Ломброзо гениальность и помешательство интересные факты. Гениальность и помешательство

Вашему вниманию предлагается небольшой экспериментальный иллюстрированный словарик. Пусть весьма неполный, но зато свой собственный. Дается объяснения нескольким сотням слов и понятий в разной степени связанным с иконописью. Статьи очень кратки, но всё-таки, лучше знать мало обо всём, чем много ни о чём. На кого рассчитан словарь. Словарь этот можно отнести к разряду популярных, а следовательно, рассчитан он на самый широкий круг читателей. Что входит в словарь. Словарные статьи затрагивают множество тем: технология иконописи и стенописи, сведения по иконографии и архитектуре, термины, связанные с богослужением, исторические, биографические, искусствоведческие понятия, некоторые устаревшие слова и т. д. Как пользоваться словарем. Словарик построен по принципу записной книжки: справа Вы видите подписанные ярлычки страниц со словарными статьями, выбрав один из них, Вы можете открыть лист со словами, начинающимися на выбранные буквы. Вот список страниц словаря: А-Б|В-Г|Д-Е|Ж-З|И-К|Л-М|Н-О|П-Р|С-Т|У-Ф|Х-Ц|Ч-Ш|Щ-Ы|Э-Я|0-9, A-Z, сокращения|орфоэпия, орфография|список статей|литература Названия статей в большинстве случаев дается в единственном числе, например: «КАНОН», а не «КАНОНЫ». После названия статьи через запятую приводятся возможные синонимы или варианты написания, например: «АУРИПИГМЕНТ, аврепигмент, аврипигмент, урипигмент... желть, раушгельб, ражгиль». Могут приводится данные по акцентологии в квадратных скобках, ударная гласная условно показана красным цветом, например: [апсида] К некоторым терминам в круглых скобках дается краткая этимологическая справка, например: «ХЛАМИДА (лат. chlamidis - плащ) ». Даты приводятся по по двум стилям - «старому» (юлианскому календарю) и «новому» (григорианскому), например: «4 (17) сентября». Ссылочная система словарика построена на основе гиперссылок. Щелчок по слову статьи, являющемуся ссылкой, ведет к соответствующей статье словаря, например: «восьмиконечный нимб » По возможности, я постарался привести иллюстрации к статьям, но из-за экономии места и времени загрузки размеры у картинок достаточно маленькие. Чтобы рассмотреть картинку подробнее, просто щелкните по ней. Часть специфических ссылок обозначается значками: - ссылки на книги и тексты - на изображения (иконы, монументальная живопись и др.) - на архитектурные сооружения - на страницы и сайты в интернете Если же после словарной статьи Вы встретите вот такой значок: , то, щелкнув по нему, можете узнать более подробную информацию о слове или понятии (в произвольной форме).Вы можете также заглянуть в список всех статей Словарика (там, помимо прочего, видно и текущее количество словарных статей) и в список неописанных еще слов Пока не нашлось места и времени для странички об орфоэпии (правильном произношении слов). Список используемых источников приведен на последней странице словаря. О составителях словаря можно узнать на странице «об авторах». Интересна ли Вам его форма и содержание? Может быть, у Вас есть дополнения или замечания? Обо всех найденных ошибках и неточностях сообщайте Несусвету.




Сказкабылина Сходство: 1.И сказки, и былины существуют в устной форме. 2.Оба жанра существуют с древних времён. Различия: 1.Сказка - прозаический, художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера. 2.Главная черта – вымысел. 3.Сказки «рассказывали». 1.Описание подвигов богатырей. 2. Запечатлевает историческую реальность в обобщённых чертах. 3.Былины «сказывали» - пели или проговаривали в сопровождении гуслей.








Тонический стих Первое ударение – на первый слог от начала. Последнее ударение – на третий слог от конца. Как скакАл-то ИльЯ со добрА коня, ПрипадАл-то он ко мАтушке сырОй земле. Как стучИт ведь мАтушка сырА земля, Да под тОй же как сторОнушкой востОчной.


Построение Зачин, развитие действия, кульминация, развязка. Запев Концовка (не связанно с содержанием) Высота ль, высота поднебесная, Ай теперь ему, да после этого Глубота, глубота – окиян – море, А теперь Садку да славу поют Широко раздолье по всей земле, Глубоки омуты днепровские…






Гужики – петля в хомуте скрепляющая оглоблю с дугой. Булатный – из булата, твёрдый, упругий, с узорчатой стальной поверхностью. Сафьян – тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет. Соловый – о масти лошадей, желтоватый (в сочетании со светлым хвостом и светлой гривой).


Собиратели былин Открыл для нас бесценные сокровища духовной жизни народа, г. Изданы 4 тома (165 былин) «Песни, собранные Рыбниковым». Рыбников Николаевич Павел





Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Былины

Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - « ста́рина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Былины, как правило написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».

Историзм В центре множества русских былин стоит фигура киевского князя Владимира, которого можно отождествить с Владимиром II Мономахом (княжил 1113-1125). Илья Муромец упоминается в XIII веке в норвежской «Саге о Тидреке » и немецкой поэме « Ортнит », а в 1594 году немецкий путешественник Эрих Лассота видел его гробницу в Софийском соборе в Киеве. Алеша Попович служил у ростовских князей, потом перебрался в Киев и погиб в битве на реке Калке. В Новгородской летописи рассказывается о том, как Ставр Годинович навлек на себя гнев Владимира Мономаха, и его утопили за то, что он обокрал двух граждан Новгорода; в другом варианте той же летописи говорится, что его сослали. Дунай Иванович часто упоминается в летописях XIII века в качестве одного из слуг князя Владимира Васильковича, а Сухмана Долмантьевича (Одихмантьевича) отождествляли с псковским князем Домантом (Довмонтом).

Долгое время былины не были записанными, пока ими не заинтересовались известные учёные Павел Николаевич Рыбников (1832-1885) и Александр Фёдорович Гильфердинг (1831-1872). Более 200 былинных текстов вошли в четырёхтомник «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым». А. Ф. Гильфердинг издал 318 былин. Гильфердинг, Александр Фёдорович

Образы русских богатырей и витязей нашли широкое отражение в творчестве известных деятелей искусства, например, Михаила Александровича Врубеля - декоративное панно «Богатырь», или Виктора Михайловича Васнецова - «Богатыри» (картина, которую он писал почти двадцать лет). Михаил Врубель. Богатырь. 1898.

Виктор Васнецов. Богатыри на конях. 1896.

Разделяляют былины на произведения дохристианского и христианского периодов. К дохристианскому циклу принадлежат сказания о Святогоре, Миките Селяниновиче, Вольге, которые относятся к так называемым «бродячим сюжетам», коренящимся в общности религиозно-культовых элементов дохристианской Европы. Крещение Руси и эпоха святого равноапостольного князя Владимира стали ядром обширного христианского былинного цикла, в основании которого лежат достоверные исторические события и личности. Андрей Рябушкин. Пир богатырей у ласкового князя Владимира. 1888.

Группу богатырей, связанных с князем Владимиром и городом Киевом, делят на старших и младших. Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1878.

К старшим богатырям причисляют только Святогора, Вольгу Святославича и Микулу Селяниновича; прибавляет ещё Самсона, Сухана и далее Полкана, Колывана Ивановича, Ивана Колывановича, Самсона Ивановича, Самсона Самойловича и Молофера или Малафея; присоединяют также Дона Ивановича и Дуная Ивановича. Богатыри олицетворяют различных явлений природы: старшие богатыри - явления грозные, враждебные людям, происходящие во время зимы; так, напр., в образе Святогора олицетворяются исполинские, залёгшие всё небо тучи; младшие богатыри тоже явления природы, но благотворные для человека, происходящие летом; калики перехожие - это бродячие тучи, проливающие дождь; первоначально и те и другие представлялись божествами, но одни - старшим их поколением, титанами, разрушителями, а другие - оберегателями людей.

« Святогор ». 1942 Николай Константинович Рерих

«Самсон» - центральный фонтан дворцово-паркового ансамбля Петергоф

Младшие богатыри Младшие богатыри делятся на туземных и заезжих; к последним принадлежит: Соловей Будимирович, Чурило Пленкович, Дюк Степанович и др. Некоторые учёные делят богатырей на типы, относящиеся к эпохе дотатарской, татарской и послетатарской, или московской: к первой группе они причисляют Добрыню Никитича, Ивана Даниловича и Алёшу Поповича; ко второй: богатырей на заставе, Идолище, Илью Муромца, Василья Игнатьевича и богатырей, которые «перевелись»; к третьей: Микулу Селяниновича, Хотена Блудовича, Чурилу Пленковича, Дюка Степановича, Данила Ловченина, сорок калик со каликою, Соловья Будимировича. Кроме того, делят богатырей по ютолько самого Владимира, Добрыню, а также Вольгу Святославича, Ставра Годиновича, Ивана Даниловича, Чурилу Пленковича и отчасти Ивана Годиновича.

Андрей Рябушкин. Микула Селянинович. 1895.

Андрей Рябушкин. Волга Всеславьевич. 1895.

Иван Билибин. Илья Муромец и Соловей-разбойник

Андрей Рябушкин. Алёша Попович. 1895.

Виктор Васнецов. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1913-1918

Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. 1895.

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы М Б ОУ «СОШ №20 им.А.А.Хмелевского» г.Курска Мальцева Ольга Николаевна Спасибо!


Слайд 2

Домашнее задание к этому уроку

Слайд 3

Тема урока: Жанровое своеобразие и поэтика былины

Цель урока – рассмотреть былину с научной точки зрения, выяснить её отличительные признаки.

Слайд 4

Основные вопросы, на которые ищем ответ:

что такое народный эпос? что такое былина? по каким признакам можно отличить былину от других произведений? как возникли и исполнялись былины? на какие группы делятся былины? какие известны былинные циклы? о чём рассказывают сюжеты былин? Каковы особенности композиции былины? в чём заключается своеобразие былинных образов? какие выразительные средства используются в былинах?

Слайд 5

Эпические сказания

В разных уголках Земли люди в древности сочиняли торжественные песнопения, повествующие о великих деяниях необыкновенных людей. Карелы называли эти песни руны, якуты – олонхо, буряты – улигер, жители Древней Руси – старины, или былины. Учёные-фольклористы используют для таких песен термин «народный эпос». Вяйнямёйнен, играющий на кантеле

Слайд 6

Произведения народного эпоса исполнялись напевно, речитативом с соблюдением особого ритма, в сопровождении струнных музыкальных инструментов. Напевы былин торжественны и величавы. В.Васнецов «Гусляры»

Слайд 7

Для народного эпоса характерны:

1) широкий охват событий в пространстве и во времени; 2) патриотическая направленность; 3) героическое содержание сюжета: нередко это битва национального героя (богатыря) с врагами; 4) отношение к изображаемым событиям как к достоверным, отражающим историческую память народа.

Слайд 8

Былина (старина)

«фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде древней русской истории» (Т.Зуева) «русские народные эпические песни о богатырях» (Словарь русского языка в 4-х томах) «эпические песни, сложенные народом в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом XI – XVI в.в.» (Краткая литературная энциклопедия) «жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси» (А. Квятковский) «жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях» (В.Коровина)

Слайд 9

Былина песня, народная, эпическая (повествует о значительных событиях) рассказывает о поступках народных героев - богатырей отражает исторические события Древней Руси, главным образом - XI – XVI в.в.

Слайд 10

Былины, вероятнее всего, возникли в Киевской Руси, выразив оформившееся самосознание русского народа.Однако вопрос о происхождении былин в науке до сих пор остаётся спорным.Существуют различные классификации русского былинного эпоса.

В.Васнецов «Баян»

Слайд 11

Задание: Познакомившись со статьёй учебника «О собирании, исполнении, значении былин» (С.14 -16), выясните, на какие группы делит былины учёный-фольклорист В.П.Аникин. Какой принцип в основе этой классификации? Запишите ответ.

Слайд 12

Былины (по В.Аникину):

древнейшие (докиевские) – о Волхе, Дунае, Потыке; киевские – о Добрыне, Сухмане, Даниле Ловчанине, Чуриле, Соловье Будимировиче; владимиро-суздальские – об Илье Муромце, Алёше Поповиче; галицко-волынские – о Дюке; псково-новгородские – о Вольге и Микуле, Садко, Василии Буслаеве; черниговские – об Иване-гостином сыне; брянские – о князе Романе и братьях Ливиках... В основе классификации – циклизация по месту действия и героям.

Слайд 13

Домашнее заданиеОсновные циклы былин

Заполните схему по материалам учебника, С.15 ................... ................... .................. Киевский Новгородский

Слайд 14

Основные циклы былин

основные герои – Садко, Василий Буслаев; затрагиваются социальные темы, что обусловлено своеобразием жизни в торговом Новгороде; исторические обстоятельства и бытовые подробности характерны для Новгорода: жизнь купечества, влияние Церкви, поездки в другие страны. действие происходит в Киеве или около него; в центре повествования – князь Владимир; основная тема – защита Русской земли от кочевников; исторические обстоятельства и быт характерны для Киевской Руси; основные богатыри – Илья Муромец, ДобрыняНикитич, Алёша Попович Киевский Новгородский

Слайд 15

О чём рассказывают былины?

О борьбе с чудовищами; о борьбе с иноземными врагами; о встречах и спасении родных; о сватовстве и борьбе героя за невесту; о состязаниях между богатырями... Г.Травников «Былина»

Слайд 16

Своеобразие былинных образов

Эпический Киев – символ единства и государственной самостоятельности Русской земли. Киев

Слайд 17

Былинный князь Владимир, благодаря художественному вымыслу, соединил по сходству имени черты двух исторических правителей Руси: Владимира Святославовича (княжил с 980 по 1015г.г.) и Владимира Мономаха княжил с 1113 по 1125г.г.). Князь Владимир в былине– образ благодушного правителя. Н.Карзин «Пир у князя Владимира» князь

Слайд 18

Защитник родной земли, человек необыкновенной физической силы и воинской доблести, носитель нравственных ценностей своего народа. Смысл жизни богатырь видит в служении родине. Ю. Арсенюк «Богатырская застава» богатырь

Слайд 19

Святогор

Обладает сверхъестественной силой, под его тяжестью прогибается земля, силы в нём слишком много, за что богатыря не может носить Мать-сыра-Земля, и он гибнет. А.Рябушкин «Святогор»

Слайд 20

Вольга Святославич (Волх Всеславич)

Сын княжны и Змея Горыныча, который унаследовал от отца способность превращаться в зверей и птиц, что использует только с благими целями, например, чтобы разузнать секреты врагов Русской земли. Рос в детстве «не по дням, а по часам», стремился стать мудрым, с 12-ти лет возглавляет воинскую дружину. И.Билибин «Вольга»

Слайд 21

Микула Селянинович

Этот богатырь не воин, а пахарь. По-старинному – оратай. Мать-сыра-Земля его любит и помогает ему, поэтому крестьянин Микула может посрамить и Святогора, и Вольгу. Микула олицетворяет силы народные: сегодня он мирно трудится на пашне, а завтра, если придут враги на Русскую землю, возьмётся за меч. Е.Кибрик «Микула Селянинович» И.Билибин «Вольга и Микула»

Слайд 22

Добрыня Никитич

Доблестный воин, умеющий также хорошо петь и играть на гуслях; не знает себе равных в игре в шахматы. Добрыня – змееборец, олицетворение вежливости и изящного благородства. С.Москвитин «Добрыня Никитич»

Слайд 23

Илья Муромец

Родился в городе Муроме, в селе Карачарове. Прославив себя ратными подвигами, победив Соловья-разбойника и Идолище поганое, Илья становится первым богатырём князя Владимира, его признают за главного другие русские богатыри. Олицетворяет спокойную и уверенную в себе силу. Е.Кибрик «Илья Муромец»

Слайд 24

По мнению исследователей, прототипом любимого в народе богатыря было историческое лицо – силач по прозвищу Чоботок, родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре, причисленный к лику святых. Его нетленные мощи хранятся в Ближних Пещерах лавры.

Слайд 25

Благодаря современным научным методам, проведена реконструкция облика Ильи. Её результаты подтвердили многие сведения о герое былин: он имел богатырское телосложение, высокий рост и до 33-х лет не мог двигаться из-за паралича позвоночника.

Слайд 26

Алёша Попович

Сын священника из города Ростова на богатырской службе удивляет не столько силой, сколько удалью, находчивостью, хитростью. Сметливый ум помогает этому озорному пересмешнику подчас больше, чем меч-кладенец. К.Васильев «Алёша Попович и красна девица»

Слайд 27

В.Васнецов «Богатыри»

Слайд 28

Садко

Историческим прототипом героя был новгородский купец Садко Сытинец. Былинный садко – человек торговый, путешественник, умеющий замечательно играть на гуслях. К.Васильев «Садко и владыко морской»

Слайд 29

Богатыри святорусские

Сухман Бова-королевич Василий Буслаев Ян Усмарь Настасья Микулична

Слайд 30

Средства создания образов

Художественное преувеличение: Его добрый конь да богатырскии С горы на гору стал перескакивать, С холмы на холму сталперемахивать, Мелки реченьки, озёрка промеж ног спущал. гипербола В.Васнецов «Богатырский скок»

Слайд 31

Одно явление или понятие проясняется через сопоставление с другим: Богатырь выезжает на своём коне «как есён сокол», «как бы белой кречет», конь под ним «как бы лютой зверь», копьё в руках «как свеча горит». сравнение Б.Ольшанский «Алёша Попович и Елена Краса» (фрагмент)

Слайд 32

Особенности поэтического языка

Традиционные, универсальные для фольклора художественные определения: ДОБРЫЙ молодец, КРАСНА девица, травушка-МУРАВУШКА, палаты БЕЛОКАМЕКННЫЕ... постоянный эпитет В.Васнецов «Баян» (эскиз)

Слайд 33

Повторения слов: тавтологические («черным-черно», «много-множество»); синонимические («злодей-разбойник», «драться-ратиться») Палилогия, или подхват (повторение последних слов предыдущего стиха) повторы Б.Ольшанский «Из тёмной глубины веков»

Слайд 34

Композиция

Стилистическое обрамление, не связанное с сюжетом, создают общий настрой: Высока ли высота поднебесная, Глубока глубота акиян-море, Широко раздолье по всей земли, Глубоки омоты Непровския... запев запев М.Щрилёв «Скоморохи»

Слайд 35

Первая обязательная часть сюжета (рассказывает о рождении богатыря, обретении им силы; говорится о месте действия, о том, откуда выезжает богатырь): В славном великом Нове-граде А и жил Буслай до девяноста лет... зачин М.Щрилёв «Утро Новгорода Великого»

Слайд 36

традиционные формулы, почти без изменений, переходящие из одной былины в другую: А то свищет Соловей да по-соловьему, Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному... А ревел-то Алёшенька по-звериному, Зашипел-то Алёша по-змеиному... общие места

Слайд 40

Какие известны былинные циклы? О чём рассказывают сюжеты былин? Каковы особенности композиции былины? В чём заключается своеобразие былинных образов? Какие выразительные средства используются в былинах?

Слайд 41

Домашнее задание

Слайд 42

Источники

Библиотека русского фольклора: Былины. – М., 1988. Соловьёв В.М. Русская культура с древнейших времён до наших дней.- М., 2004 Зуева Т.В.Русский фольклор: словарь-справочник.-М.,2002 http://www.travnikov.ru/el-skaz.html http://allday.ru/index.php?newsid=145868 http://ricolor.org/europe/ukraina/mp/muromets/ http://www.pravoslavie.ru/put/sv/muromec.htmhttp://commons.wikimedia.org/wiki/File:Iliya_muromets_reconstruction01.jpg http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=0&fp=2&uid=3224&idg=0&user_serie=0 http://biography.sgu.ru/works1.php?id=8

Посмотреть все слайды

Из славного Ростова красна города
Как два ясные сокола вылетывали -
Выезжали два могучие богатыря:
Что по имени Алешенька Попович млад
А со молодым Якимом Ивановичем.
Они ездят, богатыри, плечо о плечо,
Стремено в стремено богатырское.

По морю, морю синему,
По синему, но Хвалунскому
Ходил‑гулял Сокол‑корабль
Немного– немало двенадцать лет.
На якорях Сокол‑корабль не стаивал,
Ко крутым берегам не приваливал,
Желтых песков не хватывал.
Хорошо Сокол‑корабль изукрашен был:
Нос, корма – по‑звериному,
А бока зведены по‑змеиному,
Еще вместо очей было вставлено
Два камня, два яхонта,
Да еще было на Соколе на корабле:
Еще вместо бровей было повешено
Два соболя, два борзые;
Да еще было на Соколе на корабле:
Еще вместо очей было повешено
Две куницы мамурские;
Да еще было на Соколе на корабле:
Еще три церкви соборные,
Да еще было на Соколе на корабле:


Еще ездил Добрынюшка во всей земли,
Еще ездил Добрынюшка по всей страны;
А искал собе Добрынюшка наездника,
А искал собе Добрыня супротивника:
Он не мог же найти себе наездничка,
Он не мог же найти себе сопротивничка.
Он поехал во далече во чисто поле,
Он завидял, где во поле шатер стоит.
А шатер‑де стоял рытого бархата;
На шатри‑то‑де подпись была подписана,
А подписано было со угрозою:
«А еще кто к шатру приедет, – дак живому не быть,
А живому тому не быть, прочь не уехати».
А стояла в шатре бочка с зеленым вином;
А на бочке‑то чарочка серебряна,
А серебряна чарочка позолочена,
А не мала, не велика, полтора ведра.


Кабы жили на заставы богатыри,
Недалеко от города – за двенадцать верст,
Кабы жили они да тут пятнадцать лет;
Кабы тридцать‑то их было да со богатырем;
Не видали ни конного, ни пешего,
Ни прохожего они тут, ни проезжего,
Да ни серый тут волк не прорыскивал,
Ни ясен сокол не пролетывал,
Да нерусской богатырь не проезживал.
Кабы тридцать‑то было богатырей со богатырем:
Атаманом‑то – стар казак Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович;
Податаманьем Самсон да Колыбанович,
Да Добрыня‑то Микитич жил во писарях,
Да Алеша‑то Попович жил во поварах,
Да и Мишка Торопанишко жил во конюхах;
Да и жил тут Василей сын Буслаевич,
Да и жил тут Васенька Игнатьевич,
Да и жил тут Дюк да сын Степанович,
Да и жил тут Пермя да сын Васильевич,
Да и жил Радивон да Превысокие,
Да и жил тут Потанюшка Хроменькой;


У князя у Сергея
Было пированьице, пир,
На князей, на дворян,
На русских защитников – богатырей
И на всю поляницу русскую.
Красное солнышко на дне,
Да и пир идет на веселе;
Все на пиру пьяны да веселы,
За тым за столом за дубовым
Сидит богатырь Булат Еремеевич,
Князюшка Сергей Киевский
По столовой похаживает,
Золотыми бубенчиками трясет,
И говорит таковы слова:
«Ай же ты, Булат Еремеевич!


Как про бедного сказать да про белого,
Про удалого сказать дородна молодца.
Он и ходит‑де, удалый добрый молодец,
На цареве‑то ходит большом кабаке,
На кружале он ходит государевом;
Он и пьет много, детина, зелена вина,
Он не чарою пьет, сам не стаканами,
Он откатыват бочки‑сороковочки;
Во хмелю‑то сам детина выпивается,
Из речей‑то Бутман‑сын вышибается:
«Уж я силушкою нонче царя сильней,
Уж я сметочкою царя посметливей».
Пригожались у царя люди придворные,
Как придворные люди – губернаторы,
Губернаторы, люди толстобрюхие;



У честной вдовы да у Ненилы
А у ней было чадо Вавила.
А поехал Вавилушка на ниву,
Он ведь нивушку свою орати,
Еще белую пшеницу засевати,
Родну матушку свою хочет кормити.
А ко той вдове да ко Нениле
Пришли люди к ней веселые,
Веселые люди, не простые,
Не простые люди - скоморохи:
- Уж ты здравствуешь, честна вдова Ненила!
У тебя где чадо да нынь Вавила?


В славном великом Новеграде
А и жил Буслай до девяноста лет,
С Новым-городом жил, не перечился,
Со мужики новогородскими
Поперек словечка не говаривал.
Живучи Буслай состарился,
Состарился и переставился.
После его веку долгого
Оставалася его житье-бытье
И все имение дворянское,
Осталася матера вдова,
Матера Амелфа Тимофевна,
И оставалася чадо милая,
Молодой сын Василий Буслаевич. Тебе с этою удачей молодецкою
Наквасити река будет Волхова».

Произведения разбиты на страницы

В категории русские былины Вашему вниманию предлагаются классические сказания, то есть былины, записанные энтузиастами XVIII-XX веков в далеких русских селах и деревнях. Все народные былины уже после их первых публикаций начали привлекать к себе большое внимание отечественной аристократии. Ими довольно сильно интересовались такие люди как Пушкин, Добролюбов, Белинский и Чернышевский.

Впервые слово «былины» было озвучено И. Сахаровым в книге «Песни русского народа». Текст былины мог быть как кратким так и развернутыми. Тема былин обычно повествует о героях богатырях и их жизни и поступках, представляя собой героический эпос. Большинство из них являются историческими и могут описывать как Киевскую Русь так и до государственное время.




Top