Лауреаты патриаршей премии по литературе. За овсяное печенье

11 мая 2017 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил седьмую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

На церемонии присутствовали представители Русской Православной Церкви: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент; первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Истринский Арсений; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин; наместник Андреевского ставропигиального монастыря епископ Дмитровский Феофилакт; председатель Издательского совета Белорусского экзархата епископ Молодечненский и Столбцовский Павел; епископ Единецкий и Бричанский Никодим; заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов; главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев; заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов); сотрудники Издательского Совета, Издательства Московской Патриархии и других синодальных учреждений, духовенство и монашествующие.
Также мероприятие посетили члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, российские литературоведы, журналисты, представители государственных и общественных организаций, деятели культуры.
На телеканале «Союз» шла прямая трансляция из Зала церковных соборов.
Церемония началась с демонстрации фильма, посвященного истории Патриаршей литературной премии.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Прием заявок на соискание Патриаршей литературной премии начался 14 сентября 2016 года. В течение седьмого премиального сезона поступило 50 заявок из различных регионов России, а также из Азербайджана, Узбекистана и Латвии. 28 марта с.г. на заседании Палаты попечителей Патриаршей литературной премии был утвержден короткий список номинантов 2017 года, в который вошли:
Ирина Анатольевна Богданова;
Дмитрий Михайлович Володихин;
Василий Владимирович Дворцов;
Виктор Иванович Лихоносов;
Борис Федорович Споров;
Александр Борисович Ткаченко;
протоиерей Ярослав Шипов.
Имена лауреатов определяются тайным голосованием. Для подсчета голосов из числа членов Палаты попечителей была сформирована Счетная комиссия в следующем составе:
епископ Молодечненский и Столбцовский Павел, председатель Издательского совета Белорусского экзархата;
Ю.М. Лощиц, писатель, публицист и литературовед, лауреат Патриаршей литературной премии;
К.П. Ковалев-Случевский, профессор Института журналистики и литературного творчества, писатель.
Затем Состоялись выборы лауреатов Патриаршей литературной премии: члены Палаты попечителей заполнили бюллетени для голосования. Бюллетени были переданы в Счетную комиссию. Члены Счетной комиссии произвели подсчет голосов, заполнили протокол и передали его Святейшему Патриарху.
Во время голосования и подсчета голосов демонстрировался фильм о номинантах Патриаршей литературной премии 2017 года.
Затем были оглашены результаты тайного голосования, по итогам которого лауреатами Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия 2017 года стали В.И. Лихоносов, Б.Ф. Споров и протоиерей Ярослав Шипов.
Святейший Патриарх вручил лауреатам диплом и знаки Патриаршей литературной премии.
На сцену также были приглашены все номинанты премии 2017 года ― И.А. Богданова, Д.М. Володихин, В.В. Дворцов, А.Б. Ткаченко, которым Предстоятель Русской Православной Церкви вручил почетные дипломы.
В музыкальном сопровождении церемонии участвовал хор детского приюта «Отрада» при Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца Калужской области.
В завершение вечера состоялся концерт.


Патриаршая литературная премия учреждена Священным Синодом на заседании 25 декабря 2009 года (журнал № 115) с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.
Первым лауреатом Патриаршей литературной премии в 2011 году стал писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителями стали Олеся Николаева и Виктор Николаев. В 2013 году награды были удостоены Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В четвертом премиальном сезоне (2014 год) лауреатами стали протоиерей Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев. В 2015 году премия была присуждена Юрию Бондареву, Юрию Кублановскому и Александру Сегеню, в 2016 году - Борису Екимову, Борису Тарасову и священнику Николаю Блохину.

11 мая 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Дамы и господа!

Христос Воскресе!

Сердечно приветствую всех вас. Мы собрались в этом зале, чтобы в седьмой раз избрать лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. И я уверен, что сегодня, как и в прошедшие годы, новыми лауреатами станут по-настоящему достойные авторы.

По сложившейся традиции хотел бы предварить церемонию некоторыми размышлениями о судьбах отечественной словесности.

Однажды мне довелось ознакомиться со статьей в известном зарубежном издании, посвященной современному состоянию русской литературы. Статья вышла под весьма ярким и провокационным заголовком: «Русская литература мертва?» Не буду пересказывать содержание этой статьи — думаю, суть понятна из названия. Главный посыл автора заключался в том, что русские писатели якобы «измельчали», последние великие произведения были написаны несколько десятков лет назад, а авторитет и влияние русской литературы на умы современников уже совсем не те, что прежде.

Оставим за скобками то, что статья была опубликована в иностранном еженедельнике. К сожалению, с подобными пессимистическими воззрениями приходится сталкиваться и среди представителей отечественной интеллигенции. В такие моменты мне всегда хочется спросить собеседника: «Откуда вообще берутся такие мысли? Неужели у писателей XIX или XX веков условия для творчества были лучше или пищи для размышлений было больше, чем сегодня?»

Талантливые люди рождаются и живут в любую эпоху. Вопрос заключается совсем не в том, что у нас нет новых Пушкиных, Достоевских, Чеховых, Пастернаков. Они у нас есть. Вопрос заключается в том, как явить этих писателей миру, как сделать их творчество достоянием всего общества.

Для пояснения своей мысли хотел бы сделать небольшой экскурс в историю, в 30-е годы века XIX. Известный в ту пору цензор Александр Красовский, рассуждая о современной ему литературе, как-то назвал ее отвратительной. Наверное, его суждение не было бы столь интересным, если бы не то обстоятельство, что Красовский жил в эпоху, которую впоследствии назовут золотым веком русской культуры.

Так что же, спросите вы, критик был невеждой? Нет! Красовский был человек образованный, начитанный, он знал несколько иностранных языков. Что же помешало ему увидеть Пушкина или Гоголя? Что явилось причиной такой слепоты, не позволявшей в современниках увидеть гениальных писателей? Может быть, нечуткость, невнимательность к художественному слову?

Ни для кого не секрет, что более поздние, более зрелые произведения Пушкина, которыми мы сегодня восхищаемся, были встречены многими его современниками весьма прохладно и даже с непониманием. Находились и те, кто писал об общем кризисе литературы и упадке таланта у Пушкина. И даже «Борис Годунов», написанный ранее, был принят и понят читателями далеко не сразу.

Так что же, все-таки, в наибольшей степени определяет способность видеть? Может быть, взгляд с некоторой исторической дистанции? Этот вопрос не риторический — он требует серьезного размышления. Важно понимать, что литературный процесс — это не одно, не два и даже не три имени. Это сложное и многогранное явление. Литературный процесс формируется в условиях определенной культурной среды и усилиями не двух-трех выдающихся людей, а всего писательского сообщества. Как плодородный слой почвы способствует скорому росту и успешному развитию растений, так и здоровый и правильно организованный литературный процесс содействует появлению новых гениев и прекрасных художественных произведений.

Ни одно время Господь не оставляет без талантливых людей, без настоящих писателей и поэтов. Подчеркну еще раз: талантливые авторы есть в любую эпоху, и наше время не исключение. Важно не просмотреть эти таланты. Современники, особенно писательское сообщество, редакторы, издатели должны стараться заметить дарования, поддержать их, прежде всего в начале пути, дать возможность печататься, рассказать о них читателям.

Сегодня начинающим авторам приходится сталкиваться с немалыми трудностями при издании своих произведений. Многие издательства попросту отказывают авторам в публикации работ, ссылаясь на действующие законы рынка, которые требуют в первую очередь того, что будет успешно продаваться, что будет приносить прибыль. Печальная тенденция делать деньги на литературе, к сожалению, нередко приводит к тому, что большинство издателей интересуется не реальным художественным качеством произведения, а тем, насколько оно похоже на один из кассовых романов, чтобы продолжить эту линейку бестселлеров.

Подобные рыночные фильтры становятся большим препятствием для самобытных и по-настоящему талантливых авторов. И преодолевать эти препятствия призваны те, кто способен оказать влияние на культурную среду и у кого есть некие рычаги воздействия, в том числе на издательский процесс. Глубоко убежден, что особую роль должны играть редакторы, издатели, то есть люди, от которых зависит публикация тех или иных авторов.

Надеюсь, что Патриаршая литературная премия также внесет свой весомый вклад в открытие новых имен, в поддержку одаренных мастеров слова. Эта поддержка крайне важна для писателей и поэтов. Осознаем ли мы, скольких авторов мы не знаем только потому, что рядом с ними не оказалось никого, кто искренне заинтересовался бы их творчеством, помог выйти к читателю? Осознаем ли мы, скольких талантливых людей перестают издавать, — именно потому, что рядом оказывались те, кто не обладал безупречным чувством языка, не слишком хорошо разбирался в литературе, но при этом считал возможным давать негативные отзывы. Можно привести и другие примеры: не раз талантливые писатели и поэты оказывались не в состоянии оценить по достоинству произведения своих современников. А сколько текстов пропали, потому что не были вовремя напечатаны?

Вообще, это очень серьезная тема — способность видеть, понимать, чувствовать, и многое здесь зависит еще и от того, как ориентировано общественное сознание. Если в XIX и XX веках (по крайней мере, в первой половине XX века) литература была важным источником, дающим пищу для размышлений, то сегодня во все возрастающем по своей силе информационном потоке литература занимает лишь часть, причем далеко не доминирующую. Разглядеть талантливого автора в огромном информационном массиве становится все труднее. Кроме того, внимание абсолютного большинства людей сегодня приковано к электронным средствам массовой информации. Общее ускорение темпа жизни — еще один фактор, который неблагоприятно влияет на чтение в целом и на возможность выявления выдающихся авторов. Нет времени, чтобы от начала до конца книгу прочитать, а ведь для того чтобы понять замысел автора, почувствовать красоту слога, надо не только прочитать, но и поразмышлять над книгой!

Так что дело, конечно, не только в издателях и редакторах, но и в том, насколько общий культурный контекст способствует ориентации массового сознания на сферу художественной литературы. И нам всем нужно хорошо подумать, что следует сделать для того, чтобы художественная литература восстановила свои позиции, чтобы люди читали не только легкие остросюжетные книги, но и тексты, созданные мастерами слова, содержащие глубокие мысли.

Замечательный русский поэт Василий Андреевич Жуковский сумел безошибочно оценить масштаб дара Пушкина, когда тот был еще совсем молод. Цитирую: «На всё, что с тобою случилось и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: поэзия. Ты имеешь не дарование, а гений… По данному мне полномочию предлагаю тебе первое место на русском Парнасе. И какое место, если с высокостию гения соединишь и высокость цели!» Наверное, так проникнуть в талант поэта мог лишь человек, обладавший не только литературным талантом, высокой профессиональной квалификацией, но и очень сильным зрением, способный различать духов (см. 1 Кор. 12:10). Вот и возникает вопрос: может ли у человека, живущего в наше быстротекущее, исполненное суеты время, быть такое зрение, или современный человек начисто лишен возможности прозревать суть вещей, уметь находить таланты и поддерживать их? Думаю, на этот вопрос нет простого ответа. Но мы живем в эпоху, которую нам определил Бог, и наша задача заключается в том, чтобы создавать инструменты, усиливающие наше духовное зрение и дающие нам возможность находить таланты, питаться их мыслью и красотой слога.

Как вы знаете, и в дальнейшем Василий Андреевич Жуковский старался защищать Пушкина, и кто знает, как сложилась бы человеческая и литературная жизнь поэта, если бы не помощь Жуковского. И сегодня нам важно научиться быть внимательными, научиться видеть талантливых современников и помогать, кто чем может, людям, которых одарил Бог. Тогда наша литература обогатится новыми именами и замечательными художественными произведениями. Дай Бог, чтобы и Патриаршая премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия служила пусть скромным, но достаточно эффективным инструментом, который помогал бы не только специалистам выявить талантливых авторов, но и массовому читателю познакомиться с творчеством своих замечательных современников.

Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Дорога к Небу. Поэзия и проза лауреатов и номинантов Патриаршей литературной премии. 2016-2017 гг./Протоиерей Ярослав Шипов, иеромонах Роман (Матюшин-Правдин), Ирина Богданова, Дмитрий Володихин и др. – М.:Лепта Книга, Вече, ГрифЪ, 2017. – 400 с.

Краткий обзор произведений лауреатов и номинантов

Прошло семь лет с того памятного дня, в который Русская Православная Церковь объявила о своём литературоцентризме – то есть, прямом и непосредственном участии в поэтической и писательской жизни. Учреждение Патриаршей литературной премии побудило многих писателей сопоставить своим труды с инобытийным на них взглядом, задав себе в этой связи вопросы, пожалуй, самые сокровенные – кто я, что я, какое слово несу людям?

Тем самым литературному процессу была задана ещё и вертикальная координата, которой так долго именно ему и не хватало.

Выбор Премии недоумённых вопросов до сих пор не вызывает.

Имена Владимира Крупина (2011), Олеси Николаевой (2012), Алексея Варламова, Станислава Куняева и Юрия Лощица (2013), Валентина Курбатова (2013), Юрия Бондарева, Юрия Кублановского и Александра Сегеня (2015), Бориса Екимова и Бориса Тарасова (2016) известны так широко, как это сегодня возможно: в данном случае Премия лишь подтверждает их заслуги перед отечественной словесностью.

Кто же они, притом, что стилистика их порой крайне разнится между собой? Литературоведу, видимо, и в голову не придёт искать общие корни поэтики Юрия Кублановского и Олеси Николаевой в чём-либо, кроме Евангелия, настолько по-разному преломляются в них библейские мотивы. При этом никак нельзя сказать, что кто-то из них сухой академический аскет «на короткой строке», а кто-то, напротив, брызжет барочным раблезианством: каждый – водопад, различаемый по отзвуку.

В том третий произведений лауреатов и номинантов Патриаршей литературной премии вошёл фрагмент повести священника Николая Блохина «Перенесение на камне» - проза нравоучительная и адресно скорее подростковая, если и имеющая перед собой образцы, то некоторых советских детских писателей, разъяснявших молодому гражданину смысл христианских понятий. Известный литературовед, мыслитель Борис Тарасов также дан фрагментом из работы «Бог, человек и история. Россия, Европа и революция», в которой полемизирует с пониманием тютчевских прозрений у современных исследователей, разъясняя их до сих пор зачастую скрытый смысл. Три поистине великолепных донских рассказа тончайшего Бориса Екимова завершают раздел 2016 года.

2017 год принёс Премии имена, может быть, не столь широко известные, но из той же когорты мыслящих о Христе.

Из небольшого рассказа Ирины Богдановой о солдате и девочке-сестре полицая (пролог к книге «Фарфоровая память») видно, что автор «родом» из детской прозы, однако в ткань повествования вплетаются мотивы духовного возрастания человека на войне, введённые в советскую литературу незабвенным Василем Быковым.

Куда оригинальнее («модерновее») стилизации северных сказов («Рассказы о русской старине») Дмитрия Володихина: лексически и ритмически они будто бы впрямь из уцелевших рукописных книг, найденных в далёких архангелогородских сёлах, кованых по углам тяжёлыми медными полосами сундуках, на которых, вязью, – «до срока». Любовь к стародавнему слогу, тем не менее, не затеняет новеллически прочерченных сюжетов, отнесённых к вековой русской мечте – о чём? Острове Буяне, бессмертии души, свидании с Создателем? Такая стилизация превыше себя самой, поскольку ведома зрячей любовью к притчевой и бытийной традиции, фантастике наяву, прорастающей из самой отчей земли.

Крепкую, безошибочную школу демонстрирует Василий Дворцов: во-первых (неожиданный разворот) устами монаха передаётся советская криминальная, любовная и, в итоге, жизненная драма («Лебединое озеро»), а рассказчиком уже не персонифицированным – случай чудесного спасения от ночного разбоя («Детская молитва») и приобщения к Вере духовно ограбленной советской действительностью одинокой женщины («Нищие»).

Ещё до проникнутых тоской по дореволюционному русскому бытию эссе Виктора Лихоносова осознаёшь: выбор Патриаршей премии основан не на близости автора к «церковным кругам», но на крепости стилистики, свидетельствующей о том, что каждый создатель текстов прошёл дорогами своего народа, не чувствуя за собой права на формальные изыски в ущерб содержанию. Итак, лауреаты и номинанты – понятны. Их может читать всякий, умеющий это делать.

Возвращаясь же к Лихоносову, удивляешься датировке приведённых эссе о князе Олеге Константиновиче и паломничестве в Святую Землю – 1994, 1995 – а кажется, что написаны они лишь позавчера. Циник уничижительно прошипел бы про них – «грёзы монархиста», но что знают циники о прозрении посреди дымящихся идеологических руин советизма? Язык Виктора Лихоносова, сокрушающийся, печальный и светлый, лучше всего скажет о пережитом побеге от скороспело западной и закономерно запутавшейся в себе самой на российской почве идеологии «пролетарской революции» и последовавших вослед истреблениях «во благо».

Оставляющие впечатление безыскусности стихи иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина) представляют собой дневник служителя Церкви, жителя скита – о природе, Божьих заповедях и их осмыслении, и могут восприниматься вполне как служебные, то есть, прикладывающиеся к тому, что может называться личным и зачастую обращённым к себе самому учительским осмыслением евангельского наследия. В сути своей, это самая настоящая русская поэзия, не искажённая «заревом пятилеток» и иными включениями уже далёкой поры: картины природы, размышления над книгами. Чисто, светло: «Нас любит Бог – чего ж ещё?»

Нравоучительную традицию продлевает и разъяснительное богословие Александра Ткаченко: в своих ответах на вопросы верующих он не просто канонически аргументирован, но способен оживлять и «приземлять» высокие православные максимы, рассматривая их в контексте живой современной жизни.

Рассказы действующего священника Ярослава Шипова – вполне в духе тургеневских «Записок охотника» (о чём читателю дан намёк некоторыми странническими сюжетами) изобилуют подтекстами, обрисовывают контуры Неба (духовного совершенства) на земле. Краткие, они точны и привлекают улыбчивой интонацией, стоящей за ними. Книга таких рассказов способна поднять настроение сотням тысяч взгрустнувших.

Картину таинственную и просветляющую рисует в повести «Двое из прошлого века» Борис Споров: юноше из обычной советской семьи внезапно открывается суть отца – физика-ядерщика, лучший друг которого ещё со времени заключения – провинциальный богослов. По представленному в сборнике первой главе невозможно представить себе дальнейшее, но речь, возможно, зайдёт о том, как прийти к правде «здесь и сейчас».

Подводя некоторый итог третьему тому, следует видеть следующее: в 2010-е гг. литература традиции представлена, если так можно выразиться, «младшими деревенщиками» - то есть, писателями, вне зависимости от места постоянного проживания, стремящимися возродить не исчерпавший себя в мелких «сервисах» мегаполис, но дух всей земли.

«Младшие деревенщики» завершают своими трудами дело, начатое «старшими деревенщиками» - первыми, кто начал обращать внимание на несовместимость советских урбанизирующих установок для широкой народной жизни. Тем самым завершается переход от советского социально-промышленного эпоса к эпосу постсоветскому: не отвлечённо «торжествует Православие», но возвращается и заново поселяется Господь в местах давно заброшенных, и прежде всего – в людях, стосковавшихся по восстанавливаемой вертикали, высокому смыслу жизни.

Этой поэзии, прозе, эссеистике можно лишь пожелать долгой жизни в потомках, их немеркнущей памяти, а новым сезонам Патриаршей – неослабной духовной зоркости в выборе подлинных подвижников отечественной словесности.

Сергей Арутюнов


11 мая 2017 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил седьмую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

На церемонии присутствовали представители Русской Православной Церкви: управляющий делами Московской Патриархии ; председатель Русской Православной Церкви ; первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве ; ; наместник ; председатель Издательского совета ; ; заместитель председателя Московского Патриархата ; главный редактор ; заместитель управляющего делами Московской Патриархии ; сотрудники Издательского Совета, Издательства Московской Патриархии и других синодальных учреждений, духовенство и монашествующие.

Также мероприятие посетили члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, российские литературоведы, журналисты, представители государственных и общественных организаций, деятели культуры.

Прием заявок на соискание Патриаршей литературной премии 14 сентября 2016 года. В течение седьмого премиального сезона поступило 50 заявок из различных регионов России, а также из Азербайджана, Узбекистана и Латвии. 28 марта с.г. на заседании Палаты попечителей Патриаршей литературной премии короткий список номинантов 2017 года, в который вошли:

  • Ирина Анатольевна Богданова;
  • Дмитрий Михайлович Володихин;
  • Василий Владимирович Дворцов;
  • Виктор Иванович Лихоносов;
  • Борис Федорович Споров;
  • Александр Борисович Ткаченко;
  • протоиерей Ярослав Шипов.
  • епископ Молодечненский и Столбцовский Павел, председатель Издательского совета Белорусского экзархата;
  • Ю.М. Лощиц, писатель, публицист и литературовед, лауреат Патриаршей литературной премии;
  • К.П. Ковалев-Случевский, профессор Института журналистики и литературного творчества, писатель.

Затем состоялись выборы лауреатов Патриаршей литературной премии: члены Палаты попечителей заполнили бюллетени для голосования. Бюллетени были переданы в Счетную комиссию. Члены Счетной комиссии произвели подсчет голосов, заполнили протокол и передали его Святейшему Патриарху.

Святейший Патриарх вручил лауреатам диплом и знаки Патриаршей литературной премии.

На сцену также были приглашены все номинанты премии 2017 года ― И.А. Богданова, Д.М. Володихин, В.В. Дворцов, А.Б. Ткаченко, которым Предстоятель Русской Православной Церкви вручил почетные дипломы.

В музыкальном сопровождении церемонии участвовал хор детского приюта «Отрада» при Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца Калужской области.

В завершение вечера состоялся концерт.

Патриаршая литературная премия учреждена Священным Синодом 25 декабря 2009 года () с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей.

Первым лауреатом Патриаршей литературной премии в 2011 году писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителями Олеся Николаева и Виктор Николаев. В 2013 году награды Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В четвертом премиальном сезоне (2014 год) лауреатами




Top