Легенда о петушиной горе. Керебелякское нагорье – Агытан-курык (Петушиная гора)

Общая гнойная инфекция, развивающаяся вследствие проникновения и циркуляции в крови различных возбудителей и их токсинов. Клиническая картина сепсиса складывается из интоксикационного синдрома (лихорадки, ознобов, бледно-землистой окраски кожных покровов), тромбогеморрагического синдрома (кровоизлияний в кожу, слизистые, конъюнктиву), метастатического поражения тканей и органов (абсцессов различных локализаций, артритов, остеомиелитов и др.). Подтверждением сепсиса служит выделение возбудителя из культуры крови и локальных очагов инфекции. При сепсисе показано проведение массивной дезинтоксикационной, антибактериальной терапии, иммунотерапии; по показаниям – хирургическое удаление источника инфекции.

Общие сведения

Сепсис (заражение крови) – вторичное инфекционное заболевание, вызванное попаданием патогенной флоры из первичного локального инфекционного очага в кровяное русло. Сегодня ежегодно в мире диагностируется от 750 до 1,5 млн. случаев сепсиса. По статистике, чаще всего сепсисом осложняются абдоминальные, легочные и урогенитальные инфекции, поэтому данная проблема наиболее актуальная для общей хирургии , пульмонологии , урологии , гинекологии . В рамках педиатрии изучаются проблемы, связанные с сепсисом новорожденных . Несмотря на использование современных антибактериальных и химиотерапевтических препаратов, летальность от сепсиса остается на стабильно высоком уровне – 30-50%.

Классификация сепсиса

Формы сепсиса классифицируются в зависимости от локализации первичного инфекционного очага. На основании этого признака различают первичный (криптогенный, эссенциальный, идиопатический) и вторичный сепсис. При первичном сепсисе входные ворота обнаружить не удается. Вторичный септический процесс подразделяется на:

  • хирургический – развивается при заносе инфекции в кровь из послеоперационной раны
  • акушерско-гинекологический – возникает после осложненных абортов и родов
  • уросепсис – характеризуется наличием входных ворот в отделах мочеполового аппарата (пиелонефрит , цистит , простатит)
  • кожный – источником инфекции служат гнойные заболевания кожи и поврежденные кожные покровы (фурункулы , абсцессы , ожоги, инфицированные раны и др.)
  • перитонеальный (в т. ч. билиарный, кишечный) – с локализацией первичных очагов в брюшной полости
  • плевро-легочный – развивается на фоне гнойных заболеваний легких (абсцедирующей пневмонии , эмпиемы плевры и др.)
  • одонтогенный – обусловлен заболеваниями зубочелюстной системы (кариесом , корневыми гранулемами , апикальным периодонтитом , периоститом , околочелюстными флегмонами , остеомиелитом челюстей)
  • тонзиллогенный – возникает на фоне тяжелых ангин , вызванных стрептококками или стафилококками
  • риногенный – развивается вследствие распространения инфекции из полости носа и придаточных пазух, обычно при синуситах
  • отогенный - связан с воспалительными заболеваниями уха, чаще гнойным средним отитом .
  • пупочный – встречается при омфалите новорожденных

По времени возникновения сепсис подразделяется на ранний (возникает в течение 2-х недель с момента появления первичного септического очага) и поздний (возникает позднее двухнедельного срока). По темпам развития сепсис может быть молниеносным (с быстрым развитием септического шока и наступлением летального исхода в течение 1-2 суток), острым (длительностью 4 недели), подострым (3-4 месяца), рецидивирующим (продолжительностью до 6 месяцев с чередованием затуханий и обострений) и хроническим (продолжительностью более года).

Сепсис в своем развитии проходит три фазы: токсемии, септицемии и септикопиемии. Фаза токсемии характеризуется развитием системного воспалительного ответа вследствие начала распространения микробных экзотоксинов из первичного очага инфекции; в этой фазе бактериемия отсутствует. Септицемия знаменуется диссеминацией возбудителей, развитием множественных вторичных септических очагов в виде микротромбов в микроциркуляторном русле; наблюдается стойкая бактериемия. Для фазы септикопиемии характерно образование вторичных метастатических гнойных очагов в органах и костной системе.

Причины сепсиса

Важнейшими факторами, приводящими к срыву противоинфекционной резистентности и развитию сепсиса, выступают:

  • со стороны макроорганизма - наличие септического очага, периодически или постоянно связанного с кровяным или лимфатическим руслом; нарушенная реактивность организма
  • со стороны инфекционного возбудителя – качественные и количественные свойства (массивность, вирулентность, генерализация по крови или лимфе)

Ведущая этиологическая роль в развитии большинства случаев сепсиса принадлежит стафилококкам, стрептококкам, энтерококкам, менингококкам, грамотрицательной флоре (синегнойной палочке, кишечной палочке, протею, клебсиелле, энтеробактер), в меньшей степени - грибковым возбудителям (кандидам , аспергиллам , актиномицетам).

Выявление в крови полимикробных ассоциаций в 2,5 раза увеличивает уровень летальности больных сепсисом. Возбудители могут попадать в кровь из окружающей среды или заноситься из очагов первичной гнойной инфекции.

Механизм развития сепсиса многоступенчатый и очень сложный. Из первичного инфекционного очага патогены и их токсины проникают в кровь или лимфу, обуславливая развитие бактериемии. Это вызывает активацию иммунной системы, которая реагирует выбросом эндогенных веществ (интерлейкинов, фактора некроза опухолей, простагландинов, фактора активации тромбоцитов, эндотелинов и др.), вызывающих повреждение эндотелия сосудистой стенки. В свою очередь, под воздействием медиаторов воспаления активизируется каскад коагуляции, что в конечном итоге приводит к возникновению ДВС-синдрома . Кроме этого, под влиянием высвобождающихся токсических кислородсодержащих продуктов (оксида азота, перекиси водорода, супероксидов) снижается перфузия, а также утилизация кислорода органами. Закономерным итогом при сепсисе является тканевая гипоксия и органная недостаточность.

Симптомы сепсиса

Симптоматика сепсиса крайне полиморфна, зависит от этиологической формы и течения заболевания. Основные проявления обусловлены общей интоксикацией, полиорганными нарушениями и локализацией метастазов.

В большинстве случаев начало сепсиса острое, однако у четверти больных наблюдается так называемый предсепсис, характеризующийся лихорадочными волнами, чередующимися с периодами апирексии. Состояние предсепсиса может не перейти в развернутую картину заболевания в том случае, если организму удается справиться с инфекцией. В остальных случаях лихорадка принимает интермиттирующую форму с выраженными ознобами, сменяющимися жаром и потливостью. Иногда развивается гипертермия постоянного типа.

Состояние больного сепсисом быстро утяжеляется. Кожные покровы приобретают бледновато-серый (иногда желтушный) цвет, черты лица заостряются. Могут возникать герпетические высыпания на губах, гнойнички или геморрагические высыпания на коже, кровоизлияния в конъюнктиву и слизистые оболочки. При остром течении сепсиса у больных быстро возникают пролежни , нарастает обезвоживание и истощение.

В условиях интоксикации и тканевой гипоксии при сепсисе развиваются полиорганные изменения различной степени тяжести. На фоне лихорадки отчетливо выражены признаки нарушения функций ЦНС, характеризующиеся заторможенностью или возбуждением, сонливостью или бессонницей , головными болями, инфекционными психозами и комой . Сердечно-сосудистые нарушения представлены артериальной гипотонией , ослаблением пульса, тахикардией , глухостью сердечных тонов. На этом этапе сепсис может осложниться токсическим миокардитом , кардиомиопатией , острой сердечно-сосудистой недостаточностью .

На происходящие в организме патологические процессы дыхательная система реагирует развитием тахипноэ, инфаркта легкого , респираторного дистресс-синдрома , дыхательной недостаточности . Со стороны органов ЖКТ отмечается анорексия , возникновение «септических поносов», чередующихся с запорами, гепатомегалии , токсического гепатита . Нарушение функции мочевыделительной системы при сепсисе выражается в развитии олигурии, азотемии, токсического нефрита, ОПН .

В первичном очаге инфекции при сепсисе также происходят характерные изменения. Заживление ран замедляется; грануляции становятся вялыми, бледными, кровоточащими. Дно раны покрывается грязно-сероватым налетом и участками некрозов. Отделяемое приобретает мутный цвет и зловонный запах.

Метастатические очаги при сепсисе могут выявляться в различных органах и тканях, что обусловливает наслоение дополнительной симптоматики, свойственной гнойно-септическому процессу данной локализации. Следствием заноса инфекции в легкие служит развитие пневмонии , гнойного плеврита , абсцессов и гангрены легкого . При метастазах в почки возникают пиелиты, паранефриты . Появление вторичных гнойных очагов в опорно-двигательной системе сопровождается явлениями остеомиелита и артрита . При поражении головного мозга отмечается возникновение церебральных абсцессов и гнойного менингита . Возможно наличие метастазов гнойной инфекции в сердце (перикардит , эндокардит), мышцах или подкожной жировой клетчатке (абсцессы мягких тканей), органах брюшной полости (абсцессы печени и др.).

Осложнения сепсиса

Основные осложнения сепсиса связаны с полиорганной недостаточностью (почечной, надпочечниковой , дыхательной, сердечно-сосудистой) и ДВС-синдромом (кровотечения, тромбоэмболии).

Тяжелейшей специфической формой сепсиса является септический (инфекционно-токсический, эндотоксический) шок. Он чаще развивается при сепсисе, вызванном стафилококком и грамотрицательной флорой. Предвестниками септического шока служат дезориентация больного, видимая одышка и нарушение сознания . Быстро нарастают расстройства кровообращения и тканевого обмена. Характерны акроцианоз на фоне бледных кожных покровов, тахипноэ, гипертермия, критическое падение АД, олигурия, учащение пульса до 120-160 уд. в минуту, аритмия . Летальность при развитии септического шока достигает 90%.

Диагностика сепсиса

Распознавание сепсиса основывается на клинических критериях (инфекционно-токсической симптоматике, наличии известного первичного очага и вторичных гнойных метастазов), а также лабораторных показателях (посев крови на стерильность).

Вместе с тем, следует учитывать, что кратковременная бактериемия возможна и при других инфекционных заболеваниях, а посевы крови при сепсисе (особенно на фоне проводимой антибиотикотерапии) в 20-30% случаев бывают отрицательными. Поэтому посев крови на аэробные и анаэробные бактерии необходимо проводить минимум трехкратно и желательно на высоте лихорадочного приступа. Также производится бакпосев содержимого гнойного очага. В качестве экспресс-метода выделения ДНК возбудителя сепсиса используется ПЦР. В периферической крови отмечается нарастание гипохромной анемии, ускорение СОЭ, лейкоцитоз со сдвигом влево., вскрытии гнойных карманов и внутрикостных гнойников, санации полостей (при абсцессе мягких тканей, флегмоне , остеомиелите, перитоните и др.). В некоторых случаях может потребоваться резекция или удаление органа вместе с гнойником (например, при абсцессе легкого или селезенки, карбункуле почки , пиосальпинксе , гнойном эндометрите и др.).

Борьба с микробной флорой предполагает назначение интенсивного курса антибиотикотерапии, проточное промывание дренажей, местное введение антисептиков и антибиотиков. До получения посева с антибиотикочувствительностью терапию начинают эмпирически; после верификации возбудителя при необходимости производится смена противомикробного препарата. При сепсисе для проведения эмпирической терапии обычно используются цефалоспорины, фторхинолоны, карбапенемы, различные комбинации препаратов. При кандидосепсисе этиотропное лечение проводится амфотерицином В, флуконазолом, каспофунгином. Антибиотикотерапия продолжается в течение 1-2 недель после нормализации температуры и двух отрицательных бакпосевов крови.

Дезинтоксикационная терапия при сепсисе проводится по общим принципам с использованием солевых и полиионных растворов, форсированного диуреза. С целью коррекции КОС используются электролитные инфузионные растворы; для восстановления белкового баланса вводятся аминокислотные смеси, альбумин, донорская плазма. Для борьбы с бактериемией при сепсисе широко используются процедуры экстракорпоральной детоксикации : , гемосорбция , гемофильтрация . При развитии почечной недостаточности применяется гемодиализ .

Иммунотерапия предполагает использование антистафилококковой плазмы и гамма-глобулина, переливание лейкоцитарной массы, назначение иммуностимуляторов. В качестве симптоматических средств используются сердечно-сосудистые препараты, анальгетики, антикоагулянты и др. Интенсивная медикаментозная терапия при сепсисе проводится до стойкого улучшения состояния больного и нормализации показателей гомеостаза.

Прогноз и профилактика сепсиса

Исход сепсиса определяется вирулентностью микрофлоры, общим состоянием организма, своевременностью и адекватностью проводимой терапии. К развитию осложнений и неблагоприятному прогнозу предрасположены больные пожилого возраста, с сопутствующими общими заболеваниями, иммунодефицитами. При различных видах сепсиса летальность составляет 15-50%. При развитии септического шока вероятность летального исхода крайне высока.

Профилактические меры в отношении сепсиса состоят в устранении очагов гнойной инфекции; правильном ведении ожогов, ран, локальных инфекционно-воспалительных процессов; соблюдении асептики и антисептики при выполнении лечебно-диагностических манипуляций и операций; предупреждении госпитальной инфекции; проведении вакцинации (против пневмококковой, менингококковой инфекции и др.).

Почему возникает сепсис, что это такое, и каковы его симптомы? Насколько опасно подобное состояние? Эти вопросы интересуют многих, учитывая распространенность подобной проблемы. Ведь нередко сепсис диагностируется даже среди новорожденных деток.

Сепсис — что это такое?

Сепсисом называют процесс, при котором наблюдается генерализированное воспаление тканей и органов. Связано подобное состояние с нарушением нормальной работы иммунной системы. Сепсис может быть как острым, так и хроническим.

На сегодняшний день принято различать несколько стадий развития сепсиса.

  • Сначала возбудитель (это может быть бактерия, вирус или грибок), внедряется в клетки первичного очага воспаления.
  • По мере развития количество патогенных микроорганизмов увеличивается, в результате чего они попадают в кровяное русло.
  • Бактерии, как правило, выделяют в кровь и ткани огромное количество токсинов, что сказывается на состоянии больного.
  • Возбудители быстро распространяются по организму, образуя вторичные очаги воспаления в почках, коже, сердечной мышце, селезенке.
  • На этом этапе активируется иммунная система, но процесс выделения противовоспалительных медиаторов не завершается полностью.
  • Клетки пораженных органов начинают разрушаться, что нередко ведет к развитию септического шока и синдрома

Каковы причины развития сепсиса?

Организма, как правило, связан с активностью патогенных бактерий. И в роли возбудителя могут выступать стафилококки, стрептококки, эшерихии, палочки инфлюэнцы, псевдомонады.

Активация инфекции может быть связана с разными факторами. Например, довольно распространенным является хирургический сепсис. Что это такое? Данная форма заражения чаще всего является результатом неправильно проведенного хирургического вмешательства. Кстати, послеоперационные осложнения часто связаны с подбором неэффективных антибиотиков, которые не угнетают процессы размножения и распространения возбудителя. Существует также акушерско-гинекологический (послеродовое осложнение), оральный, чрескожный сепсис. В некоторых случаях первичным очагом является среднее или внутреннее ухо, в таких случаях инфекция нередко поражает оболочки головного мозга.

Сепсис может быть связан с поражениями сосудов, а иногда и органов мочеполовой системы.

Основные симптомы сепсиса

Опасность болезни заключается как раз в разнообразии ее симптомов. Как правило, системное воспаление начинается с повышения температуры и постоянного озноба. Довольно часто сепсиса появляются на коже, это различные формы инфекционно-аллергического дерматита. Кожа может быть сухой, а на ее поверхности заметны красноватые высыпания. Если причиной воспаления вмешательство или кожные повреждения, то можно заметить покраснение и нагноение в области раны.

Сепсис нередко поражает суставы, что приводит к появлению Наблюдается и селезенки. Появляется одышка и тахикардия. В связи с поражением тканей развивается септический шок, что крайне опасно для жизни человека.

Как лечить сепсис?

Ни в коем случае нельзя игнорировать появившееся недомогание. О наличии тревожных симптомов необходимо сразу же рассказать врачу. Только специалист знает о том, почему и как развивается сепсис, что это, и какие методы лечения будут эффективными.

В первую очередь проводится антибактериальная терапия, но в данном случае важно определить, к каким именно антибиотикам чувствительны возбудители. Важно и симптоматическое лечение, которое зависит от того, какие именно органы были поражены, например, при воспалении и нагноении почек проводят гемодиализ. Для обработки кожных и слизистых тканей используют антисептики, в частности раствор "Хлорофиллипт".

Стоит понимать, что сепсис — крайне опасное состояние. Пациентам необходима госпитализация и постоянный присмотр медицинского персонала.

Легенды о петухе... Два раза родится, ни разу не крестится, а черт его боится. Кто это? Правильно, Петушок - золотой гребешок! Кур начали разводить около 4 тысяч лет назад, значительно позже, чем других сельскохозяйственных животных и птиц. В этом большая заслуга древних персов. Именно в Персии начал зарождаться культ петуха. Петух вместе с собакой очень почитался в те времена: ведь одна охраняла дом и стадо, второй являлся и является вестником утра, света и солнца. Петух оставил свой след во многих областях духовной, культурной и материальной жизни нашего общества. В этом отношении с ним по широте интересов, влиянии на развитие наук и общества могут сравниться разве что Аристотель, Леонардо да Винчи, Ломоносов. Это, конечно, кощунственно сравнивать какого-то петуха с великими мыслителями, однако ничего не поделаешь – против истины не пойдешь. Выяснилось, что роль петуха в религии, литературе, сказаниях, легендах, военном деле и даже в метеорологии, настолько велика, что ни одно из них не могло полноценно развиваться, не имея в качестве фольклорного персонажа петуха. Ни одно другое домашнее животное не может с ним в этом сравниться, хотя все они вложили немало труда в развитие человеческого общества. Однозначно: петух – это уникальная птица. С древних времен петух, как и солнце, отсчитывает время. Его крик у всех народов являлся важной временной привязкой – «первые петухи», «вторые, третьи петухи», «до... петухов». Во все времена петух был своеобразным «будильником». Он своим криком сзывал людей на работу, ведь человечество во все времена жило согласно «солнечным часам», а не механическим, – вставали с восходом солнца, а ложились с его заходом. Петух поднимал народы всех стран мира и цивилизаций на великие трудовые подвиги. Нашествие татаро-монголов на Русь также началось с криком петуха. Полководец Чингис-хана Сабудай-богатур издал по войску приказ: «Утром, после первого крика петуха, строиться на равнине среди холмов. Я двинусь на урусов» (В.Г.Ян «Батый»). Сабудай в походах всегда возил с собой петуха, за которым следил специальный смотритель, и сверял свои внутренние биологические часы с его криком. Даже А.В.Суворов использовал петуха в качестве будильника. По утверждению современников полководец часто брал петуха с собой в поход. Первый петушиный крик поднимал армию, чтобы спозаранку отправиться в поход. Ночь – это время страстей, шабаша ведьм и действия нечистой силы. Именно третий крик петуха является сигналом прекращения этого безобразия. Он своим криком разгонял всю эту нечисть, и возвещал о начале дня, а вместе с ним – победу добра над злом (Н.В.Гоголь «Вий», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»). В большинстве религиозных преданиях – от огнепоклонников до современных религий – петух своим криком прогоняет мрак и нечистую силу. Петух кроме всего прочего считается вестником солнца. В большинстве культур его связывают с высшими солнечными божествами. В Древнем Египте этих птиц держали в посвященных Солнцу храмах, причисляя их к божественным существам. У древних евреев петух был символом «третьей стражи ночи» (от полуночи до рассвета). В Китае петуха почитают и уважают. В старые времена китайцы часто приклеивали или рисовали изображение петуха на двери дома во время празднования Нового года по лунному календарю. Эта традиция сохранилась в наше время лишь в сельских районах провинции Шэньси, что на северо-западе Китая. В древности китайцы считали петуха символом солнца. Таким образом, изображение петуха на двери олицетворяло приход солнца в дом. Это выражало ожидание прихода весны. Также считалось, петух может защитить от негативного воздействия злых духов. Считали, что существует прямая связь между солнцем и петухом, ведь он первым оглашает о рассвете и начале нового дня. А так как по-китайски канун Нового года звучит как «юаньдань» (первый рассвет года), то естественно, что лишь Небесному Петуху известно, когда же взойдет первое солнца Нового года. «Золотой петух» - национальная премия Китайской Народной Республики за достижения в кинематографе. Примечательно, что кинопремия учреждена в 1981 году (год Петуха). Петух своим криком оставил след и в христианской религии – «не успеет петух последний раз прокричать, как Петр трижды отречется от Христа». По всей видимости, с этим связано, что именно петух стал символом апостола Петра, а затем уже и католической церкви. Начиная с IХ века по указу папы римского шпиль каждого церковного храма должно было венчать изображение этой птицы – эмблемы апостола Петра. По другой версии, петух на шпиле церковного храма служил напоминанием о том, что «церковь божья бдит над душами верующих». В христианской религии петухам вверяли время наступления конца света. Конец света наступит, когда петух не прокричит своего традиционного «ку-ка-реку». По-видимому, это опрометчивое поручение. Что будет, если он забудет это сделать или начнет вредничать, или еще хуже – генетики чего-то напутают? Изображение петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах… Флюгер – один из самых древних метеорологических приборов – указатель направления ветра чаще всего украшался фигуркой петуха. В английском языке он даже носит название «погодный петух» (weather cock). Флюгер, ко всему прочему является индикатором моральных качеств человека, меняющего свои взгляды и решения в зависимости от «направления ветра» (А.П.Чехов «Хамелеон»). Связь с рассветом отражена и в его названии. Если русское слово «петух» происходит от глагола «петь», то аборигены Австралии именуют петуха «птица, смеющаяся на рассвете». А французское название птицы «chanteclair» буквально переводится как «поющий рассвет». Так что петух оставил свой след и в эстрадном искусстве. Оказывается, петухи в разных странах «кричат» на том языке, на котором говорят жители... По крайней мере, так нам кажется. К примеру, наш петух кричит «ку-ка-ре-ку», во Франции - «ко-ко-ри-ко», японский – «кокэ-кок-ко», английский – «кок-э-дудл-ду». Болгары, например, уверены, что их петухи кричат «ку-ку-ри-чу», немцы – «ки-ке-ри-ки», итальянцы – «чи-ки-ричи». Китайские петушки издают совершенно непохожие на петушиные крики – «во-во». Это привело к тому, что во многих странах появились любители петушиного пения. Особенно «музыкальными» способностями петухов интересовались птицеводы Греции, Германии, Албании, России. Соревнования проводят по нескольким номинациям – голосистость, количество криков в час, и, конечно, музыкальность. К примеру, в Германии победитель на одном из соревнований за один час прокричал более 90 раз. В нашей стране выведены отличные певуны: юрловские куры, о которых говорят в народе: «Десять четвертей можно отмерить пальцами, пока пропоет юрловский петух». В те времена секундомеров не было, поэтому время пения отмеряли пальцами. Эта порода не уступала по голосистости иностранным исполнителям. Поклонение петухам привело к тому, что в Японии 300 лет назад были выведены иокагамские куры (или феникс), у которых длина хвоста достигала 7 метров и более. Причем, чем длиннее хвостовые перья, тем ценнее птица. Хвост – это самый главный признак у этой породы. Некоторые любители держат этих петухов в специальных стеклянных шкафах, а хвост, свернутый петлями, подвешивают на специальном крючке. Чтобы птица меньше двигалась и не сломала себе хвост, корм и воду ставили по обе стороны насеста. Ежедневно петуха несколько раз снимали с шеста и выносили на прогулку, хвост при этом накручивают на специальную вертушку или же его несет человек. Представьте, по двору важно вышагивает петух, а следом – человек, как шлейф, несущий его хвост. Наивысшей гордостью у петухов считается гребень. Ученые провели эксперимент. Петуху «средней руки» приклеили большой красный поролоновый гребешок. До этого, все кто мог, бил его и третировал, а здесь произошло нечто невероятное. Все, даже самые крупные петухи, стали заискивать перед новоиспеченным лидером. Он вначале не понял своего нового положения, шарахался от них, пока не осознал смысла произошедшего. Петушок-поролоновый гребешок вошел в раж, стал задираться ко всем, даже к самым крупным петухам. Это продолжалось до тех пор, пока гребень не свалился с его головы. Вот тут-то ему и досталось! Птицы обмениваются информацией между собой не только криком, но и наклоном головы, изменением положения крыльев, хвоста. Так что, подрезая птице крылья, мы лишаем их средств общения между собой. А общение с себе подобными всегда положительно сказывается на самочувствии. Особенно болезненно переносят эту процедуру петухи. Одна из характерных особенностей петухов – это драчливость. У взрослого обычного петуха (5-6 лет) длина шпор достигает 6 сантиметров и более. В результате были выведены бойцовые породы кур, используемые исключительно для петушиных боев. Они имеют оригинальное телосложение: приподнятый спереди широкоплечий корпус, сильную шею с небольшой головой без гребешка и длинные, вооруженные шпорами ноги. Такие петухи больше напоминают хищных птиц, чем гордого красавца. При случае могут расправиться даже с ястребом. В давние времена петушиные бои входили в «программу подготовки» молодого бойца. В древности греческие солдаты, наблюдая за боем петухов, учились храбрости, стойкости и упорству. В Древнем Риме более 2 тысяч лет назад также были популярны петушиные бои. Отвага и азарт, с которым дрались петухи, ставились в пример молодым легионерам. Петухи не только поднимали боевой дух воинов. По их поведению определяли исход битвы. В армии находились священные петухи, которым перед боем давали зерно: если птицы клевали его с аппетитом, войска шли вперед, если же нет – полководцы ничего хорошего не ждали от битвы. Воины Юлия Цезаря в I веке нашей эры, на свою голову, завезли бойцовых кур на север Европы. У многих народов они быстро завоевали популярность и служили символом борьбы с завоевателями. Храбрые галлы, предки французов, которые постоянно доставляли неприятности римским военачальникам, свое название получили от петухов («gallus» в переводе с латинского означает «петух»). Римляне дали такое название кельтам потому, что они были рыжеволосые и их огненно-рыжие хохолки напоминали петушиные гребешки. Галлы считали петуха своим покровителем и высоко ценили боевые качества этой птицы. На монетах Французской республики начиная с ХVIII века имелось изображение боевого петуха – символа воинственных галлов. К сожалению, «евро» нивелировало символ боевого духа одного из европейских народов. Особенно популярны петушиные бои были у темпераментных жителей латиноамериканских стран – Бразилии, Чили, Уругвае, государствах Карибского бассейна, на юге США. Здесь были выведены известные на весь мир техасские бойцовые куры. В России бойцовые петухи стали известны с ХVIII века. Этот спорт на Руси назывался «петушиная охота». Нельзя себе представить птичий двор без петуха. Петух - хозяин двора. Он с рассветом первым выходит из курятника и своим «ко-ко-ко» поторапливает кур к выходу. Найдет зернышко и начинает неистово сзывать кур. Кроме того, петух постоянно помнит о своих обязанностях производителя, умудряясь не обделить никого своим вниманием. Он в состоянии «усладить» за сутки до 30 кур, однако такая интенсивная работа отрицательно сказывается на его здоровье. Поэтому зоотехническая наука определила ему норму «гарема» – не более 10 курочек. Интересно и другое. Курочки после последнего тесного «общения» с петушком способны в течение десяти-четырнадцати дней нести оплодотворенные яйца. Однако с появлением в птичнике нового петуха пальма первенства в этом деле сразу же переходит к новому производителю. Именно петухи, а не куры, передают своим дочерям такие качества, как яйценоскость, половая зрелость (т.е. начало яйцекладки) и инстинкт насиживания. Поэтому петух в курятнике не менее важен, как и хорошая курица. За петухом интересно наблюдать. Он никогда не теряет чувство собственного достоинства. Даже при наказании его за какие-либо провинности он оставляет его как бы незамеченным. А если уж и придется ему отступить, то делает это с достоинством, словно именно это ему и нужно было делать. Необходимо признать, что петух не участвует в насиживании яиц и воспитании цыплят. Но из правил бывают исключения... Существует легенда, возникшая тысячи лет назад, что якобы петухам один раз в сто лет разрешено (притом, неизвестно кем) нести яйцо – так называемый спорыш. Считалось, если этот спорыш проносит шесть недель под мышкой непорочная девственница, то из него вылупится «василиск» (что означает «царь»), готовый исполнить любые приказания своей приемной матери – мстить, влюблять в себя, добывать богатства и прочее. Кстати, несмотря, что этой легенде много лет, однако почему-то василиска никто никогда не видел. Легенда об уродливом яйце получила всеобщее признание на долгие времена, вплоть до начала ХХ века. В 1474 году в Базеле состоялся судебный процесс над петухом, который обвинялся в том, что снес яйцо. Виновник был безжалостно обезглавлен святой инквизицией. В деревнях России в ХIХ веке тема василиска тоже пользовалась большой популярностью. Даже в наше время можно услышать рассказ старых людей о нечисти, вылупившейся из спорыша – неоплодотворенного яйца. Естественно, этого уродца никто никогда не видел, однако все описывали его, причем каждый на свой лад. Одни утверждали, что василиск – это желтый петух с большими колючими перьями на крыльях. Другие утверждали, что ходит он на четырех ногах, имеет тело жабы и змеиный хвост, а вместо перьев у него рыбья чешуя. Петух у славян, как западных, так и восточных, являлся птицей пограничной и наделялся как способностью противостоять нечистой силе, так и демоническими свойствами. В народной традиции он постоянно связывается с огнём, оберегает дом от пожара и удара молнии, однако, при этом красный петух олицетворял сам пожар. Существует выражение: «пустить красного петуха». По представлениям наших предков-язычников, когда пожар начинался от молнии, с неба спускался пламенный петух, садился прямо на крышу дома и поджигал всё вокруг. Но все эти мифы и предания – плод богатого воображения людей... У моей соседки напротив в открытом вольере живет куриная семья, глава семьи – петух Вася – живет уже несколько лет. Однажды грянули морозы, а хозяйка была в гостях. Домик куриный – хлипкий, холодный, все ветра пронизывают. Спохватилась хозяйка – и бегом домой. Заглянула в курятник, а там сидит петушок, крылышки растопырил, а под ними вся его семья – 11 курочек. И как поместились? Сам же Василий очень пострадал – гребешок у него посинел и свесился набок, лапки тоже окоченели. Так бы и погибла семейка, если бы хозяйка не взяла ее в комнату. Курочки сразу же повалились на бок и уснули. Бедный петух очень замерз, но семью спас. Долго еще ходил он с сизым гребешком, правда, потом он опять покраснел, но так и не восстановился - свешивается набок. А хозяйка кормит его отборным зерном и говорит: «Хозяин!» А уж как он поет свое «ку-ка-ре-ку»! Человек слышит крик петуха на расстоянии двух километров. В отличие, например, от повторяющихся звуков, которыми петух подзывает кур к найденному корму, кукареканье производится однократно, но зато дольше и на более высоких частотах. Чем выше тональность, громкость и длительность этих сигналов, тем сильнее эффект. Один и тот же петух кукарекает всегда одинаковым образом: отклонения не превышают полтона. Кукареканье - это своего рода вызов другим петухам, на который те подают ответный клич. Правда, в случае, когда соперники - петухи одного ранга. Если же закричит, скажем, на том же дворе петух, занимающий подчиненное положение, то господствующий попросту атакует его, не удостаивая ответом. Но о чем же перекликаются петухи, разделенные большим расстоянием и не видящие друг друга? Так вот, с помощью кукареканья достигается биологически полезный результат - захват, освоение и защита участков, а в конечном итоге - расселение вида безвредным путем, ибо дело ограничивается только запугиванием. Петух заранее предупреждает соперников о том, что данный участок занят и они должны искать свободное "место под солнцем". И только если заселены все пригодные места, начнутся бои. В этом случае победитель - животное более сильное не только в физическом, но и психическом отношении, - станет продолжателем рода, что, конечно, тоже выгодно для процветания вида, для его прогрессивной эволюции. Все сказанное относится к дико живущим птицам. Но эта же форма территориального поведения сохранилась и у домашней курицы, хотя и потеряла свое биологическое значение: ведь человек обеспечивает все потребности домашних животных и управляет эволюцией вида. Есть весьма любопытное предание, связанное со знаменитым жареным петухом. После Воскресения Христова еврейская девочка пришла к своему отцу и рассказала, что видела воскресшего Спасителя. Старый еврей, человек осторожный, не поверил и ответил дочери, что он тогда воскреснет, когда жареный петух полетит и запоет. В ту же минуту жареный петух сорвался с вертела, полетел и закричал. Петухи любят скрестись около деревьев. С той стороны, в какую они поворачивают грудь, можно ожидать ветер. Петушиный бой предвещает хорошую погоду, тогда как стояние на одной ноге зимою - мороз. Составители летоисчисления тоже не могли не почтить своим вниманием петуха. Согласно древнему восточному календарю, каждый год получает название одного из двенадцати животных. Среди них находится и петух. По древнему поверью считается, что судьба человека во многом зависит от того, в каком году он родился. Люди, появившиеся на свет в год петуха, отличаются спокойным, уравновешенным характером. Они общительны, понимают настроение других, обладают способностью убеждать собеседника. Это целеустремленные люди, которые обычно не отступают от принятого решения. Наибольших успехов они добиваются в среднем возрасте. Ближайший «петушиный год» будет в 2017 году. Вероятно, еще первобытные люди видели в петухе, громко провозглашающем наступление нового дня, таинственного вестника сверхъестественных сил, божества Солнца. Известно, что дикие петухи были одомашнены как культовые животные в древней Индии (III...II тысячелетие до нашей эры). Есть мясо петухов строго запрещалось, но в то же время разрешалось охотиться на диких кур и есть их. Лишь много позже в античной Европе мясо домашней курицы, а потом яйца стали употреблять в пищу. Хоть и говорят, что курица - не птица, но и она немало понимает в погоде. Главное, чтобы куры и петухи не перевелись... (По материалам К. ФАБРИ, кандидата биологических наук, ж. "Наука и жизнь", 1972. №9).

В большинстве культур (за исключением скандинавского и кельтского символизма) петух - атрибут солнечных богов, воплощающий в себе мужской принцип (Ян), Птица Славы, символизирующая превосходство, смелость и бдительность.

В европейской античности в целом функции богов, которым посвящается петух, существенно шире. Петух не только возвещает о начале дня - французское название петуха «chante-clair» буквально означает «поющий рассвет», но и является проводником Солнца как в его годовом, так и суточном циклах. Как и полагается любому древнему, хорошо разработанному образу, образ петуха в мифологии разных народов дуален. С одной стороны, это солнечное животное, своим кукареканьем возвещающее приход рассвета и распугивающее демонов ночи, с другой стороны (в первую очередь черные петухи) - волшебное и жертвенное животное для подземных сил. Однако позитивная, светлая символика преобладает.

Как глашатай рассвета он посвящен Аполлону, Митре, Ахурамазде, Аматэрасу и другим солнечным богам. Воинственность петуха делает его во многих культурах олицетворением боевого духа, и в этом качестве его связывают с богами войны Аресом, Марсом и пр. Арабские, тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью петуха. В геральдике петух также символизирует воинскую храбрость, и в таком качестве он изображен на гербе Галлии (Франции).

Петух бдителен, чтобы не пропустить время рассвета, и благодаря этому свойству становится атрибутом Афины, Меркурия и Гермеса. Арес, греческий бог войны, приходя на тайное свидание с Афродитой, ставил на страже своего слугу Алектриона, чтобы тот будил влюбленных до наступления утра. Однажды Алектрион проспал, и разгневанный Арес превратил его в петуха, справедливо полагая, что в этом обличье нерадивый слуга будет гораздо лучше исполнять свои обязанности. Позднее изображение петуха стали использовать как флюгер, поворачивающийся туда, откуда грозят силы зла.

Мифологема «душа-птица», в том числе концепция птиц как проводников или носителей душ в мире мертвых, широко распространена в традиционных культурах. Связанный и с подземным миром, в Древней Греции петух как образ целительной смерти-возрождения был посвящен богу врачевания Асклепию. В этом смысле оказывается функционально значимым противопоставление петухов по цвету: если белый или красный петух связывается с солнцем, светом и добром, то черный петух - с водой, подземным царством и символизирует смерть, божий суд, зло.

Знак восточного гороскопа Петух

У кельтов и скандинавов петух изначально хтонический образ, атрибут подземных богов, а его кукареканье воскрешает героев Валгаллы для последней решающей битвы.

Связанный с жизнью и смертью петух символизирует плодородие, прежде всего, в его производительном аспекте. Петух - один из ключевых символов сексуальной потенции, и в этом качестве древние греки посвящали его Приапу. Считается, что петушиный гребень предохраняет от кошмарных снов, вкушение петушиных семенников эротизирует женщин и предрасполагает их к рождению мальчиков, что петух, разгоняющий сгустки тьмы вблизи роженицы, облегчает выход плода.

Благодаря огненно-красному гребню и переливающимся на свету перьям, он во многих культурах является символом не только Солнца, но и огня и Солнца - выражение «красный петух» почти во всех языках означает пламя, пожар. Считается, что красный петух защищает от огня, а белый - от духов.

В христианстве петух приветствует восход Солнца-Христа, обращающего в бегство силы тьмы и зла. В сочетании со страстями Христовыми петух означает воскресение; ассоциируемый с апостолом Петром, означает человеческую слабость и покаяние.

В Средние века на Западе возник отрицательный аспект символического значения петуха как воплощения похоти и драчливости. В китайской мифологии трехлапый петух с золотыми перьями, сидящий на высоком Мировом дереве Фью-сан в долине Тангу, считается символом Ян, эмблемой Солнца, света и духовного возрождения. Приветствуя солнце, он трижды кричит на всю Поднебесную: первый раз, когда солнце совершает утреннее омовение в водах океана; второй раз - когда светило достигает зенита, и третий раз - на закате. На его крик первым откликается золотой петух на персиковом дереве с горы Таодушань, а затем уже их зычную песню подхватывают все прочие петухи земли. В индийских мифах аналогом золотого летуха-первопредка выступает «петушиный царь», управляющий хором земных петухов с верхушки волшебного дерева Джамбу, растущего на срединном материке Джамбудвипа.

В Европе петух символизирует такие похвальные качества, как бдительность, храбрость, мужество и надежность, а в Китае к ним добавляют еще благородство и великодушие. В старинной китайской рукописи сказано: «У петуха пять добродетелей. Носит гребень на голове, что символизирует ученость. Носит шпоры на ногах - военная доблесть. Когда перед ним враг, не боится, а нападает - храбрость. Увидев пищу, зовет остальных (куриц) - великодушие. Несет ночной караул, не пропуская час (рассвета) - вера».

В Китае существует несколько обычаев и примет, основанных на игре слов, и некоторые из них касаются петуха. Например, в китайском языке слова «петух» (кунь-чи) и «кукарекнет» (минь) звучат так же, как «почет и слава» (кунь-минь). А еще, слова «петушиный гребень» (куан) и «чиновник» также являются омонимами, поэтому чиновникам принято дарить петуха с огромным гребнем. Вообще с петухом связано множество символов, амулетов, обычаев.

Как в Европе, в Китае петух использовался в погребальных обрядах, обеспечивая защиту от злых духов и сопровождая душу умершего в царство смерти.

Петух символизирует такие похвальные качества, как смелость и великодушие

Петухи и куры с древности занимали важное место и в японской культуре. В раскопках периода Яёй кроме деревянных находят также глиняные фигурки птиц, а ритуальная керамическая посуда в виде птицы использовалась в общинных обрядах Позднего Яёй (2-3 века н.э.); эти фигурки и сосуды изображают петухов (куры примитивной мелкой породы дзидори были завезены в Японию в период Яёй). Таким образом, именно в это время в Японии начинают складываться культы птиц-духов. Исследователи также считают, что уже в период Яёй петух играл важную роль в обрядах наследования власти вождя (мацури). Его помещали перед деревянным домиком, куда призывали души предков. В следующую историческую эпоху - период Кофун (6 – 7 века), культы птиц, в частности петуха, продолжали развиваться, но с усилением погребальной тематики. При этом глиняные петухи по-прежнему символически выполняли свою функцию призыва Солнца и возрождения жизни. Согласно мифам, петухов использовали для извлечения из пещеры (т. е. оживления) богини Солнца Аматэрасу.

В это время петухов называют «долгопоющими птицами Вечной страны Токоё» – видимо, эти петухи принадлежали к особой породе сёкоку, ввезенной из Китая в 6 веке. (страна Токое понимается и как мир смерти, и как идеальный мир, находящийся где-то за океаном, т. е. символическая связь между двумя мирами осуществляется в небесах с помощью птиц). Петухи породы сёкоку отличаются непрерывным продолжительным криком (до 1 часа) каждый день точно в одно и то же время, и их использовали как природные часы. В эпоху Хэйан (VI11 -XII вв.) при дворе была специальная должность человека-петуха (кэйдзин, тори-но цукаса) - в его обязанности входило ухаживать за петухом, который своим криком объявлял время.

Петухов сёкоку держали как священных птиц при синтоистских храмах, а также использовали в ежегодных (3-й день 3-го месяца) петушиных боях при Хэйанском дворе. Практика петушиных боев, популярных с древнейших времен в Индии, Иране, Китае и Юго-Восточной Азии, в начале VIII в. была завезена в Японию из Китая. Очень скоро они стали любимым развлечением японской аристократии. В эпоху Камакура (1185-1333) петушиные бои проводились ежегодно в марте. Во время боев делали ставки, и в период Эдо (1600-1868) был выведен специальный крупный боевой петух (сямо). Петушиные бои были официально запрещены в 1873 г., в дальних провинциях их иногда проводят до сих пор.

В буддизме петух - символ вожделения, стоящий в центре неумолимого колеса Сансары в обществе свиньи и змеи. В том же качестве он присутствует в тибетской мандале.

Александр Тамилин

09.01.2005 | Посетителей: 24348

Вот и еще один рейд Земли вокруг Солнца готовится стать историей. Не успели мы в марте сказать: «Весна. Скорей бы Новый год!», как, глядя на исчезающую осень, стало понятно, что этот самый Новый год уже совсем не за горами. Дед Мороз со Снегурочкой, поди, уже вовсю носят, возят, пакуют и заворачивают. Что же остается нам? А нам остается готовить сани летом, подводить итоги и смотреть вперед. Потихоньку помахивая ручкой Обезъяне, с которой через каких-то 11 лет встретимся снова.

Символ следующего, 2005-го, года куда менее экзотичный обитатель наших широт, чем его предшественник. Менее экзотичный, но отнюдь не менее интересный и колоритный. Кто же он такой - Петух?

Поскольку каждый из нас хоть раз в жизни видел эту птицу, отмечу лишь, что это двулапый самец курицы с ярким красным хохолком и разноцветным хвостом, имеющий, как все живое (и неживое) на этой планете, латинское имя - Gallus .

С древнейших времен Петух не был обделен вниманием людей и являлся символом преимущественно хорошего, светлого и радостного. Скажем, у древних греков, которые почему-то называли его электруоном, Петух возвещал свет, а также символизировал вечное возрождение жизни. При этом, правда, он работал на полную ставку у Персефоны, которая большую часть времени проводила в Царстве мертвых.

Древние римляне пошли дальше. Они не только перестали опускать Петуха на тот свет, но и присвоили ему статус бдительной и всевидящей «священной коровы», которую запрещалось использовать в качестве банальной пищи. Нарушители сего закона после наказания, видимо, попадали туда, где еда им была уже не нужна. Правда, применение Петуху все равно нашли несколько потребительское - он использовался при гаданиях и в предсказаниях погоды. Впрочем, с высоты тысячелетий легко критиковать людей, у которых не было ни Гидрометцентра, ни Управления статистики…

В Древнем Китае наш Петушок пошел на повышение, в гаданиях на кофейной гуще замечен не был, а вместо этого сопровождал не что-нибудь, а само Солнце на его тернистом пути по пятому и десятому домам китайского зодиака. Кроме того, у китайцев Петух олицетворял смелость, достоинство, верность и благожелательность. Хотя последнее не помешало ему стать символом войны и Октября. Вот вам и логика! Да и насчет священности возможны варианты, ведь если по закону тебя нельзя съесть, это совершенно не означает, что тебя нельзя принести в жертву. Думается, далеко не все петухи доживали до седых лет, оставив четырехзначное число потомков. Ну да Бог с ними, китайцами. Посмотрим лучше на японцев.

В Древней Японии Петух не только созывал верующих к молитве, но и в один прекрасный день, как поговаривают, вызвал богиню солнца Аматэрасу из пещеры, где она скрывала свой свет. Именно Петух не позволил указанному высшему существу поддаться узкокорпоративным (или личным) интересам и своим пением помог ей стать на верную тропу. За что получил свободное передвижение по синтоистским храмам, а также избежал попадания в потребительскую корзину. Причем совсем не по причине вопиющего несоответствия минимальной древнеяпонской зарплаты древнеяпонскому же прожиточному минимуму.

В оборону отрядили Петуха и древние евреи, доверившие ему должность третьего стража ночи, который держал границу на замке каждый Божий день от полуночи до рассвета. Трудно сказать, что и как делал Петух, если супостат начинал нагло и беззастенчиво проявлять агрессию именно в это время, однако жалобы на качество его службы до наших дней не дошли.

Подводя черту под дохристианским периодом, можно резюмировать, что в те далекие времена Петух просто так не кукарекал, украшал различные религиозные церемонии (в том числе жертвоприношения!) и был неизменным спутником всевозможных солнечных божеств. Исключением здесь стали только скандинавы и кельты, у которых наш хохлатый и горластый герой водился исключительно с подземными, точнее, загробными, богами.

Ну и совсем по-нашему решили проблему древние славяне. Непосредственные наши предки считали Петуха лучшим оберегом, но при этом не стеснялись использовать его (в том числе и по частям) в таких глобальных целях, как борьба со сглазом у взрослых и с бессонницей у детей. К тому же, боюсь, в рацион древних славян Петух очень даже входил. Вот так мы поступали со своими талисманами еще в те незапамятные времена, когда формировались менталитеты!

Появление христианства если и не вдохнуло в образ Петуха новую жизнь, то уж точно освежило старую.

С окончанием ненашей и, соответственно, началом нашей эры Петух окончательно и бесповоротно стал символом света, который приветствует восход Солнца на востоке и заодно обращает в паническое бегство силы тьмы и зла. Кроме того, он символизировал воскресение и пришествие Христа, а также ассоциировался с апостолом Павлом, означая человеческую слабость и покаяние.

Святой Георгий и вовсе превратил Петуха в аллегорию доброго пастыря, поскольку тот «крыльями бьет по чреслам своим (кается), чем возвышает голос свой». В «Отречении Петра», сцены из которого часто изображались на раннехристианских гробах, троекратное пение Петуха являлось предостережением от зазнайства.

Как-то незаметно появилось и разделение красногребешковой братии по окраске: если цветной Петух имел недурственные успехи на поприще борьбы с нечистой силой, то его черный собрат как раз таки эту силу и представлял. Впрочем, сей досадный факт не особенно повлиял на общий имидж гордой птицы.

Основным направлением деятельности Петуха стало троекратное утреннее пение (пение?! крик!), которое не только, как упоминалось выше, разгоняло плотную тусовку в составе Бабы Яги, восставших из ада и прочих домовенков Кузей, но и выполняло объединенные функции будильника и сигнализации. Причем Петух в указанном сегменте рынка являлся абсолютным и полным монополистом. К счастью, в средние века не было не только будильников, но и антимонопольного законодательства.

Подвиги петуха на поприще изгнания нежити неоднократно воспевались в фольклоре и в художественной литературе. Чтобы не ходить далеко, можно взять Гоголя или Булгакова, в известных произведениях которых Петух спас не одну живую душу. Да и не зря изображения этой птицы в качестве стража от дьявольских сил помещали на крышах домов, флюгерах, сундуках. Даже удивительно, что этот универсальный солдат с таким перечнем обязанностей и заслуг не получил правительственных наград. Мир все-таки несправедлив!

Кстати, петушиный крик, судя по преданиям, помогал и в строительстве. Например, легенда, записанная Иваном Франко, повествует о том, как семь братьев-князей перед смертью захотели построить в Киево-Печерской лавре церковь. Однако сколько ее ни строили днем, ночью кладка проваливалась в землю. Тогда старший брат велел соорудить золотой (!!, а если бы не помогло?!) шар, в который поместили живого петуха. Когда шар прикрепили к верхушке башни, "петух закукарекал и она сама вознеслась из-под земли аж до неба". Вот такая, как говаривал барон Мюнхаузен, правдивая история. Может и нашим строителям взять на вооружение?

Справедливости ради надо отметить, что в средние века к Петуху «прилипли» и некоторые менее распрекрасные качества. Скажем, кое-где в Европе он был символом похоти и драчливости, а наши родные народные сказки приклеили к Петуху ярлык хвастливой и не отличающейся умом и сообразительностью птицы. Наверное, это все от зависти. Многие ли могут похвастаться тем, что были эмблемой Франции и одним своим голосом разгоняли ночных «гостей» по «домам»? Многие стали синонимом рассвета и возрождения? А может, кто-то будил всех нас каждое утро с незапамятных времен? Или кто-то хочет занять этот пост? То-то же! Планета должна знать своих героев! Знать и ценить.

Теперь, когда, надеюсь, все осознали ответственность и важность момента, остается только выразить уверенность, что нас ждет интересный, спокойный и жизнерадостный год. Ждем тебя, Зеленый Петух!




Top