Кто запечатлен на памятнике медный всадник. История создания памятника "медный всадник"

В начале XX в. Москва. Крымский мост через, расположен на трассе, соединяет с. Единственный в Москве мост висячей конструкции. Построен в 1938 (инженер Б.П. Константинов, архитектор). На месте современного моста находился Никольский… … Москва (энциклопедия)

Крымский мост Крымский мост висячий мост в Москве, проходит через Москву реку Крымский мост 9Д издательство в Москве … Википедия

Крымский: Персоналии Крымский, Агафангел Ефимович (1871 1942) советский историк, писатель, переводчик, востоковед, тюрколог и семитолог, один из организаторов и академик Академии наук Украины. Крымский, Гермоген Филиппович (род. 1937) советский и … Википедия

Мост Богдана Хмельницкого Мост Богдана Хмельницкого (Киевский пешеходный мост) … Википедия

Вид на мост … Википедия

Координаты: 55°44′29″ с. ш … Википедия

Висячий мост мост, в котором основная несущая конструкция выполнена из гибких элементов (кабелей, канатов, цепей и др.), работающих на растяжение, а проезжая часть подвешена. Висячие мосты часто называют «подвесными», однако в специализированной … Википедия

Большой Краснохолмский мост … Википедия

Висячий мост мост, в котором основная несущая конструкция выполнена из гибких элементов (кабелей, канатов, цепей и др.), работающих на растяжение, а проезжая часть подвешена. Висячие мосты часто называют «подвесными», однако в… … Википедия

Книги

  • Крымский мост. Киноповесть , Мирослав Палыч. …Он долго греб на галере и весь в пыли и вспотевший забежал в супермаркет промочить горло, захватив с собой весло… Книга не совсем об этом. По сути она сценарий культового, разумеется,… электронная книга
  • Крымский мост. До и после поездки , Александр Давыдов. В книге собраны стихотворения, написанные под впечатлением строительства моста между Крымом и Таманью. Автору довелось побывать на этой грандиозной стройке в числе победителей конкурса…

Архитектурные, инженерные и технические решения, заложенные в это сооружение, и сегодня оцениваются как вполне современные и даже прогрессивные. Удивительнее всего то, что мост-ветеран в наше время транспортных пробок не стал узким местом сверхзагруженного Садового кольца. В общем, он в полной мере воплотил принципы архитектуры, сформулированные еще в древнем Риме Витрувием – Красота, Прочность, Польза.

У нынешнего Крымскою моста были предшественники. Переправа здесь существовала исстари. Первоначально это был просто брод. В межень река мелела настолько, что, по словам очевидцев, в ней могли играть по колено в воде пятилетние ребятишки. Лишь паводки ненадолго прерывали бесперебойное сообщение между берегами. За мелководьем закрепилось название Крымский брод. С давних пор и до наших дней бытует объяснение, будто бы в этом месте крымские татары во время набегов обычно переправлялись через реку. Однако анализ исторических источников не подтверждает это. Гораздо более обоснована версия о происхождении названия брода и нескольких других местных топонимов от близлежавшего Крымского двора, на котором в XVI-ХVII вв. останавливались послы, гонцы и торговцы из Крымского ханства.

По сведениям москвоведа О. Иванова название Крымский брод впервые встречается в «Записной книге Тайного приказа» за 1673 г. Но еще раньше москворецкое мелководье сыграло немалую роль в военных событиях Смутного времени. В августе 1612 г. войско гетмана Ходкевича попыталось деблокировать польско-литовский гарнизон, осажденный в Кремле и Китай-городе ополченцами Минина и Пожарского и казаками Трубецкого.

В ходе сражения 22 августа русская конница ударила от Крымского Двора через брод во фланг неприятелю, штурмовавшему Чертольские ворота Скородома. Когда 24 августа Ходкевич повторил наступление уже через Замоскворечье, Козьма Минин с тремя конными сотнями перешел реку на помощь казакам. Смяв две польские роты у Крымского двора, он довершил общий разгром противника. Победа в том сражении предопределила скорое освобождение Москвы.

В дни мира древняя переправа жила обыденной жизнью. Крымский брод не только вошел в бытовую повседневность, но и прозвучал на страницах русской литературы. Близ него происходит завязка и трагическая развязка основного сюжета повести Тургенева «Муму». Здесь Герасим спас барахтавшегося в прибрежной тине щенка и отсюда же на лодке отправился исполнять жестокую волю барыни. Одна из ключевых сцен другого тургеневского произведения, «Первая любовь», тоже происходит у Крымского брода. Для Тургенева это было хорошо знакомое место – он жил в доме матери неподалеку, на Остоженке. Упомянут Крымский брод и в «Войне и мире» Л. Толстого.

Место это называлось бродом даже тогда, когда здесь давно уже навели мост. Конец самому знаменитому московскому мелководью наступил только в 1836 г. Тогда чуть ниже по течению была сооружена Бабьегородская плотина, поднявшая уровень реки на 2,8 метра. («...Насупротив Хамовников, вон пожарная каланча...глы-бко тама, дна не достать» – говорит персонаж рассказа И. Шмелева).

По-видимому, первый мост на переправе появился очень давно. В 1783-1786 гг. на Москве-реке производились большие гидротехнические работы. В связи с ремонтом Б. Каменного моста русло выше него запрудили временной плотиной, направив часть стока в специально прорытый Водоотводный канал. Крымский брод тогда затопило.

В сентябре 1786-го московский главнокомандующий П.Д. Еропкин доносил Екатерине II о сооружении здесь нового деревянного наплавного моста. Подобные переправы использовались в Москве издревле. Крымский «живой» мост в XVIII в. представлял собой ряд связанных пеньковыми веревками и закрепленных на 39 вбитых в дно сваях плотов, составленных из 8,5 – метровых сосновых бревен с настилом из струганных досок, огражденным жердевыми крашеными перилами. На мост входили через специальные ворота. Вдоль Крымского вала к ним вела деревянная 415-метровая мостовая. Мост наводился каждую весну после схода воды.

Права на эксплуатацию и ремонт сложного и дорогостоящего сооружения обычно отдавались в подряд по конкурсу московским предпринимателям. Так, в 1814 г, согласно контракту с купцом И. Крыловым, на эти цели казна выделяла 12900 рублей. Любопытно, что в XVIII веке мост официально назывался Никольским или Николаевским по соседней церкви св. Николая Чудотворца в Хамовниках. Потом бытовало наименование Никольский на Крыму или на Крымском броду. Лишь постепенно мост обрел постоянное имя – Крымский.

В 1812 г. на сооружение легла большая нагрузка. По Крымскому мосту отступали из Москвы некоторые колонны русских войск, уходили «от супостата» москвичи, двигались части и обозы наполеоновской армии. Когда центр города потонул в море огня, сюда на периферию потянулись беженцы. Спасаясь от пожара и мародеров, они по Крымскому мосту стекались на Орлов луг (ныне здесь ЦПКиО).

Сохранился любопытный рассказ как монахиня Назарета, возвращаясь из Замоскворечья в свой Зачатьевский монастырь на Остоженку, испугалась французских кавалеристов, бросилась с настила в реку и начала тонуть. Тогда один из французов въехал в воду и спас утопающую.

По Крымскому мосту пролег один из маршрутов отступления наполеоновской армии из Москвы. Панорама этого великого исхода, увиденная Пьером Безуховым, описана в «Войне и мире».

К 1817 году Крымский мост по оценке официального документа «пришел в такую ветхость, что во многих местах по оному не возможно иметь проезду». В 1823-м его сильно повредило осенним наводнением и ледоходом.

Конструкцию моста пришлось совершенствовать. Настил подняли на высокие деревянные быки. Благоустраивались и подходы к мосту. В 1830-1831 гг. от Калужских ворот через затопляемую пойму по насыпи длиной 788 м и высотой 5 м проложили хорошее шоссе. Масштаб работ удивлял москвичей.

Одно время подряд на эксплуатацию и починку Крымского моста держал дед известного писателя И. Шмелева. Сам Иван Сергеевич провел в этих местах детство и отрочество. И не случайно в его воспоминаниях и произведениях не раз возникает Крымский мост: «Направо голубеет Крымский мост, железный, сквозной, будто из лесенок. Я знаю, что прибиты на нем большие цифры – когда въезжаешь в него, то видно: 1873 год – год моего рождения».

Это написано уже о новом, капитальном Крымском мосте. Необходимость его постройки была обусловлена бурным развитием Москвы во второй половине XIX в., взрывным увеличением транспортных потоков. Мост сооружался по проекту инженера В. К. Шпейера. За основу была принята прогрессивная для своего времени схема, уже опробованная при строительстве Дорогомиловского и Краснохолмского мостов, а также аналогичных сооружений в Варшаве, Орле, Ельце и других местах империи.

Работы производились в 1872-1873 гг. Новопостроенный Крымским мост состоял из двух железных 64-метровых ферм, установленных на каменных быках. Транспорт шел в своего рода решетчатом тоннеле шириной 17 м. По сторонам ферм на консолях были устроены тротуары для прохожих. Въезды на мост получили вид декоративных порталов, наподобие триумфальных ворот. Эстетика «железного века» пришлась, однако, по вкусу не всем москвичам. Крымский мост они прозвали «мышеловкой». Вспомним, что аналогичный мост в Варшаве Александр Блок в поэме «Возмездие» сравнил с тюрьмой.

Тем не менее, транспортные возможности новой переправы сравнительно со старой значительно возросли. На рубеже ХIХ-ХХ вв. по Крымскому мосту прошла линия конки, а затем трамвая. В революционные дни осени 1917-го за столь важный пункт развернулись упорные бои. Замоскворецкие красногвардейцы и солдаты 55-го запасного полка захватили Крымским мост после перестрелки с юнкерами, засевшими в здании Николаевского лицея, где ныне Дипломатическая академия. Успех позволил большевикам развернуть решающее наступление на Остоженке.

Старый Крымский мост не блистал особой красотою, но исправно прослужил шесть десятилетий. Служил бы и дальше, но изменилась эпоха. Сталинский план реконструкции столицы СССР предусматривал резкое увеличение транспортных возможностей Садового кольца, а также полное переустройство речных сооружений на обновленном москворецком водном пути. В числе других городских мостов замене подлежал и Крымский. В 1937 г. старую конструкцию передвинули на 50 метров ниже по течению, а на ее прежнем месте развернулось новое строительство. Через два года решетчатые фермы и вовсе отбуксировали за город к деревне Заозерье на трассу Рязанского шоссе для дальнейшей эксплуатации.

Новый Крымский мост был открыт в 1938 г. Его авторы – архитектор А.В. Власов и инженер Б.П. Константинов. Элементы стальной конструкции изготавливались на Новокраматорском машиностроительном заводе, рабочие которого и собрали ее на бетонных опорах всего за 56 дней.

Первоначально предполагалось, что на Садовом кольце одновременно с Крымским мостом появится его Краснохолмский брат-близцец. Однако по условиям местности на Красных холмах пришлось применить иное архитектурно-инженерное решение. Висячий большепролетный Крымский мост надолго остался единственным сооружением такой конструкции на Москве-реке. Лишь в 2007-м вступил в строй его отдаленный потомок – вантовый Живописный мост у Серебряного бора. Был, впрочем, и предок. Еще в 1822г. инженер де Витте соорудил на Водоотводном канале в створе Балчуга и Пятницкой первый в Москве подвесной металлический мост, названный Чугунным. Он простоял до 1889 г. и был заменен новым, существующим и ныне.

В зеркале цифр Крымский мост выглядит внушительно. Общая длина – 671 м, в том числе речной пролет – 168 м. Ширина моста – 38,4, из которых на проезжую часть приходится 24,5 м. Могучие пилоны высотой 29,7 м поддерживают 297-метровые цепи, составленные из пластинчатых пакетов. На этих цепях и подвешено полотно моста. Вся же стальная клепаная конструкция весит около 10 тыс. тонн.

Архитектурный образ Крымского моста создается, в первую очередь, прекрасным воздушным силуэтом. Декоративное убранство играет вспомогательную роль. Пилоны, выполненные в виде ростральных колон, украшенных корабельными носами, а также светильники на въезде со стороны Крымского вала, напоминающие фонари маяков, явно иллюстрируют популярный в то время тезис «Москва – порт пяти морей». Оригинально, как и миниатюрная колоннада коринфского ордера, решены перила тротуаров.

Биография Крымского моста прочно вошла в контекст истории столицы. Во время Великой Отечественной войны он был звеном внутреннего городского оборонительного рубежа Москвы и важной военной коммуникацией. Подступы к нему защищали огневые точки, с воздуха прикрывали зенитки. В октябре 1941 г., когда возникла опасность захвата города, Крымский мост в числе других был заминирован и подготовлен к взрыву. Его не раз, но без успеха бомбила немецкая авиация. Полвека спустя, на рубеже 1980-1990-х гг. мост стал одним из центров общественной активности. По нему тогда шествовали многотысячные манифестации самых разных сил. Случались и уличные побоища.

Градостроительное значение Крымского моста огромно. Он как магнит притягивает глаз, «держит» необъятное москворецкое пространство, которое без него неизбежно распалось бы, утратило гармонию ансамбля. Мост создавался в единой архитектурной композиции с его окружением, прежде всего, с Центральным парком культуры и Пушкинской набережной. У него с ними один зодчий – А. В. Власов. Посетители ЦПКиО стали и основными пешеходами Крымского моста. Он и по сей день – место прогулок, фотографий на память, свиданий. Сама архитектура Крымского моста романтична, эмоциональна. Не случайно, его образ не раз использовался в кинематографе. Достаточно вспомнить знаменитые «Летят журавли».

Крымский мост, зримое воплощение полета, давно и прочно удерживает московское первенство по суицидальным попыткам. Его же облюбовали для испытания и демонстрации своей лихости верхолазы-любители. То и дело на высоченные пилоны взбираются те, кто пытается протестовать против чего-либо, или просто заявить о себе. Для МЧС это постоянная «горячая точка». Но в восприятии большинства москвичей Крымский мост был и остался местом мирным и красивым, одним из самых выразительных образов родного города.

Борис Арсеньев, «Якиманка от А до Я»©– проект Энциклопедия одного района

«Герасим шел не торопясь и не спускал Муму с веревочки. Дойдя до угла улицы, он остановился, как бы в раздумье, и вдруг быстрыми шагами отправился прямо к Крымскому Броду. На дороге он зашел на двор дома, к которому пристраивался флигель, и вынес оттуда два кирпича под мышкой. От Крымского Брода он повернул по берегу, дошел до одного места, где стояли две лодочки с веслами, привязанными к колышкам (он уже заметил их прежде), и вскочил в одну из них вместе с Муму…»

Так печально закончилась жизнь нашей знаменитой землячки. Если бы Зураб Церетели был менее меркантилен и более великодушен, то соорудил бы на этом месте не памятник Петру I, а композицию посвященную милосердию, со скульптурой тургеневской героини в центре. А еще бы эта композиция напомнила о сотнях тысяч москвичей, погибших в течение не одного века на этом месте от набегов крымских татар. Происхождение слова «крым» по одной из версий восходит к татарскому глаголу «кырмах», то есть резать. От него «кырым» — резня. И эту кровожадную культуру прививали нам татары у Крымского Брода.

Москва-река здесь по воспоминаниям М.Н.Загоскина была по колено пятилетним ребятишкам, а на отмелях расхаживали галки и вороны. В XVI веке удалось пресечь этот крымский беспредел и установить с татарами дипломатические отношения. На месте нынешнего Центрального Дома Художников появился за высоким забором Крымский двор, где жили их послы, а напротив был луг для выпаса татарских лошадей и чуть левее, на месте нынешнего здания Горного университета, находилось татарское кладбище, где были захоронены останки Степана Разина. По некоторым данным мать Разина была крымской татаркой. Затем в течение двух веков этот участок от Калужских ворот до Крымского моста менял своих владельцев, среди которых были Троекуровы, Нарышкины, Потемкины, Воронцовы и другие. Фантазии у этих представителей звучных фамилий хватало лишь на строительство всевозможных лавок, цирюлен, мясных рядов, бань, а то и просто на разбивку огородов. Загоскин аттестует эту местность как «неприятный рынок с запачканными лавками и грязными огородами». А к концу XIX века и вовсе на берегу реки образовалась городская свалка. На заседании городской Думы 21 декабря 1910 года депутат Бурышкин выступил с заявлением: «… сохранить свалки около Крымского моста невозможно. Там такое зловоние, что весной и летом нельзя открыть окон, я бы просил финансовую комиссию и Думу согласиться с предложением управы: свалки за Крымским мостом уничтожить» На что депутат Королев возражал: «Если мы отведем свалку за заставу, то и там ведь есть жители. конечно можно возить мусор за десять верст, но это будет дорого стоить, а эта свалка на своем месте». Пока депутаты испражнялись в демагогии, газеты вопили: «22 декабря произошло затопление целого района нечистотами» (газета «Московский листок»); «Помойка уже три года не чистилась, завалена с верхом. На каждом шагу встречаются дохлые животные: кошки, собаки, даже жеребята и телята» (газета «Русское слово»).

Главной поставщицей льда для московских погребов всегда была Москва-река «только в одном кубическом сантиметре, — пишет 20 января 1910 года газета «Раннее утро», — этого льда анализ обнаружил полмиллиона бактерий. Среди которых громадное количество тифозных бацилл».

Татар приструнили, бациллы одолевать стали и это продолжалось до 1923 года. Когда свалка была уничтожена, местность у Крымского моста выровняли, озеленили и построили двести двадцать пять зданий, в которых открылась Всероссийская сельско-хозяйственная и кустарно-промышленная выставка. А через пять лет, в 28 году, на ее месте появился Центральный парк культуры и отдыха (главный архитектор К.Мельников). У входа была установлена знаменитая скульптура И.Д.Шадра — обнаженная «Девушка с веслом». Ее изящные формы одних москвичей восхищали, а другие бились в истерике и требовали убрать срамоту из парка, куда бабушки с внуками приходят хватануть культурки. Последние победили и «девушка» была изгнана в Луганск на радость малороссам, пусть хохлы любуются! Вот что писал о скульптуре сценарист Эрвин Синко: «Я спрятал бы эту фигуру, при взгляде на которую заболели мои глаза, или прикрыл бы, как это сделал юный Сим с нагим пьяным Ноем и за это, как сообщает Библия, удостоился особой похвалы». Не знаю, кто в последствии удостоился похвалы, но через шесть лет появилась другая «девушка с веслом», приодетая в спортивные надутые ветром трусы и майку.

Итак, внешняя сторона Крымского Вала приобрела презентабельный вид.

В 1956 году было принято решение на внутренней стороне Вала построить современные выставочные залы. Сначала планировалось два здания, однако через двадцать лет, к концу стройки, оказалось одно, которое открылось в 1979 году. Это самое большое в нашей стране выставочное сооружение, аналогов которому нет в Европе (экспозиционная площадь около 9 тыс. кв. м.). В дальнейшем около ЦДХ был разбит Парк искусств «Музеон».

Но все же доминантой всего этого крымского оазиса несомненно является его величество Крымский мост. История возникновения на этом месте моста восходит к XVIII веку. Во время строительства водоотводного канала в 1738-1786 годах вблизи «стрелки» была устроена земляная плотина. Уровень воды в реке у Крымского Брода поднялся сверх меры, появилась необходимость в постройке моста. Так в 1786 году возник деревянный Николаевский (названный по рядом расположенной Николо-Хамовнической церкви) мост, который в 1872 году заменили металлическим (архитектор А.А.Власов). В 1936 году этот мост, прозванный водителями за тесноту и внешний вид «мышеловкой», а поэтом Блоком -«тюрьмой», отодвинули вниз по течению на 50 метров, где он еще два года, пока шло строительство нового моста, продолжал служить москвичам, а затем был разобран. И наконец, 1 мая 1938 года было открыто движение по нынешнему красавцу, который в репортажах того времени называли «металлическим кружевом Москвы-реки». Тип конструкции, который использовали инженер Б.П.Константинов и архитектор А.А.Власов, очень редко встречается в мировой практике. Его пилоны стоят отдельно и поверху не соединены горизонтальными блоками. Общая длина 688 метров, ширина 38,5 метра. Несмотря на то, что общий вес конструкции достигает 10 тысяч тонн, мост кажется очень легким и ажурным и несомненно, радует взор всех москвичей.




Top