Художественный образ как искусствоведческое и литературоведческое понятие. Значение образ художественный в словаре литературоведческих терминов

Слово "образ" имеет несколько значений. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова ему даются такие толкования: "1. Вид, облик; 2. Живое, наглядное представление о ком-чем-нибудь; 3. В литературе, искусстве: обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления; 4. В художественном произведении: тип, характер; 5. Порядок, направление чего-нибудь, способ" [Ожегов 1986: 372].

Наличие различных значений слова способствует тому, что оно используется в обыденном быту и одновременно выступает в качестве термина в разных науках. В философии "образом" называют отражение явлений жизни в сознании людей, всякое "отображение" реальной действительности (как понятийное, так и чувственное). В психологии "образ" обозначает представление, то есть мысленное созерцание предмета в его целостности.

Ученые подчеркивают, что вне образов нет ни отражения реальной действительности, ни познания, ни воображения, ни творчества. Образ может принимать различные формы, как чувственные (ощущения, восприятия, представления), так и рациональные (суждения, умозаключения, теории). В то же время образы могут быть некими идеализированными конструкциями, непосредственно не соотносящимися с реально существующими предметами и явлениями (фантастические образы Змея Горыныча или Бабы-Яги в сказках, мифологические образы кентавров или сирен).

Образы окружают людей в их повседневной жизни. Они встречаются в альбомах с фотографиями, в частной переписке, в дневниках и т.п. Нередко пользуются образами в качестве вспомогательного средства при изложении своих теорий ученые. Образы используются в науке для того, чтобы сделать рассуждения и выводы, излагаемые с помощью отвлеченных понятий, более доступными и наглядными. Наряду с этим образы можно найти в газетных очерках и публицистических сочинениях. Подобные образы называются фактографическими, научно-иллюстративными, публицистически-иллюстративными [Введение в литературоведение 1976: 35 - 37]. Главная их особенность состоит в том, что они показывают явления такими, какими они оказываются в действительности, не внося в это изображение никаких дополнений и корректив.

Художественный образ - разновидность образа вообще, под которым понимается результат осознания человеком явлений окружающего мира. В искусствоведении термин "художественный образ" используется для того, чтобы обозначить особый, присущий только искусству способ освоения реальной действительности и преобразования ее в действительность художественную. "Для искусствоведов "образ" это не просто отражение отдельного явления жизни в человеческом сознании, а это воспроизведение уже отраженного и осознанного художником явления с помощью тех или иных материальных средств - с помощью речи, мимики и жестов, очертаний и красок, системы звуков и т.д." [Введение в литературоведение 1976: 34].

Современные литературоведы называют образом любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (особенно часто - действующее лицо или литературного героя). Само терминологическое словосочетание "образ чего-то" или "образ кого-то" указывает на устойчивую способность художественного образа соотноситься с внехудожественными явлениями, "вбирать" в себя реальную действительность. Отсюда проистекает господствующее положение категории "образ" в эстетических системах, устанавливающих специфическую связь искусства с неискусством - жизнью, сознанием и т. д.

Истоки теории образа восходят к глубокой древности. Эту теорию начали разрабатывать еще античные философы Платон и Аристотель (IV век до н.э.), которые указывали, что искусство является "подражанием природе". Словом "природа" они называли всю реальную жизнь - и естественную, и общественную, - состоящую из отдельных явлений.

В античности для обозначения образа использовалось слово "эйдос", которое одновременно употреблялось в двух значениях. "Эйдосом" назывался и внешний облик предмета, его наружный вид, и его сущность, идея. По мнению античных философов, искусство связано с эйдосами не прямо, а через "мимесис", то есть через подражание. "Подражанием" древнегреческие мыслители называли способность искусства воссоздавать отдельные явления жизни в изваяниях и картинах, в художественных произведениях и сценических представлениях. Таким образом, "мимесис" - это подражание и одновременно преображение предмета, существующего в реальности, в образ. В целом высказывания античных мыслителей указывают на то, что они отмечали зависимость "эйдосов" от действительности.

Определение искусства как "подражания природе" встречается во многих работах теоретико-литературного характера вплоть до XVIII столетия. От рассмотрения художественного творчества с таких позиций отказался немецкий философ Г.В.Ф. Гегель, который в своей "Эстетике" дал трактовку понятия "образ", близкую к современным.

Гегель обратил главное внимание на то, что произведения искусства представляют собой не простое "подражание природе". В них происходит пересоздание явлений действительности. По словам философа, "от теоретического, научного изучения художественное осмысление отличается тем, что оно интересуется предметом в его единичном существовании и не стремится превратить его во всеобщую мысль и понятие" [цит. по Введение в литературоведение 2004: 24]. В то же время Гегель подчеркивал, что единичное, индивидуальное в искусстве способно ярко, осязаемо, зримо передать общее.

Следует отметить, что, используя слово "образ", Гегель не придавал ему особого значения. Это позже сделали теоретики искусства; идеи Гегеля оказались долговечнее своего методологического контекста и вошли - в трансформированном виде - в современное литературоведение.

В настоящее время художественный образ трактуется как "категория эстетики, характеризующая результат осмысления автором (художником) какого-либо явления, процесса свойственными тому или иному виду искусства способами, объективированный в форме произведения как целого или его отдельных фрагментов, частей" [Введение в литературоведение 2004: 23]. В частности, литературное произведение как художественное целое является образом. Оно может включать в себя систему образов-персонажей, которые, в свою очередь, создаются с помощью изобразительно-выразительных средств поэтической образности.

К образам иногда относят тропы (метафору, метонимию, перифраз и т.п.). В то же время литературоведы указывают, что речь (словесный строй) и предметный мир произведения - это разные уровни художественного целого. Любой образ в широком смысле слова является иносказательным и многозначным. Образность отдельных речевых единиц и образность текстов не тождественны; мир литературных произведений сохраняет свою образность даже в том случае, если создается при помощи безомбразных слов.

Тропы позволяют обрисовать образ того или иного героя или явления более ярко и красочно, способствуют возникновению в сознании читателей дополнительных ассоциаций. "Но это не самостоятельные образы: они не изменяют тему высказывания, оставаясь за пределами мира произведения (как объекта изображения)" [Введение в литературоведение 2004: 40].

Ученые подчеркивают, что в художественном образе неразрывно слиты объективно-познавательное и субъективно-творческое начала. Выявляя специфические особенности художественных образов, литературоведы традиционно рассматривают их в отношениях с двумя сферами: реальной действительностью и процессом мышления.

Как отражение действительности образ в той или иной степени наделен чувственной достоверностью, пространственно-временной протяженностью, предметной законченностью, самодостаточностью и другими свойствами единичного, реально существующего объекта. В то же время образ не является реальным объектом, так как отграничен рамкой условности от всей окружающей действительности и принадлежит внутреннему, "иллюзорному" миру произведения.

Являясь не реальным, а "идеальным" объектом, образ обладает некоторыми свойствами понятий, представлений, гипотез и других мыслительных конструкций. Образ не просто отражает действительность, он обобщает, раскрывает в единичном и случайном - сущностное, наиболее характерное, типичное. В то же время в отличие от абстрактного понятия, образ нагляден; он не разлагает явление на отвлеченно-рассудочные составляющие, но сохраняет чувственную целостность и неповторимость. Иными словами, образ представляет собой в "одной и той же целостности как понятие предмета, так и его внешнее бытие" [Литературный энциклопедический словарь 1987: 252].

Творческая природа образов, как и познавательная, проявляется двояко. С одной стороны, художественный образ представляет собой результат деятельности воображения, пересоздающего мир в соответствии с духовными запросами и устремлениями человека, его целенаправленной активностью и целостными идеалами. Поэтому в образе, наряду с объективно существующим и сущностным, запечатлевается возможное, желаемое, предполагаемое, то есть все, что относится к субъективной, эмоционально-волевой сфере бытия. С другой стороны, в отличие от чисто психических образов фантазии, в художественном образе достигается творческое преображение реального материала: звуков, красок, слов и т. д. В результате этого создается единичная "вещь" (текст, картина, скульптура), занимающая свое особое место среди предметов реального мира. Объективируясь, образ возвращается к той действительности, которую отобразил, но уже не как пассивное ее воспроизведение, а как активное преображение.

"Переход чувственного отражения в мыслительное обобщение и далее в вымышленную действительность и ее чувственное воплощение - такова внутренне подвижная сущность образа в его двусторонней обращенности от реального к идеальному (в процессе познания) и от идеального к реальному (в процессе творчества) [Литературный энциклопедический словарь 1987: 252]. В результате образ всегда представляет собой сочетание объективного и субъективного начал. Объективная "составляющая" художественного образа - это те явления и предметы, которые были запечатлены писателем в произведении, субъективная - позиция автора, который выступил творцом художественной реальности.

Сопоставляя образы как таковые и художественные образы, искусствоведы подчеркивают, что между ними существует много общего. В то же время налицо оказываются и значительные различия. В отличие от научно-иллюстративных, публицистически-иллюстративных или фактографических изображений образы искусства являются созданием творческой мысли и воображения художника, скульптора или писателя. Они возникают не для иллюстрации обобщающих наблюдений и выводов, не для информации о каких-либо событиях, явлениях и т.п. У художественных образов - свое особое назначение, которое обусловливает ряд характерных для таких образов особенностей.

Во-первых, художественное сознание, сочетая рассудочный и интуитивный подходы, фиксирует нерасчлененность, целостность, полноту реального бытия явлений действительности и отражает его в чувственно-наглядной форме. В связи с этим любой образ воспринимается как некая целостность, даже если он создан писателем с помощью одной-двух деталей. Читатели в своем воображении должны восполнить недостающее.

Во-вторых, художественный образ всегда представляет собой обобщение. Если в действительности соотношение единичного и общего может быть различным (в частности, единичное может затемнять общее), то образы искусства представляют собой концентрированные воплощения общего, существенного в индивидуальном.

Художественное обобщение в творческой практике принимает различные формы, окрашенные авторскими эмоциями и оценками. Например, образ может иметь репрезентативный характер, когда выделяются, "заостряются" какие-то черты реального предмета, или являться символом.

Нередко собственные имена литературных персонажей начинают восприниматься читателями как нарицательные (Митрофанушка ("Недоросль" Д.И Фонвизина), Хлестаков ("Ревизор" Н.В. Гоголя) и т.п.). Это служит ярким показателем обобщающего смысла художественных образов.

Типизация не обязательно предполагает создание жизнеподобных образов. Чтобы акцентировать внимание на каких-либо общих чертах отображаемых явлений, полнее отразить сущность типизируемого, писатели могут прибегать к гротеску, фантастике, гиперболе ("Нос" Н.В. Гоголя, "История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина и др.). Эти условные формы характеризуются деформацией реальности, преднамеренным отклонением от внешнего правдоподобия. Писатели изображают людей, предметы и явления, не имеющие аналогов в действительности. В этом случае нарочитая условность образов нередко служит обнаружению истинной сущности изображаемых явлений в значительно большей степени, чем тогда, когда писатель не подвергает жизненные формы художественной трансформации.

В-третьих, характерной чертой художественного образа является его экспрессивность. Образ всегда отражает идейно-эмоциональное отношение автора произведения к изображаемому им явлению или предмету, поэтому обращен не только к рациональной сфере, но и к чувствам слушателей или читателей.

Об идейно-эмоциональной оценке писателями изображаемых характеров свидетельствует прочно укоренившаяся традиция деления героев на "положительных", "отрицательных", "противоречивых" (при всех оговорках критиков о неточности подобных "классификаций").

Формы выражения авторской оценки неисчерпаемы; в самом общем виде их можно разделить на явные (непосредственные высказывания писателя) и неявные. К оценочной лексике близки тропы, как явные способы моделирования мира на стилистическом уровне. Отношение автора (субъекта речи) к предмету нередко проясняется с помощью ассоциаций, возникающих благодаря тропам (метафорам, метонимиям, перифразам и т.п.).

На предметном уровне возможности выражения оценки у писателя гораздо шире: он может не только прибегнуть к композиционным или стилистическим приемам, но и создать свой художественный мир, с его временем и пространством, героями и сюжетом, деталями описания, отличающимися эмоциональной выразительностью.

В-четвертых, художественный образ всегда самодостаточен. Он является основным и самодовлеющим средством выражения содержания литературных произведений и, в принципе, не нуждается ни в каких пояснениях и комментариях.

Как уже было отмечено, в науке кроме образов-понятий, нередко используются образы-символы, образы-сравнения, которые выполняют своеобразные функции: они иллюстрируют доказываемые положения, делают явления, которые недоступны глазу человека, более наглядными и т.п. В частности образ (символ) атома может быть представлен в виде шарика и вращающихся вокруг него по орбитам точек - электронов. Художественные образы не дополняют заранее данные или предполагаемые выводы, не служат для демонстрации каких-либо явлений в качестве наглядных примеров, а содержат обобщения в самих себе, выражают их своих собственным "языком".

"Идея", которую несет в себе художественный образ, обычно не формулируется автором прямо. Даже в том случае, если писатель выступает в качестве автокритика, разъясняя свой замысел в самом произведении или отдельной статье, его пояснения не могут исчерпать всей полноты нарисованного им образа.

Образность искусства создает объективные предпосылки для споров о смысле произведения, для его различных интерпретаций, как близких к авторской концепции, так и полемичных по отношению к ней. Художественный образ может порождать различные толкования и трактовки, в том числе и такие, о которых автор даже не помышлял. Эта его особенность вытекает из природы искусства как формы отражения мира через призму индивидуального сознания.

Как уже указывалось, понятие "образ" охватывает в художественных текстах разнородные понятия. Образом называется воспроизведение любого предмета или явления в его целостности. Поэтому вопрос о типологии образов решается различными учеными неоднозначно.

В "Литературном энциклопедическом словаре" предлагается классификация художественных образов, которая определяется учеными как предметная [Литературный энциклопедический словарь 1987: 252].

Согласно этой классификации, образы могут быть разделены на ряд групп или "слоев", тесно связанных между собой. Первую из таких групп составят образы - детали, имеющие различные масштабы (они могут создаваться одним словом и представлять собой развернутые описания, состоящие из множества подробностей (пейзажи, интерьеры, портреты)). Отличительной чертой всех образов-деталей является статичность и описательность. Следующий "слой" произведения - фабульный, связанный с действием, соединяющим воедино все предметные подробности. Он состоит из образов внешних и внутренних движений: поступков, событий, настроений, побуждения - иными словами, из всех динамичных моментов, развернутых в сюжете произведения. Третью группу образуют стоящие за действиями и обусловливающие их импульсы - образы характеров и обстоятельств. На последнем уровне "из образов характеров и обстоятельств в итоге их взаимодействия складываются целостные образы судьбы и мира; это бытие вообще, каким его видит и понимает художник, - и за этим глобальным образом встают уже внепредметные, концептуальные слои произведения" [Литературный энциклопедический словарь 1987: 252].

В пособии под редакцией Л.В. Чернец выделяются такие виды образов как образ-представление, персонаж (образ-персонаж), голос (первичный субъект речи) [Введение в литературоведение. 2004: 43]. В пособии "Основы теории литературы" указывается, что в литературных текстах "главным предметом изображения и выражения является человек, стоящий… в самом центре поэтической вселенной". "Он может быть персонажем, образом автора и образом читателя" [Федоров 2003: 113].

Очевидно, что в трех приведенных классификациях значительное место отводится образам-персонажам. В разных литературоведческих трудах этот термин трактуется практически одинаково. "Под персонажем (от фр. personnage; от persona - лицо, маска) в строгом смысле этого термина, следует понимать разновидность художественного образа действующего лица, наделенного внешней и внутренней индивидуальностью. Общий синонимический ряд: персонаж и действующее лицо дополняет не менее популярное словосочетание литературный герой" [Федоров 2003: 113]. "Персонаж (от лат. persona - особа, лицо, маска) - вид художественного образа, субъект действия, высказывания, переживания в произведении" [Введение в литературоведение 2004: 197].

Разграничивая персонажей по отношению к конфликту и основному действию, их подразделяют на главных, второстепенных, эпизодических и внесценических.

В персонажную сферу произведения могут входить не все изображенные в тексте люди; эпизодические и внесценические персонажи обычно выступают как образы-представления. С другой стороны, персонажем в художественном тексте может выступать не только человек, но и некое вымышленное автором фантастическое существо, животное, дерево и т.п. Становясь персонажем, любой предмет обретает человеческие (антропоморфные) черты.

В эпосе и драме рассказываемая история (сюжет) в обязательном порядке предполагает наличие системы персонажей или действующих лиц. В лирике персонажи, как правило, отсутствуют, на первом плане в стихотворениях традиционно выступают лирические субъекты.

Первичный субъект речи обычно присутствует и в эпических произведениях - это повествователь, от лица которого ведется рассказ. Выбор того или иного субъекта речи крайне важен: поскольку он выступает носителем определенной "точки зрения", восходящей к автору или, наоборот, далекой от него (это характерно для ролевой лирики или эпических произведений, где присутствует рассказчик, не тождественный писателю).

Первичные субъекты речи могут одновременно являться персонажами (героями, действующими лицами) произведения. Таковы, в частности, лирический герой в стихотворении А. Блока "Незнакомка", рассказчик в "Человеке в футляре" А.П. Чехова, повествователь в цикле "Записки охотника" И.С. Тургенева. Наряду с этим первичные субъекты речи могут не являться персонажами и присутствовать в тексте только как голоса.

Выделенные разновидности образов имеют разную структуру. Образ-представление - это чаще всего описание. Образ-персонаж обладает более развернутой, многосоставной структурой: в этом случае "полярными" компонентами могут выступать, с одной стороны, живописный портрет (то есть образ-представление), с другой стороны - рассуждение (то есть форма речи, в которой преобладают логические конструкции). От рассуждения как компонента образа-персонажа следует отличать внехудожественные высказывания автора: отступления на философские, исторические и т.п. темы, предисловия и др.

Как уже было отмечено, в художественных произведениях могут действовать и разговаривать, подобно людям, явления природы и предметы, животные и насекомые, существа, созданные воображением писателя. В ряде литературных жанров (басня, научная фантастика, сказка и т.п.) такие действующие лица встречаются чрезвычайно часто.

Несмотря на разнообразие видов персонажей, изображение любого из них связано с основным предметом художественной литературы, которым является человек. Как бы широко не трактовался предмет познания в художественном творчестве, его центр всегда составляют человеческие сущности, наделенные определенными характерами. "Средствами раскрытия характера выступают в произведении различные компоненты и детали предметного мира: сюжет, речевые характеристики, портрет, костюм, интерьер и пр." [Введение в литературоведение 2004: 201]. Иными словами, "образ персонажа… соединяет в себе частные образные подразделения", "складывается из внешней и внутренней характеристик" [Федоров 2003: 113]. То есть, рисуя конкретного литературного героя, авторы стремятся к тому, чтобы читатели "увидели" это изображение и одновременно осознали, что конкретный персонаж "проживает" в художественном мире в своих поступках, словах, мыслях и чувствах. Сущность персонажа раскрывается за счет отношения к нему других действующих лиц, и, главное, самого писателя, который таким образом воплощает в произведении свою концепцию личности и систему нравственных оценок человеческих качеств.

В целом следует отметить, что литературоведческое понятие "образ" является неоднозначным. Художественные произведения уподобляются учеными мирозданию, которое складывается путем объединения частиц различного уровня (от микрообразов-деталей - к целостному образу мира).

Наиболее четко учеными определены основные черты образов-персонажей, в роли которых могут выступать не только люди, но и предметы, природные явления, животные и растения, придуманные самими писателями фантастические существа. Образы-персонажи обладают сложной, многосоставной структурой. В эпических и драматических произведениях сущность изображенных автором литературных героев, в первую очередь, раскрывается через сюжет, то есть совокупность их действий и поступков, отношения с другими действующими лицами и речевые характеристики (в том числе те реплики, в которых содержится оценка ими друг друга). Кроме того, образы-персонажи создаются с помощью такого изобразительного приема как портрет, который предполагает обрисовку лица, фигуры, манеры поведения, одежды и т.п. Писатель может рисовать портрет достаточно подробно или ограничиваться лишь отдельными деталями, в любом случае подобная внешняя характеристика будет служить своеобразным ключом к изображаемому характеру. Нередко значительную смысловую нагрузку несут в произведении также описания картин природы, на фоне которой выступает герой, и окружающего его мира вещей. Наряду с этим, важным средством обрисовки персонажа выступают высказывания самого автора или рассказчика, который выступает в роли повествователя.

1. Как называют форму иносказания, характерную для басен, притчей? (Аллегория )

2. Назовите термин, который используется в литературоведении для обозначения выражения, ставшего крылатым? ИЛИ: В речи героев пьесы много кратких, образных изречений, выражающих оригинальные мысли (например, в речи Пепла: «Ты – не гвоздь, я – не клещи…»). Как называются такие высказывания? ИЛИ: Многие реплики героев пьесы стали общеупотребительными (например: "Не всегда правдой душу вылечишь"). Укажите термин, которым обозначаются меткие образные выражения, содержащие законченную философскую мысль. (Афоризм )

3. Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене? ИЛИ: В рассказах г-жи Простаковой и Скотинина фигурируют «покойник батюшка» и дядя Вавила Фалелеич. Как называются персонажи, упоминаемые в речи героев, но не появляющиеся на сцене? (Внесценические )

4. Как в литературном произведении называется монолог, который произносит герой «про себя»? (Внутренний монолог )

5. Желая показать свою значимость, Хлестаков использует явное преувеличение: «тридцать пять тысяч одних курьеров». Как называется художественный приём, основанный на преувеличении? (Гипербола )

6. Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии? ИЛИ: В фамилии Хлестакова, как и в фамилиях других действующих лиц пьесы, заложена определённая образная характеристика. Как называются такие фамилии? (Говорящие )

7. Укажите название приёма художественного преувеличения, при котором правдоподобие уступает место фантастике, карикатуре. (Гротеск )

8. Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку? ИЛИ: Укажите название подробности, придающей повествованию особую выразительность (например, слеза, выкатившаяся у Чичикова. ИЛИ: Каким термином обозначается значимая мелкая подробность, заключающая в себе важный смысл (например, батюшкин сундук из рассказа г-жи Простаковой)? (Деталь )

9. Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? ИЛИ: Текст фрагмента представляет собой чередование обращённых друг к другу высказываний героев. Как называется такая форма речевого общения? (Диалог )

10. Укажите жанр , которому относится произведение. (Эпические жанры: Роман, рассказ, повесть, сказка, басня, былина, новелла, очерк... Драматические жанры: драма, комедия, трагедия...

11. Определите жанр произведения . Фонвизин «Недоросль» – комедия. Грибоедов «Горе от ума» – комедия. Гоголь «Ревизор» – комедия. Островский «Гроза» – драма.Чехов «Вишневый сад» – комедия. Горький «На дне» – драма.

12. К какой жанровой разновидности относится роман? (Социально-философский, психологический, социально-бытовой… )

13. К какому этапу в развитии действия относится данный фрагмент? (Завязка, кульминация, развязка ). ИЛИ: Как называется момент наивысшего напряжения в развитии драматического сюжета. (Кульминация ).

14. Свободный, непринужденной характер речи персонажей подчеркнут в данном фрагменте при помощи нарушения прямого порядка слов в их фразах: «Я вам за них дам деньги»; «Ведь я мертвых никогда еще не продавала». Назовите этот прием. (Инверсия )

15. Как в литературных произведениях называется разновидность описания, позволившая автору воссоздать обстановку жилища? ИЛИ: Укажите термин, которым в литературоведении называется описание обстановки действия, внутреннего убранства помещений («… в углу, перед черной доской иконы Богородицы троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на черный кожаный диван...»). (Интерьер )

16. Назовите художественный прием, заключающийся в том, что подразумеваемый смысл слова или фразы противоположен буквально высказанному («Мастерица толковать указы»). (Ирония )

17. Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске т.п. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении. ИЛИ: Каким термином обозначают организацию частей произведения, образов и их связей? (Композиция )

18. Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении? ИЛИ: Столкновения между героями обнаруживаются с самого начала пьесы. Как называется непримиримое противоречие, лежащее в основе драматургического действия? (Конфликт )

19. Тип конфликта ? (Общественный, любовный, социальный ). ИЛИ: Конфликт, связанный с отношениями между героем и героиней, определяет сюжетное действие «Чистого понедельника» И.А. Бунина. Дайте определение этого конфликта. (Любовный )

20. В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? (Сентиментализм, классицизм, реализм, символизм... ). ИЛИ: Укажите название литературного направления XVIII в., традицию которого продолжает Грибоедов, наделяя некоторых героев своей реалистической пьесы «говорящими» фамилиями – характеристиками. (Классицизм ) ИЛИ: Как называется литературное направление, принципы которого отчасти сформулированы во второй части представленного фрагмента («вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь»)? (Реализм )

21. Укажите вид тропа, в основе которого перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»). ИЛИ: Каким термином обозначают средство иносказательной выразительности, к которому обращается автор, описывая гигантский корабль «Атлантида»: «… этажи… зияли огненными несметными глазами»? (Метафора )

22. Как называется развернутое высказывание одного героя? (Монолог )

23. В начале эпизода даётся описание ночной станицы. Каким термином обозначается подобное описание? ИЛИ: Каким термином принято обозначать описание природы? (Пейзаж )

24. Укажите троп, представляющий собой замену имени собственного описательным оборотом. (Перифраз )

25. Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающее значимость высказывания? ИЛИ: «Да постыл он мне, постыл..», «Уж так тяжело, так тяжело». Как называется этот приём? (Повтор )

26. Назовите художественное средство, основанное на изображении внешности человека, его лица, одежды и т.д. («Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком…»). ИЛИ: В начале фрагмента даётся описание внешности персонажа. Как называется это средство характеристики персонажа? (Портрет )

27. Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литературную норму («така дрянь», «обойми меня» и т.п.). Укажите этот вид речи. (Просторечие )

28. Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств? ИЛИ: Как называется изображение внутренних переживаний героя, проявляющихся в его поведении? («смешался, весь покраснел, производил головою отрицательный жест»)? (Психологизм )

29. События в произведении излагаются от лица вымышленного персонажа. Как называется персонаж произведения, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах? (Рассказчик )

30. Как называется герой, который выражает авторскую позицию? (Резонёр )

31. Первый акт пьесы М. Горького «На дне» открывает авторское пояснение: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с отвалившейся штукатуркой…». Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе? ИЛИ: Укажите термин, которым в пьесах называют краткие авторские замечания («Дразнит его», «Со вздохом» и др.). (Ремарка )

32. Назовите термин, которым обозначается высказывание героев в пьесе. ИЛИ: Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге? (Реплика )

33. Укажите название рода литературы, к которому принадлежит произведение? (Эпос, драма )

34. Как в литературоведении называется особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом карикатурном виде (например, изображение генералов в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?) (Сатира )

35. Описывая трактир, в который приехали герои, И.А. Бунин использует образное выражение, построенное на соотнесении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком («было парно, как в бане»). Как называется этот художественный прием? ИЛИ: Укажите приём, использованный автором в следующей фразе: «...парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орёл над другими высоко летающими». (Сравнение )

36. Как называется часть акта (действия) драматического произведения, в которой состав действующих лиц остаётся неизменным? (Сцена )

37. Каким термином обозначают совокупность событий, повороты и перипетии действия в произведении? (Сюжет )

39. Художественное время и пространство важнейшие характеристики авторской модели мира. Какой традиционный пространственный ориентир использует Гончаров для создания образа символически насыщенного замкнутого пространства? (Дом )

41. В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки. ИЛИ: Каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? (Экспозиция )

42. Каким термином обозначается заключительный компонент произведения? (Эпилог )

43. Как в литературоведении называют средство, помогающее описать героя («слабый», «тщедушный»)? ИЛИ: Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности? (

Художественный образ - центральное понятие эстетики, поэтому эта проблема является объектом исследования ряда ученых. Среди них немалый интерес представляют работы Лейзерова Н. Л. "Образность в искусстве" (М., 1974), Д.Лихачева "Человек в литературе древней Руси",(М.-Л., 1958 и др.).

Художественный образ - присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. Образом называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении, например, образ воина, образ народа.). Словосочетание - образ чего-то (войны), кого-то (образ Наталии) и т.д. указывает на устойчивую способность художественного образа соотноситься с вне художественными явлениями, поэтому образ - категория, занимающая господствующее место в эстетике. В образе слиты объективно-познавательное, субъективно-творческое начало. Традиционная специфика образа определяется по отношению к двум сферам: реальной действительности и процессу мышления. Образ не просто отражает действительность, но обобщает ее. Отсюда верно подчеркивается, что образ есть конкретно обобщенная картина жизни, нашедшая выражение в словесном образе. По Гегелю "образ стоит посередине между непосредственной чувствительностью и принадлежащей области идеальной мыслью "и представляет" в одной и той же целостности, как понятие предмета, так и его внешнего бытия". Образ представляет единство чувствительного и обобщающего мышления.

Художественная специфика образа представляется не только тем, что он осмысленно отражает действительность, но и тем, что он творит новый, вымышленный мир. Творческая и познавательная природа образа проявляется двояко: 1) художественный образ есть результат деятельности воображения, наряду с объективным, в нем воплощается единичное, субъективное; 2) образ есть результат не только творческого воспроизведение действительности, а активное преображение ее. Переход чувственного отражения в мыслительное обобщение и далее в вымышленную действительность и ее чувственное воплощение - такова внутренняя подвижная сущность образа. Образ - это пресечение предметного и смыслового рядов словесно обозначенного и подразумеваемого. У Лермонтова поэзия - "колокол на башне бечевой" ("Поэт"), у Ф. Тютчева зарницы - "демоны глухонемые", "ночное небо так угрюмо". Цель образа - преобразить вещь, раскрыть взаимопроникновение самых различных сторон бытия.

Одна из важнейших функций литературного образа - придать словам ту полновесность, цельность и самозначимость, какой обладают вещи. "Поэзия, - писал Г. Э. Лессинг,- располагает средствами возвысить свои произвольные знаки до степени и силы естественных, "поскольку возмещает несходство своих знаков с вещами" сходством обозначаемой вещи с какой - либо другой вещью" (Лаокоон. - М., 1957,с.437,с.440.)

Специфика словесного образа проявляется также во временной его организации. Художественное время и художественное пространство составляет главную специфику литературного образа. Так как в образе вычленяется два компонента - предметный и смысловой, отсюда возможна следующая классификация образов: предметная, обобщенно-смысловая и структурная.

Предметность делится на ряд слоев. К первому можно отнести: образы- детали, пейзаж, портрет, интерьер. Их отличительное свойство статичность, описательность, фрагментарность. Из них вырастает 2 - образный слой - фабульный, насквозь проникнутый целенаправленным действием, связывающим воедино все предметные подробности - поступки, настроения, стремления- все динамические моменты, развернутые во времени художественного произведения. Третий слой - стоящие за действием и обуславливающие его импульсы - образы характеров и обстоятельств, единичные и собирательные. Наконец, из характеров и обстоятельств в итоге их взаимодействия складываются целостные образы. Образ судьбы и мира - это бытие вообще.

По смысловой обобщенности образы делятся на индивидуальные, характерные, типические, образы мотивы, топосы, архетипы. Индивидуальные образы созданы самобытным, подчас причудливым воображением художника. Типичность - высшая степень характерности. Типический образ, вбирая в себя существенные особенности конкретно-исторического, социально-характерного перерастает в то же время границы своей эпохи и обретает общечеловеческие черты, раскрывая устойчивые вечные свойства человеческой натуры. Таковы вечные образ Дон Кихота,

Гамлета, Обломова (эти образы индивидуальные, характерные, типичные - единичные по сфере бытования).Следующие три разновидности: мотив, топос, архетип. Мотив - это образ, повторяющийся в нескольких произведениях одного или многих авторов. Таковы образы метели и ветра у Блока, моря - у Пушкина. Топос ("общее место") - это образ, характерный для целой культуры данного периода, данной науки. Топосы "дороги" или "зимы" у Пушкина, Гоголя. Некрасова. Образ "архетип" заключает в себе наиболее устойчивые и вездесущие схемы или формулы человеческого воображения, проявляющиеся как в мифологии, так и в искусстве на всех стадиях его исторического развития (фонд сюжетов и ситуаций, передающихся от писателя к писателю).

Вместе с выделением художественного образа из синкретической целостности мира начинается и процесс его теоретического осмысления. Античный термин эквивалентен понятию - образ "Эйдос". Эйдос - это и наружный вид, облик предмета и его чистая внетелесная и вневременная сущность, идеи, разделяющие новоевропейские теории, подчеркивающие нераздельность в его сущности вида и идеи.

В последнее время в критике получило широкое стремление придавать понятию образа собирательное значение и говорить в этом смысле об "образе коллектива", «образе народа».Характерный пример мы находим в статье Б.Бурсова «Структура характера в «Войне и мире» Толстого. В ней говорится об образах Болконского,Безухова, выдвигаеся понятие «демократической России».Затем формулируется образ народа, как образ народной массы. При этом в« образ народа» входят и образы представителей дворянства, образ народной массы входит в образ нации. Следует упорядочить понимание категории характера, персонаж, действующее лицо, герой, тип. Действующее лицо и персонаж - понятия, при помощи которых мы обозначаем показанного в произведении человека без относительно к тому, в какой мере глубоко и верно они изображены писателем.

Характер - более определенное понятие: мы говорим о характере в том случае, если изображенный в произведении человек обрисован с достаточной полнотой и определенностью. Образное отражение жизни зависит, прежде всего, от того, как художник понимает жизнь вообще, а это, в свою очередь, зависит от исторических условий, в которых он находится. Сохраняя по существу свои общие функциональные свойства, образное отражение действительности практически зависит от своеобразия исторической обстановки. Характер - это тип человеческого общественного поведения, созданный определенными общественными условиями.

Композиция литературно - художественного произведения также, как образы и язык, играет большую роль в выражении идейного смысла. Писатель, сосредоточив внимание на тех явлениях жизни, которые его в данный момент привлекают, воплотив их в художественные образы характеры, пейзаж, мысли, настроение, стремится в художественном произведении сочетать их так, чтобы они звучали с наибольшей убедительностью: ярче раскрывали существенные стороны реальной действительности, вызывали глубокую работу мысли у читателя.

Белинский неоднократно подчеркивал в своих критических статьях значение композиции в раскрытии идейного смысла в литературно - художественном произведении: строго соразмерно распределение роли для всех лиц… законченность, полноту и замкнутость целого, он считал что эти критерии должны естественно вытекать из единства мысли.

В литературоведении сложились разные точки зрения на проблему композиции художественного произведения. По сей день нет общепринятого определения самого понятия композиции. Наиболее часто употребляемой является следующее определение:

«Композицией - называется построение художественного произведения, соотнесенность всех частей произведения в единое целое. Для изображения картины жизни, писатели используют различные элементы композиции: заглавия, эпиграфы, лирические отступления, вводные, вставные эпизоды, сюжет, портрет, пейзаж, окружающую обстановку.

Существенную роль в художественном произведении играют заглавия и эпиграфы.

Заглавия - может быть связаны с разными аспектами художественного произведения. Чаще всего с тематикой («Осень» Пушкина, «Родина» Лермонтова, «Няне» Пушкина и многие другие) с образами («Евгений Онегин» Пушкина, «Обломов» Гончарова, «Рудин» Тургенева и другие): с проблематикой («Кто виноват?» Герцена, «Что делать?» Чернышевского, «Как закалялась сталь» Островского и другие.)

Эпиграфы, как известно, представляют второе название. Чаще всего они связаны с идейным смыслом, с идейным содержанием произведений, с характерной чертой того или иного героя. («Береги честь смолоду», «Капитанская дочка» Пушкина, « Мне отмщение и аз воздам». «Анна Каренина» Толстого и т.д.)

Лирические отступления составляют внесюжетные линии, в которых автор выражает личностное отношение к изображаемым событиям, образам, явлениям. Так, Н.Гоголь., изобразив Плюшкина, горестно восклицал, стараясь отвратить читателей от плюшкинского типа человеческого поведения:

«И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог измениться! И похоже это на правду? - Все похоже на правду, все может статься с человеком, нынешней же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество - забирайте с собой все человеческие движения, не оставляйте их на дороге…».

Иногда лирическое отступление, посвященное какому либо персонажу, сливается с думами и переживаниями другого персонажа, но тем не менее дается все же так, что читатель воспринимает его как непосредственное выражение авторских мыслей и чувств. Таким является лирическое отступление в «Молодой гвардии» А. Фадеева, посвященное матери - труженице.

«Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть они были и грубее руки твои, ведь им столько выпало работы в жизни, но они всегда казались мне такими нежными и я так любил целовать их в темные жилочки»

Это отступление звучит как гимн матери, её великой материнской любви, её трудовым подвигам. Оно помогает полнее и ярче представить значение женщины матери в нашей жизни.

Иногда писатель прибегает к лирическим отступлениям для сообщения о характере и задачах своего произведения. Классическим примером того вида лирических отступлении является знаменитое рассуждение Гоголя в «Мертвых душах» о двух типах писателей. Писателю было важно разъяснить читателям общественное значение и патриотический смысл своей сатиры, отвечавшей интересам демократических кругов России и казавшейся неприемлемой блюстителям самодержавно - крепостнического строя.

Существенное значение наряду с лирическими отступлениями имеют вводные эпизоды.

Вводными называются такие эпизоды, которые непосредственно связаны с фабульной линией повествования. Это композиционное средство используется писателями или для расширения и углубления содержания произведения, или для указания на его идейный смысл. В рассказе Чехова «Крыжовник» повествуется о неком Николае Ивановиче Чимше- Гималайском эпизоды, не имеющие прямого отношения к основному повествованию.

Так же, как и лирические отступления, вводные эпизоды используются и для раскрытия идеи, пафоса произведения.

К элементам композиции относятся также пейзаж и портрет. Мастерами пейзажа и портретных зарисовок являются Лермонтов, Шолохов, Тургенев, Достоевский, Толстой и др. Во многих произведениях пейзаж выполняет важную идейно - композиционную роль. Речь, понятно, идет не о тех произведениях, где природа является непосредственным предметом изображения, а о тех - где пейзаж играет идейно-композиционную, психологическую роль. Удачен в этом отношении пример, приведенный литературоведом Л.А.Абрамовичем к рассказу «Люцерн» Л.Толстого.

В центре рассказа - эпизод с нищим бродягой - певцом калекой, около получаса певшим и игравшим на гитаре для съехавшихся в Люцерн и поселившихся в наиболее фешенебельной гостиницы города богачей, которые, стоя на балконах и у окон, в «почтительном молчании» слушали чудесное пение. Однако, когда потом этот певец три раза обращался к слушателям с просьбой дать ему что-нибудь, никто ничего не дал, и многие смеялись над ним. В этом эпизоде писатель показывает истинное лицо современной ему буржуазной цивилизации, притом там, «где - как гневно пишет Толстой» цивилизация, свобода и равенство доведены до высшей степени, где собираются путешествующие, самые цивилизованные люди, самых цивилизованных наций.

На самом же деле, как об этом рассказывается в «Люцерне», ни о какой подлинной свободе и подлинном равенстве не могло быть и речи: благо цивилизации принадлежали только исключительно богатым людям, которые привыкли жить для себя, оберегать свой покой, заботится о комфортабельности своей жизни, оставаясь глухими и равнодушными к судьбам народа бедняков, не призывая их права на человеческое достоинство и счастье.

Для того, чтобы такая бесчеловечная жизнь выступила во всей ее уродливой неестественности, оскорбляющей свойственным массам людей чувства красоты и добра, великий художник вводит в изображаемый им мир великолепную природу Люцерна.

Для того, чтобы смысл тех или иных изображаемых явлении и характеров стал особенно ясным, писатели иногда прибегают к художественному обрамлению, т.е. к созданию картин и сцен, близких по своему существу изображаемым явлениям и характерам. Например: в повести «Хаджи Мурат» Л.Н.Толстой создает более полное представление о судьбе героя повести введением сцены с репейником.

В некоторых произведениях художественное обрамление непосредственно подводит к главной сути изображаемого типа человека. Например: в чеховском «Человек в футляре» описание Беликова окружающего себя какой-то отъединяющей его от людей оболочкой, подготавливает постановку проблемы формирования «футлярных» характеров в тогдашней «казенной» как его называл Чехов России.

Большое идейно - композиционное значение имеет и изображенная в произведениях окружающая обстановка. Ее изображение, так же как и картин природы, может соотносится и с общим смыслом произведения, его отдельными сторонами.

Гоголь в «Старосветских помещиках» показал «необыкновенную уединенную жизнь» своих героев. Все в этой жизни замкнуто внутри их дома и его непосредственного окружения.

Часто изображение обстановки имеет и более локальное значение: является ключом к воссозданию характеров изображенных автором.

Композиция литературно - художественного произведения не есть явление только формы. В подлинно художественном произведении она тесно связана с темой и идеей, вытекает из того жизненного материала, которым оперирует художник: так же, как и образы и язык, она является средством (формой) раскрытия идейно - тематического содержания литературного произведения и подчинена ее основной идее.

Непременными признаками художественно совершенного произведения Белинский считал: «Строго соразмерное распределение ролей для всех лиц… законченность, полноту и замкнутость целого», которые естественно должны вытекать из «единства мыслей».

язык литературного произведения

Во многочисленных работах о языке художественных произведений можно обнаружить в основном два подхода к проблеме: лингвистический и литературоведческий.

Первый- состоит в определении особенности художественной речи данного произведения в связи с нормами национального литературного языка, как они сложились ко времени возникновения этого произведения.

Литературоведческий поход опирается на тезис об единстве содержания и формы, на положение об первичности содержания.

Художественная речь - одна из сторон формы и поэтому она обусловлена содержанием произведения.

Художественное стилистическое своеобразие вытекает в конечном счете из своеобразия идейной художественной проблемы и задач, которые ставит перед собой писатель. При этом он, разумеется, учитывает общие нормы литературного языка, отталкивается от них но не ограничивается ими, берет внелитературные диалекты, а главное, из богатства литературного языка извлекает только то, что может служить средством выражения идейного содержания конкретного художественного произведения.

Для создания художественного образа необходимо использовать различные ресурсы языка. Но это не всегда так. Создание живых картин возможно, только при владении писателем всего богатства его национального языка. Однако их использование не очень велико. Здесь важно, как сказал Н.Г. Чернышевский «чтобы каждое слово было не только у места, - чтобы оно было необходимо неизбежно и чтобы было как можно меньше слов».

Аналогичное высказывание мы находим у В.Г.Белинского: «Художественность языка произведения в том и состоит, что одной чертой, одним словом живо и полно представляет то, чего без нее никогда не выразить и в 10 томах», - писал критик.

Язык любого человека характеризует особенности его культуры, жизненного опыта, ума, психологии. Часто литературный герой одной только фразой может раскрыть свой культурный уровень. В речи няни Татьяны Лариной встречаются просторечия, которые характеризует ее как крестьянку.

Индивидуализация речи действующих лиц не всегда создается заметными для читателей средствами. Она более ощутима, когда писатель хочет подчеркнуть в лицах наиболее характерные особенности. Так изобилием метафор, в сравнении типа «костер рябины красной», «пахучей тишины», «клена заледенелого» и многих других Есенина тяготеет к сложному стилю языка русской поэзии 20 годов ХХ века.


Рассказ «Господин из Сан-Франциско» .

По вечерам этажи «Атлантиды» зияли во мраке огненными несметными глазами, и великое множество слуг работало в поварских, судомойных и винных подвалах. Оксан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали, твердо веря во власть над ним командира, рыжего человека чудовищной величины и грузности, всегда как бы сонного, похожего в своем мундире с широкими золотыми нашивками на огромного идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев; на баке поминутно взвывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обедающих слышали сирену - ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра, изысканно и неустанно игравшего в двухсветной зале, празднично залитой огнями, переполненной декольтированными дамами и мужчинами во фраках и смокингах, стройными лакеями и почтительными метрдотелями, среди которых один, тот, что принимал заказы только на вина, ходил даже с цепью на шее, как лорд-мэр. Смокинг и крахмальное белье очень молодили господина из Сан-Франциско. Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью - крепкая лысая голова. Богато, но по годам была одета его жена, женщина крупная, широкая и спокойная; сложно, но легко и прозрачно, с невинной откровенностью - дочь, высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от фиалковых лепешечек дыханием и с нежнейшими розовыми прыщиками возле губ и между лопаток, чуть припудренных... Обед длился больше часа, а после обеда открывались в бальной зале танцы, во время которых мужчины, - в том числе, конечно, и господин из Сан-Франциско, -задрав ноги, до малиновой красноты лиц накуривались гаванскими сигарами и напивались ликерами в баре, где служили негры в красных камзолах, с белками, похожими на облупленные крутые яйца. Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и ее, и эти горы, - точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады, - в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена, мерзли от стужи и шалели от непосильного напряжения внимания вахтенные на своей вышке, мрачным и знойным недрам преисподней, ее последнему, девятому кругу была подобна подводная утроба парохода, - та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале все сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго - и музыка настойчиво, в сладостно-бесстыдной печали молила все об одном, все о том же...

(И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»)


  1. Каким термином в литературоведении называют художественный образ, заключающий в себе обобщенный многозначный смысл (океан, пароход «Атлантида»)?

  2. К какому из эпических жанров принадлежит произведение И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

  3. Каким термином обозначают средство иносказательной выразительности, к которому обращается автор, описывая гигантский пароход «Атлантида» и его пассажиров: «... этажи... зияли огненными несметными глазами»; «плавали в волнах пряного дыма»?

  4. Описывая внешность командира «Атлантиды», И А. Бунин изображает его как «рыжего человека чудовищной величины и грузности, всегда как бы сонного, похожего в своем мундире с широкими золотыми нашивками на огромного идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев». Как называется в литературоведении такой прием характеристики героя?

  5. Укажите термин, которым называют изображение внутренней жизни персонажа, анализ свойств личности героя.

  6. Какой прием, связанный с наделением неодушевленных предметов свойствами живых существ, заключен в следующих словах: «... в смертной тоске стенала удушаемая туманом сирена...»?

  7. Укажите название художественного образного определения («Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью - крепкая лысая голова».)

  1. В чем проявляется авторское отношение к господину из Сан-Франциско и пассажирам «Атлантиды»?

  2. Кто из русских писателей XX века обращался к теме «сытых» и как эта тема преломляется в судьбе господина из Сан-Франциско?

Рассказ «Чистый понедельник»

Герои Бунина бескомпромиссны в исканиях абсолютной любви. «Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами»- рассказывает герой «Чистого понедельника». Казалось бы, у них есть все для абсолютного счастья. Что еще нужно? Герой «Чистого понедельника» - «обычный», при всей своей физической привлекательности и эмоциональной наполненности, человек. Не то – героиня. В ее странных поступках ощущается значительность характера, редкостность «избранной» натуры. Ее сознание разорвано. Она не прочь окунуться в «сегодняшнюю» жизнь той элитарной Москвы, но внутренне она чужда всему этому. Она напряженно ищет что-то цельное, героическое, самоотверженное и находит свой идеал в служении Богу. Настоящее кажется ей жалким и несостоятельным. В «чистый понедельник» она рассчиталась с «миром» - манящей любовью и любимым и ушла на «великий постриг», в монастырь.
!Выполняем задания формата ЕГЭ!

В нижнем этаже в трактире Егорова в Охотном ряду было полно лохматыми, толсто одетыми извозчиками, резавшими стопки блинов, залитых сверх меры маслом и сметаной, было парно, как в бане. В верхних комнатах, тоже очень теплых, с низкими потолками, старозаветные купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским. Мы прошли во вторую комнату, где в углу, перед черной доской иконы Богородицы троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на черный кожаный диван... Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком, - я не мог отвести восторженных глаз от ее лица. А она говорила, вынимая платочек из душистой муфты:

Хорошо! Внизу дикие мужики, а тут блины с шампанским и богородица троеручица. Три руки! Ведь это Индия! Вы - барин, вы не можете понимать так, как я, всю эту Москву.

Могу, могу! - отвечал я. - И давайте закажем обед силен!

Как это «силен»?

Это значит - сильный. Как же вы не знаете? «Рече Гюрги...»

Как хорошо! Гюрги!

Да, князь Юрий Долгорукий. «Рече Гюрги ко Святославу, князю Северскому: «Приди ко мне, брате, в Москову» и повсле устроить обед силен».

Как хорошо. И вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да еще в церковных песнопениях. Недавно я ходила в Зачатьевский монастырь - вы представить себе не можете, до чего дивно поют там стихиры! А в Чудовом еще лучше. Я прошлый год все ходила туда на Страстной. Ах, как было хорошо! Везде лужи, воздух уж мягкий, на душе как-то нежно, грустно и все время это чувство родины, ее старины... Все двери в соборе открыты, весь день входит и выходит простой народ, весь день службы... Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский! <...>

И я уже рассеянно слушал, что она говорила дальше. А она говорила с тихим светом в глазах:

Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю то, что особенно нравится, пока наизусть не заучу. «Был в русской земле город, названием Муром, в нем же самодержетвовал благоверный князь, именем Павел. И вселил к жене его диавол летучего змея на блуд. И сей змей являлся ей в естестве человеческом, зело прекрасном...»

Я шутя сделал страшные глаза:

Ой, какой ужас!

Она, не слушая, продолжала:

Так испытывал ее Бог. «Когда же пришло время сс благостной кончины, умолили Бога сей князь и княгиня преставиться им в един день. И сговорились быть погребенными в едином гробу. И велели вытесать в едином камне два гробных ложа. И облеклись, такожде единовременно, в монашеское одеяние...»

И опять моя рассеянность сменилась удивлением и даже тревогой: что это с ней нынче?

(И.А. Бунин «Чистый понедельник»)


  1. Конфликт, связанный с отношениями между героем и героиней, определяет сюжетное действие «Чистого понедельника» И.А. Бунина. Дайте определение этого конфликта.

  2. К какому жанру принадлежит «Чистый понедельник» И.А. Бунина?

  3. Укажите термин, которым в литературоведении называется описание обстановки действия, внутреннего убранства помещений («Мы прошли во вторую комнату, где в углу, перед черной доской иконы Богородицы троеручицы, горела лампадка, сели за длинный стол на черный кожаный диван...»).

  4. Назовите художественное средство, основанное на изображении внешности человека, его лица, одежды и т.д. («Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась с зрачком...»).

  5. Описывая трактир, в который приехали герои, И.А. Бунин использует образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком («было парно, как в бане»). Как называется этот художественный прием?

  6. Назовите форму художественной речи - обмен репликами между персонажами, которую использует И.А. Бунин.

  7. Описывая противоречивые ощущения героини, И.А. Бунин противопоставляет предметы и явления: «Внизу дикие мужики, а тут блины с шампанским и богородица троеручица...». Как называется этот художественный прием?

  1. В чем заключается разность духовного мира героя и героини и как она определила их дальнейшую судьбу?

  2. В чем сходство «Чистого понедельника» И.А. Бунина с другими произведениями русских классиков XIX-XX вв. о любви? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)

Зинаида Николаевна Гиппиус

(1869-1945)

З.Н. Гиппиус – поэтесса и прозаик, критик,автор многих сборников стихов, рассказов, драм, статей. Жена Д.С. Мережковского.

Не приняв революцию 1917 года, эмигрировала во Францию. Родилась в Белеве. Некоторое время жила в Туле. Живя на чужбине, она мучилась памятью о России: «Господи, дай увидеть! Молюсь я в часы ночные. Дай мне еще увидеть мою Россию!. Однако увидеть ее, возвратиться в Россию ей было не суждено. Творчество поэтессы представляет собой характерное явление русского декаденства. В начале ХХ столетия она – признанный авторитет в литературе.

Знайте!

Она не погибнет – знайте!

Она не погибнет, -Россия.

Онивсколосятся – верьте!

Поля ее золотые.

И мы не погибнем – верьте!

На что нам наше спасенье?

Россия спасется – знайте!

И близко ее воскресенье.

1918 год.

Ярослав Васильевич Смеляков

(1913-1072)

Я.В.Смеляков – поэт. С Тульским краем классика отечественной поэзии связала судьба. После освобождения из плена в 1945 -1947 годах Смеляков –лагерник жил в Новомосковске. Работал в бане. Выступал перед шахтерами. Сотрудничал с местной газетой, руководил в ней литобъединением.

Этот период его жизни был на удивление плодотворным. Были написаны такие стихотворения: «Это кто-то придумал счастливо», «Вот опять ты мне вспоминалась, мама», «Кладбище паровозов», поэма «Лампа шахтера», пьеса «Друзья Михаила Югова». На здании редакции газеты, где работал поэт ответственным секретарем, установлена мемориальная доска. Новомосковцы гордятся замечательным русским поэтом, которому дали пристанище и работу в трудный период его жизни.

Мы не однажды ночевали в школах.

Мы не однажды ночевали в школах,

Оружие пристроив в головах,

Средь белых стен, ободранных и голых,

На подметенных наскоро полах.

И снилось нам, что в школах может сниться:

Черемуха, жужжанье майских пчел,

Глаза и косы первой ученицы,

Мел и чернила, глобус и футбол.

Мы подымались сразу на рассвете,

Сняв гимнастерки, мылись у реки.

И шли вперед, спокойные, как дети,

Всезнающие, словно старики.

Мы шли вперед – возмездье и расплата,

Оставив в классе около стены

Страницы «Правды», мятую гранату,

Размноженный кровавый бинт солдата –

Наглядные пособия войны.
Игорь Тальков

(1956-1991)
Игорь Тальков – поэт, певец, композитор. Родился 4 ноября 1956 года в городе Щекино Тульской области. В 1975 году он создает первый в своей жизни музыкальный коллектив, и его ВИА овладевает сначала щекинскими, а затем тульскими танцплощадками. Тальков становится тульской знаменитостью.

Игорь считал себя патриотом, потому что ему было не безразлично, что происходит с Россией. Тальков любил Россию, хотел ее возрождения.

6 сентября 1991 года в Санкт-Петербурге в спортивно – концертном зале «Юбилейный» Игорь Тальков был убит.

В своем творчестве умел сочетать несочетаемое: мягкие, лирические песни о любви звучали на фоне резких политических, кричащих композиций. Но это и есть суть его души. Тальков не сочинял специально, он писал только тогда, когда его что-то глубоко волновало.

***

Когда-нибудь, когда устанет зло

Насиловать тебя, едва живую, и на твое иссохшее чело

Господь слезу уронит дождевую,

Ты выпрямишь свой перебитый стан,

Как прежде, ощутишь себя миссией

И расцветешь на зависть всем врагам,

Несчастная Великая Россия.
Павел Адамович Лагун
П.А.Лагун живет в городе Донской Тульской области. По образованию филолог; закончил Тульский государственный педагогический институт им. Л.Н.Толстого. Член Союза Писателей России. Автор поэтических сборников «Конь крылатый», «Одиночество», «Вращение Земли», «Камень философский», а также прозаических произведений, романов «Одна миллионная жизнь», «Прокрустово ложе»; повестей «Астральное тело», «Долговая яма», «Раздвоение». Автор ряда статей и публикаций в центральной прессе.

Стихотворения П.Лагуна печатались в журналах «Молодая гвардия», «Смена», альманахах«Истоки», «Ока», газете «Литературная Россия».

По роману «Одна миллионная жизнь» в Польше в 1995 году снят полнометражный художественный фильм. Этот роман стал лауреатом литературного конкурса, объявленного в 1996 году Российским комитетом бывших узников концентрационных лагерей.

***

Никто назад не возвратит

Тебе любви, надежды, веры.

Никто вовек не постучит

В твои распахнутые двери.
Лишь ветер ржавою петлей

Скрипит с невыносимым свистом;

Да осень грязною метлой

Сгребает кучи желтых листьев.
И словно листья на ветру

Души развязаны частицы…

Не возвратится старый друг,

А в двери только дождь стучится.

Владимир Иванович Филатов

(1949-1996)

В.Филатов родился в 1949 году в городе Донской. В двухлетнем возрасте тяжело заболел и в четвертом класса перестал ходить. Учился на дому.

Стихи начал писать с 12 лет, увлекался чтением исторических романов и игрой в шахматы, росписью по дереву, фотографией. Его любимыми поэтами были В.Высоцкий, Б.Окуджава, Б.Пастернак, М.Цветаева.

Чувствовал Владимир сильнее, чем окружающие, и ярче, потому что рядом с ним, закованным болезнью в инвалидность, было тепло всем. Все нуждались в его поддерживающих словах, в его недюжинных знаниях, в его душевном соучастии, в его умении увидеть свет и доброту во всем, что называется окружающим миром.

Для всех он был той свечкой, которую зажигали не для света, а для душевного тепла. И как зажженная свеча, он медленно таял. В.Филатов ушел из жизни 17 июля 1996 года.

Словно провод душа обнажилась-

Не советую трогать ее.

Не сложилось, увы, не сложилось

Незабвенное счастье мое.

Развалились, как кубики, разом

Все попытки найти и сложить.

И судьба скалит зубы, «зараза»

Не дает мне ни сгинуть, ни жить.

Горе легче нести в одиночку:

Меньше стонов, обиды и слез.

Вот и я не поспал нынче ночку

И на свалку обиды отнес.

Стало легче глазами встречаться,

Но души не касайся- болит.

Остается одно: попрощаться

И Христа о спасенье молить.




Top