Матренин двор основные проблемы. «Нравственные проблемы в рассказе "Матренин двор"

МБОУ «Ордена «Знак Почёта» гимназия №2 имени И.П.Павлова»

Проблема нравственного выбора в рассказах А.И.Солженицына

«Матрёнин двор», «Захар - Калита»

Выполнила ученица 8Б класса

Шпакова Валерия

Учитель Ушакова Н.И.

г. Рязань, 2015

Цели работы:

    Определить актуальность проблемы нравственного выбора в обществе.

    Изучить необходимую литературу по теме исследования.

    Исследовать тексты рассказов с целью выявления нравственной позиции главных героев.

    Сопоставить нравственные позиции Матрёны Васильевны и Захара - Калиты с точки зрения их полезности обществу, стране.

    Осознать и оценить смысл жизненной философии главных героев.

    Сделать необходимые выводы и обобщения.

План

    Нравственные проблемы, их актуальность в жизни общества.

2. Проблема нравственного выбора в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор».

а) Матрёна Васильевна – женщина – праведница;

б) нравственный выбор героини - быть доброй, отзывчивой, сердечной, общительной, незлопамятной, бескорыстной, трудолюбивой;

в) жизненная философия Матрёны - хранительница дома, семьи, двора как символа России.

3. Проблема нравственного выбора в рассказе А. И.Солженицына «Захар - Калита».

а) Захар - Калита – герой – правдоискатель;

б) нравственный выбор героя – быть полезным обществу, истории;

в) жизненная философия Захара –Калиты - хранитель истории Руси, его народа.

4. Матрёна Васильевна, Захар - Калита – «живые души» России.

Русская литература всегда была тесно связана с нравственными исканиями нашего народа. Лучшие писатели в своих произведениях постоянно поднимали проблемы современности, пытались решать вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства, справедливости. Наиболее значимыми являются произведения, в которых проявляются проблемы, связанные с нравственностью человека, с его исканиями положительного идеала в жизни.

Одним из писателей, который искренне переживал за уровень нравственности нашего общества, был А. И. Солженицын. В своих рассказах, таких как «Матрёнин двор», «Захар Калита», «Один день Ивана Денисовича» писатель затрагивает проблемы нравственной и духовной жизни народа, взаимоотношения власти и человека, борьбы за выживание, противостояния личности и общества, нравственного выбора.

Проблема нравственного выбора актуальна в нашем обществе. Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно попадает в ситуацию выбора и способен сам выбирать путь, которому он будет следовать. Это зависит прежде всего от того, какое воспитание получил человек, от его моральных принципов, а также от того окружения, в котором он находится.

Мерилом ценности человека является его нравственная позиция. Одни люди могут жертвовать всем ради окружающих, другие, наоборот, думают лишь о собственном благополучии и обогащении, иногда даже принося вред людям.

В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» главной героиней является простая деревенская женщина – праведница Матрёна Васильевна, которая всю жизнь проработала в совхозе, но не за деньги, а за «палочки». Много горя и несправедливости пришлось ей испытать на своём веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, гибель мужа на войне, адский, непосильный труд в деревне, тяжёлая немощь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без помощи и поддержки.

Матрёна всю свою жизнь безотказно и безответно помогала окружающим. И это является её собственным нравственным выбором. Основные нравственные стороны характера главной героини, которые ценит в ней автор, заключаются в её доброте, простоте, кротости, душевной красоте. Каждый день своей жизни Матрёна проживала не столько для себя, сколько для окружающих людей. Она никогда не отказывала в помощи и при этом никогда ничего не просила взамен.

Удивительно, что, несмотря на тяжёлую жизнь, Матрёна не озлобилась на этот мир и государство, сохранила в себе нравственные начала жизни: доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим. Матрёна должна была сделать выбор между «быть» и «иметь». Героиня предпочла «быть». Быть доброй, отзывчивой, сердечной, общительной, незлопамятной, бескорыстной, трудолюбивой. Матрёна выбирает жизнь праведника, заключающуюся в безответной помощи окружающим её людям, знакомым и незнакомым. Всё её существование было заключено в труде, бескорыстной помощи золовкам, соседям. А.И. Солженицын пишет: « Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрёне с вечера и говорила: «Завтра Матрёна придёшь мне пособить. Картошку будем докапывать». Тогда бросала все дела и помогала, а потом ещё искренне радовалась, что картошка крупная. По – другому эта женщина – праведница поступить не могла. Таким был её нравственный выбор.

В то послевоенное время, которое описывает А. И. Солженицын в рассказе, богатство перестало принадлежать народу. Люди, сами не заметив того, стали рабами государственной системы. Произошел процесс подмены нравственных ценностей. Добра перестает быть главной жизненной ценностью, на смену ему приходит стремление к богатству и жажда наживы. Но Матрёна даже в этих условиях не утратила своих жизненных стремлений и духовных ориентиров до самой смерти. Ещё при её жизни родня начинает делить горницу. И в этой ситуации Матрёна делает единственно правильный с нравственной точки зрения выбор: желая помочь своей воспитаннице Кире, отдаёт брёвна горницы и даже сама помогает перевозить их. Трактор, перевозя разобранную горницу, попадает под поезд, и героиня умирает. Даже принимая свою нелепую смерть на железнодорожном переезде, Матрёна старалась « подсобить мужикам». А те, кто застрял на переезде, погубили героиню и ещё двоих. И Фаддей, и «самоуверенный толстомордый» тракторист, сам погибший, тоже сделали свой выбор: они предпочитали «иметь»: один хотел за один раз горницу перевезти на новое место, другой за одну ходку трактора заработать. Жажда «иметь» обернулась против «быть» преступлением, смертью людей, попранием человеческих чувств, нравственных идеалов, погибелью собственной души.

К сожалению, смерть Матрёны ничего не меняет: потеряв прекрасную честную женщину – праведницу, окружающие её близкие люди не извлекли урок. Они продолжают нравственно деградировать. Самые близкие Матрёне люди демонстрируют свою нравственную низость даже на похоронах. Фаддей, который в прошлом любил Матрёну, не горюет о её смерти, а лишь думает о том, как бы сохранить оставшиеся брёвна. Люди утратили моральные ценности. На поминках все пьют, а, напившись, начинают петь песни, браниться. Родственникам, самым близким людям безразлична скорбь об ушедшей Матрёне.

Автор ясно даёт понять, что моральные ценности в обществе утрачены, в душах и сердцах людей не осталось ничего святого: они разучились искренне любить и сочувствовать, а думают лишь о способах материальной наживы. В своём рассказе А. И. Солженицын показал, насколько нагубным может быть влияние окружающей среды на человеческую душу, вплоть до потери всех нравственных ценностей. Люди перестают быть гуманными, не испытывают сочувствие и сострадание к людям, оказавшимся в беде, становятся жестокими и чёрствыми по отношению друг к другу. И рассказ «Матрёнин двор» - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих.

А.И. Солженицын преклоняет голову перед человеком бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. Автор смог увидеть в этой женщине настоящего праведника. А.И. Солженицын пишет: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша». Автор пытается донести до читателей мысль о том, что люди последующих поколений должны извлечь для себя нравственный урок и, оказавшись в трудной жизненной ситуации, сделать правильный моральный выбор, помня о том, что нравственность и способность к эмпатии – основные человеческие ценности.

Проблема нравственного выбора поднимается также и в рассказе А. И. Солженицына «Захар – Калита». Главным героем произведения является крестьянин Захар - беднейший мужик из села Куликовка, который самовольно произвел себя в смотрители Куликова Поля. И это его нравственный выбор. Автор пишет: « И тут –то легла на нас от солнца дородная тень… Это был Смотритель Куликова Поля! – тот муж, которому и довелось хранить нашу славу». Захар Дмитрич не имеет даже избы, вышел из колхоза и прикрепил себя к условному историческому пространству, месту битвы 1380 года.

Захар - герой – правдоискатель. Он честен и неподкупен. Захар деликатно, ревностно и самоотверженно выполняет свой долг – охраняет памятник архитектуры и истории нашей страны. Он здесь, на Куликовом Поле, хозяин. Это его предки здесь полегли, это его край, его Поле. Он как бы часть истории, один из воителей и пахарей, что во все времена делают своё дело. Он многое знает о Куликовской битве. Следит, чтобы туристы не оставляли надписи. Смотритель незлопамятен, не мстит нарушителям, хотя понимает, что ничего – то он с ними не сделает. Захар подчас ворчлив, недоверчив, в каждом встречном видит вредителя. Дотошно расспрашивает каждого приезжающего о цели путешествия. Предупреждает, чтобы не бросали мусор. Уходя в деревню ужинать, ночевать возвращается на Поле. Сторожит его день и ночь. А. И. Солженицын пишет: «Сразу отпало всё то насмешливое и снисходительное, что мы думали о нём вчера… Он был уже не Смотритель, а как бы дух этого Поля, стерегущий, не покидающий его никогда».

Захар – человек с твёрдой гражданской позицией, любящий Родину, знающий и уважающий её историю, черпающий в истории свою веру в живую душу народа. Свой нравственный выбор Захар Дмитриевич сделал: он желает быть полезным обществу, истории. Он честно делает своё дело, болеет душой за святое для русского человека место, память о котором каждое последующее поколение должно передать своим потомкам, чтобы вселить в их души гордость за предков.

Автор подводит читателя к мысли о том, что у каждого человека должна быть своя нравственная позиция по отношению к памятникам истории. Никакая «система» не учит осквернять памятники. Для того чтобы не царапать монументы, не мостить плитами, украденными с мемориала, свой двор, не надо никакой власти, только власть совести.

Рассказ А.И. Солженицына, несмотря на драматизм описанных в нём событий, заставляет задуматься над проблемой падения нравственности в обществе. Несмотря на драматизм описанных в произведении событий, читатель восторгается самоотверженностью, неподкупностью, принципиальностью простого русского человека, честно и бескорыстно добровольно выполняющего свою подвижническую миссию. Автор вселяет в нас уверенность в то, что только от нашего неравнодушия, нравственного выбора зависит, каким будет наше будущее.

Выводы

    В творчестве А.И. Солженицына важное место отводится нравственным проблемам, в частности проблеме нравственного выбора. Над ней писатель размышляет в рассказах «Матрёнин двор», «Захар – Калита».

    Как и в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души», путь главных героев А. И. Солженицына лежит через русскую глубинку. Мы наблюдаем и видим, что делает с Россией власть «мертвых душ». А Захар – Калита и Матрёна Васильевна – «живые души». Они сделали правильный нравственный выбор. Эти люди – праведники. Захар искренне болеет за судьбу родного края, за память о героическом прошлом. Матрёна переживает о прошлом деревни, о её судьбе.

    Это поразительно глубокие образы. Они – символы России. Такая могучая страна «заброшена, как Поле Куликово» и «разобрана», как Матрёнин двор.

    И Матрёна Васильевна, и Захар – Калита смысл своей жизни видели в служении людям, своей стране. Матрёне свойственны такие черты характера, как доброта, трудолюбие, гуманизм, отзывчивость, простота, жизнерадостность, толерантность. Захару – хозяйственность, основательность, правдоискательство, честность, уважительность, справедливость. Матрёну с полным правом можно назвать хранительницей дома, семьи, двора как символа всей России; Захара – хранителем истории Руси, её народа.

    По мнению А. И. Солженицына, такие люди, как Матрёна Васильевна и Захар –Калита, «…прирождённые ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая… Каждый из нас встречал таких людей, их не десятеро и не сто на Россию, это –праведники…». Таковы «живые души» Матрёны Васильевны и Захара – Калиты. Такие люди, по мнению писателя, нужны современному обществу.

    А.И. Солженицын призывает читателей оглянуться вокруг, задуматься над собой. А каковы мы? И что нужно, чтобы не разрушался мир праведничества и духовности, мир нравственности? В своей лекции, прочитанной во время получения Нобелевской премии, А.И. Солженицын даёт ответ на поставленный вопрос: «Мы так безнадёжно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия своих предков, все возможности для потомков…Не осталось у нас ни твёрдости, ни гордости, ни сердечного жара. Так что круг замкнулся?». Самый простой, самый доступный путь к нравственному исцелению, по мнению А.И. Солженицына, личное неучастие во лжи, жизнь по совести. Таким должен быть нравственный выбор каждого.

Список литературы

1. Большев А. «Матрёнин двор: парадоксы и противоречия А.Солженицына, Новый журнал,1997,№1

2.Волков С. Стоит ли село без праведника: о рассказе А. Солженицына «Матрёнин двор», Литература,М.,1997

3.Голубков М. Русский национальный характер в эпосе А.Солженицына, Отечественная история,2002, №7.

4.Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И.Солженицына «Матрёнин двор», Русская словесность,1997,№3

5. Гуральник Е.М. Воплощение авторского замысла в рассказе А.И.Солженицына «Захар – Калита». Литература в школе, 1997, №4

6.Куделько Н. Праведник в рассказе А,И.Солженицына «Матренин двор», Литература в школе, 2004, №116.

7. Локтионов Н.П. Рассказ А.Солженицына «Матрёнин двор», Литература 11 класс,М.,1997

8.Протолков Ю. Прощание с Матрёной «О рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор», Литература,1998,№28

9.Романова Г.И. «Захар-Калита».Урок по рассказу А.И.Солженицына в старших классах//Русская словесность,1999,№4

10.Солженицын А.И.Рассказы. М.,ИНКОМ НВ,1991

11.Степанова В. Поэтика экфрасиса в рассказе А.И.Солженицына «Захар-_Калита»

Дали как-то сказал: «Если ты из тех, кто считает, что современное искусство превзошло искусство Вермера или Рафаэля, не берись за эту книгу и пребывай в блаженном идиотизме» («Десять наставлений тому, кто хочет стать художником»)- Думаю, оспорить трудно. Конечно, великий Сальвадор говорил о живописи, но к литературе это изречение также имеет отношение. Искусство (будь то литература, живопись или музыка) - способ самовыражения, оно помогает нам заглянуть в самые потаенные уголки души.
Многие произведения современной русской литературы мне не нравятся по причине отсутствия каких-либо художественно-творческих начал. В наше время рассказ, поэма или роман зачастую являются результатом бурной фантазии, больного воображения или искаженного восприятия мира (кто имеет представление о «платоновском» Втором пришествии, меня поймет и, надеюсь, поддержит). Сегодняшние писатели пытаются доказать, что их неприятие современной действительности и отсутствие нравственных идеалов есть индивидуальный подход к творчеству.

Но если сегодня миром правят беззаконие и малодушие, то это не значит, что с верой покончено. Она возродится, ибо человек так или иначе возвращается к истокам, пусть медленным, но твердым и уверенным шагом (восстановление храмов, принятие религии).
Читая классику, я нахожу для себя много интересного. Ведь в начале жизненного пути человеку не всегда удается встретить того, кто стал бы лучшим другом и советчиком, поэтому одним из главных учителей каждого из нас является книга. А чему научит нас современная литература? Признайтесь, что о первой любви вы узнали не от Солженицына, а от Тургенева или Пушкина («Первая любовь», «Евгений Онегин»), о возрождении души человеческой -от Достоевского («Преступление и наказание»), а о разнообразии и странностях человеческого мышления - все-таки от Гоголя («Мертвые души»). Надо отметить, что классическое произведение всегда несет в себе долю оптимизма. Даже в «Преступлении и наказании», где речь идет о страшном проступке - убийстве - и герою, казалось бы, нет оправдания, Достоевский дает нам понять, что Раскольников вовсе не потерян для общества. Его совесть не чиста, но для него существуют такие понятия, как честь, справедливость, достоинство.
Как мне кажется, классики дают нам надежду на духовное возрождение, а в современной литературе этого нет. Давайте же попробуем с точки зрения вышесказанного рассмотреть, что представляет собой творчество современного русского писателя, в частности

Александра Солженицына. Для этого я предлагаю проанализировать один из его рассказов - «Матренин двор», в котором, на мой взгляд, ставится проблема одиночества, взаимоотношения человека с окружающими людьми, авторского отношения к жизни.
Итак, наш герой приезжает в Россию, в чудесную русскую глубинку с ее вечными загадками, незаурядными личностями и самобытными характерами. Что ждет его? Он не знает. Никто его не ожидает, никто не помнит. Что мог встретить он на своем пути? Ему всего лишь хотелось «затеряться» где-нибудьтам, где его не достанут радио, телевизоры и другие достижения современной цивилизации.

там, где его не достанут радио, телевизоры и другие достижения современной цивилизации. Что ж, удача ему улыбнулась: со второго раза ему удается найти небольшую деревню недалеко от станции Торфопродукт и жить там спокойненько, обучая молодое поколение точной науке. С жильем проблем тоже особых не было. Ему подыскали «подходящий домик», в котором, по его словам, «его жребий был - поселиться».

Боже, как он тосковал по простым людям, не утерявшим той душевной простоты, которой каждый из нас наделен с самого рождения. Сколько умиления и восторга вызывает в его душе обычная деревенская женщина, торгующая молоком, ее вид, ее голос, характерный акцент. А с какой симпатией он относится к хозяйке дома - Матрене. Он уважал и понимал ее, как она есть: большая, беспощадная, мягкая, неряшливая и все-таки чем-то милая и родная. Несчастная потеряла всех своих детей, любимого, «загубив» свою молодость, осталась одна. И конечно, не могла не вызвать жалость. Она не богата, даже не зажиточна. Бедна как «церковная мышка», больна, но отказать в помощи не может. И очень важное качество отмечает в ней автор - бескорыстность. Не из-за денег копала старая Матрена картошку соседям и воспитывала племянницу свою Кирочку тоже не ради благодарности, а просто любила детей. Она как-никак женщина.
Когда началась война, бедная Матрена не подозревала, что она (война) разведет ее с «дорогим» человеком, и героиня «идет» замуж за младшего брата своего жениха. Но муж вскоре покидает деревню, уходит на войну и не возвращается. И вот Матрена остается ни с чем. Дети умирали один за другим, не дожив до года. И в конце жизни она была обречена на одиночество. Лишь «колченогая кошка», «грязно-белая криворогая коза», мыши да тараканы населяли ее «перекособоченную избушку». Матрена взяла на воспитание племянницу Кирочку, и это было последним утешением. Но, видно, не суждено Матрене коротать дни в спокойствии. Срочно нужно было перевезти горницу в другую деревеньку, а то Кирочка упустит хорошее место. Казалось бы, наша героиня и вмешиваться не должна в перевозку собственного дома (последнее, что у нее осталось), а всячески этому препятствовать. Но нет - она решается помочь в транспортировке бревен. И если бы Матрена не пошла ночью на железную дорогу и не стала толкать повозку через рельсы, то была бы жива.
Как она закончила свою жизнь? Ужасно. Глупо. Трагично, Оправдания ее смерти я не вижу.

Б этом произведении, как и в других («Крестный ход»), Солженицын выражает свое отношение к людям. Он не любит народ и старается его обезличить, превращая в *серую массу». Ему кажется, что окружающие его люди - «ничто». Они не способны понять добро, им все равно, кто рядом с ними. А вот автор - другое дело. Он сразу распознает в Матрене «праведника», но сам-то фактически приходит к этому выводу слишком поздно.
Нужно отдать должное автору рассказа: в раскрытии образа героини он старается подчеркнуть ее доброту, безграничную любовь к людям.
Что я могу сказать об этом произведении? Не радует - раз, не нравится - два, так как не могу понять авторской позиции: зачем столько зла и грязи воплотил в своем «творении» Солженицын? (Вспомните угнетающую обстановку дома и отношение людей друг к другу.

нравится - два, так как не могу понять авторской позиции: зачем столько зла и грязи воплотил в своем «творении» Солженицын? (Вспомните угнетающую обстановку дома и отношение людей друг к другу.)
Естественно, творчество писателя неразрывно связано с его биографией. Много лет, проведенных в неволе, повлияли на Солженицына, но ведь не все, даже более несчастные, изливают все свои обиды и злобу в рассказах и повестях. На мой взгляд, творческая работа должна выражать только самое лучшее, что есть в человеке, чтобы показать: «Вот то хорошее, что во мне есть, почувствуй это и пойми!»
Искусство (в частности, литература) должно привносить светлые чувства в душу человека. Читатель должен сопереживать героям, чувствовать боль обид, разочарований и даже плакать (что, кстати, и произошло со мной), но ведь нехорошо, если в душе у тебя остается неприятный осадок после прочитанного. Наверное, это какое-то другое искусство, мне лично непонятное.

Зачем тогда вообще писать? Лучше рисовать в стиле апокалипсис. Все равно эмоции при этих двух занятиях (писать о плохом и рисовать) одни и те же, да и результатом сможет полюбоваться большее количество человек (если автору этого хотелось). Ведь раньше мастера создавали свои произведения именно для того, что-бы люди приходили в ужас от увиденных сцен всеобщей гибели. А при размещении подобных творений прямо на улицах (имеются в виду церкви) люди, связанные с религией, предусматривали и то, что не умеющие читать также будут знать о страшном наказании.

Но чего не отнять у Солженицына - это то, что он пишет о жизни, основываясь на личном опыте, пишет именно о себе, о пережитом и увиденном. Автор показывает нам жизнь такой, какова она есть (в его понимании). Хотя при чтении его работ складывается мнение, что, кроме плохого, невежественного и несправедливого, этому человеку ничего не приходилось видеть. Но главное не в этом. Цель Солженицына - открыть нам всю «прелесть» бытия, используя описание убогого жилища, злых соседей и неблагодарной родни.
Солженицын говорит о несправедливости, а также о слабости характера, излишней доброте и о том, к чему это может привести. В уста автора он вкладывает свои мысли и свое отношение к обществу. Автор (герой рассказа) пережил все, что пришлось перенести самому Солженицыну.
Описывая деревню, Матрену, суровую действительность, он параллельно этому дает свою оценку, высказывая собственное мнение. Сколько горечи и сарказма слышится в описании станции: на «серо-деревянком бараке висела строгая надпись: «На поезд садиться только со стороны вокзала!» Гвоздем по доскам было нацарапано: «И без билетов». А у кассы… было нацарапано ножом: «Билетов нет». Знакомя нас с председателем Горшковым, автор не забывает упомянуть, каким образом он (Горшков) получил Героя Социалистического Труда.

А сколько «тепла», «чуткости», «задушевности» чувствуется в описании скромного жилища Матрены и его обитателей: «Иногда ела кошка и тараканов, но от этого ей становилось нехорошо. Единственное, что тараканы уважали, - это черту перегородки, отделявшей устье от.

ны уважали, - это черту перегородки, отделявшей устье от… чистой избы… в кухоньке по ночам кишели… - пол весь, и скамья, и даже стена были чуть не сплошь бурыми и шевелились...»
Заметим, что у Гоголя описание гостиницы города N. где также встречаются тараканы, не вызывает чувство брезгливости. Однако автор не может обойтись без чего-нибудь «эдакого».
Не без скрытого удовольствия пишет о своей «скромности и тактичности», когда описывает стряпню хозяйки: все эти тараканьи ножки в однообразной еде, по его словам, «не совсем вкусной». «Я покорно съедал все наваренное мне, терпеливо откладывая в сторону, если попадалось что-то неурядное… У меня не хватало духу упрекнуть Матрену...»

На мой взгляд, автор любит описывать чьи-то обиды и неудачи (имеется в виду данный рассказ): «… много было у Матрены обид...» Опять обиды. Если писать не о своих, то уж о чужих. И жалость. Рассказчик давит на жалость. Он пытается задеть за живое (так как лично меня он больше ничем не смог тронуть). Но жалость жалости - рознь...
«Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку». Автор хочет показать нам, какой он чувствительный и жалостливый. Однако внутри он человек жесткий и сухой. У меня едва хватило сил прочитать описание мертвой Матрены, ее изуродованного тела. Написано без эмоций, лишь констатация факта. Понять это тяжело. Но что еще может родиться в голове у человека под «скрежет мышей», «шуршание тараканов» да под впечатлением увиденной покойницы? Это утешает.
Но самое «веселое» - это конец. У человека, не знающего жизнь, появится мысль: «Не доверяй». Печальная картина, которую мы наблюдаем после смерти героини, доказывает нам это. Да, я согласна: родственники только и думали о том, что можно унести из дома. Дошло до того, что унесли и сам дом. Рассказчик не верит в искренность слез Киры. А соседка придерживается мнения, что Матрена была глупа, да и муж ее не любил. Одним словом, кругом пустота и несправедливость. Автор, наверное, считает, что все плохо и в конце концов постигнет нас несчастье. И люди нас окружают бездушные, и в других не видят прекрасное, и в добро не верят, и вообще, кроме него, никто не разглядел в Матрене доброту, скромность и бескорыстие. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Писатель просто навязывает нам свои пессимистические взгляды на мир и пытается что-то доказать. Он скептик и никогда не будет способен сотворить прекрасное просто в силу своих исковерканных жизнью убеждений. Впрочем, это всего лишь мое мнение.

Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор"

Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына "Матрёнин двор"

Рассказ Солженицына «Матрёнин двор» повествует о жизни деревни в пятидесятые годы. Писатель изображает, как изменяются нравственные идеалы, жизнь людей с приходом колхозов и повсеместной коллективизации. Он показывает кризис русской деревни, раскулачивание крестьян. Люди были лишены собственности, потеряли стимул к работе.

Жизнь крестьянства, его быт и нравы - всё это очень хорошо можно понять, прочитав это произведение. Главный герой в нём - сам автор. Это человек, который отсидел в лагерях большой срок, и который хочет вернуться в Россию. Но не в ту Россию, которая была изуродована коллективизацией, а в глухую деревню, в первозданный мир, где будет прекрасная природа.

Но он разочаровался, в деревне та же социальная нищета: «Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города». Объездив несколько деревень, ему стала люба та, где жила женщина лет шестидесяти, Матрёна. Крестьянство здесь утратило многовековые хозяйственные и культурные традиции. Автор видит дом своей хозяйки Матрёны. В этом доме можно жить только летом, да и то в хорошую погоду: «однако изгнивала щепа, посерели от старости брёвна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка». Быт ужаснейший: бегают тараканы и мыши. Людям в деревне Торфопродукт нечего есть. Матрёна спрашивает, что приготовить на обед, но, кроме «картови» и «супа картонного», ничего нет. Но, несмотря на такую тяжёлую жизнь, Матрёна выбирает жизнь праведника.

Перед каждым человеком в жизни предстаёт выбор. Каждый решает, как жить в нашем суровом мире. Одни помогают окружающим, другие свою жизнь мыслят лишь желанием собственного счастья, иногда даже принося вред людям. Главная героиня же выбирает праведничество, заключающееся в безответной помощи окружающим. Это её нравственный выбор.

Автор ценит в Матрёне доброту, простоту, кротость и видит необыкновенную красоту души. Всё её существование было заключено в труде, бескорыстной помощи подругам, золовкам, соседям: «Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрёне с вечера и говорила:

Завтра, Матрёна, придёшь мне пособить. Картошку будем докапывать». Тогда бросала все дела и помогала, а потом ещё искренне радовалась, что картошка крупная.

Жизнь главной героини не так уж легка. Потеряв на войне мужа, схоронив шестерых детей, она не утеряла нравственных идеалов. Сама не стремилась к накопительству, не гналась за модой. Проработав в колхозе четверть века, Матрёна не получала пенсии, так как пенсии полагались только заводским рабочим: «Была она одинокая кругом, а тех пор, как стала сильно болеть - и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии…»

Богатство не принадлежит народу, все стали рабами в руках государства. Происходит замена нравственных ценностей: вместо добра ими становятся богатство и жажда наживы. Но Матрёна не утратила своих жизненных стремлений и духовных ориентиров. Ещё при её жизни родня начинает делить горницу. Желая помочь своей воспитаннице Кире, Матрёна отдаёт брёвна горницы Кире и даже сама помогает перевозить их. Трактор, перевозя разобранную горницу, попадает под поезд, и героиня умирает: «На рассвете женщины привезли с переезда на санках под накинутым грязным мешком - всё, что осталось от Матрёны.… Всё было месиво - ни ног, ни половины туловища, ни левой руки». Даже погибает, делая доброе дело. Такова праведница Матрёна.

Потеряв же эту прекрасную женщину, общество продолжает нравственно деградировать. Фаддей, который в прошлом любил Матрёну, не горюет о её смерти, а лишь думает, как бы сохранить оставшиеся брёвна. Так люди утрачивают моральные ценности. Даже на поминках все пьют, а, напившись, начинают петь песни, несётся брань. Родственникам, самым близким людям безразлична скорбь об ушедшей Матрёне. И только автор, живший с ней, смог увидеть в ней настоящего праведника: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

Этими словами и заканчивается рассказ.

В своём произведении Солженицын показал нам среду, в которой живут люди. Именно среда доводит их до жадности и потери нравственных ценностей. Люди портятся и становятся жестокими. Матрёна же сохранила в себе человека. Автором прекрасно показаны её русский характер, её доброта, сочувствие ко всему живому. Убогий быт не сделал убогими душу и сердце Матрёны. Увидеть в простой старушке великую душу, праведника мог только Солженицын.

Рассказ «Матрёнин двор» призывает не повторять ошибки прошлого поколения, чтобы люди стали более гуманными и нравственными. Ведь это основные ценности человечества!

Цели урока:

    обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина;

    побуждение задуматься, так ли мы живём.

    доказать, что рассказы Солженицына – размышление о нашем современнике, о его жизни, о его нравственной позиции, о негативных явлениях в нашем обществе;

    расширить у учащихся знания произведений современной литературы;

    обратить внимание на судьбу главной героини рассказа;

    воспитывать честность.

Оборудование:

Портрет писателя, выставка его книг, магнитофон, аудиозапись песни А.Морозова и А.Поперечного “Малиновый звон”, компьютер.

Тип урока : комбинированный.

Форма урока: классно-урочная, урок- размышление.

Место проведения урока : компьютерный класс.

Предварительная подготовка учащихся:

  • Всем прочитать рассказ А.Солженицына “Матрёнин двор”,
  • 1 учащийся готовит сообщение на тему “Кого можно считать нравственным человеком?”,
  • 2 учащийся ищет по словарю лексическое значение слов: совесть, корыстолюбие, праведник, смысл жизни,
  • 3 учащийся подбирает эпиграфы к уроку, оформляет доску.
  • 4 учащийся читает статью Солженицына “Жить не по лжи!”

Оформление доски: запись темы, эпиграфов.

Совесть – таинственное свойство человеческой души, мешающее ему оскотиниться. (Ф.Искандер.)

У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей. (А.И.Солженицын)

Солженицын больше, чем какой – либо другой писатель, отвечает на вопрос, кто мы, нынешние, через вопрос: что с нами происходит. (С.Залыгин)

Ход урока

I. Оргмомент

II. Звучит песня А.Морозова и А.Поперечного “Малиновый звон”. Вступительное слово учителя на фоне музыки

Литературный дебют Александра Исаевича Солженицына состоялся в начале 60-х годов, когда в “Новом мире” была напечатана повесть “Один день Ивана Денисовича” (1962, №11), рассказы “Случай на станции Кречетовка”, “Матрёнин двор” (1963, №1). Необычность литературной судьбы Солженицына в том, что он дебютировал в солидном возрасте – в 1962 году ему было 44 года – и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер. “Ничего подобного не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…” Это самое первое впечатление А.Т.Твардовского.

Вхождение Солженицына в литературу было воспринято как “литературное чудо”, вызвавшее у многих читателей сильный эмоциональный отклик.

О писателе всегда судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили “Матрёнин двор”. Его называли “блистательным”, “подлинно гениальным” произведением. “Рассказ талантлив”, “ рассказ правдив”, – отмечалось в критике. Его рассказ о судьбе простой крестьянки исполнен глубокого сочувствия, сострадания, человечности. Каждый эпизод “по-своему щемит душу, по-своему ранит, по-своему восхищает”

III. Формулирование темы урока с учащимися

Слово учителя.

Рассказ “Матренин двор” – один из интереснейших произведений Солженицына. Как замечал сам автор, этот рассказ “полностью автобиографичен и достоверен”. Прототип главной героини – знакомая Солженицына, владимирская крестьянка Матрёна Васильевна Захарова, у которой жил писатель. Повествование ведётся от первого лица – Игнатича. Как трактовать образ главной героини, простой сельской труженицы Матрёны? С одной стороны, её можно рассматривать как жертву власти и алчности людей, с другой – жалкой и несчастной её не назовёшь. Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна библейским законам нравственности, уберегла незапятнанной свою совесть. Так кто же она, Матрёна, – жертва или святая? На это вопрос мы с вами и попытаемся ответить. Через трагическое событие – гибель героини – автор приходит к глубокому пониманию её личности. Трагической судьбе Матрёны и будет посвящена основная часть нашей работы.

IV. Проверка индивидуальной работы учащихся

1.Сообщение 1-го учащегося на тему “Кого можно считать нравственным человеком?”

После сообщения в тетрадях учащихся появляется такая запись:

1. С чувством собственного достоинства (Уважая себя, уважай других)

2. Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг.

3. Умеющего одухотворённо работать не ради одних денег.

4. С чётким представлением о добре и зле, того, кто противостоит злу.

5. Неравнодушного к чужой беде и страданиям.

6. Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на “больные” вопросы.

2. Сообщение 2-го ученика: лексическое значение слов совесть, корыстолюбие, праведник, смысл жизни.

Совесть-понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за своё общественное поведение.

Учитель: Совпадает ли определение совести с высказыванием Ф.Искандера, данного в эпиграфе к уроку?

Корыстолюбие – отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими с точки зрения личной материальной выгоды.

Праведник – человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. (Словарь русского языка” С.И.Ожегова 1987г.)

Смысл жизни – морально – мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями

V. Анализ рассказа по вопросам, помогающим выяснить нравственные законы, по которым жила главная героиня рассказа

Нарисовать словесный портрет Матрёны. Обратить внимание на фотографию Матрёны, выполненную Солженицыным. Совпадают ли ваши представления о Матрёне с этим изображением её на снимке?

– Найти художественные детали, важные для понимания главной героини -

Как воспринимает Матрёна свою судьбу? Держит ли она обиду, зло на людей?

(“Но её лоб недолго оставался омрачённым…” Матрёна умеет прощать, умеет примириться сердцем, не питая вражды за обиду. Для неё нормальное состояние не злоба и воинственность, а доброта и смирение.)

Какой предстаёт Матрёна в системе других образов рассказа?

(Мир тальновцев – это мир злобы, равнодушия, жадности, зависти, корысти, эгоизма, душевно слепых людей, лжи, неискренности. Эти качества разъедают душу человека, разобщают людей. Солженицын, отвечая на вопрос, от чего все беды страны сейчас, сказал – ото лжи.)

Каковы причины гибели Матрёны?

Прав ли Александр Исаевич, назвав свою героиню праведником?

Давайте обратимся к определению этого слова в словаре.

Но Матрёна ворует торф. Согласуется ли это с понятиями нравственности?

(Солженицын даёт понять: народ вынужден поступать так. Безнравственна та социальная атмосфера, в которой оказывается Матрёна. Она вынуждена была приносить торф, чтобы выжить. Религиозный философ Розанов писал: “ Праведники наибольшие суть те, которые согрешили и оплакали свои грехи…”)

Какова позиция автора в этом рассказе? (Сообщение учащегося по статье “Жить не по лжи!” (Автор по-разному выражает своё отношение к Матрёне и происходящим событиям: здесь и скрытая авторская характеристика, и система образов и “краски” повествования. И рассказ –это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.

VI. Подведение итогов размышлений учащихся

Как вы понимаете смысл первоначального и окончательного названий рассказа?

(“Не стоит село без праведника”- здесь главным словом является “праведник”, что позволяет Солженицыну сместить акценты в сторону моральных, внутренних качеств личности, подвести читателя к размышлению о вечных христианских ценностях.)

Село- символ нравственной жизни.

Матрёна – (лат.) – мать. Героиня несёт в себе спасительное начало. Она не стяжательница, не накопительница.

Откроем Новый Завет. “ Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. …Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф.6, 19-21).

Гибнет Матрёна – рушится мир духовности, добра, милосердия. И некому защитить двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.

Вывод: Безусловно, все вы хотите иной судьбы. Мечты могут сбыться, а могут и не сбыться, счастье – не состояться, успех – прийти и не прийти, но человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был (удачным или неудачным), сохранив в себе и мужество, и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нём самой природой. Именно стремлением к народной правде и сильна проза Солженицына.

VII. Рефлексия методом синквейна

Ребята, вспомните, чем мы занимались на уроке и запишите в последовательности

VIII. Итог урока

Давайте вернёмся к высказыванию С.Залыгина и ответим на вопрос: “Кто же мы, и что с нами происходит?”

(Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше? Отсюда и нелепо-трагический конец рассказа. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. На таких, как Матрёна, держится ещё вся деревня и вся русская земля.)

IX. Задание на дом

Вспомнить образ некрасовской Матрёны Тимофеевны и сопоставить его с героиней Солженицына.

Литература

Архипов Д.Н. и др. Конспекты уроков для учителя литературы. 11-й класс. М.: Владос, 2003.

Василенко Е. Душа и судьба человека в рассказе “Матрёнин двор” // Литература. 2003. № 23.

Волков С. Стоит ли село без праведника // Литература. 1996. № 21.

Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа А.И. Солженицына “Матрёнин двор” // Русская словесность. 1997. № 3.

Дунаев М. М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература ХVII 55-ХХ веков. М., 2002. С. 916-917.

Жигалова М.П. Русская литература XX века в старших классах. Минск, 2003.

Карпов И.П., Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе. Русская литература XX века. С. 361-383.

Локтионова Н. Не стоит село без праведника // Литература в школе. 1994. № 3. С. 33-37.

Максидонова Л.Г. Русская литература XX века. Вторая половина. 11-й класс // Конспекты уроков для учителя литературы. М., 2002.

Нянковский М.А. Уроки литературы в 11-м классе. Развёрнутое планирование.

Нива Ж. Солженицын. М.: Художественная литература, 1992.

Попова Е.В. Есть ценностей незыблемая скала. Духовные ценности в отечественной философии и литературе // Литература в школе. 2003. № 7. С. 22.

Потолков Ю. Прощание с Матрёной // Литература. 1998. № 28.

Семенюк А. Г. Судьба, принесённая в жертву... // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1991. № 2. С. 37-39.

Симакова Л. А. Душа неподвластна... // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1991. № 2. С. 35-37.

Чалмаев В. А. А.Солженицын. Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1994. С. 84-87.

Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №6 г. Корчагина Светлана Васильевна, г. Острогожск, Воронежская обл., ВКК

Тема урока: «Не стоит село без праведника». Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

Цели урока: - обратиться к важнейшим нравственным проблемам как «доброта» , «милосердие», «чуткость, «человечность», «» совесть », от решения которых зависит формирование человека и гражданина;

Подвести учащихся к осмыслению образа Матрёны как праведницы Земли Русской;

Побуждение задуматься над вопросом: так ли мы живём?

Оборудование: компьютер с медиапроекторм;

рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор»;

книга Д.С. Лихачёва «Письма о доброи и прекрасном»;

учебник Т.Ф. Курдюмовой «Литература, 11 класс».

Оформление доски: эпиграфы

« Совесть – таинственное свойство человеческой души, мешающее ему оскотиниться» (Ф. Искандер)

« У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» (А.И. Солженицын)

«Солженицын больше, чем какой-либо другой писатель, отвечает на вопрос, кто мы, нынешние, через вопрос: что с нами происходит». *(С. Залыгин)

Ход урока:


  1. Оргмомент. Запись темы урока.

  2. Подготовительная работа к анализу рассказа.

  1. Вступительное слово учителя о Д.С. Лихачёве
Прежде чем начать работу, давайте вспомним исследователя древнерусской литературы, публициста, писателя, академика, общественного деятеля Дмитрия Сергеевича Лихачёва и его книгу, к которой мы не раз обращались, «Письма о добром и прекрасном» , которую он составлял на основе Евангелия Христова. Желая передать подрастающему поколению основы духовно-нравственного воспитания, составлял нравственные заповеди.

Назовите некоторые из них.

(- Люби людей – и ближних, и дальних.

Твори добро, не видя в том заслуги.

Люби мир в себе, а не себя в мире.

Будь искренним:: вводя в заблуждение других, обманываешься сам.

Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух.

Будь совестлив: вся мораль в совести.

Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.)

Всего Дмитрий Сергеевич написал 25 таких нравственных заповедей.

«Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти. А люди, служившие по – умному. имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.»


  1. Формулировка темы урока.
Вот об одном таком человеке. героине рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор», мы сегодня будем вести речь. Как замечал сам автор, этот рассказ полностью «автобиографичен и достоверен». Прототип главной героини – знакомая Александра Исаевича, владимирская крестьянка Матрёна Васильевна Захарова, у которой жил писатель.

От чьего лица ведётся повествование? (Игнатьича).

Передайте коротко сюжет рассказа. На какие части можно разделить? (1. Знакомство с Матрёной Васильевной Григорьевой.2. Рассказ Матрёны о прошлом, о себе, молодости, любви.3. Смерть, после смерти.)

Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна библейским законам нравственности, сберегла незапятнанной свою совесть. Через трагическое событие – гибель героини – приходит автор к глубокому пониманию её личности. Трагической судьбе Матрёны и будет посвящена основная часть нашей работы.

Кого, по вашему мнению, можно называть нравственным человеком?

(1. С чувством собственного достоинства(уважая себя, уважай других)

2.Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг.

3.Умеющего одухотворённо работать не только за деньги.

4.С чётким представлением о добре и зле.

5.Неравнодушного к чужой беде и страданиям.

6. Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на «больные вопросы»)

Нравственности Безнравственности

Добро предательство

Совесть цинизм

Честь эгоизм

Справедливость корыстолюбие

Милосердие приспособленчество

Дать лексическое значение слов ДОБРО, СОВЕСТЬ, ПРАВЕДНИК,ЭГОИЗМ,КОРЫСТОЛЮБИЕ

ДОБРО- все положительное, хорошее полезное

Пример: Желать добра кому-н. От добра добра не ищут (посл.)

СОВЕСТЬ-понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за своё общественное поведение. - --------- Совпадает ли понимание совести с высказыванием Ф. Искандера, данного в эпиграфе к уроку?

КОРЫСТОЛЮБИЕ- отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими с точки зрения материальной выгоды.

ПРАВЕДНИК- человек, ни в чём, не погрешающий против правил нравственности. (В. И. Даль. Человек, живущий по совести).

ЭГОИЗМ - себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих

Обратите внимание, насколько противоположны эти нравственные категории, какие из них в большей мере присущи героине А. Солженицына.


  1. Анализ рассказа по вопросам, помогающим выяснить нравственные законы, по которым жила героиня рассказа.
- Есть ли развёрнутый портрет героини? (Нет, подчёркивается улыбка: «лучезарная» , «добрая», «извиняющаяся»)

Что объединяет героиню и рассказчика? (Типичность судеб поколений)

Нарисовать словесный портрет героини

Найти художественные детали, важные для понимания главной героини. При каких обстоятельствах знакомятся?

Как воспринимает Матрёна свою судьбу? Держит ли она обиду, зло на людей?

Какой предстаёт Матрёна в системе других образов рассказа? Как относятся к ней односельчане?

Каковы причины гибели Матрёны?

Первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника». Это название для первой публикации предложил А. Твардовский. Прав ли Александр Исаевич, назвав свою героиню праведницей?

Матрёна Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности.

Но Матрёна ворует торф. Согласуется ли это с понятием нравственности?

(Солженицын даёт понять: народ вынужден поступать так. Безнравственна та социальная атмосфера, в которой оказывается Матрёна. Она вынуждена была приносить торф, чтобы выжить.)

Каков символический смысл рассказа?

(Дом Матрёны – то пристанище, которое обретает рассказчик после долгих лет скитаний. В этом доме она пережила две войны - германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали во младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Ветшает дом – ветшает хозяйка.

Дом разбирают, как человека- «по рёбрышкам». И «всё показывало, что ломатели – не строители и не предполагают, чтобы Матрёне ещё долго пришлось здесь жить».

Словно противится разрушению дома сама природа – сначала долгая метель, непомерные сугробы, потом оттепель, сырые туманы, ручьи. И в том, что святая вода у Матрёны необъяснимо пропала, видится дурное предзнаменование.

Погибает Матрёна вместе с горницей, с частью своего дома. Погибает хозяйка- окончательно рушится дом. Избу Матрёны до весны забили, словно гроб, похоронили.

Страх Матрёны перед железной дорогой. Именно поезд - символ враждебного крестьянской жизни мира, цивилизации - расплющит и горницу, и Матрёну.)

Много раз Александр Исаевич пытался заснять Матрёну непринуждённой, улыбающейся, но ничего не получалось. Фотография не сохранилась. Глядя на неё , испытываешь какое-то тревожное чувство узнавания. Это простое, доброе, русское лицо, знакомое, кажется до последней чёрточки. Именно такой и могла быть Матрёна из рассказа, с неловкой, словно неумелой, улыбкой, мудрыми, спокойными глазами, с какой-то удивительной естественностью, подлинностью, что озаряется на лице. Светом, идущим откуда-то из глубины, из души. (Обращение к эпиграфу И. Солженицына «У тех всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».)

По-народному мудрая и рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрёна сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор».

Матрёнин двор – это есть Матрёнин мир – особый мир праведника. Мир духовности, добра и милосердия, о котором писали ещё Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

Зачитайте значение имени Матрёна по словарю.

(У нее очень сильная, граничащая с упрямством воля. Матрена способна подмечать малейшую неискренность в словах и поступках окружающих, она очень добра и ласкова; может все простить и понять.)

Но Матрёне не удалось воспитать своих детей, и мы не знаем, какой бы она была матерью. В каком произведении есть героиня с таким именем и выступает как настоящая мать – защитница? (Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»- главы «Федотка » и «Дёмушка»)

Вспомните героиню Н.А. Некрасова. Какими качествами она обладает?

Сравните этих двух героинь. Что их объединяют?

Истории известна ещё одна Матрёна, которая в своей жизни испытала много горя, предательств, измен, но сохранила в душе самые лучшие человеческие качества: она могла прощать!

В жизни ей пришлось многое перенести: предательство близких, издевательства, её унижали и выгоняли, но она помогает нам понять, как мы должны жить и в условиях богатства, и в бедности и немощи. Матушка не проповедовала, но давала конкретный совет, как поступить в той или иной ситуации.

IV.Подведение итогов урока.

Послушаем прекрасное стихотворение (читает ученица)


Несчастье, боль, измену, горе, сплетни -
Все нужно через сердце пропустить.
Но главное - во тьме безумной века,
Что б ни случилось в жизни - устоять!
Быть чутким к горю, оставаться человеком
И теплоту сердец не потерять...
И что-то в жизни этой бессердечной
Вам суждено исправить, изменить,
Во имя счастья, жизни бесконечной
Вам суждено спасать, добро творить!
И, может быть, когда-то Вы поймете,
Что для кого-то счастье принесли.
И со спокойной совестью вздохнете -
Вы не напрасно жизнь свою прошли!
Все нужно пережить на этом свете,
Все нужно испытать и оценить...
И лишь тогда, вставая на рассвете,
Вы сможете смеяться и любить…

Действительно, добро требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества.

Матрёна, героиня А.И. Солженицына, не преследует никаких личных целей, не ждёт ни вознаграждений, ни благодарности, а совершает добро по внутренней потребности, потому что не может иначе. Она как бы излучает чистый свет добра.


  1. Рефлексия.
– Чем вас поразила главная героиня рассказа А.И. Солженицына Матрёна?

V. Домашнее задание.


  1. Учебник, стр. 162-163

  2. Выбрать тему для сочинения (см. стр. 174), подготовить план сочинения.



Top