...» Воланд, увидя, что в людях еще осталось милосердие, готов простить им жестокость. Следующей проверке подверглись женщины, которые проявили себя не лучшим образом, кидаясь на сцену за дармовым добром. Таким образом, публика продемонстрировала свои обывательские нравы. Конечно, деньги, сыпавшиеся с неба дождем, обратились в простые бумажки, а одежда, обувь с дам исчезли, как бы обнажая их духовную нищету.

Итак, Воланда со свитой волновал вопрос, изменилось ли «московское народонаселение», он хотел проверить нравственную природу человека. Что же он увидел? В Москве все также, процветают воровство, доносительство, взяточничество и люди утратили нравственные ценности. Против людей без совести и чести и был направлен карающий меч правосудия свиты Воланда. Чтобы восстановить справедливость, по мысли Булгакова, со злом следует бороться силами зла.




Top