Марья моревна как записать в читательский дневник. Анализ сказки "марья моревна"

Что значит питаться?

Питаться значит получать органические вещества.

Какие способы питания существуют у животных?

Существуют автотрофный, гетеротрофный и автогетеротрофный способы питания.

Что такое обмен веществ?

Обмен веществ – это совокупность процессов поступления питательных веществ в организм, использования их организмом для синтеза клеточных структур и выработки энергии, а также выделения конечных продуктов в окружающую среду. Обмен веществ проходит в три этапа: 1) поступление веществ в организм (обеспечивает пищеварительная система); 2) использование веществ клетками организма и 3) выделение продуктов распада в окружающую среду посредством систем дыхания и выделения.

Вопросы

1. Почему деление животных на группы по преобладающему виду пищи следует считать условным?

Данное деление условно, поскольку при определенных условиях животные могут изменить свой рацион и перейти к другому типу пищи. Таким условием чаще всего является нехватка или отсутствие привычной пищи.

2. Какие особенности пищеварительной системы млекопитающих позволяют утверждать, что строение и функция органа взаимосвязаны?

У всех млекопитающих животных единая схема строения пищеварительной системы. Однако строение органов зависит от выполняемой функции. К примеру, у животных в зависимости от употребляемой пищи разное строение зубов (у грызунов развитие получили резцы, у хищников - клыки, у копытных – резцы и коренные зубы). У жвачных животных, в связи с употреблением растительной пищи богатой клетчаткой, желудок состоит их четырех отделов.

3. Почему длина кишечника позвоночных животных разная?

Длина кишечника зависит от вида животного, особенностей употребляемой им пищи и возраста.

4. Что означает понятие «обмен веществ»?

Обмен веществ – это совокупность процессов поступления питательных веществ в организм, использования их организмом для синтеза клеточных структур и выработки энергии, а также выделения конечных продуктов в окружающую среду.

5. Как, зная закономерности обмена веществ, управлять ростом и развитием животного?

Знания об обмене веществ позволяют подобрать необходимый рацион для животных. Это поможет вырастить животное с определенными качествами. Употребление одних продуктов приводит к приросту мышечной массы, других – к накоплению жировой клетчатки. Одна пища имеет высокую энергетическую ценность, другая – меньшую.

6. Чем можно объясните разделение желудка у птиц на два отдела – железистый и мускулистый?

Птицы глотают непережеванную пищу и ее обработка начинается непосредственно в желудке. Из пищевода пища поступает в железистый желудок. Его стенки в изобилии выделяют сильную кислоту и некоторые энзимы, запускающие процесс переваривания пищи, переходящей вскоре во второй желудок. Железистый желудок четко не отграничен от впадающего в него пищевода и отличается лишь более толстыми стенками и обилием желез, выделяющих пищеварительные ферменты. Вторая часть желудка - мускульный желудок (рис. 4). Это очень мощный орган с жесткой, грубой выстилкой внутри (кутикулой), размельчающей семена в пасту.

Задания

Говорят, что организм – открытая система. Объясните это утверждение. Приведите пример.

Любой живой организм нуждается в постоянном притоке различных веществ извне: в питательных органических веществах, воде, минеральных солях, кислороде. В свою очередь, живые организмы обмениваются с окружающей средой продуктами обмена веществ, т. е. они представляют собой открытую систему.

Таким образом, любой живой организм может быть рассмотрен как открытая саморегулирующаяся система. К примеру, в процессе дыхания организм получает из окружающей среды кислород, а выделяют углекислый газ.

Русская народная сказка "Марья Моревна"

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки "Марья Моревна" и их характеристики

  1. Иван-царевич. Добрый и славный, но слабохарактерный. Очень сильно любил Марью Моревну и любовь сделала его сильным и решительным.
  2. Марья Моревна. Царевна-воительница. Сильная и смелая.
  3. Кощей Бессмертный. Злой и коварный.
  4. Баба-яга. Вредная и обманщица.
  5. Зятья Ивана-царевича - орел, сокол и ворон. Красавцы, добрые и умные.
  6. Сестры Ивана-царевича - Марья, Ольга и Анна, просто красивые.
План пересказа сказки "Марья Моревна"
  1. Иван-царевич и его сестры
  2. Сватовство орла, сокола и ворона.
  3. Иван едет проведать сестер
  4. Марья Моревна
  5. Иван освобождает Кощея.
  6. В гостях у зятьев
  7. Три подарка
  8. Три попытки украсть Марью Моревну
  9. Оживление Ивана
  10. В путь к бабе-яге
  11. Заморская птица, пчелиная матка и львица
  12. Баба-яга и ее кобылицы
  13. Похищение паршивого жеребенка
  14. Смерть бабы-яги
  15. Смерть Кощея
  16. Счастливый конец
Кратчайшее содержание сказки "Марья Моревна" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Выдал Иван-царевич своих трех сестер за добрых молодцев, как ему наказывали родители.
  2. Поехал проведать сестер и встретил Марью, Моревну, полюбился ей и женился.
  3. Иван Царевич случайно выпускает Кощея и трижды пытается вернуть Марью Моревну
  4. Зятья оживляют Ивана-царевича и он отправляется к бабе-яге.
  5. Ивану помогают заморские птицы, львица и пчелы сохранить кобылиц, и он ворует паршивого жеребенка.
  6. Иван убегает от бабы-яги, убивает Кощея и счастливо живет с Марьей Моревной.
Главная мысль сказки "Марья Моревна"
За неумеренное любопытство иногда приходится платить очень высокую цену.

Чему учит сказка "Марья Моревна"
Эта сказка учит слушать родителей, но жениться по любви. Учит уважать чужие тайны, не быть любопытным, когда это не требуется. Учит помогать родственникам, учит находить друзей. Учит тому, что из любой ситуации есть выход, главное не отступать. Учит тому, что добро обязательно победит.

Отзыв на сказку "Марья Моревна"
Сказка эта мне показалось очень интересной и необычной. Хотя Иван-царевич не совсем тот герой, которого мне хотелось бы видеть. Он часто оказывается слабым, но его настойчивость в достижении цели восхищает. Все равно ему следовало меньше плакать, а больше действовать. Но сказка заканчивается хорошо и это правильно. Ведь злодеи все равно должны понести заслуженное наказание.

Пословицы к сказке "Марья Моревна"
Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
Умным и смелым трудности не страшны.
На друга надейся, и сам не забудь его выручить.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Марья Моревна"
Жил Иван-царевич и были у него три сестры-царевны - Марья, Ольга и Анна. Родители Ивана наказали ему перед смертью не держать сестер, а сразу замуж выдать.
Вот случилась гроза, влетел в терем сокол, ударился об пол, добрым молодцем стал. Посватался за Марью-царевну, Иван-царевич согласился.
Через год, снова гроза, влетает орел, превращается в доброго молодца и за Ольгу сватается. Отдал Иван среднюю сестру.
Еще год проходит, снова гроза. Влетает ворон, в доброго молодца превращается, Анну-царевну забирает.
Прошел год, скучно стало Ивану-царевичу, пошел он сестер проведать. Видит в поле рать побитая, видимо-невидимо. Стал Иван-царевич кликать, есть ли кто живой, да кто войско то побил.
Ответил ему кто-то - Марья Моревна войско побила.
Едет Иван дальше, видит шатры белые. Встречает его Марья Моревна, в гости зовет. Ночевал Иван-царевич две ночи и женился на Марье Моревне.
Долго ли коротко, собралась Марья Моревна на войну, да Ивану-царевичу наказывает хозяйство вести, но в чулан не заглядывать. И Иван-царевич взял и заглянул. А там Кощей Бессмертный, попить просит.
Сжалился над ним Иван-царевич, дал напиться. А Кощей три ведра воды выпил, цепи порвал, Марью Моревну нагнал и унес к себе.
Заплакал Иван-царевич, на поиски отправился. Через три дня до дворца доходит, а там сокол сидит, в доброго молодца превращается. Погостил Иван царевич три дня у старшей сестры, дальше пошел. А сокол ему в дорогу серебряную ложечку дал.
Через три дня дошел Иван-царевич до дворца Орла и сестры Ольги. Погостил у них, дал ему орел серебряную вилку.
Добрался Иван-царевич и до ворона и сестры Анны. Погостил у их, дал ему ворон серебряную табакерку.
Через три дня добрался Иван-царевич до Марьи Моревны. Повез ее домой.
Кощей вернулся, видит нет Марьи Моревны, коня спрашивает, можно ли догнать Ивана-царевича. Конь говорит, что легко.
Догнал Кощей Ивана, простил на первый раз, Марью Моревну опять забрал.
Второй раз увез Иван Марью Моревну. И снова догоняет его Кощей, и Марью Моревну забирает.
Ну а в третий раз догнал Кощей Ивана-царевича, да на куски его разрубил. Куски те в бочку сложил, засмолил и в море бросил.
В это время серебро у зятьев почернело. Поняли, что беда случилась. Орел бочку достал, сокол живой воды принес, а ворон - мертвой. Оживили они Ивана-царевича.

Марья Моревна стала выяснять у Кощея, где тот коня такого достал. А Кощей рассказал о бабе-яге, у которой он три дня коней пас, а за то баба-яга дала ему жеребенка. А чтобы через реку огненную переправиться, платок нужен особый.
Украла Марья Моревна платок, Ивану передала, про бабу-ягу рассказала.
Пошел Иван-царевич к бабе-яге. Видит птица заморская с птенчиками. Хотел одного птенца съесть, но обещала птица заморская ему помочь.
Дальше идет Иван, видит улей, хотел меду поесть, да матка его отговорила, помочь обещала.
Дальше встречает Иван-царевич львицу со львенком и хотел львенка съесть. Но отговорила его львица, тоже помочь обещала.
Пришел Иван-царевич к бабе-яге, нанялся кобылиц сторожить. Только выгнал их в поле, разбежались кобылицы. Налетели птицы заморские, загнали кобылиц домой.
Баба-яга наказывает кобылицам по лесам рассыпаться. Рассыпались кобылицы по лесам, но набежали лютые звери, всех домой загнали.
Баба-яга советует кобылицам в море спрятаться. Спрятались кобылицы в море, но пчелы налетели, их домой согнали. И говорит пчела Ивану, чтобы украл он ночью паршивого жеребенка.
Украл Иван жеребенка, доехал до огненной реки, махнул платком - мост широкий появился. Переехал Иван, махнул платком - мост узкий остался. Погналась баба-яга за Иваном, на мост заехала, он обломился и она погибла.
Вырастил Иван коня, вернулся за Марьей-Моревной. Увез Иван-царевич Марью Моревну, а Кощей в погоню бросился. Еле-еле догнал Ивана, а конь Иванов копытом ему голову размозжил. Да Иван палицей Кощей доконал. Потом сжег и пепел по ветру развеял.
Проведал Иван-царевич зятьев с сестрами, да домой с Марьей Моревной возвратился.

Признаки волшебной сказки в сказке "Марья Моревна"

  1. Сказочные существа: Кощей, баба-яга
  2. Сказочные превращения: зятья превращались в птиц, Ивана оживили.
  3. Троекратные повторы: три дня, три раза, три ночи
  4. Подвиг главного героя
  5. Победа добра над злом.
Рисунки и иллюстрации к сказке "Марья Моревна"

Л.В. Ефимцева, Т.Ф. Ошуркова

Великий космический ритуал жизни,

смерти и возрождения в

Русской народной сказке «Марья Моревна»

(пособие для родителей)

МАРЬЯ МОРЕВНА

(Из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки»)

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него

было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья

Анна-царевна.

Отец и мать у них померли; умирая, они сыну наказывали:

— Кто первый за твоих сестер станет свататься, за того и отдавай — при себе

не держи долго!

Царевич похоронил родителей и с горя пошел с сестрами во зеленый сад

погулять.

Вдруг находит на небо туча черная, встает гроза страшная.

— Пойдемте, сестрицы, домой! — говорит Иван-царевич.

Только пришли во дворец — как грянул гром, раздвоился потолок, и влетел к

ним в горницу Ясен Сокол. Ударился Сокол об пол, сделался добрым молодцем и

— Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я ходил гостем, а теперь пришел сватом;

хочу у тебя сестрицу Марью-царевну посватать.

— Коли люб ты сестрице, я ее не держу — пусть с идет!

Марья-царевна согласилась. Сокол женился и унес ее в свое царство.

Дни идут за днями, часы бегут за часами — целого года как не бывало. Пошел

Иван-царевич с двумя сестрами во зеленый сад погулять. Опять встает туча с

вихрем, с молнией.

— Пойдемте, сестрицы, домой! — говорит царевич.

Только пришли во дворец — как ударил гром, распалася крыша, раздвоился

потолок, и влетел Орел. Ударился Орел об пол и сделался добрым молодцем.

— Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом. И

посватал Ольгу-царевну.

Отвечает Иван-царевич:

— Если ты люб Ольге-царевне, то пусть за тебя идет; я с нее воли не снимаю.

Ольга-царевна согласилась и вышла за Орла замуж. Орел подхватил ее

и унес в свое царство.

Прошел еще один год. Говорит Иван-царевич своей младшей сестрице:

— Пойдем, во зеленом саду погуляем!

Погуляли немножко; опять встает туча с вихрем, с молнией.

— Вернемся, сестрица, домой!

Вернулись домой, не успели сесть — как ударил гром, раздвоился потолок, и

влетел Ворон. Ударился Ворон об пол и сделался добрым молодцем. Прежние были

хороши собой, а этот еще лучше.

— Ну, Иван-царевич, прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом; отдай за

меня Анну-царевну.

— Я с сестрицы воли не снимаю; коли ты полюбился ей, пусть идет за тебя.

Вышла за Ворона Анна-царевна, и унес он ее в свое государство. Остался

Иван-царевич один. Целый год жил без сестёр и сделалось ему скучно.

— Пойду, — говорит, — искать сестриц.

Собрался в дорогу, шел, шел и видит — лежит в поле рать-сила побитая

Спрашивает Иван-царевич:

— Коли есть тут жив человек — отзовись! Кто побил это войско великое?

Отозвался ему жив человек:

— Все это войско великое побила Марья Моревна прекрасная королевна.

навстречу Марья Моревна, прекрасная королевна.

— Здравствуй, царевич, куда тебя Бог несет — по воле аль по неволе?

Отвечал ей Иван-царевич:

— Добрые молодцы по неволе не ездят!

— Ну, коли дело не к Спеху, погости у меня в шатрах.

Иван-царевич тому и рад, две ночи в шатрах ночевал, полюбился Марье Моревне

и женился на ней.

Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство:

пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну

собираться. Покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает:

— Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не заглядывай! Он не

вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тот час бросился в чулан, отворил

дверь, глянул — а там висит Кащей Безсмертный, на двенадцати цепях прикован.

Просит Кащей у Ивана-царевича:

— Сжалься надо мною, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел,

не пил — совсем в горле пересохло!

Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и еще запросил:

— Мне одним ведром не залить жажды; дай еще!

Царевич подал другое ведро; Кащей выпил и запросил третье, а как выпил

третье ведро — взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все

двенадцать порвал.

— Спасибо, Иван-царевич! — сказал Кащей Бессмертный. — Теперь тебе никогда

не видать Марьи Моревны, как ушей своих!

И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну. прекрасную

королевну, подхватил ее и унес к себе.

А Иван-царевич горько-горько заплакал, снарядился и пошел в путь-дорогу:

„Что ни будет, а разыщу Марью Моревну!"

Идет день, идет другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец. У

дворца дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился

оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:

— Ах, шурин мой любезный!

Выбежала Марья-царевна, встретила Ивана-царевича радостно, стала про его

здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье рассказывать. Погостил у них

царевич три дня и говорит:

— Не могу у вас гостить долго; я иду искать жену мою, Марью Моревну,

прекрасную королевну.

— Трудно тебе сыскать её,— отвечает сокол. — Оставь здесь на всякий случай

свою серебряную ложку: будем на неё смотреть, про тебя вспоминать.

Иван-царевич оставил у сокола свою серебряную ложку и пошел в дорогу. Шел он

день, шел другой, на рассвете третьего видит дворец еще лучше первого, возле

дворца дуб стоит, на дубу орел сидит.

Слетел орел с дерева, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:

— Вставай, Ольга-царевна! Милый наш братец идет.

Ольга-царевна тотчас прибежала навстречу, стала целовать-обнимать, про

здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье рассказывать. Иван-царевич

погостил у них три денька и говорит:

— Дольше гостить мне некогда; я иду искать жену мою, Марью Моревну,

прекрасную королевну.

Отвечает орел:

— Трудно тебе сыскать ее; оставь у нас серебряную вилку: будем на нее

смотреть, тебя вспоминать.

Он оставил серебряную вилку и пошел в дорогу.

День шел, другой шел, на рассвете третьего видит дворец лучше первых двух,

возле дворца дуб стоит, на дубу ворон сидит.

Слетел ворон с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:

— Анна-царевна! Поскорей выходи, наш братец идет.

Выбежала Анна-царевна, встретила его радостно, стала его

целовать-обнимать, про здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье

рассказывать. Иван-царевич погостил у них три денька и говорит:

— Прощайте! Пойду жену искать — Марью Моревну, прекрасную королевну.

Отвечает ворон:

— Трудно тебе сыскать ее; оставь-ка у нас серебряную табакерку: будем на нее

смотреть, тебя вспоминать.

Царевич отдал ему серебряную табакерку, попрощался и пошел в дорогу. День

шел, другой шел, а на третий добрался до Марьи Моревны. Увидала она своего

милого, бросилась к нему на шею, залилась слезами и промолвила:

— Ах, Иван-царевич! Зачем ты меня не послушался — посмотрел в чулан и

выпустил Кащея Бессмертного?

— Прости, Марья Моревна! Не поминай старого, лучше поедем со мной, пока не

видать Кащея Бессмертного; авось не догонит!

Собрались и уехали. А Кащей на охоте был; к вечеру он домой ворочается, под

ним добрый конь спотыкается.

Отвечает

— Иван-царевич приходил, Марью Моревну увез.

— А можно ли их догнать?

— Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать ее, смолотить,

в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть, да тогда

вдогонь ехать — и то поспеем!

— Ну, — говорит, — первый раз тебя прощаю за твою доброту, что водой меня

напоил; и в другой раз прощу, а в третий берегись — на куски изрублю!

Отнял у него Марью Моревну и увез; а Иван-царевич сел на камень и заплакал.

Поплакал-поплакал и опять воротился назад за Марьей Моревною; Кащея

Бессмертного дома не случилося.

— Поедем, Марья Моревна!

— Ах, Иван-царевич! Он нас догонит.

— Пускай догонит; мы хоть часок-другой проведем вместе. Собрались и уехали.

Кащей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается.

— Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?

— А можно ли догнать их?

— Можно ячменю насеять, подождать, пока он вырастет, сжать-смолотить, пива

наварить, допьяна напиться, до отвала выспаться да тогда вдогонь ехать — и

то поспеем!

Кащей поскакал, догнал Ивана-царевича.

— Ведь я ж говорил, что тебе не видать Марьи Моревны, как ушей своих! Отнял

ее и увез к себе.

Остался Иван-царевич один, поплакал-поплакал и опять воротился за Марьей

Моревною; на ту пору Кащея дома не случилося.

— Поедем. Марья Моревна!

— Ах, Иван-царевич! Ведь он догонит, тебя в куски изрубит.

— Пускай изрубит! Я без тебя жить не могу.

Собрались и поехали. Кащей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый

конь спотыкается.

— Что ты спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?

— Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял.

Кащей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его на мелкие куски и поклал

в смоленую бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в

синее море, а Марью Моревну к себе увез.

В то самое время у зятьев Ивана-царевича серебро почернело.

— Ах, — говорят они, — видно, беда приключилася!

Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег, сокол полетел

за живой водою, а ворон — за мертвою.

Слетелись все трое в одно место, разбили бочку, вынули куски

Ивана-царевича, перемыли и склали как надобно. Ворон брызнул мертвой

водою — тело срослось, соединилось; сокол брызнул живой водою — Иван-царевич

вздрогнул, встал и говорит:

— Ах, как я долго спал!

— Еще бы дольше проспал, если б не мы! — отвечали зятья. — Пойдем теперь к

нам в гости.

— Нет, братцы! Я пойду искать Марью Моревну. Приходит к ней и просит:

— Разузнай у Кащея Бессмертного, где он достал себе такого доброго коня.

Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Кащея выспрашивать. Кащей

— За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет

баба-яга. У ней есть такая кобылица, на которой она каждый год вокруг света

облетает. Много у ней и других славных кобылиц. Я у ней три дня пастухом

был, ни одной кобылицы не упустил, и за то Баба-яга дала мне одного

жеребеночка.

— Как же ты через огненную реку переправился?

— А у меня есть такой платок — как махну в правую сторону три раза,

сделается высокий-высокий мост, и огонь его не достанет!

Марья Моревна выслушала, пересказала все Ивану-царевичу и платок унесла да

ему отдала.

Иван-царевич переправился через огненную реку и пошел к бабе-яге. Долго шел

он не пивши, не евши. Попалась ему навстречу заморская птица с малыми

детками. Иван-царевич говорит:

— Съем-ка я одного цыпленочка.

— Не ешь, Иван-царевич! — просит заморская птица. — В некоторое время я

— Возьму-ка я, — говорит, — сколько-нибудь медку.

Пчелиная матка отзывается:

— Не тронь моего меду, Иван-царевич! В некоторое время я тебе пригожусь. Он

— Съем я хоть этого львенка; есть так хочется, ажно тошно стало!

— Не тронь, Иван-царевич, — просит львица.— В некоторое время я тебе

пригожусь.

— Хорошо, пусть будет по-твоему!

Побрел голодный. Шел, шел — стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать

шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый.

— Здравствуй, бабушка!

— Здравствуй, Иван-царевич! Почто пришел — по своей доброй воле аль по

— Пришел заслужить у тебя богатырского коня.

— Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего три дня. Если упасешь

моих кобылиц — дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся —

торчать твоей голове на последнем шесте.

Иван-царевич согласился. Баба-яга его накормила-напоила и велела за дело

приниматься.

Только что выгнал он кобылиц в поле, кобылицы задрали хвосты и все врозь по

лугам разбежались; не успел царевич глазами вскинуть, как они совсем

пропали. Тут он заплакал-запечалился, сел на камень и заснул. Солнышко уже

на закате, прилетела заморская птица и будит его:

— Вставай, Иван-царевич! Кобылицы теперь дома.

Царевич встал, домой пришел, а баба-яга и шумит и кричит на своих кобылиц.

— Зачем вы домой воротились?

— Как же нам было не воротиться? Налетели птицы со всего света, чуть нам

глаза не выклевали.

— Ну, вы завтра по лугам не бегайте, а рассыпьтесь по дремучим лесам.

Переспал ночь Иван-царевич; наутро Баба-яга ему говорит:

— Смотри, царевич, если не упасешь кобылиц, если хоть одну потеряешь — быть

твоей буйной головушке на шесте!

Погнал он кобылиц в поле; они тотчас задрали хвосты и разбежались по

дремучим лесам. Опять сел царевич на камень, плакал, плакал, да и уснул.

Солнышко село за лес; прибежала львица.

— Вставай, Иван-царевич, кобылицы все собраны.

Иван-царевич встал и пошел домой. Баба-яга пуще прежнего и шумит и кричит

на своих кобылиц:

— Зачем домой воротились?

— Как же нам было не воротиться? Набежали лютые звери со всего света, чуть

нас совсем не разорвали.

— Ну, вы завтра забегите в сине море.

Опять переспал ночь Иван-царевич; наутро посылает его Баба-яга кобылиц

— Если не упасешь — быть твоей буйной головушке на шесте.

Он погнал кобылиц в поле. Они тотчас задрали хвосты, скрылись с глаз и

забежали в сине море; стоят в воде по шею. Иван-царевич сел на камень,

заплакал и уснул. Солнышко за лес село, прилетела пчелка и говорит:

— Вставай, царевич! Кобылицы все собраны; да как воротишься домой, Бабе-яге

на глаза не показывайся, поди в конюшню и спрячься за яслями. Там есть

паршивый жеребенок — в навозе валяется; ты возьми его и в глухую полночь

уходи из дому.

Иван-царевич встал, пробрался в конюшню и улегся за яслями. Баба-яга и шумит

и кричит на своих кобылиц:

— Зачем воротились?

— Как же нам было не воротиться? Налетело пчел видимо-невидимо со всего

света и давай нас со всех сторон жалить до крови!

Баба-яга заснула, а в самую полночь Иван-царевич взял у нее паршивого

жеребенка, оседлал его, сел и поскакал к огненной реке. Доехал до той реки,

махнул три раза платком в правую сторону — и вдруг, откуда ни взялся, повис

через реку высокий, славный мост.

Царевич переехал по мосту и махнул платком на левую сторону только два

раза — остался через реку мост тоненький-тоненький! Поутру пробудилась

баба-яга — паршивого жеребенка видом не видать! Бросилась в погоню; вo весь

дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след

заметает.

Прискакала к огненной реке, взглянула и думает: «Хорош мост!». Поехала по

мосту, только добралась до средины — мост обломился, и баба-яга в реку

свалилась. Тут ей и лютая смерть приключилась!

Иван-царевич откормил жеребенка в зеленых лугах, стал из него чудный конь.

Приезжает царевич к Марье Моревне. Она выбежала, бросилась к нему на шею.

— Как тебе удалось от смерти избавиться?

— Так и так, — говорит. — Поедем со мной.

— Боюсь, Иван-царевич! Если Кащей догонит, быть тебе опять изрублену.

— Нет, не догонит! Теперь у меня славный богатырский конь, словно птица

летит. Сели они на коня и поехали.

Кащей Бессмертный домой ворочается, под ним конь спотыкается.

— Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?

— Иван-царевич приезжал, Марью Моревну увез.

— А можно ли их догнать?

— Не знаю. Теперь у Ивана-царевича конь богатырский лучше меня.

— Нет, не утерплю, — говорит Кащей Бессмертный, — поеду в погоню. Долго ли,

коротко ли — нагнал он Ивана-царевича, соскочил наземь и хотел было сечь его

острой саблею; в те поры конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом

Кащея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич доконал его палицей.

После того накидал царевич груду дров, развел огонь, спалил Кащея

Бессмертного на костре и самый пепел его пустил по ветру.

Марья Моревна села на Кащеева коня, а Иван-царевич на своего, и поехали они

в гости сперва к ворону, потом к орлу, а там и к соколу. Куда ни приедут,

всюду встречают их с радостью:

— Ах, Иван-царевич, а уж мы не чаяли тебя видеть. Ну, да недаром же ты

хлопотал: такой красавицы, как Марья Моревна, во всем свете поискать —

другой не найти!

Погостили они, попировали и поехали в свое царство; приехали и стали себе

жить-поживать, добра наживать да медок попивать.

Солнцепутие

Сказы, легенды, волшебные сказки и мифы были очень популярны у

наших Предков, так как их мышление было образным и образ являлся средством

выражения их мировосприятия. Для них сказка была воплощением земной

мудрости, сконцентрированной в слове».

С - буквица «Слово», образ: «Слове»

К - буквица «Како», образ: «сконцентрированных в »

АЗ - имя буквицы « А », образ: «земных основ,»

«Одна из форм Земных Основ, сконцентрированных в Слове».

СК/КС - звук буквицы «Кси», образ: «Духовных»

АЗ- имя буквицы «А», образ: «начал»

КА - корневая форма; образ: «Одна из форм»

«Одна из форм Духовных начал».

А миф служил нашим Предкам высшей формой выражения их мыслей.

М - буквица «Мыслете», образ: «мысли»

И - буквица «Иже», образ: «энергии»

I - буквица «Фита», образ: «вызревшее семя»

Ъ - буквица «Еръ», образ: «под Покровом Высших Сил»

«Семя энергии мысли, вызревшее под Покровом Высших Сил»

Поэтому и сказка, и миф - это принципы и архетипы, которые

проявляются в каких-то исторических событиях, но не есть сами исторические

события. Другими словами, сюжеты сказок, легенд и мифов не следует

воспринимать буквально, а видеть в них нужно отражение восприятия мира

нашими Предками.

В русских волшебных сказках самый распространённый сюжет,

заимствованный из мифологии восточных славян - поиски Иваном- царевичем

своей супруги, похищенной Кащеем.

В мифах противостояние Кащея Даждьбогу, и Его Образу,

отраженному в нашей триединой реальности в лице Дажьбога - покровителя Ярилы

Трисветлого, а в Мире Яви - в лице Ивана-Царевича, свидетельствует о том,

что они являются неотъемлемыми составляющими нашего двойственного полярного

Лад Всемирья для наших Предков заключался в том, что:

Нет деяний Белобога без деяний Чернобога;

Чтобы возродиться в уделе Белобога, всё Сущее проходит удел Чернобога;

Нет рождения Нового без смерти Старого;

Нет смерти Старого без рождения Нового.

И есть Та, благодаря Которой и ради Которой, Кащей и

Даждьбог неразлучно связаны. Это - Мара, Марёна, Марья Моревна.

Р - буквица «Рецы», образ: «рекущая о»;

ЁН - звук буквицы «I», образ: «Всевышнем»;

А - буквица «Азъ», образ: «Асу Земли»

«Великая Мать рекущая о Всевышнем Асу Земли».

МА - корневая форма, образ: «Великая Мать»;

РА - корневая форма, образ: «Света»

«Великая Мать Света».

МАРА - МАРЁНА - МАРЬЯ-МОРЕВНА - Великая Богиня, Мать Света, Зимы и Ночи,

Вечного Сна и Вечной Жизни, ведающая перемены в жизнях человеческих.

Кроме наблюдения за отдыхом ПриРоды на Земле, когда Мать ПриРода

набирает живительные силы для весеннего пробуждения и жизни растительного

мира и животных, Богиня Мара наблюдает за жизнью людей. Каждому умершему

человеку в соответствии с полученным им созидательным опытом, Богиня Мара

даёт наставления - в каком направлении ему продолжить свой посмертный Путь.

Мара Свароговна - супруга Даждьбога и, одновременно, супруга Кащея.

Днём она живёт в Светлом Ирие, ночью - в царстве Кащея. Марёнушка

«разрывается» между обоими своими супругами, по очереди переходя на сторону

одного из них. Чтобы держать обоих в состоянии равновесия по отношению друг

к другу, Кащея - Тьму и Даждьбога - Свет, Мара преподносит одному из них по

очереди хмельную чарочку. Благодаря этому всё Сущее в Природе подчиняется

ритмам смены: дня и ночи; лета и зимы; созидания и разрушения; рождения и

смерти. Причём, смерть является не неотвратимой погибелью, а переходом в

жизнь Иную.

С - буквица «Слово», образ: «материализации»;

МЕР - корневая форма, образ « меру»;

ТЬ - корневая форма, образ: «творящая»

«Творящая меру материализации».

Этот Великий Космический Ритуал Жизни, Смерти и возрождения

проявляется в Природе особенно наглядно в периоды летнего и зимнего

солнцеворотов, весеннего и осеннего равноденствий.

Эти четыре наиважнейших Солнечных Праздника составляют один из

скрытых смыслов русской волшебной сказки «Марья - Моревна» в обработке А.Н.

Афанасьева.

Годовой путь Солнца (Солнцепутие), представлен в этой сказке

вехами пути Ивана-Царевича, ведущими его от смерти к возрождению.

В самом начале сказки, первые три месяца Солнцепутия от зимнего

солнцеворота к весеннему равноденствию отражены следующим эпизодом:

похоронив родителей, Иван-царевич отдает замуж троих своих сестер и остается

в одиночестве. «И сделалось ему скучно». Ивану-царевичу, как олицетворению

Даждьбога (подателя всех благ) не о ком больше заботиться, отдавать себя.

Как свидетельствует подтекст сказки, Кащей в это время висит скованный на

двенадцати цепях в плену у Марьи Моревны и тоже, как видимо, по-своему

Именно скука побуждает Ивана-царевича «искать сестриц».

АК/КА - корневая форма, образ: «одна из форм»;

УК - имя буквицы «e», образ: «жизненной необходимости обретения»;

КС - звук буквицы «K», образ: «Силы Духа»;

«Одна из форм жизненной необходимости обретения Силы Духа».

Оба они находятся в положении бездействия.

Так в сказке обозначен период весеннего равноденствия.

дни плоскость горизонта делит небесный экватор пополам, поэтому в северном

полушарии день и ночь равны по своей продолжительности. Затем день

становится дольше ночи. Энергия солнца в северном полушарии возрастает.

Древняя славянская традиция. С приходом весеннего равноденствия,

когда Ярила - Бог весенний приезжает к людям на золотом коне, в природе

разгорается любовный пыл. К весеннему равноденствию приурочен один из

четырёх важнейших праздников Солнцепутия - Масленица, который празднуется

девять дней (славянскую неделю), начиная от первого дня равноденствия.

Обряд Масленицы сопровождается сожжением Покрова Марены в виде белоснежной

рубахи, символизирующей снежный покров земли и закликанием Весны-Весты.

Сожжение чучела, как символа Богини Марены - это позднее языческое

наложение, исказившее обряд, и святотатство по отношению к Великой Богине.

Проводится ритуал с зажиганием огненного колеса Марёны, символизирующего

завершение периода её правления. Потом совершается приношение Требы Матери

Сырой Земле, чтобы год был урожайным. Для этого в землю закапывают горшочек

Пик праздника приходится на Красногор, когда день начинает обгонять ночь. В

этот день устраивают широкие народные гулянья: качаются на качелях, прыгают

через костёр, играют в игры, водят хороводы, устраивают ристалища. Пекут

блины, «жаворонков», красят яйца; запускают в небо искусственных и живых

птиц, чтобы Лада-Матушка обратила на девушек внимание.

В последний день масленицы проводится закликание Весны-Весты.

Во время масленицы также празднуют Комоедицу - Медвежий (Велесов)

праздник. По поверьям, в сию пору Медведь (лесной Хозяин, воплощение Самого

Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой

содержимое:

В некотором царстве, в некотором государстве жил был Иван-царевич. У него было три сестры: Марья-царевна, Ольга-царевна, Анна-царевна. Родители их умерли, а перед смертью приказали сыну, чтобы выдал он своих сестер замуж за тех, кто первым посватается.

Однажды Иван-царевич вместе с сестрами гулял в саду. Вдруг на небе появилась черная туча, началась страшная гроза. Иван-царевич с сестрами поспешили домой. Вернулись они во дворец, вдруг в горницу влетел сокол. Он ударился об пол, превратился в доброго молодца. И попросил выдать за него замуж Марью-царевну. Иван-царевич спросил у сестры, по душе ли ей доорыи молодей. Марья-царевна согласилась. Вскоре вышла она замуж за сокола и улетела в его царство.

Прошел год. Отправился Иван-царевич с сестрами на прогулку. Снова началась страшная гроза. Едва вернулись они домой, как во дворец влетел орел. Он ударился об пол, превратился в добра молодца. Орел попросил выдать за него замуж Ольгу-царевну. Она согласилась и вскоре улетела в его царство.

Прошел еще год. Отправился Иван-царевич с младшей сестрой на прогулку. Началась страшная гроза. Едва вернулись они домой, как в горницу влетел ворон. Он ударился об пол и превратился в добра молодца. Молодой человек был еще красивее двух предыдущих. Ворон попросил выдать за него замуж Анну-царевну. Иван-царевич не препятствовал, Анна-царевна так же согласилась. Вскоре она стала женой ворона и улетела в его царство.

Целый год Иван-царевич жил один. Стало ему скучно, решил он проведать своих сестер. Долго он шел. И увидел в поле побитую рать. Иван царевич спросил, кто побил войско. И ему ответили, что сделала это Марья Моревна, прекрасная королевна. Иван-царевич пошел дальше, там были белые шатры. Вышла к нему Марья Моревна, прекрасная королевна. Она спросила, куда Иван-царевич путь держит, и пригласила его погостить. Некоторое время провел у нее Иван-царевич, полюбился он прекрасной королевне, и стала она его женой.

Стали они жить-поживать. Но Марья Моревна снова стала собираться на войну. Она оставила Ивана-царевича вести хозяйство, и строго-настрого запретила заглядывать в один чулан. Как только Марья Моревна уехала, Иван-царевич открыл чулан. Там был Кощей Бессмертный, прикованный цепями. Кошей попросил напиться, сказал, что десять лет не ел и не пил. Иван-царе-вич дал ему ведро воды. Кощей выпил и попросил еще. Так Иван-царевич принес ему три ведра. И Кощею возвратились утраченные силы, он порвал цепи и унес Марью Моревну.

Горько заплакал Иван-царевич и отправился он на поиски своей жены. Долго он шел, увидел чудесный дворец. Здесь жил сокол со своей женой, старшей из сестер Ивана-царевича. Они радушно приняли брата, накормили, напоили. Иван-царевич гостил у них три дня. На прощанье они попросили Ивана-царевича оставить серебряную ложку, чтобы они знали, как у него дела.

Снова отправился Иван-царевич в путь. Долго он шел. И увидел дворец еще лучше прежнего. Здесь жил орел с женой. Они радостно встретили брата. На прощанье попросили оставить серебряную вилку. Снова отправился Иван-царевич в путь. По дороге увидел Иван-царевич дворец еще краше предыдущих. Здесь жил ворон с женой. Они радушно встретили брата. Он гостил у них три дня, на прощанье попросили они оставить серебряную табакерку.

Снова пошел Иван-царевич вперед. Наконец нашел он Марью Моревну. Она очень обрадовалась ему. И стала корить, зачем он не послушал ее и выпустил Кощея Бессмертного. Иван-царевич решил освободить свою жену.

Вечером вернулся домой Кощей. Его волшебный конь рассказал, что приходил Иван-царе-вич. И поскакал Кощей ему вдогонку. Быстро его догнал.... Кощей сказал, что на первый раз прощает. Простит и на второй раз, но на третий убьет Ивана-царевича. Кошей отнял Марью Моревну, увез ее к себе. Долго горевал Иван-царевич. Потом он вернулся за своей женой. Снова пытался он ее увезти. Но Кощей их догнал.

Снова вернулся Иван-царевич за Марьей Моревной. Догнал их Кощей. Изрубил он Ивана-царевича в мелкие кусочки, положил их в смоляную бочку. Бочку скрепил железными обручами и бросил в море. У зятьев Ивана-царевича почернело серебро. Они поняли, что с ним случилась беда. Орел вытащил из моря бочку. Сокол принес живую воду, ворон принес мертвую воду. Они разрубили бочку, сложили изрубленного Ивана-царевича. Ворон сбрызнул его мертвой водой, и тело срослось, сокол брызнул живой водой, и Иван-царевич ожил. Зятья ему все рассказали. Потом они поехали и попросили Марью Моревну узнать, где Кощей нашел такого волшебного коня. Марья Моревна улучила момент, когда Кощей был добр, и стала его расспрашивать.

Кощей сказал, что получил жеребенка от волшебной кобылицы, которая принадлежит Бабе-Яге. Для того чтобы получить жеребенка, пришлось Кощею быть пастухом три дня. Баба-Яга жила за тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой. Марья Моревна спросила, как Кощей перебрался через огненную реку. Кощей сказал, что для этого он использует волшебный платок. Достаточно махнуть им три раза, как через огненную реку сделается высокий мост.

Марья Моревна все запомнила и передала Ивану-царевичу. Она украла платок у Кощея и отдала его Ивану-царевичу. Иван-царевич переправился через огненную реку и пошел к Бабе-Яге. По дороге увидел заморскую птицу с птенцами. Одного птенца он хотел съесть. Но птица попросила не трогать ее детей и обещала помочь в случае надобности. Иван-царевйч пошел дальше, увидел улей пчел. Он хотел взять немного меда. Но пчелиная матка попросила не трогать мед, обещала в дальнейшем помощь. Дальше пошел Иван-царевич, встретил львицу с львенком.

И опять не тронул он львенка, за что львица обещала ему помощь.

Наконец пришел Иван-царевич к Бабе-Яге. Он попросил у нее богатырского коня. Баба-Яга сказала, что для этого нужно стать на три дня пастухом. И если пропадет хоть одна кобылица, не сносить Ивану-царевичу головы. Наутро выгнал Иван-царевич в поле кобылиц. Они сразу разбежались и пропали. Иван-царевич долго плакал. Потом появилась заморская птица и сказала, что кобылицы уже дома.

Баба-Яга была очень недовольна, она кричала на своих кобылиц, зачем они возвратились. Кобылицы сказали, что налетели на них птицы, чуть не выклевали глаза. И пришлось им возвращаться. Баба-Яга сказала, чтобы на следующий день они прятались в лесах.

Наутро снова выгнал Иван-царевич кобылиц. Они разбежались по дремучим лесам. Но львица помогла Ивану-царевичу, и все кобылицы вернулись домой. Баба-Яга кричала на них. Но кобылицы ответили, что набежали на них звери любые, чуть не разорвали. И пришлось им возвращаться домой. Баба-Яга велела им на следующий день прятаться в синее море. Наутро снова выгнал Иван-царевич кобылиц. Они забежали в море. Но прилетела пчела и помогла Ивану-царевичу. Кобылицы вернулись домой, сказали Бабе-Яге, что на них налетели пчелы и стали их жалить.

Ночью уснула Баба-Яга, Иван-царевич взял жеребенка, оседлал его и поехал. Взял он Марью Моревну и поехали они вместе. Кощей догнал их, хотел убить Ивана-царевича саблей. Но богатырский конь Ивана-царевича ударил Кощея копытом й размозжил ему голову. После этого Иван-царевич добил Кощея палицей и сжег его на костре.

Вернулись они в свое царство. И жили долго и счастливо.




Top