Мир маленьких людей в преступление и наказание. Маленький человек в романе «Преступление и наказание

Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман “Преступление и наказание”. В нем отражен отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов.
История нравственной борьбы главного героя романа, Родиона Раскольникова, разворачивается на фоне повседневной жизни города. Описание Петербурга в романе производит угнетающее впечатление. Везде грязь, вонь, духота. Из трактиров доносятся пьяные крики, на бульварах и площадях толпятся бедно одетые люди: “Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников... Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя”. Раскольников - один из этой толпы: “Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”.
Страшна жизнь и остальных героев романа - спившегося чиновника Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, умирающей от чахотки, матери и сестры Раскольникова, переживающих издевательства помещиков и богачей.
Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.
Однако Достоевский не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных характеров героев романа. Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. У доведенных до отчаяния “маленьких людей” начинают появляться различные фантастические “идеи”, не менее кошмарные, чем окружающая их действительность.
Такова “идея” Раскольникова о Наполеонах и “тварях дрожащих”, “обыкновенных” и “необыкновенных” людях. Достоевский показывает, как эта философия рождается из самой жизни, под влиянием ужасающего бытия “маленьких людей”.
Но не только судьба Раскольникова складывается из трагических испытаний и мучительных поисков выхода из создавшегося положения. Жизнь других героев романа - Мармеладова, Сони, и Дуни - также глубоко трагична.
Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и всю жестокость действительности. “Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!., ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!.. Понимаете ли, понимаете ли вы... что значит, когда уже некуда больше идти?..” - от этих слов Мармеладова, звучащих как вопль о спасении, сжимается сердце каждого читателя. В них, собственно, и выражена основная идея романа. Это крик души человека, измученного, задавленного своей неизбежной судьбой.
Главный герой романа чувствует тесную связь со всеми униженными и страдающими людьми, ощущает нравственную ответственность перед ними. Судьбы Сони Мармеладовой и Дуни связываются в его сознании в один узел социальных и нравственных проблем. После совершения преступления Раскольникова одолевают отчаяние и беспокойство. Он испытывает страх, ненависть к своим преследователям, ужас перед совершенным и неисправимым поступком. И тогда он начинает более внимательно, чем прежде, приглядываться к другим людям, сопоставлять свою судьбу с их судьбами.
Судьбу Сони Раскольников сближает со своей собственной, в ее поведении и отношении к жизни он начинает искать решение мучающих его вопросов.
Соня Мармеладова выступает в романе как носительница нравственных идеалов миллионов “униженных и оскорбленных”. Как и Раскольников, Соня - жертва существующего несправедливого порядка вещей. Пьянство отца, страдания мачехи, брата и сестер, обреченных на голод и нищету, заставили ее, как и Раскольникова, преступить черту нравственности. Она начинает торговать своим телом, отдает себя на поругание гнусному и развратному миру. Но, в отличие от Раскольникова, она твердо убеждена в том, что никакие жизненные тяготы не могут оправдать насилия и преступления. Соня призывает Раскольникова отказаться от морали “сверхчеловека”, чтобы стойко соединить свою судьбу с судьбой страдающего и угнетенного человечества и этим искупить свою вину перед ним.
“ Маленькие люди” в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами. Лучше быть раздавленным, чем давить других! К этому выводу постепенно приходит и главный герой. В конце романа мы видим его на пороге “новой жизни”, “постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью”.


Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман “Преступление и наказание”. В нем отражен отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов.
История нравственной борьбы главного героя романа, Родиона Раскольникова, разворачивается на фоне повседневной жизни города. Описание Петербурга в романе производит угнетающее впечатление. Везде грязь, вонь, духота. Из трактиров доносятся пьяные крики, на бульварах и площадях толпятся бедно одетые люди: “Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников... Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя”. Раскольников - один из этой толпы: “Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”.
Страшна жизнь и остальных героев романа - спившегося чиновника Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, умирающей от чахотки, матери и сестры Раскольникова, переживающих издевательства помещиков и богачей.
Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.
Однако Достоевский не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных характеров героев романа. Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. У доведенных до отчаяния “маленьких людей” начинают появляться различные фантастические “идеи”, не менее кошмарные, чем окружающая их действительность.
Такова “идея” Раскольникова о Наполеонах и “тварях дрожащих”, “обыкновенных” и “необыкновенных” людях. Достоевский показывает, как эта философия рождается из самой жизни, под влиянием ужасающего бытия “маленьких людей”.
Но не только судьба Раскольникова складывается из трагических испытаний и мучительных поисков выхода из создавшегося положения. Жизнь других героев романа - Мармеладова, Сони, и Дуни - также глубоко трагична.
Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и всю жестокость действительности. “Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!., ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!.. Понимаете ли, понимаете ли вы... что значит, когда уже некуда больше идти?..” - от этих слов Мармеладова, звучащих как вопль о спасении, сжимается сердце каждого читателя. В них, собственно, и выражена основная идея романа. Это крик души человека, изму шнного, задавленного своей неизбежной судьбой.
Главный герой романа чувствует тесную связь со всеми униженными и страдающими людьми, ощущает нравственную ответственность перед ними. Судьбы Сони Мармеладо-вой и Дуни связываются в его сознании в один узел социальных и нравственных проблем. После совершения преступления Раскольникова одолевают отчаяние и беспокойство. Он испытывает страх, ненависть к своим преследователям, ужас перед совершенным и неисправимым поступком. И тогда он начинает более внимательно, чем прежде, приглядываться к другим людям, сопоставлять свою судьбу с их судьбами.
Судьбу Сони Раскольников сближает со своей собственной, в ее поведении и отношении к жизни он начинает искать решение мучающих его вопросов.
Соня Мармеладова выступает в романе как носительница нравственных идеалов миллионов “униженных и оскорбленных”. Как и Раскольников, Соня - жертва существующего несправедливого порядка вещей. Пьянство отца, страдания мачехи, брата и сестер, обреченных на голод и нищету, заставили ее, как и Раскольникова, преступить черту нравственности. Она начинает торговать своим телом, отдает себя на поругание гнусному и развратному миру. Но, в отличие от Раскольникова, она твердо убеждена в том, что никакие жизненные тяготы не могут оправдать насилия и преступления. Соня призывает Раскольникова отказаться от морали “сверхчеловека”, чтобы стойко соединить свою судьбу с судьбой страдающего и угнетенного человечества и этим искупить свою вину перед ним.
“ Маленькие люди” в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами. Лучше быть раздавленным, чем давить других! К этому выводу постепенно приходит и главный герой. В конце романа мы видим его на пороге “новой жизни”, “постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью”.

Тема «маленького человека» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Сострадание есть величайшая форма

человеческого существования…

Ф. Достоевский Л. Толстой

Тема «маленького человека» в русской литературе широко представлена в творчестве многих великих русских писателей. Интерес к судьбе простого человека в условиях социальной несправедливости проявил А. С. Пушкин в «Станционном смотрителе», Н. В. Гоголь описал трагедию «маленького человека» в повести «Шинель», А. П. Чехов обратился к этой теме в рассказах «Тонкий и толстый», «Смерть чиновника», А. Н. Островский в пьесе «Бесприданница» создал образ мелкого чиновника Карандышева. Всех этих писателей можно справедливо считать великими гуманистами, потому что они проявили милосердие, сострадание, сочувствие к бедным людям и поставили в своих произведениях вопрос о необходимости кардинальных перемен в жизни «униженных и оскорбленных», отверженных обществом.

Не оставил в стороне тему «маленького человека» и Ф. М. Достоевский. Трагический мир его героев создает впечатление небывалой нравственной чистоты и духовной возвышенности.

В грязи пороков живут бедные люди в романе «Преступление и наказание». Достоевский находит в падших и обездоленных героях чистоту души, достоинство и то высшее начало, которое называется челоечностью. Все «маленькие люди» в романе тоскуют по истинно человеческому существованию. Мармеладов и его жена рыдают в напрасных поисках справедливости; мучается над вопросом, человек ли он, Раскольников; и даже безнравственный Свидригайлов хочет умереть, совершив перед смертью добро. Вера Достоевского в неиссякаемые глубины человечности волнует и убеждает писателя в том, что надо предостерегать людей от зла.

Разбросанные по всему роману описания ужасающей нищеты и безысходности доведены до трагизма в изображении семьи Мармеладовых. В чиновнике Мармеладове Достоевский показал крайнюю степень обездоленности и бедности. Трагедия этого «маленького человека» раскрывается в его исповеди. В грязном трактире, за липким столом, на котором стоит штоф с водкой, Мармеладов открывает свою душу. Обращает на себя внимание описание внешности этого героя: старый, совершенно заношенный фрак, застегнутый на единственную сохранившуюся пуговицу, скомканная грязная манишка. Это был человек «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом». Но портрет Мармеладова не только социально заострен, это в то же время превосходный психологический портрет, в котором передается одиночество «маленького человека» в буржуазном мире, его тщетные усилия вызвать к себе сочувствие и сострадание.

Из исповеди мы узнаем, что Мармеладов дошел до крайней степени нищеты. В его рассказе звучит трагическая история Сонечки, которая пошла на панель, чтобы спасти от голодной смерти своих близких людей. Вот поэтому Мармеладов и пьет, чтобы забыть свою распроклятую жизнь. «А разве у меня сердце не болит? Разве я не чувствую? Разве я не страдаю?» - в отчаянии говорит Мармеладов. Оказавшись в жизненном тупике, этот «маленький

человек» выбирает пассивную форму протеста. Смирение и покорность судьбе Мармеладов дополняет беспробудным пьянством. «...Ведь надобно же, чтобы у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели», - говорит этот несчастный человек. Им владеет полное отчаяние от сознания своей безысходности. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь,- обращается Мармеладов к Раскольникову, - что это значит, когда уже некуда больше идти?» Эти слова выражают последний предел отчаяния. Мармеладов не может противостоять жестокостям жизни, он находит смерть под колесами экипажа на мостовой, в грязи, на виду у десятка равнодушных глаз.

Главным обвинением буржуазному миру является образ Катерины Ивановны, жены Мармеладова. Ее портрет дан Достоевским на фоне убогого жилища: «Огарок свечи освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной. Через задний угол была протянута дырявая простыня... В комнате было душно...с лестницы несло вонью...». Этот интерьер подчеркивает крайнюю нищету семьи Мармеладовых.

Дрожащий свет догорающей свечи освещает лицо Катерины Ивановны. Видны яркие чахоточные пятна на ее щеках, запекшиеся губы, обращает на себя внимание лихорадочный взгляд.

Анализируя историю жизни и характер Катерины Ивановны, следует отметить, что она не из лагеря забитых и смирившихся с жизнью людей. Она принадлежит к лагерю бунтующих и ожесточенных людей. Достоевский пишет, что «ее можно было убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю, нельзя было». Поэтому так отчаянно Катерина Ивановна борется с нищеой. Она моет, скребет свою убогую комнату, штопает, стирает по ночам детское тряпье, старается, чтобы в ее семье было все, как у порядочных людей. Для этого она учит детей французскому, следит за их манерами и поведением. Озлобленная ударами судьбы, Катерина Ивановна исступленно ищет и требует справедливости. Это выражается в ее бунтарских поступках: и в сцене поведения ее на поминках мужа, и в драматичном эпизоде, когда она устраивает «демонстрацию нищеты». Несуразно нарядив своих детей, она заставляет их петь французские песни, как безумная, носится по городу, пока замертво не падает на мостовой, Вот последние слова, которые произносит Катерина Ивановна: «Уездили клячу! Надорвалась!»

Бунт Катерины Ивановны - это протест человека, доведенного до последней степени отчаяния, но не примирившегося с жестокой действительностью. Об этом свидетельствует ее решительный отказ от предсмертного причастия: «Что? Священника? Не нао... На мне нет грехов! Бог и без того должен протить... Сам знает, как я страдала!»

А. М. Горький назвал Ф. М. Достоевского «больной совестью нашей», потому что писатель воспитывает нравственную чуткость, милосердие, учит не знать покоя, пока человек страдает. Достоевский рассчитывал на то, что человечность можно восстановить за счет нравственного самоусовершенствования личности. Но, чтобы противодействовать злу, нужны решительные изменения несовершенного общества, в котором возникают трагедии «маленького человека». Вот почему снова и снова неотступно волнует душу главного героя романа Раскольникова тоска, которая зовет его к действию, к защите человечности.

Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман “Преступление и наказание”. В нем отражен отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов.
История нравственной борьбы главного героя романа, Родиона Раскольникова, разворачивается на фоне повседневной жизни города. Описание Петербурга в романе производит угнетающее впечатление. Везде грязь, вонь, духота. Из трактиров доносятся пьяные крики, на бульварах и площадях толпятся бедно одетые люди: “Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников... Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя”. Раскольников - один из этой толпы: “Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”.
Страшна жизнь и остальных героев романа - спившегося чиновника Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, умирающей от чахотки, матери и сестры Раскольникова, переживающих издевательства помещиков и богачей.
Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.
Однако Достоевский не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных характеров героев романа. Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. У доведенных до отчаяния “маленьких людей” начинают появляться различные фантастические “идеи”, не менее кошмарные, чем окружающая их действительность.
Такова “идея” Раскольникова о Наполеонах и “тварях дрожащих”, “обыкновенных” и “необыкновенных” людях. Достоевский показывает, как эта философия рождается из самой жизни, под влиянием ужасающего бытия “маленьких людей”.
Но не только судьба Раскольникова складывается из трагических испытаний и мучительных поисков выхода из создавшегося положения. Жизнь других героев романа - Мармеладова, Сони, и Дуни - также глубоко трагична.
Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и всю жестокость действительности. “Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!., ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!.. Понимаете ли, понимаете ли вы... что значит, когда уже некуда больше идти?..” - от этих слов Мармеладова, звучащих как вопль о спасении, сжимается сердце каждого читателя. В них, собственно, и выражена основная идея романа. Это крик души человека, изму шнного, задавленного своей неизбежной судьбой.
Главный герой романа чувствует тесную связь со всеми униженными и страдающими людьми, ощущает нравственную ответственность перед ними. Судьбы Сони Мармеладо-вой и Дуни связываются в его сознании в один узел социальных и нравственных проблем. После совершения преступления Раскольникова одолевают отчаяние и беспокойство. Он испытывает страх, ненависть к своим преследователям, ужас перед совершенным и неисправимым поступком. И тогда он начинает более внимательно, чем прежде, приглядываться к другим людям, сопоставлять свою судьбу с их судьбами.
Судьбу Сони Раскольников сближает со своей собственной, в ее поведении и отношении к жизни он начинает искать решение мучающих его вопросов.
Соня Мармеладова выступает в романе как носительница нравственных идеалов миллионов “униженных и оскорбленных”. Как и Раскольников, Соня - жертва существующего несправедливого порядка вещей. Пьянство отца, страдания мачехи, брата и сестер, обреченных на голод и нищету, заставили ее, как и Раскольникова, преступить черту нравственности. Она начинает торговать своим телом, отдает себя на поругание гнусному и развратному миру. Но, в отличие от Раскольникова, она твердо убеждена в том, что никакие жизненные тяготы не могут оправдать насилия и преступления. Соня призывает Раскольникова отказаться от морали “сверхчеловека”, чтобы стойко соединить свою судьбу с судьбой страдающего и угнетенного человечества и этим искупить свою вину перед ним.
“ Маленькие люди” в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами. Лучше быть раздавленным, чем давить других! К этому выводу постепенно приходит и главный герой. В конце романа мы видим его на пороге “новой жизни”, “постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью”.

    Образ Петербурга является одним из наиболее важных в романе. Прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события. В то же время образ столичного города имеет некоторую философскую перспективу. Разумихин, рассуждая о причинах пороков...

    Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек - это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” - это роман Достоевского,...

    Ф. М. Достоевский - «великий художник идеи» (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Роман «Преступление и наказание» - это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа...

    Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» сочетаются в Достоевском с неверием...

Тема и образ «маленького человека» неоднократно затрагивались многими русскими писателями. В числе тех, кто обращался к проблеме «маленьких людей», можно назвать А. П. Чехова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, и, несомненно, Ф. М. Достоевского, тема жизни «маленького человека» в обществе встречается и в одном из его самых известных романов «Преступление и наказание».

Мармеладовы

«Маленькие люди» этого произведения имеют свои мысли, идеи и убеждения, но оказываются задавленными жизнью. Один из первых персонажей этого типа, встречающийся на страницах романа – Семён Мармеладов, который рассказывает о своей судьбе Родиону Раскольникову в распивочной. Мармеладов – бывший чиновник, потерявший работу и беспрестанно пьющий как из-за этого, так и из-за страха и бессилия перед жизнью. Семья Мармеладова, как и он сам, кормится на деньги, добываемые дочерью Соней на панели. В дальнейшем развитии сюжета Мармеладов умирает, попав под колеса. Его жена также относится к «маленьким людям», однако она – несколько другая; она не является тем, кто кротко переносит все выпадающие на его долю невзгоды. Катерина Ивановна постоянно вспоминает о своем благополучном детстве, об учебе в гимназии. Женщина тщательно отгоняет мысли о падении и нищете, но именно она посылает падчерицу Соню торговать своим телом. Катерина говорит о своих аристократических связях и мечтает об открытии пансиона, с помощью этого как бы отгораживаясь от ужасающей действительности и нищеты. Поведение жены Мармеладова подтверждает, что и она оказалась сломлена всеми жизненными невзгодами, скрывая за своей гордыней невозможность противостоять трудностям судьбы.

Лужин

Абсолютно не похож на чету Мармеладовых такой персонаж произведения, как Петр Петрович Лужин, однако и его с полной уверенностью можно отнести к «маленьким людям». Проповедуемые им эгоистичные, нечеловеческие отношения приводят к полному атрофированию добрых, светлых душевных чувств. Лужину важна лишь его собственная выгода и карьера; для достижения своей выгоды он готов на любые унижения и безнравственные поступки, которые он совершает не напрямую, а подло, исподтишка, чтобы впоследствии не нести за них ответственности. Такие люди, как Петр Петрович, являются подлыми «маленькими людьми», которые никогда не смогут быть счастливыми по-настоящему.

Соня

А вот Соня Мармеладова, с первого взгляда очень похожая на «маленького человека», безропотно переносящего все удары судьбы, на самом деле не является им. Соня переступает законы нравственности только для того чтобы спасти голодающую семью, оставаясь человеком с чистой душой. Внутренняя стойкость и вера в Бога помогают девушке достойно переносить все выпадающие на ее долю унижения и даже помогать другим, жалеть их. Так, именно Соня помогает Раскольникову сначала признаться в совершенном убийстве, а потом – обрести душевное спокойствие и веру в Бога.

Заключение

На примере романа «Преступление и наказание» видно, что «маленькие люди» Ф. М. Достоевского все же несколько отличаются от подобных им персонажей других писателей и имеют свои особенности. Все они не способны дать отпор жизненным невзгодам, что проявляется в самых различных чертах: у Мармеладова – в самоуничтожении, у Катерины Ивановны – в непомерной гордыне, а у Лужина – в неутолимой жажде наживы и власти. Однако писатель видел для таких людей возможность спасения, которая выражается для него в искренней и сильной вере в Бога, которая и дала Соне Мармеладовой возможность несколько возвыситься над всеми и помочь Родиону Раскольникову.




Top