Кто такой раскольников и его характеристика. "Преступление и наказание": главные герои

Раскольников Родион Романович – главный герой романа. Романтик, гордая и сильная личность. Живет в Петербурге на съемной квартире. Крайне беден. Бывший студент юридического факультета, который он оставил из-за бедности и своей теории.
Сознание героя мучают два вопроса: «позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство?» и «Тварь ли я дрожащая или право имею». Чтобы разрешить их, Раскольников убивает старуху-процентщицу и, случайно, ее убогую беременную сестру Лизавету.
Сама мысль о насилии вызывает у Родиона отвращение. Во сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, проявляется истинная сущность личности героя. Человек не может преступить нравственный закон без духовных страданий и смерти.

Но Раскольников все же идет на преступление. «Идея» проникла в его подсознание и полностью управляет героем.
После убийства Раскольников переживает глубочайшее духовное потрясение. Он ощущает себя отчужденным от всех людей, одним в «ледяной пустыни». У героя проявляется горячка, он близок к помешательству и самоубийству. Тем не менее, он помогает семье Мармеладова, отдавая ей последние деньги.
Иногда герою кажется, что он сможет жить с «черным пятном на совести». В нем пробуждаются гордость и самоуверенность. Из последних сил он противостоит следователю Порфирию Петровичу.
Постепенно герой начинает осознавать ценность обычной жизни: «Как бы ни жить – только жить!» Его гордость сокрушена, он готов смириться с тем, что он обычный человек, со всеми слабостями и недостатками. Раскольников больше не может молчать: он признается в своем преступлении Соне. Та советует ему всенародно покаяться на Сенной площади. Но герой так и не смог произнести там «я убил». Он идет в полицейский участок и признается во всем. Героя осуждают на семь лет каторги. Вслед за Родионом на каторгу отправляется полюбившая его Соня. На каторге Раскольников долго болеет. Он мучительно переживает свою «обыкновенность», не желает смириться с ней, ни с кем не общается. Воскрешает же его к новой жизни любовь Сонечки и собственная любовь Раскольникова к ней.

  • Князь Валковский - характеристика героя (персонажа) (Униженные и оскорбленные Достоевский Ф.М.) - -
  • Старуха-процентщица - характеристика героя (персонажа) (Преступление и наказание Достоевский Ф.М.) - -
  • Сонечка Мармеладова - характеристика героя (персонажа) (Преступление и наказание Достоевский Ф.М.) Вариант 3 - -

Роман Достоевского – удивительное произведение русской литературы. О нем спорят во все столетия. Никто не может пройти мимо текста, не оставив в нем частичку своей души.

Образ и характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» - это основные части содержания, дающие понимание всему сюжету книги и состоянию целой эпохи русской истории.

Внешность героя

Для понимания характера и проникновения в суть персонажа начинают с внешности. Родион Раскольников – соединение красоты лица и фигуры с бедностью одежды. О внешности сказано в романе немного, но представить молодого человека несложно:
  • пронзительные глаза темного цвета;
  • «…все лицо прекрасное…»;
  • замечательно «…хорош, … привлекателен собой…»;
  • Темные волосы;
  • Чуть выше среднего по росту;
  • Тонкая и стройная фигура;
  • Черты лица юноши тонкие и выразительные;
Контраст внешности и одежды удивителен. Вещи поражают мешковатостью, грязью и бедностью. Обычный прохожий посчитал бы его одежду лохмотьями и постеснялся бы выйти в ней на улицу, но Родион спокоен и уверен в себе. Как одет Родион:
  • «…широкое, крепкое, из какой-то толстой бумажной материи летнее пальто…»;
  • «…очень широкое, настоящий мешок…» (о пальто);
  • «… рассыльный, лучше одет…».
Одежда – становится причиной нелюдимости, от юноши просто хочется отодвинуться, отойти в сторону.

Положительные черты характера

Бедный студент – юрист 23 лет по социальному статусу является мещанином, но в характере нет типичных признаков данного класса. Обнищавшие мещане потеряли связь со своим положением. Мать и сестра по воспитанности более близки к высшим кругам общества, чем Родион.
  • Ум и образованность. Родион учится легко. Он не заводит друзей, потому что способен сам постичь все науки, ему не нужна помощь и поддержка.
  • Хороший сын и брат. Родион любит мать и сестру больше самого себя. Он обещает не переставать их любить, но у него нет средств для их содержания.
  • Владение литературным талантом. Раскольников пишет статьи. Он не интересуется их судьбой, как многие талантливые люди. Главное, создать. Его труд печатают в газете, а он даже е знает об этом.
  • Смелость. Об этом качестве говорит весь сюжет романа: трус не смог бы решиться проверить теорию, то есть пойти на убийство. Родион всегда имеет свое мнение, не боится его доказывать и обосновывать.

Отрицательные наклонности

Первое впечатление от молодого человека – угрюмый и мрачный. Автор сразу ставит его в рамки психологического портрета – меланхолик. Юноша поглощен внутренними мыслями, он вспыльчив. Каждое внешнее проявление внимания ему мешает и вызывает негатив. Раскольников обладает рядом черт, которые нельзя отнести к положительным:
  • Чрезмерная необоснованная гордость. Родион надменен и самолюбив. Когда в нем появились такие качества? Непонятно. Почему он решил, что может так относиться к окружающим? Читатель ищет ответы в тексте. Чувство мешает доброму сердцу Раскольникова, вызывает в нем злобу, жестокость и жажду преступления.
  • Тщеславие. Неприятное чувство не скрывается юношей. Он смотрит на окружающих так, как будто постоянно видит в них слабые стороны. Иногда юноша ведет себя с окружающими как «заносчивый молокосос», мальчишка.
Самое страшное качество юноши – стремление разбогатеть за счет другого. Если бы преступление осталось нераскрытым, удалось бы все, что задумал герой, он стал бы состоятельным человеком. Его богатство – это слезы таких же, как он. Достаток мог бы изменить доброго человека, сделать из него еще более циничного Свидригайлова. Можно, конечно, оспорить такое мнение, но судьбы других героев романа показывают, что делают деньги с человеком.

В центре романа "Преступление и наказание" стоит образ Родиона Раскольникова и его теория о делении людей на два разряда и о праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для достижения своей цели. Ф.М. Достоевский иллюстрирует зарождение идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Именно поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне отразить теорию Родиона Раскольникова, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности.

Образ Раскольникова является духовным и композиционным центром романа. Внешнее действие лишь обнаруживает его внутреннюю борьбу. Он должен пройти через мучительное раздвоение, почувствовать на себе все "за" и "против", чтобы понять себя и нравственный закон, нерасторжимо связанный с человеческой сущностью. Герой разгадывает загадку собственной личности и вместе с тем загадку человеческой природы.

С первых страниц романа Ф.М. Достоевский симпатизирует своему персонажу. Он описывает Родиона Раскольникова как человека с привлекательной внешностью "...он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен". Однако, несмотря на определенную симпатию к образу Раскольникова, Ф.М. Достоевский рисует нам человека погрязшего в нищете: "Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу". Здесь явно чувствуется тяга Ф.М. Достоевского к символизму и антитезе.

Родион Раскольников и поставил сам перед собою вопрос: "Тварь я дрожащая или право имею?" Главным образом для ответа на этот вопрос Раскольников и решился на убийство мерзкой старушонки.

В начале романа образ Раскольникова окружен таинственностью, он постоянно упоминает о некоем "деле", на которое хочет покуситься. Родион живет в комнатке, похожей на гроб. Отъединившись от всех и замкнувшись в своем углу, он вынашивает мысль об убийстве. Окружающий мир и люди перестают быть для него подлинной реальностью. Однако "безобразная мечта", которую он вынашивает в течение месяца, вызывает у него отвращение. Он не верит в то, что может совершить убийство, и презирает себя за отвлеченность и неспособность к практическому действию. Он идет к старухе-процентщице для пробы – место осмотреть и примериться. Раскольников думает о насилии, а душа его корчится под бременем мирового страдания, протестуя против жестокости. Во сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, явлена правда его личности, правда земного нравственного закона, который он все-таки намерен преступить, отворачиваясь от этой правды.

Образ Родиона Раскольникова - это образ человека суеверного и склонного к преувеличению и паранойе. "Следы суеверия оставались в нем еще долго спустя, почти неизгладимо. И во всём этом деле он всегда потом наклонен был видеть некоторую как бы странность, таинственность, как будто присутствие каких-то особых влияний и совпадений".

Образ Раскольникова не лишен доброты и благородства. Ф.М. Достоевский особенно подчеркивает их, когда Родион отдает деньги семье Мармеладова и спасает от преследования пьяную девочку на бульваре. Кроме того, писатель пытается оправдать своего героя подчеркивая, что одна из причин, по которой он убивает старуху-процентщицу – это желание помочь матери и сестре, которая решается выйти замуж за Лужина, чтобы материально помогать брату.

По мнению русского писателя и критика Сергея Аскольдова, образ и имя Раскольникова приобретает символическое значение: раскол означает раздвоение, понимаемое в широком смысле. Здесь и этическое раздвоение Раскольникова (убийство – любовь к ближним, преступление – муки совести, теория – жизнь), и раздвоение непосредственного переживания и самонаблюдения – рефлексия.

Д.И. Писарев анализирует социально-психологические причины, толкнувшие Родиона Раскольникова на преступление, и объясняет его бесчеловечностью и противоестественностью существующего строя. В статье критика Н. Н. Страхова "Наша изящная словесность" выдвигается на первый план мысль, что Ф.М. Достоевский вывел в лице Родиона Раскольникова новый образ "нигилиста", изобразив "...нигилизм не как жалкое и дикое явление, а в трагическом виде, как искажение души, сопровождаемое жестоким страданием". Страхов увидел образе Раскольникова черту "истинного русского человека" – своего рода религиозность, с которой он предается своей идее, стремление дойти "до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум".

Несмотря на всю трагичность романа Ф.М. Достоевский заканчивает "Преступление и наказания" оптимистичными мечтами Раскольникова о счастье. Писатель дает своему герою второй шанс начать все заново, но с грузом прошлых ошибок. Ф. М. Достоевский подчеркивает, что Раскольников стал более мудрым человеком.

Которого практически сразу стал нарицательным в русской литературе. Этот персонаж в начале романа стоит перед дилеммой - сверхчеловек он или обычный гражданин.

В романе «Преступление и наказание» Федор Достоевский проводит читателя по всем этапам принятия решения и раскаяния после содеянного.

Преступление и наказание

Теория преступления Родиона Раскольникова, которой он пытается решить более глобальные вопросы, впоследствии проваливается. Достоевский в своем романе показывает не только вопросы зла и добра и преступления с ответственностью. Он на фоне моральных разногласий и борьбы в душе у юноши показывает повседневную жизнь петербургского общества девятнадцатого века.

Раскольников, образ которого буквально после первого выхода романа стал именем нарицательным, страдает от несовпадения своих мыслей и планов с реальностью. Он написал статью об избранных, которым позволено все, и пытается проверить, принадлежит ли он к последним.

Как мы убедимся позже, даже каторга не изменила то, что мыслил о себе Раскольников. Старуха-процентщица стала для него всего лишь принципом, через который он переступил.

Таким образом, в романе Федора Михайловича Достоевского сквозь призму страданий бывшего студента раскрываются многие философские и морально-этические вопросы.

Прелесть произведения заключается в том, что автор показывает их не с точки зрения монологов главного героя, а в столкновении с другими персонажами, выступающими как двойниками, так и антиподами Родиона Раскольникова.

Кто такой Раскольников?

Родион Раскольников, образ которого потрясающе описан Федором Михайловичем Достоевским, был бедным студентом. Жизнь в Санкт-Петербурге никогда не была дешевой. Поэтому без постоянного заработка этот молодой человек скатывается в беспросветную нищету.

Родион был вынужден даже бросить учебу в университете, так как не хватало средств ни на что. Впоследствии, когда разберемся с разными гранями его личности, мы убедимся, что этот студент долгое время жил в мире иллюзий.

Итак, почему же Раскольников убийство считал единственным правильным шагом к будущему? Неужели невозможно было пойти другим путем? Далее мы разберемся с мотивами поступка и ситуациями в жизни, которые привели к подобной задумке.

Для начала дадим описание Раскольникова. Он был стройным молодым человеком в возрасте двадцати трех лет. Достоевский пишет, что рост у Родиона был выше среднего, глаза темные, а цвет волос - темно-русый. Далее автор рассказывает, что из-за бедственного одежда студента больше напоминала лохмотья, в которых обычному человеку совестно будет на улицу выйти.

В статье мы рассмотрим какие события и встречи повлекли преступление Раскольникова. Сочинение в школе обычно требует раскрытия его образа. Данная информация способна помочь выполнить это задание.

Итак, в романе мы видим, что Родион, начитавшись западных философов, склонен делить общество на людей двух типов - «твари дрожащие» и «право имеющие». Здесь находит отражение ницшеанская идея сверхчеловека.

Вначале он даже относит себя ко второй категории, что собственно и приводит к убийству им старухи-процентщицы. Но после данного злодеяния Раскольников оказывается неспособным выдержать груза преступления. Оказывается, что юноша изначально относился к обычным людям и не был сверхчеловеком, которому все дозволено.

Преступные прообразы

Литературоведы долгие годы спорили, откуда появился такой персонаж, как Родион Раскольников. Образ этого человека можно проследить как в сообщениях прессы того времени, в литературных произведениях, так и в биографиях знаменитых людей.

Получается, что своим появлением главный герой обязан различным людям и сообщениям, которые были известны Федору Достоевскому. Сейчас мы осветим преступные прообразы Родиона Раскольникова.

В прессе девятнадцатого века известны три случая, которые могли повлиять на формирования сюжетной линии главного героя «Преступления и наказания».

Первым было описанное в сентябре 1865 года в газете «Голос» преступление молодого двадцатисемилетнего приказчика. Его звали Чистов Герасим, и среди знакомых юноша считался раскольником (если свериться по словарю, этот термин в иносказательном понимании означает человека, который поступает вразрез с общепринятыми традициями).

Убил топором двух старых прислужниц в доме одной мещанки, Дубровиной. Кухарка и прачка помешали ему ограбить помещение. Преступник вынес золотые и серебряные предметы и деньги, которые украл из обитого железом сундука. Старух обнаружили в лужах крови.

Злодеяние практически совпадает с событиями романа, однако наказание Раскольникова было немного другим.

Второй случай известен из второго номера журнала «Время» за 1861 год. Там был изложен знаменитый «процесс Ласенера», происходивший в 1830-х годах. Этот человек считался серийным французским убийцей, для которого жизни других людей не значили ровным счетом ничего. Для Пьера-Франсуа Ласенера, как говорили современники, было одинаковым «что убить человека, что выпить стакан вина».

После ареста он пишет мемуары, стихи и прочие произведения, в которых старается оправдать свои преступления. По его версии, он был под влиянием революционной идеи «борьбы с несправедливостью в обществе», которую ему внушили социалисты-утописты.

Наконец, последний случай связан с одним знакомым Федора Михайловича Достоевского. Профессор истории, москвич, родственник купчихи Куманиной (тетки писателя) и второй претендент на ее наследство (наравне с автором «Преступления и наказания»).

Его фамилия была Неофитов, а задержан он был в ходе процесса о выпуске фальшивых билетов внутреннего займа. Считается, что именно его случай натолкнул писателя вложить в мысли Родиона Раскольникова идею мгновенного обогащения.

Исторические прототипы

Если говорить о знаменитых людях, которые повлияли на формирование образа молодого студента, то здесь речь пойдет больше об идеях, чем о реальных событиях или личностях.

Давайте познакомимся с рассуждениями великих людей, которые могли сформировать описание Раскольникова. Кроме того, все их трактаты просматриваются на страницах романа в репликах второстепенных персонажей.

Итак, без сомнения, на первом месте находится произведение Наполеона Бонапарта. Его книга «Жизнь Юлия Цезаря» быстро стала бестселлером девятнадцатого века. В ней император показал обществу принципы своего мировоззрения. Корсиканец считал, что среди общей массы человечества изредка рождаются «сверхлюди». Главное отличие этих индивидуумов от других в том, что им позволено нарушать все нормы и законы.

В романе мы видим отражение этой мысли постоянно. Это и статья Родиона в газете, и размышления некоторых персонажей. Однако Федор Михайлович показывает разнообразное понимание смысла фразы.

Наиболее циничный вариант воплощения идеи в жизнь у бывшего студента. Кого убил Раскольников? Старуху-процентщицу. Однако сам Родион видит событие по-разному в отдельных частях романа. Вначале юноша считает, что «это ничтожнейшее создание» и «убив одно существо, он поможет сотням жизней». Позже мысль перерождается в то, что жертва была не человеком, а «раздавленной вшой». И на последнем этапе молодой человек приходит к выводу, что убил свою собственную жизнь.

Свидригайлов и Лужин также внесли наполеонские мотивы в свои поступки, однако о них речь будет идти позже.

Кроме книги французского императора, похожие идеи были в работах «Единственный и его собственность» и «Убийство как одно из изящных искусств». Мы видим, что в течение романа, студент носится с «идеей-страстью». Но данное событие больше похоже на неудачный эксперимент.

В конце романа мы видим, что на каторге Раскольников понимает ошибочность поведения. Но окончательно юноша не расстается с идеей. Это видно из его мыслей. С одной стороны он сокрушается о загубленной молодости, с другой - сожалеет о том, что признался. Если бы выдержал, может и стал бы для себя «сверхчеловеком».

Литературные прототипы

Описание Раскольникова, которое можно дать образу персонажа, аккумулирует в себе различные мысли и поступки героев других произведений. Федор Михайлович Достоевский через призму сомнений молодого юноши рассматривает многие социальные и философские проблемы.

Например, одинокий герой, бросающий вызов обществу, существует у большинства писателей-романтиков. Так, лорд Байрон создает образы Манфреда, Лары и Корсара. У Бальзака мы узнаем сходные черты в Растиньяке, а у Стендаля - в Жюльене Сореле.

Если учесть, кого убил Раскольников, можно провести аналогию с пушкинской «Пиковой дамой». Там Германн старается обрести богатство за счет старой графини. Примечательно, что старуху у Александра Сергеевича звали Лизаветой Ивановной и юноша ее убивает морально. Достоевский же пошел дальше. Родион реально забирает жизнь женщины с таким именем.

Кроме этого, достаточно большое сходство есть с персонажами Шиллера и Лермонтова. У первого в произведении «Разбойники» есть Карл Моор, который сталкивается с такими же этическими проблемами. А в «Герое нашего времени» Григорий Александрович Печорин находится в схожем состоянии морального экспериментирования.

Да и в других произведениях Достоевского существуют похожие образы. Прежде это «Записки подполья», позже - Иван Карамазов, Версилов и Ставрогин.

Таким образом, мы видим, что Родион Раскольников совмещает в себе противостоящего обществу, и реалистического персонажа со своим окружением, происхождением и планами на будущее.

Пульхерия Александровна

Мать Раскольникова своей провинциальной наивностью и простодушием оттеняет образы столичных жителей. Она воспринимает события более упрощенно, на многое закрывает глаза, кажется, не в состоянии понять. Однако в конце романа, когда вырываются в предсмертном бреду ее последние слова, мы видим, насколько ошибались в предположениях. Эта женщина воспринимала все, однако не показывала водоворот страстей, который бушевал у нее в душе.

В первых главах романа, когда нам представляется Родион Раскольников, письмо матери оказывает значительное влияние на его решение. Сведения о том, что сестра готовится «пожертвовать собой ради блага брата», повергают студента в мрачное настроение. Он окончательно утверждается в мысли убить старуху-процентщицу.

Здесь к его замыслам добавляется стремление уберечь Дуню от проходимцев. Награбленного, по рассуждению Раскольникова, должно хватить, чтобы не нуждаться в финансовых подачках будущего «мужа» сестры. Впоследствии Родион знакомится с Лужиным и Свидригайловым.

Сразу после того, как первый пришел к нему представиться, юноша принимает его в штыки. Почему так поступает Раскольников? Письмо матери прямо говорит, что подлец и плут. Он развивал при Пульхерии Александровне мысль, что лучшая жена - из бедной семьи, так как она полностью во власти мужа.

Из того же письма бывший студент узнает о грязных домогательствах помещика Свидригайлова к сестре, которая работала у них гувернанткой.

Поскольку у Пульхерии Александровны не было мужа, то Родя становится единственной опорой семьи. Мы видим, как мать опекает и заботится о нем. Невзирая на его грубое поведение и необоснованные упреки, женщина стремится помочь всеми силами. Однако она не может пробиться сквозь стену, которую сын выстроил вокруг себя в попытке оградить семью от будущих потрясений.

Дуня

В романе Федор Михайлович Достоевский иллюстрирует различные жизненные позиции и личные философии через противопоставление персонажей. Например, Дуня и Раскольников. Характеристика брата и сестры схожа во многих моментах. Они внешне привлекательны, образованы, мыслят самостоятельно и склонны к решительным поступкам.

Однако Родиона подкосила нищета. Он разуверился в доброте и искренности. Мы видим постепенную деградацию его социальной жизни. В начале романа сообщается, что Раскольников - бывший студент, однако сейчас он вынашивает планы «получения богатства в одночасье».

Авдотья Романовна же, его сестра, стремится к лучшему счастливому будущему, но на более реалистичных позициях. Она, в отличие от брата, не мечтает о моментальном богатстве и не питает романтических иллюзий.

Кульминация их противопоставления выражается в готовности к убийству. Если Раскольникову удается и он идет на это, чтобы доказать себе собственное превосходство, то у Дуни дела обстоят совершенно иначе. Она готова забрать жизнь Свидригайлова, но только из-за самозащиты.

Наказание Раскольникова мы видим в течение большей части романа. Оно начинается не на каторге, а сразу после смерти старухи. Терзающие сомнения и переживания по поводу хода следствия мучают студента больше, чем последующие годы в Сибири.
Дуня же, отстояв свое право на свободу, получает в награду счастливую жизнь в Петербурге.

Таким образом, сестра Раскольникова оказывается более активной, чем мать. И ее влияние на брата сильнее тем, что они обоюдно заботятся друг о друге. Он видит определенную отдушину в том, что помогает ей найти вторую половинку.

Раскольников и Мармеладов

Мармеладов и Раскольников фактически являются полной противоположностью. Семен Захарович является вдовцом, титулярным советником. Он достаточно пожилой для этого чина, однако его поступки объясняют подобный поворот событий.

Мы узнаем, что он безбожно пьет. Взяв в жены Екатерину Ивановну с детьми, Мармеладов переезжает в столицу. Здесь семья постепенно опускается на дно. Доходит до того, что родная дочь идет на панель, чтобы прокормить семью, пока Семен Захарович «валяется пьяненький».

Но в формировании образа Раскольникова имеет значение один эпизод с участием этого второстепенного персонажа. Когда юноша возвращался с «рекогносцировки» будущего места преступления, он оказался в трактире, где познакомился с Мармеладовым.

Ключевой является одна фраза из исповеди последнего. Он, обрисовывая вопиющую нищету, говорит «нет совершенно никаких преград». Родион Романович оказывается в мыслях в этом же положении. Бездействие и мрачные фантазии привели его в крайне бедственное положение, из которого он видел только один выход.

Получается, что разговор с титулярным советником накладывается на отчаяние, которое испытывал бывший студент после прочтения письма от матери. Вот с такой дилеммой сталкивается Раскольников.

Характеристика Мармеладова и его дочери Сони, которая впоследствии станет окном в будущее для Родиона, сводится к тому, что они покорились фатализму. В начале юноша пытается повлиять на них, помочь, изменить жизнь. Однако в конце он гибнет под прессом вины и отчасти принимает взгляды и жизненную философию Сони.

Раскольников и Лужин

Лужин и Раскольников похожи в неуемном тщеславии и эгоизме. Однако Петр Петрович намного мельче душонкой и глупее. Себя он считает успешным, современным и респектабельным, говорит, что создал сам себя. Однако по факту оказывается всего лишь пустым и лживым карьеристом.

Первое знакомство с Лужиным происходит в письме, которое Родион получает от матери. Именно от брака с этим «подлецом» юноша пытается спасти сестру, что и подталкивает его на преступление.

Если сравнить эти два образа, оба мнят себя практически «сверхлюдьми». Но Родион Раскольников более молодой и подвержен романтическим иллюзиям и максимализму. Петр Петрович же, наоборот, все старается загнать в рамки своей глупости и узколобости (хотя сам себя считает очень умным).

Кульминация противостояния этих героев происходит в «нумерах», где незадачливый жених по собственной жадности поселил невесту с будущей тещей. Здесь в крайне мерзкой обстановке он показывает свое истинное лицо. И результатом становится окончательный разрыв с Дуней.

Позже он попытается скомпрометировать Соню, обвинив ее в воровстве. Этим Петр Петрович хотел доказать несостоятельность Родиона в выборе знакомых, которых он вводит в семью (ранее Раскольников познакомил дочку Мармеладова с матерью и сестрой). Однако его гнусный план проваливается, и он вынужден сбежать.

Раскольников и Свидригайлов

В романе «Преступление и наказание» Раскольников, образ которого проходит эволюцию в процессе развития событий, сталкивается со своими антиподами и двойниками.

Однако прямого сходства нет ни с одним персонажем. Все герои выступают как противоположность Родиона или имеют более развитую определенную характеристику. Так Аркадий Иванович, как мы знаем из письма, склонен к постоянной погоне за наслаждениями. Он не гнушается и убийством (в этом его единственное сходство с главным героем).

Однако Свидригайлов предстает персонажем с двойственной натурой. Он вроде и рассудительный человек, но разуверившийся в будущем. Аркадий Иванович пытается принуждением и шантажом заставить Дуню стать его женой, но девушка дважды стреляет в него из револьвера. Ей не удалось попасть, но, как результат, помещик теряет всякую надежду на возможность начать жизнь с нуля. В итоге Свидригайлов совершает самоубийство.

Родион Раскольников видит в решении Аркадия Ивановича свое возможное будущее. Он уже несколько раз ходил смотреть на реку с моста, подумывая прыгнуть вниз. Однако Федор Михайлович помогает юноше. Он дает ему надежду в виде любви Сонечки. Эта девушка заставляет бывшего студента признаться в преступлении, а после следует за ним на каторгу.

Таким образом, в данной статье мы с вами познакомились с ярким и неоднозначным образом Родиона Раскольникова. В романе «Преступление и наказание» Достоевский с хирургической точностью препарирует душу преступника, чтобы показать эволюцию от решимости, навеянной иллюзиями, к подавленности, после столкновения с реальностью.

Родион Раскольников - молодой человек, студент, живущий в Санкт-Петербурге вдали от матери и сестры. Обучение он не может окончить из-за тяжелого материального положения. Описание его душевного состояния занимает в романе центральное место. Не зря писатель Федор Достоевский начинает описывать Раскольникова не с внешних его черт, а именно рисуя душевный портрет:

«Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься»

Родион красив и привлекателен для девушек. Однако он погружен в себя.

«Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался...»

Бедность Родиона бросается в глаза, она становится объектом насмешек на улице:

«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу... крикнул ему вдруг, проезжая: "Эй ты, немецкий шляпник!" - и заорал во все горло, указывая на него рукой, - молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская. но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону...»

Убив из-за денег старуху-процентщицу, Родион Раскольников переживает сильнейший стресс, но не по причине страшных воспоминаний или угрызений совести. Раскольников боится наказания. Он иногда готов даже покаяться и признаться в убийстве, но через минуту дико боится, что его кто-нибудь «раскусит»:

«Он чувствовал во всем себе страшный беспорядок. Он сам боялся не совладеть с собой. Он старался прицепиться к чему-нибудь и о чем-нибудь думать, о совершенно постороннем, но это совсем не удавалось....Раскольников в бессилии упал на диван, но уже не мог сомкнуть глаз; он пролежал с полчаса в таком страдании, в таком нестерпимом ощущении безграничного ужаса, какого никогда еще не испытывал. ...»

Со временем Раскольников не выдерживает и находит человека, которому может исповедоваться в своем грехе, облегчить душу, выговориться - Соню Мармеладову. Перед тем, как сказать ей это, он чувствует сильное волнение:

«Эта минута была ужасно похожа, в его ощущении, на ту, когда он стоял за старухой, уже высвободив из петли топор, и почувствовал, что уже «ни мгновения нельзя было терять более».

Увидев безграничную любовь Сони к нему даже после признания, Раскольников ощущает в себе вновь человека, достойного тепла от других:

«Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах...»

В любовь Сони Раскольников не верит очень долго. Не верит он, и что достоин какой-либо любви и лучшей жизни сам:

«Ну вот, ты плачешь и опять меня обнимаешь, - ну за что ты меня обнимаешь? За то, что я сам не вынес и на другого пришел свалить: «страдай и ты, мне легче будет!» И можешь ты любить такого подлеца?... Я потому и пришел, что зол.... трус и… подлец!»

Хотя Родиону удалось скрыться от следствия, он сам приходит в полицию и признается в убийстве. Раскольников сам сознательно выбирает искупить свою вину на каторге, понести заслуженное наказание.

«Преступник твердо, точно и ясно поддерживал свое показание, не запутывая обстоятельств, не смягчая их в свою пользу, не искажая фактов, не забывая малейшей подробности...»

На каторге Раскольников держится гордо, «уверяя, что все эти заботы о нем только досаждают ему...». Каторжные не полюбили Раскольникова, один даже готов был его убить. Сам Родион тоже чуждается всех. Его раскаяние теперь кажется ему самому глупой игрой.

«Он стыдился даже и пред Соней, которую мучил за это своим презрительным и грубым обращением. Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он бы снес тогда всё, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и покориться пред «бессмыслицей» какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя....Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною. ..»

Свет в окошке неожиданно проливается на этого человека в финале романа вместе со взаимным чувством к Соне Мармеладовой, что поехала заботиться о нем на каторге.

«Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени... В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…»




Top